Сочинение по тексту супчик дины рубиной егэ

Обновлено: 04.07.2024

По мнению школьников, сдающих ЕГЭ по русскому языку, наибольшую трудность представляет написание сочинения по предложенному тексту.
Читая эту публикацию, Вы сможете понять, 1) какой по содержанию и объему исходный текст ждать на экзамене в 2022 году, 2) каково экзаменационное задание к сочинению по тексту, 3) как может выглядеть написанное на максимальный балл сочинение, 4) по каким критериям оценивают сочинение эксперты.
Исходный текст.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.


Проблема.
Какую ценность имеют вещи из нашего прошлого? Источником каких переживаний и воспоминаний эти вещи становятся? Как мы должны относиться к предметам, которые являются ценностью потому, что связаны с прошлым наших близких? Эти вопросы важны для Дины Рубиной - автора текста.
Комментарий. Предварительная связь примеров-иллюстраций.
Дина Рубина подходит к проблеме вещей из прошлого эмоционально, рисуя переживания героини, внезапно увидевшей гобелен из своего детства. Этот гобелен пробуждает воспоминания в душе героини, и перед нами, читателями, проходят картины из жизни взрослеющей девочки, девушки, женщины.
Комментарий. Непосредственная связь примеров-иллюстраций.
Я бы обратил внимание на два зеркальных эпизода из текста.
Комментарий. Первый пример-иллюстрация и пояснение к нему (пояснение выделено).
В первом - в порыве подросткового протеста девушка срывает со стены гобелен и называет его "пошлостью", прислушавшись к словам “соученицы”: “У вас не ковёр, а гобелен с уточками. Вся эта мещанская пошлость была в моде лет десять назад.” Позже девушка всё же соглашается с матерью в том, что “пошлость” не в стареньком, давно вышедшем из моды гобелене, а в том, что при взгляде на вещи люди бездумно следуют общепринятым потребительским ценностям.
Комментарий. Второй пример-иллюстрация и пояснение к нему (пояснение выделено).
Во втором эпизоде (прошло несколько десятилетий) мы видим, что героиня сама стала матерью: у неё дочь-подросток. Девочка не может понять мать и выражает не протест, а “безразличие” к чувствам матери, пробуждённым видом гобелена из детства: “О Го-осподи-и! — дочь вздохнула, закатила глаза, пошла ставить чайник”.
Комментарий. Смысловая связь между примерами.
Эти два эпизода нужны автору, чтобы показать множество граней нашего отношения к вещам из прошлого.
Комментарий. Анализ связи между примерами.
Во-первых, вещь может иметь материальную ценность, быть статусной и модной. Это точка зрения “соученицы” героини. Во-вторых, вещь может обладать нематериальной, но важнейшей ценностью, основанной лишь на связи с драгоценными переживаниями из прошлого. Именно этот аспект нашего отношения к вещам близок героине Дины Рубиной, и героиня пытается поделиться им со своей дочерью, наталкиваясь на непонимание.
Позиция автора.
Автор убеждает нас в том, что вещи, вышедшие из прошлого, обладают огромной ценностью и становятся источником сильных переживаний. В этих вещах отражена история нашей жизни или жизни близких нам людей. Мы должны с уважением относиться как к таким вещам, так и к воспоминаниям, связанным с этими вещами.
Согласие либо несогласие с автором.
Нельзя не согласиться с Диной Рубиной: история её героини жизненна и убедительна.
Обоснование.
Я вспоминаю книгу Довлатова "Чемодан". Она состоит из цикла историй, выстроенных вокруг какой-то вещи, найденной героем в забытом чемодане. Общение с каждой вещью пробуждает в герое бурю эмоций и картины прошлого.
Читатель “Мертвых душ” Гоголя осознает и обратную сторону обсуждаемой нами проблемы: чрезмерная привязанность человека к вещи грозит омертвлением души, духовной гибелью. Плюшкин – яркий пример.
Теперь я понимаю, что ценностью является не сама вещь, а воспоминания и чувства, которые она пробуждает.

Объем сочинения — 401 слов, согласно word count в документах Гугл.

Ниже кратко (!) о критериях оценки сочинения, которые используют проверяющие работу эксперты (в скобках указано возможное количество баллов по критерию).
К1. Формулировка проблем исходного текста (0, 1).
К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (0 – пересказ, непонимание текста, комментарий иной проблемы, комментарий без опоры на текст, нет примеров из текста; максимальный балл — 6, максимальный балл будет выставлен, если приведены 2 примера-иллюстрации, если даны пояснения к каждому примеру, если указана и проанализирована смысловая связь между примерами).
К3. Отражение позиции автора исходного текста (0, 1).
К4. Отношение к позиции автора исходного текста и обоснование его (0, 1).
К5. Смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения (0, 1, 2). Коммуникативный замысел, логические ошибки, абзацное членение текста.
К6. Точность и выразительность речи (0, 1, 2). Высший балл, если по 10 критерию (речевые нормы) тоже высший балл.
К7. Орфографические нормы (0 – 5 и более ошибок, 1 – 3-4 ошибки, 2 – 1-2 ошибки, 3 – нет ошибок).
К8. Пунктуационные нормы (0 – 6 и более ошибок, 1 – 4-5 ошибок, 2 – 1-3 ошибки, 3 – нет ошибок).
К9. Грамматические нормы (0 – 3 и более ошибок, 1 – 1-2 ошибки, 2 – нет ошибок).
К10. Речевые нормы (0 – 4 и более ошибок, 1 – 2-3 ошибки, 2 – не более 1 ошибки).
К11. Этические нормы (0, 1).
К12. Фактологическая точность (0, 1).
Максимальный балл за сочинение - 25.

Я много лет готовлю школьников к ЕГЭ по русскому языку. Как правило, мои ученики сдают ЕГЭ на высокие баллы.
Готовьтесь к сочинению — и у Вас обязательно всё получится!
Приглашаю учеников 10 и 11 классов на занятия по подготовке к ЕГЭ. Условия: дистанционно для группы из двух учеников, продолжительность 120 минут, стоимость одного занятия для ученика - 2500. Записаться Вы можете с помощью формы ниже. Оставляйте телефон, пожалуйста. Обращайтесь, если нужна помощь!

Почему нужно проявлять заботу о близких и незнакомых людях? Над этой проблемой предлагает задуматься Дина Рубина.

Писатель в своем тексте повествует историю, которая произошла в военное время. Автор обращает внимание читателя на двух девочек, которые, к большому сожалению, осталась сиротами и ” какое-то время жили на помойке, пока на них не набрела одна женщина “. Девушка видела в каком трудном положении находятся беззащитные дети, поэтому ” просто взяла обеих за руки и отвела в большой теплый дом…”.

И. Рубина с огромным

уважением описывает поступок нянечки, котороя спасла бедных детей от голода и дала возможность дальше жить в хороших условиях.

Рассуждая над этой проблемой, автор приходит к следующему выводу: забота о людях, неравнодушное отношение у чужому горю, милосердие позволяли справятся с бедами даже в суровые военные годы.

Трудно не согласиться с автором. Я тоже считаю, что благодаря людям, которые не равнодушны к чужому горю, спасено много людских жизней.

Подтверждением моей позиции может служить опыт настоящей художественной литературы. В романе Ф. М. Достоевского ” Преступление и наказание”

мы видим Родиона Раскольникова, который не смог пройти мимо чужого горя. Сам Родион находится в бедственном положении, у него не хватает средств на проживание, а также чтобы оплатить квартиру и отдать долги, но когда он видит весь страх и ужас, в котором живут дети Мармеладовых, то без раздумья отдает им свои последнии деньги.

Не осталась равнодушна к судьбе людей, которые нуждались в помощи и героиня романа Л. Н. Толстого “Война и мир”. Наташа Ростова помогает раненым солдатам, возвращающимся через Москву в свои полки после Бородинской битвы. Она понимает, что у них нет возможности выбраться из города, который вскоре будет захвачен наполеоновскими войсками.

Поэтому девушка хочет отдать раненым подводы, предназначенные для перевозки многочисленных вещей из их дома.

Итак, текст Дины Рубиной убеждает нас в том, что забота о совершенно незнакомых людях, помощь им, позволят справится с бедами не только в военные годы, но также и в мирное время.

В предложенном для анализа тексте Д.И. Рубина поднимает проблему роли детских впечатлений в формировании личности. Именно над ней она и размышляет.

Эта проблема социально-нравственного характера не может не волновать современного человека.

Писатель раскрывает эту проблему на примере матери героини рассказа, которая рассказывала дочери о своём тяжелом детстве: она родилась перед голодомором, ее отец погиб, а мать заболела тифом.

Трехлетней девочке и ее шестилетней сестре ничего не оставалось, как уйти из деревни в город, чтобы найти хотя бы какое-нибудь пропитание. Путь до города занимал несколько дней. Там какое-то время маленькие девочки жили на помойке, рылись в отбросах, пока их не заметила одна женщина, оказавшейся няней в детском доме. Женщина отвела сестер в детский дом, где первым делом налила им полные миски супа: "Этот суп произвёл на мою маму такое неизгладимое впечатление, что потом всю жизнь слова "суп", "супчик" произносились с придыханием, чуть ли не наравне со словом "Всевышний", — и я не помню у нас обеда без первого".

А также мать героини вспоминает о днях, проведенных в детском доме, ставшем для неё самым родным местом. Вспоминает и его директора, который спас всех воспитанников от бомбардировки, но не успел спасти свою семью из оккупированного города. Директор некоторых старших детей, в том числе и мать героини, устроил работать на военный завод, а впоследствии мать героини жила у его дальней родственницы: "Давид Самойлович пристроил к своей дальней родственнице. Он написал ей, и она прямо-таки приняла к себе, как свою, родную. Я три года у неё прожила. Очень много хороших людей на свете".

Авторская позиция ясна: Д.И. Рубина считает, что "детские потрясения влияют на нашу жизнь посильнее иных мудрых воспитателей". Действительно, в памяти остаются некоторые моменты из детства, которые произвели настолько сильное впечатление, что их невозможно забыть. Они могут оказать существенное влияние на характер, мировоззрение и дальнейшую судьбу.

Я полностью согласна с позицией автора и также считаю, что впечатления раннего детства воздействуют на личность, бывают поразительно стойкими и влияют на жизнь человека.

Другим примером художественной литературы является роман И.А. Гончарова "Обломов". Детство Ильи Ильича прошло в родовом имении Обломовка, где жизнь протекала чинно, медленно, ее жители были отрезаны от окружающего мира, реальности. Если Обломов изначально рос любопытным и любознательным ребенком, то воспитание уничтожило в нем проявление всякого интереса к какой-нибудь деятельности. День в Обломовке проходил в мелочных хлопотах и разговорах, главной заботой обломовцев были кухня, обед и сон. Именно с детства уклад дворянской усадьбы сформировал безвольный, слабый характер Ильи Ильича Обломова. Когда он вырос, всегда стремился к той жизни, которая была в его детстве. Детские воспоминания и впечатления повлияли на жизнь главного героя романа, определили его судьбу.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: детские впечатления формируют характер человека, его жизненную позицию, оказывают влияние на дальнейшую судьбу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

В данном тексте Дина Рубина поднимает проблему милосердия.

Автор рассказывает нам о Хадиче, которая во время войны приютила у себя русскую девочку Катю и ее брата Сашу, несмотря на то, что у нее были и свои дети, которые нуждались в заботе матери. Военное время было очень тяжелым, поэтому еды в доме почти не было. Хадича отдала последние сапоги сына за банку кислого молока для Кати. Дина Рубина подводит нас к мысли о том,что эта женщина-героиня, ведь она сделала все, чтобы голодная смерть не забрала ребенка.

Автор восхищается поступком Хадичи, и считает, что милосердие- это качество каждого высоконравствен н ого человека.

Я полностью согласна с ней, потому что, действительно, Хадича- женщина с бол ь шим сердцем, которая, несмотря на все трудности, смогла спасти чужого ребенка от смерти.

В произведенииях литературы было немало таких случаев, поэтому обратимся к некоторым из них .

Н апример, в рассказе Л.Н. Толстого "Бедные люди" тоже поднимается проблема милосердия. Жанна- мать пятерых детей, спасшая малышей своей покойной соседки, является примером человека с высокими моральными ценностями, ведь женщина не могла оставить бедных мал ы шей на произ в ол судьбы. Героиня и ее муж тоже были бедны, но это им не помешало взять на воспитание еще двух детей.

И в стихотворной прозе Тургенева "Два богача" милосердными героями явля ю тся семья крестьян, которая п р иняла свою осиротевшую племян н ицу к себе в разоре н ный дом. Их история сравнивается с поступком б огача Ротшильда, который жертвовал большие деньги на благотворительность. Конечно, его тоже можно назвать щедрым и милосердным, но последнее способен отдать не каждый, как,например, это сделала обедневшая крестьянская семья. Я восторгаюсь их большой душой.

Таким о б разом, можно сделать вывод, что милосердные люди существуют и существовали раньше. Я считаю, это самое важное качество человека, кот о рым должны обладать все, ведь без добрых людей мир погрязнет во тьме.

(1)«…Пишу тебе из Полтавы, где сейчас всё в цветущих старых каштанах, в ошеломляюще душистой сирени, а на закате вжикаютвжикают над головой маленькие сине-зелёные пульки — майские жуки.

(2)Во дворе нашего дома под старой орешиной по-прежнему стоит колченогий стол. (3)Папа, помнится, то и дело подбивал ему копыто, а он всё качался. (4)А папы нет… (5)Обещала написать, как прошли похороны. (6)Но никак не соберусь с силами: тоскливо. (7)Лучше опишу тебе ежевечерние разговоры с мамой. (8)Она никак не может прийти в себя, а я пытаюсь её отвлечь и по твоему совету расспрашиваю, расспрашиваю — обо всём. (9)О детстве её, например. (10)Она говорит: а что? (11)Детство как детство, как у всех было… (12)Но мне так не кажется. (13)Посуди сама.

(16)Трёхлетняя моя мама со своей старшей сестрой (той шесть едва исполнилось) по шпалам дошли из своей деревни до Кременчуга, — дорогу любезно указали родственники… (17)Я всё пытаюсь себе представить эти несколько дней, когда девочки топали вдоль железнодорожного полотна.

(18)Но добрели они благополучно до города, не померли, и поезд их не раздавил, и какое-то время жили на помойке, пока на них не набрела одна женщина. (19)Она работала нянечкой в детском доме; утром шла на работу, увидела двух девочек, что рылись в куче отбросов, вспомнила, что они и вчера, и позавчера тут копошились. (20)Просто взяла обеих за руки и отвела в большой тёплый дом, где первым делом налила им полные миски горохового супа.

(23)Так вот, детский дом… (24)Он стал для сестёр самым родным местом в мире.

(25)Однажды младшая группа возвращалась домой, мама с подружкой Галкой замыкали шеренгу, и вдруг она увидела: у забора в рваном платке, в каком-то допотопном зипуне стоит старушка и сверлит каждого из детей неотрывным взглядом ввалившихся глаз. (26)Мама говорит: (27)— Не понимаю как, не потому, что узнала, нет, а просто её толкнуло навстречу! (28)А старушка только головой замотала и палец к губам:

(29)— Молчи! (30)Не подходи! (31)Не подходи.

(32)Когда все ребята вошли в ворота, мама отстала и, прячась, подбежала к решётке забора. (33)Её мать плакала навзрыд, трогала дочку через прутья решётки, целовала её руки и умоляла вернуться назад и никому ничего не говорить. (34)Боялась, что при живой матери детей прогонят из детдома, и тогда — конец, голодная смерть.

(35)Вот тогда мама с Натой стали потихоньку собирать горбушки, прятать в кулаке слипшиеся кусочки гречневой каши, осколки жёлтого сахара. (36)А вечером, после отбоя, через лаз в заборе бежали на железнодорожную станцию, где их мать, моя бабушка, ночевала на скамейках, чтобы отдать ей эту жалкую, эту прекрасную кучку объедков. (37)Я смотрю на маму и представить себе не могу эти опасные ночные вылазки, эту могучую детскую преданность, это благородство…

(38)— Мам, — спрашиваю я, заметив, что она опять застыла, положив обе руки на стол, и смотрит на обручальное кольцо, значит, опять о папе думает. (39)— А война? (40)Как вы её встретили?

(41)— Ну что война. (42)Это июнь, детдом был в летнем лагере. (43)Мы занимали сельскую школу, каждое лето ездили. (44)Помню, как раздетыми бежали под бомбёжкой. (45)Наш директор Гуревич Давид Самойлович всех детей — сто пятьдесят человек! — в целости довёз до Урала. (46)А вот собственную семью эвакуировать не успел, все погибли в оккупированном Кременчуге…

(47)— Понимаешь, — говорит мама, — довезти благополучно живыми всех своих подопечных, — это, конечно, подвиг. (48)Но куда большей удачей было то, что Давид Самойлович устроил нас, старших, на военный завод. (49)Это ж продуктовые карточки! (50)Причём работали мы человек тридцать, а продукты делились на всех. (51)Очень малыши страдали от недокорма. (52)Потому что зима началась…

(56)Тут она оживляется:

(57)— А в Улан-Удэ, в столовой, на военном аэродроме. (58)Это моя первая работа была после войны. (59)Тоже Давид Самойлович пристроил к своей дальней родственнице. (60)Он написал ей, и она прямо-таки приняла меня к себе, как свою, родную. (61)Я три года у неё прожила. (62)Очень много хороших людей на свете, Таня, — говорит она мне строго.

(По Д. Рубиной)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.

Читайте также: