Сочинение по результатам экскурсии относится к методам

Обновлено: 05.07.2024

Рассказ комментирует, с, дополняет, реконструирует то, что в этот момент увидел экскурсант. Он должен иметь четкий композиционный план, обусловленный темой.

Хорошо подготовленная и проведенная экскурсия позволяет экскурсанту увидеть мысленным взором нечто большее, чем то, что находится перед ним в этот момент.

Рассказ - это звучащий индивидуальный текст экскурсовода, выполненная им с соблюдением требований устной публичной речи и образец, представляющий, монолога.

В процессе экскурсии происходит видоизменение рассказы от устной информации к зрительному, от зрительных впечатлений - к словесным оценкам и выводам.

Рассказ на экскурсии в полном объеме готовится заранее. Неправильно рассматривать рассказ экскурсовода как импровизацию, то есть произведение, содержание и языковые особенности которого формируются исключительно в момент его исполнения. В то же время это не означает, что в рассказе экскурсовода не может быть экспромта. Речь идет о примере, изложение факта, небольшом стихотворении или отрывке из художественного произведения, включение которых в рассказ вызывается составом группы или же значительным событием, что только что состоялись жизни данного города, страны.

Основные требования к рассказу: тематичности, конкретность, логичность, краткость, убедительность, доступность изложения, законченность суждений, связь с показом, научность.

Рассказ носит, как правило, характер монолога. Однако может быть и диалогом (закрытым или открытым). Важное место занимают при этом вопросы экскурсантов и работа с репликами.

В рассказе сообщается о тех свойствах объекта, которые зрением не наблюдается, он обобщает наблюдения экскурсантов, помогает им правильно воспринимать информацию.

Различные части рассказа выполняют различные задачи: объяснение, выявление качеств предмета, представление о зрительный вид, воспроизведения картины событий. В зависимости от этих задач и используются методические приемы.

Особенности рассказа. На практике можно выделить шесть особенностей рассказа:

1) зависимость от скорости передвижения группы. На пешеходной и автобусной экскурсиях на ту же тему скорость передвижения группы разная, естественно, и темп повествования должен быть разным. На пешеходных экскурсиях для детей и взрослых также различия в скорости передвижения;

2) подчинение показа. Рассказ сопровождает показ объектов, дополняет и объясняет то, что видят экскурсанты. Содержание рассказа определяется объектом изучения;

3) необходимость зрительного подтверждения. Устные доказательства в экскурсии заменяются зрительными. Это достигается путем образного рассказа, умелого показа памятника, демонстрации наглядных пособий. Рассказ, не связанный с показом, ведет к превращению экскурсии в лекцию.

4) адресный характер. Рассказывая, экскурсовод подразумевает конкретный объект. Так, если экскурсия происходит на улице с тесной застройкой, экскурсовод называет цвет, в который окрашен объект экскурсии, его этажность и т.д. Убедившись, что экскурсанты поняли, о котором сооружение речь идет, экскурсовод продолжает рассказ;

5) конкретность. Этот принцип требует, чтобы на экскурсии давался не материал вообще, а то, что раскрывает конкретную тему. Конкретность не должна замещаться в рассказе достатком фактов, данных, цифр. Это должно быть выражение определенного мнения в более точной форме;

6) утверждающий характер. Рассказывая о событии, экскурсовод утверждает, что оно происходило именно так, именно на этом месте. Здесь очень важный подтекст истории - внутренний, дополнительный смысл. Он находит свое выражение в чувствах экскурсовода, в его жестах, мимике, тональности, то есть определяется отношением экскурсовода к предмету разговора.

Методические приемы рассказа. Как и показ, рассказ имеет собственные приемы, использование которых помогает наиболее полно раскрыть тему экскурсии.

Экскурсионная справка широко используется при осмотре объектов, когда выход из автобуса не предусмотрен. Это краткое изложение фактического материала об объекте или события. В справке сообщаются только основные данные об объекте: дата постройки, авторы, размеры. Справки часто применяются в обзорной и загородной историко-краеведческой экскурсиях. В тематических экскурсиях справки даются только об объектах, касается темы. Этот прием используется в сочетании с приемами зрительной реконструкции, локализации, абстрагирования. Экскурсовод сообщает краткие данные. При осмотре дополнительных объектов справка используется самостоятельно, когда, изложив справочный материал, экскурсовод заканчивает знакомство с объектом. По своему содержанию и построению данный прием напоминает путевую экскурсионную информацию.

Описание. С его помощью можно правильно отразить объект в сознании экскурсантов. Для этого приема характерны точность, конкретность, изложение характерных черт, особенностей внешнего вида объекта.

Описание может относиться не только к объектам, но и к происходящему. Образное описание события позволяет экскурсантам представить, как оно происходило. Данный прием носит в этом случае подчиненный характер, соединяясь с методическим приемом зрительной реконструкции.

В автобусных экскурсиях прием описания используется во всех четырех видах показа.

Характеристика. Прием построен на определении отличительных свойств и качеств предмета, явления, человека. В экскурсии дается речевая характеристика объектов и "действующих" в экскурсии лиц.

В отличие от приема описания прием характеристики представляет собой перечисление свойств и особенностей, совокупность которых дает наиболее полное представление о данном объекте, позволяет лучше понять его сущность. При этом объект займет свое место в ряду других подобных по характеристике объектов или, наоборот, характеристика его свойств покажет отличие от других объектов.

Объяснение- форма изложения материала, когда в рассказе раскрываются сущность и причины явления, события. Наиболее часто этот прием используется в производственно-экономических и естественных экскурсиях, где отражаются внутренние связи процессов и явлений. Прием характерен для экскурсий с показом произведений изобразительного искусства. Экскурсовод объясняет смысл изображенного художником в картине, в монументальной скульптуре. В архитектурной экскурсии выявляются особенности конструкции здания, характерные черты целого ансамбля.

Комментирование. Данный методический прием используется экскурсоводом при изложении материала, разъясняет содержание события или замысел автора памятника истории и культуры.

В экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы прием используется в виде критических замечаний о внешнем виде здания, его конструкции, особенностях инженерных сооружений. Характерный для показа экспозиций музеев и выставок как объяснение к экспонатам.

В производственных экскурсиях применяется при показе конвейера движущегося работы машин, механизмов, строительных и реставрационных работ, а также в естественных экскурсиях - при наблюдении за отдельными природными явлениями. Пример: на тематической экскурсии "Донецк - столица шахтерского края" при посещении шахты комментируется работа скипового подъема.

Цитирование. К данному приему прибегают с целью: подтверждение мысли; яркого и убедительного выражения мысли; сохранение особенностей языка и колорита определенного исторического периода времени; воспроизведения картины события и ознакомления с чьей авторитетным мнением (прием ссылки на автора).

Цитата в экскурсии направлена на то, чтобы вызвать в сознании экскурсантов зрительный образ. В тексте экскурсии в виде цитат используются отрывки из художественных произведений (проза, стихи). Особенно эффективно цитирование в тех случаях, когда необходимо воссоздать картины жизни в далекие времена, быт и деятельность наших предков.

Вопросы и ответы. Суть приема заключается в том, что в ходе повествования экскурсовод задает различные вопросы экскурсантам с целью их активизации. Большая часть таких вопросов не рассчитана на то, чтобы получить на них ответы от участников экскурсии. Они выполняют функцию методического приема. Различаются вопрос:

1) на которые экскурсовод сразу же или по истечении некоторого времени сам дает ответ, продолжая свой рассказ по теме;

2) риторического характера, представляющие собой утверждение чего-либо в форме вопроса. Такие вопросы в лекционной пропаганде рассматриваются как прием ораторской речи;

3) заданные экскурсоводом экскурсантам, что заостряют внимание последних на содержании экскурсии, вносят некоторую разрядку и способствуют выяснения подтемы.

Ссылка на очевидцев. В этом случае экскурсовод ссылается на неодушевленные предметы. Например, в экскурсии по территории памятника природы "Дружковские окаменелые деревья" можно сказать, что эти деревья видели динозавров.

В рассказе о событиях более близких (например, военных событиях в Святых Горах) экскурсовод может сослаться на таких очевидцев, как местные жители.

Задание. Прием используется в рассказе экскурсовода, находит выражение в его обращении к экскурсантам: "Подумайте, почему этот памятник так называемый". Подобный вопрос не предполагает, что участник экскурсии сразу выполняет эту задачу. Прием направляет внимание, определяет те детали, понимание которых важно для усвоения.

Новизны материала. Прием заключается в том, что в ходе повествования сообщаются только факты и примеры, неизвестные экскурсантам.

Литературный монтаж. Рассказ строится на определенном наборе отрывков из различных литературных произведений. Некоторые отрывки значительные по своему размеру (пятнадцать-двадцать строк машинописного текста). Например, литературные произведения используются в мероприятиях школьного характера и дошкольного: ранки, праздничные выступления.

Применение документов в выступлении добавляет точность и достоверность информации, прозвучавшей ранее, например, очень важно подтвердить или уточнить сказанное. Воспоминания в литературном монтаже играют большую роль, так как они привлекают уставшего слушателя.

Данный прием позволяет воссоздать картину событий. Использование его экскурсоводом основано на "преобразовании" одного вида искусства (словесного) в другой (изобразительный). Поэтому для литературного монтажа создателям текста экскурсии нужно подбирать только такие отрывки, которые позволят экскурсантам увидеть картину событий, изображенных в произведениях или отраженных в документах, представить то, о чем идет речь на экскурсии.

Монтаж оказывает сильное эмоциональное воздействие на экскурсантов, но доступен не каждому экскурсоводу, так как требует от него глубокого знания литературы, истории, безупречного вкуса и артистических способностей.

Соучастие. С помощью, например, такого обращения: "Представьте себе, что мы с вами находимся на этом поле во время наступления фашистских войск" - экскурсовод помогает экскурсантам представить себя участниками события.

Дискуссионная ситуация. Экскурсовод, используя этот прием, выдвигает в своем рассказе такое положение, что вызывает дискуссионную ситуацию. Прием дает возможность в части экскурсии заменить монологическую форму материала открытым диалогом. Свою точку зрения по выдвинутому положению высказывают два-три экскурсанта. Затем экскурсовод, подводя итоги, делает выводы.

Сталкивание противоположных версий. Используется в рассказе экскурсовода, например, при оценке определенного исторического события, утверждения даты возникновения конкретного города или происхождения названия города (реки, озера, местности).

Персонификация. С помощью рассказы об отдельных эпизодах из жизни конкретного человека мысленно создается его образ.

Проблемная ситуация. Прием заключается в том, что в рассказе экскурсовода ставится проблема, связанная с темой экскурсии. Постановка проблемы перед экскурсантами заставляет их задуматься и побуждает найти правильный ответ на заданные вопросы. В ряде случаев экскурсантам предлагается найти альтернативу предложенному решению вопроса.

Отступление. В ходе экскурсии в экскурсантов может накопиться усталость. Снять ее можно, отступив на время от темы: прочитать стихотворение, привести пример из собственного опыта. Однако, чтобы добавить сложной информации непринужденный характер, нельзя сводить дело к шуткам, анекдотам среди серьезного изложения материала.

Индукция. Прием применяется в рассказе, когда необходимо сделать переход от частиц (единичных) случаев и фактов к общей картине, общим выводам, и в показе, когда экскурсовод от характеристики одного памятника переходит к характеристике целого ансамбля или системы инженерных сооружений. В рассказе используется также методический прием дедукции как способ рассуждения при переходе от общего к частному. В ряде случаев оба эти приема используются при показе одного объекта. Каждый из них применяется как взаимное дополнение. Например, уместно применить прием дедукции при показе панорамы города.

Климактерическийприем предполагает такое изложение экскурсионного материала, когда сначала сообщаются менее интересные и незначительные факты и аргументы, затем - более значительные и, наконец, - самые интересные. Такая последовательность, по мнению сторонников этого приема, способствует нарастанию интереса экскурсантов к рассказу.

Антиклимактеричнийприем заключается в том, что изложение материала в рассказе начинается с самых интересных фактов и примеров. Интерес к теме, разбуженный в экскурсантов в начале мероприятия, позволяет в дальнейшем успешно ознакомить их с менее интересным материалом.

В экскурсиях климактерический и антиклимактеричний приемы следует рассматривать как формы изложения материала, как структурные особенности построения повествования. К показу предлагаемые приемы не имеют отношения, поскольку последовательность демонстрации объектов определяется не степенью их значимости, а тем местом на маршруте, что каждому из них выделяется с целью полного и логического освещения темы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Экскурсия как метод обучения на этапе НОО. Цели и задачи. Типы экскурсий и их практическое применение в различных областях знаний.

Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности уже в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные методы познания: наблюдение, опыты, обсуждение различных мнений, предположения, учебный диалог и т. д.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Одной из форм обучения в начальной школе является экскурсия.

Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Экскурсия включается в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся.

Экскурсионный метод относится к комплексным методам, которые дают возможность сосредоточить внимание на не отдельных элементах знания, а на жизненных явлениях, взятых в целом, во всей их сложности, в процессе развития. Требования этого метода состоят в следующем: выявить связи между отдельными сторонами предметов и явлений, выбрать в наблюдаемых объектах самое важное, существенное и вокруг изучения его концентрировать весь материал; увязывать вновь изучаемый материал с опытом и знаниями экскурсантов. В основе экскурсионного метода лежат наглядность, обязательное сочетание показа с рассказом.

В процессе педагогической и культурно-воспитательной деятельности метод является основой получения новых знаний и формирования нравственных качеств человека. Метод для деятельности не может быть избран произвольно. Главное требование к методу - он должен обеспечить достижение цели с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами ресурсов.

Экскурсионный метод имеет ряд особенностей:

б) показ и рассказ являются важными элементами экскурсии;

в) движение - один из основных признаков экскурсии;

г) экскурсия на основе деятельностного подхода предполагает организацию активной познавательной деятельности учащихся, направленную на самостоятельное открытие нового знания.

Современная классификация экскурсий:

· По содержанию : обзорные и тематические .

· По особенностям организации познавательной деятельности : иллюстративные и исследовательские .

· По учебной цели : вводные (по курсу или теме), текущие (по мере изучения темы) и обобщающие (после изучения темы).

· По тематике все экскурсии можно разделить на группы:

- ознакомление с многообразием органического мира, наблюдение за явлениями природы в различное время года, исследование объектов живой природы;

- ориентирование на местности, ознакомление с формами земной поверхности, полезными ископаемыми, исследование объектов неживой природы;

- экскурсии в краеведческий музей, на выставки, производства.

Экскурсия - это вид учебной работы, при котором обучение проводится на натуральном естественном или производственном объекте вне границ школы, или класса.

Экскурсия является организованной формой обучения и одновременно методом обучения.

Учебное значение экскурсии заключается в том, что во время экскурсии осуществляется реализация дидактических принципов связи с жизнью, политехнической учебы, наглядности и т.п.

Во время экскурсии ученики знакомятся с производственными объектами, разными производственными профессиями, учатся находить действие физических законов в разных природных явлениях, знакомятся с физическими приборами и измерительными инструментами, которые применяются в научно-исследовательских лабораториях и на производстве.

Экскурсии, как метод обучения и форма организации занятий зародились в начале XX века. На данное время выработана система экскурсий и методика их проведения.

Как метод экскурсия принадлежит к иллюстративному методу обучения, в котором ученики практически не влияют на наблюдаемый объект или явление, процесс.

Программою предусмотрено проведение экскурсий в каждом классе (2-4 час.). В учебных программах по каждому предмету должен устанавливаться обязательный перечень экскурсий и их содержание.

Конечно, экскурсия не должна быть сухим продолжением урока. В связи с этим в план экскурсии всегда должны быть включены элементы игры, наблюдений, эксперименты. Ведь никакой доклад, никакая беседа не могут заинтересовать так, как умело проведенная экскурсия.

Всем известен тот факт, что каждый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – нормальное, естественное состояние ребёнка.

Экскурсия как метод обучения ориентирован как на индивидуальную, так и групповую самостоятельную деятельность учащихся и позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

В современном мире технологий результатом экскурсии может быть выпуск фильма, презентации, компьютерного альбома, выставка работ.

Китайская пословица гласит:
То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!

2 1. Экскурсия выполняет следующие функции: а) научную; б) психологическую; в) коммерческую; г)специализированную. 2. Главные требования к тематике экскурсий следующие: а) идейность; б) функциональность; в) связь с современностью; г) рациональность. 3. Портфель экскурсовода это: а) деловой кейс организатора экскурсии; б) комплекс мероприятий по выбору маршрута; в) списки основной и дополнительной литературы; г) комплект наглядных пособий. 4. Технологическая карта это основной документ экскурсии, который представляет собой: а) договор между партнерами туристическим предприятием и владельцами транспорта; б) трудовое соглашение между туристическим предприятием и организатором экскурсии; в) договор подряда между экскурсоводом ("Исполнителем") и туристическим предприятием ("Заказчиком"); г) протокол согласования интересов всех сторон (организаций), занятых экскурсионным обслуживанием; д) рекомендации (согласно принятой схеме) по проведению экскурсии с изложением последовательности и продолжительности демонстрации объектов, указаниями по ведению экскурсии и применению методических и других приемов. 5. Прием зрительной реконструкции это: а) выявление в объекте характерных черт той или иной исторической эпохи; б) детальное наблюдение объекта; в) восстановление первоначального облика объекта; г) восприятие объекта в его ландшафтном окружении. 6. "Особые" приемы техники проведения экскурсии это: а) использование в экскурсии видео- и музыкальных записей; б) неоднократный обход вокруг объекта; в) продажа прохладительных напитков, сувениров во время экскурсии; г) обеспечение питания экскурсантов. 7. К основным показателям экскурсионного обслуживания относятся: а) стоимость арендованного транспорта; б) прибыль от экскурсионных услуг; в) стоимость проживания в гостинице; г) стоимость питания экскурсантов. 8. Экскурсоводу должны быть свойственны следующие личностные качества: а) настойчивость; б) самодостаточность; в) смелость; г) многосторонность. 9. Для характеристики эффективности экскурсионной деятельности на макроуровне применяются следующие показатели: а) производительность труда; б) энерговооруженность; в) объем экскурсионного обслуживания; г) доход от реализации экскурсионных услуг, отнесенный к соответствующим затратам труда. 10. Требования к тексту экскурсии следующие: а) биографичность; б) функциональность; в) информативность; г) лекционность.

3 ВАРИАНТ 3 1. В основу экскурсии положены следующие принципы: а) целенаправленность; б) убедительность; в) информативность; г) протяженность. 2. Название экскурсии предполагает: а) применение аббревиатур; б) использование шифров по начальным слогам; в) легкость запоминания и воспроизведения; г) наличие иностранных слов. 3. Различают следующие типы конспектов: а) фрагментарный; б) комбинированный; в) конкретный; г) произвольный. 4. Материал контрольного текста должен служить основой: а) вступления и заключения; б) отбора экскурсионных объектов. 5. Основное назначение комплекта наглядных пособий это: а) подмена показа объектов с целью сокращения маршрута экскурсии; б) дополнение или восстановление недостающих звеньев зрительного ряда экскурсии; в) увеличение количества экскурсионных объектов; г) рекламирование экскурсионных объектов. 6. Показ в экскурсии это: а) действия экскурсовода; б) деятельность водителя; в) движение по маршруту; г) встреча с очевидцами исторических событий. 7. Наглядные пособия, подобранные к подтемам экскурсии, целесообразно показывать: а) перед рассказом; б) одновременно с изложением материала подтемы. 8. При возвращении экскурсантов в автобус экскурсовод: а) возглавляет группу; б) находится в центре группы; в) выполняет функцию замыкающего; г) ждет экскурсантов в автобусе. 9. Оказанию экскурсионных услуг способствует наличие: а) списка домашних адресов и телефонов экскурсоводов; б) плана зрелищных мероприятий; в) программы кинофестиваля; г) театральных афиш. 10. В освоении профессии экскурсовода важнейшими являются следующие способности: а) конструктивные; б) функциональные; в) художественные; г) информационные.

4 ВАРИАНТ 4 1. В основу классификации экскурсий положены следующие признаки: а) научность; б) цикличность; в) идейность; г) правдивость. 2. Этапу отбора и изучения экскурсионных объектов предшествуют: а) разработка маршрута экскурсии; б) объезд (обход) маршрута; в) ознакомление с экспозициями и фондами музеев; г) составление уточненной схемы пути следования экскурсионной группы. 3. Экскурсовод заносит цитату на карточку и дополнительно записывает: а) свою фамилию; б) дату составления карточки; в) пересказ содержания всего произведения (документа); г) название и местонахождение библиотеки (архива, музея), где хранится произведение (документ). 4. Основными составляющими экскурсии являются: а) организационная часть; б) информационная часть; в) логические переходы; г) заключение 5. Различают следующие виды логических переходов: а) конструктивный; б)тактический; в) предварительный; г) итоговый. 6. Выбор месторасположения грунпы экскурсантов определяется: а) последовательностью показа; б) наиболее благоприятной точкой осмотра объекта; в) предпочтением средств показа; г) формой деятельности экскурсантов. 7. Адресность рассказа это: а) указание почтового адреса объекта; б) указание пути следования грунпы; в) показ объекта и рассказ о нем в условиях, когда экскурсовод уверен, что все в группе хорошо видят объект; г) показ дополнительного иллюстрационного материала. 8. Дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию решает задачи: а) выбора маршрута экскурсии; б) максимального удовлетворения всех запросов экскурсантов; в) благотворного воздействия на экологию; г) сокращения продолжительности экскурсий. 9. Видами воображения являются: а) мультипликация; б) гиперболизация; в) периодизация; г) систематизация. 10. Резервы повышения эффективности организации экскурсионной деятельности это: а) сокращение централизованных дотаций пассажирского транспорта; б) повышение цен на топливо; в) расширение тематики экскурсий; г) создание туристических предприятий различных форм собственности.

5 ВАРИАНТ 5 1. По составу участников различают группы: а) городские; б) загородные; в) взрослые; г) экологические. 2. "Другие" источники информации (для создания контрольного текста экскурсии): а) статьи в периодической печати; б) систематические каталоги; в) художественная литература; г) звуковые и видеозаписи воспоминаний участников и очевидцев событий. 3. К одноплановым экскурсионным объектам относятся: а) улица; б) дом; в) роща; г) площадь. 4. В организационной части экскурсии принято сообщать: а) цель экскурсии; б) задачи экскурсии; в) предстоящий маршрут; г) названия экскурсий, проводимых данной организацией. 5. При расстановке группы у объекта экскурсовод должен учитывать: а) возрастной состав участников экскурсии; б) характер освещенности объекта; в) методические приемы проведения экскурсии. 6. Схема усвоения методических приемов включает: а) движение внутри объекта; б) движение вокруг объекта; в) действие самого приема; г) комментирование. 7. Находясь в автобусе, экскурсовод: а) стоит лицом к группе на протяжении всей экскурсии; б) сидит на первом сиденье справа по ходу автобуса; в) располагается на специально оборудованном месте так, чтобы были видны экскурсионные объекты и все экскурсанты; г) сидит на специально оборудованном месте возле водителя и смотрит только вперед, показывая встречающиеся в пути объекты и рассказывая о них. 8. При разделении экскурсантов на группы учитываются: а) их род занятий; б) место жительства; в) национальность; г) вероисповедание. 9. Экскурсовода характеризуют следующие личностные свойства: а) оригинальность; б) рациональность; в) уникальность; г) эмоциональность. 10. Качество экскурсионных услуг определяется следующими переменными: а) средствами труда; б) маршрутом экскурсии; в) нормой прибыли; г) плановыми показателями.

6 ВАРИАНТ 6 1. К тематическим экскурсиям относятся: а) обзорные; б) музейные; в) рекламные; г) архитектурно-градостроительные; д) учебные. 2. Практика изучения источников информации показывает, что предпочтительнее всего использовать следующие виды записей: а) списки основной и дополнительной литературы; б) тезисы; в) рецензии; г) каталоги; д) картотеки. 3. По степени сохранности различают объекты: а) дополнительные; б) многоплановые; в) реконструированные; г) смешанные. 4. Построение маршрута определяется: а) эрудицией экскурсовода; б) наличием наглядных пособий; в) выбором транспортных средств; г) местом расположения объектов. 5. Логический переход это: а) выбор и обоснование оптимального пути следования экскурсионной группы; б) установление связи между подтемами посредством объединения показа экскурсионных объектов и рассказа о них в единое целое. 6. "Особые" приемы проведения экскурсии это: а) элементы ритуала; б) приемы, основанные на использовании в экскурсии технических средств; в) описание; г) экскурсионная справка. 7. На основе изучения профессиональных интересов экскурсантов формируются экскурсионные группы, в которые входят: а) пенсионеры; б) медицинские работники; в) коллекционеры; г) любители театра. 8. Слагаемыми мастерства экскурсовода являются: а) выносливость; б) решительность; в) эрудиция; г) справедливость. 9. Многовариантность экскурсионной программы требует обязательного соблюдения следующих условий: а) общая стоимость выбранных туристом по своему вкусу экскурсий не должна превышать стоимости экскурсий, предусмотренных путевкой; б) экскурсионные услуги могут оказываться в течение определенного периода; в) стоимость экскурсий, включенных в программу обслуживания туристов (путевку), не должна превышать плановую стоимость экскурсий. 10. Условиями подготовки и переподготовки кадров для туристической отрасли являются: а) проведение сертификации; б) внедрение стандартов; в) организация курсов, семинаров, дистанционного обучения; г) создание современной системы туристической информации.

7 ВАРИАНТ 7 1. Исторические экскурсии имеют следующие подгруппы: а) искусствоведческие; б) этнографические; в) геологические; г) литературные. 2. Изучая источники информации по теме будущей экскурсии, экскурсовод ведет записи конспект, что предполагает: а) составление плана прочитанного; б) точную выписку из источника; в) краткую запись формулировок; г) копирование материала. 3. При отборе экскурсионных объектов учитываются следующие критерии: а) повторяемость; б) доступность; в) рациональность; г) разновидность; д) многоплановость. 4. При разработке маршрута имеют значение следующие условия: а) радиальное расположение объектов; б) надежная зрительная основа для раскрытия темы; в) наличие торговых точек по продаже сувениров; г) цветовое решение объектов. 5. Во вступительном слове экскурсовода озвучиваются: а) название экскурсии; б) правила поведения экскурсантов; в) правила безопасности экскурсантов; г) подтемы и наиболее интересные объекты экскурсии; д) время и место окончания экскурсии. 6. Прием активизации познавательной деятельности объединяет: а) прием исследований; б) искусствоведческий анализ; в) исторический анализ; г) прием зрительной реконструкции. 7. Качественное экскурсионное обслуживание предполагает: а) организацию новых маршрутов; б) использование различных видов транспорта; в) высокий уровень подготовленности и интеллектуального развития экскурсоводов; г) увеличение времени пребывания экскурсантов на маршруте. 8. Ступенчатость зрительного анализа связана: а) с использованием метода оценки выразительности объекта; б) определением доступности объекта; в) установлением связи объекта с содержанием экскурсии; г) умением экскурсантов воспринимать объект. 9. Свидетельством высокого качества и эффективности экскурсионного обслуживания являются: а) отсутствие попыток со стороны отдельных экскурсантов оставить маршрут до окончания экскурсии; б) замена экскурсий (на равноценные по продолжительности и стоимости) только в исключительных случаях; в) сознательный отказ от анализа устных замечаний и предложений экскурсантов; г) соразмерность общего и частного в экскурсии. 10. К видам экскурсионных циклов относятся: а) общеобразовательный; б) рекламный; в) плановый; г) единичный.

8 ВАРИАНТ 8 1. По форме проведения различают экскурсии: а) пешеходные; б) комбинированные; в) учебные; г) загородные. 2. Ознакомление с экспозициями и фондами музеев включает следующие стадии: а) изучение названия музея; б) определение его местонахождения; в) уточнение почтового адреса музея и телефона отдела по организации экскурсий; г) посещение экскурсий, которые проводятся научными работниками музея. 3. Степень, в которой количество экскурсионных объектов влияет на качество освещения темы, можно определить следующим образом: а) чем больше, тем лучше; б) лучше меньше, да лучше. 4. Экскурсионные маршруты разрабатываются по следующим принципам: а) комплексности; б) коммерческой выгоды; в) идейности; г) информативности; д) престижности. 5. Различают следующие виды экскурсионного (зрительного) анализа: а) географический; б) исторический; в) предварительный; г) полный. 6. К "другим" приемам проведения экскурсии относятся: а) цитирование; б) объяснение; в) воспроизведение элементов ритуала; г) предварительный осмотр; д) прием локализации событий. 7. Качественный уровень экскурсии определяется следующими условиями: а) обилием цифр, фактов, примеров; б) преобладанием показа над рассказом; в) обеспечением синтеза приемов показа и рассказа; г) преобладанием рассказа над показом. 8. Речь экскурсовода должна соответствовать стилю, а именно: а)объективному; б) нейтральному; в) научному; г) свободному. 9. Использование туристическими предприятиями экскурсионных маршрутов историко-культурной тематики имеет целью: а) развитие экологического туризма; б) издание путеводителей; в) организацию обучения народным ремеслам; г) увязку в маршруты наиболее ценных природно-ландшафтных территорий и архитектурных объектов, Тематика экскурсий это: а) список (картотека) экскурсоводов, которые проводят экскурсии по данной теме; б) цапка с фотографиями, схемами, репродукциями, копиями документов; в) путь следования экскурсионной группы; г) карточки (паспорта) экскурсионных объектов; д) совокупность тем, позволяющая перейти от экскурсий как эпизодических мероприятий к организации экскурсионных циклов.

Методические приемы рассказа являются как бы пружиной устной речи, их основная задача – преподнести факты, примеры, события так, чтобы экскурсанты получили образное представление о том, как это было, увидели большую часть того, что было им рассказано экскурсоводом.

Приемы рассказа можно разделить на две большие группы.

Первая группа объединяет приемы, связанные с формой рассказа (справка, описание, репортаж, цитирование). Приемы этой группы выполняют задачу донести до экскурсантов содержание рассказа, способствуют формированию информации, ее упорядочению, запоминанию, хранению и воспроизведению в памяти экскурсантов.

Прием экскурсионной справки используется в сочетании с приемами зрительной реконструкции, локализации, абстрагирования. Экскурсовод сообщает краткие данные о наблюдаемом объекте: дату постройки (реставрации), авторов проекта, размеры, назначение и др. При осмотре дополнительных объектов этот прием используется самостоятельно, когда, изложив справочный материал, экскурсовод заканчивает знакомство группы с объектом. По своему содержанию и построению данный прием напоминает путевую экскурсионную информацию.

Прием описания ставит своей задачей оказать помощь в правильном отображении объекта в сознании экскурсантов (форма, объем, из какого материала изготовлен, расположение относительно окружающих объектов). Для описания объекта характерны точность, конкретность. Этот прием предполагает изложение экскурсоводом характерных черт, примет, особенностей внешнего вида объекта в определенной последовательности.

Прием описания относится не только к объектам (архитектурным памятникам), но и к историческим событиям. В отличие от описания объектов описание исторических событий носит образный характер. Оно вызывает у экскурсантов зрительные образы, позволяет им мысленно представить, как происходило событие. Таким образом, прием описания событий носит подчиненный характер, смыкаясь с методическим приемом зрительной реконструкции.

В автобусной экскурсии прием описания используется при всех видах показа как с выходом экскурсантов из автобуса, так и без выхода (наблюдение объектов из окна и во время движения автобуса на маршруте).

Прием объяснения — форма изложения материала, когда в рассказе, помимо справки об историческом событии, раскрываются сущность и причины, его вызвавшие. Наиболее часто этот прием используется в производственно-экономических и природоведческих экскурсиях, где в рассказе объясняются внутренние связи процессов и явлений.

Прием комментирования. Комментарий в периодической печати используется в двух видах – как толкование событий, явлений, текстов, а также в качестве рассуждений или критических замечаний о чем-нибудь, вызывающем интерес у читателей.

В экскурсии методический прием комментирования используется экскурсоводом при изложении материала, разъясняющего смысл события или замысел автора памятника истории и культуры, который в данный момент наблюдается экскурсантами.

Иногда комментарий используется в экскурсиях на архитектурные темы в виде критических замечаний о внешнем виде здания, его конструкции, особенностях инженерных сооружений и т.п. Прием комментирования широко используется при показе экспозиций музеев и выставок в качестве пояснений к экспонатам.

Сложность использования такого приема состоит в том, что рассказ в значительной своей части не готовится заранее, он не входит целиком в индивидуальный текст экскурсовода, а носит характер импровизации, т.е. составляется экскурсоводом на ходу, во время наблюдения происходящего.

Прием цитирования. Цитата – дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова (прямая речь). К цитированию прибегают в следующих случаях: для подтверждения, яркого и убедительного выражения своей мысли, сохранения особенностей языка и колорита определенного исторического периода времени, воспроизведения картины события и ознакомления с чьим-то авторитетным мнением (прием ссылки на авторитет).

Цитата в экскурсии направлена на то, чтобы вызвать в сознании экскурсантов зрительный образ, т.е. выступает в роли зрительно воспринимаемой информации. В тексте экскурсии в виде цитат используются отрывки из художественных произведений (проза, стихи). Особенно эффективно цитирование в тех случаях, когда необходимо воссоздать картины жизни в далекие времена, быт и деятельность наших предков.

В ряде случаев цитаты используются в других приемах, например, зрительной реконструкции, литературного монтажа, ссылки на очевидцев и др. В некоторых экскурсиях на основе приема цитирования используется прямая речь. При этом ставится задача – сделать экскурсантов участниками разговора между историческими личностями, очевидцами исторических событий. Делается это с помощью небольших выдержек из мемуаров.

а) вопросы, на которые экскурсовод сразу же или по истечении некоторого времени сам дает ответ, продолжая свой рассказ по теме;

б) вопросы исторического характера, представляющие собой утверждение чего-либо в форме вопроса. Такие вопросы в лекционной пропаганде рассматриваются как прием ораторской речи;

Прием новизны материала состоит в том, что в ходе рассказа по теме сообщаются факты и примеры, неизвестные экскурсантам. Этот прием используется экскурсоводом в тот момент, когда необходимо привлечь внимание группы к объекту, сделать восприятие наблюдаемого более эффективным.

Прием словесного (литературного) монтажа. Используя его, экскурсовод свой рассказ строит на наборе отрывков из различных литературных произведений, документальных материалов, опубликованных в периодической печати. Содержание этих отрывков раскрывает подтему экскурсии или один из основных ее вопросов. Этот прием дает возможность воссоздать картину событий.

Прием дискуссионной ситуации. Экскурсовод, используя этот прием, выдвигает в своем рассказе такое положение, которое вызывает дискуссионную ситуацию. Этот прием дает возможность в части экскурсии заменить монологическую форму материала открытым диалогом. Свою точку зрения по выдвинутому положению высказывают два-три экскурсанта. Затем экскурсовод, подводя итоги, делает выводы.

Прием сталкивания противоречивых версий используется в рассказе экскурсовода, например, при оценке определенного исторического события, утверждения даты возникновения конкретного города или происхождения названия города (реки, озера, местности).

Прием персонификации используется для мысленного создания образа конкретного человека (писателя, государственного деятеля, военачальника). Рекомендуется делать это с помощью яркого рассказа об отдельных эпизодах из жизни тех людей, с которыми связана тема экскурсии, или на основе описания какого-либо исторического события, в котором эти люди участвовали.

Прием проблемной ситуации состоит в том, что в рассказе экскурсовода ставится проблема, связанная с темой экскурсии. Постановка проблемы перед экскурсантами заставляет их задуматься и понуждает найти правильный ответ на поставленные экскурсоводом вопросы. В ряде случаев экскурсантам предлагается найти альтернативу предложенному решению вопроса.

Имеет свои особенности методика проведения экскурсий в музеях. Номенклатура методических приемов здесь намного уже, чем в экскурсиях по городу. В то же время в музеях используются свои специфические приемы. В музейной практике имеет место и прием, выходящий за границы экскурсионного метода. Его можно назвать лекционно-иллюстративным. При этом превалирует речь ведущего, экспонаты же используются лишь в качестве иллюстраций.

Прием индукции применяется в рассказе, когда необходимо совершить переход от частных, единичных случаев и фактов к общей картине, общим выводам, и в показе, когда экскурсовод от характеристики одного памятника переходит к характеристике целого ансамбля или системы инженерных сооружений. Например, охарактеризовав одну из скульптур (юноша, сдерживающий коня), украшающих Аничков мост через реку Фонтанку в Санкт-Петербурге, экскурсовод переходит к характеристике украшений моста в целом. Рассматривается весь художественный ансамбль.

В рассказе используется также методический прием дедукции как способ рассуждения при переходе от общего к частному. В ряде случаев оба эти приема используются при показе одного объекта. Каждый из них применяется как взаимное дополнение.

Климактерический прием предполагает такое изложение экскурсионного материала, когда вначале сообщаются менее интересные и малозначительные факты и аргументы, затем – более значительные и, наконец, самые интересные. Такая последовательность, по мнению сторонников этого приема, способствует нарастанию интереса экскурсантов к рассказу.

Антиклимактерический прием состоит в том, что изложение материала в рассказе начинается с наиболее интересных фактов и примеров, в показе – с более значительных по своему содержанию и архитектуре объектов. Интерес к теме, разбуженный у экскурсантов в начале мероприятия, позволяет в дальнейшем успешно ознакомить их с менее интересным материалом.

В экскурсиях климактерический и антиклимактерический приемы следует рассматривать как формы изложения материала, как структурные особенности построения рассказа. К показу предлагаемые приемы не имеют отношения, так как последовательность демонстрации объектов определяется не степенью их значимости, а тем местом на маршруте, которое каждому из них выделяется с целью полного и логического освещения темы.

В методических пособиях по экскурсионному делу называются и другие приемы: использование цифр и фактов, логического доказательства, взаимодействия интересов, ретроспективы; использование пословиц и поговорок, художественной литературы. Все они не могут быть названы методическими приемами ведения экскурсии из-за отсутствия необходимых для этого признаков.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ДЖОРДЖ ДЖОЗЕФ СМИТ ПРОТОТИП РАССКАЗА АГАТЫ КРИСТИ

ДЖОРДЖ ДЖОЗЕФ СМИТ ПРОТОТИП РАССКАЗА АГАТЫ КРИСТИ Джордж Джозеф Смит родился в 1872 г. в семье страхового агента. В возрасте девяти лет он попал в исправительный дом и в дальнейшем мужественно не сходил с избранного пути. Промышлял Джордж Смит воровством, мошенничеством, а

Еще одна полезная структура рассказа

Сюжет для небольшого рассказа

Сюжет для небольшого рассказа 1969 — Франция?СССР (85 мин)· Произв. Мосфильм (Москва), Telsia Film (Париж)· Реж. СЕРГЕЙ ЮТКЕВИЧ? Сцен. Леонид Малюгин· Опер. Наум Ардашников· Дек. Арнольд Вайсфельд· Муз. Родион Щедрин· В ролях Марина Влади, Николай Гринько, Ия Саввина.Реконструкция

Сюжет для небольшого рассказа

ТРАНСФОРМАЦИЯ УСТНОЙ РЕЧИ (РАССКАЗА) В ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ

ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗА НА ЭКСКУРСИИ

ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗА НА ЭКСКУРСИИ В практике можно обнаружить шесть особенностей рассказа:1. Зависимость рассказа от скорости передвижения группы.Рассказ подчинен ритму движения экскурсантов, маршруту экскурсии. Например, рассказ, подготовленный для экскурсии с

1.12. СОЧЕТАНИЕ ПОКАЗА И РАССКАЗА В ЭКСКУРСИИ

1.12. СОЧЕТАНИЕ ПОКАЗА И РАССКАЗА В ЭКСКУРСИИ Любая экскурсия основана на сочетании двух главных элементов – показа экскурсионных объектов и рассказа о них.Показ и рассказ на экскурсии не являются величинами одинаковыми для всех видов и тем экскурсий. Соотношение

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПОКАЗА

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПОКАЗА Наиболее многочисленную группу составляют приемы показа, которые позволяют упростить наблюдение объекта, выделяют его особенности, которые незаметны при обычном осмотре, дают возможность экскурсантам мысленно расчленить памятник на

ОСОБЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

ОСОБЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ Помимо методических приемов показа и рассказа на экскурсии используются особые приемы, которые помогают лучше усвоить содержание материала. Среди них особое место занимает прием, делающий экскурсию более документальной, доказательной.

Читайте также: