Сочинение по стихотворению пушкина сожженное письмо

Обновлено: 05.07.2024

История создания

Это была настоящая любовь мужчины к женщине, человека к человеку, пламени к воде. Любовь, давшая начало новому Пушкину — автору, чьи идеалы актуальны и одобряемы даже в нашем обществе, прошедшем через коренное преломление пониманий любви и ненависти — сексуальную революцию и эмансипацию.

Жанр, направление, размер

Длинная строка, не характерная для двусложного размера, замедляет стихотворение, однако не отнимает у него ритм, что делает стихотворение слух гармоничным и сложным, полно передающим авторское меланхолическое настроение.

Образы и символы

Лирический герой, скребя сердцем сжигает письмо, содержание которого, очевидно, питает его силами, наполняет пережитыми чувствами, однако к нему, повзрослевшему и возмужавшему, не приходит наивное, но светлое ощущение всевозможности. Его душа “ничему уже не внемлет”, вся его неуверенность сублимируется в некий импульс, заставляющий покончить прошлым, хоть и бывшим для него мерилом счастья.

Герой начинает мыслить другими категориями, под влиянием которых и формируется новый, живительный аффект — “Отрада бедная в судьбе унылой”. Наблюдая за агонией письма, герой точно так же пылает, шипит и тлеет, с каждой минутой все больше жалея о содеянном, находя все более пустые оправдания столь бездумного убийства части себя. Он, подобно пропавшему в пустыне путнику, начинающему есть свою плоть, утешает себя тем, что боль естественна и неизбежна, и Всевышний и так милостив над ним: хотя бы в том, что дает ему выбор.

Темы, настроение и проблемы

  • Любовь. Некая отчужденность мира допускает в высоко организованный разум и живое сердце поэта более сложные, и от того еще более прекрасные, чувства, обыкновенно не успевающие развиваться в суетном мире. Чувства лирического героя глубоки и драматичны.
  • Тоска. Таковым сложным чувством, настолько сильным и искренним, что оно стало для чуткого поэта деструктивным, стала и тоска по возлюбленной. Эта женщина была удостоена большой чести: Солнце русской поэзии хранило ей верность на протяжении всей жизни: кольцо, подаренное ей на прощание, Пушкин снял только перед роковой дуэлью 1837. А ее сожженное письмо стало неотъемлемым атрибутом культа русской поэзии.
  • Тема прошлого. Лирический герой зависим от воспоминаний настолько, что даже пепел от них он считает единственной для себя отрадой.

Основная идея

Средства художественной выразительности

Автор: Иван Лейтман

Автор: Самый Зелёный · Published 01.10.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 29.11.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 18.12.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTEwJyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtOSAtLT4KPGRpdiBpZD0ieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTkiIHN0eWxlPSJkaXNwbGF5OiBpbmxpbmUtYmxvY2s7Ij48L2Rpdj4KPHNjcmlwdCB0eXBlPSJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiPgogICAgKGZ1bmN0aW9uKHcsIGQsIG4sIHMsIHQpIHsKICAgICAgICB3W25dID0gd1tuXSB8fCBbXTsKICAgICAgICB3W25dLnB1c2goZnVuY3Rpb24oKSB7CiAgICAgICAgICAgIFlhLkNvbnRleHQuQWR2TWFuYWdlci5yZW5kZXIoewogICAgICAgICAgICAgICAgYmxvY2tJZDogIlItQS0zMzA2MzUtOSIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS05IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIGFzeW5jOiB0cnVlCiAgICAgICAgICAgIH0pOwogICAgICAgIH0pOwogICAgICAgIHQgPSBkLmdldEVsZW1lbnRzQnlUYWdOYW1lKCJzY3JpcHQiKVswXTsKICAgICAgICBzID0gZC5jcmVhdGVFbGVtZW50KCJzY3JpcHQiKTsKICAgICAgICBzLnR5cGUgPSAidGV4dC9qYXZhc2NyaXB0IjsKICAgICAgICBzLnNyYyA9ICIvL2FuLnlhbmRleC5ydS9zeXN0ZW0vY29udGV4dC5qcyI7CiAgICAgICAgcy5hc3luYyA9IHRydWU7CiAgICAgICAgdC5wYXJlbnROb2RlLmluc2VydEJlZm9yZShzLCB0KTsKICAgIH0pKHRoaXMsIHRoaXMuZG9jdW1lbnQsICJ5YW5kZXhDb250ZXh0QXN5bmNDYWxsYmFja3MiKTsKPC9zY3JpcHQ+PC9kaXY+Cg==' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>


Стояло лето 1823 года. Александр Сергеевич отбывал свою ссылку. Он был озадачен тем, чтобы убедить власти перевести его из Кишинева в Одессу. Все же у него это получается и вот писатель уже находится на службе у графа Воронцова. За этот период у Пушкина завязываются дружеские отношения не только с графом, но и с его женой. В доме графа часто устраивались светские приемы, на которых писатель читал гостям свои стихотворения. Жена Воронцова на тот момент была беременна, это ее не красило, она больше была похожа на больную, замученную женщину.

После того как графиня родила ребенка она словно изменилась. Перед поэтом предстала красивая, умная, эрудированная женщина. Пушкин влюбился в нее. Роман между ними возник слишком быстро, конечно же, все тайное становится явным. Женщина не считала нужным скрывать свои тайные встречи с Пушкиным. Вот уже среди элиты поползли разговоры, что граф Воронцов настоящий рогоносец. Графу это, конечно же, не понравилось, и он сделал все, чтобы поэта отослали обратно. Графиня Елизавета смирилась с отъездом Пушкина, она даже настаивала на окончании отношений. Но после они еще некоторое время переписывались. Каждый раз, после нового письма, графиня просила поэта сжигать их. Пушкину было тяжело смотреть на то, как горят ее письма, в которых столько чувств. Но он понимал, что это единственный способ не компрометировать девушку. Сжигая письма, писатель словно жег собственную любовь. Нельзя было просто нарушать данное обещание, нарушать волю своей любимой. Может быть, Пушкин любил ни сколько Елизавету, он хотел познать само чувство любви. Ведь поэт тонкая, чувственная натура, его опять отправили в ссылку, он остался один, и это был единственный способ чувствовать себя живым.

В 1825 году, после того как писатель получил и сжег очередное любовное послание, он решает написать стихотворение, описывающее всю его горечь от этой ситуации. В произведении полностью раскрыта вечная тема любви. Лирический герой рассказывает о сгоревшем письме не как о предмете, для него сгорели сами чувства любви, он очень огорчен. Стихотворение, как то письмо, полностью пропитано переживаниями самого героя. Возникает ощущение, что главный герой уже не хочет бороться, он устал. Сжигая бумагу, он прощается как с письмом, так и с самой любовью к девушке. Письмо догорает, но герой смотрит на оставшийся пепел и начинает страдать сначала. Всю тяжесть страдания передают использованные писателем эпитеты. Получается, единственное воспоминание о былой любви только сожженное письмо. Герой не видит своего дальнейшего счастья, он расстроен и огорчен. Все же жажда сохранить хотя бы что-то помогают ему держаться.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сожженное письмо.
История создания – Стих был написан в 1825 году. Женщиной, кому посвящено произведение, оказалась графиня Елизавета Воронцова.

Тема стихотворения – Обращение лирического героя к сожженному письму, в котором он видит крах своей любви.

Композиция – Композиция простая, состоит из трех условных частей: первая часть – монолог лирического героя, вторая – сожжение письма, третья – обращение лирического героя к пеплу, чтобы тот навсегда остался в его душе.

Жанр – Любовная лирика.

Стихотворный размер – Шестистопный ямб, с применением смежной мужской рифмовки. В последних строчках стихотворения рифма отсутствует.

Настроение лирического героя не равномерно. Едва успокоившись, он тут же снова начинает страдать; это видно, благодаря тому, что автор использует восклицательные предложения и умолчание.

Все стихотворение вообще написано в достаточно быстром темпе. Почти в каждой строке используется градация. Например:

Минуту. вспыхнули! пылают – легкий дым,

Виясь, теряется с молением моим.

В первых трех четверостишиях рифма парная (смежная), а в последнем трехстишии, две строки рифмуются по тому же принципу, что и в четверостишиях, а последняя строка не имеет рифмы. Мне кажется, автор этим хочет показать, что от горя и разочарования у героя опускаются руки. Рифма в стихотворении мужская, строфика – одиннадцатистишье.

16.04.2016 — За последние 3 недели мы обновили нашу книжную полку новыми произведениями. Посмотрите >>

2.Тема стихотворения – разговор с письмом любимой, которое необходимо сжечь.

— верность своему слову. Как бы лирическому герою не хотелось оставить письмо у себя, он исполняет обещание:

Гори, письмо любви.

Готов я; ничему душа моя не внемлет…

— любовь живет в сердце героя и вдали от любимой

Отрада бедная в судьбе моей унылой,

Останься век со мной на горестной груди…

4.По жанру, на мой взгляд, — это послание, обращенное к письму. Но за строками стихотворения слышится обращение к возлюбленной.

5.Особенности композиции: стихотворение состоит из одной части. В начале ее описывается, как лирический герой не решается сжечь дорогое его сердцу письмо, а в конце — чувства влюбленного ко всему, к чему прикасались руки возлюбленной.

7. Восприятие мира лирическим героем полно печали, грусти. Нет даже намека на какую-либо надежду, а лишь осознание, что для него отрада и утешение – это письма любимой.

8.Художественные средства, помогающие раскрыть настроение лирического героя:

10.Система стихосложения — силлабо-тоническая. Стихотворение написано пятистопным ямбом (двусложный размер стиха с ударением на втором слоге.).

12. Стихотворение мне очень понравилось, оставила в душе печальный отклик.

История создания

Во время своей южной ссылки Александр Сергеевич проживал в Одессе, где работал в канцелярии под руководством графа Михаила Воронцова. Между ними установились добрые приятельские отношения, которые резко испортились после знакомства молодого поэта с супругой графа, Елизаветой Воронцовой.

Графиня отличалась не только внешней привлекательностью: она была прекрасно образованна, начитанна, я слыла прекрасной собеседницей. С первых минут общения между молодыми людьми возникла взаимная симпатия, которая быстро переросла в сильное чувство.

Елизавета Воронцова не скрывала от мужа свои отношения с Пушкиным, и тот проявлял удивительную в этом вопросе лояльность. Но, когда по городу поползли нелицеприятные слухи, он сделал все возможное, чтобы как можно скорее изгнать соперника из города.

Перед отъездом своего возлюбленного графиня подарила ему на память о себе золотой массивный перстень с драгоценным камнем. Пушкин принял этот подарок, и в дальнейшем очень трепетно к нему относился.

Размер и рифма

На протяжении всего стихотворение настроение лирического героя меняется: он то успокаивается, то вновь начинает судорожно метаться, страдая от своих сердечных ран. Даже в сожженном пепле он видит образ возлюбленной, и хочет сохранить его навсегда в своем сердце.

Основная идея произведения заключается в том, что необходимо сдерживать слово, данное любимому человеку, как бы сложно ни было это сделать. Лирический герой страстно мечтает оставить себе на память хотя бы письма любимой женщиной, с которой некогда был так счастлив. Однако он вынужден покориться ее просьбе сжечь все послания, и терзается тем, что утрачивает с возлюбленной последнюю ниточку, связывавшую их.

В своем творчестве поэт А.С. Пушкин всегда обращался к волнующим его темам. Это темы свободы, творчества, поэта и, конечно же, любви. Ведь Пушкин — прежде всего поэт-лирик. Лирика дает наиболее полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта. В его стихотворениях все значимо: каждый образ, каждая деталь, потому что только с помощью таких приемов можно выразить все богатство и разнообразие переживаний.

Сюжет стихотворения, в общем-то, прост: любимая женщина потребовала от поэта, чтобы он уничтожил ее письмо, что он, собственно, и делает; письмо сгорает, поэт грустит.

Все стихотворение вообще написано в достаточно быстром темпе. Чувства автора выражены без особых поэтических тропов, лишь при помощи восклицаний, придающих картине сожжения письма моментальность. Почти в каждой строке используется градация. Например:

Минуту. вспыхнули! пылают – легкий дым,

Виясь, теряется с молением моим.

В первых трех четверостишиях рифма парная (смежная), а в последнем трехстишии, две строки рифмуются по тому же принципу, что и в четверостишиях, а последняя строка не имеет рифмы. Мне кажется, что автор этим хотел показать, что от горя и разочарования у героя опускаются руки. Рифма в стихотворении мужская, строфика – одиннадцатистишье.

Поэтические тропы

Тема произведения

Несомненно одно: у Пушкина чувства были очень глубоки и почтительны. Посланница велела, а лирический герой долго не мог исполнить её волю — предать письмо огню. По всей вероятности, он не раз перечитывал милые строки, написанные любимой рукой.

анализ стихотворения сожженное письмо пушкина


В них были заключены все его радости в одинокой келье, так лирический герой в другом своём произведении называл свой кабинет. Но час окончательного расставанья настал. Письмо брошено в огонь, душа героя отрешилась от всего мира и опустошилась. Он только безмолвно наблюдал, как послание вспыхивает, тает и кипит сургуч, как сворачиваются листы и постепенно превращаются в пепел.

Главный посыл произведения

Это стихотворение-прощание: не только послание к любимой, но и обращение к самому себе. Попытка объяснить и пережить свои душевные терзания.

А. С. Пушкин не просто сжигает письмо, он прощается со своей возлюбленной, переживая сильные чувства горечи и утраты. И делится своими терзаниями на бумаге, чтобы легче и быстрее перенести всю боль, которую не может заглушить.

Образы в стихотворении

И поэт, сжигая это письмо, хочет, чтобы это все прошло быстрее. Но вместе с тем, когда оно стало лишь пеплом, он чувствует боль и горечь от того, что свидетельства любви к Воронцовой больше нет.


Среди литературных специалистов принято считать, что стихотворение посвящено М. С. Воронцовой, с которой поэт был вынужден расстаться. Также имеется известный факт, что осенью от Воронцовой поэтом было получено письмо, которое он впоследствии сжег. Стихотворение было написано спустя немного времени после этого случая.

Произведение большей частью относится к любовной лирике и посвящено авторским чувствам. Тема любви довольно нередко освещается в текстах данного автора. Однако именно в настоящем стихотворении она раскрывается наиболее нетипичным образом.

Вторая пассия

Ольга Видова, доктор филологических наук, представляет всем своё видение романа Пушкина. Она утверждает, что поэт питал более глубокие чувства к княгине Вере Федоровне Вяземской.

Основная тема произведения

Сожженное письмо — метафоричный образ любви.

Сначала лирический персонаж не может решиться уничтожить письмо, которое так ему дорого. А затем с теплом вспоминает свою возлюбленную.

Средства выразительности

Анализ стихотворенийУзник (Лермонтов) – анализ стихотворения


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сожженное письмо.

История создания – Стихотворение было написано в 1825 году. Женщина, которой посвящено произведение, – графиня Елизавета Воронцова.

Тема стихотворения – Обращение лирического героя к сожженному письму от любимой женщины.

Композиция – Композиция простая, состоит из трех условных частей: первая часть – монолог лирического героя, вторая – сожжение письма, третья – обращение лирического героя к пеплу, чтобы тот навсегда остался в его душе.

Жанр – Лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – Шестистопный ямб, с применением парной рифмовки, рифмы мужские и женские. Последний стих без пары (не рифмуется).

История создания

Во время своей южной ссылки Александр Сергеевич проживал в Одессе, где работал в канцелярии под руководством графа Михаила Воронцова. Между ними установились добрые приятельские отношения, которые резко испортились после знакомства молодого поэта с супругой графа, Елизаветой Воронцовой.

Графиня отличалась не только внешней привлекательностью: она была прекрасно образованна, начитанна, слыла прекрасной собеседницей. С первых минут общения между молодыми людьми возникла взаимная симпатия, которая быстро переросла в сильное чувство.

Елизавета Воронцова не скрывала от мужа свои отношения с Пушкиным, и тот проявлял удивительную в этом вопросе лояльность. Но, когда по городу поползли нелицеприятные слухи, он сделал всё возможное, чтобы как можно скорее изгнать соперника из города.

Перед отъездом своего возлюбленного графиня подарила ему на память о себе золотой массивный перстень с драгоценным камнем. Пушкин принял этот подарок, и в дальнейшем очень трепетно к нему относился.

На протяжении всего стихотворения настроение лирического героя меняется: он то успокаивается, то вновь начинает судорожно метаться, страдая от своих сердечных ран. Даже в сожженном пепле он видит образ возлюбленной, и хочет сохранить его навсегда в своем сердце.

Основная мысль произведения заключается в том, что необходимо сдерживать слово, данное любимому человеку, как бы сложно ни было это сделать. Лирический герой страстно мечтает оставить себе на память хотя бы письма любимой женщины, с которой некогда был так счастлив. Однако он вынужден покориться её просьбе сжечь все послания и терзается тем, что утрачивает последнюю ниточку, связывавшую его с возлюбленной.

Композиция

Композиция произведения отличается простотой и последовательностью, стихотворение можно поделить на три условные части.

  • Первая часть представляет собой монолог лирического героя, который обрекает письмо от любимой женщины на гибель.
  • Во второй части автор описывает сожжение письма, которое доставляет сильную душевную боль герою.
  • В третьей части лирический герой обещает бессмертие пеплу.

Произведение написано в жанре лирического стихотворения, также в нём присутствуют и черты послания, элегии.

Средства выразительности

В 1823 году, находясь в южной ссылке, поэт познакомился с одной из самых обаятельных и умных женщин своей эпохи – графиней Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой, супругой одесского генерал-губернатора, под наблюдением которого находился опальный поэт.

Последовавший за этим роман Пушкина и Воронцовой вскоре перестал быть тайной для окружающих, и по ходатайству Воронцова Пушкин был выслан в Михайловское.

По просьбе графини поэт сжигал редкие, полученные от неё письма. Свои послания к возлюбленной он запечатывал перстнем, копия которого хранилась у Воронцовой. Этот перстень Пушкин называл своим талисманом.

2. Литературное направление

Стихотворение написано в период перехода Пушкина от романтизма к реализму.

Образы письма, пламени, возлюбленной максимально приближены к реальности. При этом их можно воспринимать как обобщённые философские символы.

3. Род

4. Жанр

По жанру оно представляет собой элегию.

5. Проблематика

В стихотворении затронута проблема несчастной любви и трагической невозможности личного счастья.

6. Тематика

7. Идея

Получая драгоценное письмо от любимой женщины, лирический герой вынужден расстаться с ним, так как его чувство к ней является запретным.

Сжигая дорогие листы, он предаёт огню саму любовь, понимая, что должен избавиться от своей страсти.

Отказ от всего, что дорого сердцу, во имя доводов рассудка и морали, мучителен, но необходим.

8. Пафос

Стихотворение написано на грани душевного отчаяния. В каждом слове отзывается боль разлуки, тяжесть задачи, которая стоит перед поэтом.

Ему невыносимо сложно изжить воспоминание о счастье, но так велела любимая, а её желание свято.

9. Система образов

Символический образ письма является в стихотворении центральным. В нём сосредоточена мысль о последней ниточке дружбы, соединяющей поэта и его любимую женщину. Каждая строка этого письма – долгожданное сокровище.

Образ огня как очистительной и вместе с тем безжалостной стихии противопоставлен тонкости и беззащитности письма.

Сгорающие листы воспринимаются как живые существа, корчащиеся от боли и безысходности. По их движенью можно догадаться о том, что происходит с душой героя, его мыслями и чувствами.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи произведения: он и она.

Главный герой стихотворения – получатель письма, которому предстоит сжечь его сразу же по прочтении. Ему велено поступить так, чтобы не скомпрометировать отправительницу и самого себя, но за этим приказом чувствуется другое повеление: забыть и больше не писать.

Любовь более невозможна. Это и угнетает лирического героя.

11. Лирический герой

Сестра поэта Ольга поведала биографам об особом отношении Пушкина к письмам Воронцовой. Когда он получал конверты, запечатанные сургучной печатью, лицо его менялось, он уходил к себе и потом целые дни проводил в задумчивости.

Эта сильная страсть глубоко отпечаталась в душе поэта и породила множество шедевров любовной лирики.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения описывает процесс сожжения письма.

Тёмные листы вспыхивают и сворачиваются, плавится сургуч, лёгкий профиль возлюбленной, запечатлённый на полях послания, теряет очертания. От письма остаётся лишь пепел.

Душа поэта сжимается от горя и одиночества. Он остаётся один со своим воспоминанием.

13. Композиция

Композиция произведения линейная.

Очерёдность событий кратко и стремительно передана в 15-ти строках стихотворения (3 четверостишиях и 1 трёхстишии).

В начале стихотворения поэт обращается к письму, прощаясь с ним.

Затем предаёт его огню и наблюдает за тем, как гибнут его мечты о счастье.

Текст завершается новым обращением, но уже не к письму, а к пеплу: живой любви больше нет, осталось лишь её воспоминание.

14. Размер и рифма

Стихотворение написано одиннадцатистопным ямбом.

Мужские и женские рифмы чередуются.

Строфа состоит из 15 строк и представляет собой рондо, схема рифм в котором выглядит так: ААББ ВВГГ ДДЕЕ ЖЖЗ.

15. Художественное своеобразие произведения

Звукопись стихотворения напоминает потрескивание огня.

В тексте стихотворения преобладают глаголы и существительные.

Существительные описывают ряд эфемерных предметов, которые соединяют поэта с возлюбленной (письмо, сургуч, перстень, заветные черты, пепел).

Глаголы описывают этапы сожжения и разные стадии внутренней боли, которой отзывается на всё происходящее душа героя.

16. Средства художественной выразительности

17. Значение произведения

18. Актуальность

Актуальность стихотворения велика, ведь и в наши дни любовь не перестаёт волновать человеческие души.

Обстоятельства жизни не всегда позволяют любящим быть вместе. Во время разлуки приходится идти на жертвы, чтобы сохранить силы жить дальше.

Каким бы тяжёлым ни было прощание с прошлым, оно необходимо, если у любви нет будущего.

19. Моё отношение

Я восхищаюсь мастерством психологической детали, которое продемонстрировал в этом произведении Пушкин.

Несмотря на то, что поэт делится глубоко личным опытом, его сокровенные переживания близки каждому, кто когда-либо был влюблён.

20. Чему учит

Герой сжигает письмо, хотя в нём заключены все его радости. Он забывает о себе, исполняя волю возлюбленной. Любовь – это не эгоизм, а подвиг во имя счастья и спокойствия другого человека.

Стихотворение Сожженное письмо

История создания

В 1820 году Пушкин был сослан на юг России, в Екатеринослав. Причиной немилости властей стали несколько эпиграмм, написанных поэтом на архимандрита Фотия, Аракчеева и самого царя. За подобные сочинения Пушкину грозила ссылка в Сибирь, но за него вступились друзья, в том числе Карамзин и Чаадаев.

Пушкин прослужил в Кишиневе

Три года Пушкин прослужил в Кишиневе, а затем, в 1823, переехал в Одессу, где поступил на службу в канцелярию графа Воронцова. Новый начальник сначала отнесся к поэту по-дружески: Пушкин часто бывал в доме у Воронцовых, читал стихи и рассказы на светских приемах. Но добрые отношения закончились, когда на любовном небосклоне поэта появилась новая звезда: Пушкин увлекся женой начальника, Елизаветой Ксаверьевной.

Сначала графиня, ожидающая ребенка и тяжело переносящая беременность, вызывала сочувствие поэта. Но когда через полгода он увидел Воронцову на светском балу, то был восхищен ее красотой и любезным обхождением.

Елизавета Ксаверьевна

Перед расставанием Елизавета Ксаверьевна заказала у ювелира два перстня с сердоликом, украшенных старинной надписью. Один из них она подарила поэту, и он поклялся не расставаться с ним. Другой перстень графиня оставила у себя. Некоторое время они переписывались, скрепляя письма их отпечатками. Поэт не хотел мириться с тем, что ему больше не придется увидеть любимую женщину, но та настаивала на прекращении их отношений. Чтобы не быть скомпрометированной, графиня поставила условие: ее письменные послания должны быть сожжены.

Тема произведения

Стихотворение построено необычным образом. В нем поэт обращается к письму, но читатель понимает, что его главная идея — сожаление об ушедшей любви. Герой с горечью говорит о том, что не может пойти против воли своей возлюбленной, поэтому вынужден сжигать ее послания. Он предает огню дорогое ему письмо и видит, как горящая бумага осыпается пеплом.

Пушкин страдает от горя и любви

Поэт страстно желает оставить хотя бы какую-то память об ушедшем счастье, но не может нарушить данное им обещание. Он тоскует о том, что не сможет больше читать и перечитывать нежные строки, но уничтожает последнюю нить, связывающую его с возлюбленной.

Герой прощается не столько со сгоревшим письмом, сколько со своей любовью. Основная мысль произведения состоит в том, что нужно выполнять свои обещания, как бы ни было трудно это сделать.

Композиция, жанр, структура

Композиция стихотворения отличается простотой и последовательностью. Оно состоит из трех частей:

Память героя, хранящую теплые воспоминания о прошедшей любви.

  1. В первой приводится монолог лирического героя, страдающего оттого, что ему приходится уничтожить дорогое для него любовное послание.
  2. Вторая описывает то, как он сжигает письмо. Герой смотрит, как обгоревшая бумага превращается в пепел и улетает в дыму, плавится сургуч с отпечатком знакомого перстня. Это доставляет ему сильнейшую душевную боль.
  3. В третьей герой стихотворения говорит о том, что пепел останется бессмертным и всегда будет храниться на его груди.

В этом произведении письмо символизирует память героя, хранящую теплые воспоминания о прошедшей любви. Он должен от них избавиться, хотя это причиняет ему горечь и боль. Герой долго не может совершить задуманное, а затем с глубоким чувством думает о любимой женщине.

Последние строки стихотворения нерифмованные, что отражает состояние поэта: от горя у него опускаются руки. Темп текста достаточно быстрый, в нем видна буря чувств: сожаление, горечь, попытка смириться с обстоятельствами. В ритме стихов видны метания героя: он то успокаивается, то опять погружается в пучину горя, то принимает решение, то сомневается в его правильности.

В стихотворении используется множество восклицательных знаков и многоточий, которые создают дополнительный ритм: сильные чувства чередуются с периодами молчания. В своем произведении автор использует многочисленные средства выразительности:

Память о поэте

Через 9 месяцев после жаркого лета 1824 года у графини родилась дочь Софья, которая, возможно, была плодом их тайной любви. После возвращения Воронцовых в Петербург Елизавета Ксаверьевна и Пушкин продолжают встречаться. Об их отношениях можно судить лишь по косвенным намекам в стихах. Греческий профиль графини часто украшает поля его рукописей.

Пушкин до конца жизни не расставался с перстнем, подаренным Воронцовой

Поэт, несмотря на свою открытость и страстный характер, никогда никому не выдал их любовь, не опорочил имя своей возлюбленной. Он сдержал клятву и до конца жизни не расставался с перстнем, подаренным Воронцовой. Поэт отправился с ним на дуэль с Дантесом, и этот перстень Жуковский снял с его руки после смерти.

Елизавета Ксаверьевна дожила до преклонных лет, сохраняя дорогую ее сердцу память о Пушкине. С возрастом она потеряла зрение, но ежедневно просила читать ей стихи поэта. С ними к ней возвращались воспоминания о молодости и встречах с возлюбленным.

Отзывы

Это стихотворение — шедевр русской литературы. В нем раскрыта тема вечной любви.

Читайте также: