Итоговое сочинение противопоставление аргументов

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Для вступления

Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.

Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, .

Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что.

Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю что, …

Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: .

Для перехода к основной части

В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература

Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема.

Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к .

Обратимся к произведениям художественной литературы

За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы

Размышляя о . я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором.

Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: . (ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Для тезисов

Сегодня мы понимаем, что. (основная мысль сочинения)

Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, . (основная мысль сочинения).

Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что. (основная мысль сочинения)

Для аргументов

Обращение к произведению

Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…

Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).

Тема (. ) раскрывается в произведении… (автор, название).

Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и . (имя писателя) в. (название произведения).

Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).

Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).

Вспомним героя повести… (автор, название).

Обратимся к роману… (автор, название).

Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Интерпретация произведения или его фрагмента:

Автор повествует о…

Писатель размышляет о…

Писатель обращает наше внимание…

Писатель заостряет наше внимание на …

Он акцентирует внимание читателя на…

Этот поступок героя говорит о .

Мы видим, что герой поступил так потому.

Автор показывает, к каким последствиям привело.

Этому герою/поступку автор противопоставляет.

Он ставит нам в пример…

Промежуточный вывод:

Писатель считает, что…

Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….

Мы можем прийти к выводу.

Для заключения

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…

Невольно напрашивается вывод…

Таким образом, мы приходим к выводу: …

Итак, можно сделать вывод, что…

В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о . Будем помнить о.

Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!

В заключение хочется выразить надежду на то, что…

Хочется верить, что…

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …

Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что.

План сочинения Любое сочинение состоит из трех частей:

I. Вступление .

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов).

Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)

Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)

Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

III. Заключение .

I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

Вступление состоит из 3 элементов:

объяснение ключевых слов темы или цитаты;

общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;

ответ-тезис на главный вопрос темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,

тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

Основная часть = Тезис + 1 Аргумент

Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументированно доказывать. Формулировка тезиса, зависит от темы сочинения.

По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.

Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.

Оптимaльнoe кoличeствo – 2.

Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!

Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Аргумент нужно:

привести из литературных источников.

выделить в отдельный абзац.

в конце каждого абзаца написать микровывод.

к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.

если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Аргумент состоит из 3 элементов:

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

3 способа закончить сочинение: ·

Вывод . Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.

Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.

Цитата , подходящая по смыслу и высказано уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения. Не используйте цитату если в ней встречается ключевое слово.

Многомудрый Литрекон не раз подавился, пока съедал собаку на написании итоговых сочинений. Да, дело это непростое. Далеко не всем нравится читать классику и рефлексировать, рассуждая о нравственных терминах и их значении. Выпускникам и так нужно к ЕГЭ готовиться, а тут еще и десять допусков подогнали, и один другого краше. Поэтому некогда особо вникать и хочется поскорее перейти к сути — поступлению в вуз и обретению профессии, которая, наконец, окупит все эти старания. Чтобы научиться быстро писать итоговое сочинение, нужно ознакомиться с лайфхаками на эту тему. А еще нужно взять на вооружение клише и шаблоны для итогового сочинения. Здесь Вы найдете готовые универсальные фразы для вступлений, заключений, аргументации, а также специальные пасхалочки для этого года и его направлений. Приятного просвещения!

Для вступления

  • Разумеется, каждый из нас по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь выразить свое видение этой проблемы/темы/этого понятия.
  • Отвечая на этот вопрос, попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  • На мой взгляд, эта проблема особенно актуальна в наши дни.
  • Тема… всегда волновала людей, ведь нравственные вопросы относятся к категории вечных.
  • Очевидно, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я считаю, что…
  • Видимо, этот вопрос особенно волновал наших предков, ведь многие классические произведения посвящены его раскрытию.
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …
  • Я думаю, каждый из нас задавал себе вопрос:…
  • Я считаю, я полагаю, я думаю, мое мнение сводится к тому, что, моя позиция может быть выражена следующим образом:…
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к выводу: …
  • Тема… волнует человечество с давних пор, ведь она всегда играла важную роль в межличностных отношениях людей.
  • Проблема … очень злободневна в наши дни, когда многие люди сталкиваются с…
  • На этот вопрос большинство из нас отвечает однозначно:…
  • Такие вопросы всегда волновали молодежь, ведь от них зависит наше будущее.
  • Нельзя не отметить, что тема… очень важна для развития человеческой цивилизации.

Логический переход к основной части тоже нужен для полного счастья проверяющего. Его легко соорудить с помощью этих клише:

  • В справедливости этой точки зрения меня убеждают многочисленные примеры из художественной литературы.
  • Многие авторы затрагивали проблему…, в том числе и русские классики, к произведениям которых можно обратиться за примерами.
  • Правильность данного утверждения можно обосновать с помощью примеров из литературы.
  • Вспомним произведения художественной литературы, где раскрывается тема…
  • Обратимся к примерами из литературы, чтобы убедиться в этом и доказать, что…
  • Эту закономерность можно доказать, обратившись к …
  • Это доказывают многочисленные литературные примеры.
  • Многие авторы могли бы согласиться с этим, и вот доказательства:
  • Русская классика богата примерами, подтверждающими эту закономерность.
  • За примерами обратимся к произведениям русской художественной литературы…
  • Думая о …, нельзя не вспомнить о произведении ФИО, где эта проблема рассматривается со всех сторон.
  • Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
  • Нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении), и подтверждение этого можно найти в классической литературе.
  • Рассмотрим примеры, которые позволяют глубже изучить поставленный вопрос.
  • Проанализируем литературные примеры, проливающие свет на затронутую тему.
  • Чтобы точнее сформулировать свое мнение, приведу литературные примеры.
  • Данное явление встречается не только в жизни, но и в литературе.

Для основной части

Чтобы сформулировать тезис (то, что мы доказываем с помощью аргумента), нужно употребить эти клише для итогового сочинения:

  • Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
  • В наше время людям уже известно, что…
  • Не подлежит сомнению тот факт, что…
  • Роль… нельзя недооценивать, ведь именно это сплачивает людей.
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
  • Нельзя не признать, что в наши дни…
  • Моя позиция по этому вопросу однозначна:
  • По ему мнению, по моему суждению, согласно моему мировоззрению…
  • По всей видимости, смысл (роль, суть, идея, предназначение)… заключается в том что,
  • Конечно, без … жизнь человека невозможна, так как
  • Конечно, сегодня мы понимаем, что…
  • Разумеется, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)

Дорога к самим аргументам пролегает через эти клише и шаблоны:

Чтобы не растекаться мыслью по древу, используйте выражения, которые помогут лаконично и логично изложить мысль:

  • Авторская позиция ясна:
  • Автор повествует о…
  • Писатель изображает картину, где…
  • В книге изображаются герои, которые…
  • Автор описывает…
  • Писатель демонстрирует общие закономерности формирования…
  • Автор показывает…
  • Поэт показывает…
  • Размышления автора позволяют понять, что
  • Лирический герой осознал, что
  • Писатель размышляет о…
  • Автор обращает свое внимание на проблему…
  • Внимание писателя сконцентрировано на вопросах…
  • Писатель обращает наше внимание…
  • Автор хочет этим сказать, что
  • Писатель заостряет наше внимание на …
  • Позиция автора проявляется в…
  • Он акцентирует внимание читателя на…
  • Автор не комментрирует действия героев, но демонстрирует свою позицию через символы и описание пейзажа:
  • Автор учит нас тому, что…
  • Этот поступок героя говорит о …
  • Поведение героя говорит о том, что
  • Мы видим, что герой поступил так потому…
  • Судьба героя позволяет сделать вывод, что
  • Автор подводит нас к мысли о том, что
  • Автор показывает, к каким последствиям привело…
  • Произведение заставляет задуматься о роли … в жизни человека.
  • Автор осуждает героя и выражает свое несогласие с …
  • Этому герою/поступку автор противопоставляет…
  • Писатель не может согласиться с выводами своего героя и опровергает их, изображая…
  • Писатель осуждает…
  • Автор выражает категорический протест против…
  • Герой является носителем авторской позиции и выражает его точку зрения, а именно…
  • Он ставит нам в пример…
  • Писатель призывает нас помнить о том, как важно (что не нужно, что не стоит)
  • Автор не раз прерывает описание лирическими отступлениями, в которых прослеживается его позиция:
  • Автор подчеркивает…
  • Писатель дает понять, что герой прав, ведь…
  • Автор утверждает…

Завершить свой аргумент лучше всего этими клише для итогового сочинения по русскому языку:

  • Этот пример позволяет сделать вывод о том, что
  • Писатель считает, что…
  • Позиция автора созвучна с моей, она выражается в том, что
  • Данный пример помогает найти ответ на вопрос. Он заключается в том, что…
  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
  • Автор убеждает нас в том, что
  • Писатель дает нам возможность убедиться в том, что…
  • Мы можем прийти к выводу…

Для заключения

Уйти надо красиво, даже если речь идет о последнем абзаце сочинения. От завершающего аккорда нередко зависит последнее и решающее впечатление от работы. Проверяющий может высоко оценить ее, если выводы не подкачают, а призывы заденут за живое. Вот к этому мы и стремимся. Вот для этого и нужны клише к итоговому сочинению.

Определения терминов и цитаты

Нравственные определения — это очень сложный материал, над которым бились философы в течение столетий. Мыслить абстрактно дано не каждому. Это каждому и не нужно. Если демагогия — не Ваш конек, но это и не Ваш конец, ведь Многомудрый Литрекон оставляет здесь полезные ссылки на подборки нравственных понятий с несколькими вариантами трактовок. Они будут особенно актуальны в этом году:

  1. Определения нравсвенных и философских понятий: список 1
  2. Определения абстрактных понятий: список 2

Ни пуха, ни пера!

Автор: Самый Зелёный · Published 27.09.2021 · Last modified 29.09.2021

Короткие рассказы для итогового сочинения по направлению: Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

Автор: Самый Зелёный · Published 02.10.2021

Как научиться писать итоговое сочинение за неделю?

Автор: Самый Зелёный · Published 28.11.2018

комментариев 7

Спасибо большое, Ваше разнообразие клише для итогового сочинение очень спасает меня при написании пробных вариантов. Благодарю за вашу работу!

Клише супер. Ещё и преподнести с юмором 🙂

Привет
Удачи что-ли на завтрашний день☘️

Zdrawstwujte, spasibo za pomos mne pomog etot dajt.👍👍👍👍

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

- объяснение ключевых слов темы
- общие рассуждения о значимости предложенных понятий темы в жизни человека
- выход на тезис сочинения (тезис – основная мысль сочинения, которую вы будете в основной части аргументированно доказывать. ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА НАПРЯМУЮ СВЯЗАНА С ТЕМОЙ)

• Если тема звучит в форме ВОПРОСА: тезис – это ответ на поставленный вопрос
• Если тема звучит в форме ЦИТАТЫ: поясняете (комментируете) значение, раскрываете смысл высказывания через анализ ключевых слов и формулируете тезис (можно задать вопрос по цитате и самим же на него ответить. Ответ станет вашим тезисом)
• Если тема звучит в форме УТВЕРЖДЕНИЯ: начните с размышления: поясняем ключевые слова – общие рассуждения по ЛЗ ключевых слов – тезис (можно пойти через вопрос – и самим ответить на этот вопрос – т.е. дать тезис)

2. Действие: написать основную часть (аргументация вашего тезиса): 2 аргумента из художественного произведения.

Структура аргумента

1. Обращение к литературному произведению: называем автора и произведение.
2. Даем интерпретацию произведения с т.зр. темы и тезиса (анализ)

АНАЛИЗ произведения:

3. Действие: написать заключение

Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами!

Вывод должен быть связан с содержанием всего сочинения!


Клише для оформления сочинения по литературе

Вступление: Оформление тезиса:

Основная часть: Переход к основной части:

— В правильности такой точки зрения нас убеждает художественная литература.
— Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема .
— Правильность этой точки зрения можно доказать, обратившись к …
— Обратимся к произведениям художественной литературы
— За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
— Размышляя о …, нельзя не обратиться к произведению (название) (автор), в котором…
— Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.
— Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы.
— В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.
— Многие писатели рассуждали об этих вопросах в своих произведениях. Например, …
— Тема (чего? любви, дружбы …) затрагивается в произведениях художественной литературы.
— Не случайно многие писатели обращались к теме ( взаимоотношений между друзьями и т.п.) …
— Во-первых, доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) …
— Вспомним произведение (название и ФИО автора) .
— Например, в рассказе (повести, романе, произведении, название и ФИО автора) …

Интерпретация эпизода:

- Автор повествует
- Автор описывает
- Писатель размышляет
- Писатель обращает наше внимание
- Писатель заостряет наше внимание
- Писатель акцентирует внимание читателя на
- Автор подчеркивает
- Писатель утверждает

Переход от аргумента к аргументу:

— Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…
— Можно привести и другой пример.
— В качестве второго аргумента обратимся к произведению…
— Эта же тема рассматривается и в произведении…
— Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора)
— Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения.
— Также к теме (чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).

Заключение: Вывод:


1. Чревоугодие: пересказ вместо аргументации


Подмена аргумента пересказом — одна из самых популярных ошибок школьников.

Итоговое сочинение — это рассуждение, поэтому примеры, которые вы приводите, должны подкреплять ваш тезис или развивать мысль. Вы не соревнуетесь в способности запоминать произведения школьной программы. Нужно показать, что вы умеете анализировать прочитанное, встраивать его в свой опыт и своё высказывание.

Кажется, никто не заметит подмены. Но проверяющий видит, что в сочинении больше пересказа, чем рассуждения, и никакой связи между тезисом и примером нет. Выглядит это так же комично, как бургер на картинке. За лишними деталями теряется мысль, и без склеивающих текст комментариев всё рассыпается на части.

2. Зависть: чужие мысли вместо своих


Проблема в том, что конкретные темы вы получите на самом экзамене, и чтобы ваш текст соответствовал им, любые заготовки придётся дополнять и перерабатывать. Но вместо этого кто-то вразброс соединяет фрагменты чужих сочинений, а кто-то пытается передать то же содержание своими словами. Ничего хорошего из этого не выходит.

В-третьих, обращение к банку литературных аргументов может обернуться множеством фактическим ошибок. В попытке перефразировать чужой пример, ученики путают персонажей, выбирают неточные понятия и искажают смысл. Поэтому не стоит писать о текстах, которые вы сами не читали. Не нравятся объёмные произведения — воспользуйтесь нашим списком коротких рассказов и повестей.

3. Уныние: несвязный и запутанный текст


Несвязный и запутанный текст — проблема, свойственная большинству сочинений. Чтобы избежать этого, нужно сначала составить подробный план будущего рассуждения: наметить главную мысль и способы её доказательства, продумать структуру и содержание. К сожалению, школьники редко начинают работу таким образом.

При таком подходе возникают логические ошибки. Ученики выдвигают несколько противоречащих друг другу тезисов, перескакивают с одной мысли на другую, а к заключению вообще забывают, о чём говорили в начале. Создается ощущение, что это обрывки разных текстов, которые случайно перепутали между собой.

4. Словоблудие: клише и повторы


Если подготовка сводится к заучиванию шаблонов и клише, на выходе получается псевдотекст — компиляция общих и потому бессмысленных фраз.

Использовать клише плохо не только с точки зрения качества речи. Этот критерий всё равно не влияет на зачёт всей работы. Проблема в том, что бедность речи часто связана с бедностью мысли.

5. Алчность: некачественные аргументы


Многие считают, что зачёт ставят только за два примера из литературы. Это миф. Школьники путают итоговое сочинение с сочинением на ЕГЭ и смешивают критерии оценивания этих работ.

В действительности гораздо важнее продемонстрировать глубину раскрытия темы. Для этого достаточно обратиться к одному произведению: проанализировать его и в сочинении показать, как на разных уровнях доказывается обозначенный тезис. Если используется ещё один текст, примеры стоит сопоставить. Это не всем под силу — обычно аргументы существуют отдельно друг от друга, не углубляют и не развивают мысль.


Пеппи Длинныйчулок проверяет, любите ли вы удваивать согласные

Погоня за количеством сказывается на качестве. За отведённое время сложно осмыслить несколько произведений в ракурсе выбранной темы. Поэтому часто школьники просто пересказывают отдельные эпизоды и добавляют общие фразы. За это можно получить зачет, но десять баллов при поступлении вы не наберёте.

Бывает и так, что ученики, стремясь впечатлить своим литературным кругозором, ограничиваются упоминанием различных произведений. Однако перечисления авторов и названий книг недостаточно. Чтобы аргумент засчитали, нужен полноценный анализ.

6. Гордыня: невнимательная проверка


Так происходит ещё и потому, что за несколько часов работы создаётся ощущение знания текста. Кажется, что вы уже всё видели и проверили. Это не так. Не зря даже опытные авторы устраивают небольшой перерыв перед тем, как садятся редактировать написанное.

Но вместо того, чтобы немного отдохнуть и перепроверить свою работу, ученики стремятся скорее сдать её и покинуть аудиторию. А потом расстраиваются: обидно терять баллы из-за нелепых ошибок.

7. Гнев: обвинения вместо действий


Последний в нашем списке грех — гнев. Эту ошибку ученики допускают ещё на этапе подготовки.

И когда наступает время писать итоговое сочинение, школьники злятся. С них спрашивают то, чему не учили. Поэтому они ждут, пока им расскажут о критериях и покажут, как и о чём писать; откладывают подготовку вместо того, чтобы готовиться самостоятельно. И в плохом результате обвиняют всех, кроме себя.

Не злитесь: это не конструктивно. Перекладывая на школу ответственность за свой успех, вы теряете контроль и начинаете плыть по течению. Но оно не принесёт вас к берегу хороших баллов, и вы только впустую потратите время.

7 популярных ошибок на итоговом сочинении

1. Пересказывать примеры из литературы, никак не комментируя их.

2. Использовать заготовки к открытым тематическим направлениям.

3. Приступать к написанию текста, не составив план. Нет, вступление-основная часть и заключение — это не план.

4. Строить сочинение с опорой на шаблоны и клише.

5. Ориентироваться на количество аргументов, а не их качество.

6. Довольствоваться беглой проверкой текста.

7. Перекладывать ответственность за результат на школу.

Сочинение — это не только допуск к экзаменам, но и возможность получить дополнительные баллы при поступлении. Не упускайте её.

О том, как избежать популярных ошибок, мы расскажем на бесплатном мастер-классе. Его проведёт Наталья Мусина — преподаватель с 12-летним стажем и действующий член комиссии по проверке итогового сочинения. Чтобы поучаствовать, регистрируйтесь и приходите на встречу в это воскресенье, 26 ноября.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разумеется, каждый из нас по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь выразить свое видение этой проблемы/темы/этого понятия.

Отвечая на этот вопрос, попытаюсь дать свое определение этим понятиям.

На мой взгляд, эта проблема особенно актуальна в наши дни.

Тема… всегда волновала людей, ведь нравственные вопросы относятся к категории вечных.

Очевидно, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я считаю, что…

Видимо, этот вопрос особенно волновал наших предков, ведь многие классические произведения посвящены его раскрытию.

Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …

Я думаю, каждый из нас задавал себе вопрос:…

Я считаю, я полагаю, я думаю, мое мнение сводится к тому, что, моя позиция может быть выражена следующим образом:…

Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к выводу: …

Тема… волнует человечество с давних пор, ведь она всегда играла важную роль в межличностных отношениях людей.

Проблема … очень злободневна в наши дни, когда многие люди сталкиваются с…

На этот вопрос большинство из нас отвечает однозначно:…

Такие вопросы всегда волновали молодежь, ведь от них зависит наше будущее.

Нельзя не отметить, что тема… очень важна для развития человеческой цивилизации.

Логический переход к основной части тоже нужен для полного счастья проверяющего. Его легко соорудить с помощью этих клише:

В справедливости этой точки зрения меня убеждают многочисленные примеры из художественной литературы.

Многие авторы затрагивали проблему…, в том числе и русские классики, к произведениям которых можно обратиться за примерами.

Правильность данного утверждения можно обосновать с помощью примеров из литературы.

Вспомним произведения художественной литературы, где раскрывается тема…

Обратимся к примерами из литературы, чтобы убедиться в этом и доказать, что…

Эту закономерность можно доказать, обратившись к …

Это доказывают многочисленные литературные примеры.

Многие авторы могли бы согласиться с этим, и вот доказательства:

Русская классика богата примерами, подтверждающими эту закономерность.

За примерами обратимся к произведениям русской художественной литературы…

Думая о …, нельзя не вспомнить о произведении ФИО, где эта проблема рассматривается со всех сторон.

Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…

Нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении), и подтверждение этого можно найти в классической литературе.

Рассмотрим примеры, которые позволяют глубже изучить поставленный вопрос.

Проанализируем литературные примеры, проливающие свет на затронутую тему.

Чтобы точнее сформулировать свое мнение, приведу литературные примеры.

Данное явление встречается не только в жизни, но и в литературе.

Для основной части

Чтобы сформулировать тезис (то, что мы доказываем с помощью аргумента), нужно употребить эти клише для итогового сочинения:

Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)

В наше время людям уже известно, что…

Не подлежит сомнению тот факт, что…

Роль… нельзя недооценивать, ведь именно это сплачивает людей.

Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).

Нельзя не признать, что в наши дни…

Моя позиция по этому вопросу однозначна:

По ему мнению, по моему суждению, согласно моему мировоззрению…

По всей видимости, смысл (роль, суть, идея, предназначение)… заключается в том что,

Конечно, без … жизнь человека невозможна, так как

Конечно, сегодня мы понимаем, что…

Разумеется, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)

Дорога к самим аргументам пролегает через эти клише и шаблоны:

Например, в романе (повести, рассказе, новелле) ФИО … повествуется о том, что (как)

Проблема… раскрывается в широко известном произведении ФИО …

Тема… затрагивается ФИО в рассказе (романе, повести и т.д.).

Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…

К примеру, вопрос о … поднимал ФИО в книге …

Конечно же, о закономерности … размышлял такой философ, как ФИО. В его романе (повести, рассказе и т.д.)

Кому, как не ФИО, рассуждать о проблеме… В его книге… она занимает важное место.

Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).

Многие авторы думали о …, в том числе и ФИО. В произведении … автор рассмотрел этот вопрос подробно и пришел к выводу, что…

Проблема … волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в книге…

Например, ФИО часто рассуждал о соотношении понятий… (о проблеме, о теме, о философском вопросе и т.д.). В его книге … этому уделяется много внимания.

Нельзя не заметить, что проблема … является одной из главных в творчестве ФИО. Например, в произведении…

Идея … выражена в стихотворении…(автор, название).

Этот вопрос очень волновал писателей 19 (20) века. К примеру, ФИО часто затрагивал его в своих произведениях.

Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).

Вспомним роман (повесть, рассказ) ФИО. Именно там вопрос о … рассматривается наиболее подробно.

Обратимся к русской классике, а именно к роману… (автор, название).

В поисках ответа на вопрос мы обратимся к русской литературе 19 (20) столетия, а именно к…

Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Герой произведения… мог бы подтвердить эту мысль, ведь в его судьбе … (нравственное понятие) сыграло решающую роль.

Чтобы не растекаться мыслью по древу, используйте выражения, которые помогут лаконично и логично изложить мысль:

Авторская позиция ясна:

Автор повествует о…

Писатель изображает картину, где…

В книге изображаются герои, которые…

Писатель демонстрирует общие закономерности формирования…

Размышления автора позволяют понять, что

Лирический герой осознал, что

Писатель размышляет о…

Автор обращает свое внимание на проблему…

Внимание писателя сконцентрировано на вопросах…

Писатель обращает наше внимание…

Автор хочет этим сказать, что

Писатель заостряет наше внимание на …

Позиция автора проявляется в…

Он акцентирует внимание читателя на…

Автор не комментрирует действия героев, но демонстрирует свою позицию через символы и описание пейзажа:

Автор учит нас тому, что…

Этот поступок героя говорит о …

Поведение героя говорит о том, что

Мы видим, что герой поступил так потому…

Судьба героя позволяет сделать вывод, что

Автор подводит нас к мысли о том, что

Автор показывает, к каким последствиям привело…

Произведение заставляет задуматься о роли … в жизни человека.

Автор осуждает героя и выражает свое несогласие с …

Этому герою/поступку автор противопоставляет…

Писатель не может согласиться с выводами своего героя и опровергает их, изображая…

Автор выражает категорический протест против…

Герой является носителем авторской позиции и выражает его точку зрения, а именно…

Он ставит нам в пример…

Писатель призывает нас помнить о том, как важно (что не нужно, что не стоит)

Автор не раз прерывает описание лирическими отступлениями, в которых прослеживается его позиция:

Писатель дает понять, что герой прав, ведь…

Завершить свой аргумент лучше всего этими клише для итогового сочинения по литературе:

Этот пример позволяет сделать вывод о том, что

Писатель считает, что…

Позиция автора созвучна с моей, она выражается в том, что

Данный пример помогает найти ответ на вопрос. Он заключается в том, что…

Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….

Автор убеждает нас в том, что

Писатель дает нам возможность убедиться в том, что…

Мы можем прийти к выводу…

Для заключения

Уйти надо красиво, даже если речь идет о последнем абзаце сочинения. От завершающего аккорда нередко зависит последнее и решающее впечатление от работы. Проверяющий может высоко оценить ее, если выводы не подкачают, а призывы заденут за живое. Вот к этому мы и стремимся. Вот для этого и нужны клише к итоговому сочинению.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что

Без сомнения, значимость проблемы … трудно переоценить.

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…

Итак, мы разобрали примеры и пришли к убеждению, что…

Таким образом, литературный материал позволил нам убедиться в том, что

Невольно напрашивается вывод…

Разумеется, тема… очень важна для людей, поэтому так важно иметь свою точку зрения по данному вопросу. На мой взгляд,

Итак, можно сделать вывод, что…

Литературный материал дал возможность прийти к заключению, что

Исходя из всего выше написанного, можно сделать обобщение и сказать, что…

В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!

Подводя итоги, хочется вспомнить изречение поэта (философа, писателя):

Подводя итоги, хочется призвать всех моих сверстников к…

В заключение хочется выразить надежду на то, что…

Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что…

Таким образом, современные люди должны возлагать надежды на то, что

Хочется верить, что…

Стоит подробнее изучать такие важные темы, как… Это необходимо для развития людей.

Подводя итоги сказанному, хочется сделать оптимистичные выводы:

Обобщая сказанное, хочу сказать, что…

Читательский и жизненный опыт позволяет сделать вывод, что…

Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…

Аргументация подтверждает то, что

Нельзя не согласиться с тем, что

Нельзя проигнорировать тот факт, что

У человечества (нашего народа) есть нравственный долг: … В этом нас убеждают все приведенные аргументы.

Читайте также: