Сочинение по роману салтыкова щедрина господа головлевы

Обновлено: 04.07.2024

Именно так и обстояли дела в богатом семействе дворян Головлевых.

Помещица Арина Петровна предстает читателю как жадная, властная и всеми нелюбимая женщина. Ее боится и ненавидит муж за то, что она его не воспринимает как человека. Ее остерегаются старшие дети, а младший перед ней заискивает.

После смерти Анны, дочери Арины Петровны, самое неприятное для помещицы было то, что ей пришлось приютить двух внучек в Головлевском поместье. Однако трагедии на этом не закончили. Сын Степан не выдержал материнского безразличия. Перед смертью он признается помещице, что слышал ее страшные слова ненависти.

Семья рушилась. С каждой главой умирал новый персонаж. Никто не мог долго выдерживать натиска, престарелой Головлевой.

Почему никто не может помочь уже взрослым и состоявшимся мужчинам? Отчего они все обречены на смерть в самом расцвете сил? Можно ли это было остановить?

Уже было слишком поздно. Даже Арина Петровна перед собственной кончиной поняла, что все было напрасно. И все разговоры о том, что она припасала для семьи, оказались ложью. Помещица все копила для себя.

Однако имея такие богатства, женщина не стала счастливей. Ей каждый раз омрачали жизнь ее дочь и сыновья. Наблюдая за тем, как все кроме Иудушки катятся по наклонной, Арина Петровна не могла понять, что она сделала не так в жизни. Она так же испытывала дефицит любви. Ни муж, ни дети ей не смогли этого дать. Помещица изначально саму себя загнала в жесткие рамки.

Порфирия женщина нелюбима больше всех. Свою семью он тоже не смог сберечь. Сначала он овдовел, а затем похоронил обоих сыновей. Бог давал Иудушке шанс, когда на свет появился сын Владимир, однако отцовских чувств у мужчины не было, и он отправил ребенка в детский дом на явную гибель.

Возможно, именно Владимиру было суждено вырасти в материнской любви, заботе и познать счастье. Однако автор дает понять, что весь род Головлевых будет мучиться, и каждый по-своему.

Салтыков-Щедрин показал, что даже очень обеспеченная семья не имея любви, уважения и тепла друг к другу, не сможет преодолеть испытаний, посланных свыше. Со временем обязательно случится неминуемый крах.

Роман показывает одновременно и процесс деградации российского дворянства после отмены крепостного права и, одновременно, говорит человеческой безнравственности, рисуя ряд персонажей, которые не вызывают никакой симпатии.

При первом, поверхностном рассмотрении помещичья семья Головлевых представляется состоящей из вполне нормальных, хотя и не очень приятных людей. Арина Петровна – мать семейства, женщина с хозяйственной жилкой, Степан Головлев служит чиновником, даже Иудушка (он же Порфирий) представляет собой человека, погруженного в дела, хотя и морально нечистоплотного.

Однако при ознакомлении с текстом романа видно желание автора показать упадок и свое негативное отношение к дворянскому семейству. Вероятно, здесь сыграло роль то обстоятельство, что произведение носит (по мнению исследователей) отчасти автобиографический характер. В образах Арины Петровны и Иудушки видны черты матери и брата писателя, к которым он не испытывал слишком теплых чувств.

Герои романа отмечены множеством разнообразных отрицательных качеств. Это и стяжательство, характерное в большей степени для Порфирия и его матери. Кроме того, для ряда персонажей характерно пьянство и половая распущенность (в основном это касается племянниц Иудушки, актрис по роду занятий).

Однако главный порок семейства Головлевых – это равнодушие к другим, жестокое отношение даже к самым близким людям. Наиболее ярко это выражается в отказе Иудушки дать своему сыну деньги, чтобы покрыть недостачу казенных денег, проигранных им, что стало причиной ареста и смерти Петеньки.

Некоторые персонажи, такие как Павел Владимирович, хотя и не совершают особо страшных проступков, как Иудушка, ставший причиной смерти сына и матери, но также бесцветны и неспособны творить добро.

В этой книге нет мотива нравственного возрождения. Даже запоздалое покаяние Иудушки, который в конце произведения идет в пургу на могилу матери, оказывается бесплодным. Салтыков – Щедрин демонстрирует это тем, что показывает бесполезность данного поступка. Самый подлый из Головлевых умирает в дороге, получив воздаяние за совершенное им.

Автор желал показать, что таких людей, как созданные им Головлевы уже ничего не может спасти. Они не приносят пользы или счастья ни другим, ни даже себе самим, несмотря на некоторые материальные приобретения. На это же косвенно указывает и описание их имения, от которого исходит дух затхлости и умирания.

Сочинение 2

Другие темы: ← Анализ сказки Медведь на воеводстве↑ Салтыков-ЩедринПо сказке Дикий помещик →

“Господа Головлевы”

Обычный “семейный роман” по форме, по содержанию это неоднозначная, сложная, тяжелая картина действительности, увиденная уже не писателем-сатириком, а скорее человеком, который устал смеяться. “Господа Головлевы” – одно из самых мрачных произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина. В романе не раз встречается пейзаж села Головлева. Он оставляет впечатление безысходности: “Все глядело сумрачно, сонно, все говорило об угнетении”. Словно мрачная тень головлевской усадьбы падает на окружающий мир.

Когда же автор приводит нас в огромный

помещичий дом, нас охватывает “мертвая тишина”, которая “ползет из комнаты в комнату”. Везде “пустынно, неприютно”, пахнет “отчуждением, выморочностью”, “отовсюду, из всех углов этого постылого дома, казалось, выползали умертвия”. Недаром одному из братьев Головлевых родовое их имение представляется гробом.

И автор начинает рассказывать историю большой семьи. Здесь жили Арина Петровна Головлева – фактическая глава семьи, очень властная и жадная женщина; ее муж, неудачник, пьяница, искренне ненавидевший свою супругу; постылые Степка-балбес и Пашка-тихоня, как называла

их мать, ласковый Порфиша (мать, впрочем, его всегда побаивалась) и Аннушка, которая потом бежала из дому с корнетом и вскоре умерла, брошенная супругом, оставив родственникам своих дочерей – Анниньку и Любиньку; были сыновья и у Порфирия.

Но проходят годы, и дом пустеет. Стоя на пороге смерти, перед лицом пробудившейся совести, в тоске повторяет Порфирий Головлев: “Что такое! Что такое сделалось?! Где… все…”

Роман “Господа Головлевы” состоит из ряда глав, повествующих о различных семейных событиях, но неизбежно каждая глава кончается гибелью одного из членов семьи. Причем с каждой смертью все большее состояние концентрируется в руках Иудушки – Порфирия Головлева, а вместе с тем растет и растет его одиночество.

В романе рассказывается о том, как в Головлеве умер больным и нищим “постылый” Степка-балбес; как умер Павел, оставив все состояние Порфирию; как трагически сложилась жизнь Анниньки и Любиньки; как умерла Арина Петровна, как сломал жизнь своим сыновьям Порфирий Головлев и т. д. История семьи Головлевых – это история бесконечных смертей, смертей, которым даже никто не огорчался. В этой “семье” на такое не обращали внимание.

Центральная проблема романа – проблема семьи (как и в “Анне Карениной” Л. Н. Толстого, в “Братьях Карамазовых” Ф. М. Достоевского, создававшихся примерно в те же годы). Не случайно в центре внимания выдающихся писателей оказалась именно эта проблема. В середине XIX в. в России институт семьи переживал кризис. В обществе, основанном на стяжании и расчете, нет места чистым человеческим отношениям. В романе рисуется мрачная история распада семьи, распада человеческой личности, потонувшей в пошлых пустяках, в атмосфере пустомыслия, пустословия и праздности. В интересах семьи Арина Петровна начала накапливать имущество, экономила каждую копейку, держала детей в строгости и чуть ли не в голоде. Это убивало любовь к матери. к семье, приводило всех детей Арины Петровны к жизненному краху.

Только Порфирий Головлев сумел “приспособиться”. Еще в детстве брат, Степка-балбес, прозвал его Иудушкой, “кровопивушкой”. Обстановка деспотизма и приниженности создала из Порфирия монстра. Недаром, когда он был еще ребенком, мать смотрела на него с сомнением. “И сама понять не могу, что у него за глаза такие, – рассуждала она иногда сама с собою, – взглянет – ну, словно вот петлю закидывает. Так вот и поливает ядом, так и подманивает!” К Порфирию Владимирычу приезжает сын Петенька. Он умоляет отца о помощи – речь идет о жизни или смерти. Но слышит отказ. Петр Порфирьевич стреляется.

Деньги, точнее – неумеренная жадность до денег, губит семью Головлевых, губит семьи, в которых каждый стремится к собственному благополучию, пренебрегая интересами близких, пренебрегая любовью.

Уход любви и взаимопонимания из семейных отношений – общая тенденция, которую отразил Салтыков-Щедрин в своем великом романе.

Популярные сочинения

  • Рубрика: Творческие сочинения по русской литературе для 9 класса

История создания

Посмотрите, что еще у нас есть:

По мнению Щедрина к началу 70-х годов XIX века любовные и семейные романы окончательно сдали свои позиции, да и читателя они перестали интересовать, потому что действительно драматические конфликты из семейного ложа переместились на улицы, в публичные места, читатель требует изображения не любовных интриг, а губернатора, на худой конец — земского деятеля или мирового судью.

С самого детства для Порфирия слова были лишь средством для достижения своих эгоистичных целей. Сначала сладкие речи были направлены на то, чтобы выпросить у матери лакомый кусок. Но по мере того, как этот Иудушка богатеет, меняется и характер его речи, который и сладострастного трансформируется в тиранствующее. А когда он прибирает к рукам все семейное богатство и становится единственным его владельцем, то его слова переживают очередную трансформацию и становятся охранительными. Даже мольбы родного сына о помощи не могут пробить броню отцовского пустословия.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Постепенно наступает тот миг, когда охранительная речь сменяется празднословием, и пустое слово порабощает его, окончательно удалив от него даже самых близких людей. Один, заперевшись в своем кабинете, он мысленно тиранит мнимых людей. Но и это не продолжается долго. К пустословию прибавляется и хронический алкоголизм.

Краткий анализ

Тема – Главная тема произведения – жизнь помещиков накануне отмены крепостного права и после этого события. В контексте нее развивается мотив духовного и физического разрушения человека.

Композиция – Роман организован так, что все его элементы, сюжетные и несюжетные, служат раскрытию темы и донесению идеи. Начинается произведение завязкой (суд над Степаном), за которой следует экспозиция и другие элементы сюжета в логической последовательности.

“Господа Головлевы” – это социальный роман из жизни дворянской семьи. Разложение буржуазного общества, как в зеркале, отразилось и в разложении семьи. Рушится весь комплекс нравственных отношений, цементирующих родственные связи и регулирующих моральные нормы поведения. Тема семьи становится злободневной.

Внимание М. Е. Салтыкова-Щедрина в этом романе целиком посвящено анализу уродств, исследованию причин и показу последствий.
Вот перед нами родоначальница и глава семейства Арина Петровна Головлева.
Она властная и энергичная

помещица, хозяйка и глава семейства, натура целеустремленная, сложная, богатая своими возможностями, но испорченная беспредельной властью над семьей и окружающими. Она единолично распоряжается имением, обездоливая крепостных, превратив мужа в приживальщика, калеча жизнь “постылым детям” и развращая “любимчиков”. В фантастической погоне за “благоприобретенным” она умножила богатство мужа.

Для кого и для чего? Трижды мы слышим в первой главе ее вопль: “И для кого я всю эту прорву коплю! Для кого припасаю!

Ночей недосыпаю, куска недоедаю… для кого!?” – Вопрос Арины Петровны,

конечно, риторический: подразумевается, что все это она делает для семьи, для детей. А так ли это на самом деле? Нет, не так.

О семье, о детях, о материнском долге она говорит, чтобы замаскировать свое истинное отношение – полное равнодушие, да чтобы злые языки не попрекнули. Громко, для всех – ханжески-лицемерные слова об умершей дочери Анне и ее сиротках-близнецах: “Одну дочку Бог взял – двух дал”. Для себя, для “внутреннего употребления”: “Как жила твоя сестрица (это пишет она своему “любимчику” Порфирию) беспутно, так и умерла, подкинув мне на шею двух своих щенков”.
С языка Арины Петровны не сходило слово “семья”. Но это был лишь пустой звук. В хлопотах о семье она забывала о ней.

У нее не было времени и желания думать о воспитании детей, о развитии их нравственности. Жажда накопительства извращала и убивала инстинкт материнства. “В ее глазах дети были одной из тех фаталистических жизненных установок, против которых она считала себя вправе протестовать, но которые тем не менее не затрагивали ни одной струны ее внутреннего существа, всецело отдавшегося бесчисленным подробностям жизнеустроительства”. Дети, ощущая полное равнодушие матери и не чувствуя любви, платили ей таким же равнодушием, переходящим во вражду.

Арина Петровна понимала, что у детей нет к ней благодарности, и, глядя на них, не раз спрашивала себя, кто будет ее погубитель. Но, вечно погруженная в материальные хлопоты и меркантильные расчеты, и на этой мысли подолгу не останавливалась.
А все вместе – всевластие хозяйки и матери, атмосфера стяжательства, презрение к созидательному труду – нравственно разлагает души детей, формирует натуры приниженные, рабские, готовые на ложь, обман, подличанье и предательство.
Старший сын Степан, от природы наблюдательный и остроумный, но безалаберный, постылый Степка-балбес, спился и умер неудачником. Дочь, из которой Арина Петровна намеревалась сделать бесплатного бухгалтера, сбежала из родительского дома и вскоре, брошенная мужем, умерла. Двух ее маленьких девочек-близнецов бабушка взяла к себе.

Вначале смотрела на них, как на обузу, потом привязалась к ним. Девочки выросли, стали провинциальными актрисами. Предоставленные самим себе, без опоры и поддержки, они не сумели защититься от пошлых домогательств богатых бездельников и, опускаясь все ниже, оказались втянутыми в скандальный судебный процесс.

В результате – одна отравилась, у другой не хватило духу выпить яд, пришлось заживо похоронить себя в Головлеве.
Отмена крепостного права нанесла “первый удар” властности Арины Петровны. Сбитая с привычных позиций, встретившись с настоящими жизненными трудностями, она становится слабой и бессильной. Она поделила имение между сыновьями Порфирием и Павлом, оставив себе лишь капитал.

Павел вскоре умер. Его имущество перешло к ненавистному брату Порфирию. Но еще до смерти Павла Порфирий сумел обойти “милого друга маменьку”, выманить у нее капитал.

Более хитрый и коварный, любимчик Иудушка “проглатывает” ее капитал, превращая мать в скромную приживалку.
Все, во имя чего Арина Петровна подвергала себя лишениям, уродовала свою жизнь и жизнь своей семьи, оказалось призраком. В конце своей жизни Арина Петровна с горечью сознает: “Всю-то жизнь она что-то устраивала, над чем-то
убивалась, а оказывается, что убивалась над призраком. Всю жизнь слово “семья” не сходило у нее с языка; во имя семьи она одних казнила, других награждала; во имя семьи она подвергала себя лишениям, истязала себя, изуродовала всю свою жизнь – и вдруг выходит, что семьи-то именно у нее нет!” Паразитический образ жизни, отсутствие привычки жить своим трудом, праздность, атмосфера накопительства (или, как мы сегодня говорим, – вещизма), лицемерие, ложь, вражда всех к каждому и каждого ко всем; непригодность к делу, лень, беспомощность ведут “господ Головлевых” к неизбежному вымиранию.

Вот мы видим старшего сына Арины Петровны – Степана. Он остроумный, умный парень, но вместе с тем абсолютно безалаберный, отчего молодой человек спивается и умирает в нищете. Дочь дворянки, из которой так и не получилось бесплатного бухгалтера, убегает из родного дома. Но, к несчастью, вскоре ее бросает супруг, и женщина также умирает без средств к существованию. Бабушка берет ее двух близняшек себе на попечение. Изначально она видит в них лишь обузу, но вскоре привязывается к девочкам. Они вырастают и выбирают профессию актрис. Но вскоре, они, лишившись поддержки и не зная как себя защитить, попадают в тяжелую жизненную ситуацию, опускаются все ниже и втягивают себя в скандальный судебный процесс. В конце концов одна из девушек совершает суицид, а вторая, не найдя в себе силы для принятия яда, отправляется обратно в имение Головлевых.

Все богатства, для которых Арина Петровна посвятила жизнь, в конце концов, оказываются призраком. Ради денег и власти женщина уродует свою семью, теряет детей, и в конце жизни ей приходит осознание того, что все это было зря. Все ее труды привели семью Головлевых к полному вымиранию.

Сочинение 2

Другие темы: ← Анализ сказки Медведь на воеводстве↑ Салтыков-ЩедринПо сказке Дикий помещик →

Жила здесь когда-то большая семья: Арина Петровна Головлева — деятельная, энергичная накопительница, глава рода; ее муж — пустой человек, пьяница, устранившийся от дел, страстно ненавидевший свою супругу; постылые Степка-балбес и Пашка-тихоня, как называла их мать, ласковый Порфиша (мать, впрочем, его всегда побаивалась) и Аннушка, которая потом бежала из дому с корнетом и вскоре умерла, брошенная супругом, оставив матери на попечение двух сироток — Анниньку и Лю-биньку; были сыновья и у Порфирия.

В обществе, основанном на стяжании и расчете, нет места чистым человеческим отношениям. В романе рисуется мрачная история распада семьи, распада человеческой личности, потонувшей в пошлых пустяках, в атмосфере пустомыслия, пустословия и праздности.

Популярные сочинения

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение на тему Тарас Бульба — народный герой 7 класс
    Раньше люди были разные, но каждый знал свой долг перед родиной и был патриотом. Гоголь настоящий русский человек с нескончаемым талантом. Именно он написал великолепное произведение Тарас Бульба
  • Сочинение по произведению Прощание с Матерой Распутина
    Будучи замечательным писателем, Распутин написал множество великолепных произведений, которые запомнились читателям за их реалистичность и интересный стиль, который применял автор.
  • Образ и характеристика Челкаша в рассказе Челкаш Горького сочинение
    Основным персонажем произведения является Гришка Челкаш, представленный в образе опытного, ловкого и смелого вора.
  • Сочинение по картине Сайкиной Детская спортивная школа (описание)
  • Народ освобожден, но счастлив ли народ — сочинение (Некрасов)
    Некрасов известен как поэт, стоявший на страже интересов крепостных. Он всегда болел душой за судьбу практически забитого народа, во многих своих стихах показывал страдания несчастных крестьян, бесправных дворовых,

Образ Порфирия Головлева по роману Салтыкова-Щедрина Господа Головлевы — сочинение

Внешнее, послушание, кажущаяся преданность, видимая кротость – эти качества Иудушка усиленно демонстрирует окружающим, всячески подчеркивает, утрированно выставляет напоказ. Так, он играет роль внимательного и ласкового сына, заботливого отца, добренького дяди, пекущегося о сиротах-племянницах, добродетельного христианина. Однако за всем этим стоит единственное стремление героя – страсть к обогащению. Порфирий Головлев, как и его мать, преданно служит призраку собственности – во всем ищет материальную выгоду.

Однако было бы неправильно относиться к щедринскому герою как к посмешищу рода человеческого, олицетворению вырождающегося сословия, каким изображается Плюшкин у Гоголя.

Читайте также: