Капканы егэ книжная полка итоговое сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Министерство образования и науки России в 2021-2022 учебном году объявило пять тематических направлений, по которым выпускники школ будут писать сочинения в декабре этого года:

• Человек путешествующий: дорога в жизни человека Подробнее >>

• Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия Подробнее >>

• Преступление и наказание – вечная тема Подробнее >>

• Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня Подробнее >>

• Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

В сочинении обязательна опора на художественный текст, что подразумевает не просто ссылку на то или иное произведение, но и обращение к нему на уровне аргументации.

Предлагаем выпускникам рекомендательные списки литературы, а также критику по объявленным тематическим направлениям.

Рекомендуем также ссылки на полезные и интересные сайты по подготовке к выпускному сочинению.

Рекомендательные списки составлены нашим специалистом. Это один из многих возможных вариантов. Выбор за вами!

Кому на Руси жить хорошо – вопрос гражданина

Кому на Руси жить хорошо… Название известной поэмы Н. Некрасова представляет собой главный вопрос поколений. Этот вопрос всегда волновал писателей, поэтов, государственных деятелей. Этим вопросом озабочен каждый из нас, ведь все мы ищем счастья для себя, ищем своё место в жизни, предназначение.

Так как все мы живем в гражданском обществе, следовательно, каждый человек рассматривается как гражданин, который связан со своей страной, который осознает свой гражданский долг, свою ответственность перед окружающими, перед теми, кому нужна помощь.

В качестве аргументов можно привести примеры из художественной литературы.

Комментарий от ФИПИ:

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Список литературы

Блок, А. А. Избранные стихи и поэмы : [для юношества] : [16+] / А. Блок ; [сост. Т. Соловьёва]. – М.: Детская литература, 2019. – 142, [2] с.

Бунин, И. А. Господин из Сан-Франциско : рассказы : [для юношества] : [16+] / И. А. Бунин. – М.: Стрекоза, 2018.

Гончаров, И. А. Обломов : [роман : для среднего школьного возраста] : [12+] / И. А. Гончаров. – М.: Стрекоза, 2018. – 605, [3] с.

Горький, М. Мать. На дне. Рассказы : [сборник] / М. Горький ; вступ. ст. И. Ревякина. – Москва : Мир книги : Литература, 2007. – 446, [2] с.

Грибоедов, А. С. Горе от ума : [сборник] : [16+] / А. Грибоедов. – М.: Эксмо, 2015. – 603, [2] с.

Достоевский, Ф. М. Преступление и наказание : роман в шести частях с эпилогом : [16+] / Федор Достоевский. – М.: Вече, 2018. – 573, [3] с.

Некрасов, Н. А. Кому на Руси жить хорошо : поэма : [для старшего школьного возраста] : [16+] / Н. А. Некрасов ; [вступ. ст. и коммент. Ю. В. Лебедева] ; худож. И. Годин. – М.: Детская литература, 2014. – 332 с.

Платонов, А. П. Котлован : [повести : 12+] / А. Платонов. – М.: Вече, 2019. – 349, [3] с.

Распутин, В. Г. Живи и помни : [повести, рассказы] : [16+] / В. Распутин. – М.: Эксмо, 2015. – 637, [2] с.

Салтыков-Щедрин, М. Е. История одного города : сборник / М. Салтыков-Щедрин. – М.: АСТ : Астрель, 2010. – 349, [3] с.

Тургенев, И. С. Записки охотника ; Отцы и дети : рассказы и роман / И. С. Тургенев. – М.: Мосгорпечать, 2009. – 413, [3] с.

Фонвизин, Д. И. Недоросль : [комедия : для среднего школьного возраста] : [12+] / Д. И. Фонвизин ; художник Юлия Габазова. – Ростов/на/Дону : Проф-Пресс, 2019. – 92, [4] с.

Чехов, А. П. Рассказы и повести : [для старшего школьного возраста] : [16+] / А. П. Чехов ; [сост., вступ. ст. В. Порудоминского] ; худож. В. Панов. – М.: Детская литература, 2014. – 445 с.

Критическая литература

Клех, И. Сказки о России Салтыкова-Щедрина // Клех, И. Как писались великие романы? – М. : Вече, 2019. – С. 322–335.

Список периодических изданий

Красухин, Г. Г. Когда авторство переходит к народу. Н. А. Некрасов / Г. Г. Красухин // Литература в школе. – 2018. – № 11. – С. 16.

Макарова, С. Н. Идеал человека в гражданской лирике Н. А. Некрасова / С. Н. Макарова // Литература в школе. – 2010. – № 7. – С. 2.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю список небольших произведений для аргументации в сочинении на ЕГЭ по русскому языку.

КНИЖНАЯ ПОЛКА ДЛЯ СДАЮЩИХ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Самым трудным для выпускников является подбор аргументов из литературных произведений. Причина в том, что они мало читают. Рекомендую НЕБОЛЬШИЕ произведения, которые они прочту за несколько минут или за час. Уверена, что они в этих рассказах и повестях откроют для себя не только новые аргументы, но и новую литературу.


Кол-во строк:

Андреев Леонид "Ангелочек"

Белов Василий "ГУДЯТ ПРОВОДА"

Бондарев Юрий "Незабываемое"

Бондарев Юрий "Простите нас!"

Борзенко Алексей "Пасха"

Бредбери Рэй "И грянул гром"

Брэдбери Рэй "Подмена"

Булгаков Михаил "МОРФИЙ"

Васильев Борис"Великолепная шестерка"

Габова Елена "Не пускайте Рыжую на озеро"

Геласимов Андрей "Нежный возраст"

Гелприн Майк "Свеча горела"

Горева Светлана "Дедушка и мальчик"

Горева Светлана "Душа"

Горева Светлана "Старые вишни"

Гранин Даниил "Молоко на траве"

Гранин Даниил "Пленные"

Гранин Даниил "Смерть интенданта"

Грин Александр "Победитель"

ДЁГТЕВ Вячеслав"Разумные существа"

Дудка Людмила "Веселенькие обои"

Дудка Людмила "Человеческое кладбище"

Евдокимов Николай "Степка, мой сын"

Екимов Борис "Мальчик на велосипеде"

Екимов Борис. “Говори, мама, говори…”

Зощенко Михаил "Обезьяний язык"

Кассиль Лев"Рассказ об отсутствующем"

Коротков Юрий "АВАРИЯ"

Коротков Юрий "Седой"

Костюнин Александр "Рукавичка"

Крестинский Андрей "Рассказы о блокаде"

Крупин Владимир "А ТЫ УЛЫБАЙСЯ!"

Крупин Владимир "Молитва матери"

Крупин Владимир "Сбрось мешок!"

Крупин Владимир"Мария Сергеевна"

Кудрявцева Татьяна "Детский дом. Лека"

Куликова Людмила "Я, мой муж и телевизор"

Курамшина Ирина "Диагноз"

Курамшина Ирина "Драгоценная коллекция"

Курамшина Ирина "Остановка на Самотёке"

Курамшина Ирина "Синдром Терезы"

Курамшина Ирина "Эквивалент счастья"

Курамшина Ирина"ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ УБОРЩИЦЫ"

Ламонова Людмила "У вас анализы трупа"

Лихачев Дмитрий "Письма о добром и прекрасном"

Любина Тамара "Валерка-старенький и Валерка-новенький"

Любина Тамара "Дед Хиба из домика у моря"

Маканин Владимир"Кавказский пленный"

Мамин-Сибиряк Дмитрий "Книжка"

Мамин-Сибиряк Дмитрий"Книжка с картинками"

Мамлеев Юрий "Прыжок в гроб"

Масс Анна "Белое чудо"

Масс Анна "Трудный экзамен"

Пахомов Юрий "Тесть приехал"

Петрушевская Людмила "КАК АНГЕЛ"

Платонов Андрей "Песчаная учительница"

Примеры из Интернета

ПРИТЧИ О ДРУЖБЕ. БОГАТСТВО, ДРУЖБА И ЛЮБОВЬ.

ПРИТЧИ О ДРУЖБЕ. ГВОЗДИ.

ПРИТЧИ О ДРУЖБЕ. КОРОЛЬ И ЕГО СЫН.

ПРИТЧИ О ДРУЖБЕ. НАСТОЯЩИЙ ДРУГ.

ПРИТЧИ О ДРУЖБЕ. ОБ ОТКАЗЕ.

ПРИТЧИ О ДРУЖБЕ. ПЕСОК И КАМЕНЬ.

ПРИТЧИ О ДРУЖБЕ. СВЕТЛЯЧОК.

ПРИТЧИ О ДРУЖБЕ. ТРИ СИТА СОКРАТА.

Распутин Валентин"Прощание с Матерой"

Рубина Дина "Терновник"

Русаков Сергей "Фокус с монеткой"

Савельева Ольга "Живет такой парень"

Савельева Ольга "Просто он никакой. НИКАКАШЕЧКА"


Кол-во строк:

Итоговое сочинение 2021: как подготовиться

Учитель русского языка и литературы. Учитель истории. Психолог. Педагог-психолог по работе с одарёнными детьми.

Направления

Требования к сочинению

Критерии оценивания, или как получить незачёт

Советы по подготовке

Краткие ответы на главные вопросы


Направления

Забвению не подлежит

Здесь необходимо поразмышлять о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки, культуры, которые повлияли на развитие общества и цивилизации в целом.

Я и другие

В этой теме подумайте о взаимоотношениях личности и общества. Эта тема позволит максимально выразить свою позицию, своё мнение. В основу сочинения можно положить рассуждения о причинах возникновения конфликтов и способах их избежать. В качестве аргументов используйте и произведения, и примеры из собственного опыта.

Время перемен

Ваша задача — подумать и написать о меняющемся мире, вспомнить, как было раньше, а как сейчас, сравнить прошлое и настоящее. Напишите о своём отношении к современности, оцените происходящее в историческом контексте. Можно поразмышлять о том, как формируется мировоззрение. Для примеров в этом направлении хорошо подойдут мемуары, публицистика.

Разговор с собой

В этом направлении затрагивайте важные для всех вопросы: что значит быть собой, любить и принимать себя, в чём смысл жизни, зачем понимать свои и чужие поступки. Здесь же можно затронуть тему, почему важно сохранять внутреннюю цельность, быть стойким и не хандрить, и, наоборот, чем опасно слишком легкомысленное отношение к жизни.

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Вы должны охватить такие темы, как запросы современного человека, его культурные ценности. Опишите, что важно для нынешнего поколения, для вас лично. Подумайте, какие черты, на ваш взгляд, присутствуют у человечества XXI века.

Требования к сочинению

Сочинение должно соответствовать двум основным требованиям:

Рекомендуемый объём — 350 слов, максимальный не оговаривается, но чем больше вы напишете, тем лучше. Если в сочинении будет 250 слов или меньше, его просто не будут проверять.

Сочинение должно быть написано самостоятельно, без подсказок, списывания или использования заученных фрагментов чужого текста. Важно излагать собственные мысли. Цитирование допускается в небольших количествах.

Критерии оценивания, или как получить незачёт

assesment

Соответствие теме

Здесь проверяют содержание сочинения. Главное — отвечать на вопрос, поставленный в теме, размышлять над проблемой, обозначенной во вступлении.

Незачёт ставится, если сочинение не соответствует теме, нет ответа на поставленный вопрос, нет ясной цели высказывания.

Типичные ошибки

  • Непонимание формулировки темы и, как следствие, — несостоятельная аргументация.
  • Нарушение логики, перескакивание с темы на тему.
  • Неумение сформулировать главную мысль, выдвинуть тезис.

Аргументация. Привлечение литературного материала

Этот критерий позволяет оценить, умеете ли вы строить рассуждение и доказывать свою позицию. Кроме того, так проверяют ваш литературный багаж. Для аргументации используйте художественные произведения, публицистику, мемуары, научную литературу и даже устное народное творчество, за исключением малых форм. Можно брать как отечественных, так и зарубежных авторов.

Требуется не менее двух аргументов. Они могут быть из одного произведения.

Не старайтесь написать сочинение так, чтобы оно понравилось проверяющему. Высказывайте своё мнение и позицию.

Незачёт ставится, если:

  • аргументов нет или они не подтверждают ваш тезис;
  • в аргументе существенно искажается содержание текста;
  • аргумент не подтверждён конкретными примерами, есть только упоминание произведения.

Типичные ошибки

  • Фактические ошибки — искажение содержания произведения, неправильные исторические даты или имена героев и т. п.

Композиция и логика рассуждения

Здесь оценивается, насколько хорошо вы умеете выстраивать свои мысли.

Незачёт ставится, если:

  • части сочинения не связаны друг с другом;
  • в предложениях допущены логические ошибки;
  • отсутствует тезисно-доказательная часть;
  • вы доказываете несуществующий тезис;
  • вы перескакиваете с мысли на мысль.

Типичные ошибки

  • Отсутствие смысловых связей между частями сочинения.
  • Отсутствие связи между вступлением и заключением. Внимательно следите, чтобы тезис из начала сочинения имел вывод в конце.

Качество письменной речи

Этот критерий оценивает, насколько хорошо вы умеете излагать свои мысли письменно.

Незачёт ставится, если:

  • есть речевые ошибки;
  • вы не понимаете лексическую сочетаемость слов;
  • употребляете слова не в том значении.

Типичные ошибки

Грамотность

Незачёт ставится, если на 100 слов допущено более 5 ошибок любого вида — и пунктуационных, и орфографических.

Советы по подготовке

Читайте

Чем больше вы прочитаете самых разных книг, тем больше у вас будет материала для рассуждения и аргументов.

Используйте готовые списки произведений по направлениям итогового сочинения. Они уже подготовлены специалистами и выложены в интернет.

Ведите читательский дневник

Он может быть бумажным или электронным. Прочитайте произведение, а потом запишите в дневник:

  • имя, отчество, фамилию автора, годы жизни;
  • имена всех или основных персонажей, если их очень много;
  • краткую характеристику героев с цитатами;
  • тему произведения;
  • основные мысли.

Таким образом, вы лучше запомните произведение и получите заготовку для приведения аргументов.

Смотрите фильмы

Если не успеваете всё прочитать, смотрите советские экранизации классических произведений — они наиболее близки к оригиналу. Просмотр фильма дополняйте чтением краткого пересказа сюжета.

Анализируйте чужие сочинения

Найдите в сети примеры сочинений прошлых лет, которые получили хорошие баллы. Разберите, как они написаны. Попробуйте скомпоновать из нескольких сочинений на одну тему ещё один текст. На самом экзамене так делать не надо, но для тренировки этот способ подойдёт.

analyze

Составляйте план

Составление плана помогает придерживаться главной мысли и не совершать логических ошибок. Не пишите коротко, потратьте лишние 5–10 минут на обдумывание. Чем больше деталей в плане, тем проще писать сочинение.

В плане пропишите:

Подсказка: чтобы сформулировать тезис, используйте ключевые слова в названии темы.

Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?

Часто между людьми по тем или иным причинам возникают конфликты.

Какова роль любви в жизни человека?

В жизни человека любовь играет главную/важную роль.

В жизни человека любовь не играет никакой роли.

Пишите сочинения для тренировки

Если не можете придумать, о чём написать, оглянитесь и посмотрите на предметы, которые вас окружают. Выберите один, напишите историю от лица предмета. Этот способ помогает снять напряжение и писательский блок.

Дальше переходите к более серьёзной подготовке. Выберите 5–10 тем из списка итогового сочинения 2020 года и к каждой напишите тезисы. Затем составьте план аргументов, как описано выше. Это нужно для того, чтобы не потерять мысль и не сделать логическую ошибку.

Если не получается логично и связно выразить свои мысли письменно — попробуйте наговорить ваши мысли на диктофон, а потом послушайте, запишите и отредактируйте то, что получилось.

Пишите так часто, как получается. Вы сформируете навык, перестанете бояться чистого листа, научитесь быстро формулировать тезисы и подбирать аргументы.

Отдавайте готовые сочинения на проверку

Не пишите в стол. Если сочинение никто не увидит, то и с ошибками не поможет. А они наверняка будут, как минимум в первых работах. Если вы готовитесь без преподавателя, обменивайтесь сочинениями с одноклассниками или просите почитать родителей. Здесь нужно быть уверенным, что проверяющий увидит ошибки, а не похвалит за них. Можно читать своё творение вслух, это помогает со стороны увидеть проблемные места в тексте.

Как сочинение поможет поступить в вуз

Не все вузы просят предоставить сочинение на проверку, уточняйте этот момент в приёмной комиссии.

Оценивается сочинение примерно по тем же критериям. Некоторые вузы формируют дополнительные критерии высокобалльного сочинения, например опора на более чем одно произведение, подбор нетривиального литературного материала и нестандартные композиционные решения. Обычно критерии приведены на сайте вуза.

Количество дополнительных баллов, которые можно получить за сочинение, также различается от вуза к вузу.

Примерный перечень

  • МГУ — до 2 баллов;;
  • МИФИ — до 2 баллов;
  • Российская экономическая школа — 0, 2 или 5 баллов;
  • Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина — до 10 баллов;
  • Российский государственный гуманитарный университет — 1 балл.

Кратко отвечаем на главные вопросы

🤨 Зачем писать итоговое сочинение?
Итоговое сочинение — допуск к основным экзаменам. В некоторых вузах — возможность получить до 10 дополнительных баллов за индивидуальные достижения

😞 Что будет, если получить незачёт?
Каждому 11-класснику даётся две попытки пересдачи. В этом году дополнительные даты — 5 и 15 мая

🤓 Чем можно пользоваться во время написания сочинения?
Только орфографическим словарём и своими знаниями

😯 Сколько аргументов нужно?
По основным критериям достаточно опоры на один текст. Однако критерии вуза, оценивающего сочинение как индивидуальное достижение, могут быть другими

🤔 Какую литературу можно использовать?
Художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы

😬 В каком жанре нужно писать сочинение?
Сочинение-рассуждение

😧 Где будет проводиться?
В вашей школе

😴 Что будет, если я опоздаю?
Вас допустят к написанию сочинения, но время работы не продлят

😰 Черновики проверяют?
Нет

🤯 Сколько времени даётся на написание?
3 часа 55 минут

😎 Если я закончил раньше, можно уйти?
Да

😑 Что будет, если я нарушу установленный порядок?
Допустят к пересдаче (только по решению педагогического совета)

Подробнее можно прочитать здесь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Требования современного ЕГЭ по литературе подводят к тому, что школьник должен быть знаком с произведениями конца XX — начала XXI века. Со стороны самих учеников тоже есть запрос на современную литературу. По мнению доктора филологических наук Татьяны Кучиной, на книжной полке продвинутого старшеклассника должны оказаться книги таких авторов, как Дмитрий Новиков, Евгений Водолазкин и Михаил Шишкин, а в классе стоит разбирать рассказы этих писателей.

Дмитрий Новиков

В отличие от обладателей многочисленных литературных премий, Евгения Водолазкина и Михаила Шишкина, карельский писатель Дмитрий Новиков не столь широко известен современному читателю. Однако, как показывает практика, школьники с большим интересом работают над его произведениями.

Рассказы для изучения:

Особенности поэтики:

Дмитрий Новиков не отрицает, что в его творчестве заметно влияние Ивана Бунина. Очевидна преемственность в поэтике, а также схожесть в обращении к самым ярким, кульминационным эпизодам из жизни героев. В связи с этим произведения Дмитрия Новикова лучше всего предложить старшеклассникам после изучения Ивана Бунина.

Русский язык и литература. Литература. Базовый и углубленный уровень. 11 кл. Учебник

Учебник знакомит учащихся с избранными произведениями русской и зарубежной литературы XX-XXI веков в теоретических и критических статьях; способствует нравственному и мировоззренческому развитию личности;показывает возможности использования Интернета в решении коммуникативных, творческих и научных задач.Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования (2012 г.).

Пример разбора:

В первом предложении доминирует визуальный ряд, присутствуют интенсивные цветовые определения. Далее представлены тактильные ощущения. Мы видим описание, в котором работают все основные закономерности Бунинской синестезии. И для Бунина, и для Новикова значимо показать один объект в единстве всех сенсорных реакций.

Евгений Водолазкин

• Бунинская плотность деталей.
• Пластичность и рельефность воспоминания.
• Осязаемость движения времени и его прозрачная многослойность.
• Сосредоточенность автора на соотношении персональной, частной истории и истории всеобщей.

Совсем другое время

Роман Евгения Водолазкина "Лавр" о жизни средневекового целителя стал литературным событием 2013 года (шорт-лист премий "Национальный бестселлер", "Большая книга", "Русский Букер", лауреат премии "Ясная поляна"), что вновь подтвердило: "высокая литература" способна увлечь самых разных читателей. "Совсем другое время" – новая книга Водолазкина. И в ней он, словно опровергая название, повторяет излюбленную мысль: "времени нет, всё едино и всё связано со всем". Молодой историк с головой окунается в другую эпоху, восстанавливая историю жизни белого генерала ("Соловьев и Ларионов"), и это вдруг удивительным образом начинает влиять на его собственную жизнь; немецкий солдат, дошедший до Сталинграда ("Близкие друзья"), спустя десятилетия возвращается в Россию, чтобы пройти этот путь еще раз…

Михаил Шишкин

Рассказы для изучения:

Ключевые сквозные мотивы: жизнь и реальность, слово и реальность, слово и смерть, воскрешение слова, бессмертие.
Для обдумывания и обсуждения:
Смерть в художественной реальности Михаила Шишкина вовсе необязательно означает завершение, достижение конечной точки пути — она дарует особую свободу: быть везде, всегда, всем — и со всеми сразу. Перед этой свободой оказываются равны все.

Общие тенденции в современной русской литературе

• Приоритетность частного существования, личной истории перед всеобщей историей.
• Интерес к приемам поэтической техники, которые позволяют создать эффект просвечивания разных слоев времени друг сквозь друга.
• Интерес к работе механизмов памяти и воображения.

В целом — работа со структурой человеческой личности.

Письмовник

Михаил Шишкин - прозаик, разрушивший миф о том, что интеллектуальная проза в России - достояние узкой читательской аудитории. Его романы, удостоенные престижных литературных премий, - всегда событие и… всегда загадка. В новом романе "Письмовник", на первый взгляд, все просто: он, она. Письма. Дача. Первая любовь. Но судьба не любит простых сюжетов. Листок в конверте взрывает мир, рвется связь времен. Прошедшее становится настоящим: Шекспир и Марко Поло, приключения полярного летчика и взятие русскими войсками Пекина. Влюбленные идут навстречу друг другу, чтобы связать собою разорванное время. Это роман о тайне. О том, что смерть - такой же дар, как и любовь.

Доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д.Ушинского, заместитель председателя ЦПМК по литературе

Читайте также: