Сочинение по творчеству сологуба

Обновлено: 04.07.2024

Федор Сологуб — российский поэт, прозаик, публицист. Помимо литературной стези, занимался переводами и вел педагогическую деятельность. Биография — яркий пример русского символизма. До нынешних дней творчество поражает своей неординарностью и неоднозначностью.

Нет точной трактовки образов и героев. Стихи будоражат воображение своими мистическими мотивами. Они буквально пропитаны одиночеством и загадочностью.

Романы приводят в состояние шока и захватывают уже с первых страниц.

Федор Сологуб — это творческий псевдоним

поэта. Имя при рождении — Федор Кузьмич Тетерников. В начале творческого пути он публиковался под своим именем, причем в значительных объемах.

Детство и юность

Дата рождения — 1 марта 1863 года. Роды у матери были в Санкт-Петербурге. Папа

будущего творца — уроженец полтавской глубинки. Семья бедствовала, отец не имел вольной и был крепостным. Единственный заработок — швейное дело.

Родители Федора Сологуба были высокообразованными людьми. В доме всегда в наличии были книги. Отец занимался образованием детей и прививал им любовь к искусству и поэзии.

Делился с ними крохами своих знаний о мировой культуре и литературе.

Федор Сологуб в детстве и молодости

Спустя два года после рождения Федора Сологуба родилась сестра, и без того сложная жизнь только ухудшилась. В полную нищету ввергла смерть отца семейства в 1867 году. Мама осталась одна с двумя детьми и без малейшей материальной поддержки.

Вынужденной мерой стало ее устройство простой прислугой к состоятельным людям.

В доме у знатного семейства Агаповых и провел свое детство юный писатель. Аристократы с благосклонностью воспринимали мальчика и даже поддерживали в стремлении к учебе, давали для прочтения редкие экземпляры книг. На протяжении всей дальнейшей жизни в судьбу писателя часто вмешивались посторонние люди, помогавшие в трудную минуту с поисками себя.

Федор Сологуб и его сестра

Детство творческого человека нельзя назвать радужным. В жизни был контраст. С одной стороны — мир искусства, науки и музыки. С другой — атмосфера нищеты, тяжелого труда матери на пропахшей кухне и прачечной, заполненной паром.

Иногда она доходила до изнеможения, только чтобы обеспечить едой детей. Часто от безысходности мать срывалась на детях. Бывали случаи избиения за малейшие провинности.

Поэт вспоминал, как вечером опять мать приходила не в духе.

Но для восстановления полной картины жизни творческой личности это просто необходимо.

Впервые попробовал себя в поэзии Сологуб в двенадцатилетнем возрасте. Пытался описывать свои жизненные тяготы в период юношества, когда достижения доставались только благодаря собственному труду.

Портрет Федора Сологуба

С присущим только в раннем возрасте максимализмом Федор был убежден, что судьба — стать признанным поэтом. Твердо шел к цели, ни на миг не забывая о призвании. Посылая одно испытание за другим, судьба не была к нему благосклонной.

Если опустить тот факт, насколько была бедной семья, то можно упомянуть о модальных терзаниях начинающего поэта. Творчество проходило в захолустном городишке. Шансов прославиться было меньше, нежели преград.

Первые стихотворения он отдавал в публикацию в провинциальных журналах с низким рейтингом и мизерным количеством читателей.

Переломным в судьбе автора стал 1891. В этот год молодой человек попал в столицу и там повстречал на своем пути Николая Максимовича Минского (являлся представителем на тот момент нового направления мистического символизма). Значение этой встречи переоценить нельзя.

Несмотря на непродолжительное общение, Сологуб оставил для прочтения ранние стихи.

Константин Эрберг, Федор Сологуб, Александр Блок, Георгий Чулков

Подходило как нельзя больше творчество молодого автора. Произведения Сологуба помогли в оформлении журнала, а для поэта стали стартом творческого признания. Далее отметим значимые даты в судьбе писателя, рассказы которого способны будоражить умы не одного поколения:

В 1892 году поэт совершил переезд в Санкт-Петербург. Ворвался в творческий союз символистов того времени с непреодолимым желанием к творчеству.

1905 г. — впервые один журнал берет в публикацию роман. Но из-за закрытия журнала статьи были прерваны и не дошли до читателя в полном объеме.

Книги Федора Сологуба

1908 г. — заканчивает учительскую карьеру и женится.

1913 г. — вместе с супругой отправляется в турне по российским провинциям. Это дает силы к творческому порыву.

1918 г. — становится председателем Союза деятелей художественной литературы.

Творчество Федора Сологуба, прозаика и поэта в одном лице, безгранично и многогранно. Хотя, по мнению критиков, творчество относится к символизму, большое количество написанных произведений не вписываются в рамки этого определения.

В начале творческого пути занимался исключительно поэзией и добился признания в этом деле. Позже, обучаясь в институте, он пытается создавать литературные произведения, но часто наталкивается на стену непонимания и неодобрения.

Женился на Анастасии Чеботаревской, молодая супруга также имела творческий потенциал. Главной деятельностью было писательство, на жизнь зарабатывала переводами. Брак счастливо просуществовал 19 лет, до тех пор, пока однажды ее психическое заболевание не обострилось.

Она покончила с собой. Тело было обнаружено спустя месяцы.

Федор Сологуб и его жена Анастасия Чеботаревская

Смерти любимого человека автор посвящает стихотворения. Часто подчеркивает обреченность и душевное одиночество. Поэтому произведения наполнены трагизмом и безысходностью.

Детей в браке не было, а так как Сологуб оказался однолюбом, то и прожил всю оставшуюся жизнь один, как маленький человек в огромном мире.

Накануне революции писатель разрабатывает собственный журнал. Лекции с успехом проходят в городах Германии и Франции. К переменам в стране он не был готов и не принимал новую власть.

У него были попытки иммигрировать, но безуспешные.

Могила Федора Сологуба

В 1927 году писатель активно начинает трудиться над новым романом, неожиданно заболевает и скоропостижно умирает — событие происходит в Петрограде. Тело было предано земле, захоронение произошло на Смоленском кладбище, рядом с супругой.

Все писатели, о которых мы говорили в этой главе, вышли из культурных столичных семей – из верхушки среднего класса, – но самым лучшим, самым изысканным поэтом первого поколения символистов был выходец из низов, чей странный гений расцвел при самых неблагоприятных обстоятельствах. Федор Сологуб (настоящее имя – Федор Кузьмич Тетерников) родился в Петербурге в 1863 г. Отец его был сапожником, а после смерти отца мать пошла в прислуги. С помощью ее хозяйки Сологуб получил сравнительно приличное образование в Учительском институте.

Со временем он стал инспектором начальных школ, в девяностые годы был наконец переведен в Петербург. Только после огромного успеха своего знаменитого романа Мелкий бес он смог оставить педагогическую службу и жить на литературные заработки. Как и другие символисты, Сологуб был аполитичен и, хотя в 1905 г. был настроен революционно, в 1917 г. и позднее был холодно отчужден от происходящего.

В 1921 г. при трагических и таинственных обстоятельствах погибла жена Сологуба – известная в литературе под именем Анастасия Чеботаревская, – но

кроме этого в личной жизни Сологуба не было крупных событий и его биография состоит из истории его творчества.

Он начал писать с восьмидесятых годов, но первые десять лет не имел никаких связей с литературным миром. Его первые книги были изданы в 1896 г. – сразу три: сборник стихов, сборник рассказов и роман Тяжелые сны, над которым он работал больше десяти лет. Следующий сборник стихов и следующий сборник рассказов появились только в 1904 г. Для лучшего своего романа Мелкий бес, над которым он работал с 1892 по 1902 гг., Сологуб в течение многих лет не мог найти издателя. Его наконец стали печатать в 1905 г. в приложениях к журналу, но журнал закрылся.

Последний роман Сологуба – Заклинательница змей – решительно слаб, но стихи Сологуба, которые он продолжает печатать, по-прежнему остаются на высоком уровне, хотя любителям новинок и сенсаций не понравится некоторая их монотонность.

В творчестве Сологуба необходимо различать два аспекта, не связанных между собой и не зависящих друг от друга, – это его манихейский идеализм и особый “комплекс”, являющийся результатом подавляемого, порочного Libido. Нет сомнения, что многие произведения Сологуба, особенно последнего периода, не были бы написаны, если бы не потребность удовлетворять этот “комплекс”, выражая его в материальной форме. Для изучения этого вопроса нужен опытный психоаналитик, а не историк литературы. Наслаждение жестокостью и унижением красоты – один из главных его симптомов.

Второй – вечно повторяющаяся деталь “босые ноги”. Это как наваждение.

Во всех романах и рассказах Сологуба бродят босые героини. Манихейство Сологуба, напротив, чисто идеалистическое – в платоновском смысле слова. Существует мир Добра, состоящий из Единства, Покоя и Красоты, и мир Зла, который состоит из разброда, желаний и пошлости. Наш мир – творение Зла.

Только внутри себя можно найти мир Единства и Покоя. Цель человека – освободиться от злых оков материи и стать умиротворенным божеством. Но человек проецирует свои мечты о небе на внешний мир, – в этом состоит “романтическая” ирония жизни. Эту иронию Сологуб символически изображает двумя именами, взятыми из Дон Кихота: Дульцинея и Альдонса.

Та, кого мы мнили идеальной Дульцинеей, на деле оказывается пошлой Альдонсой. Материя и желание – главные выразители зла, а Красота – идеальная красота обнаженного тела – единственное воплощение высшего мира идеалов в реальной жизни.

В этом пункте идеализм Сологуба встречается с его чувственностью. Его отношение к плотской красоте всегда двойное: одновременно платонически идеальное и извращенно чувственное. Привкус сологубовской чувственности многим читателям так отвратителен, что становится препятствием к наслаждению его творчеством. Но и помимо этой извращенности, сама философия Сологуба тяготеет к нигилизму, близкому к сатанизму.

Мир и Красота отождествляются со Смертью, а Солнце – источник жизни и деятельности – становится символом злой силы. В своем отношении к существующей религии Сологуб занимает позицию, противоположную своим средневековым предшественникам – альбигойцам: он отождествляет Бога со злым создателем злого мира, а Сатана становится у него царем спокойного и прохладного мира красоты и смерти.

От курослепов на полях

До ярко-знойного светила

В движеньях, звуках и цветах

Царит зиждительная сила.

Волной в ручье моем звеня,

Лаская радостное тело,

Она несет, несет меня,

Ее стремленьям нет предела .

В этих мажорных и звучных аккордах слышится тютчевский восторг перед мощью творящей природы.

В 1910-е годы в отличие от ранних стихотворений, проникнутых пессимизмом, Сологуб славит земное бытие:

У тебя, милосердного Бога.

Много славы, и света, и сил.

Дай мне жизни земной хоть немного,

Чтоб я новые песни сложил

Люблю я грусть твоих просторов.

Мой милый край, святая Русь.

Судьбы унылых приговоров

Я не боюсь и не стыжусь,—

признается поэт.

Этой милой его сердцу Руси он слагал вдохновенные песни:

Милее нет на свете края,

О Русь, о родина моя.

Тебе, в тоске изнемогая,

Слагаю гимны я.

Стихи Сологуба внешне просты по своей художественной форме, но за этой простотой скрыто высокое профессиональное мастерство. С большим искусством им повторяются, подхватываются, варьируются отдельные слова и целые словосочетания, столь же совершенно владел он ритмикой и искусством композиции при создании своих произведений.

Этот педагог и наставник ходит по квартирам и сладострастно сечет гимназистов, с восторгом наушничает и пишет доносы на директора школы и сослуживцев, издевается над своей сожительницей, вдохновенно делает пакости квартирной хозяйке и даже собственной прислуге. Он не читает книг и газет, гордится своим невежеством, считая это первым признаком патриотизма, а в гимназии учебу превращает в бессмысленную муштру.

Передонов — не только садист и доносчик. Это прежде всего раб, считающий свое состояние рабства естественным и наслаждающийся им. Без разрешения начальства он боится ступить шагу и обходит должностных: лиц города с единственной целью — убедить всех в собственной благонадежности.

У Сологуба все это доведено до предела: картины обывательского существования граничат с бредом, и сам Передонов постепенно сходит с ума. В романе возникает атмосфера кошмара, воплощением которого становится Недотыкомка, которая чудится Передонову во всех углах дома. Это неотвязное наваждение преследует Передонова, повергает его в дикий страх, ведущий к постепенному распаду личности. Образ Недотыкомки, уже фигурировавший ранее в поэзии Сологуба, привносит в роман декадентский мотив. Декадентский привкус имеют и насыщенные эстетизированным эротизмом сцены взаимоотношений провинциальной барышни Людмилы Рутиловой с наивным подростком, гимназистом Сашей.

Гост

ГОСТ

Декадентство – это направление в искусстве и литературе рубежа 19-20 веков, характеризующееся индивидуализмом, эстетизмом и имморализмом.

Биография Федора Сологуба

Крупный представитель декадентского направления в отечественной литературе и русского символизма, поэт, публицист, драматург и писатель Федор Сологуб родился в марте 1863 года в Ленинграде.

Отец будущего писателя был родом из Полтавы. Семья была бедной, отец Сологуба был крепостным и не имел вольной. Единственным источником заработка было швейное дело. При этом родители будущего литератора были хорошо образованными людьми, в доме всегда были книги. Отец сам занимался образованием детей, прививал им любовь к поэзии и искусству, делился своими знаниями о мировой литературе и культуре.

Через два года после рождения Федора в семье появился еще один ребенок. И без того бедственное положение семьи ухудшилось. Смерть главы семейства ввергла семью в полную нищету, мать писателя осталась одна с двумя детьми, не имея абсолютно никакой материальной поддержки. Тогда она устроилась прислугой в состоятельную семью, чтобы хоть как-то прокормить детей.

В доме знатного семейства Агаповых, куда устроилась работать мать поэта, Сологуб провел все свое детство. Аристократы благосклонно относились к мальчику, всячески поддерживали его стремление к учебе, позволяли брать для чтения книги из библиотеки, в том числе и редкие экземпляры. В течение всей дальнейшей жизни Сологуба в его судьбу часто вмешивались совершенно посторонние люди, которые в трудную минуту оказывали необходимую помощь.

Готовые работы на аналогичную тему

Однако детство Федора Сологуба сложно назвать беззаботным и радужным. Его жизнь состояла из контрастов. С одной стороны - мир науки, музыки, искусства. А с другой – мальчика окружала атмосфера нищеты, тяжелого труда матери, которая порой доходила до полного изнеможения, лишь бы обеспечить едой своих детей. Часто мать от безысходности и беспомощности срывалась на детях, бывало, что женщина поднимала на них руку за малейшие провинности. Позже Сологуб с горечью вспоминал об этих временах.

О своем детстве писатель говорил крайне неохотно, он не любил обсуждать эту часть своей биографии.

Творчество Федора Сологуба

В поэзии Федор Сологуб впервые попробовал себя в двенадцатилетнем возрасте. Он пытался описать жизненные тяготы в период своего юношества, в то время, когда все достижения доставались исключительно благодаря собственным усилиям и труду.

С характерным для этого возраста максимализмом Сологуб был твердо убежден в том, что его судьба – стать известным поэтом. И он твердо шел к своей цели, никогда не забывая о своем призвании. Судьба не была благосклонной к поэту, посылала ему испытания одно за другим.

Кроме того, что семья поэта была очень бедной, его творчество зарождалось в захолустном городке, где шансов прославиться было намного меньше. Первые свои произведения начинающий поэт отдавал в публикацию в провинциальных журналах, имеющих крайне низкий рейтинг и очень малое количество читателей.

1891 года ста переломным моментом в судьбе Федора Сологуба. В это время он оказался в столице, где на своем пути повстречал Николая Максимовича Минского, который на тот момент являлся представителем зарождавшегося направления мистического символизма. Эта встреча имела огромное значение для начинающего поэта. Несмотря на короткое общение, поэт оставил ему для прочтения свои первые стихи.

Творчество начинающего писателя отлично им подходило. Произведения Федора Сологуба помогли в оформлении журнала, а для самого молодого автора стали началом творческого признания.

В 1892 году Федор Сологуб переезжает в Санкт-Петербург. Поэт ворвался в творческий союз представителей символистского направления того времени с огромным стремлением к творчеству.

Роман, написанный в 1902 году, был впервые издан только три года спустя. Однако из-за закрытия издания публикации были прерваны и в полном объеме до читателя не дошли.

В 1913 году Сологуб вместе со своей супругой отправляется в путешествие по российским провинциям. Эта поездка дает силы к новому творческому порыву. А в 1918 году поэт становится председателем Союза деятелей художественной литературы.

Творчество прозаика и поэта Федора Сологуба было многогранным и безграничным.

Несмотря на то, что критики относят творчество поэта к символистскому направлению, большая часть произведений Сологуба в рамки этого стиля не вписывается.

Сологуб в самом начале своего творческого пути занимался только поэзией и в этом деле добился признания. Позже, в период обучения в институте, он пытался создавать литературные произведения, но довольно часто наталкивался на неодобрение публики и непонимание.

После того, как любимая супруга Федора Сологуба на фоне обострения психического заболевания покончила с собой, поэт посвятил ее смерти ряд стихотворений, в которых подчеркивал душевное одиночество и обреченность. Эти произведения наполнены безысходностью и трагизмом.

Библиография Федора Сологуба:

Творчество поэта удивляет неоднозначностью и неординарностью. Его стихи будоражат воображение читателя мистическими мотивами, а образы героев не имеют точной трактовки. Произведения Сологуба пропитаны загадочностью и одиночеством.

1863, 1 марта В Петербурге в бедной семье родился Федор Кузьмич Тетерников (в будущем писатель Федор Сологуб). Отец ребенка — портной, мать — крестьянка.

1867 Смерть отца.

1875 Написано первое стихотворение.

1882 Сологуб окончил Санкт-Петербургский учительский институт и уехал служить учителем в Крестцы Новгородской губернии.

1884 Первая публикация стихов.

1885 Сологуб переводится в Великие Луки. 1889 Сологуб переводится в Вытегру. Первые стихотворные переводы из П. Верлена.

1893 После учительства в провинции Сологуб возвращается в Санкт-Петербург.

1894 Смерть матери.

1918 Сологуб избран председателем совета Союза деятелей художественной литературы.

1924 В Государственном академическом драматическом (Александрийском) театре торжественно отмечено 40-летие литературной деятельности Сологуба. Сологуб избран почетным председателем секции переводчиков в Союзе ленинградских писателей.

1925 Сологуб избран председателем секции детской литературы.

1926 Сологуб избран председателем правления Союза ленинградских писателей.

1927, 5 декабря Умер в Ленинграде. Похоронен на Смоленском православном кладбище. Рядом могила его жены А. Чеботаревской.

ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Тэффи

Это был человек, как я теперь понимаю, лет сорока, но тогда, вероятно, потому что я сама была очень молода, он мне показался старым. Даже не старым, а каким-то древним. Лицо у него было бледное, длинное, безбровое, около носа большая бородавка, жиденькая рыжеватая бородка словно оттягивала вниз худые щеки, тусклые, полузакрытые глаза. Всегда усталое, всегда скучающее лицо. Помню, в одном своем стихотворении он говорит:

Сам я и беден и мал.
Сам я смертельно устал.

Вот эту смертельную усталость и выражало всегда его лицо. Иногда где-нибудь в гостях за столом он закрывал глаза и так, словно забыв их открыть, оставался несколько минут. Он никогда не смеялся.

Вспоминала его стихи, где даже смех благословляется, потому что он детский.

Я верю в творящего Бога.
В святые заветы небес.
Я верю, что явлено много
Бездумному миру чудес.
Но высшее чудо на свете.
Великий источник утех —
Блаженно-невинные дети.
Их тихий и радостный смех.

Да, нежность души своей он прятал. Он хотел быть демоничным.

Раз как-то пришел он ко мне с Георгием Чул-ковым. Я была в самой лютой неврастении. Чулков ничего не заметил, а Сологуб странно пристально присматривался ко мне и все приговаривал:

Вечером пришел снова и настаивал, чтобы я пошла с ним в ресторан обедать, и оттуда повел по набережной.

— Не надо вам домой торопиться. Дома будет хуже.

Была белая ночь, нервная и тоскливая, как раз бы Рыцарю Смерти поговорить о своей Даме. Но он был неестественно весел, болтал и шутил, и я поняла, что он жалеет меня и хочет развлечь. Потом выяснилось, что так это и было. Его мертвые глаза видели многое, живым глазам недоступное и ненужное.

Во время революции Сологубу жилось трудно. Он приглядывался, хотел понять и не понимал.

В одну из последних петербургских зим встречали мы вместе Новый год.

— Что вам пожелать? — спросила я.
— Чтобы все осталось, как сейчас. Чтобы ничто не изменилось.

Оказывается, что этот странный человек был счастлив! Но тут же подумалось — боится и предчувствует злое.

Б. Эйхенбаум

Только будь всегда простою,
Как слова моих стихов.

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ И РЕФЕРАТОВ

3. Литературные отголоски в стихах и прозе

Федора Сологуба (скрытые и явные цитаты, реминисценции, пародии и прочее).

4. Передонов и Беликов: портрет русского педагога у Федора Сологуба и А. П. Чехова.

7. Федор Сологуб-переводчик: опыт характеристики (переводы из. В. Гюго, А. Рембо, Т. Щев-ченко, Н. Кучака и пр.).

8. Двойничество или подобие? Стихи Поля Верлена в интерпретации Федора Сологуба.

9. Две концепции мироздания: колесо фортуны и чертовы качели (на материале средневековой поэзии и поэзии Федора Сологуба).

11. Дон Кихот и Дульсинея — влияние этих образов на личность и творчество Федора Сологуба (попытка характеристики).

12. Поэт в роли шута (на материале стихотворений Федора Сологуба).

13. Магия, колдовство, ворожба, отразившиеся в зеркале творчества Федора Сологуба.

14. Античные мотивы у Федора Сологуба.

15. Федор Сологуб и русский символизм (притяжения и отталкивания).

ТЕЗИСНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ

МОТИВ БОСЫХ НОГ В ПОЭЗИИ ФЕДОРА СОЛОГУБА

I. За редкими исключениями в произведениях любых литераторов, независимо от их творческого метода и ориентации, можно обнаружить устойчивый комплекс тем и мотивов, которые и определяют, собственно, их неповторимую индивидуальность.

2. Темы и мотивы, пришедшие к писателю разными путями, но усвоенные им, являющиеся

II. Особость художественного мира Федора Сологуба даже в сравнении с необычными художественными мирами других русских писателей рубежа веков.

1. Функционирование одних и тех же тем, образов, порой устойчивых выражений в соло-губовской поэзии и прозе.

2. Усиленный автобиографический элемент в его сочинениях.

3. Разнообразные заимствования и переклички с чужими художественными системами.

А. Заимствование, вплоть до прямого плагиата, у литераторов, не слишком удаленных во времени от Сологуба.

Б. Реминисценции и парафразы из писателей-классиков (Пушкина, Гоголя и т. д.).

В. Античные мотивы в творчестве Сологуба, которые не могут рассматриваться как заимствования, а лишь как реконструкция духа произведений периода классической древности.

III. Мотив босых ног, босоты в стихах Сологуба (более усложненно функционирует и в сологубовской прозе).

1. Мотив босоты можно рассматривать как сугубо автобиографический, он присутствует и в ранних, стихах Сологуба:

Пошел мне год уже двадцать второй,
И в Крестцах я учителем год третий,
А на уроках я еще босой
Сижу в училище, одет как дети.

Просила мать, директор разрешил,
И каждый год вновь пишет разрешенье,
По бедности, и чтобы я служил
Примером скромности и береженья.

И в самых поздних:

Впрочем, нечему здесь удивляться:
По ночам -я люблю босиком
Час-другой кое-где пропитаться,
Чтобы крепче спалося потом.
Плешь прикрыта поношенной кепкой,
Гладко выбрит, иду я босой.

Но мне другие не пример,
И мой устав — простой и строгий.
Мой стих — мальчишка-пионер,
Легко одетый, голоногий.

ФИЛОСОФИЯ ПЛАГИАТА У ФЕДОРА СОЛОГУБА

Подобная странная позиция в те времена была еще и рискованной. Известно, какой скандал разыгрался вокруг переделки А. Ремизовым народной сказки, заимствованной из сборника Н. Е. Ончукова. Писателя публично обвинили в плагиате, и спастись от несправедливого обвинения (а ведь сказка была заново обработана) не было никакой возможности.

Позиция Сологуба выглядит тем более странной, если вспомнить некоторые другие эпизоды из его жизни. Женившись на А. Чеботаревской, Федор Кузьмич стал, как считалось, писать в соавторстве с женой. Но так лишь считалось. Хотя произведения выходили под двумя именами, для литераторов одного с Сологубом круга не являлось секретом, что чаще всего это сочинения самой Чеботаревской, а Федор Кузьмич участия в их создании не принимал. И более того, некоторые произведения, подписанные только именем Федора Сологуба, сочиняла та же Чеботаревская.

И если на первый вопрос — почему Сологуб не гнушается плагиатом, столь любя свои собственные сочинения, — достойного ответа современники не подыскали, то разгадку второго вопроса — что заставляет Сологуба подписывать часто попросту неудачные книги своим именем, — предложили. Тэффи считала — так Сологуб мстил за пренебрежение критиков к его первым, лучшим вещам. Им, критикам, с их неразборчивостью, преклонением не перед совершенством произведения, а перед авторитетом писателя, достанет и Чеботаревской. Пусть их.

На самом деле в поведении Сологуба не только нет какого-либо противоречия, но, напротив, легко увидеть определенную, пусть и не философскую, однако превосходно продуманную и выстроенную систему.

Сологуб, по воспоминаниям той же Тэффи, делил писателей на графоманов и дилетантов.

Себя он относил к графоманам. Определение ни в коем случае не оскорбительное. Определение качественное. Сологуб, как любой графоман, бездарный либо гениальный, сочинял чрезвычайно много. И для создания произведений ему требовался все новый и новый материал.

ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

1. Какова была настоящая фамилия Федора Сологуба?

2. До того как Сологубу придумали псевдоним, с которым он встретил славу, он подписывался разными случайными псевдонимами и подписями. Одна из них была Ф. Т. Какой еще русский поэт подписывал свои стихи теми же буквами?

3. В детстве на Сологуба необычайно повлияли три прочитанные им книги, воспоминание об одной из которых он пронес через всю жизнь. Что это были за книги?

4. От какой болезни боялся умереть Сологуб?

6. Сологуб тщательно вел картотеку, что это была за картотека?

7. Константин Сомов и Юрий Анненков, такие разные художники. Но что у них было общего?

8. Сологуб писал стихи, прозу, пьесы. Над какой не совсем обычной для русского писателя книгой, так и не увидевшей свет, он работал?

10. Главный герой романа — учитель Передонов. Попробуем вспомнить, как он выглядел. Например, носил ли он очки?

11. Какая вещь доставляла Передонову неизменное удовольствие, когда он был на людях?

12. Что вспоминает Передонов о своем детстве?

13. Какой водой мылся Передонов и почему?

14. Какой предмет преподавал Передонов?

15. Где у Передонова висел портрет Мицкевича и где портрет Пушкина? И каким образом он потом эти портреты перевесил?

16. Почему Передонов называет русских дурачьем?

17. «Уже она хотела окликнуть Марту. Но сам Передонов спросил злым голосом:

Марта вздрогнула, повернулась к нему и не знала, что сказать. Владислав улыбался, глядя на Передонова, и слегка краснел.

Какую знаменитую фразу пародирует здесь Сологуб?

19. Сколько было сестер Рутиловых?

20. Передонов ждет, а сестры Рутиловы по очереди подходят к воротам и рассказывают, как каждая из них будет ублажать Передонова, если он на ней женится. Какую сцену и из какого произведения пародировал Сологуб?

21. Какую книгу изредка читала сожительница Передонова Варвара?

К сцене из какого произведения здесь, по всей видимости, отсылает читателя Сологуб?

23. Чем были украшены стены в гостиной Грушиной?

24. Какую прическу решил сделать перед венчанием Передонов?

25. Почему парикмахер отказался выполнить его заказ?

26. Кроме недотыкомки в романе упоминается еще одно фантастическое существо. Какое?

27. Каким образом Передонов пытался бороться с недотыкомкой?

28. Сколько лет собирался прожить Передонов?

29. Что за курносая баба пришла наниматься к Передонову в кухарки?

1. Его настоящая фамилия была Тетерников.

2. Ф. Т. подписывал свои стихи Федор Иванович Тютчев.

5. Здесь перечислены постоянные мотивы сологубовского творчества.

6. Он вел картотеку своих стихотворений, опубликованных и неопубликованных. Отмечал, когда то или иное стихотворение было напечатано.

7. И тот и другой создали превосходные портреты Сологуба.

8. Он написал учебник по геометрии.

10. Передонов носил очки в золотой оправе.

11. Он любил смотреть на свои часы с большими золотыми крышками.

12. Он говорит, что, когда был маленьким, пакостил своим сестрам, младших бил, а старшим портил одежду.

13. Он мылся теплой водой, чтобы не застудиться.

14. Он был учителем русского языка.

16. Он считает, что русские — народ никчемный, ничего, кроме самовара, не изобрели.

18. Их на всякий случай спрятали.

19. Сестер было четверо: одна замужняя и три — девицы.

21. Она читала поваренную книгу.

23. На стенах у нее висели картинки, закрытые кисеей. Если приподнять кисею, открывалось изображение голой бабы.

24. Он хотел сделать прическу по-испански.

27. Он намазал пол клеем. Передонов надеялся, что недотыкомка прилипнет к полу.

28. Лет двести или триста, как выяснилось из беседы с Володиным.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Сологуб Ф. Мелкий бес. М.; Л., 1933.

Сологуб Ф. Стихотворения. Л., 1939.

Сологуб Ф. Стихотворения. Л., 1978.

Сологуб Ф. Мелкий бес. М., 1988.

Сологуб Ф. Творимая легенда. М., 1991.

Сологуб Ф. Заклинательница змей. М., 1997.

Сологуб Ф. Стихотворения. Томск, 1995.

Неизданный Федор Сологуб. М., 1997.

Дикман М. И. Поэтическое творчество Федора Сологуба// Сологуб Ф. Стихотворения. Л., 1978.

Соболев Л. О Федоре Сологубе и его романе // Сологуб Ф. Творимая легенда. М., 1991. Кн. П.

Хольтхузен И. Федор Сологуб // История русской литературы. XX век. Серебряный век. М., 1995.

Чуковский К. Путеводитель по Сологубу // Чуковский К. Собр. соч.: В 6 т. М., 1969. Т. 6.

Читайте также: