Сочинение после бала контраст

Обновлено: 06.07.2024

Основная часть произведения состоит из двух картин:
бала и сцены наказания, причем главной в раскрытии
идейного замысла, судя по названию рассказа, является
вторая часть.
Эпизод бала и события после бала изображены с помощью
антитезы.
Противопоставление двух картин выражено во многих
деталях: красках, звуках, настроении героев.
Первая часть произведения представляет собой описание
бала:
бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный,
музыканты знаменитые, Варенька в белом платье,
в белых перчатках, в белыхбашмачках.
Отец Вареньки красивый, статный, высокий, свежий,
с белымиусами.
Эта часть наполнена ощущением света, любви, радости,
счастья.
Мы видим, что рассказчик сильно влюблен, и всё в мире
представляет в радужных тонах.
Он смотрит на танцующих с восторженным умилением,
нежным чувством.
Перед ужином Варенька танцует со своим отцом –
полковником Б.,
красивым военным, обожающим свою дочь.
Гости любуются этой красивой парой, а в конце танца
даже аплодируют им.
Вторая часть рассказа -это уже иной мир:
в весеннем мокром тумане движутся пешеходы,
ломовые с дровами на санях, мокрые лошади,
покрытые рогожами извозчики шлёпают огромными
сапогами по талому снегу.
В конце поля виднеются солдаты в чёрных мундирах,
и раздаётся неприятная визгливая мелодия.
Перед поражённым наблюдателем разворачивается
страшная картина наказания.
Всё тот же полковник, с румяным лицом и белыми усами,
но теперь в сопоставлении с окровавленной, истерзанной
жертвой экзекуции, его красота и военная выправка
выглядят почти кощунственно.
Контраст усиливается, когда рассказчик видит как высокий,
статный полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьёт
по лицу малорослого, слабосильного солдата.
Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье
молодых людей, не подозревающих о существовании
другого, страшного мира, резко оттеняют мрачную картину,
нарисованную во второй части рассказа.


1ч. - "бал прекрасный" - 2-ая "что неестественно" ,
1ч." музыканты знаменитые"- 2ч." неприятная, визгливая мелодия" ,
1ч." разрумянившееся с ямочками лицо" -
2ч." сморщенное от страдания лицо татарина" ,
1ч." белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках" -
2ч." что то большое, черное, … это черные люди. солдаты в
черных мундирах" .
Последнее противопоставление цветов черного и белого
усилено ещё и повтором этих слов.
Контрастно и состояние главного героя в этих двух сценах,
его можно выразить словами: "Я обнимал в то время весь
мир своей любовью" -
и после бала: "Мне было до такой степени стыдно… Вот вот
меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня
от этого зрелища" .
Повтором этих деталей Л. Толстой хочет показать
искренность полковника в двух различных ситуациях.
Нам было бы проще понять его, если бы он где то
притворялся, пытался скрыть своё истинное лицо.
Но нет, он все тот же и в сцене экзекуции.
Эта искренность полковника, видимо, и привела
в тупик Ивана Васильевича, не позволила разобраться
до конца в противоречиях жизни, но свой жизненный
путь под влиянием произошедшего он изменил.
Поэтому и нет в заключение рассказа никаких выводов.
Талант Л. Толстого в том и состоит, что он заставляет
читателя задуматься над поставленными вопросами
всем ходом повествования произведения.

Рассказ Л. Н. Толстого “После бала” – очень небольшое по объему, но чрезвычайно глубокое по смыслу произведение. В его основе лежит прием контраста, антитезы. Рассказ делится на две части, которые резко противопоставлены друг другу.
Первая часть произведения представляет собой описание бала. Эта часть наполнена ощущением света, любви, радости, счастья. Во многом это объясняется тем, что рассказчик, повествующий обо всех событиях, очень сильно влюблен.

Поэтому в то время все в мире он видел в радужных тонах.
Бал проходил в доме

губернского предводителя, добродушного и хлебосольного старичка. “Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты – знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского”, – рассказывает Иван Васильевич. Но герой-рассказчик был пьян не от шампанского, а от любви, ведь на балу находилась его обожаемая Варенька Б., необыкновенная красавица: “… высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная”. Держалась Варенька всегда необыкновенно прямо, откинув немного назад голову.

Это придавало ей какой-то царственный вид,

“который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа”.
Видно было, что и девушка неравнодушна к рассказчику. Весь вечер молодые провели вместе: играли и танцевали. Под конец вечера Варенька подарила Ивану Васильевичу перо из своего веера.

Восторг – вот что испытывал герой на протяжении всего бала.
Перед ужином Варенька пошла танцевать со своим отцом – полковником Б., красивым военным, обожающим свою дочь. Их танец восхитил всех гостей. Они любовались на эту красивую пару, а в конце танца гости даже зааплодировали отцу и дочери Б. Было видно, как полковник любит свою дочь, как стремится дать ей все самое лучшее.

Рассказчик приметил, что Петр Владиславич носит домодельные сапоги старинного покроя, чтобы иметь возможность вывозить в свет свою Вареньку.
Охарактеризовать атмосферу этого вечера можно словами самого Ивана Васильевича: “Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство”.
Вторая часть рассказа, имеющее основное значение для раскрытия идейного замысла произведения, прямо противоположна первой. После восхитительной ночи наступает раннее утро, первое утро Великого поста. Рассказчик гуляет по городу, в душе его еще звучит ритм мазурки.

Но внезапно эта музыка перебивается другой: “жесткой, нехорошей музыкой”. Среди тумана герой-рассказчик видит черных людей (по контрасту с нарядными людьми из бальной залы). Они стояли в два ряда, между ними вели человека, оголенного по пояс. Каждый из солдат должен был ударить этого человека как можно сильнее.

Иван Васильевич выяснил, что перед его глазами происходит наказание беглого татарина.
Насколько светла и прекрасна первая часть рассказа, настолько страшна и отвратительна вторая. Если лейтмотивом первой части можно считать мелодию мазурки, то всю вторую часть сопровождает “неприятная, визгливая мелодия” барабана и флейты. Мне кажется, что противопоставлением чудесного танца полковника Б. и его дочери на балу является ужасная сцена наказания бедного татарина, где одним из главных героев тоже является полковник.

Только теперь он не отдыхает рядом с любимой Варенькой, а выполняет свои служебные обязанности.
Описание полковника, в общем-то, не изменилось. Мы видим все то же румяное лицо, седые бакенбарды. Изменились интонации, с помощью которых описывался этот герой, изменилось отношение рассказчика и читателей к этому бравому служаке.
По контрасту к портрету Вареньки, прелестной юной девушки, ласковой и величественной одновременно, дается описание беглого татарина: “Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека”.
Движение татарина по ряду солдат противопоставлено описанию танца в первой части. Если на балу танец отца с дочерью восхитил всех, то здесь движения пойманного беглеца напоминали страшный кукольный танец, движения марионеток, наводящие ужас.
Кроме того, если в первой части полковник Б. подвел к рассказчику свою дочь, передавая ее заботливому кавалеру, то во второй Петр Владиславич, увидев рассказчика, отвернулся от него, как от незнакомого.
Увиденная картина до глубины души поразила Ивана Васильевича. Шок был настолько глубок, что рассказчик принял решение никогда и нигде не служить, только бы не совершать таких чудовищных поступков. Сцена наказания беглого татарина становится еще страшней, если учесть, что она происходила в первый день Великого поста.

После языческой масленицы, описанной в первой части, наступает самый важный христианский пост, когда человек должен забыть все мирское и обратиться к своей душе. Но именно в это время рассказчик становится свидетелем самого большого преступления человека – преступления по отношению к себе, к своей душе.
Ведущим художественным приемом в рассказе Толстого “После бала” является прием контраста. В этом произведении противопоставляются две части рассказа: сцена бала и сцена наказания; противопоставляются герои, их поступки. Кроме того, кардинально различны настроения, эмоции, музыкальные лейтмотивы произведения.

Читатель сразу замечает яркую противоположность настроения и атмосферы во время бала и после. Тем самым писатель образно разделил рассказ на две части. Так, на балу преобладает светлая гамма цветов. Роскошен и прекрасен бальный зал, где бросаются в глаза приятные образы гостей, музыка, шампанское. Такие незначительные детали играют важную роль для понимания приёма контрастности. Также стоит обратить внимание на личность рассказчика и полковника, отца Вареньки. Иван Васильевич предстаёт перед читателями опьянённым любовью юношей, который по истине счастлив. Весь мир в тот момент был для него прекрасен и мил. В образе полковника также наблюдаются исключительно положительные черты. На его лице можно заметить ласковую улыбку, а сам он любезен и дружелюбен. Но автор мастерски использует приём контрастности, описывая все то же самое после бала. Меняется настроение произведения. Неприятная, жёсткая и плохая музыка, напоминающая мазурку, сопровождает вторую часть рассказа. Начинают преобладать тёмные и мрачные цвета при описании солдат. Ключевым моментом в рассказе является наказание беглого татарина. Сердце рассказчика обливалось кровью, когда он смотрел на его сморщенное от боли лицо. Шаги татарина босыми ногами по талому снегу напоминают танец марионетки. Мы видим, как противопоставляются его движения танцам гостей на балу. Страшным наказанием руководил отец Вареньки. Контрастная картина, созданная Толстым, показывает, как меняется и восприятие личности полковника. Не кажется он больше вежливым и дружелюбным мужчиной с ласковой улыбкой на лице. Увидев рассказчика, он и вовсе сделал вид, что они не знакомы.

Молодой человек стал свидетелем самого страшного преступления — преступления по отношению к моральным ценностям. Сердце рассказчика обливалось кровью, подступала тошнота. Если совсем недавно, буквально несколько часов назад, он любил весь мир, то после сцены наказания он был подавлен. Тем самым противопоставляется отношение героя к жизни во время бала и после.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

Сахалинский государственный университет

Институт филологии, истории и востоковедения

Кафедра русской и зарубежной литературы

Астапенок Мария Андреевна

Прием контраста в рассказе

Курсовая работа

Направление подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование.

Творчество Л.Н. Толстого – сокровище русской литературы, без него невозможно представить ее во всем ее многообразии. Талант Л.Н. Толстого дал литературе замечательные произведения, ставшие отражением не только современной писателю эпохи, но и настоящей энциклопедией человеческих душ.

Произведения писателя востребованы в настоящее время, так как вопросы, поднятые автором, значимы в современном мире. В этом заключается актуальность данной работы.

Гуманизм Толстого, его проникновение во внутренний мир человека, протест против социальной несправедливости не устаревают, а живут и воздействуют на умы и сердца людей и в наши дни.

С именем Толстого связана целая эпоха в развитии русской классической художественной литературы.

Наследие Толстого имеет большое значение для формирования мировоззрения и эстетических вкусов читателей. Знакомство с его произведениями, исполненными высоких гуманистических и нравственных идеалов, несомненно, способствуют духовному обогащению.

В русской литературе нет другого писателя, творчество которого было бы столь многообразно и сложно, как творчество Л.Н. Толстого. Великий писатель развил русский литературный язык, обогатил литературу новыми средствами изображения жизни.

Мировое значение творчества Толстого определяется постановкой великих, волнующих общественно-политических, философских и моральных проблем, непревзойдённым реализмом изображения жизни и высоким художественным мастерством.

Его произведения — романы, повести, рассказы, пьесы читают с неослабевающим интересом всё новые и новые поколения людей на всём земном шаре. Об этом свидетельствует тот факт, что десятилетие с 2000 по 2010 гг. было объявлено ЮНЕСКО десятилетием Л.Н. Толстого.

В настоящий момент не существует обобщающей работы о значении контраста в творчестве писателя. В данной работе предпринимается попытка на основе анализа произведений Л.Н. Толстого выявить роль контраста в художественном замысле писателя. В этом заключается научная новизна исследования.

Объектом исследования являются произведения Л.Н. Толстого.

Предмет исследования – прием контраста и его функции в поэтике Л.Н. Толстого.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи :

– изучить, проанализировать и творчески осмыслить литературу по исследуемой теме;

– основываясь на анализе текстов произведений, обозначить основные художественные формы и функции контраста в творчестве Л.Н. Толстого;

В работе используются общенаучные методы : наблюдение, сопоставление, сравнительный, филологический анализ, обобщение, метод герменевтики.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования основных ее положений и выводов в школьном и вузовском преподавании истории русской литературы XX века при проведении спецсеминаров и спецкурсов по проблемам творчества Л.Н. Толстого .

Основная цель и задачи исследования определили следующую структуру работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, в котором насчитывается 27 источников.

Глава 1. Прием контраста в литературоведении и поэтике Л.Н. Толстого

1.1. Контраст как один из приемов организации художественного текста

а) отношение противоположности;

б) отношение противопоставленности;

в) отношение резко выраженной противоположности.

Из определений исследователей О.С. Ахмановой, В.В. Одинцова, Л.А. Новикова, И.И. Ковтуновой и других следует, что под контрастом понимается фигура речи, которая заключается в антонимировании (противопоставлении) лексико-фразеологических, фонетических и грамматических единиц, воплощающих контрастное восприятие писателем действительности. Контраст представляет собой источник синтагматического напряжения, проявляется на всех уровнях языковой организации и в композиционной структуре художественного текста.

Контраст возникает в результате появления неожиданного элемента (стилистической фигуры, отличной грамматической формы) в нейтральном контексте, находя свое выражение в системе разноуровневых оппозиций (лексических, стилистических, синтаксических), и функционирует как один из видов семантико-стилистической организации текста. Продуктивным для исследования является мнение о том, что система противопоставлений в большей степени определяет художественный текст, чем структура сюжета. Контраст может иметь место не только в области всех языковых уровней, но и в противопоставлении образов и планов описания художественных произведений, речевого поведения людей в конфликтных ситуациях.

Структура контрастов двучленна и представляет собой органическое диалектическое единство противоположностей, что и порождает необходимый смысловой и эстетический эффект. Базой для создания контраста служат, в первую очередь, антонимы, которые обретают в художественном тексте необходимую экспрессивность и реализуют авторские идеи, связанные с раскрытием образа героев и с наиболее рельефным изображением действительности. Наряду с антонимами, представляющими собой явление языка, в качестве лингвистической основы для контраста выступают антонимированная лексика разных частей речи, межчастеречные антонимы, контекстно противопоставляемые слова.

Таким образом, к онтраст, являясь отражением одной из основных закономерностей человеческого мышления – познания мира через соотношение противоположностей, в художественной литературе выступает как важный компонент авторского стиля, который создается многообразием художественных средств, воплощающих контрастное восприятие писателем действительности. Разнообразные формы словесных контрастов составляют сложную систему средств художественной речи.

1.2. Роль контраста в произведениях Л.Н. Толстого

Контраст можно определить как один из способов восприятия художником действительности. Стремительность изменений в жизни общества на рубеже Х I Х – ХХ веков, резкое обострение социальных конфликтов, смена литературных направлений, усложнение научных представлений о мире формировали в искусстве этого времени новое восприятие действительности в единстве ее разнообразных, далеких друг от друга и противоречивых явлений. Принцип контраста стал одним из ведущих в поэтике ряда направлений и индивидуальных поэтических систем XX в.

Значение приема контраста в литературе сложно переоценить, потому что литература, как и другие виды искусства, является в некотором роде двигателем прогресса, заставляет человечество не только инертно мыслить, но и действовать, литература побуждает. А помогает ей в этом прием контраста, благодаря которому можно точнее выразить замысел произведения, обличить и противопоставить различные аспекты.

Л.Н. Толстой широко использует прием контраста в своих произведениях. Многогранность творчества писателя, тяготение автора к контрастному изображению действительности четко прослеживается в реализации динамики художественного смысла. Использование приема контраста позволяет не только показывать события с нескольких сторон, но и в какой-то степени оказывать существенное влияние на действия героев. Л.Н. Толстой умело использует контраст, чтобы показать, как может измениться жизнь человека не только от случая, но и от восприятия контрастности того мира, в котором он живет.

Антитеза – риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом 8 . Антитеза основана на сравнении двух противоположных явлений или признаков, присущих, как правило, разным предметам. Для нее не характерно слияние воедино противоположных понятий.

Функции антитезы в романе "Война и мир" очень разнообразны. Этот стилистический прием лежит в основе принципа композиции, на нем строится система персонажей, с его помощью создаются художественные образы и раскрывается внутренний мир действующих лиц.

Художественное пространство романа Толстого как бы ограничивается двумя полюсами: на одном полюсе - добро и мир, объединяющие людей, на другом - зло и вражда, разобщающие людей. Толстой испытывает своих героев с точки зрения закона "непрерывного движения личности во времени". Герои, способные к душевному движению, к внутренним изменениям, по мысли автора, несут в себе начала "живой жизни" и мира. Герои, неподвижные, неспособные чувствовать и понимать внутренние законы жизни, оцениваются Толстым как носители начала войны, разлада. В своем романе Толстой резко противопоставляет ϶ᴛᴎх персонажей. Так, салон Анны Павловны Шерер Толстой ʜᴇ зря сравнивает с прядильной мастерской, с бездушной машиной. Через весь роман проходит антитеза "правильность - неправильность", "внешняя красота - живое очарование" 10 . Для Толстого неправильные и даже некрасивые черты лица Наташи гораздо привлекательнее, чем античная красота Элен: жизнерадостный (пусть и ʜᴇ к месту) смех Наташи в тысячу раз милее "неизменной" улыбки Элен. В поведении героев автор также противопоставляет стихийное разумному, естественное театральному. Для Толстого "ошибки" Наташи гораздо естественнее и натуральнее, чем рассудочное поведение Сони. Законченным воплощением начала войны в романе стал Наполеон. Он ʜᴇ только постоянно играет на публику, но и наедине с собой остается актером. Он мыслит себя великим полководцем, ориентируясь на некие античные образцы. Полным антиподом Наполеона является в романе Кутузов. Он является истинным выразителем духа нации.

"Мысль семейная" противопоставляет семью Ростовых "клану" Курагиных.

Антитеза "ложное - истинное" используется Толстым и при изображении душевных движений своих героев. Так, Пьер на дуэли, чувствуя всю глупость и ложность ситуации, ничего ʜᴇ предпринимает для ее удачного разрешения, а требует "скорее начинать" и усиленно заряжает свой пистолет.

Таким образом, прием антитезы играет немаловажную роль в романе "Война и мир". Она на идейно-композиционном уровне помогает разграничить добро и зло, показать опасность эгоистическое разъединения людей, наметить пути нравственного совершенствования личности, т.е. служит средством выражения авторской позиции в романе.

Продолжая анализировать соотношение сюжетных линий, мы исследуем стыки переходов от одной линии к другой, замечая при этом, что соотнесенность (то в виде аналогии, то в виде антитезы) линий Анны и Левина еще ярче проявляется на стыке глав. Соотнесенность эта может проявляться в сходстве психологических ситуаций, совпадении интонаций, вплоть до повторения одних и тех же фраз.

Таким образом, контраст играет важную роль в произведениях Л.Н. Толстого. Система контраста в творчестве писателя отличается сложностью, многообразием именно потому, что является воплощением одного из основных творческих принципов художника, обусловленного особенностями мировосприятия, творческого мышления автора.

Читайте также: