Сочинение по тексту осетрова

Обновлено: 05.07.2024

Цели: Подготовить учащихся к сдаче переводного экзамена в форме ЕГЭ, вспомнить требования к построению и написанию сочинения-рассуждения по текстам части С в форме отзыва; отрабатывать навыки устной и письменной речи; формировать лингвистическую и коммуникативную компетенции учащихся.

I. Организационный момент. Слово учителя.

- Сегодня на уроке мы продолжим подготовку к промежуточной аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ, вспомним требования к построению и написанию сочинения-рассуждения по текстам части С в форме отзыва, будем готовиться к написанию сочинения подобного жанра по тексту Е.И.Осетрова “Родословное древо”.

Мы с вами уже не раз писали творческие работы такого типа.

Давайте вспомним, что же такое отзыв.

II. Теоретический тренинг.

- Начнем с теоретического тренинга. Слово – учащимся-ассистентам, которые работали с дополнительной справочной литературой.

Отзыв – это суждение, мнение, содержащее оценку кого-либо или чего-либо.

Отзыв – это письменный разбор текста, оценивающий произведение прежде всего с точки зрения читателя, содержащий критическую оценку произведения. Чаще всего отзыв строится как рассуждение.

- Как строится сочинение-рассуждение?

Ваш ответ может быть выполнен в виде опорной схемы или предложения с перечислением частей рассуждения.

III. Стилистическая разминка.

- Экспертная группа сейчас представит классу лучшие творческие работы (согласно таблице критериев оценки) по тексту Д.С.Лихачева “Молодость – вся жизнь” (работы были написаны на предыдущем уроке).

Коллективное редактирование стилистических ошибок.

IV. Слово ассистентов-“литературоведов”.

- Евгений Иванович Осетров (1923-1993) – автор трудов по истории русской культуры, фольклору, памятникам старины. Он написал удивительную книгу “Живая древняя Русь”.

Текст “Родословное древо” открывает эту книгу.

Давайте прочитаем этот текст.

(1) Стоит ли перепечатывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквях, думать о значении волнистой линии орнамента, высеченного на замшелом камне? (2) Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца, расшитыми красными нитями, донца прялок, расписанные пестрыми красками, вальки, украшенные загадочными геометрическими фигурами?

(3) В судьбе человека сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. (4) Человек – сын своего времени и своей страны; чувство Родины всегда неотделимо от чувства истории.

(5) Родословное древо нашего искусства своими корнями уходит в таинственные толщи столетий; эти корни питались глубокими подпочвенными соками, невидимыми невооруженному глазу. (6) Потребовалась работа не одного поколения ученых, художников-реставраторов, собирателей-коллекционеров, подвижнический труд знатоков, для того чтобы приоткрылась завеса времени и мы увидели безграничный и неисчерпаемый мир образов Древней Руси.

(7) Древнерусские художественные сокровища – живые эстетические ценности. (8) Они властно входят в жизнь. (9) В них полно и верно выразилась душа народа, красочность его художественных впечатлений, значительность его мыслей. (10) Бесконечные заснеженные просторы, луговые, лесные и речные пейзажи, летние грозы, осенняя листва, половодье весны – все это родное, домашнее, нерасторжимо связанное с народным искусством.

(11) Любить свое прошлое – значит наследовать всю красоту жизни, ее славу и свет разума предков.

V. Слово ассистентов-“лингвистов”.

Словарная работа (работа со словарями, справочной литературой).

Родословное древо, фрески, замшелый камень, вальки, реставратор, подвижнический труд, орнамент, эстетические ценности.

VI. Творческий тренинг.

Обогащение словарного состава, развитие ассоциативного воображения.

Задание:

Подберите кеннинги – синонимы к словосочетаниям:

Завеса времени, свет разума предков, таинственная толщи столетий (по группам)

Например, завеса времени – тайна эпох, загадка столетий и т.д.

VII. Слово учителя.

- Итак, все виды тренинга на сегодняшнем уроке были посвящены обогащению вашего словарного запаса, развитию ассоциативного воображения. Но для создания текста необходимо знать всю цепочку требований к пошаговому выполнению работы.

Обратимся к нашему “Фонду алгоритмов” (папка с алгоритмами есть у каждого ученика).

Алгоритм “Как написать сочинение в жанре отзыва?”

1) Определите тему и основную мысль произведения, насколько заголовок (если он есть) отражает эту мысль?

2) Выскажите свое мнение о содержании текста:

а) Четко ли прослеживается авторский замысел?

Разделяете ли вы мнение автора или не согласны с ним?

В первом случае ищите дополнительные доказательства или примеры из вашего жизненного опыта, пусть даже почерпнутого из книг, в защиту высказанной позиции; во втором – найдите контраргументы, подумайте над тем, как вежливо оформить свое несогласие с доводами автора, как выразить и защитить свое понимание проблемы.

б) Какие проблемы решает автор? Аргументируйте свое мнение.

3) Определите стиль и тип речи текста. Докажите.

Необходимо помнить, что редко встречается текст, который бы относился к одному стилю. Художественный стиль часто, включает в себя и публицистический, и разговорный, и научный – в зависимости от задач текста. Типы речи тоже могут сочетаться в одном тексте в различных пропорциях.

4) Укажите языковые средства, стилистические приемы, использованные автором, объясните их роль в тексте.

5) Подумайте над особенностями стиля своего сочинения.

6) Определите тип речи, который будет основным в вашем сочинении (повествование, описание, рассуждение).

7) Задумайтесь над композицией и языковым оформлением сочинения. С чего начать? Как соединить в основной части анализ содержания исходного текста с оценкой средств выразительности, использованных в нем?

8) Напишите черновик сочинения

Проверьте, соответствует ли ваше сочинение жанру отзыва.

VIII. Определение темы текста.

- Давайте определим тему данного текста. О чем она?

О родословном древе нашего народного искусства, древнерусских художественных сокровищах, которые нужно сберечь для потомков.

В каком предложении выражена главная мысль автора?

Объясните, каким образом в заголовке отражается тема и основная мысль текста?

Это задание кажется несложным. Но только на первый взгляд, так как все предложенные варианты по-своему раскрывают основную мысль текста.

Предложения № 4, № 5, № 7 раскрывают смысл данных абзацев, микротем. Предложение № 11, являющееся выводом, заключает в себе основную мысль текста “Любить свое прошлое – значит наследовать всю красоту жизни, ее славу и свет разума предков”. Значит, правильный ответ под цифрой № 11.

IX. Аргументация своего мнения.

- Четко ли прослеживается авторский замысел? Аргументируйте свое мнение.

Выразите собственную точку зрения по отношению к проблемам, поднятым Е.И.Осетровым.

  1. Научно-популярный стиль, повествование.
  2. Публицистический стиль, рассуждение.
  3. Художественный стиль, описание.
  4. Научный стиль, описание и рассуждение.

При затруднении с определением стиля и типа речи надо представить себе, где бы вам мог встретиться такой текст: в учебнике, в газете или журнале, в разговоре на улице, в художественной книге.

Попробуйте понять, с какой целью он написан, чего хотел автор: сообщить что-то, рассказать о чем-либо, привлечь внимание читателя к каким-то проблемам, доказать что-то, выразить свои чувства, переживания, научить чему-то. Можно представить речевую ситуацию: кто говорит, с кем, о чем, где и зачем. Речевая ситуация поможет правильно определить стиль.

Как вы считаете, какова задача этого текста?

- Привлечь внимание читателя к актуальным проблемам современности, воздействовать на него. Этот текст мог бы появиться на страницах журнала, газеты в качестве проблемного очерка.

Для него характерны образность, оценочность, призывность. Разговор автора с читателем эмоционален, экспрессивен, наполнен гражданским пафосом. Следовательно, этот текст относится к публицистическому стилю (вариант под цифрой № 2).

В этом варианте ответа указан тип речи – рассуждение. Докажем это.

- Четко прослеживается структура рассуждения: постановка проблемы, разъяснение мысли автора, доказательства и вывод. Однако в данном тексте есть элементы описания, особенно это касается первого и предпоследнего абзацев.

XI. Анализ языковых средств выразительности.

- Одним из требований экзаменационной работы является анализ языковых средств выразительности.

Нам нужно найти их и объяснить роль в тексте.

Обратимся к “Копилке тропов” (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола) и “Копилке стилистических средств изобразительности” (антитеза, градация, оксюморон, синтаксический параллелизм, лексический повтор, ряды однородных членов, парцелляция, инверсия, риторические фигуры).

(Подобные “Копилки” есть у каждого ученика.)

Чтобы донести свои мысли образно, Е.И.Осетров использует целый спектр средств выразительности. Давайте найдем их.

- Текст насыщен эпитетами (“загадочными узорами, таинственные толщи столетий”, “безграничный и неисчерпаемый мир”), метафорами разного вида, в том числе и развернутыми, (“родословное древо нашего искусства своими корнями уходит в таинственные толщи столетий”, “завеса времени”), олицетворениями (“древо уходит”, “корни питались”), помогающими ярко, образно представить нарисованную картину.

Какие стилистические фигуры использует автор?

- Риторические вопросы (предложения № 1,2) и прием синтаксического параллелизма, использованный для построения этих же предложений, показывают не только взволнованность автора поднятой проблемой, но еще раз акцентирует внимание на том, что “древнерусские художественные сокровища – живые эстетические ценности”.

XII. Подведение итогов работы.

- Итак, мы повторили основные алгоритмические требования к написанию сочинения-отзыва. Используя эти знания, вам предстоит выполнить домашнее задание – написать сочинение в жанре отзыва на этот текст.

Подумайте над особенностями стиля своего сочинения.

Определите тип речи, который будет основным в вашем сочинении.

Желательно, чтобы стиль и тип речи вашего сочинения соответствовали стилю и типу предложенного текста.

Проверьте, соответствует ли ваше сочинение жанру отзыва.

Сочинение-отзыв
по тексту Е.И.Осетрова “Родословное древо”

Русский человек должен знать и помнить о прошлом своей страны, о людях, которые много для нее сделали, об исторических фактах, о серьезных ошибках, совершенных ранее, а также о традициях и обычаях России. Но просто помнить – мало. Нужно ценить и беречь “художественные сокровища как живые эстетические ценности”, достояние старины, перешедшие от наших предков. Любовь к Родине невозможна без любви и бережного отношения к этому наследию.

Е.И.Осетров, автор текста “Родословное древо”, уже самим названием заявляет о серьезности и значимости единства “былого, нынешнего и завтрашнего”. Ему это удается благодаря риторическим вопросам, с которых он начинает свои рассуждения: “Стоит ли. рассматривать почерневшие от времени фрески в заброшенных церквях. есть ли смысл сохранять бревенчатые избы. донца прялок. ”. Синтаксический параллелизм этих предложений усиливает эмоциональные звучание обозначенной проблемы.

Композиция текста соответствует типу речи – рассуждению. Четко прослеживается все его основные элементы – тезис (“. чувство Родины всегда неотделимо от чувства истории”), аргументы, вывод. Аргументирует свое утверждение публицист через лексические средства образности: эпитеты (“загадочные узоры”, “таинственные толщи столетий”, “безграничный и неисчерпаемый мир образов”), олицетворения (“корни питались”), метафоры (“завеса времени”, “душа народа”), что позволяет читателю расширить границы мысленного взора от авторского видения проблемы до собственных образов, мыслей и чувства по этому поводу.

Убедительность доводам придают нестандартно построенные предложения: инверсия (№ 3, № 6); ряды однородных членов (№ 9, № 10).

На мой взгляд, автору удалось доказать, что “подвижнический труд знатоков приоткрывает завесу времени” и дает нам возможность увидеть “безграничный и неисчерпаемый мир образов Древней Руси”. Я считаю, что у великой державы – великое прошлое, поэтому мы и наши потомки должны хранить его достояние для тех, кто будет после.

Я считаю авторскую точку зрения - "Любить своё прошлое - значит наследовать всю красоту жизни, её славу и свет разума предков" - правильной. Эту фразу органично дополняет цитата Михаила Ломоносова: "Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего". Действительно, шагая в будущее, без оглядки на прошлое, мы шагаем в густой туман, где можно запросто споткнуться, или даже упасть в пропасть. Ошибки, совершённые в прошлом дают человечеству возможность не совершать их в настоящем или будущем.

Однако, прошлое - не только напоминание о плохом, но и о хорошем. Например, о великих произведениях искусства, сотворённых человеком. Сколько жатвы было вспахано на этом поле в прошлом, сколько примерных картин и книг было написано, сколько архитектурных сооружений было построено, сколько скульптур было высечено. Не сосчитать. И такое же бессчётное число творцов вдохновляется этими жемчужинами прошлого в наши дни, "наследуя всю красоту жизни" тех, кто творил до них.

А что, если в будущем человечество не просто забудет, а откажется от своего прошлого? Писатель-фантаст Рэй Брэдбери выдвинул своё предположение по этому вопросу в своём рассказе-антиутопии "Улыбка". В нём показана цивилизация, подавленная последствиями атомной войны. Люди собирались в толпы на специфичный регулярный "праздник" - уничтожение предметов искусства. Искусство напоминало человечеству о лучших былых днях, которых, как им казалось, уже не получится пережить вновь. И видя в искусстве высшее зло, люди с задором сжигали, рвали и взрывали экспонаты былых времён. Но среди стада нашёлся маленький мальчик Том, который увидел в искусстве свет. Взглянув на улыбку Мона Лизы (на которую и ссылается название рассказа), в его душе заиграла музыка, растаяла ледяная глыба. Он испытал весь спектр эмоций, соприкоснувшись с искусством так, как это делали в прошлом. Но люди не переставали ненавидеть своё прошлое. И так, не имея надежды на то, что будет, наплевав на то, что было, человечество доживало то, что осталось.

Этот пример в полной мере иллюстрирует ранее приведённую цитату Михаила Ломоносова. Память о прошлом должна быть всегда.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Сжатое изложение по отрывкуиз книги Е Осетрова "Живая древняя Русь", посвященному церкви Покрова на Нерли как подготовка к ГИА . Работа предполагает также творческое задание в форме сочинения публицистического стиля по данной теме.

К уроку предлагается презентация .

ВложениеРазмер
urok_razvitiya_rechi.docxizlozhenie.docx 111.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи

Сжатое изложение с элементами сочинения- рассуждения

( По книге Е. Осетрова и картинам владимирских художников с изображением церкви Покрова на Нерли)

Цели и задачи урока

Формирование умения сжато пересказывать текст-описание памятника культуры и самостоятельно рассуждать по поводу изложенного и увиденного на картине

1.Приобщить учащихся к истории родного края, воспитывать патриотизм и духовно-нравственные начала, развивать у школьников чувство прекрасного посредством искусства слова, живописи, музыки, архитектуры.

2. Обратить внимание на особенности речи Осетрова: эмоциональность, задушевность, окрашенность глубокой сыновней любовью к Родине, её прошлому, тревогой за настоящее и будущее.

1. Продолжить работу по анализу текста.

2. Углубить знания по составлению плана изложения, определению темы, идеи, микротем текста.

3. Расширить знания учащихся о выразительных средствах языка.

1. Развивать умения анализировать, выделять главное, делать выводы.

2. Развивать умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке и во внеурочное время. 3. Развивать творческие способности учащихся.

Ход урока 1. Вступительное слово учителя .

На нашей земле есть множество мест, посетив которые, человек испытывает величайшее духовное наслаждение от соприкосновения с красотой.

У нас с вами , ребята, есть счастливая возможность побывать в одном из таких мест: у церкви Покрова на Нерли. Человек, повидавший Покров на Нерли хоть раз, уже никогда его не забудет.

Не случайно художники разных времён не смогли обойти своим вниманием это белокаменное чудо нашей Владимирской земли. Многие художники воспевали и продолжают воспевать жемчужину древнерусской архитектуры на своих полотнах , среди них С. В. Герасимов, С. А. Баулин, Г. Г. Нисский . Б. Ф. Французов и многие менее известные живописцы. И не случайно, что к этой теме чаще всего обращаются владимирские пейзажисты. (презентация картин художников с музыкальным сопровождением)

- Посмотрите внимательно на картины. Что влечет людей к церкви Покрова на Нерли? (- Красота , величие. Храм находится в очень живописном месте. Поражает его сказочное отражение в воде. Он как бы сливается с природой

- Чтение текста учителем.

  1. Дать толкование следующих архитектурных терминов: пилястры (четырехгранные полуколонны, одной гранью вделаны в стену), закомары (полукруглые своды, которыми заканчивается каждая из частей фасада), аркатурный пояс (цепь маленьких арок на колоннах, примыкающих к стене), портал (резной вход в церковь), барабан (часть здания, поддерживающая купол), фриз (верхняя часть сооружения в виде полосы между главной балкой и карнизом, обычно украшенная рисунком).
  2. Дать толкование слов и словосочетаний, которые используются в тексте: безбрежные волны времени, мироздание, благородные пропорции, духмяные травы, лазоревые цветы, всплески светотени, нетленная фата, солнечные подпалины, опахала, крадется осень, силуэт храма, припорошенные деревья.
  • Безбрежные волны времени (метафора) – бесконечность, вечность.
  • Мироздание – вселенная, космическое пространство.
  • Благородные пропорции – исключительное по своему изяществу соотношение частей между собой (тонкое и строгое).
  • Духмяные травы (авторский неологизм) – пахучие, благоуханные, ароматные, душистые, имеющие приятный сильный запах. Дух (разг.) – то же, что запах. Состав слова (дух-мя-ные) позволяет предположить, что вторая часть его – это усеченное слово мята (душистое растение). Таким образом, духмяные травы – это травы с ароматом мяты.
  • Лазоревые цветы. В народной словесности лазоревый – лазурный, цвета лазури, светло-синий. Использование устарелого слова высокого стиля подчеркивает вечную красоту древнего сооружения.
  • Всплески (перен.) – колебание; светотень – распределение различных по яркости цветов и оттенков, светлых и теневых штрихов в живописи и графике. К словосочетанию всплески светотени можно подобрать синоним блик (отблеск света на темном фоне).
  • Нетленная (устар.) – не подверженная тлению, разрушению, вечная.
  • Фата – закрывающее голову и верхнюю часть тела легкое женское покрывало из кисеи, кружев, шелка.
  • Подпалины – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного. Здесь в переносном значении: рыжеватые пятна на зеленой траве, образовавшиеся под воздействием солнца.
  • Опахала – приспособление, которым обмахиваются во время жары, чтобы было прохладнее. Сравнение вершин деревьев с опахалами позволяет автору создать не только сказочную картину, но и вызвать ощущение прохлады на подводной глубине.
  • Крадется осень (олицетворение) – приходит тихо, незаметно, тайно. Подчеркивается сказочность изображаемого.
  • Силуэт – очертания чего-нибудь, виднеющиеся в темноте, тумане.
  • Припорошенные деревья – слегка присыпанные слоем только что выпавшего снега.
  1. Выписать из текста синонимы (в том числе контекстуальные) к слову храм.
  • (Белокаменная церковь; недвижимый белый камень; древние стены; Покров на Нерли; строение).

3.Лингвистический анализ текста

О чем четвертый абзац? Какая картина созвучна с ним? (В этом абзаце дается описание храма на рассвете. Первое предложение абзаца

Мысль о вечности храма порождает следующую: автор вспоминает историю храма. Для чего? Почему это важно писателю? (Может быть, для того, чтобы мы задумались над тайной притягательности храма, которая кроется в его истории? Чтобы мы задумались над тем, какая это святыня для нашего отечества и прониклись ответственностью за его сохранность.)

  • Да, это так. Рассказывая историю храма, автор убеждает нас в том, что Покрова на Нерли – лирическая поэма в камне, повествующая о силе любви князя, Андрея Боголюбского, к своей родине и отца, Андрея, к своему сыну. Это поэма обращена к внутреннему миру человека, его задушевным чувствам. Она пробуждает в нас любовь к Родине и ее истории, призывает беречь память о прошлом и передать свои чувства будущим детям и внукам. В этом заключается сквозная мысль текста.

Продолжим анализ микрочастей текста. Каков смысл 5 – 8 абзацев ? (5,6 абзацы – повествование о смысле названия храма. 7,8 абзацы – описание храма летом.)

храм ↔вера, надежда, любовь, память, красота ↔ вечность.

  • Укажите, какие типы речи присутствуют в тексте, какой из них является основным. (Это своеобразное рассуждение с элементами описания (состояния среды, предмета) и повествования. В вводной части утверждается мысль о вечности храма. Эта мысль является сквозной идеей текста. В основной части сначала тезис в форме общего утверждения (2 абзац), затем конкретизирующий тезис (3абзац),а далее с помощью введения элементов описания и повествования (мы их уже отметили) приводятся доказательства.)

В заключительной части содержится своеобразный вывод. Храм вечен, потому что олицетворяет любовь к сыну и Родине.

4.Составление примерного плана текста

1.Вводная часть. Вечность храма Покрова на Нерли (сквозная идея текста).

2.Основная часть. Неразрывное и прекрасное целое (тезис). Доказательства:

  1. Гармоничное слияние храма и окружающей природы.
  2. Созвучие белого камня временами года.
  3. Лебедь-храм на рассвете.
  4. История храма. Смысл названия.
  5. Покров на Нерли летом.
  6. Храм осенью:

а) мысль о бренности бытия и вечности ценностей, которые храм олицетворяет;

б) Покров на Нерли во время дождя.

3. Заключительная часть. Символ любви и памяти (вывод).

5.Работа по определению стиля.

Закончилась наша заочная экскурсия к храму Покрова на Нерли. Она стала возможной благодаря произведениям живописи. Именно они позволили нам услышать те мысли, которые заложены в отрывке из очерка Евгения Осетрова, и познакомиться с выдающимся памятником архитектуры Древней Руси.

Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания.

Благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж - луговое среднерусское раздолье, где растут духмяные травы, лазоревые цветы и звучат нескончаемые песни жаворонков.

Трудно сказать, когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться. Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается с временами года.

На рассвете, когда над заречными муромскими лесами играют солнечные лучи, от всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. Храм возвышается среди волн, как белоснежный лебедь. Текут речные потоки. Дни и ночи, месяцы и годы, столетия уносит река жизни. Сменяются поколения, а лебедь- храм всё плывет и плывет среди неоглядных просторов. Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории храма, о веках, что пронеслись над его стенами…

Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат- покров, защитив город от врагов.

Празднование Покрова стало на Руси одним из торжественных и любимых праздников. Отмечаемый в пору, когда заканчиваются полевые работы и начинаются свадьбы, Покров был и праздником урожая. Кроме того, с незапамятных языческих времен было распространено почитание Девы- Зари, что расстилает по небу свою нетленную розовую фату, прогоняя всякое зло.

Очень хорош Покров на Нерли летом, когда косари выходят на пойму, когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины. С высокого холма, где стоит храм, открываются луга с травами и цветами, которые, как ковер, ведут к храму. А в воде, подступающей к холму, отражается храм, как сказочное видение. Храм плавает в подводной глубине.

Там, внизу, в подводном царстве, чуть заметно покачиваются вершины деревьев, овевая, словно опахалами, белопенный храм.

Окончилось жаркое лето, и желтизной вспыхивают леса, по которым крадется осень. Золотистые листья покрывают холм возле Покрова. Печаль родных полей.

Столетиями перед храмом умирали цветы и травы, а звериные и человеческие рельефы, стройный каменный пояс, порталы, украшенные резьбой, недвижимо возвышаются над окрестностью.

Покров на Нерли надо увидеть во время дождя, когда огромная туча останавливается, словно для того, чтобы полюбоваться храмом. Окрестные воды делаются мутно- зелеными, а строение приобретает задумчивость. словно ожидает кого- то. И с неба на землю опускается осенняя радуга. Освещая силуэт храма, делая его почти неосязаемым, нереальным, фантастическим.

Зима обволакивает бахромой деревья. Кустарники, и храм растворяется в окружающей белизне. Зимние припорошенные деревья похожи на цветущие вишни. Холодные своды храма по - прежнему полны жизни и чувства.

Храм построен в честь погибшего в лютой сече семнадцатилетнего сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава, которого народное предание называет вишенкой, срубленной в цвету. Убитый врагами юноша, возможно, и был похоронен на нерлинском холме или в самом храме .Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей скорбел о сыне и сам выбрал место для этого храма.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок развития речи

Сжатое изложение с элементами сочинения- рассуждения

( По книге Е. Осетрова и картинам владимирских художников с изображением церкви Покрова на Нерли)

hello_html_38c3f028.jpg
hello_html_1c21be30.jpg

Цели и задачи урока

Формирование умения сжато пересказывать текст-описание памятника культуры и самостоятельно рассуждать по поводу изложенного и увиденного на картине

Воспитательные задачи.

1.Приобщить учащихся к истории родного края, воспитывать патриотизм и духовно-нравственные начала, развивать у школьников чувство прекрасного посредством искусства слова, живописи, музыки, архитектуры.

2. Обратить внимание на особенности речи Осетрова: эмоциональность, задушевность, окрашенность глубокой сыновней любовью к Родине, её прошлому, тревогой за настоящее и будущее.

Образовательные задачи.

1. Продолжить работу по анализу текста.

2. Углубить знания по составлению плана изложения, определению темы, идеи, микротем текста.

3. Расширить знания учащихся о выразительных средствах языка.

Развивающие задачи.

1. Развивать умения анализировать, выделять главное, делать выводы.

2. Развивать умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке и во внеурочное время. 3. Развивать творческие способности учащихся.

1. Вступительное слово учителя .

На нашей земле есть множество мест, посетив которые, человек испытывает величайшее духовное наслаждение от соприкосновения с красотой.

У нас с вами , ребята, есть счастливая возможность побывать в одном из таких мест: у церкви Покрова на Нерли. Человек, повидавший Покров на Нерли хоть раз, уже никогда его не забудет.

2.Презентация учащихся

Не случайно художники разных времён не смогли обойти своим вниманием это белокаменное чудо нашей Владимирской земли. Многие художники воспевали и продолжают воспевать жемчужину древнерусской архитектуры на своих полотнах , среди них С. В. Герасимов, С. А. Баулин, Г. Г. Нисский . Б. Ф. Французов и многие менее известные живописцы. И не случайно, что к этой теме чаще всего обращаются владимирские пейзажисты. (презентация картин художников с музыкальным сопровождением)

- Посмотрите внимательно на картины. Что влечет людей к церкви Покрова на Нерли? (- Красота , величие. Храм находится в очень живописном месте. Поражает его сказочное отражение в воде. Он как бы сливается с природой

- Чтение текста учителем.

2.Словарно-стилистическая работа

Дать толкование следующих архитектурных терминов: пилястры (четырехгранные полуколонны, одной гранью вделаны в стену), закомары (полукруглые своды, которыми заканчивается каждая из частей фасада), аркатурный пояс (цепь маленьких арок на колоннах, примыкающих к стене), портал (резной вход в церковь), барабан (часть здания, поддерживающая купол), фриз (верхняя часть сооружения в виде полосы между главной балкой и карнизом, обычно украшенная рисунком).

Дать толкование слов и словосочетаний, которые используются в тексте: безбрежные волны времени, мироздание, благородные пропорции, духмяные травы, лазоревые цветы, всплески светотени, нетленная фата, солнечные подпалины, опахала, крадется осень, силуэт храма, припорошенные деревья.

Безбрежные волны времени (метафора) – бесконечность, вечность.

Мироздание – вселенная, космическое пространство.

Благородные пропорции – исключительное по своему изяществу соотношение частей между собой (тонкое и строгое).

Духмяные травы (авторский неологизм) – пахучие, благоуханные, ароматные, душистые, имеющие приятный сильный запах. Дух (разг.) – то же, что запах. Состав слова (дух-мя-ные) позволяет предположить, что вторая часть его – это усеченное слово мята (душистое растение). Таким образом, духмяные травы – это травы с ароматом мяты.

Лазоревые цветы. В народной словесности лазоревый – лазурный, цвета лазури, светло-синий. Использование устарелого слова высокого стиля подчеркивает вечную красоту древнего сооружения.

Всплески (перен.) – колебание; светотень – распределение различных по яркости цветов и оттенков, светлых и теневых штрихов в живописи и графике. К словосочетанию всплески светотени можно подобрать синоним блик (отблеск света на темном фоне).

Нетленная (устар.) – не подверженная тлению, разрушению, вечная.

Фата – закрывающее голову и верхнюю часть тела легкое женское покрывало из кисеи, кружев, шелка.

Подпалины – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного. Здесь в переносном значении: рыжеватые пятна на зеленой траве, образовавшиеся под воздействием солнца.

Опахала – приспособление, которым обмахиваются во время жары, чтобы было прохладнее. Сравнение вершин деревьев с опахалами позволяет автору создать не только сказочную картину, но и вызвать ощущение прохлады на подводной глубине.

Крадется осень (олицетворение) – приходит тихо, незаметно, тайно. Подчеркивается сказочность изображаемого.

Силуэт – очертания чего-нибудь, виднеющиеся в темноте, тумане.

Припорошенные деревья – слегка присыпанные слоем только что выпавшего снега.

Выписать из текста синонимы (в том числе контекстуальные) к слову храм.

(Белокаменная церковь; недвижимый белый камень; древние стены; Покров на Нерли; строение).

3.Лингвистический анализ текста

Сформулируйте тему текста. (В тексте повествуется о храме Покрова на Нерли).

Сколько частей можно выделить в этом тексте? (Композиционно текст распадается на три части: вводную – 1 абзац; основную – 2-11 абзацы; заключительную – 12 абзац.)

Рассмотрим основную часть, определим в ней микротемы. Каков смысл второго абзаца? (В этом абзаце заключается основная мысль: благородные пропорции белого храма точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж.)

Верно. В тексте утверждается мысль: сила художественного обаяния храма, его неповторимость – в гармоничном слиянии красоты природы с гениальным творением человека. Как будто природа вдохнула в камень тепло, жизнь. Обратимся к картинам. Какие из них созвучны мысли автора? (На всех картинах показано неразрывное и прекрасное целое храма и пейзажа.Однако художники посчитали важным подчеркнуть и красоту архитектурных деталей памятника: стройный, вытянутый вверх барабан, пилястры, закомары, аркатурный пояс.)

Да, это так. Храм так созвучен настроению окружающего пейзажа, будто родился вместе с ним, а не создан руками человека. Поэтому он прекрасен в любую погоду, в любое время суток, в любое время года.

О чем четвертый абзац? Какая картина созвучна с ним? (В этом абзаце дается описание храма на рассвете. Первое предложение абзаца

полностью отражает содержание картины В.И. Шамаева. Но описание прерывается мыслью о вечности Покрова на Нерли.)

Как вы думаете, можно в картине выразить эту мысль? Каким образом? Кому из художников удалось это сделать? ( Это удалось сделать художникам Б.Ф. Французову, В.И. Шамаеву.)

Видимо, это действительно так. Чтобы выразить мысль о вечности храма, о том, что камень, вода, деревья – вне времени, необходимо принадлежать только определенному периоду времени…

Мысль о вечности храма порождает следующую: автор вспоминает историю храма. Для чего? Почему это важно писателю? (Может быть, для того, чтобы мы задумались над тайной притягательности храма, которая кроется в его истории?Чтобы мы задумались над тем, какая это святыня для нашего отечества и прониклись ответственностью за его сохранность.)

Да, это так. Рассказывая историю храма, автор убеждает нас в том, что Покрова на Нерли – лирическая поэма в камне, повествующая о силе любви князя, Андрея Боголюбского, к своей родине и отца, Андрея, к своему сыну. Это поэма обращена к внутреннему миру человека, его задушевным чувствам. Она пробуждает в нас любовь к Родине и ее истории, призывает беречь память о прошлом и передать свои чувства будущим детям и внукам. В этом заключается сквозная мысль текста.

Продолжим анализ микрочастей текста. Каков смысл 5 – 8 абзацев ? (5,6 абзацы – повествование о смысле названия храма. 7,8 абзацы – описание храма летом.)

Да, осенью приходят мысли о бренности бытия. Но есть вечные ценности, которые олицетворяет храм: красота, память и любовью.

Прокомментируйте 10 и 11 абзацы. Не забывайте обращаться к картинам. (10 абзац – храм во время дождя. Подчеркивается его сказочная красота. 11 абзац – храм зимой. Он словно растворяется в бескрайнем снежном море. Это удалось показать художнику-офортисту Борису Французову.

12 абзац – заключительный. В нем автор продолжает повествование об истории храма, еще раз тем самым подчеркивая, насколько для него это важно).

Итак, мы с вами назвали ключевые слова текста, определяющие его сквозную идею. Я бы их расположила вот так:

храм ↔вера, надежда, любовь, память, красота ↔ вечность.

Укажите, какие типы речи присутствуют в тексте, какой из них является основным. (Это своеобразное рассуждение с элементами описания (состояния среды, предмета) и повествования.В вводной части утверждается мысль о вечности храма. Эта мысль является сквозной идеей текста. В основной части сначала тезис в форме общего утверждения (2 абзац), затем конкретизирующий тезис (3абзац),а далее с помощью введения элементов описания и повествования (мы их уже отметили) приводятся доказательства.)

В заключительной части содержится своеобразный вывод. Храм вечен, потому что олицетворяет любовь к сыну и Родине.

4.Составление примерного плана текста

1.Вводная часть. Вечность храма Покрова на Нерли (сквозная идея текста).

2.Основная часть. Неразрывное и прекрасное целое (тезис). Доказательства:

Гармоничное слияние храма и окружающей природы.

Созвучие белого камня временами года.

Лебедь-храм на рассвете.

История храма. Смысл названия.

Покров на Нерли летом.

а) мысль о бренности бытия и вечности ценностей, которые храм олицетворяет;

б) Покров на Нерли во время дождя.

3. Заключительная часть. Символ любви и памяти (вывод).

5.Работа по определению стиля.

В каком стиле написан текст? (По стилю речи отрывок относится к художественной публицистике, так как в нем сочетается информативный тип речи с изобразительным.Цель автора – не только выразить восхищение архитектурным памятником (для этого он обрисовывает храм в разные времена года), но и заставить задуматься над вечными ценностями и своей жизненной позицией.)

Эти целевые установки определяют особенности публицистического текста. Какие? (Обобщенность и в то же время эмоциональность.)

Все эти языковые средства придают тексту обобщенный характер. Что обеспечивает его эмоциональность? (Оценочная лексика: удивительным и таинственным образом, любуясь, очень хорош ; обратный, экспрессивный порядок слов: сменяются поколения; очень хорош Покров на Нерли летом; окончилось жаркое лето…; столетиями перед храмом умирали цветы и травы… и др.; ряды однородных членов: Дни и ночи, месяцы и годы, столетия уносит река жизни. И с неба на землю опускается осенняя радуга, освещая силуэт храма, делая его почти неосязаемым, нереальным и фантастическим; использование художественных средств выразительности: эпитетов (белопенный храм, духмяные травы и др.); метафор (умирали цветы и травы, крадется осень и др.); сравнений (как ковер, как сказочное видение, словно опахалами, как белоснежный лебедь.)

Почему автор сравнивает храм с лебедем? Какая из картин в большей степени соответствует этому сравнению? (Я думаю, что это сравнение построено на внешнем сходстве. На всех картинах это очень хорошо видно. На картине Егорова это выражено в большей степени.)

Какие эпитеты можно отнести и к птице-лебедю, и к храмам, изображенным на картинах? ( Белоснежный, благородный, чудный, дивный, величавый, изумительный, изящный, волшебно красивый и т. д.)

Итак, мы доказали, что тексту присущи обобщенность и эмоциональность, что характерно для публицистического высказывания.

Закончилась наша заочная экскурсия к храму Покрова на Нерли. Она стала возможной благодаря произведениям живописи. Именно они позволили нам услышать те мысли, которые заложены в отрывке из очерка Евгения Осетрова, и познакомиться с выдающимся памятником архитектуры Древней Руси.

Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания.

Благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж - луговое среднерусское раздолье, где растут духмяные травы, лазоревые цветы и звучат нескончаемые песни жаворонков.

Трудно сказать, когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться. Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается с временами года.

На рассвете, когда над заречными муромскими лесами играют солнечные лучи, от всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. Храм возвышается среди волн, как белоснежный лебедь. Текут речные потоки. Дни и ночи, месяцы и годы, столетия уносит река жизни. Сменяются поколения, а лебедь- храм всё плывет и плывет среди неоглядных просторов. Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории храма, о веках, что пронеслись над его стенами…

Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат- покров, защитив город от врагов.

Празднование Покрова стало на Руси одним из торжественных и любимых праздников. Отмечаемый в пору, когда заканчиваются полевые работы и начинаются свадьбы, Покров был и праздником урожая. Кроме того, с незапамятных языческих времен было распространено почитание Девы- Зари, что расстилает по небу свою нетленную розовую фату, прогоняя всякое зло.

Очень хорош Покров на Нерли летом, когда косари выходят на пойму, когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины. С высокого холма, где стоит храм, открываются луга с травами и цветами, которые, как ковер, ведут к храму. А в воде, подступающей к холму, отражается храм, как сказочное видение. Храм плавает в подводной глубине.

Там, внизу, в подводном царстве, чуть заметно покачиваются вершины деревьев, овевая, словно опахалами, белопенный храм.

Окончилось жаркое лето, и желтизной вспыхивают леса, по которым крадется осень. Золотистые листья покрывают холм возле Покрова. Печаль родных полей.

Столетиями перед храмом умирали цветы и травы, а звериные и человеческие рельефы, стройный каменный пояс, порталы, украшенные резьбой, недвижимо возвышаются над окрестностью.

Покров на Нерли надо увидеть во время дождя, когда огромная туча останавливается, словно для того, чтобы полюбоваться храмом. Окрестные воды делаются мутно- зелеными, а строение приобретает задумчивость. словно ожидает кого- то. И с неба на землю опускается осенняя радуга. Освещая силуэт храма, делая его почти неосязаемым, нереальным, фантастическим.

Зима обволакивает бахромой деревья. Кустарники, и храм растворяется в окружающей белизне. Зимние припорошенные деревья похожи на цветущие вишни. Холодные своды храма по - прежнему полны жизни и чувства.

Храм построен в честь погибшего в лютой сече семнадцатилетнего сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава, которого народное предание называет вишенкой, срубленной в цвету. Убитый врагами юноша, возможно, и был похоронен на нерлинском холме или в самом храме .Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей скорбел о сыне и сам выбрал место для этого храма.


Задание 27 № 35464

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации.

Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(8)Но случилось так, что накануне отъезда у Юрия вытащили из кармана бумажник, в котором были почти все оставшиеся деньги, а главное — билеты на самолёт. (9)Юрий оказался в сложном положении: в чужом городе, с ребёнком, без денег, без билетов, без единой знакомой души; по карманам он нашарил какую-то мелочь, сущие пустяки.

(21)А с билетами ничего не получилось. (22)Девушка в окошке потребовала, чтобы Юрий внёс полную стоимость билетов. (23)Обескураженный, за руку с мальчиком, вернулся он на площадь перед аэровокзалом. (24)До ближайшего автобуса в город ждать было ещё порядочно.

(28)Недалеко от скамейки, где они сидели, остановилась легковая машина.

(37)Человек подошёл ближе.

— (38)Это вы? — спросил он с грузинским акцентом.

— (39)Это я, — ответил Юрий. — (40)А что вам надо?

—(41)Ой, как я рад, что это вы! (42)Я — Ираклий Пимениди, не узнали?

(43)Я вас сегодня в такси возил, помните?

— (44)Конечно, помню, — приходя в себя, сказал Юрий.

— (45)Ну как, вам билеты восстановили?

— (46)Нет, предложили купить новые.

(47)Ираклий пощёлкал языком:

— (48)Ай-яй, беда какая! (49)И что будете делать?

— (50)Пока не знаю — что-нибудь придумаю.

(51)Ираклий самую малость поколебался и спросил:

— (52)Сорок рублей хватит?

(53)Он полез в карман, вынул и протянул Юрию четыре десятки. (54)Тот

был ошеломлён более, чем благодарен.

— (55)Почему вы мне верите? — спросил он.

— (56)Очень просто — смотрю: человек — и верю.

— (57)Честное слово, я сразу же вышлю деньги!

— (58)Не надо честное слово, — сказал Ираклий. — (59)Садись в такси,

поедем. (60)Мальчика жалко, совсем спит.

(61)Вернувшись в Москву, Юрий, конечно, в тот же день первым делом отослал деньги, а в ответ получил следующее письмо: «(62)Уважаемый Юрий Сергеевич!

* И. Грекова — литературный псевдоним; настоящее имя — Елена Сергеевна Вентцель (1907–2002) — советский математик, автор учебников по теории вероятностей и исследованию операций, русский прозаик, доктор технических наук, профессор.


Задание 22 № 35459

1) Когда у Юрия украли бумажник и билеты на самолёт и не удалось восстановить билеты, он был расстроен и обескуражен.

2) Юрий и Серёжа познакомились с Ираклием по дороге на аэродром — тот был водителем такси, сочувственно выслушавшим историю с украденным бумажником.

3) Отец с сыном сидели на скамейке около аэровокзала поздно вечером, потому что у них не было денег на автобус, чтобы добраться до гостиницы.

4) Когда из легкового автомобиля, остановившегося неподалёку от скамейки, где сидели Юрий с Серёжей, вышел человек, Юрий испугался, но, узнав в этом человеке Ираклия, сразу успокоился.

5) На следующий же день после приезда в Москву Юрий отправил деньги Ираклию.

1) Когда у Юрия украли бумажник и билеты на самолёт и не удалось восстановить билеты, он был расстроен и обескуражен. — Подтверждается предложениями 8, 23.

2) Юрий и Серёжа познакомились с Ираклием по дороге на аэродром — тот был водителем такси, сочувственно выслушавшим историю с украденным бумажником. — Подтверждается предложениями 15−19.

3) Отец с сыном сидели на скамейке около аэровокзала поздно вечером, потому что у них не было денег на автобус, чтобы добраться до гостиницы. — Противоречит предложению 24.

4) Когда из легкового автомобиля, остановившегося неподалёку от скамейки, где сидели Юрий с Серёжей, вышел человек, Юрий испугался, но, узнав в этом человеке Ираклия, сразу успокоился. — Подтверждается предложениями 29−42.

5) На следующий же день после приезда в Москву Юрий отправил деньги Ираклию. — Противоречит предложению 61.

Читайте также: