Сочинение по творчеству солженицына

Обновлено: 04.07.2024

А. И. Солженицын появился в “официальной” советской литературе в эпоху хрущевской “оттепели”, когда на фоне процессов развенчания культа личности Сталина, посмертной реабилитации погибших жертв репрессий, освобождения из тюрем и лагерей сотен тысяч невинных людей и относительной либерализации государственно-общественного устройства началось оживление литературной жизни. Первой ласточкой наступления периода “оттепели” в литературе стало появление на страницах прогрессивного журнала “Новый мир” повести Солженицына

“Один день Ивана Денисовича”, созданной на основе собственных впечатлений писателя от лагерной жизни. Описав заурядный день заурядного “зэка”, отбывающего срок по ложному политическому обвинению, писатель рассказал страшную правду о “закулисной” стороне советской действительности, о жизни миллионов людей, которые были загнаны за колючую проволоку и вынуждены были там выживать в нечеловеческих условиях.

Эта тема получила дальнейшее развитие в романе “В круге первом”, где изображалась жизнь заключенных “шарашки” в подмосковном поселке Марфино, и повести “Раковый

корпус”, написанной по следам пребывания автора в Ташкентском онкологическом диспансере. Однако главным произведением писателя стала художественно-документальная книга “Архипелаг ГУЛАГ”, открывшая миру глаза на чудовищные преступления коммунистического тоталитарного режима в СССР. Опираясь на документы, факты, статистику, многочисленные свидетельства очевидцев, Солженицын воссоздал в этой книге полноформатную картину кровавого террора, под разными лозунгами осуществлявшегося в стране с первых дней Октябрьской революции до смерти Сталина.

В полном соответствии с замыслом автора, “Архипелаг ГУЛАГ” стал общим памятником всем замученным и убитым, затравленным и искалеченным жертвам коммунистической диктатуры.

В истории русской литературы А. Солженицын занимает место преемника Л. Толстого, его традиций создания эпических полотен жизни народа, критического анализа социальных процессов и исследования национального характера, его позиции писателя-правдолюбца, неподкупного судьи властей и нравственного наставника общества. Описание событий в романах и других произведениях Солженицына вырастало на пересечении его глубокого интереса к российской истории ХХ века и личного жизненного опыта, вынесенного из сталинских тюрем и лагерей. Отсюда – основополагающие в его прозе переплетение автобиографического и документального начал.

Александр Исаевич Солженицын - известный русский писатель, появившийся на страницах советских изданий во время хрущевской оттепели. Его можно читать и оценивать со стороны противника коммунистического строя и одновременно как мастера художественного слова.

В основу данного произведения легли собственные впечатления и воспоминания писателя о жизни в заключении. Повесть рассказывает о лагерном быте.

Но главным творением писателя стал "Архипелаг ГУЛАГ". Данное произведение состоит из трех книг, написанных на основе воспоминаний и рассказов бывших заключенных.

В романе тесно связались вопросы искусства и исторические факты. Некоторые критики оценили все сказанное писателем, как энциклопедией советской тюремной системы.

В архиве автора есть еще произведения по характеру больше политические, чем художественные. В этой связи стоит отметить роман "Красное колесо". Описанные события можно отнести к истории и описание ее фактов. Но стиль и манера преподнесения не позволяет расслабится читателю до последней страницы.

Солженицын оставил огромное наследие для последующих поколений. Силой слова он смог рассказать о том, о чем не принято было говорить в массах. В его произведениях останется память о людях прошедших нелегкий жизненный путь и передавших свои воспоминания потомкам.

Картинка Солженицын

Солженицын

Несколько интересных детских загадок

Вкусный овощ - малышок, Спрятался под листок! Это. (Огурец).

Скачут ловко по деревьям, Им не страшны вьюги, Сильный холод, В розовых сюртуках, Любят лакомиться рябиной, Очень сильные обжоры, Жадничают, Друг другу не дают! Семена шишек, клена, Сухих трав они клюют! (Снегири).

Весной поёт красиво, Прилетает из полей, Наш любимый. (Соловей).

Угадай смелей, дружок: Что за чудо приберег, С виду он обычный ящик, Но и фильмов он знаток. Ответ: телевизор

Отбелил рябину он. Все покрылось серебром. Но, попав на теплый люк, Превратился в каплю вдруг.(Снег).

Несмотря на единство темы, разные жанры требуют различного подхода к ее осмыслению, ставят иные условия подбора материала, предоставляют специфические возможности для выражения авторского взгляда.

Драматизм лагерной темы проявляется в попытке обретения свободы. Противостояние жизни и смерти, верности и предательства, силы и слабости, ненависти и любви идеально подходят для драматического воплощения.

Интересно, что закрытые помещения, такие как больница, столовая и т.д. несут в себе некое символическое значение. Замкнутые пространства ограничивают свободу людей, заключают их в своих стенах. В рассказе Солженицына опасность представляют также и открытые пространства, их герои произведения стараются избегать, двигаясь как можно быстрее от одного помещения к другому. Открытые участки ограничены зоной, а сверху на заключенных беспрерывно падает слепящий свет прожекторов.

Несмотря на тяжелые лагерные условия, здесь все же сохраняются настоящие живые люди подобно Тюрину, Ивану Денисовичу, Клевшину и другим. Ни при каких обстоятельствах они не теряют своего достоинства, не унижаются перед другими, не вымаливают снисходительного к себе отношения. По убеждению автора, лагерь есть сущее зло, обитель насилия и страдания. Однако пережитые трудности и сочувствие способствовали нравственному восхождению. Можно заключить в плен тело человека, но нельзя упрятать в темницу его душу. И даже получив формальную свободу, падшая, загубленная душа уже никогда не сможет ее обрести. Внутренний мир героя, его жизненные и нравственные устои останутся неизменными.

2 вариант

Многие произведения (рассказы, документальные очерки, романы) писателя затрагивают тему жизни в лагерях и представляют собой определенную энциклопедию лагерного существования.

В произведениях автор достигает эффектности, выражающейся в жизненном убеждении и психологической реальной действительности, при этом сюжетное повествование содержит приметы невыдуманной достоверности.

В рассказах читательской аудитории представляется большое количество героев в лице настоящих, встреченных в жизни, людей. Например, бригадира Тюрина, кавторанга Буйновского в произведении об Иване Денисовиче. Однако главный персонаж рассказа в лице Шухова является собирательным образом военнослужащего артиллерийской батареи, в которой командиром был лично писатель, впоследствии заключенный в лагерь.

Раскрывая лагерную тематику, писатель использует высокую степень достоверности и детальности, описывая ужасающие будни тяжелой жизни в лагерях в виде голода, холода, лишающих людей рассудка, гнойных язв на конечностях, жестокого беспредела представителей уголовного мира. При этом писатель особую роль отводит глухому замкнутому пространству в качестве больницы, вахты, столовой, являющихся с авторской точки зрения символичными. Например, в указанном выше рассказе лагерники опасаются и открытых участков в лагере, которые также являются ограниченными зоной, бараками, строительными площадками, а также слепящими беспрерывно прожекторами.

Отличительной особенностью изображения лагерной жизни в произведениях писателя является сохранение автором на зонах живых людей, характеризующих своим внутренним достоинством и отрицающих унижения ради сигарет, хлебной пайки.

Лагеря с авторской точки зрения являются огромным злом, насилием над личностью, однако проявление в них сострадания и ощущение страданий обуславливает нравственное очищение человека с уверенностью невозможности пленения человеческой души и лишения ее свободы. При этом писатель подчеркивает, что формально освободив заключенного, невозможно изменение его внутреннего мира и системы личностных ценностей. По мнению писателя, в лагерях сохраняется настоящая человеческая жизнь, а за их заборами происходят события, непонятные заключенным.

Главная цель лагерного существования для всех его узников заключается в выживании, именно это содержание пронизывает все произведения писателя.

Также читают:

Картинка к сочинению Лагерная тема в творчестве Солженицына

Популярные сегодня темы

Лето – самое удивительное время. Почти каждый год мы семьей уезжаем на отдых в разные удивительные места. Но иногда родители очень заняты и меня отправляют к бабушке в деревню. Но я всегда радуюсь этому.

Любовь – это чувство, которое по истине можно назвать великим. Оно раскрывает скрытые стороны человека и грани характера, которые раньше не было видно. Писатели используют это чувство, чтобы раскрыть внутренний мир героев

С самого маленького возраста до самого большого мы ведем постоянный внутренний монолог. Обычно он строится из анализа происходящих событий, построения предложений, вспоминания слов и другой информации

Это такая светлая, летняя, приятная картина! Мне она нравится очень. Сразу чувствуешь себя где-то в лете и на даче. Художница передала как раз то прекрасное состояние, когда от жары отдыхаешь вот в подобной комнатке – в прохладе.

Читайте также: