Сочинение по русскому языку 5 класс 2 четверть ладыженская

Обновлено: 30.06.2024

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Степень выполнения задания

ученик выполнил все задания верно

ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

выполнено не менее половины заданий

II. Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Содержание и речь

Грамотность

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

5.Стиль работы не отличается единством, речь

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк., или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

Урок № 13. Дата: .20 г.

Наступила осень. Светит грустное солнце. На стройных берёзках ещё дрожат жёлтые листочки. Лучи осеннего солнца освещают их. Далеко видны зелёные ели и высокие сосны. Земля покрыта разноцветным ковром.

Я иду по лесной тропинке. Тонкие паутинки блестят на солнце. В вышине звучат птичьи голоса. Вдруг на ветку дерева прыгнула рыжая пушистая белочка. Хорошо брести по лесным дорожкам, дышать свежим воздухом. Интересно узнавать мир вокруг себя.

Но вот подул холодный и резкий ветер. Понеслись по небу низкие облака. В воздухе закружились сухие листья. Вот и мелкий дождь пошёл.

Урок № 21. Дата: .20 г.

Упражнение 109, стр.50

Урок № 25. Дата: .20 г.

Контрольный диктант.

Мы идем по узкой дорожке берегом большого озера 4 . Над ближним лесом встает солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро 4 . За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мы входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льется через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

В этой местности живут пушистые белки. Вот зверек прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.

Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъем ведет в гору. Там конец нашего пути.

1. Произведите разбор предложений, обозначенных соответствующими значками.

2. Выпишите из текста по одному слову каждой части речи.

Урок № 30. Дата: .20 г.

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню м побрёл дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

-Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка – поклонилась, пришли девочки – поклонились, пришёл старик – поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

-Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

- Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.

Напишите сжатое изложение 7-8 предложениями.

Урок № 32. Дата: .20 г.

Урок № 46. Дата: .20 г.

– Что объясняет нам название картины?

– Чем вам понравилась картина?

– В каком жанре она написана? (Картина написана в бытовом жанре.)

– Как художник показал, что главный герой картины – ученик? (Мальчик композиционно расположен на переднем плане. Взгляды остальных героев картины (матери, сестры, братика)устремлены на него.)

– Определите возраст ученика. (Мальчику примерно 10–11 лет.)

– Опишите внешний вид мальчика, его позу. Что можно сказать о выражении его лица? (Мальчик одет в школьную форму, на нем пальто на вырост с меховым воротником, на ногах новые блестящие галоши. Он стоит, опустив голову, не смея поднять глаз на своих родных.)

– Нам без слов ясно, что сегодня он опять получил двойку. И название картины подтверждает, что это его не первая двойка.

– Какова обстановка квартиры, изображенной на картине? Как живут ее герои? (Живут они небогато. Может быть, мама одна воспитывает детей. Но она заботится о них, несмотря ни на какие трудности. Дома чистота, у героя картины новое пальто, девочка стоит в выглаженной форме, младшему братишке купили велосипед.)

– Как относится мама к появлению своего сына с очередной двойкой? (Стиснув руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упреком смотрит на сына. Сколько проблем у матери, да еще сын ее подводит. Вот как он отплатил ей за ее заботу о нем и любовь!)

– Каково отношение к мальчику младшего братишки? (Он катается на велосипеде и посмеивается над двоечником.)

– Кто встречает мальчика с радостью? (Собака с радостью бросилась к мальчику, положив лапы ему на грудь. Для нее возвращение хозяина домой – всегда радостное событие, так как ожидается прогулка. Собака любит своего друга.)

– Есть ли у мальчика возможность учиться? (Условия есть.

В комнате мы видим обеденный стол, левее – письменный стол с настольной лампой; на стене в другой комнате висит географическая карта. Прилежность сестры и трудолюбие мамы должны быть примером для мальчика.)

– Какова основная мысль картины? (Невесело приносить домой двойки.)

– Какими художественными средствами автор ее выразил? (Средствами живописи. Он расположил героев так, чтобы каждый, находясь на своем месте, был хорошо виден. Все действующие лица связаны одним общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражения лиц.)

– Раскрытию замысла художника помогают и краски. Каков колорит картины/сочетание различных цветов? (Художник сочетает различные цвета, которые в основном неяркие, приглушенные, ведь он рассказывает не о праздничном событии, а об обычном дне в одной семье. Это голубовато-серые стены комнаты, коричневый пол, пальто болотного цвета на мальчике и т. д. Представим эту картину без красок. Мы бы, конечно, поняли, что происходит в комнате, но характеристики действующих лиц побледнели бы, исчезло бы настроение напряженности – картина потеряла бы свою выразительность.)

1) История создания картины.

2) Главный герой картины (внешность, поза, портфель).

3) Осуждающий взгляд матери.

4) Взгляд и поза сестры.

5) Собака – верный друг мальчика.

6) Основная мысль картины.

7) Мое отношение к картине

Образец сочинения (первый)

Главный герой картины изображен на переднем плане. Он даже не смотрит на своих родных, потому что ему стыдно за полученную двойку. Опустил нерадивый ученик голову и не смеет поднять грустные глаза. Одет мальчик в коричневое пальто с меховым воротником, под пальто – школьная форма. На ногах у него новые блестящие галоши. В руках главный герой картины держит потертый, старый портфель. Замок на нем давно сломан, поэтому перевязан портфель длинной бечевкой. Он стал таким потрепанным, потому что мальчик осенью и весной гоняет его вместо мяча, а зимой ездит на нем с горок. Выглядывают из портфеля не учебники, а коньки.

Мальчик пришел домой грустный, и все поняли, что он получил плохую оценку. Мама с осуждением смотрит на сына. Сжав до боли руки, сложила их на колени. Ей обидно, ведь она старается для семьи: готовит, убирает, покупает сыну новые вещи, а он лишь огорчает ее.

Посмеивается над нерадивым учеником его младший братишка, который в школу еще не ходит и не может понять, что произошло. С усмешкой на лице катается он на велосипеде.

И только собака радостно встретила мальчика. Она бросилась к хозяину, положила лапы ему на грудь. Собака уверена, что они сейчас пойдут гулять. Наверное, и вчера, пробегав весь вечер с собакой по улицам, не сделал мальчик уроки, поэтому и получил двойку.

Мальчик плохо учится в школе, но ведь у него есть возможность учиться хорошо. Есть у мальчика свой письменный стол, настольная лампа, на стене висит географическая карта. Я считаю, что главный герой этой картины просто лентяй. Своей картиной художник хотел показать, что плохо приносить домой двойки, потому что все родные расстраиваются, да и самому тоже стыдно.

Образец сочинения (второй)

Через широко распахнутую дверь видна часть второй комнаты. Большое окно с тюлевыми занавесками. Под ним расположены отопительные батареи. Слева от окна, на стене, висит большая географическая карта. На подоконнике стоит горшок с растением.

Мальчик только что пришел из школы. В руках у него портфель, который перевязан веревкой. Лицо и поза мальчика выражают раскаяние в совершенном проступке.

На втором плане картины мы видим маму, маленького братишку и сестру двоечника. Серьезная девочка в школьной форме с аккуратно заплетенными косичками с осуждением смотрит на брата.

Присела на стул мама. На ней домашняя одежда, передник, на голове косынка. Наверное, она пришла с кухни, услышав звонок в дверь. У нее очень грустное лицо. Мама расстроилась из-за двойки больше, чем мальчик.

И только собака с радостью встретила своего хозяина. Она положила лапы ему на грудь и преданно смотрит на мальчика.

Урок № 53. Дата: .20 г.

Сжатое изложение

С детства родители и мальчишки с девчонками удивлялись на Аркашу Пластова. С виду пацан как пацан. Нос пуговкой, сам светловолосый, озорной, смешливый, храбрый. В общем, обычный мальчишка.

Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он, например, в поле, раскинет руки и кричит чего-то.

-Кому это ты, Аркаша? – спрашивают мальчишки.

-Это я ветру привет передаю Слышите, он мне отвечает? – говорит Аркаша. Прислушаются мальчишки, но ничего не слышат. Только гудят травы под ветром, да жаворонки высоко в небе свистят.

Или пошлют маленького Аркашу скотину пасти, а он сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то под нос. Сестрёнка ему обед принесёт, спрашивает:

-С кем это ты разговариваешь?

-Муравьи мне рассказали, что на их дом медведь лапой наступил. Теперь им приходится и деткам корм носить, и муравейник восстанавливать.

Сердятся родители, когда Аркаша по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт.

Думал Аркаша, думал, но так ничего и не придумал.

Есть на свете люди, которые знают много разных языков. И умеют на них говорить. Таких людей не так уж и мало. Это очень здорово – понимать разных людей и уметь с ними разговаривать. А вот маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются такие люди!

Урок № 54. Дата: .20 г.

Погода стала меняться. Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. Нина сказала, что скоро пойдет дождь.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками , когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь.

Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.

Грамматическое задание

1.Выполнить синтаксический разбор предложения.

Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака.

2.Выполнить разбор словосочетания

1.Выполнить синтаксический разбор предложения.

Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло.

2.Выполнить разбор словосочетания

В степной местности

Грамматическое задание (Ответы)

1.Выполнить синтаксический разбор предложения.

Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака.

2.Выполнить разбор словосочетания

(с какой?) с новой(прил.) силой(сущ.)

1.Выполнить синтаксический разбор предложения.

Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло.

2.Выполнить разбор словосочетания

(в какой?)В степной(прил.) местности(сущ.)

Урок № 61. Дата: .20 г.

Сочинение – описание предмета.

Урок № 67. Дата: .20 г.

Что изучает фонетика?

А. Члены предложения

Б. Звуки речи

В. Части речи

Звуки, при произнесении которых выдыхаемый воздух проходит через рот свободно, называются…

А. Согласные звуки

Б. Гласные звуки

Звуки, при произнесении которых выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия, называются…

А. Согласные звуки

Б. Гласные звуки

Какие согласные не имеют парных звуков по твердости – мягкости?

А. Сонорные звуки: л, м, н, дрожащий звук р и звук й

Б. Всегда твердые согласные звуки ж, ш, ц и всегда мягкие согласные ч, щ, й

Какие согласные звуки не имеют парных звуков по звонкости – глухости?

А. Сонорные звуки: л, м, н, дрожащий звук р, звук й и глухие согласные х, ц, ч, щ .

Б. Всегда твердые согласные звуки ж, ш, ц и всегда мягкие согласные ч, щ, й

Что изучает графика?

А. Начертания букв, их виды

Б. Соблюдение принятых начертаний букв

Что изучает каллиграфия?

А. Начертания букв, их виды

Б. Соблюдение принятых начертаний букв

Что такое алфавит?

А. Расположение букв в определенном, обязательном для всех порядке

Б. Набор букв

В сочетаниях ч, щ с другими согласными буквами ь для обозначения мягкости …

Б. Не пишется

Мягкость звука л перед согласным всегда обозначается

А. Твердым знаком

Б. Мягким знаком

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука при условии, если они стоят:

А. После согласных звуков

Б. В начале слова, в середине и конце слова после гласных звуков

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают мягкость согласных звуков при условии, если они стоят:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная общеобразовательная школа Ярминский филиал

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Маядык

муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан

Зам.зав.филиалом по УВР: Директор школы:

_________/Султангирова Н.Д./ __________/Ишалин А.И./

КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ЗА 2016-15 учебный год

по предмету: русский язык (5 класс)

Руководитель МО:________/Масаева Т.В./

Протокол: №__ , от __________ 2016 года

Учитель: Алексеева Ирина Семеновна

Пояснительная записка

НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

I. Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Степень выполнения задания

ученик выполнил все задания верно

ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

выполнено не менее половины заданий

II. Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Содержание и речь

Грамотность

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

5.Стиль работы не отличается единством, речь

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк., или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

Урок № 13. Дата: .20 г.

Наступила осень. Светит грустное солнце. На стройных берёзках ещё дрожат жёлтые листочки. Лучи осеннего солнца освещают их. Далеко видны зелёные ели и высокие сосны. Земля покрыта разноцветным ковром.

Я иду по лесной тропинке. Тонкие паутинки блестят на солнце. В вышине звучат птичьи голоса. Вдруг на ветку дерева прыгнула рыжая пушистая белочка. Хорошо брести по лесным дорожкам, дышать свежим воздухом. Интересно узнавать мир вокруг себя.

Но вот подул холодный и резкий ветер. Понеслись по небу низкие облака. В воздухе закружились сухие листья. Вот и мелкий дождь пошёл.

Урок № 21. Дата: .20 г.

Упражнение 109, стр.50


Урок № 25. Дата: .20 г.

Контрольный диктант.

Мы идем по узкой дорожке берегом большого озера 4 . Над ближним лесом встает солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро 4 . За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мы входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льется через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

В этой местности живут пушистые белки. Вот зверек прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.

Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъем ведет в гору. Там конец нашего пути.

1. Произведите разбор предложений, обозначенных соответствующими значками.

2. Выпишите из текста по одному слову каждой части речи.

Урок № 30. Дата: .20 г.

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню м побрёл дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

-Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка – поклонилась, пришли девочки – поклонились, пришёл старик – поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

-Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

- Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.

Напишите сжатое изложение 7-8 предложениями.

Урок № 32. Дата: .20 г.

Урок № 46. Дата: .20 г.


– Что объясняет нам название картины?

– Чем вам понравилась картина?

– В каком жанре она написана? (Картина написана в бытовом жанре.)

– Как художник показал, что главный герой картины – ученик? (Мальчик композиционно расположен на переднем плане. Взгляды остальных героев картины (матери, сестры, братика) устремлены на него.)

– Определите возраст ученика. (Мальчику примерно 10–11 лет.)

– Опишите внешний вид мальчика, его позу. Что можно сказать о выражении его лица? (Мальчик одет в школьную форму, на нем пальто на вырост с меховым воротником, на ногах новые блестящие галоши. Он стоит, опустив голову, не смея поднять глаз на своих родных.)

– Нам без слов ясно, что сегодня он опять получил двойку. И название картины подтверждает, что это его не первая двойка.

– Какова обстановка квартиры, изображенной на картине? Как живут ее герои? (Живут они небогато. Может быть, мама одна воспитывает детей. Но она заботится о них, несмотря ни на какие трудности. Дома чистота, у героя картины новое пальто, девочка стоит в выглаженной форме, младшему братишке купили велосипед.)

– Как относится мама к появлению своего сына с очередной двойкой? (Стиснув руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упреком смотрит на сына. Сколько проблем у матери, да еще сын ее подводит. Вот как он отплатил ей за ее заботу о нем и любовь!)

– Каково отношение к мальчику младшего братишки? (Он катается на велосипеде и посмеивается над двоечником.)

– Кто встречает мальчика с радостью? (Собака с радостью бросилась к мальчику, положив лапы ему на грудь. Для нее возвращение хозяина домой – всегда радостное событие, так как ожидается прогулка. Собака любит своего друга.)

– Есть ли у мальчика возможность учиться? (Условия есть.

В комнате мы видим обеденный стол, левее – письменный стол с настольной лампой; на стене в другой комнате висит географическая карта. Прилежность сестры и трудолюбие мамы должны быть примером для мальчика.)

– Какова основная мысль картины? (Невесело приносить домой двойки.)

– Какими художественными средствами автор ее выразил? (Средствами живописи. Он расположил героев так, чтобы каждый, находясь на своем месте, был хорошо виден. Все действующие лица связаны одним общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражения лиц.)

– Раскрытию замысла художника помогают и краски. Каков колорит картины/сочетание различных цветов? (Художник сочетает различные цвета, которые в основном неяркие, приглушенные, ведь он рассказывает не о праздничном событии, а об обычном дне в одной семье. Это голубовато-серые стены комнаты, коричневый пол, пальто болотного цвета на мальчике и т. д. Представим эту картину без красок. Мы бы, конечно, поняли, что происходит в комнате, но характеристики действующих лиц побледнели бы, исчезло бы настроение напряженности – картина потеряла бы свою выразительность.)

1) История создания картины.

2) Главный герой картины (внешность, поза, портфель).

3) Осуждающий взгляд матери.

4) Взгляд и поза сестры.

5) Собака – верный друг мальчика.

6) Основная мысль картины.

7) Мое отношение к картине

Образец сочинения (первый)

Главный герой картины изображен на переднем плане. Он даже не смотрит на своих родных, потому что ему стыдно за полученную двойку. Опустил нерадивый ученик голову и не смеет поднять грустные глаза. Одет мальчик в коричневое пальто с меховым воротником, под пальто – школьная форма. На ногах у него новые блестящие галоши. В руках главный герой картины держит потертый, старый портфель. Замок на нем давно сломан, поэтому перевязан портфель длинной бечевкой. Он стал таким потрепанным, потому что мальчик осенью и весной гоняет его вместо мяча, а зимой ездит на нем с горок. Выглядывают из портфеля не учебники, а коньки.

Мальчик пришел домой грустный, и все поняли, что он получил плохую оценку. Мама с осуждением смотрит на сына. Сжав до боли руки, сложила их на колени. Ей обидно, ведь она старается для семьи: готовит, убирает, покупает сыну новые вещи, а он лишь огорчает ее.

Посмеивается над нерадивым учеником его младший братишка, который в школу еще не ходит и не может понять, что произошло. С усмешкой на лице катается он на велосипеде.

И только собака радостно встретила мальчика. Она бросилась к хозяину, положила лапы ему на грудь. Собака уверена, что они сейчас пойдут гулять. Наверное, и вчера, пробегав весь вечер с собакой по улицам, не сделал мальчик уроки, поэтому и получил двойку.

Мальчик плохо учится в школе, но ведь у него есть возможность учиться хорошо. Есть у мальчика свой письменный стол, настольная лампа, на стене висит географическая карта. Я считаю, что главный герой этой картины просто лентяй. Своей картиной художник хотел показать, что плохо приносить домой двойки, потому что все родные расстраиваются, да и самому тоже стыдно.

Образец сочинения (второй)

Через широко распахнутую дверь видна часть второй комнаты. Большое окно с тюлевыми занавесками. Под ним расположены отопительные батареи. Слева от окна, на стене, висит большая географическая карта. На подоконнике стоит горшок с растением.

Мальчик только что пришел из школы. В руках у него портфель, который перевязан веревкой. Лицо и поза мальчика выражают раскаяние в совершенном проступке.

На втором плане картины мы видим маму, маленького братишку и сестру двоечника. Серьезная девочка в школьной форме с аккуратно заплетенными косичками с осуждением смотрит на брата.

Присела на стул мама. На ней домашняя одежда, передник, на голове косынка. Наверное, она пришла с кухни, услышав звонок в дверь. У нее очень грустное лицо. Мама расстроилась из-за двойки больше, чем мальчик.

И только собака с радостью встретила своего хозяина. Она положила лапы ему на грудь и преданно смотрит на мальчика.

Урок № 53. Дата: .20 г.

Сжатое изложение

С детства родители и мальчишки с девчонками удивлялись на Аркашу Пластова. С виду пацан как пацан. Нос пуговкой, сам светловолосый, озорной, смешливый, храбрый. В общем, обычный мальчишка.

Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он, например, в поле, раскинет руки и кричит чего-то.

-Кому это ты, Аркаша? – спрашивают мальчишки.

-Это я ветру привет передаю Слышите, он мне отвечает? – говорит Аркаша. Прислушаются мальчишки, но ничего не слышат. Только гудят травы под ветром, да жаворонки высоко в небе свистят.

Или пошлют маленького Аркашу скотину пасти, а он сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то под нос. Сестрёнка ему обед принесёт, спрашивает:

-С кем это ты разговариваешь?

-Муравьи мне рассказали, что на их дом медведь лапой наступил. Теперь им приходится и деткам корм носить, и муравейник восстанавливать.

Сердятся родители, когда Аркаша по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт.

Думал Аркаша, думал, но так ничего и не придумал.

Есть на свете люди, которые знают много разных языков. И умеют на них говорить. Таких людей не так уж и мало. Это очень здорово – понимать разных людей и уметь с ними разговаривать. А вот маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются такие люди!

Урок № 54. Дата: .20 г.

Погода стала меняться. Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. Нина сказала, что скоро пойдет дождь.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками , когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь.

Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.

Грамматическое задание

1.Выполнить синтаксический разбор предложения.

Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака.

2.Выполнить разбор словосочетания

1.Выполнить синтаксический разбор предложения.

Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло.

2.Выполнить разбор словосочетания

В степной местности

Грамматическое задание (Ответы)

1.Выполнить синтаксический разбор предложения.

Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака.

2.Выполнить разбор словосочетания

(с какой?) с новой(прил.) силой(сущ.)

1.Выполнить синтаксический разбор предложения.

Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло.

2.Выполнить разбор словосочетания

(в какой?)В степной(прил.) местности(сущ.)

Урок № 61. Дата: .20 г.

Сочинение – описание предмета.

Урок № 67. Дата: .20 г.

Что изучает фонетика?

А. Члены предложения

Б. Звуки речи

В. Части речи

Звуки, при произнесении которых выдыхаемый воздух проходит через рот свободно, называются…

А. Согласные звуки

Б. Гласные звуки

Звуки, при произнесении которых выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия, называются…

А. Согласные звуки

Б. Гласные звуки

Какие согласные не имеют парных звуков по твердости – мягкости?

А. Сонорные звуки: л, м, н, дрожащий звук р и звук й

Б. Всегда твердые согласные звуки ж, ш, ц и всегда мягкие согласные ч, щ, й

Какие согласные звуки не имеют парных звуков по звонкости – глухости?

А. Сонорные звуки: л, м, н, дрожащий звук р, звук й и глухие согласные х, ц, ч, щ .

Б. Всегда твердые согласные звуки ж, ш, ц и всегда мягкие согласные ч, щ, й

Что изучает графика?

А. Начертания букв, их виды

Б. Соблюдение принятых начертаний букв

Что изучает каллиграфия?

А. Начертания букв, их виды

Б. Соблюдение принятых начертаний букв

Что такое алфавит?

А. Расположение букв в определенном, обязательном для всех порядке

Б. Набор букв

В сочетаниях ч, щ с другими согласными буквами ь для обозначения мягкости …

Б. Не пишется

Мягкость звука л перед согласным всегда обозначается

А. Твердым знаком

Б. Мягким знаком

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука при условии, если они стоят:

А. После согласных звуков

Б. В начале слова, в середине и конце слова после гласных звуков

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают мягкость согласных звуков при условии, если они стоят:

Жизнь – огромный путь. Её нужно прожить полезно, честно и достойно. Очень важно оставить на земле след, т.е. совершить доброе дело всей жизни. Такой вклад будет благоприятен для общества и подрастающих поколений.

Человек должен не просто жить на земле, а помогать другим, творить и созидать. Как прекрасно посадить в саду саженец, который через годы превратится в могучее взрослое дерево! Каждое зелёное насаждение – свет планеты, так как они очищают воздух от загрязнений, дарят красоту, наполняют пространство свежестью. Пусть даже человек не станет в жизни садовником или ландшафтным дизайнером, но он сможет озеленить планету своими руками!

Можно создать гениальный творческий литературный, музыкальный или художественный шедевр, которым будут наслаждаться и любоваться люди.

Я бы хотел в жизни выполнить благотворительную миссию: создать Дом Доброты для бездомных нищих, больных пожилых пенсионеров и детей-сирот. В наше время несчастных людей очень много. Им требуется забота и помощь, поэтому я хотел бы отдать все силы на разработку проекта и строительства такого учреждения. В нём люди будут отдыхать, лечиться, питаться и находить занятие по душе.

Возможно, я буду архитектором или инженером, но обязательно осуществлю свою задумку и стану директором Дома Доброты. Он будет существовать долгие годы и приносить людям пользу.

Школа дарит мудрые знания. В ней столько запоминающихся событий, верных друзей, хороших учителей и увлекательных предметов! Каждый новый день ученики изучают интересные материалы, познавая мир удивительных вещей.

Мне очень нравиться изучать литературу. Любимый школьный предмет ведёт наш классный руководитель, Ольга Викторовна. Она знакомит учеников с произведениями русских писателей и поэтов.

Читая повести, рассказы и лирику талантливых авторов, погружаешься в книжный калейдоскоп сюжетов и событий. Герои произведений добры, отзывчивы, справедливы и благородны. В каждом из них живёт свой неповторимый образ. Хочется быть похожими на любимых персонажей и брать с них пример.

На уроках мы обсуждаем поступки героев литературных шедевров, смотрим видеофильмы, проводим конкурсы и викторины, создаём увлекательные инсценировки. Учиться в школе очень познавательно.

Литература – золотая сокровищница мыслей творцов. Она воспитывает добро и любовь к книгам. Дружить с ней просто замечательно!

Понедельник – самый главный из всех дней. Он – король рабочей недели. С него начинается отчёт рабочих дней. Понедельник несёт оптимизм и позитив человеку. Он заряжает его энергией на всю неделю, вплоть до воскресенья. В понедельник люди обычно совершают важные дела.

Вторник дарит человеку отличный эффект в работе и продуктивность.

Среда любит успех. Человек полон сил и вдохновения. Он создаёт и творит отличные шедевры.

Четверг – мечтательный день. В него хочется строить планы и думать о будущем. Он несёт заботы о завтрашнем дне.

Пятница дарит работающему человеку расслабление. Он думает об отдыхе и наступлении выходных дней.

Суббота несёт интересный досуг. В этот день хочется хорошо отдохнуть, погулять, сходить в гости и в кино, пообщаться с друзьями.

Воскресенье – завершает семидневную неделю. Оно располагает к увлекательному времяпровождению дома, в развлекательных центрах, на концертных мероприятиях. В воскресенье можно поехать за город, получить замечательные впечатления и зарядиться природной энергией на всю неделю.

Любой день несёт замечательную жизнь.

Жизнь человека богата разными событиями, среди которых есть дни, которые хочется помнить вечно. Они несут незабываемые яркие впечатления и памятные воспоминания.

Мне запомнился летний день, проведённый у бабушки в деревне. Я люблю приезжать к ней на каникулы. В июльскую тёплую субботу мы с друзьями отправились в лес за грибами. Ходили по лесным тропинкам целый день, собирая сыроежки, подберёзовики и лисички. Запах хвои, берёзовой молодой листвы и лекарственных трав кружил голову. Природа дарила свою красоту.

На обратном пути на тропинку выбежал заяц. У него были длинные уши, мягкие лапки и короткий хвост. Он смотрел на нас удивлёнными глазками-бусинками и совсем не боялся. Я подошёл и погладил его по гладкой пушистой шёрстке. Вот так встреча!


Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три берёзки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут берёзы в этих местах. Но они стояли на поляне в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Берёзы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, а здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и всё-таки от них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берёз пестрели, как весёлые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности.

Берёзки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья берёз лицевой стороной были повёрнуты к северу, и вершины тоже…

Я глядел на эти берёзы и видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон в зелёной пене берёзового листа…

Астафьев описывает берёзы так, что они представляются читателю живыми, родными существами. Писатель использует олицетворения: берёзы… не лопотали, отпоили и выходили их; метафоры: в зелёной пене берёзового листа; сравнения: три берёзки толщиной с детскую руку; сиротами кажутся; пестрели, как весёлые сороки. Действительно, чёрно-белая раскраска берёз напоминает оперение сороки-белобоки. Автор выбирает слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и эпитеты, подчёркивающие нежность, незащищённость, трогательность берёзок: в мягкой травке, берёзки, полянкой; на нежной зелени; хорошо, покойно взгляду.

Просторечные, разговорные слова и выражения: бродил, глазел, дивился, не лопотали; нельзя было оторвать глаз — подчёркивают простоту, безыскусность, искренность чувств автора. Берёзки напомнили ему родную деревню, родину, куда стремилась его душа.

Изложение от 3-го лица:

Родные берёзы

Писатель бродил по приморскому парку, удивлялся заморским растениям и вдруг увидел среди них три тонкие берёзки. Автор очень удивился, ведь н е растут берёзы в этих местах. Но они стояли на поляне в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Берёзы показались ему сиротами, и всё-таки от них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берёз пестрели, как весёлые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев отдыхал взгляд. Берёзки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья и вершины берёз были повёрнуты к родному северу.

Писатель глядел на эти берёзы и видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон в зелёной пене берёзового листа.

Контрольные и проверочные диктанты по русскому языку для 2 четверти 5 класса - разбиты по темам, с грамматическими заданиями для школ России / УМК Ладыженская Т.А. . Объём диктанта ФГОС для 5 класса 2 четверть – 90 - 100 слов.

Зима в этом году стояла тёплая. В воздухе висел дым. Снег выпадал и быстро таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, толкались, каркали друг на друга. Около мельницы вода не замерзала, а стояла чёрная, и в ней кружились льдинки. Но вот вдруг наступила непогода. В печных трубах завыл, засвистел ветер, вздул снег. Филька выбежал на улицу. Там уже мело и хлестало в глаза, летела с крыш солома, ломались скворечники, хлопали ставни. Взвились столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, перегоняли друг друга. Объём слов: 84

Хорошо весной в лесу! Начинает пробуждаться в нём скрытая от глаз и ушей бурная жизнь. Тает зимний снег, над головой видны тонкие ветки со смолистыми почками. Всё больше слышится в лесу птичьих голосов. Начинают петь первые птицы, токуют в глухих местах тяжёлые глухари. Снег осыпан хвоей. На лесных полянах появились первые проталины. На голых кочках видны зелёные листочки брусники. Всюду начинают зацветать подснежники. Пахнет смолистыми почками, корою деревьев. Поют дрозды. На вершине высокого дерева воркует дикий голубь. Скоро зелёною дымкой покроется опушка берёзового леса. Объём слов: 83

Жаркий безоблачный день. Лучи солнца пробиваются сквозь густые растения. От станции тянется бескрайняя дорога. Она удаляется в лес. На каждом шагу бесстрашного путника этой дремучей чащобы подстерегает опасность. Но вот заросли пройдены. Можно расположиться на отдых. Путник достаёт тушёнку, кусок цыплёнка, цитрусовые и ест с аппетитом. На деревьях звонко пощёлкивают птицы. В ближайших кустах мелькнул полосатый бок страшного зверя. Путник хватается за ружьё, но зверь ушёл сквозь растительность. Усталый путник выходит на поляну, ложится в траву и внимательно слушает каждый шорох и шёпот. Разнообразные бабочки и жучки летают вокруг, хлопотливые пчёлы залетают в чашечки цветов. Сердце останавливается от восторга. Объём слов: 99

У меня в сторожке жил ручной ёж. Днём он располагался в старом сапоге, вечером любил полежать на циновке у дверцы шкафа, а ночью выходил на добычу. Я часто просыпался от шороха. Это шуршал ёж. Он бежал по тоненькой жёрдочке, ловко ловил беспомощных мышей и быстро расправлялся с ними, а потом ложился отдыхать. Ёж доставлял мне много беспокойства, был большой обжора. Он объедал мои любимые растения и даже ел маленькие росточки в горшочках. Но мне нравилась его хватка. Вот он выходит из убежища, разглядывает каждую щёлку, суёт нос за решётку, выхватывает мелкие крошки, сбрасывает их в кучку. Он был забавен в своих движениях, походке, смешна была его мордочка с чёрными и бесхитростными глазками. Объём слов: 112

Если бы вы жили в маленьком городишке за пару тысяч верст от столицы, ваше сердце тоже билось бы сильнее в тот день, когда в город вошел походный цирк. Уже больше недели город пестрел афишами. И вот медленно движутся повозки с разным скарбом: разноцветными тюками, ящиками, бочками, клетками. Ведут слона. В клетках тяжело дышат львы, вертятся и кричат дикими голосами красно-желто-зеленые попугаи. Цирк остановился на выгоне. Где пасутся коровы. Они мычат от страха и сбиваются в кучу. К вечеру поставят палатки для утреннего выступления. Но уже сейчас толпы зевак торопятся к цирку. Солдаты гарнизонного полка покрикивают на назойливых мальчишек. Объём слов: 98

Стоял жаркий июльский день. Косыми жаркими лучами солнце жгло сухую землю. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Облака объединялись в большую тучу. Прогремел дальний гром. И вот облака уже закрыли солнце. Оно выглянуло в последний раз и исчезло. В природе все резко изменилось. Налетел вихрь, задрожала осиновая роща. От порывов сильного ветра молодые осинки гнутся к земле. Пучки сухой травы летят через дорогу. У речки глухо шумит густой камыш. Сверкнула молния, и раздался оглушительный удар грома. Упала первая крупная капля дождя. Хлынул ливень. Объём слов: 85

Утром мы с ребятами отправились на рыбалку. Солнце уже осветило дальний лес и речку с низкими берегами. С лугов ветер доносил сладкий запах цветов и жужжание пчел. Они спешили собрать медовый урожай. На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова. К обеду в моем ведерке плескалась рыба. Но вот огромная лиловая туча появилась на горизонте. Она быстро приближалась из-за леса. Тревожно зашевелились, зашептались листья кустарников. Слегка повеяло сыростью. Становилось все темнее. Замолкли птицы. Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали листья. Хлынул проливной дождь. Мы побежали домой, но вымокли до нитки. Объём слов: 95

Шустрая синичка – полезная птица. Спина у неё серая, грудка жёлтая, на голове чёрная шапочка. В саду она перелетает с ветки на ветку и охотится за жучками. Большой вред наносят они садам. Вредители грызут листья на фруктовых деревьях, портят плоды. Возьмёшь яблоко, разломишь и увидишь внутри червяка. Вот этих вредителей ловит синица. Увидит она зорким глазом добычу, схватит её клювом и съест. А клюв у синицы тонкий, в любую щёлку пролезет. Много разных жуков съедает она за день. Даже не верится, что у маленькой птички может быть такой аппетит. Синица - сторож наших садов. Объём слов: 92

Читайте также: