Ум только тогда истинный и высокий ум когда он и ум и сердце вместе сочинение

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Формирование творческой личности в процессе литературного образования учащихся (с использованием авторского творчества).

Главным в преподавании литературы я считаю не только и не столько усвоение учащимися определенной суммы знаний, сколько воспитание у них нравственно-эмоциональной восприимчивости, чуткости и доброты, создание предпосылок для становления самостоятельной личности. Еще И.А. Гончаров писал, что "ум только тогда истинный и высокий ум, когда он и ум, и сердце вместе".

В реальном педагогическом процессе я имею дело с конкретной (по А.Б. Орлову, "эмпирической") личностью, обладающей своими уникальными возможностями и способностями воспринимать и познавать мир и себя .

1. Литература (классическая) – сильнейший инструмент воздействия на ум и чувства учащихся, способный вызвать радость, восторг, волнение, гнев, протест, неудовлетворенность, различные эстетические эмоции.

Из всех современных технологий наиболее близка мне текстуально-диалогическая , в которой первостепенная и решающая роль отводится работе с текстом.

Залогом успешного изучения произведения является интерес ученика к предмету, желание встретиться с миром литературы, необходимое расположение читательской души к восприятию произведения. Для этого особенно важно, каким образом произойдет первая встреча с текстом художественного произведения. Поэтому либо я предлагаю учащимся медленное первопрочтение дома с последующим обменом мнениями и впечатлениями в классе, либо знакомство происходит непосредственно на уроке. Чаще всего это знакомство с поэтическими или драматическими произведениями, реже небольшими прозаическими.

При этом особенно дороги первые впечатления, отклики читателей или слушателей, их непосредственная эмоциональная реакция на прочитанное или услышанное. Важны и обмен индивидуальными мнениями, желание сравнить свое восприятие с восприятием одноклассников, попытки осмыслить свои чувства, понять, на что ты, читатель, откликнулся. Конечно, здесь следует обратить внимание на систематическое обучение выразительному чтению. Истинное выразительное чтение - итог глубокого эмоционального и интеллектуального проникновения учителя и ученика в текст . Никакие звукозаписи не способны заменить живое слово

Берегу в своем сердце эти воспоминания, открытия, к которым пришла, и стараюсь разбудить с помощью слова, литературы, творчества души своих учеников, сделать ребят лучше, чище .

Сегодня я делаю попытку рассказать о своих наработках – уроках, внеклассных занятиях, которые, как мне кажется, помогают привить вкус к слову.

Помню, в 5-м классе на одном из уроков русского языка говорили о простых и сложных предложениях. А накануне, когда дома обдумывала урок, мелькнула мысль

2. объединить весь разговор темой зимы, добавив к нему литературный материал. Сейчас бы сказали: интегрированный урок. И получилось! Дети к тому же написали мини-сочинения.

Влад писал о белой березе: « Мне нравится береза зимой. Она красивая, белая и тихая. Зимой ее ветки голые, беззащитные.

А еще зимой можно кататься на санках, лыжах, коньках. Тогда всем ребятам весело.

А это Яна: « Наступила осень. В сентябре еще была погода солнечная, а в ноябре выпал снег. Мой двор опустел, как будто уснул. Не слышны детские голоса. Стоит тишина.

А во время каникул двор ожил.

Сочинения еще слабые, но привлекают своей искренностью и внутренним желанием увидеть красоту, помочь ей, и кое-где уже намечается публицистический заряд: дети не просто описывают, а хотят как-то изменить мир.

– А все сочинения? – робко поинтересовался Влад очень слабый ученик.
– Да!

Первый номер журнала. Это был действительно радостный день для всех нас. Около пяти авторов самого разного возраста сказали в сборнике свое слово.

Конечно, это было только начало. Может быть, не во всем удачное. Но, думаю, нельзя судить строго: ведь в произведениях сборника виден возраст авторов. Но зато в них нет скучного и пустого, равнодушного. И что самое главное – у ребят возникла потребность поделиться своей любовью со всеми, приобщиться к слову.

Многие мои питомцы продолжают учебу либо в вузах, либо в колледжах и училищах. Выбор профессий довольно широк – филолог, психолог, программист, математик, юристы, электронщики, специалисты по охране природы, экономисты, менеджеры, журналисты. Думаю, творческий настрой в ребятах тоже сыграл свою роль в этом.

Только красота спасет мир. Природа наша больна, поэтому как никогда нужно охранять ее, беречь, чтоб нам улыбалось солнце, цвели цветы, радовали своим полетом белоснежные лебеди, березы не роняли печальных слез, и, чтоб поэтическое слово наших земляков продолжало согревать наши души и сердца.

На уроках литературы использую разные методы работы: творческое рассказывание, чтение авторских поэтических произведений, использование картин и многие другие.

Формированию нравственных качеств учащихся способствуют межпредметные связи, умения и навыки, полученные учащимися на уроках музыки и изобразительного искусства. Например, прием словесного рисования основан на умении учеников видеть мир в его многообразии и неповторимости, чувствовать прекрасное, удивляться необычному, сопоставлять зрительные и словесные образы. Начинается работа по обучению словесному рисованию с обычного иллюстрирования произведений. Так, например, учащимся 5 класса при изучении повестей Н.В. Гоголя предлагаются задания типа: "Нарисуйте самый яркий (самый важный) эпизод в произведении", “Какими вы увидели героев данного произведения?”, “Как бы вы проиллюстрировали данное стихотворение?”, “Как бы вы оформили обложку, этой книги, если бы вам пришлось ее издавать? С какими словами вы обратились бы к читателям этой книги?” Это помогает учащимся воспринять содержание книги в соответствии с замыслом автора, вызывает у них зрительные ассоциации, которые они потом учатся выражать словесно . Однако и после того, как ребята научатся прекрасно "рисовать словом" , я обращаюсь к этим полюбившимся заданиям, помогающим им творчески самовыразиться .

К таким заданиям можно отнести словесное рисование эпизодов (“Каким вы увидели бой купца Калашникова и опричника?”, “Как выглядело бы место съемок поединка Мцыри с барсом?”), словесное портретирование (“Как должен выглядеть актер, играющий роль Акакия Акакиевича?”, “Как выглядит Мцыри во время исповеди?”), описание зрительных ассоциаций после прочтения лирических стихотворений (“Что бы вы увидели, если бы отправились на прогулку с Буниным?”, “Какими бы красками вы "разукрасили" стихотворение?”), описание фантазий не только зрительных, но и музыкальных - все это развивает воссоздающее и творческое воображение учащихся, способствует овладению ими эмоционально-образной речью, благотворно влияет на эстетическое развитие детей в целом.

Становясь старше, ученики с удовольствием выполняют подобные, но усложненные задания. Например, девятиклассникам я предлагаю описать литературное путешествие по Петербургу Евгения Онегина или описать изменения выражения лица Онегина в разных эпизодах романа. С большим интересом старшеклассники составляют коллажи по творчеству отдельных авторов, особенно поэтов Серебряного века. Например, в 11 классе ученикам предлагается составить коллаж “Образ мира, в слове явленный” по поэзии Б.Л. Пастернака.

Отдельно следует сказать о роли музыки в нравственном развитии учащихся на уроках литературы. Музыка помогает научить ребят более глубоко и разносторонне воспринимать художественное произведение, "вслушиваться" в него, развивает внутренний слух и внутреннее зрение, которые составляют основу развития творческого воображения, необходимого любому человеку. Музыкальные ассоциации позволяют подчас раскрыть тайну литературного образа, увидеть его нравственный ореол. Например, при изучении "Гранатового браслета" А.И.Куприна учащимся предлагается сравнить чувства и переживания телеграфиста Желткова и собственные переживания после

5. прослушивания второй сонаты Бетховена, а затем вслушаться в письмо Желткова Вере Николаевне. Понять неповторимость образа - лирического переживания, своеобразие эмоционального настроя произведения в целом помогают и задания иного плана, например, задание подобрать музыку к кинофильму, который можно снять по повести Н.В. Гоголя “Шинель” или поэме М.Ю. Лермонтова “Мцыри”. Конечно, подобное задание может выполнить не каждый, но всегда находятся ученики, готовые попробовать себя в роли звукорежиссера.

Эффективной работе по формированию нравственных качеств учащихся способствуют такие приемы работы, как составление "режиссерских ремарок" к драматическим произведениям и написание "режиссерского комментария" к произведениям эпическим, “игровое киносценарирование”, которое позволяет ученикам в игровой форме научиться понимать авторский замысел, авторское отношение к героям и их поступкам, а также законы построения произведения и роль художественной детали в нем. Например, учащимся 8 класса дается задание составить текст "режиссерских ремарок" к самым важным для понимания характеров героев сценам комедии Н.В.Гоголя "Ревизор": "Вы режиссеры-постановщики. Какие требования вы будете предъявлять к игре актеров? Какие замечания помогут им лучше сыграть свои роли?" А изучая в 11 классе роман Е.Замятина "Мы", учащиеся пишут сценарий к воображаемому фильму и дают необходимые для исполнения ролей режиссерские комментарии.

Чем старше ученики , тем сложнее становятся произведения русской литературы, предлагаемые программой, тем более глубокого и внимательного рассмотрения они требуют.

Самостоятельная творческая и исследовательская деятельность на уроках постепенно заменяет игру, меняются и методы и приемы работы.

Так, для выявления читательского восприятия произведения проводятся уроки обмена мнениями по заранее предложенным вопросам. Например, при изучении романа Ф.М. Достоевского "Униженные и оскорбленные" в 10 филологическом классе учащимся предлагается поразмышлять над следующими вопросами: 1. Кому из героев романа вы сочувствуете, кто вызвал неприязнь? 2. Каким вы представляете Ивана Петровича? 3. В чем вы видите причины несчастий героев романа? 4.Что поразило вас в образе князя Валковского? Каким бы вы хотели увидеть финал романа? Затем вопросы обсуждаются в классе.

Уроки-диспуты и уроки-конференции помогают научить ребят отстаивать собственное мнение, спорить, не бояться быть самим собой, даже если твое мнение не совпадает с мнением многих. Особенно интересно проходят такие уроки при работе с критическими статьями, содержащими взаимоисключающие точки зрения. Например, изучая комедию “Ревизор” Н.В. Гоголя в 8 классе, предлагаю провести диспут по образу Хлестакова с использованием высказываний о герое самого автора и писателей 20 века Д.С. Мережковского и В. Набокова. При изучении романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" в 10 классе проводится урок-диспут “Кто такой Базаров?”. Учащимся предлагаются для обсуждения статьи Д.И. Писарева "Базаров", А.И. Герцена "Еще раз Базаров", М.А. Антоновича “Асмодей нашего времени”, И.С. Тургенева "По поводу "Отцов и детей". Учащиеся с большим желанием высказывают свои мнения, причем не менее противоречивые, чем мнения литераторов XIX века. Главное, что на таких уроках не остается равнодушных. Подобные уроки проводятся и при изучении пьесы А.Н. Островского "Гроза", романа И.А. Гончарова “Обломов”.

При изучении темы "Поэтические течения в русской литературе конца XIX - начала XX века" в 11 классе я провожу урок-конференцию. Учащиеся получают задания по группам, которые представляют каждое литературное течение. Группам предлагается познакомиться с теоретическими работами и поэтическими произведениями соответствующих авторов, воспоминаниями современников и мнениями литературоведов сегодняшнего дня, сравнить их со своими читательскими впечатлениями. На конференции 6."представители" разных течений рассказывают о своих взглядах на мир и искусство, делятся своими мнениями о творчестве разных поэтов, а иногда и спорят. Затем учащиеся представляют творческий отчет в виде реферата.

Большое значение в нравственном развитии учащихся имеет работа по лингвистическому анализу текста художественного произведения, по сопоставлению произведений разных видов искусства, рукописей и разных редакций произведений, по изучению дневниковых записей и писем писателей. Так, серьезное знакомство с философией Л.Н. Толстого в 10 классе предполагает самостоятельную исследовательскую работу с дневниковыми записями писателя, заранее отобранными учителем . Учащимся предлагается изучить дневниковые записи Л.Н. Толстого и сделать выводы об эволюции его взглядов на жизнь и искусство.

Одним из самых трудных и интересных видов работы по нравственному развитию учащихся является сочинение. Этот вид работы открывает поистине неограниченные возможности развития творческого воображения, способностей учащихся и их самовыражения. Главное здесь - стремление выразить свое собственное мнение, а не искать подтверждения чужим мыслям, желание творить и познавать радость самостоятельных открытий.

На своих уроках я предлагаю ученикам написать нетрадиционные сочинения . Это сочинение загадок, сочинения-"биномы фантазии" (берутся любые два слова, предложенные учениками, и пишется рассказ, в сюжете которого их нужно как-то связать), сочинения по мотивам пословиц и поговорок (например, сочинение "Без труда не вынешь и рыбку из пруда"), сочинение сказок на различные темы в 5-6 классах , а в более старших классах -сочинения-подражания какому-либо автору, его творческой манере. Например, ученикам 10 класса при изучении романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" предлагается написать письмо Аркадия Кирсанова к своему отцу, где рассказывалось бы о его новом друге Евгении Базарове, что позволяет ребятам "окунуться" в жизнь XIX века, почувствовать стиль Тургенева и понять характеры героев.

Кроме того, с интересом учащиеся работают над сочинениями-отзывами , например, "Толстого надо читать с юности", сочинениями-эссе ("Мой Бунин" или "Перелистывая дневники Печорина"), сочинениями - эмоционально-образными комментариями к отдельным эпизодам, сценам из художественных произведений, например, “Исповедь Базарова”, сочинениями-диалогами с писателем или литературным героем ("Каков должен быть идеал женщины?" (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир") или "Письмо Софье в защиту Чацкого").

Так можно оторвать наших детей от « экранов с игрушками. И еще поможет в этом творчество, вернее, сотворчество учителя и ученика,

Поможет только творчество, вернее сотворчество учителя и учеников. Поэтому, казалось бы, в обычные уроки, я стараюсь внести какую-то интригу в фоновое оформление, антураж. Так, например, на уроке, посвященном жизни и творчеству Марины Цветаевой, обязательно появятся ветки красной рябины и шум моря. Интонационным камертоном учительского слова о жизни писателя считаю мемуары, дневники, письма, страницы автобиографических книг (это в работе по Льву Николаевичу Толстому).

При объяснении лиризма и лирической природы в творчестве К.Чуковского, С. Маршака, Н. Носова, В. Драгунского готовлю биографические факты: все эти писатели сначала сочиняли для собственных детей, потому что хотели, чтобы их дети читали настоящие книги. Здесь замечательно использование аудиозаписи с голосом писателя.

3. Как учитель словесности, я чувствую огромную ответственность за судьбы своих учеников, понимая, что с каким языком наши дети выйдут из стен школы – от этого в значительной мере зависит дальнейшая судьба его творческих способностей, его жизнь.

1) Не позволять пользоваться шпаргалками при выполнении творческих работ.

2) Самая эффективная работа по развитию речи – эссе. В этом стиле более всего проявляется личность автора, его мысли и чувства. Ведь эссе – это размышление детей по поводу услышанного, увиденного, просмотренного.

4. Работа по эмоциональному раскрепощению (моноспектаклей). Республиканская творческая олимпиада по литературе – 3 место Даша Тебайкина.

Три момента к докладу:

Описанные мною приемы работы помогают решать задачу нравственного развития личности.

На сегодняшний день правомерно говорить о достигнутых результатах:

/ слайд - грамоты/

Главным результатом своей работы я считаю то, что ученики не только имеют прочные, глубокие знания, но и демонстрируют нравственные суждения. Нравственные чувства. У них сформированы навыки "эмоционального" чтения, когда прочитанное находит отклик в их мыслях и чувствах, умение вдумываться в произведение и видеть в нем всю глубину взаимосвязей, психологическую и социальную обусловленность поступков героев, чувств и мыслей автора, умение видеть в книге источник духовного наслаждения. У учащихся развита эмоционально-образная речь, их рассуждения при этом самостоятельны и оригинальны. Учение с удовольствием, возможность свободно мыслить и говорить позволяют раскрывать индивидуальность учеников.

Многие мои ученики пишут стихи, повести, песни, а некоторые из них связывают с литературой свое будущее.

7. В своем выступлении я рассмотрела далеко не все возможные приемы, методы и формы работы, способствующие эмоционально-образному развитию учащихся на уроках литературы. Этот перечень должен быть поистине бесконечен, ибо каждый урок литературы – это урок совместного творчества учителя и учеников, урок духовности и

человеколюбия. Только такие уроки, на мой взгляд, позволяют формировать творческую личность, способную постигать красоту мира, самостоятельно “жить, думать, чувствовать, творить, свершать открытья”.

Перспективные направления дальнейшей работы по формированию нравственных качеств учащихся на уроках литературы с использованием личного авторского творчества вижу в следующем:

1. Гуманизация в процессе соавторства (больше предлагать детям экспериментов в написании стихотворений о Родине и о родном крае.

2. Привлекать внимание учащихся к людям, живущим рядом, достойным уважения своим трудом.

Арам Неркарарян
запись закреплена

"Ум только тогда истинный и высокий ум, когда он ум и сердце вместе"

Александр Цветков


Александр Цветков

Люба Романова


Люба Романова


Арам Неркарарян ответил Любе

Люба Романова


Люба Романова ответила Араму


Арам Неркарарян ответил Любе

Люба Романова


Люба Романова ответила Араму


Арам Неркарарян ответил Любе

Андрея Штольца воспитывали совсем по-другому. Его образованием занимался отец-немец, который очень серьезно относился к получению сыном глубоких знаний. Он стремился воспитать в Андрюше прежде всего трудолюбие. Учиться Штольц начал в раннем детстве: сидел с отцом над географической картой, разбирал библейские стихи, учил басни Крылова. Лет с 14-15 он уже самостоятельно ездил с поручениями отца, причем выполнял их точно, никогда ничего не путая.

Похожие сочинения

Илья Ильич Обломов — главный герой романа — русский помещик, живущий в Петербурге на доходы, получаемые от крепостного имения. “Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием. смотреть целиком

Иннокентий Анненский писал: “Любовь — это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих”. В романе “Обломов” любовь — основа. Это чувство развивает души и сердца героев, раскрывает характеры, показывает героев в развитии. Мы. смотреть целиком

И. А. Гончаров – талантливейший писатель XIX в., который, прежде всего, является художником, умеющим в своих произведениях выразить всю полноту явлений жизни. В литературу этот непревзойденный мастер слова вошел в середине XIX в., когда в существующем. смотреть целиком

Суждены нам благие порывы, Но свершить ничего не дано. Н.А.Некрасов Роман "Обломов" Гончаров начал писать в 1846 году. В это время Россия была феодально-крепостнической страной. Угнетение крепостных достигло своих пределов. Экономический. смотреть целиком

Выступление со своей методпроблемой на муниципальном конкурсе "Учитель года" конкурсе по теме "Формирование творческой личности в процессе литературного образования ( с использованием авторского творчества)"

ВложениеРазмер
metproblema-2016.docx 32.23 КБ


Предварительный просмотр:

Формирование творческой личности в процессе литературного образования учащихся (с использованием авторского творчества).

Современные программы по литературе восстанавливают в своих правах утраченные и несправедливо забытые духовные ценности. В связи с этим должно быть и особое отношение к литературе: не как к обычному школьному предмету, а как к искусству слова, требующему трепетного, сочувственного внимания, а потом уже понимания. Поэтому учитель литературы должен уделять особое внимание духовно-нравственному развитию учащихся, знакомить учащихся с подлинными ценностями человечества, воспитывать в них бережное отношение к духовному наследию прошлого, пробуждать в них чувства меры, гармонии и красоты, необходимые для полноценного развития личности. Современные программы школьного литературного образования предполагают свободу выбора и творческую самостоятельность учителя. Как же в конкретной педагогической деятельности добиться формирования нравственных качеств учащихся? На решение этой проблемы и направлена моя профессиональная деятельность.

Главным в преподавании литературы я считаю не только и не столько усвоение учащимися определенной суммы знаний, сколько воспитание у них нравственно-эмоциональной восприимчивости, чуткости и доброты, создание предпосылок для становления самостоятельной личности. Еще И.А. Гончаров писал, что "ум только тогда истинный и высокий ум, когда он и ум, и сердце вместе".

В реальном педагогическом процессе я имею дело с конкретной (по А.Б. Орлову, "эмпирической") личностью, обладающей своими уникальными возможностями и способностями воспринимать и познавать мир и себя .

Из всех современных технологий наиболее близка мне текстуально-диалогическая, в которой первостепенная и решающая роль отводится работе с текстом .

Залогом успешного изучения произведения является интерес ученика к предмету, желание встретиться с миром литературы, необходимое расположение читательской души к восприятию произведения. Для этого особенно важно, каким образом произойдет первая встреча с текстом художественного произведения. Поэтому либо я предлагаю учащимся медленное первопрочтение дома с последующим обменом мнениями и впечатлениями в классе, либо знакомство происходит непосредственно на уроке. Чаще всего это знакомство с поэтическими или драматическими произведениями, реже небольшими прозаическими.

При этом особенно дороги первые впечатления, отклики читателей или слушателей, их непосредственная эмоциональная реакция на прочитанное или услышанное. Важны и обмен индивидуальными мнениями, желание сравнить свое восприятие с восприятием одноклассников, попытки осмыслить свои чувства, понять, на что ты, читатель, откликнулся. Конечно, здесь следует обратить внимание на систематическое обучение выразительному чтению. Истинное выразительное чтение - итог глубокого эмоционального и интеллектуального проникновения учителя и ученика в текст . Никакие звукозаписи не способны заменить живое слово

Берегу в своем сердце эти воспоминания, открытия, к которым пришла, и стараюсь разбудить с помощью слова, литературы, творчества души своих учеников, сделать ребят лучше, чище .

Сегодня я делаю попытку рассказать о своих наработках – уроках, внеклассных занятиях, которые, как мне кажется, помогают привить вкус к слову.

Помню, в 5-м классе на одном из уроков русского языка говорили о простых и сложных предложениях. А накануне, когда дома обдумывала урок, мелькнула мысль

2. объединить весь разговор темой зимы, добавив к нему литературный материал. Сейчас бы сказали: интегрированный урок. И получилось! Дети к тому же написали мини-сочинения.

Влад писал о белой березе: «Мне нравится береза зимой. Она красивая, белая и тихая. Зимой ее ветки голые, беззащитные.

А еще зимой можно кататься на санках, лыжах, коньках. Тогда всем ребятам весело.

А это Яна: «Наступила осень. В сентябре еще была погода солнечная, а в ноябре выпал снег. Мой двор опустел, как будто уснул. Не слышны детские голоса. Стоит тишина.

А во время каникул двор ожил.

Сочинения еще слабые, но привлекают своей искренностью и внутренним желанием увидеть красоту, помочь ей, и кое-где уже намечается публицистический заряд: дети не просто описывают, а хотят как-то изменить мир .

– А все сочинения? – робко поинтересовался Влад очень слабый ученик.
– Да!

Первый номер журнала. Это был действительно радостный день для всех нас. Около пяти авторов самого разного возраста сказали в сборнике свое слово.

Конечно, это было только начало. Может быть, не во всем удачное. Но, думаю, нельзя судить строго: ведь в произведениях сборника виден возраст авторов. Но зато в них нет скучного и пустого, равнодушного. И что самое главное – у ребят возникла потребность поделиться своей любовью со всеми, приобщиться к слову.

Многие мои питомцы продолжают учебу либо в вузах, либо в колледжах и училищах. Выбор профессий довольно широк – филолог, психолог, программист, математик, юристы, электронщики, специалисты по охране природы, экономисты, менеджеры, журналисты. Думаю, творческий настрой в ребятах тоже сыграл свою роль в этом.

Только красота спасет мир. Природа наша больна, поэтому как никогда нужно охранять ее, беречь, чтоб нам улыбалось солнце, цвели цветы, радовали своим полетом белоснежные лебеди, березы не роняли печальных слез, и, чтоб поэтическое слово наших земляков продолжало согревать наши души и сердца.

На уроках литературы использую разные методы работы: творческое рассказывание, чтение авторских поэтических произведений, использование картин и многие другие.

Формированию нравственных качеств учащихся способствуют межпредметные связи, умения и навыки, полученные учащимися на уроках музыки и изобразительного искусства. Например, прием словесного рисования основан на умении учеников видеть мир в его многообразии и неповторимости, чувствовать прекрасное, удивляться необычному, сопоставлять зрительные и словесные образы. Начинается работа по обучению словесному рисованию с обычного иллюстрирования произведений. Так, например, учащимся 5 класса при изучении повестей Н.В. Гоголя предлагаются задания типа: "Нарисуйте самый яркий (самый важный) эпизод в произведении", “Какими вы увидели героев данного произведения?”, “Как бы вы проиллюстрировали данное стихотворение?”, “Как бы вы оформили обложку, этой книги, если бы вам пришлось ее издавать? С какими словами вы обратились бы к читателям этой книги?” Это помогает учащимся воспринять содержание книги в соответствии с замыслом автора, вызывает у них зрительные ассоциации, которые они потом учатся выражать словесно. Однако и после того, как ребята научатся прекрасно "рисовать словом" , я обращаюсь к этим полюбившимся заданиям, помогающим им творчески самовыразиться .

К таким заданиям можно отнести словесное рисование эпизодов (“Каким вы увидели бой купца Калашникова и опричника?”, “Как выглядело бы место съемок поединка Мцыри с барсом?”), словесное портретирование (“Как должен выглядеть актер, играющий роль Акакия Акакиевича?”, “Как выглядит Мцыри во время исповеди?”), описание зрительных ассоциаций после прочтения лирических стихотворений (“Что бы вы увидели, если бы отправились на прогулку с Буниным?”, “Какими бы красками вы "разукрасили" стихотворение?”), описание фантазий не только зрительных, но и музыкальных - все это развивает воссоздающее и творческое воображение учащихся, способствует овладению ими эмоционально-образной речью, благотворно влияет на эстетическое развитие детей в целом.

Становясь старше, ученики с удовольствием выполняют подобные, но усложненные задания. Например, девятиклассникам я предлагаю описать литературное путешествие по Петербургу Евгения Онегина или описать изменения выражения лица Онегина в разных эпизодах романа. С большим интересом старшеклассники составляют коллажи по творчеству отдельных авторов, особенно поэтов Серебряного века. Например, в 11 классе ученикам предлагается составить коллаж “Образ мира, в слове явленный” по поэзии Б.Л. Пастернака.

Отдельно следует сказать о роли музыки в нравственном развитии учащихся на уроках литературы. Музыка помогает научить ребят более глубоко и разносторонне воспринимать художественное произведение, "вслушиваться" в него, развивает внутренний слух и внутреннее зрение, которые составляют основу развития творческого воображения, необходимого любому человеку. Музыкальные ассоциации позволяют подчас раскрыть тайну литературного образа, увидеть его нравственный ореол. Например, при изучении "Гранатового браслета" А.И.Куприна учащимся предлагается сравнить чувства и переживания телеграфиста Желткова и собственные переживания после

5. прослушивания второй сонаты Бетховена, а затем вслушаться в письмо Желткова Вере Николаевне. Понять неповторимость образа - лирического переживания, своеобразие эмоционального настроя произведения в целом помогают и задания иного плана, например, задание подобрать музыку к кинофильму, который можно снять по повести Н.В. Гоголя “Шинель” или поэме М.Ю. Лермонтова “Мцыри”. Конечно, подобное задание может выполнить не каждый, но всегда находятся ученики, готовые попробовать себя в роли звукорежиссера.

Эффективной работе по формированию нравственных качеств учащихся способствуют такие приемы работы, как составление "режиссерских ремарок" к драматическим произведениям и написание "режиссерского комментария" к произведениям эпическим, “игровое киносценарирование”, которое позволяет ученикам в игровой форме научиться понимать авторский замысел, авторское отношение к героям и их поступкам, а также законы построения произведения и роль художественной детали в нем. Например, учащимся 8 класса дается задание составить текст "режиссерских ремарок" к самым важным для понимания характеров героев сценам комедии Н.В.Гоголя "Ревизор": "Вы режиссеры-постановщики. Какие требования вы будете предъявлять к игре актеров? Какие замечания помогут им лучше сыграть свои роли?" А изучая в 11 классе роман Е.Замятина "Мы", учащиеся пишут сценарий к воображаемому фильму и дают необходимые для исполнения ролей режиссерские комментарии.

Чем старше ученики , тем сложнее становятся произведения русской литературы, предлагаемые программой, тем более глубокого и внимательного рассмотрения они требуют.

Самостоятельная творческая и исследовательская деятельность на уроках постепенно заменяет игру, меняются и методы и приемы работы.

Так, для выявления читательского восприятия произведения проводятся уроки обмена мнениями по заранее предложенным вопросам. Например, при изучении романа Ф.М. Достоевского "Униженные и оскорбленные" в 10 филологическом классе учащимся предлагается поразмышлять над следующими вопросами: 1. Кому из героев романа вы сочувствуете, кто вызвал неприязнь? 2. Каким вы представляете Ивана Петровича? 3. В чем вы видите причины несчастий героев романа? 4.Что поразило вас в образе князя Валковского? Каким бы вы хотели увидеть финал романа? Затем вопросы обсуждаются в классе.

Уроки-диспуты и уроки-конференции помогают научить ребят отстаивать собственное мнение, спорить, не бояться быть самим собой, даже если твое мнение не совпадает с мнением многих. Особенно интересно проходят такие уроки при работе с критическими статьями, содержащими взаимоисключающие точки зрения. Например, изучая комедию “Ревизор” Н.В. Гоголя в 8 классе, предлагаю провести диспут по образу Хлестакова с использованием высказываний о герое самого автора и писателей 20 века Д.С. Мережковского и В. Набокова. При изучении романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" в 10 классе проводится урок-диспут “Кто такой Базаров?”. Учащимся предлагаются для обсуждения статьи Д.И. Писарева "Базаров", А.И. Герцена "Еще раз Базаров", М.А. Антоновича “Асмодей нашего времени”, И.С. Тургенева "По поводу "Отцов и детей". Учащиеся с большим желанием высказывают свои мнения, причем не менее противоречивые, чем мнения литераторов XIX века. Главное, что на таких уроках не остается равнодушных. Подобные уроки проводятся и при изучении пьесы А.Н. Островского "Гроза", романа И.А. Гончарова “Обломов”.

При изучении темы "Поэтические течения в русской литературе конца XIX - начала XX века" в 11 классе я провожу урок-конференцию. Учащиеся получают задания по группам, которые представляют каждое литературное течение. Группам предлагается познакомиться с теоретическими работами и поэтическими произведениями соответствующих авторов, воспоминаниями современников и мнениями литературоведов сегодняшнего дня, сравнить их со своими читательскими впечатлениями. На конференции 6."представители" разных течений рассказывают о своих взглядах на мир и искусство, делятся своими мнениями о творчестве разных поэтов, а иногда и спорят. Затем учащиеся представляют творческий отчет в виде реферата.

Большое значение в нравственном развитии учащихся имеет работа по лингвистическому анализу текста художественного произведения, по сопоставлению произведений разных видов искусства, рукописей и разных редакций произведений, по изучению дневниковых записей и писем писателей. Так, серьезное знакомство с философией Л.Н. Толстого в 10 классе предполагает самостоятельную исследовательскую работу с дневниковыми записями писателя, заранее отобранными учителем . Учащимся предлагается изучить дневниковые записи Л.Н. Толстого и сделать выводы об эволюции его взглядов на жизнь и искусство.

Одним из самых трудных и интересных видов работы по нравственному развитию учащихся является сочинение. Этот вид работы открывает поистине неограниченные возможности развития творческого воображения, способностей учащихся и их самовыражения. Главное здесь - стремление выразить свое собственное мнение, а не искать подтверждения чужим мыслям, желание творить и познавать радость самостоятельных открытий.

На своих уроках я предлагаю ученикам написать нетрадиционные сочинения . Это сочинение загадок, сочинения-"биномы фантазии" (берутся любые два слова, предложенные учениками, и пишется рассказ, в сюжете которого их нужно как-то связать), сочинения по мотивам пословиц и поговорок (например, сочинение "Без труда не вынешь и рыбку из пруда"), сочинение сказок на различные темы в 5-6 классах , а в более старших классах -сочинения-подражания какому-либо автору, его творческой манере. Например, ученикам 10 класса при изучении романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" предлагается написать письмо Аркадия Кирсанова к своему отцу, где рассказывалось бы о его новом друге Евгении Базарове, что позволяет ребятам "окунуться" в жизнь XIX века, почувствовать стиль Тургенева и понять характеры героев.

Кроме того, с интересом учащиеся работают над сочинениями-отзывами , например, "Толстого надо читать с юности", сочинениями-эссе ("Мой Бунин" или "Перелистывая дневники Печорина"), сочинениями - эмоционально-образными комментариями к отдельным эпизодам, сценам из художественных произведений, например, “Исповедь Базарова”, сочинениями-диалогами с писателем или литературным героем ("Каков должен быть идеал женщины?" (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир") или "Письмо Софье в защиту Чацкого").

Так можно оторвать наших детей от «экранов с игрушками. И еще поможет в этом творчество, вернее, сотворчество учителя и ученика, Вставка

Описанные мною приемы работы помогают решать задачу нравственного развития личности.

На сегодняшний день правомерно говорить о достигнутых результатах:

Главным результатом своей работы я считаю то, что ученики не только имеют прочные, глубокие знания, но и демонстрируют нравственные суждения. Нравственные чувства. У них сформированы навыки "эмоционального" чтения, когда прочитанное находит отклик в их мыслях и чувствах, умение вдумываться в произведение и видеть в нем всю глубину взаимосвязей, психологическую и социальную обусловленность поступков героев, чувств и мыслей автора, умение видеть в книге источник духовного наслаждения. У учащихся развита эмоционально-образная речь, их рассуждения при этом самостоятельны и оригинальны. Учение с удовольствием, возможность свободно мыслить и говорить позволяют раскрывать индивидуальность учеников.

Многие мои ученики пишут стихи, повести, песни, а некоторые из них связывают с литературой свое будущее.

7.В своем выступлении я рассмотрела далеко не все возможные приемы, методы и формы работы, способствующие эмоционально-образному развитию учащихся на уроках литературы. Этот перечень должен быть поистине бесконечен, ибо каждый урок литературы – это урок совместного творчества учителя и учеников, урок духовности и

Только такие уроки, на мой взгляд, позволяют формировать творческую личность, способную постигать красоту мира, самостоятельно “жить, думать, чувствовать, творить, свершать открыться”.

Так можно оторвать наших детей от «экранов с игрушками. И еще поможет в этом творчество, вернее, сотворчество учителя и ученика

ГИМН ЧАМЗИНСКОГО РАЙОНА

Перспективные направления дальнейшей работы по формированию нравственных качеств учащихся на уроках литературы с использованием личного авторского творчества вижу в следующем:

1. Гуманизация в процессе соавторства (больше предлагать детям экспериментов в написании стихотворений о Родине и о родном крае.

2. Привлекать внимание учащихся к людям, живущим рядом, достойным уважения своим трудом.

Читайте также: