Сочинение по творчеству тургенева 10 класс урок

Обновлено: 02.07.2024

Рабочий лист ученика - раздаточный материал для урока подготовки к сочинению по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети". Тема сочинения: "Базаров - "новый" герой или трагическая личность?" Ученики работают на компьютере.

Оценить 5509 0

Задание.
Ознакомьтесь с планом. Напишите сочинение-рассуждение, используя данные клише. Запишите свои рассуждения на месте пропусков.

2.1. О чём говорит портрет героя?

2.2. Программа жизни Базарова - нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.

2.3. Испытание любовью — мировоззренческий кризис героя.

2. 4. Базаров и Аркадий. Базаров и Павел Петрович. Базаров и родители. Базаров и народ

2. 5. Смерть героя. Почему Тургенев приводит Базарова к смерти?
2. 6 Автор и его герой.

1. Клише для вступления (примеры).

2. Главный труд жизни ________________ русского писателя И.С. Тургенева - роман __________________. Со станиц романа ______________ ______________ нас в атмосферу грозовой эпохи. Его герои: _________________________________________ - взяты из жизни, у них есть реальные ______________________. Центральное место в романе ___________ образ ______________.

2. Основная часть.
2.1. О чем говорит портрет героя?

Важно!Соблюдать принцип написания сочинения-рассуждения! Тезис — доказательство.

Тезис — утверждение.
Доказательства: примеры из текста, свои размышления по заданному тезису.

Тезис: Одним из способов характеристики персонажа является внешность героя.
Доказательства:
Детали портрета Б: высокий лоб - признак ума, узкие губы (надменность, высокомерие). Одежда.
Является представителем демократов-разночинцев. Демократическая манера одеваться и вести себя. Длинный черный балахон с кистями, свободные штаны из грубой ткани и простая рубаха. Не гонится за тенденциями моды, более того, презирает элегантность Вывод: Простота в одежде - один из принципов …. чью позицию занял герой, так он чувствует себя ближе к.

2.2. Программа жизни Базарова - нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.

Тезис: Базаров придерживался одного из наиболее популярных учений того времени - нигилизма, что в переводе с латыни означает "ничего".

Доказательства: Нигилизм — это (определение). Герой не признает никаких …. не склоняется.
Наука и познание мира опытным путем.

Вывод:

2.3. Испытание любовью — мировоззренческий кризис Базарова.

Тезис: Тургенев проводит своего героя через испытание любовью. мировоззренческий кризис.
Доказательства: Испытание героя любовью является классическим для жанра романа, не стал исключение и роман "Отцы и дети". Закоренелый нигилист. отрицает любые романтические чувства. влюбляется.

Вывод: Базаров оказывается способен.

2. 4. Базаров и Аркадий. Базаров и Павел Петрович. Базаров и родители. Базаров и народ.

Тезис: Характер героя раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами романа.
Доказательства: На внешнем уровне конфликт представлен спорами Базарова с.
…. касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров …. по отношению к. Второе, о чем ведут диалог герои - это природа. Для таких, как Николай Петрович и Павел Петрович, природа. Базаров считает. Герои спорят о роли. дворянство. Об отношении. народ.
Базаров и родители, Аркадий, народ.

Дружба с Аркадием. Аркадий Кирсанов является одним из самых преданных сторонников Базарова. Однако сразу же заметно, насколько они различны.

Вывод: Трагичность положения героя в том.


2. 6. Смерть героя. Почему Тургенев приводит Базарова к смерти?

Тезис: Убеждения героя, которые он последовательно воплощает в жизнь, не могут не отразиться на его судьбе.
Доказательства: …..сильный и властный человек. ещё никто не спасовал. отрицает (отрицающий) романтизм. доверяет своим идеям. мысль об ошибке. уныние. Будет наказан: врачебные занятия. роковыми. медицина. он почитал. не сможет. Вывод: Роман заставляет нас видеть в смерти Базарова.


2. 6. Автор и его герой.
Тезис: Автор считал. время Базарова не пришло. возможно никогда не придёт. Отношение неоднозначно.

Доказательства: «Если читатель не полюбит Базарова со всею его грубостью, безжалостной

сухостью и резкостью – если он его не полюбит, повторяю я – я виноват и не

Вывод:

- К таким образам относятся… (Гамлет Шекспира и Онегин Пушкина, Дон Кихот Сервантеса и Печорин Лермонтова, Чайльд-Гарольд Байрона и Базаров Тургенева).

- Базаров был нужен своему времени, потому что… (воплотил в себе черты людей, готовых пожертвовать собой ради общего блага).

- Мне близок (не понятен) Базаров тем, что __________________________________

- Нужны ли Базаровы сегодня? Да (нет), потому что ___________________________

- Я не могу согласиться с мнением ___________________ о том, что ______________


Вариант 2.
. Своевременен ли Базаров? Я думаю что _________________. Опасно в нём то что ____________________________. Кому (то) такие герои ____________________ но ___________________. Может из(за) таких Базаровых ______________________________.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

План. Причины появления в обществе и литературе 2-ой половины 19 века «новог.



План. Причины появления в обществе и литературе 2-ой половины 19 века «новог.

Групповая работа по карточкам. Создание вступления. Задание: в предложенном.

2 группа. Главный труд жизни ________________ русского писателя И.С. Тургенев.

2 группа. Главный труд жизни ________________ русского писателя И.С. Тургенева - роман __________________. Со станиц романа ______________ ______________ нас в атмосферу грозовой эпохи. Его герои: _________________________________________ - взяты из жизни, у них есть реальные ______________________. Центральное место в романе ___________ образ ______________.

3группа. В русской литературе 2-ой половины 19 века ____________________ «но.



Работа в парах. Задание: Найдите в данном наборе ошибки и запишите предложен.

 1. Впервые мы ___________ в __________ начале __________. Перед нами _____.

3. И всё (таки) _________________ меняе (ться, тся) что связано с __________.

3. И всё (таки) _________________ меняе (ться, тся) что связано с _______________. Посмотрите как _________________ взгляды _________________ на любовь и жен…щин. Автор заставляет героя ___________________. Выдерживает ли он _________________ любовью? 4. Своевременен ли Базаров? Я думаю что _________________. Опасно в нём то что ____________________________. Кому (то) такие герои ____________________ но ___________________. Может из(за) таких Базаровых ______________________________.

- Базаров был нужен своему времени, потому что… (воплотил в себе черты людей.

- Я не могу согласиться с мнением ___________________ о том, что ____________.

- Я не могу согласиться с мнением ___________________ о том, что ____________ - Писарев назвал Базарова _________________________________________________


Николай Николаевич Страхов – литературный критик, автор напечатанной в журнал.


Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет собой итоговое занятие по роману И.С.Тургенева - семинар по подготовке к домашнему сочинению.

Автор: Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883)

Вид урока: урок применения знаний и умений на практике

Тип урока: урок с использованием активных форм деятельности

(организация групповой работы).

Тема урока: «Подготовка к домашнему сочинению - анализу эпизода

1. Обучающие: - подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения

2. Развивающие: - развитие умения анализировать эпизод, составлять

развёрнутый план сочинения.

3. Воспитательные: - воспитание коммуникативной культуры и взаимопомощи

при работе в группе.

Подготовка к уроку:

учащиеся рассаживаются в группы (по желанию), каждая из которых будет работать над одним эпизодом;

(см. Приложение № 1 к уроку).

Эпизоды для анализа

Сцена объяснения Базарова и Анны Одинцовой. (Анализ ХVIII главы романа.

Смерть Базарова. (Анализ эпизода из ХХVII главы романа).

I. Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя об эпизоде и его роли в произведении,

“Эпизод – основной структурный элемент в фабульно-сюжетной системе эпического, лиро-эпического или драматического произведения. Будучи, с одной стороны, некоторым законченным целым, в котором воплощено какое-либо событие, он в то же время является одним звеном в общей событийной цепи художественного произведения, где все эпизоды связаны друг с другом многообразными связями, из которых наиболее распространёнными являются причинно-следственные, причинно-временные или просто временные. Сюжет произведения – это некоторый процесс, в котором эпизоды являются отдельными его фазами, фрагментами, получающими подлинный смысл лишь в составе целого, только в нём выполняющими определённую художественную функцию”.

“Смена одного эпизода другим в художественном произведении может быть обусловлена изменением места действия, времени, события или его участниками. Событие, заключённое в конкретном эпизоде, чаще всего содержит в себе какой-то определённый мотив: встречу героев, их спор, ссору и тому подобное. Содержательная функция эпизодов, таким образом, может быть самой различной: характерологической, то есть раскрывающей какие-либо стороны характера персонажа, его мировоззрение; психологической, дающей представление о его душевном состоянии; может знаменовать собой новый поворот в отношениях героев; может быть просто оценочной, когда авторское слово открыто вторгается в повествование, давая характеристики персонажам и событиям. ”

Если говорить кратко, то

Эпизод (греч.) – отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий известной самостоятельностью и законченностью.

Проанализировать эпизод - это значит определить взаимоотношение персонажей; уяснить, что дает эта сцена для понимания характеров действующих лиц, их душевного состояния; показать, с помощью каких приемов в данном эпизоде автором раскрываются характеры, какова роль данного эпизода в развитии действия и конфликта произведения; понять значение этого эпизода в развитии идейного содержания всего произведения.

Организация групповой деятельности (20 минут):

* Учитель оказывает консультативную помощь каждой группе по мере необходимости.

IV. Этап озвучивания и обсуждения результатов работы, корректировка

V. Этап информирования учащихся о домашнем задании.

- Написать сочинение – анализ одного из предложенных эпизодов.

* Вариант выполнения задания см. в Приложении № 2 к уроку.

*Другим вариантом урока (особенно в слабом классе) может быть коллективная работа по анализу одного из эпизодов и совместное составление плана сочинения.

Приложение № 1 к уроку № 7

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЭПИЗОДА

Установите границы эпизода, определите его тему.

Определите место данного эпизода в развитии сюжета и композиции произведения, идейном замысле писателя.

Каково содержание этого эпизода? Какие события происходят, кто в них участвует, какие стороны характера героев раскрываются? Мысли, чувства, переживания героев.

Отметьте особенности композиции (построения) эпизода.

Проследите смену настроений, чувств героев, авторскую мотивировку их поступков.

Каков эмоциональный пафос эпизода и как он создаётся? Средства выразительности, создающие эмоциональную атмосферу.

Отметьте наиболее значимые художественные детали (пейзаж, речь, интерьер). Как и с какой целью использует их автор (детали предметной изобразительности).

Какова логика развития авторской мысли в данном эпизоде?

Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует автор, с какой целью?

Тема и проблема произведения, которые получили в данном эпизоде своё развитие. Значение эпизода для раскрытия идеи произведения, выражения авторской позиции. Связь данного эпизода с последующим и предыдущим материалом.

Приложение № 2 к уроку № 7

Умереть так, как умер Базаров, - всё равно что сделать великий подвиг.

I. Что такое смерть? Какой она бывает? Может ли человек лгать перед смертью?

II. Смерть Базарова – важный момент в понимании сущности героя.

III. Умирающий Базаров – человек, переживший глубокий духовный и

Взгляды и убеждения Базарова в начале романа.

Испытание любовью как начало духовного и мировоззренческого кризиса героя.

Второй круг духовных странствий Базарова – это путь к его трагическому одиночеству.

Второй приезд к родителям. Изменения, произошедшие с Евгением.

Было ли случайным заражение Базарова? Каковы причины этой досадной оплошности?

Как ведёт себя Евгений перед смертью?

(- изменилось ли его отношение к родителям?

- кого он хочет видеть и почему?)

IV. Сцена смерти Базарова – одно из самых сильных и трогательных мест романа.

Разговор Анны Сергеевны и умирающего Базарова:

а) признание Базарова в любви к Одинцовой;

в) проникнутые любовью слова о родителях;

г) размышления о своей нужности России

(«Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?);

д) поэтичное прощание с любимой женщиной

достойный любви и глубокого уважения.

(- что нового мы увидели в Базарове?

- почему он достоин уважения?)

VI. «Если читатель не полюбит Базарова со всею его грубостью, безжалостной

сухостью и резкостью – если он его не полюбит, повторяю я – я виноват и не

Мастерство Тургенева в написании сцены смерти Базарова

(художественные детали, изобразительно-выразительные средства).

VII. Почему автор решил, что главный герой его романа – Базаров – должен

умереть? («Не имея возможности показать нам, как живёт и действует

VIII. Почему со смертью Базарова роман не заканчивается? В чём смысл эпилога?

Теоретическая часть для самостоятельного изучения.

И.С. Тургенев принадлежит к числу писателей, внесших значительный вклад в развитие русской литературы второй половины XIX века.

И.С. Тургенев. Жизнь и судьба.

До 9 лет Иван Тургенев прожил в наследственном имении Спасское-Лутовиново в 10 км от Мценска Орловской губернии.

В 1827 году Тургеневы, чтобы дать детям образование, поселились в Москве. Иван учился сначала в пансионе Вейденгаммера; затем его отдали пансионером к директору Лазаревского института Краузе. В 1833 г. 15-летний Иван Тургенев (такой возраст студентовбыл явлением обычным) поступил на словесный факультет Московского университета.

В 1836 году Тургенев окончил курс со степенью действительного студента. Мечтая о научной деятельности, в следующем году он снова держал выпускной экзамен, получил степень кандидата.

В 1838 году Тургенев едет в Германию, чтобы продолжить образование в Берлинском университете. Здесь он изучал римскую и греческую литературу. Иван Сергеевич быстро проникся западноевропейским укладом жизни: через год ненадолго вернулся в Россию, однако уже в 1840 году вновь покинул родину и жил в Италии, Австрии и Германии. В Спасское-Лутовиново Тургенев возвратился в 1841 году.

Летом 1861 года произошла ссора с Л. Н. Толстым, едва не обернувшаяся дуэлью (примирение состоялось в 1878 году).

Психологизм произведений И.С. Тургенева

Человек в литературе представляется как характер, как определенный тип поведения, чувствования и мышления. Разумеется, внутренний мир человека не сводиться к его психологии. Но именно через психологию героя наиболее глубоко и наглядно, убедительно и целостно раскрывается в искусстве его внутренний мир.

Особый тип романа, созданный Тургеневым, связан со способностью подмечать зарождающуюся жизнь, верно угадывать своеобразие поворотных моментов русской общественной истории, когда предельно обостряется борьба между старым и новым. Переход общественной жизни из одного состояния в другое занимает писателя. Ему удалось передать идейно-нравственную атмосферу каждого десятилетия общественной жизни России 1840—1870-х годов, создать художественную летопись идейной жизни "культурного слоя" русского общества этого периода.

Чувства героев романа, их настроения передаются иногда через паузы, иногда просто через взгляды, выражение лица или интонации голоса.Тургенев часто использует недомолвки, показывая отношения Лизы и Лаврецкого.

Теория Базарова вступает в конфликт с его человеческой сущностью, и, не имея возможности отказаться ни от теории, ни от любви, Базаров умирает. Смерть нигилиста Базарова – это смерть его теории.

Основная сюжетная линия сосредоточена вокруг отношений Литвинова и Ирины. На эту канву нанизываются политические и экономические споры о судьбах России, образы представителей знати, дворян, разночинцев. В начале романа монологов разных героев больше, сюжет развивается вяло. Некоторые современники шутили, что засыпали за чтением. Но Тургенев довольно органично соединил сюжет и внесюжетные элементы, многочисленные рассуждения.

Психологическая сторона романов Тургеневараскрывается в их нравственно-эстетическом содержании, общечеловеческой сущности таких категорий и ценностей, как любовь, дружба, отношение человека к природе, к искусству и морали.

Теоретический материал для углубленного изучения:

Личность Тургенева состояла сплошь из противоречий. Например, несмотря на большой рост и борцовское телосложение, Тургенев был удивительно мягким, неконфликтным человеком.

Между тем, писатель был весьма чистоплотен и любил порядок во всем. Два раза в день он менял белье и вытирался губкой с одеколоном, садясь писать, приводил в порядок комнату и бумаги на столе. По свидетельствам современников, он не мог писать, если хотя бы одна вещь на письменном столе лежала не на своем месте.

Творчество И.С. Тургенева – новый этап в развитии русского реализма. Чуткость к актуальным вопросам русской жизни, философское осмысление событий и характеров, правдивость изображения сделали произведения Тургенева своеобразной летописью русской действительности 40 - 80-х годов XIX века.

Он пришёл в литературу с новыми темами, новыми героями: Рудин, Лаврецкий, Базаров.

Все произведения И.С. Тургенева явились откликом на самые важные, злободневные вопросы жизни. Реальная картина современной жизни в произведениях Тургенева овеяна глубоким гуманизмом, верой в творческие и нравственные силы родного народа, в прогрессивное развитие русского общества. Писатель знал, что историческое движение сопровождается борьбой сил, интересов и устремлений, и был убежден, что литература помогает обществу осознать свои цели.

Полный веры в русский народ, И.С. Тургенев в своём творчестве показал его одарённость, душевную красоту, живую силу нации.

Роман – (от франц. roman - первоначально: произведение, написанное на одном из романских (т. е. современных, живых) языков, в противоположность написанному на латыни) - жанр эпоса: большое эпическое произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определенный период времени или в течение целой человеческой жизни. Характерные свойства Р.: многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц; наличие системы равнозначных персонажей; охват большого круга жизненных явлений, постановка общественно значимых проблем; значительная временная протяженность действия. Условно типологию Р. можно представить следующим образом: по темам различаются автобиографический, документальный, политический, социальный; философский, интеллектуальный; эротический, женский, семейно-бытовой; исторический; авантюрный, фантастический; сатирический; сентиментальный и др. Кроме того, выделяется Р.-эпопея - произведение, в центре художественного внимания которого находится судьба народа, а не отдельного человека (Л.Н. Толстой "Война и мир", М.А. Шолохов "Тихий Дон").

Герой – главное или одно из главных действующих лиц в прозаическом или драматургическом произведении, художественный образ человека, являющийся одновременно субъектом действия и объектом авторского исследования.

Образ – обобщенное художественное отражение действительности в конкретной форме, картина человеческой жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой фантазии художника и в свете его эстетического идеала. О. помогает не только воспроизвести то или иное явление действительности, но и выразить его сущность. Двойствен по своей природе: с одной стороны, представляет собою продукт предельно индивидуализированного художественного описания, с другой — обладает функциональностью символа и несет в себе обобщающее начало. О. создается с помощью типизации, обобщения, вымысла (условности) и имеет самостоятельное эстетическое значение.

Сюжет – (от франц. sujet - предмет) - событие или совокупность событий в эпических и драматических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом. В основе С. лежит конфликт. В С. обычно выделяют такие структурные элементы, как завязка, развитие действия, кульминация и развязка.

Фабула – (от лат. fabula - рассказ, повествование) - цепь, череда событий в эпическом или драматическом произведении, положенная в основу сюжета. В отличие от сюжета Ф. можно кратко пересказать. "Ф. - это то, что было на самом деле, сюжет - то, как узнал об этом читатель" (Б.М. Томашевский). Кроме того, одна и та же Ф. может стать основой для множества различных сюжетов (например, история о мнимом ревизоре была использована не только Н.В. Гоголем, но и другими авторами).

Основная литература по теме урока

Тургенев И.С. Произведения (любое издание).

Дополнительная литературапо теме урока

Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм, – М.; Л.: Советский писатель, 1962.– 247 с.

Бялый Г.А. Две школы психологического реализма. (Тургенев и Достоевский). – В кн.: Бялый Г.А. Русский реализм конца XIX века. Л.: Издат-во Ленинградского ун-та, 1973, с.31–53.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Пример 1. Филворд.

Подсказка: высвечиваются портреты литераторов.

Разбор задания: В обедах принимали участи Гюстав Флобер, Эмиль Золя, Эдмон Гонкур, Альфонс Доде. Следовательно, правильный ответ:

Читайте также: