Сочинение по сольфеджио 7 класс

Обновлено: 02.07.2024

Многие ученики почему то не любят этот ритм, и не могут записать его правильно, когда пишут диктант. Но на самом деле этот ритм очень простой! Во втором классе мы проходили ритмическую группу четверть с точкой и восьмая:

Просто в этой группе восьмую разделили на две шестнадцатые.

Вспомните, как мы учились отмечать доли , когда были маленькие. Тогда это было очень трудно! А теперь совсем просто.

Откройте учебник Сольфеджио № 88

Я сейчас буду вам играть первую строчку. Пойте вместе со мной и отмечайте каждую долю. Нажмите на эту ссылку:

А теперь предлагаю написать диктант. (Вы конечно догадались, что в нем встретится ритм четверть с точкой и две шестнадцатых.)

2. Еще нам надо повторить одно задание, потому что оно встретится на контрольной работе, а мы его немножечко забыли. Посмотрите на этот образец:

Сыграйте и спойте.

Это построение от ноты Д7 с разрешением в две тональности. Этот Д7 построен от ноты "ми". Надеюсь вы помните , как найти тонику, когда строишь Д7 от ноты? (Для тех, кто забыл -напоминаю, что надо отсчитать вниз 5 ступеней.)

В этом задании можно не писать знаки у ключа.(мы просто подразумеваем, что они есть.) Но есть одна "ловушка". При построении Д7 в миноре (гармоническом миноре!) в нем повышается седьмая ступень. Это терцовый тон (вторая нота с низу). Если в мажоре у этой ноты стоит диез, то он есть и в миноре. А если в мажоре эта нота чистая, то в миноре у ней есть бекар. Вот этот бекар почему то все забывают!

Для тех, кто забудет написать бекар хочу напомнить, что это ошибка и оценка снижается! Попробуйте самостоятельно построить по этому образцу Д7 от нот "ре" и "соль". Напоминаю, что все что строим, мы обязательно играем и поем.

И последнее задание, это интервальная цепочка.Попробуйте записать ее самостоятельно.

Итак, я жду от вас три задания.

1.диктант

2.Д7 от нот "ре" и "соль"

3. интервальная цепочка. (записываем нотами, вверху подписываем интервал)

Все задания желательно на одном фото.

УДАЧИ!

ТЕМА3. Работа в минорных ладах

В минорных ладах многие интервалы и аккорды строятся в гармоническом виде. В натуральном строятся только б2 и м7.Там где есть седьмая ступень она повышается ВЕЗДЕ. Основная ошибка при построении в миноре -это "упущение" VII повышенной ступени в разных октавах ( так же как и в мажоре.) или полное отсутствие повышения . Особенно часто это проявляется в Д7 и его обращениях.

Если у седьмой ступени при ключе стоит бемоль, то мы повышаем ее при помощи бекара. Посмотрите на пример в до минора.

Если у седьмой ступени нет знака при ключе, то мы повышаем ее с помощью диеза. Посмотрите на пример в ре миноре.

Если у седьмой ступени стоит диез, то мы повышаем ее знаком дубль диез. Он обозначается так " Х ". Но это только в соль диез миноре и ре диез миноре. Обратите внимание , что в миноре ( в отличии от мажора!) в гармоническом виде строятся первые тритоны и ум 5\3.

ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ: Постройте по этому образцу то же самое в фа миноре и до диез миноре. Сыграйте и спойте.

Следующий урок 2 мая . В мае состоится письменная контрольная работа !

ДИКТАНТ :

ТЕМА2. РАБОТА В МАЖОРНЫХ ЛАДАХ.

Некоторые ученики никак не могут запомнить, что в гармоническом мажоре понижается VI ступень! При построении тритонов и хроматических интервалов она понижается ВЕЗДЕ. Очень распространенной ошибкой является "упущение" этого понижения в разных октавах. Пример Ми мажор:

Еще одна "любимая"ошибка-это понижение VI ст. там где ее нет. А ее нет в б2,м7 и Д7 с обращениями. Но некоторые умудряются там ее "найти" и понизить. Обычно вместо нее понижают VII ступень.

Если у VI ступени при ключе нет знака, то мы понижаем ее при помощи бемоля. Посмотрите пример в Ре мажоре .

Если при ключе у VI ст. стоит диез , то мы понижаем ее бекаром.Ми мажор:

Но это только в Ре -бемоль мажоре и Соль бемоль мажоре.( хотя некоторые ученики умудряются использовать этот знак даже в диезных тональностях).

ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ ( прислать до 24 апреля)

Построить по данному образцу эти интервалы и аккорды в Ля-бемоль мажоре и Си мажоре. (сфотографировать и прислать) Сыграть и спеть их.

№224- начинаем учить наизусть.

ТЕМА1 УМ5\3 НА ВТОРОЙ СТУПЕНИ ЛАДА. 8 апреля

1.Прочитайте объяснение темы в учебнике Сольфеджио на стр.26

2.сыграйте №103 №104 №105

3. Сыграйте ум5\3 в до мажоре и до миноре. Спойте их. Запишите в тетрадь.

"Падающая звезда"- это явление вспышки,когда метеоры,остатки комет,ярко сгорают попадая в атмосферу Земли.

"Хвостатая звезда"-это кометы,небольшие небесные тела,состоящие из замёршего газа, и пыли.Кометы движутся по орбите-очень вытянутому эллипсу,хвост вырастает у комет при приближении к Солнцу,начиная светиться.

почва(полезные вещества, подземные воды, микроорганизмы) и солнце ⇒ растения ⇒ насекомые(опыляют растения для дальнейшего их развития) ⇒ птицы(уничтожают вредителей) ⇒ животные(следят за балансом на лугу) ⇒ насекомые ⇒ микроорганизмы и т.д

1)они оберегают от мусора и браконьеров.
2)там нет деревьев, там все пусто, не камней, просто степь. Бывают ограждают забором.

Проверим, хорошо ли вы знаете мировые столицы. Найдите ошибку. Катманду — столица Непала. Рейкьявик — столица Исландии. Монреаль

Продолжите логический ряд. Приведите название ещё одного городского объекта (улицы, площади, моста, сада, сквера и т.д.-на ваш в

Проект: "Если бы меня выбрали Президентом России".1. Моя цель. 2. Мой первый указ. 3. Мои помощники. 4. Моя ответственность..

Стремясь постичь ответ на вопрос: что же такое музыка? - люди придумали тучи описательных, конструктивных и практических музыкальных дисциплин. Все они в какой-то мере отдаляют или приближают к пониманию музыки, этой совершенно неуловимой, всегда многозначной и мистической "сущности".

Тем не менее, эти дисциплины позволяют сформировать на начальном этапе (в школе) - некую общность людей с одинаковым взглядом на музыкальный мир, общность любителей определённых музыкальных произведений, давно ставших популярными.

На следующем этапе (уже в профессиональном музыкальном заведении - колледже) - даётся минимум профессиональных навыков, без которых невозможно назвать себя музыкальным профессионалом хотя бы в самой маленькой степени. Это ставшие неоспоримыми сведения в строго определённой музыкальной сфере.

Консерватории (или музыкальные академии) дают более широкий взгляд на музыкальное искусство, более профессиональные навыки, хотя от объёма мировых музыкальных знаний, естественно, это не более 1 процента. Музыкальные традиции имеют очень сильное различие в разных странах и культурах.

Мы изучаем лишь музыкальные традиции Западной Европы и России. Кое-что знаем о народной музыке бывших стран СНГ. Всё это: конкретные жанры, определённые формы, определённый музыкальный строй, определённый муз. язык, музыкальное содержание, отвечающее определённой культуре, определённые музыкальные инструменты, определённая манера пения.

На нашем сайте вы найдете много статей и упражнений по изучению музыкально-теоретических предметов, таких как сольфеджио (напетые номера и аудио-диктанты), теория, анализ, гармония, полифония, музыкальная литература (жанры музыки и разборы музыкальных произведений).

СОЛЬМИЗА́ЦИЯ (от названия звуков соль и ми) — пение мелодий со слоговыми названиями звуков.

СОЛЬФЕДЖИО, сольфеджо (итал. solfeggio — от названия музыкальных звуков соль и фа): — 1) то же, что и сольмизация. 2) Учебная дисциплина, предназначенная для развития слуха музыкального и музыкальной памяти. Включает сольфеджирование (одно- или многоголосное пение с произнесением названий звуков), диктант музыкальный, анализ на слух. 3) Сборники упражнений для одно- или многогол. сольфеджирования или анализа на слух. 4) Специальные вокальные упражнения для развития голоса.

Напетые номера по учебнику "СОЛЬФЕДЖИО". Часть первая. Одноголосие. Составители: Борис Калмыков и Григорий Фридкин. Все напетые 94 номера.



ТЕОРИЯ МУЗЫКИ в музык. школе, или предмет "Элементарная теория музыки" в музыкальных училищах является составной частью профессиональной подготовки учащихся, сосредоточивает в себе элементарные сведения из курсов гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, инструментоведения.


МУЗЫКАЛЬНЫЙ
ДИКТАНТ для муз. школы и для муз. колледжа на 1, 2, 3 и 4 голоса (одна из форм работы на сольфеджио) — запись по слуху одно-, двух-, трёх.- и четырёхголосных музыкальных построений. Один из приёмов развития музыкального слуха. Диктант музыкальный прослушивается в исполнении голосом, на фортепиано или другом инструменте, после чего записывается нотами. Диктант музыкальный требует осмысления элементов лада, гармонии, голосоведения, ритма, музыкальной формы (в так называемом тембровом Диктанте — также инструментовки). Подбор на фортепиано (мелодия с аккордами). Музыкальная игра на развитие абсолютного слуха. Как писать музыкальные диктанты.

В данной работе представлены восемь примеров анализа на выпускном экзамене по сольфеджио. Они включают музыку композиторов И.С.Баха, Ф.Э.Баха, В.А.Моцарта, Л.Бетховена, К.Сен-Санса и П.Чайковского. При выборе данных фрагментов преподаватель руководствовался следующими критериями: яркость и выразительность музыки, удобство для исполнения обучающимися, возможность раскрыть выразительные свойства музыки с наибольшей полнотой.

В течение учебного года обучающиеся анализируют данные фрагменты. На экзамене у них появляется возможность рассказать об одном из них. С целью облегчения рассказа предлагается вариант задания, в котором обучающемуся нужно вставить пропущенные слова в уже готовый текст. Продвинутые обучающиеся ведут свой рассказ самостоятельно.

ВложениеРазмер
statya_analiz_na_ekz_solf.doc 40.5 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Анализ музыкальных примеров

на экзамене по сольфеджио в 7 классе ДШИ.

  • определять на слух характер музыкального произведения, лад, форму, количество фраз, размер, темп, динамические оттенки, ритмические особенности
  • функции аккордов, гармонические обороты
  • тип полифонии
  • мелодические обороты с движением по звукам пройденных аккордов и интервалов
  • анализировать простейшие альтерации в мелодии
  • анализировать аккорды и интервалы в последовательности в ладу и отдельно от звуков
  • анализировать каденции в периоде
  • модуляции в параллельную тональность, тональность доминанты.

Программой предусматривается музыкальный материал по выбору преподавателя. В данной работе представлены восемь примеров анализа на выпускном экзамене по сольфеджио. Они включают музыку композиторов И.С.Баха, Ф.Э.Баха, В.А.Моцарта, Л.Бетховена, К.Сен-Санса и П.Чайковского. При выборе данных фрагментов преподаватель руководствовался следующими критериями: яркость и выразительность музыки, удобство для исполнения обучающимися, возможность раскрыть выразительные свойства музыки с наибольшей полнотой.

В течение учебного года обучающиеся анализируют данные фрагменты. На экзамене у них появляется возможность рассказать об одном из них. С целью облегчения рассказа предлагается вариант задания, в котором обучающемуся нужно вставить пропущенные слова в уже готовый текст. Продвинутые обучающиеся ведут свой рассказ самостоятельно.

Ниже приводим примеры анализа на уроках сольфеджио.

1) Л.Бетховен. Симфония №7, тема 3-й части.

Тема представляет собой большой период со вступлением и заключением. Она написана в ля миноре и начинается с тонического квартсекстаккорда. Он настраивает слух на ожидание дальнейшего движения. В создании музыкального образа этой темы ведущим элементом является гармония. Фактура темы аккордовая.

В первом предложении звучит последовательность аккордов – Т5/3 – Д6 – Д5/3 - Т5/3 – Д4/3 к Соль мажору, 7-й ступени, который разрешается в квартсекстаккорд 3-й ступени. Такое разрешение в мажорную тональность привносит светлую краску в общее минорное настроение. Затем идет Д5/3 к 3-й ступени и III5/3. Происходит отклонение в тональность 3-й ступени, т.е. в параллельную тональность. Во втором предложении тема возвращается в основную тональность ля минор.

Музыка этого фрагмента рисует образ царя зверей – льва. Грозный характер льва изображается следующими музыкальными средствами:

- динамический оттенок ff (фортиссимо),

- монодическая фактура темы,

- начало мелодии с утвердительной интонации чистой квинты.

Но главная особенность темы марша льва – это дорийский лад. Он придает музыке экзотическую окраску.

Выразительность этой пьесы основана на звучании тритона.

Тональность пьесы Ре мажор. Тритоны в ней звучат в разных вариантах. В 1-м такте – ум.5 на 7-й ступени в натуральном мажоре с разрешением в терцию на 1-й ступени. Во 2-м такте – ум.5 на 2-й ступени в гармоническом мажоре. В 3-м такте звучит обращение ум.5 – ув.4 на 4-й ступени.

Неустойчивый характер тритонов сочетается с акцентами, коротким пунктиром и быстрым темпом. Фразировка темы основана на коротких мотивах. Все это придает музыке напряженный и взволнованный характер.

Тема звучит в тональности ля минор. Фактура темы гомофонно-гармоническая. Мелодия основана на движении по звукам разложенных аккордов. В аккомпанементе - аккорды в гармоническом звучании.Затактовая кварта в мелодии придает импульс к последующему движению.

Тема написана в форме восьмитактового периода повторного строения. Период состоит из 2-х предложений. Проанализируем гармонию в 1-м предложении. Это Т5/3 – S6/4 – Т5/3 – Д5/3 – Т6/4 – Д5/3 – Т5/3 – Д5/3. 1-е предложение заканчивается на доминанте, 2-е – на тонике. Примечательно то, что в гармонии темы используются только простые 3-х звучные аккорды. Такими простыми средствами композитор рисует образ смелого наездника.

Тональность темы – Соль мажор. Тема основана на противопоставлении тоники и доминанты.1-я фраза – это Т5/3, 2-я фраза – это Д7. Затем происходит дробление: один такт тоника, следующий такт доминанта. Дальше гармония тоника-доминанта меняется на каждую долю такта.Такая смена гармонии придает музыке живость, но без суетливости. На фоне стабильной гармонии композитор использует выразительные возможности ритма. Это пунктирный ритм и синкопы. Они вносят в тему оттенок игривости.

В этой прелюдии Баха гармония заменяет мелодию. Французский композитор Шарль Гуно решил добавить к ней мелодию. Но при этом сама прелюдия стала фоном к красивой мелодии, ее собственная красота стала меньше слышна.

В этой теме можно увидеть многие жанровые признаки марша. Это двухдольный размер, ритмическая четкость, квартовый затакт.Все это придает музыке энергичность и решительность. Интонация кварты используется в 2-х вариантах: как затакт и как утверждение. Мелодия марша основана на остинатных фигурах. А в кадансе композитор использует звукоизобразительный момент. В верхнем голосе звучат фанфары трубы, а в нижнем – имитация барабанной дроби.

8) И.С.Бах. Инвенция Фа мажор.

Читайте также: