Сочинение по военной фотографии

Обновлено: 07.07.2024

«Этой фотографии уже больше полувека! На ней изображён 3-А класс школы №13 города Макеевки, в котором училась моя бабушка Надя. Моя бабушка всегда была отличницей и старостой в школе. Каждый день перед уроками она со своими помощниками проверяла чистоту, аккуратность и внешний вид учеников. На партах был абсолютный порядок: учебник в учебник! В дневниках тоже было чисто, так как дневник – лицо ученика. Все девочки носили поверх школьной формы беленькие фартуки, на голове – бантики. Мальчики ходили в костюмах, у всех – обязательная короткая стрижка. Во время проверки чистоты в классе царила строгая дисциплина, дети не жаловались, не шалили и понимали, что всё это нужно для класса, а потом пригодится в жизни.

«Я хочу рассказать историю моей прабабушки – Екатерины Иосифовны. Мама очень часто открывает семейный альбом, и когда она его смотрит, то на её глазах появляются слёзы… Мама ставит в пример свою бабушку и рассказывает мне и моей старшей сестре о силе и воле женщины Екатерины Иосифовны, которая потеряла в молодости ногу во время Великой Отечественной войны. Но это её не сломило, она окончила школу шитья, устроилась на фабрику, где шила одежду для советских людей. Многие часто приходили к ней, чтобы она сшила им какие-либо вещи.

На тот момент у неё уже была семья. Старшая дочь умерла, но и это её не сломило, и она родила ещё одну дочь – мою бабушку, Наталью Николаевну, но растила она её одна, потому что мужа сослали в Сибирь.

«Я очень люблю сидеть в кресле и рассматривать семейный альбом. Он уже пухленький из-за большого количества фотографий меня, моего младшего брата, моих родителей, бабушек и дедушек. Среди фотографий есть цифровые и яркие, которые распечатаны совсем недавно, цветные фотографии, цвет которых чуть-чуть потускнел, чёрно-белые и совсем старые, которые уже пожелтели за время своего существования.

Вот эти совсем старые, пожелтевшие фотографии, которые уже поистрепались со временем, и привлекают меня больше всего. Эти фотографии – настоящая машина времени, которая переносит меня из 21 века в начало 20. Когда я рассматриваю такие фотографии, мне иногда даже не верится, что мир так изменился.

Больше всего я люблю старую фотографию своих бабушки и дедушки с моей мамой на руках. Они на ней совсем не такие, как сейчас, а молодые, влюблённые. На их лицах улыбки, а в глазах огоньки, которые говорят о том, что они верят – впереди у них счастливая жизнь.
Времена детства и молодости моей бабушки и дедушки совсем не простые. Тогда не было дискотек, телевизоров, телефонов. Им приходилось много трудиться на работе, но и после работы была куча дел по дому. Тем более, что ни стиральной машинки, ни посудомойки, ни микроволновки тогда не было.
Но, тем не менее, они не отчаиваются, а после всей работы выходят отдохнуть радостные и уставшие.

А теперь о политике.) Как же без неё? Вы обратили внимание на фамилии моих учеников? Донецкий край - многонациональный. "Дети разных народов" дружно сотрудничают в одном классе. И прошу заметить: ни разу! я повторяю: ни разу! за всю мою многолетнюю педагогическую практику не было ни одной ссоры на почве "национального вопроса". Дети ещё раз подтверждают аксиому: национальность для дружбы не имеет значения, главное - плохой ты или хороший человек, можно ли с тобой пойти в разведку.
Так что, господа, подумайте. учитесь у детей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

Бавлинского муниципального района РТ

"Фотография из семейного альбома"

(сочинение-исследование: мои родные-участники Великой Отечественной войны)

Выполнила : Гаврилова Ангелина,

ученица 6 б класса МАОУ СОШ № 5,2002 г.р.,

проживающая по адресу: ул.Сайдашева 36,кв.7

Учитель: Гимранова Г.М.

Они исполнили солдатский долг суровый,

И до конца остались Родине верны,

И мы в историю заглядываем снова,

Чтоб день сегодняшний измерить днём войны.

Как-то вечером, листая семейный альбом, я обратила внимание на старую пожелтевшую от времени фотографию. Со снимка на меня смотрел одетый в военную форму молодой парнишка, с короткой стрижкой, серьёзными глазами и обворожительной улыбкой. Поинтересовавшись у бабушки, я узнала, что это мой прадедушка- Шарифуллин Зиннур Гарифуллович, участник Великой Отечественной войны.

Мы, поколение 21 века, не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паёк. Об окопах и траншеях можем судить по кинофильмам, военным фотографиям и рассказам фронтовиков. Но мы обязаны знать, какой ценой было завоёвано наше счастливое будущее.Советский народ долгих 1418 дней шёл дорогами войны, чтобы спасти нашу Родину и всё человечество от фашизма.

Нет в России семьи такой,

Где б не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят.

Ни одну советскую семью не обошла война стороной. Не обошла она и нашу.

В очередном сражении был тяжело ранен и лежал без сознания на поле боя. Немцы проходили среди наших солдат, проверяя штыками, нет ли среди них живых. Прадедушка не выдал себя. Враги, уходя, сняли с него сапоги. Он, истекая кровью, босиком по снегу, тащил на плащ – палатке своего раненого командира до соседней деревни. У него была прострелена рука, пуля прошла насквозь в локтевом суставе. Ему предлагали ампутировать руку, но он не согласился. Рана от пули зажила, но рука сгибалась плохо.

После госпиталя он был направлен во внутренние войска для обучения и подготовки новобранцев. Молодые солдаты восхищались моим прадедушкой, его выдержкой, он, раненый, обучал их всему, не ушел в тыл. В этих войсках он служил до конца войны. Мой прадед был удостоен множества наград. В мирное время работал на разных должностях в сельском хозяйстве. Они вместе с супругой воспитали восьмерых детей. Он умер 17 апреля 2007 года в возрасте 93 года.

Я горжусь своим прадедом и другими солдатами, которые завоевали нашу Победу. Мы им обязаны своей жизнью и мирным небом над головой, поэтому никогда не должны забывать об их подвиге! А в этом нам помогают старые фотографии из семейного альбома.

Война… Оно пропитано кровью и болью, разрушением и горем, страхом и смертью. Это не заживающий след в истории всей нашей страны. Из каждой семьи отец, брат, муж были призваны на фронт. Не жалея жизни, сражались они за своё Отечество, за счастье, за спокойную жизнь детей, матерей, любимых. Долгие мучительные четыре года были наполнены изводящим страхом за судьбу близких. Для победы каждый готов был отдать жизнь. Это слово вошло в каждую семью, и вот уже семьдесят пятую годовщину отзывается болью и скорбью в сердцах миллионов людей.

Всё меньше очевидцев той страшной войны и тех, кто слышал их рассказы, но остались безмолвные свидетели судеб людей, выигравших эту войну, — пожелтевшие фотографии… Многое могут рассказать и показать эти свидетели.

В нашей семье их бережно хранят.

Я беру в руки фотографии, рассматриваю их. Что они значат для меня? Что я ощущаю? Трепет. Волнение. Связь поколений. Память.

Много может рассказать фотография Дмитрия Флегонтовича Панфилова, родного брата моей прабабушки. Особо поразил меня его боевой путь.

Дмитрий Флегонтович Панфилов родился 21 сентября 1924 года в городе Кузнецке Пензенской области. В 17 лет он становится курсантом военного училища. А в августе 1943 года после окончания Ульяновского танкового училища назначается командиром танка. Танки использовались на важных участках обороны, отражали с места кинжальным огнём наступавшего врага и вместе с пехотой контратаковали противника. В первом бою на танке запомнилось ему, как передавали его рассказы дедушка с бабушкой, одно: броня жгла то огнем, то холодом, битая колея вытряхивала душу. Боевое крещение — первый бой принял с честью.

А потом было участие в танковых засадах, когда, тщательно маскировались танки, и мощным прицельным огнем палили скорострельно из засад с большим обзором, подпуская на 100 – 200 метров врага, чтобы наверняка поразить. Меняя позицию в засаде, экипаж выходил из боя под огнем противника задним ходом до первого укрытия (при развороте подставлялись борта танка). Ещё были ожесточённые бои на Брянском фронте, участие в Орловской стратегической операции. В ноябре того же года перевели Дмитрия на первый Прибалтийский фронт уже в должности командира взвода танков. На войне взрослели быстро. С немцами лицом к лицу, по воспоминаниям прадеда, встретился он уже в июле 1944 года, когда в блиндаж, где он лежал с ранением, привезли нескольких пленных. Вид жалкий, и уже не испытываешь ту ненависть за все их злодеяния, как в бою лицом к лицу. Такой же как он раненый, которому врач оказывал помощь, только ранение полегче. После тяжёлого осколочного ранения у много повидавшего и испытавшего танкиста началась гангрена, доктора требовали ампутацию ног, но он категорически отказался. Молодой организм справился с инфекцией, и… снова передовая.

А когда пришла долгожданная победа, молодой фронтовик поступил в Сызранский нефтяной техникум. Стране была нужна нефть.

И люди, не сломленные войной, стойкие, как Дмитрий, её искали и налаживали добычу. Ульяновская, Куйбышевская, Пермская область, города Краснокамск, Бугуруслан, Тюмень. - вот только часть географии из его биографии по поиску и добыче нефти.

А с этой фотографии смотрит серьёзная Татьяна Васильевна, его жена. Война застала её в выпускных классах школы, тем не менее, она смогла подготовиться к сдаче экзаменов и стала студенткой Саратовского медицинского института, факультета охраны материнства и младенчества.

Город принял деревенскую девушку сурово. С сентября 1942 года по конец 1943 года Саратов находился на военном положении. Постоянные налёты фашистской авиации, заклеенные крест–накрест оконные стёкла, зенитные орудия на площадках и в скверах. Холод в комнатах.

Преодолев все трудности, Татьяна Васильевна стала прекрасным врачом–педиатром. Скольких маленьких пациентов в поликлиниках, амбулаториях, больницах вылечила и спасла она от смерти за эти годы! Последним местом её работы стал город Урай Ханты–Мансийского автономного округа в Западной Сибири. Туда только на вертолётах и не часто можно было добраться. И решение, спасая жизни людей, приходилось принимать на месте, делая порой невозможное.

Нет давно уже Дмитрия Флегонтовича, он умер в 2009 году. В 2017 году ушла из жизни и Татьяна Васильевна. А награды, ордена, медали и фотографии остались с нами. И часто вечерами, сидя за столом с дедушкой, мы листаем альбом, рассматривая пожелтевшие фотографии, вспоминая съезжавшихся на малую родину многочисленных родственников на девятое мая, представляем все события, связанные с жизнью и судьбой тех, кто подарил миру Великую Победу.

Перебирая и рассматривая фотографии, я пришла к осознанию того, что по-разному сложился жизненный путь тех, чья молодость пришлась на период Великой Отечественной войны, тех, кто вернулся с войны. Но я поняла одно: они не ожесточились на тех, кто развязал войну и по чьей вине погибли миллионы людей, они никогда не теряли оптимизма, не сдавались, как бы трудно им не приходилось. И мы никогда не должны забывать о тех, кто участвовал в той страшной войне! Мы должны быть их достойным продолжением, должны научиться также любить жизнь и жить верой в будущее. Я очень горжусь, что мои родные участвовали в Великой Отечественной войне, защищали Родину и служили ей. Для меня они настоящие герои.

В день Победы мы почтим светлой памятью тех, кто подарил нам возможность жить в самой прекрасной в мире стране, и будем вспоминать их, листая альбомы семейных фотографий, показывая своим уже детям и внукам безмолвных свидетелей войны.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Годы Великой Отечественной войны не должны уйти в забвение. Никогда! Чем больше проходит лет, тем живей и значительней встают они в памяти тех, кто еще помнит грозовые сороковые, кто знает о них по рассказам очевидцев. Память – это то, что объединяет разных людей разных поколений, соединяет прошлое с настоящим и будущим. Мы, молодежь, должны уважать нашу историю, наше прошлое, каким оно горьким не было. Мы обязаны чтить память о тех, кто отдал свои жизни для того, чтобы мы сейчас были свободны и могли любоваться чистым небом. Ради их памяти. Ради нас самих. Такой ниточкой между прошлым, настоящим и будущим являются фотоснимки военных лет.

Вглядываясь пожелтевшие любительские фотографии, видишь молодые, задорные лица, участливые глаза тех, кто прожил, может, и короткую, но большую жизнь, многое вынес, прошел через испытания, через смерть близких и остался жить. Соприкасаясь с историей из далекого для нас военного прошлого, понимаешь, как рано взрослели мальчики, и становились мужчинами, воинами, способными защитить свое Отечество, а если понадобится - отдать жизнь.

У меня в руках пожелтевшая фотография с молодыми, красивыми лицами солдат. Одно из них я знаю, это мой прадедушка Паша – Шахмамедов Павел Ширмамедович. Он родился и вырос в Сталинградской области. В 1942г. 10 июля его, 18 – летнего, призвали в армию, вернее, на фронт под Сталинград, в 125-й минометный полк. Попал в самое пекло.

19 ноября 1942г. началось легендарное наступление, решившее исход войны. Минометный расчет П. Ш. Шахмамедова в битве под Сталинградом с честью выдержал испытание. Недаром были они в числе передовой части резерва Главного командования в составе 51-й армии.

Военные дороги моего прадедушки были еще долгими до Победы. Участвовал в освобождении Ростова, форсировал Дон. В 1944 г. штурмовал Турецкий вал под Красным Перекопом. При форсировании Сиваша Павла ранило в левую ногу. После госпиталя – снова в бой: в 1-ю гвардейскую армию генерала-майора Никитина командиром минометного расчета 10-го гвардейского батальона. В начале ноября 1944г. часть, где воевал Шахмамедов, соединилась с югославскими партизанами. Освобождали Югославию. Так появилась эта фотография. В верхнем ряду югославские партизаны Савва Секулич и Васа Шашиначки. В нижнем ряду слева направо бойцы Красной Армии С. Коновалов из Астрахани. П. Шахмамедов, Заворошкин из Горького, Бурлаков из Саратова.

Осенью 1944г. советская армия вступила на венгерскую землю. Здесь П. Шахмамедов участвовал в последнем для него бою на северо-западе села Фюле, недалеко от озера Балатон. 16 января 1945г. при массированном контрнаступлении немцев он был трижды ранен. Ранение было тяжелым: в грудь, ключицу и руку. Пуля прошла навылет в 2,5 сантиметрах от сердца. После госпиталя на чужой земле он был перенаправлен на лечение в Сочи, в советский тыл.

В майские дни 45-го в Сочи шумела весна, щедро светило солнце, все цвело. Сама природа радовалась грядущей победе. Только не спалось в госпитале солдатам. Прислушивались к сводкам Совинформбюро. В Берлине еще шли бои. В ночь на 9 мая официально было объявлено о Победе. Бойцы, пережившие смерти, потери, горе, плакали от счастья. Война закончена. Всеобщее ликование, радость и боль утрат. Нет снами сегодня прадедушки, участника Великов Отечественной войны Павла Шахмамедова. А старая фотография продолжает жить, напоминает о прошедшей войне нам, молодым, о геройском подвиге Советского Солдата.

Кикишвили Анастасия Александровна

Рамка для фотографии. Мастер-класс

Рамка для фотографии. Мастер-класс Рамка для фотографий - очень нужный элемент украшения домашнего интерьера. В магазине их великое множество. Можно купить, но тогда не.

Родители и воспитатели: два берега одной реки 1. Цель: установить эффективное и целенаправленное взаимодействие с родителями. Задачи: • создать условия для эффективного взаимодействия.

Юджин Смит. Терри Мур. 1945


(Ничейная земля, между позициями британской и русской армий, покрытая неразорвавшимися ядрами).
Крымская война. 1855' style='width:570px; height:450px; ' title='Роджер Фентон. Долина смерти.
(Ничейная земля, между позициями британской и русской армий, покрытая неразорвавшимися ядрами).
Крымская война. 1855' />

Роджер Фентон. Долина смерти.
(Ничейная земля, между позициями британской и русской армий, покрытая неразорвавшимися ядрами).
Крымская война. 1855

Роджер Фентон. Зуав. Крымская война. 1855

Люшин Перкинс. Автобус с беженцами. Косово. 1999

Н. Соколов. Лошадь пала. 1915

Торелли. Афганистан. 2002

Избранные фрагменты разных работ, собранные в виде отдельной подборки Ириной Чмыревой, становятся моделями теоретического дистанцирования по отношению к двум радикальным мужским практикам - войне и фотографированию войны.

Фотография

В отличие от словесных описаний, картин и рисунков фотографическое изображение воспринимается не столько как выражение некоего мнения об этой реальности, сколько как частица самой реальности, фрагмент мира, который каждый может изготовить самостоятельно или, на худой конец, просто приобрести.

. Фотография не есть только результат контакта между фотографом и событием, ибо съемка — событие само по себе. Мы признаем все более безапелляционные права главного участника этого события — фотографа — вмешиваться, вторгаться во все наши дела и иные события и даже игнорировать их. Повсеместное присутствие фотокамеры настойчиво внедряет в нас сознание того, что время состоит только из событий, достойных быть заснятыми на пленку.

Фотография и война

Война и фотография

Фотография возникла в 1830-х как эксперимент закрепления светового образа на чувствительной к свету поверхности. И мы можем уверенно говорить о появлении военной фотографии уже в 1850-х.

Между войной и техническим прогрессом есть неразрывная связь, они зависимы друг от друга, они вдохновляют и питают друг друга. параллельное развитие техники войн и цивилизации в целом положительно сказалось и на фотографии.

. Военная фотография меняется в зависимости от технического прогресса и того, что каждый конкретный художник хочет сказать о войне, какой он хочет преподнести ее людям сквозь призму своих мыслей и чувств, какие задачи поставлены перед ним.

Насколько уместно говорить о военной фотографии как об искусстве? Искать в ней композицию и красоту? Что есть военная фотография? Произведение романтических безумцев или голая неприкрытая правда, без этики и политкорректности? На эти вопросы даже у военных фотографов у каждого свой ответ.

* Мария Смирнова, художница, фотограф, участник I Международного фестиваля медиаискусств в Варшаве (2005)

Фотограф на войне

Однажды в 2004 году Дэвид Лисон сидел за компьютером в своем доме в Далласе, просматривая интернет-страницы, в том числе видео-интервью с Дэвидом Дугласом Данканом. Когда патриарх американской фотожурналистики стал описывать свои впечатления от съемки похорон морского пехотинца, которую он сделал пятьдесят лет назад, Лисон заплакал.

То, что случилось с Дэвидом Лисоном в этот день, называется нервным срывом на почве пост-травматического стрессового синдрома (PTSD). Он получил его, вернувшись из Ирака, куда ездил в 2003 году снимать для родной газеты Dallas Morning News. Вместе с Третьей пехотной дивизией он пересек пустыню и вошел в Багдад, фотографируя американских солдат в центре сражений. Эта работа принесла ему Пулитцеровскую премию в следующем, 2004 году.

Признание обошлось большой ценой. По данным The New England Journal of Medicine, больше 16-ти процентов солдат, воевавших в Ираке, страдают PTSD. Однако никто не взялся изучить таким образом контингент журналистов, освещавших иракскую кампанию.

Дирк Халстид: Какие чувства вызывала у тебя твоя работа в начале твоей карьеры?

Д. Х.: Когда ты попал в плен, ты предполагал, что останешься в живых?

Д. Л.: Нет, я думал, что меня убьют. Особенно когда они поставили нас к стенке — меня и фотографа из Вашингтон Таймс, Дану Смит. Мы работали вместе в то время. Я не знаю, почему люди идут на такую работу. Я не думаю, что кто-то делает это ради денег. Я надеюсь, что никто не делает это ради денег.
. Когда военные возвращаются с войны, они остаются в окружении коллег, среди тех, кто прекрасно понимает, сквозь что они прошли. Они могут рассказывать о том, что они думают по этому поводу, они могут излить свою боль. У журналистов все по-другому, потому что им нельзя явиться на вечеринку и начать говорить об этом. Вот что значит работать военным журналистом, особенно для ежедневной газеты. Ты едешь и снимаешь все эти ужасы. И возвращаешься, чтобы пойти на детский праздник. И ты должен переключиться на ту жизнь, которая была у тебя до командировки. И это совсем не просто.

Д. Х.: Что бы ты посоветовал тем, кто собирается посвятить себя военной фотожурналистике?

Дэвид Лисон* прошел сквозь ад.
Интервью с военным фотокорреспондентом.
Дирк Халстид — для Интрнет-журнала TheDigitaljournalist. org, 2005

*Дэвид Лисон, американский военный фотокорреспондент, обладатель Пулитцеровской премии за съемки в Ираке (2004)

Роль фотографа

Война как разрушение фотографии.

Война ведет к потере памяти

Я был поражен тем обстоятельством, что многие чеченцы не имели семейных альбомов или просто каких-либо фотографий: они были утрачены в результате войны! Это, пожалуй, самое впечатляющее свидетельство того, что война и разрушения уничтожают вертикальную (временную) целостность общества на семейно-личностном уровне, лишают его запечатленной памяти. Отсутствие этих прошлых картинок создает пространство для воображаемого прошлого.

* Валерий Тишков, директор Института этнологии и антропологии РАН.

Эпохальные даты военной фотографии


Военная фотография — продукт развитой европейской цивилизации. Портрет военного мы можем встретить и на ранних европейских, русских, американских дагерротипах еще в 1840-х годах; среди первых сохранившихся фотографий, сделанных в Японии в 1860-х, — портреты самураев. Но военная фотография не только и не столько портрет военного человека. Как только фотография приобрела относительную мобильность, вышла за пределы съемочного павильона, ей под силу стала работа на полях сражений. Вероятно, первая легенда военной фотографии — Роджер Фентон, проделавший с обозом фотографического оборудования путь из Англии через всю Европу в Крым, на съемки Крымской войны, сражений между британскими и русскими войсками за право владеть полуостровом. О съемках Фентона уже в 1860-х писали в превосходной степени; хотя о том, что с российской стороны также работали фотографы, претерпевшие не меньше лишений и обремененные не меньшим числом трудностей, в том числе, технического плана, стало известно относительно недавно.


Роджер Фентон. Долина смерти.
(Ничейная земля, между позициями британской и русской армий, покрытая неразорвавшимися ядрами).
Крымская война. 1855

.
Когда писалась мировая история фотографии, в ней нашлось место фотографии со всех континентов, но в меньшей степени русской фотографии: на протяжении ХХ века в советской России фотография не воспринималась как самостоятельное явление, достойное собственной истории — тем удобное было использовать фотографию в качестве идеологического инструмента, инструмента пропаганды и убеждения. Историю мировой фотографии с равным рвением изучали британцы, французы и американцы: первые двое в соревновательном порыве за утверждение первенства изобретения фотографии, а третьи — в силу того, что отсутствие многовековой истории в Америке было — с помощью фотографии — с лихвой компенсировано обилием зафиксированных за последние полтора столетия событий. Фотография стала инструментом американской истории и одним из главных, а в области изобразительных искусств, вероятно, главным искусством XIX — первой половины ХХ веков.


Со временем военная фотография становится все более изощренным инструментом познания свершившейся на полях сражений истории. В конце XIX века появляются компактные камеры, съемка переходит на пленку (до того самыми распространенными с 1860-х были стеклянные негативы). Появляется большая оперативность. Фотография уже не просто фиксация пост-фактум, но донесение с места во время сражения. Русско-японская, Первая Мировая войны вошли в историю не только как подробно запротоколированные кампании; в свидетельствах о них появляется новая, неофициальная точка зрения: войну снимают не только фотографы, передвигающиеся с официальными лицами, но офицеры и даже солдаты — фотографы-любители. (Тогда же расцветает и шпионская фотография, из-за которой во Вторую Мировую с таким подозрением относятся к людям с камерой, но не в военной форме). Уже Первая Мировая война становится не только захватывающим зрелищем, становится фактом достоверным и неприглядным. Субъективное осознание войны изнутри ее участниками выливается в появление новой литературы, произведений Эриха Марии Ремарка, экспрессионизм в новой европейской живописи, а в фотографии — к появлению нового жанра — фотожурналистики и точнее, военной фотожурналистики.


Войны после Второй Мировой принесли в историю визуальной культуры мира каждая не по одной и не по две — много замечательных снимков. Но от этого, правда, об этих войнах, боль, высказанные фотографами, не стали меньше или красивее. На каждой из этих войн появлялись новые имена в фотографии и погибали великие фотографы. Операция в Индокитае унесла жизнь Р. Капы и Чимы; Вьетнам стал звездным часом и последним местом съемки для Лари Берроуза; в Сальвадоре погиб Ричард Кросс; Ирак унес жизнь Джеймса Нахтвея; в Чечне погиб российский фотожурналист Адлан Хасанов, — и это короткая выборка из длинного скорбного списка.

Мы представляем войну в Югославии по фотографиям Люшина Перкинса и Олега Климова, Чечню — по снимкам Энтони Сво и Юрия Козырева, Томаса Дворжака и Стенли Грина, Валерия Щеколдина.

Поэтому военная фотография, — не всякая, но та, что воспринимается нами как человеческое свидетельство, — тавро нашей памяти. Этот знак будоражит, выковыривает совесть и страх из потайных уголков сознания зрителя. Мы не любим военную фотографию и не можем без нее жить.

Ирина Чмырева.
Из лекции по истории военной фотографии, 2004-2006

1941-1945

Великая Отечественная война в объективе советских фотокорреспондентов


1960-е. Вьетнам. Реакция американской фотографии


Я стал фотографом, чтобы быть военным фотографом. И все, что я делал до того, было лишь подготовкой. Меня вдохновляли фотографии времен вьетнамской войны и фотографии движения за гражданские права в США. Они оказали невероятное воздействие на сознание нации. Фотографии, что пришли к нам из Вьетнама, были жесткими документальными изображениями, но именно этим они стали обвинительным актом войне. Они оказались горючим для протеста. Они иллюстрировали то, каким сумасшествием была война, какой она была жестокой и ненужной. Те фотографии создали давление, что было необходимо для перемен, и в результате Америка вышла из войны раньше, чем это могло бы быть. Те фотографии не просто документировали историю, они помогли изменить русло истории.

Я не знаю, как объяснить, но фотография выбрала меня. Меня настраивали на карьеру врача, юриста, бизнесмена, но война и движение за гражданские права внесли неизмеримые перемены в жизнь всего моего поколения. И часть этих перемен была осуществлена фотографией. Она формировала сознание и заставляла мир двигаться. Когда в результате всего я решил стать фотографом, это было уже традицией, которой я хотел следовать.

Начало 1990-х

Косово


Если вы журналист, то можете легко уехать из Сараева. Можете улететь самолетом ООН в любой день, когда только захотите. Сегодня вы здесь, завтра вас уже тут нет, но жители Сараева этого сделать не могли. Они были как в западне, и вы реально это чувствовали. Основная часть фотографов, которые работали в городе, сильно привязалась к этому месту.

Признать сам факт, что вы можете вот так взять да уехать, было бы равносильно позору, и это толкало вас к тому, чтобы остаться тут подольше. На сорок пять дней вместо всего тридцати. Большинство из нас было под защитой бронированной техники, или же мы могли перемещаться с теми, у кого она была, но через некоторое время начинаешь испытывать неудобство за возможность быть защищенными. Больше не хочется сидеть где-нибудь в кафе в бронежилете и шлеме, вы просто носите обыкновенную футболку — просто потому, что вы привязываетесь к этим людям — тем, у которых других шансов нет.

*Кристофер Моррис. Американский фотожурналист. Один из основателей фотоагентства VII.

1990-е

Чеченская война

* Валерий Тишков, директор Института этнологии и антропологии РАН

Начало 2000-х

Новое отношение к войне: грязный тур Мэтью Слиса



Сейчас фотографию Слиса сравнивают по силе воздействия с работами Нахтвея; действительно, подобно тому, как убитый в Ираке фотограф показал космическую перспективу невероятных по глубине диагоналей военных картин, уходящих во все концы истории, к ее началу и к концу, так и Слис стал фотографом нового видения войны — пустоты, вокруг которой копошится то, что не тонет.

Ирина Чмырева.
Рецензия на книгу Мэтью Слиса, 2005-2006:
Tour of Durty
Winning Hearts and Minds in East Timor
Photographs by Matthew Sleeth
Text by Paul James, edited by Helen Frajman
Hardie Grant Publishing, M.33 Publishing 2002
ISBN 0-9579553-1-6, 1-74064-066-7

Читайте также: