Прекрасная дама блок сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Образ Прекрасной Дамы проходит через всё творчество великого поэта. Возникла идея Прекрасной Дамы ещё в юношеские годы. Сначала под влиянием поэзии Жуковского и Фета, а впоследствии, после знакомства с идеями Вл. Соловьёва, провозгласившего первенство Мировой Души, воплощенного в образе Вечной Женственности, окончательно укоренилась в творчестве поэта. Это образ - вера в светлое начало, которое хранит женская сущность. Любая женщина, попавшая в поле зрения поэта, – не что иное, как носительница добра и красоты. А через любовь к ней человек может приблизиться к Мировой Душе. Для А.А.Блока этот образ слился воедино с реальной женщиной - Л.Д.Менделеевой – ставшей невестой, а потом и женой поэта.

Ты – моё Солнце, моё Небо, моё Блаженство… Ты – Звенящая, Великая, Полная Осанна моего сердца бедного, жалкого, ничтожного

– так писал в письме возлюбленной в 1902 году молодой поэт.

Образ Прекрасной Дамы бесплотен. Она – это звуки, краски, предчувствие. В каждом стихотворении цикла мы наблюдаем это ожидание:

Жду прекрасного ангела…Вышли ангела, Боже, с нежно-белым крылом!
Но риза девственная зрима…
Ждать иль нет внезапной встречи в этой звучной тишине.
Я упоён великой тайной…
В сердце надежды нездешние…
Жду я холодного дня…

Но чаще её образ сумеречен, туманен, во мгле, отдалён и неясен. Лирический герой стремится к Ней, но Она ускользает.

Лирический герой, напротив, смирен, тих, безропотен, он весь в таинственном ожидании божественной любви.

Прекрасная Дама ушла вместе с браком. Как-то сошла на нет. Но это не значит, что она исчезла совсем. Лирический герой Блока говорит:

Читаемое в разделе:

  • Александр Александрович Блок — поэт-символист. Для символистов основой творчества всегда была идея двоемирия, параллельного существования двух миров —.

Ранее опубликованные в разделе:

  • В период Серебряного века поэты много раз затрагивали тему синтеза искусств. Художники дружили с поэтами, музыканты — с художниками, и все они стремились к.

Новые материалы раздела:

Если углубиться в биографию одного из законодателей плеяды символистов, то можно понять, почему на свет появился образ прекрасной дамы. Все дело в том, что личная жизнь Александра Александровича Блока сложилась весьма странно и поэтически интересно. Он женился на дочери Менделеева, да того самого, кто создал таблицу химических веществ. Ее звали Любовь, и она для Блока была больше музой, нежели женой. Его представления о женатой жизни были такими: он считал, что между ними не может быть никакой телесной связи и признавал только духовную любовь. Александр видел в их отношениях только что-то возвышенное и никак не земное отношение. Что удивительно, но Любовь оставалась его музой на протяжении всей его жизни, как бы те расставались или не изменяли друг другу. Вот так Блок и перенес музу своей жизни в свои произведения.

Насколько же много этой темы в его работах? Список произведений в сборнике насчитывает около 17о единиц, а именно стихов и поэм. И все они о прекрасной даме и лирическом герое, которым представляется сам Блок. Для всех произведений общим является мотив потери и недостижимости Прекрасной Дамы. Она не женщина, а мечта.

Мы не знаем ничего о ее внешности, привычках, происхождении. Автор лишь выдергивает отдельные детали, говорящие о неземном очаровании ее образа. Таково описание идеала: мы никогда не знаем, как он выглядит.

Автор: Катарина Ирхина

Автор: Самый Зелёный · Published 22.07.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 30.05.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 23.09.2021 · Last modified 10.10.2021

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Лирика любви и природы, полная неясных предчувствий, таинственных намеков и иносказаний, — так можно охарактеризовать ранний период творчества Александра Блока, прекрасного поэта серебряного века. В то время он был погружен в изучение идеалистической философии (особенно близка оказалась ему теория Владимира Соловьева о двоемирии), которая проповедовала существование не только мира реального, но и некоего “сверхреального”, высшего “мира идей”, мира Вечной Женственности, Мировой Души. Сам Блок признавался, что им полностью овладевали “острые мистические переживания”, “волнение беспокойное и неопределенное”. И наивысшим достижением этого периода в творчестве поэта стал цикл стихотворений о Прекрасной Даме.

Блок творит некий миф о божественной Прекрасной Даме. Неизменным поклонником и почитателем “Владычицы вселенной” становится лирический герой. Он сбегает из реального мира жестокости, несправедливости, насилия в неземной “соловьиный сад”, в мир Прекрасной Дамы, который мистичен, нереален, полон тайн, загадок. Но это не значит, что он сер, невзрачен, блекл. Наоборот, краски, с помощью которых этот мир рождается и предстает перед лирическим героем, ярки, насыщенны, эмоциональны. Это пурпурные, пунцовые, бордо, белые, сине-лазурные и даже золотые. Эти цвета сияют и переливаются, а значит, зажигают все вокруг чудесным, сказочным и небывалым светом.

Так же великолепна, светла сама Прекрасная Дама. Но только попав в “рай”, герой не осознает всей ее прелести, его чувства к ней еще 'туманны, пламя будущих страстей лишь зарождается в душе юного романтика. Он хочет прояснить образ фантастической Девы, “ворожит” над ней: Ворожбой полоненные дни Я лелею года,— не зови.

Только скоро ль погаснут огни Заколдованной темной любви? Но вскоре “прозрение” наступает само собой. Лирический герой уже восхищается красотой Прекрасной Дамы, боготворит ее. Но образ этот расплывчат, ведь он плод непрекращающихся фантазий героя. Он творит “Деву радужных ворот” только для себя, и зачастую в мифологизированном образе сквозят и земные черты: Твое лицо мне так знакомо, Как будто ты жила со мной.

. Я вижу тонкий профиль твой.

Юноша мечтает о встрече с Идеалом, видит в этом смысл жизни: Ложится мгла на старые ступени.

Я озарен — я жду твоих шагов.

. Жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад.

Он устремлен к ней всем своим существом, счастлив лишь от одного сознания, что она существует, все это и наделяет его сверхчувственным мироощущением. Сложны отношения Прекрасной Дамы и героя, “я” — существа земного, устремленного душой в высь поднебесную, к Той, которая “течет в ряду иных светил”.

Царевна не просто объект почитания, уважения молодого человека, она покорила его своей необычайной красотой, неземной прелестью, и он без памяти влюблен в нее, настолько, что становится рабом своих же чувств: Твоих страстей повержен силой, Под игом слаб.

Порой — слуга; порою — милый; И вечно — раб.

Высокая любовь лирического героя — это любовь-преклонение, сквозь которое лишь брезжит робкая надежда на грядущее счастье: Верю в Солнце Завета, Вижу зори вдали.

Жду вселенского света От весенней земли.

Лирический герой блаженствует и страдает в экстазе любви. Чувства настолько сильны, что переполняют и захлестывают его, он готов принять покорно даже смерть: За краткий сон, что нынче снится, А завтра нет, Готов и смерти покориться Младой поэт.

Жизнь героя — поэта своей Музы — вечный порыв и стремление к Мировой Душе. И в этом порыве происходит его духовный рост, очищение.

Но в то же время идея Встречи с Идеалом не так лучезарна. Казалось бы, она должна преобразить мир и самого героя, уничтожить власть времени, создать царство Божие на Земле. Но со временем лирический герой начинает опасаться, что их воссоединение, то есть приход Прекрасной Дамы в настоящую жизнь, реальность, может обернуться душевной катастрофой для него самого. Он боится, что в миг воплощения Дева может превратиться в земное, греховное создание, а ее “нисхождение” в мир явится падением: Предчувствую Тебя.

Года проходят мимо — Все в облике одном предчувствую Тебя.

Как ясен горизонт: и лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

И желанного преображения, и мира, и “я” лирического героя не происходит. Воплотившись, Прекрасная Дама оказывается “иной” — безликой, а не небесной.

Спустившись с небес, из мира грез и фантазий, лирический герой не перечеркивает былого, в душе его еще поют мелодии “прошлого”: Когда замрут отчаянье и злоба, Нисходит сон. И крепко спим мы оба На разных полюсах земли.

И вижу в снах твой образ, твой прекрасный, Каким он был до ночи злой и страстной, Каким являлся мне. Смотри: Все та же ты, какой цвела когда-то.

Он оставляет за собой право хотя бы в снах быть с Прекрасной Дамой: Этот голос — он твой, и его непонятному звуку Жизнь и горе отдам, Хоть во сне твою прежнюю милую руку Прижимаю к губам.

Итогом пребывания лирического героя в мире Прекрасной Дамы оказывается одновременно и трагическое сомнение в реальности идеала, и верность светлым юношеским надеждам на будущую полноту любви и счастья, на грядущее обновление мира. Присутствие героя в мире Прекрасной Дамы, его погруженность в ее любовь заставили юного рыцаря отказаться от эгоистических устремлений, преодолеть свою замкнутость и разъединение с миром, вселили желание творить добро, приносить людям благо.

Во всех стихотворениях цикла раскрывается необычайная одухотворенность лирического героя и самого А. Блока, утонченность души, бессменное желание познать истину существования, достичь высших целей. А любовь выступает как сила, обогащающая чувство жизни, ее потеря оборачивается смертью.

“Стихи о Прекрасной Даме” являются переходом Александра Александровича
Блока, а его многолетнем творчестве от романтического символизма к
критическому реализму. Это самая первая одержанная им высота в литературно-
поэтической деятельности. Удивительной красотой, неисчерпаемой теплотой
и нежностью пронизаны эти произведения. “Стихи о Прекрасной Даме” были
написаны в начале XX века, а именно в 1904 году. Этот период рубежа веков
– сложный, переломный период; это время переосмысления ценностей и
жизненных

принципов; это период грозных политических событий: репрессий
и революций, унижений и утраты ценности человеческой личности. Страдали
все независимо ни от социального сословия, ни от уровня образованности.
Творческие люди, истерзанные беспощадной реальностью, погружались в
таинственный поэтический мир грез и находили в нем отдушину.
В основу цикла стихов о Прекрасной Даме легла возвышенная идея
платонической целомудренной любви к изумительной неземной женщине,
рыцарского служения ей и земного преклонения перед нею, как перед идеалом
не только красоты внешней, но и красоты духовной,

олицетворением всего
священного возвышенного и прекрасного. Героиня поэзии Блока видится герою
не как обычная земная женщина, а как некое божество, обладающее ангельской
красотой. Он дает ей несколько имен: Прекрасная Дама, Вечно Юная, Святая
Дева, Владычица Вселенной. И она, таинственная, недоступная, существующая
лишь в голубой и сумрачно небесной выси, далекая от земных страстей, бед и
пороков проливает на грешную землю чистый свет истины умиротворенности и
любви.
Поэт полностью растворялся в омуте до безумия прекрасных грез, поклонения
этому небесному ангелу, он отчетливо представлял ее образ, который иногда
спускался с небес и представал перед ним и он ясно видел каждую черту ее
лица, знал все о сотворенном им самим существе, он был рабом своей мечты.
Огромное влияние на формирование завораживающего мире грез о божестве
женского создания Блока и многих современников оказала философия
В. Соловьева, в частности его тезис: “… сама любовь мира открыта через любовь к
женщине… в любви – спасенье наше… “. Блок, желая спрятаться от серой, грубой
реальности создавал свои маленькие поэтические шедевры, искал спасения и
исцеления в райском, возможно, даже утопическом, мире своей бескрайней любви
к вымышленной им Прекрасной Даме, в красоте ее. В страхе перед ужасным,
обжигающим и сметающем все на своем пути стихийным миром, Блок томится
в поисках своей Прекрасной Дамы: он ищет ее в толпе, на шумных улицах и в
уединенных уголках. И в один прекрасный день это величественно прекрасное
божество, та самая Прекрасная Дама, придуманная поэтом спускается с небес на
землю и перевоплощается в земную женщину, не только не утратившую обаяние
первозданной красоты, но еще более прекрасную живую женщину, независимую
и свободную, как ветер легкую и прозрачную… Этой прекрасной Дамой
оказалась дочь великого ученого химика Д. И. Менделеева – Любовь Дмитриевна
Менделеева. Это была поистине Прекрасная Дама, очень походившая всеми
качествами на вымышленный Блоком образ. Светлая чистая непревзойденная
внешняя и духовная красота Любови Дмитриевны навсегда затмила невзгоды
гнусной и блеклой реальности.
“Стихи о Прекрасной Даме” являются изящным красивым художественным
стихотворным воплощением мира грез и фантазий в мир реальности и
материального бытия. Это стихи о любви к мечте, которая обернулась реальной
женщиной, любимой и любящей.

Читайте также: