Сочинение по спектаклю горе от ума 1977

Обновлено: 30.06.2024

Если в спектакле Московского Художественного театра по сравнению со спектаклями Малого театра дореволюционной поры искалось точное соответствие авторской ремарке (танцы у Фамусова

В отдельных случаях смысл той или иной сцены, того или иного момента действия усиливался при помощи неожиданных

Этот же эпизод — один из наиболее знаменитых в мейерхольдовской режиссуре — в Театре им. Мейерхольда был показан при помощи доведенного до крайности контраста. Сплетня ползла вдоль длинного, вытянутого по всей авансцене стола, за которым сидели гости Фамусова, почти не двигавшиеся, словно застывшие, как некие манекены. Не люди, а фантомы — воплощение злой и страшной внутренней силы. Зловещая активность при внешней неподвижности. Было бы несправедливым сказать, что так не могло бы происходить в жизни. И все же жизненная реальность тут сближалась с формой кошмара.

процесс обогащения искусства Мейерхольда — от плаката к художественному полотну, от чертежа к картине, от масок к портретам.

«Допустим, что мы играем „Горе от ума“ Грибоедова и что сверхзадача произведения определяется словами: „Хочу стремиться к Софье“. В пьесе много действий, оправдывающих такое наименование.

Плохо, что при такой трактовке главная, общественно-обличительная сторона пьесы получает случайное, эпизодическое значение. Но можно определить сверхзадачу „Горя от ума“ теми же словами „хочу стремиться“, — но не к Софье, а к своему отечеству. В этом случае на первый план становится пламенная любовь Чацкого к России, к своей нации, к своему народу.

При этом общественно-обличительная сторона пьесы получит большее место в пьесе, и все произведение станет значительнее по своему внутреннему смыслу.

внешности и по манере речи, казалось бы, совсем далекого от представлений о Чацком.

Вспомним мнение М. В. Нечкиной о том, что комедия Грибоедова запечатлевает развивающееся явление. Исследовательница

В своей сути проблема Чацкого на сцене состоит не в том, сильный и умный ли он человек, а в том, как показать этот ум и эту силу. Так представляется сейчас. И представляется как нечто бесспорное. Однако существовали и другие взгляды, и они были очень устойчивыми. Взгляды, снижавшие пафос грибоедовского творения; взгляды, унижавшие личность грибоедовского героя — русского молодого человека начала XIX в.

Глубокое и горестное несчастье от любви в сценическом произведении Большого Драматического театра испытывали два человека, и вторым была Софья. В исполнении Т. В. Дорониной это была девушка, обладающая незаурядной внутренней силой, героиня, чьи убеждения делали для нее невыносимыми ядовитость,

Таким образом, несмотря на то что роль Софьи анализировали и воплощали на сцене выдающиеся умы и мастера русского и советского театра, она остается своего рода загадкой и поводом для споров и размышлений.

В советском сценическом искусстве истолкование творения Грибоедова все более насыщалось силой свободолюбивых идей. Сближение изображенного писателем русского молодого человека первой четверти XIX в. с декабристами, для которого есть все

основания, в спектаклях советских театров не раз делалось определенно и открыто. Если на сцене Театра им. Мейерхольда в 1920-х и 1930-х годах Чацкий появлялся на сценических подмостках окруженный своими юными друзьями у зеленой лампы, то в спектакле Малого театра 1960-х годов он выходил на авансцену в туманной, снежной, предрассветной дымке, рядом с людьми, одетыми в офицерскую форму, — угадывалось, что это молодые участники декабрьского восстания. В Художественном театре или в Большом Драматическом не было таких прямых форм выражения мысли, но она существовала подспудно, как некая гипотеза.

Тем самым историческая роль Чацкого как личности раскрывалась как роль революционера.

Конкретно-историческое понимание великой комедии должно сочетаться с современным на нее взглядом. Познавательным значением не исчерпывается ее ценность. Сценическая проблема здесь состоит в том, чтобы театр умел классическую пьесу читать как творение актуальное.

1 А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников, М., 1929, с. 9.

2 Островский А. Н. Речь на ужине в тифлисском кружке 26 октября 1883 г. — Полн. собр. соч., т. 12. М., 1952, с. 187.

12 Там же, с. 11, 37, 12, 117—118.

14 Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 1. М. — Л., 1953, с. 81.

25 Пушкин. Полн. собр. соч., т. 13. M. — Л., 1937, с. 138.

26 Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 3. M. — Л., 1953, с. 480, 481.

28 Гончаров И. А. Мильон терзаний, с. 9.

32 Немирович-Данченко Вл. И. Театральное наследие, т. 2. Избранные письма. М., 1954, с. 328 (письмо Вл. И. Немировича-Данченко Л. Я. Гуревич от 8 апреля 1915 г.).

37 ЦГАОРСС, ф. 966, оп. 1, ед. хр. 811, д. 49 (доклад Вс. Э. Мейерхольда о плане Театра Революции на 1924/25 г.).

40 Гончаров И. А. Мильон терзаний, с. 34.

41 ЦГАЛИ, ф. 936, оп. 1, ед. хр. 555 (Отрывок из стенограммы выступления Вс. Э. Мейерхольда на собрании труппы Театра им. Мейерхольда 19 ноября 1927 г.).

42 Гончаров И. А. Мильон терзаний, с. 23, 28.

44 Гончаров И. А. Мильон терзаний, с. 29.

47 Товстоногов Г. А. Право на настоящее, великое искусство. — Комс. правда, 1969, 6 ноября, № 260.

48 Товстоногов Г. А. О профессии режиссера. М., 1967, с. 135.

53 Белинский В. Г. Полн. собр. соч. т. 3, с. 480.

60 Сев. пчела, 1830, 11 февр., № 18, с. 3.

62 Товстоногов Г. А. О профессии режиссера, с. 201—202.

63 Цимбал С. Л. Истина ума и горестные заблуждения любви. — Театр, 1963, № 2, с. 9.

65 Гончаров И. А. Мильон терзаний, с. 27.

69 Гончаров И. А. Мильон терзаний, с. 28.

5 сочинений по комедии Грибоедова

Главные герои этого сатирического произведения отличаются характерами и обществом, которое они сами себе выбирают. Все они собрались в доме Фамусова Павла Афанасьевича.

В произведении есть классовое разделение - это Фамуское движение, где признают только высокие чины и заслуги. В этом обществе не признают ни науку, ни искусство. Для них важен чин, который ты занимаешь, даже не являясь образованным человеком. Чтобы простому человеку заработать хоть какое то место в Фамуском обществе, нужно услужить кому-то в окружении. Так в семейный круг Фамусова без всякого звания и чина попал Молчалин, трусливый и тихий человек, которому Фамусов приписал чин асессора. В него влюблена Софья, избалованная отцовской любовью дочь Павла Афанасьевича. Но отец не признает простых людей и поэтому хочет видеть в женихах Скалозуба, он является полковником и метит в генералы, хотя умом совсем не блещет, но при этом имеет хорошее состояние. Софья вовсе не хочет замуж за столь глупого человека и постоянно находит отговорки для отца.

Отличительным героем в сатире является Александр Чацкий, это друг детства Софьи. В детстве он был влюблен в нее, но детство закончилось, и Чацкий отправился путешествовать по стране на 3 года. Он не был приверженцем Фамуского общества, он был умным, красноречивым и не хотел подчиняться кому-то. Также не любил прислуживать, за это его не принимали в тех кругах, а он не разделял их взгляды и считал, что их нравы устарели и они прикрываются мундирами. Вернувшись из путешествий, его чувства вновь вспыхнули к дочке Павла Афанасьевича, и он обращается к нему с разговором о сватовстве, но Фамусов дает понять, что нужно услужить ему, чтобы попасть к ним в семью, с чем Чацкий не соглашается. Но ухаживать и добиваться Софьи не перестает.

Действия которые развернулись далее в доме Фамусова на балу показали, что Молчалин своей услужливостью хотел только остаться в доме, не имея чувств к дочке, а вовсе приударив за Лизой. Софья же ради Молчалина предала всю любовь Чацкого, которую он так бережно берег и хранил эти три года, спеша вернуться к Софье и признаться ей. Она пустила слух о сумасшествии Александра, не подозревая о предательстве Молчалина. Действия развернулись против нее, и отец грозил сослать ее к тетке в деревню. Чацкий, не нашедший себя в обществе Фамусова и разочарованный своим надеждам, покидает Москву навсегда, ведь он оказывается отвергнутым и не принятым обществом.

В данном рассказе автор передает явные изменения в обществе, которые зарождались после войны. Это был раскол в дворянских кругах. Но и по сей день есть такие люди, как Чацкий, которые хотят донести миру свои убеждения, но его никто не слышит, так как он не является не того круга и имеет слишком маленькие полномочия.

Пример сочинения 2

Главный герой произведения – А. А. Чацкий. Это умный и честный молодой человек, который возвращается в Москву после долгого отсутствия. Он никого не боится и прямо высказывает свои взгляды. Чацкий – единственный положительный персонаж на фоне других героев. П. А. Фамусов – чиновник, в доме которого разворачиваются все события. Это типичный представитель крепостнического дворянства, закореневший в своем невежестве и убежденный в своей правоте.

Его секретарь, А. С. Молчалин, полностью разделяет взгляды своего хозяина. Он признает безграничную власть и авторитет над собой, но втайне стремится поскорее улучшить свое положение путем лести и обмана.

Главный женский персонаж – Софья Павловна, дочь Фамусова. В юности она была близко знакома с Чацким и разделяла его взгляды на жизнь. Постепенно Софья стала прекрасно разбираться и приспосабливаться к требованиям общества. Прежние идеалы давно забыты. Девушка старается занять прочное общественное положение.

Парадоксальное заявление (какое может быть горе от ума?) объясняется на примере Чацкого. Все его слова и поступки исключительно умны и правдивы, но наталкиваются на глухую стену неприятия. В высшем обществе ценится отнюдь не ум и благородство, а умение приспособиться и услужить. В свете царят рабская покорность и чинопочитание.

Такие люди, как Чацкий, представляются возмутителями спокойствия и революционерами. Безусловно умный Чацкий является пресловутым пророком, которому нет места в своем отечестве. Сопротивление всеобщей глупости приводит лишь к тому, что его признают сумасшедшим. Это вынуждает Чацкого в спешке покинуть Москву. Он разочаровывается не только в высшем обществе, но и в своей любви. Блестящие умственные дарования не могут принести ему счастья. Чацкий оказывается одиноким непризнанным гением.

Пример сочинения 3

Горе от ума-яркое литературное произведение первой половины девятнадцатого века, написанное Грибоедовым. Хотя произведение было известно в общественных кругах, цензура не разрешала его публиковать долгое время. И долгое время пьеса существовала в виде рукописей. Для русской литературы это произведение является первой реалистической комедией. События в нём происходят в доме Фамусовых и имею несколько сюжетных линий: любовная драма и общественное противоречие.

Социальный конфликт выражается в противоречии устоявшихся взглядов общества, которые представлял Фамусов. И взглядов нового поколения молодёжи, считающей своим призванием не службу (государственную или военную), а развитие личности, выраженное в обучении различным наукам, познании роли человека в общества. Конечно подобные взгляды расцениваются Фамусовым как якобинство. Человек глубокого ума не принимается обществом. Общество пытается его изгнать, что очень хорошо ощутил на себе Чацкий, когда его объявили сумасшедшим. Ему неуютно в такой компании. Обществу пришлось бы меня свой жизненный уклад, если бы оно приняло взгляды Чацкого, а этого было им неудобно и потому ненужно. В противоречиях старого дворянского общества и представителя нового уклада поднимается много вопросов: уклад в семье, крепостное право, служение государству и другие.

Вместе с этим, персонажи комедии не имеют чёткого разделения на положительных и отрицательных героев. Каждая личность имеет разный набор характеристик, позволяющий увидеть героя и с положительной и с отрицательной стороны.

Самым сложным персонажем пьесы считается Софья. Она начитана и любит искусство, даже высказывает презрение, в разговоре с Молчалиным, к мнению света, что характерно для нового общества. В то же время она прекрасно лжёт, изворачивается и притворяется, как представители старого дворянства.
Противоречивым характером обладает и Чацкий. Он умный и смелый, и, одновременно, вспыльчивый и бесцеремонный. На протяжении всей пьесы Софья укоряет его за бесцеремонность и привычку высмеивать других людей. Действительно, тот его резкий и безжалостный по отношению к собеседнику. Стоит отметить, что такая грубость не имеет целью оскорбить собеседника. Она получается самопроизвольно, как резкий всплеск в душе Чацкого на безнравственность общества.

Пример сочинения 4

Центральным персонажем является Чацкий. Этот человек умен и молод, к тому же отличается честностью. Его некоторое время не было в Москве и теперь он возвращается. Молодой человек прямой и никогда никого не боится. Некий Фамусов является ярким примером дворянина, который по уши погряз во лжи, невежестве, как ему не доказывай он всегда прав, он всегда уверен, что только он прав. У Фамусова есть секретарь, который во всем его поддерживает – Молчалин. Этот человек покорный слуга и не спорит с властью и авторитетом хозяина, но и, с другой стороны, секретарь не забывает о себе, при чем жизнь свою делает лучше благодаря обману и лести. Главным женским героем является Софья Павловна, дочь Фамусова.

Горе от ума, довольно странная фраза, но это факт. Чацкий умный, смелый, правдивый, но все что он делает разрушается об некую стену недопонимания. Все высшее общество существует не благодаря уму и честности, а наоборот благодаря лжи, приспособлению, лести. Главное — это чинопочитание. Чацкий это по просто разрушитель спокойствия высших чинов, где жизнь уже определена и идет своим чередом. Ум Чацкого приносит ему горе, общество смеется над ним и признает его сумасшедшим. Умственные способности в столице бессильны, они не приносят счастье, поэтому разочарованный в обществе герой покидает Москву.

Пример сочинения 5

Комедия “Горе от ума” — одна из подлинно реалистических комедий в русской литературе. В тексте комедии все представлено очень живо, незабываемо, психологически верно.

Но современный читатель “Горя от ума” с трудом воспринимает произведение как комедию. Объясняется это тем, что главный герой ее Чацкий не является комическим персонажем. Причины его разногласий с фамусовским обществом слишком серьезны, и монологи Чацкого, обличающие “прошедшего житья подлейшие черты”, заглушают комедийное звучание произведения.

При написании произведения Грибоедов использовал элементы комедии. Это — наличие любовной интриги, саркастическое изображение персонажей, комизм положения Чацкого в доме Фамусова, диалоги персонажей.

“Горе от ума” — политическая комедия, потому что в ней поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, о крепостном праве, о просвещении, о воспитании, о рабском подражании всему иностранному. Реализм “Горя от ума” выявляется и в принципах изображения персонажей. У Грибоедова все персонажи — характеры, верные правде жизни, яркие, не одномерные. Персонажи “Горя от ума” не карикатуры, а точные подобия живых людей.

Грибоедов с горькой иронией раскрывает в диалогах и монологах персонажей бедственное положение народа и страны, где угодливость Молчалина, карьеризм и глупость Скалозуба, бюрократизм и чванство Фамусова, пустословие Репетилова предпочтительнее ума и здравомыслия Чацкого.

Более всего характеризует то общество, которое противостоит Чацкому, Фамусов. Недаром это общество мы называем “фамусовским”. Фамусов — типичный московский барин начала XIX века с характерной смесью самодурства и патриархальности. В образе Фамусова высмеяно высшее чиновничество, его бездеятельность на службе, чванство, взяточничество.

Ярким примером безделья является составление Фамусовым расписания на неделю, где все дни заняты зваными обедами и ужинами. Идеал человека для Фамусова — тот, кто сделал выгодную карьеру; при этом для него неважно, какими средствами это достигнуто. Его политические идеалы сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося, ему хорошо живется, и он не хочет никаких перемен. Чацкого он боится и не любит, потому что видит в нем ниспровергателя устоев, бунтовщика. В Фамусове поражает откровенная безнравственность. Она особенно опасна тем, что Фамусов, как знатный барин, имеет большую власть над людьми. Безнравственность власти не может не быть страшной и опасной. Фамусов, каким его создал Грибоедов, зло не отвлеченное, а конкретное, живое. В его реальность веришь — и потому оно особенно пугает.

Это справедливо и в отношении Скалозуба. Полковник Скалозуб отображает измельчание, опошление военного человека. Его грубое солдафонство, презрение к культуре, невежество отталкивают читателя. Это удачливый карьерист, который характеризуется самой фамилией. Но карьеризм его преступен. Он основан на военных потерях в армии: “Иные, смотришь, перебиты”. Автор высмеивает Скалозуба как тупого и бездумного офицера аракчеевской поры, противника свободы и просвещения.

Псевдолиберализм раскрыт в образе Репетилова. “Молодые” либеральные идеи дают возможность этой части дворянства “возыметь” в клубе. Свою деятельность они прикрывают пустословием. С исключительной сатирической силой разоблачена в комедии пустая и пошлая возня, шумиха и крик, дискредитирующие и тормозящие либеральное движение.

По всем качествам характера Молчалин тоже принадлежит к фамусовскому обществу. Читателю он кажется ничтожеством: боится произнести лишнее слово, угодничает, не имеет собственного мнения, однако именно эти “качества” являются залогом его будущего успеха в фамусовском. мире.

Фамусовское общество представлено в комедии широко и многообразно. Это не только многие основные герои, но и второстепенные, эпизодические. Например, Хлестова — важная московская барыня, грубоватая, властная, привыкшая не сдерживаться в словах. Загорецкий — необходимый спутник всех фамусовых и хлестовых. “Лгунишка он, картежник, вор. /Я от него было и двери на запор; /Да мастер услужить. ” — говорит о нем Хлестова.

Чацкий является обличителем всех пороков общества. Его монолог “А судьи кто?” звучит как приговор политическому строю и моральным устоям фамусовского общества. Более всего ему ненавистны деспотизм и рабство, глупость и бесчестье, умственная и нравственная глухота. Он бичует подлость крепостников. Он не может молчать, оттого что ему больно и мучительно видеть вокруг зло и несправедливость, он ненавидит все дурное, потому что любит добро и истину.

Чацкий — это тоже проблема. Проблема непонятой и высмеянной интеллигенции, проблема попранного патриотизма и притесненной культуры. Это даже не, проблема, а целый аспект проблем, не увиденных равнодушным обществом и в результате вылившихся в восстание декабристов 1825 года.
Чацкий — это прообраз декабристов, ниспровергателей старой эпохи.

Каждый любитель литературы не раз сталкивался с произведениями, в которых он мог найти вопросы философии, которые являются источником раздумий не одного поколения.

В комедии Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” автор поднимает и рассуждает на тему противостояния поколений, взглядов, некой борьбы между консерваторами и либералами, которая ведется и в наше время.

Но в чем это противостояние выражается? Разберем эту тему поэтапно. Чацкий и Фамусов- главные герои, лица, которые являются противоборствующими сторонами, они с самого начала предстают перед нами абсолютно разными персонажами. Чацкий- человек нового времени, он не раб системы, заставляющей склонять головы, а ее разрушитель, несущий в мир идеи равенства людей, создания разумного общества. Фамусов же перенял законы общества, в котором живет, он человек-консерватор, привыкший преклониться и послужить, когда это удобно. Герои абсолютно разных взглядов на жизнь. Проанализировать только ситуацию при втором приезде Чацкого к Фамусову, где первый произносит фразу, которая становится сенсацией: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Фамусов на это упрекает его в наглости, которой никогда не было.

Стоит заметить, что автор “войной” этих героев передает противостояние не двух людей, а всего общества, где Чацкий- общество нового поколения, а Фамусов- настоящего.

Но почему настоящего, а не старого? Постараюсь объяснить. К сожалению, это не ошибка, это наша реальность, которая существовала как в девятнадцатом веке, так и в наше время. Мне кажется, что это достоинство, которое делает его популярным и в наше время.

Рассмотрим и проанализируем следующую тему данного произведения, которая нарушает единство действия в произведении. Она выражается во влюбленности Чацкого к Софии Фамусовой. По сюжету она безответна. Но почему девушка не была заинтересована в молодом человеке? Ведь она молода и должна поддерживать его идеи. Но, к сожалению, нет, она копия своего отца, копия всего Фамусовского общества. Это подтверждает мысль о том, что борьба ведется не только, но и между взглядами людей.

В заключении отмечу, что это уникальная комедия, которая несет в себе важные жизненные уроки, чтение этого произведения способно изменить взгляды человека на жизнь.

Рецензия на произведение горе от ума

Конфликт в пьесе

Рецензия на книгу горе от ума

  • Представители знати не считают нужным заниматься собственным образованием, проводят дни в бесконечном бездействии.
  • Чацкий готов пойти на осознанный риск, не боится утратить социальный статус и положение.
  • Главный герой потерпел поражение, оказался непонятым и отвергнутым в кругу своих знакомых.

Конфликт в пьесе очень острый и не допускает мирного разрешения. Его наличие свидетельствует о назревших проблемах в обществе и о глубине затрагиваемых вопросов.

Характер Чацкого

Главный герой не терпит компромиссов, не подавляет в себе недовольства, а прямо говорит обо всем, что его волнует. Молодой человек наполнен энергией, ему хочется изменить мир к лучшему. В себе самом он ощущает нескончаемый поток энергии для осмысленных действий.

Но вот что в действительности не дает ему покоя:

 рецензия на горе от ума

  • Его никто не понимает, даже возлюбленная Софья.
  • Над его словами смеются и в конце концов объявляют сумасшедшим.
  • Чацкий как будто живет во сне или смотрит бесконечный фильм, который уносит его прочь от реальности. Не желая мириться с общественными программами, он делает себя несчастным, обрекает на одиночество.

Яркое осуждение поведения Фамусова и всего нездорового общества не помогает почувствовать себя лучше. Персонаж всеми силами пытается достучаться до тех, кто априори неспособен его понять и услышать.

Чацкий хочет жить своим умом, но сам тратит много времени на бессмысленные объяснения и рассуждения.

Основная мысль

Суть произведения сосредоточена уже в самом названии: человек обнаруживает в себе силы жить по велению сердца, а не так, как ему диктует общество.

 горе от ума

Социальные установки кажутся главному герою глупыми и бессмысленными. Чацкий — интеллектуал, правдолюбец, образованный молодой человек, непрестанно стремящийся к саморазвитию. Но его искания, неординарный ум и неограниченная фантазия не нашли применения в обществе.

Это литературный рассказ о том, каким ограниченным может быть мышление толпы и как страдают люди, действительно чего-то стоящие в жизни. Обзор его метаний и душевных порывов заставляет о многом задуматься, научиться по-новому смотреть на окружающую реальность.

Автор показывает читателям одновременно два вечных конфликта: противостояние поколений и конфликт любовный. Грибоедов помогает понять, что тонкий идеал не может существовать в несовершенном обществе.

Рецензия на спектакль горе от ума

Человека, который цепляется за идеальные установки, ждет неминуемое разочарование и даже потеря интереса к жизни.

На сегодняшний день комедия Грибоедова ставится во многих театрах, и с течением времени ее популярность не меркнет. Актуальность поднимаемых вопросов не требует доказательств.

Отзывы о произведении

В пьесе показано непонимание разных поколений, вечный конфликт противоречивых взглядов на жизнь. Это тот случай, когда обнаруживается полное непринятие нового консерваторами. Старые убеждения препятствуют развитию положительных веяний. По-настоящему неординарные личности переживают кризисный период и чувствуют себя отвергнутыми.

Читайте также: