Егэ по литературе решу егэ сочинение

Обновлено: 31.05.2024

Литература — предмет, который многие боятся сдавать. Ученики считают, нужно обладать писательским талантом и помнить, какого цвета платье было у Наташи Ростовой на балу. Кто-то убежден, что литературу оценивают субъективно — ведь большую часть экзамена занимают сочинения, которые могут не понравиться эксперту. Все это стереотипы. Чтобы хорошо сдать ЕГЭ по литературе 2022, нужно помнить… нет, вовсе не цвет платья Наташи Ростовой, а структуру экзамена.

10 изменений в ЕГЭ по литературе 2022

За все годы существования ЕГЭ литература практически не менялась, если сравнивать с другими предметами. В 2015 году изменена структура варианта КИМ — с этих пор в нем нет заданий В и С, они сохранились разве что на недобросовестных сайтах для подготовки к ЕГЭ 😅. В 2018 немного уточнились критерии сочинений и добавилась 4 тема в 17 задание (до этого их было 3), а в 2021 году было обновлено только задание 7 — в нем стали спрашивать не один, а сразу 2 термина.

Однако 2022 год ознаменовался достаточно серьезной перестройкой экзамена.

1. В Кодификатор добавилось 39 зарубежных авторов (ранее на экзамене использовалась только русская классика), причем зарубежное стихотворение может попасться и в обязательной части по лирике (в отличие от прозы, которая будет дана только в сочинении 17 на выбор из 5 тем).

3. Изменился итоговый первичный балл: был 58, стал 53.

5. В заданиях с кратким ответом изменилось количество заданий: в части по прозаическому, драматическому или лироэпическому тексту из 7 заданий стало 4, а в части по лирике из 5 заданий — 3.

6. Вместо обязательного 8 задания мини-сочинения на анализ отрывка в 2022 году вам предлагают 2 вопроса на выбор (также на анализ отрывка):

7. Вместо обязательного 15 задания на анализ стихотворения в 2022 году вам предлагают 2 вопроса на выбор (также на анализ стихотворения; но не забывайте, что здесь может быть и зарубежная поэзия):

10. Объем сочинения также вырос: если раньше требовалось написать не менее 150 слов, то теперь — 200, иначе сочинение не будет проверяться.

Здесь я коротко обрисовала основные изменения в ЕГЭ по литературе 2022. Однако на своих занятиях по подготовке к экзамену я рассказываю еще и о том, как правильно решать обновленные задания. Ведь когда вопрос меняется, меняются и особенности ответа на него.

Именно это я и объясняю и показываю своим ученикам. Где-то, например, нужно обязательно дать подробное определение термина, чтобы получить максимальный балл. Но как вы узнаете об этом, если в формулировке задания это четко не сказано? Все хитрости по решению ЕГЭ по литературе я могу рассказать и вам — приходите на мои занятия, и мы вместе разберемся во всех сложностях.

Важно понимать, что я описала только проект. Однако согласно ему структура экзамена в 2022 году будет выглядеть так:

Структура ЕГЭ по литературе 2022

Экзамен состоит из двух частей.

Первая часть

Ее условно также можно разделить на 2 блока:

Блок 1 — вопросы по отрывку из эпического, драматического или лироэпического произведения

  • Задания 1-4 с кратким ответом направлены на знание рода, жанра, направления произведения, особенностей композиции, характеристик героев и литературных терминов, полный перечень которых можно найти в Кодификаторе.

Блок 2 — вопросы по лирическому произведению. Если стихотворение большое, в КИМ поместят только его часть

  • В заданиях 7-9 с кратким ответом также могут спросить род, жанр, размер и направление стихотворения, средства выразительности, типы рифмовки и т. д.
  • Задания 10.1 и 10.2 аналогичны заданиям 5.1 и 5.2 — они подразумевают выбор только одного вопроса из двух и требуют мини-сочинения в 5-10 предложений, но уже по лирическому произведению.
  • Задание 11 — это снова мини-сочинение на сопоставление, в котором также необходимо вспомнить один пример и сравнить в заданном направлении анализа. Темы в подобных сочинениях достаточно разнообразны. Это может быть мотив дружбы, неразделенной любви, тема маленького человека, осени и т. д.

Например, на занятиях со своими учениками я подробно разбираю самые неожиданные темы из ЕГЭ по литературе. Мы находим и сопоставляем несколько стихотворений, рассказов или романов из русской и зарубежной литературы. А еще учимся формулировать ответ так, чтобы эксперты не придрались ни к одному слову — а они это любят, поверьте… Если хотите тоже научиться всему этому, приходите ко мне на подготовку к ЕГЭ — дойдем до 80+ баллов вместе!

Вторая часть

С этого года имеет 5 вопросов (несколько лет назад их было всего 3), из которых по личным предпочтениям нужно выбрать только один и написать объемное сочинение не менее 200 слов(одно из изменений этого года). Вот примеры тем из демонстрационного варианта ЕГЭ-2022:

Как получить высокий балл на ЕГЭ по литературе?

Формула успеха простая: теоретическая база + знание структуры экзамена. Когда-то она помогла набрать мне 98 баллов, а теперь помогает готовить учеников, которые, как и вы, мечтают поступить на бюджет в лучшие вузы страны.

Задания с коротким ответом

Один человек не справится с таким глубоким погружением в аналитику — у нас этим занимаются 200 человек. Благодаря аналитике мы смогли выявить и упрощающие методы решения заданий. Например, в заданиях с кратким ответом достаточно обратить внимание на ключевые слова и тут же записать верный ответ. На экзамене встречается не весь объем литературных терминов, а определенный (и достаточно небольшой) перечень, который необходимо заучить.

Сочинения

За 4 года практики я видела много учеников с хорошим художественным слогом. Но при подготовке их часто обходили не столь талантливые, но разбирающиеся в критериях ребята. Дело в том, что проверяющий эксперт выступает в роли такого же компьютера — и оценивает сочинения по четко установленным требованиям. Если вы эти требования хорошо знаете и выполняете — успех гарантирован.

Правда, если вы попробуете ознакомиться с критериями оценивания, то вряд ли что-то поймете. Формулировки у составителей отвратительные!

1. Почему проблема отцов и детей остаётся актуальной и в наше время?

4. Что надо делать, чтобы избежать конфликта поколений?

6. Что в наше время чаще приводит к конфликту поколений: неудержимая энергия юности или нежелание старших принимать всё новое?

Споры отцов и детей — традиционная тема русской литературы. В разных произведениях показаны различные типы взаимодействия между представителями разных поколений: от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности; выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

Однозначного ответа о правоте отцов или детей нет. Молодёжь строит свою жизнь на опыте и достижениях отцов, поэтому должна уважать этот опыт. Старшему поколению нужно осознавать, что будущее принадлежит детям, поэтому они стремятся идти вперёд, и это движение не всегда разрушительно и опасно, как думают старшие.

Уважение к старшим воспитано в княжне Марье и князе Андрее. И в этой семье царит любовь, но любовь тщательно маскируется под принципами строгости в воспитании. И все здесь вроде бы неплохо и правильно, но не хватает искренности, тепла, защищённости.

Мечта и реальность

1. Далека ли мечта от реальности?

2. Мечта и цель — оно и то же?

3. Помогает ли мечта жить?

4. Как противопоставлены мечта и реальность?

5. Можно ли прожить без мечты?

Мечты могут быть разные.

Акакий Акакиевич Башмачкин мечтает о новой шинели — эта мечта помогает ему пережить тяготы нищенского существования, унижения, но при этом выматывает настолько, что её крушение лишает героя жизни.

В противовес чеховским и гоголевским героям благородны устремления Данко и Мцыри, Пьера Безухова и Андрея Болконского.

Человек должен обязательно следовать за своей мечтой, потому что она окрыляет, даёт силы, помогает делать новые важные шаги вперёд по жизни к достижению своего счастья.

Месть и великодушие

1. Почему месть считают уделом слабых?

2. Всегда ли надо прощать?

3. Какого человека можно назвать великодушным?

5. У кого можно поучиться быть великодушным?

7. В наше время нужно ли быть великодушным?

Великая душа — великодушие… Какого человека можно назвать великодушным? Как сохранить великодушие и научиться прощать предателей, убийц, подлецов? На эти вопросы нелегко найти ответ. Обратимся к литературным героям.

Где взяла в себе силы Мария, героиня романа Виталия Закруткина, простить немца и помогать ему? Этот поступок раскрывает величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой.

Как любовь к Маше Троекуровой заставила Владимира Дубровского отказаться от мести? Почему Кирила Петрович пошёл на подлость, чтобы разорить бывшего друга? На эти вопросы нужно попробовать ответить в своём размышлении по представленным темам.

А надо ли мстить? Ответ на этот вопрос может подсказать Родион Раскольников. Не получилось у него без мучений для своей совести убить старуху. Пострадал, в конечном итоге, сам Родион. А Соня, сострадающая своему отцу, простившая мачеху, выгнавшую ее на улицу, остаётся благородной и щедрой.

Итак, в сочинениях данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Искусство и ремесло

2. Почему искусство вечно?

3. Может ли ремесло стать искусством?

4. Чтобы заниматься искусством, талант необходим обязательно?

5. На что способно настоящее искусство?

7. Кто такие ремесленники в искусстве?

Темы данного направления являются, пожалуй, самыми трудными в понимании и представлении своих размышлений. В сочинениях этого блока возможно размышление о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, о предназначении художника и его роли в жизни общества, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.

Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

Талант — непревзойдённое дарование, данное свыше. А если другим этого просто не дано? Вот откуда берётся зависть Сальери, и он решается на убийство. Стал ли счастливее он после этого? Нет, талант мертвеца не озарил убийцу. Забыли ли Моцарта после смерти? И опять — нет. Его музыка победила саму смерть, ведь имя композитора живет до сих пор, а его произведения — показатель того, что их создатель бессмертен.

Бессмертная музыка Бетховена помогает Вере Николаевне понять любовь Желткова, воскрешает в ней давно угасшие эмоции, словно пробуждая ото сна, в котором не было места чувствам и искренности.

Доброта и жестокость

2. Что такое доброта?

3. Может ли доброта навредить?

4. Почему с проявлениями жестокости мы сталкиваемся все чаще и чаще?

7. Нужно ли пресекать жестокость?

Темы данного направления нацеливают выпускников на размышления о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь.

Добро, доброта — зло, жестокость. Какие идеалы выбирает каждый из нас? Чем этот выбор обоснован? Где истоки этого выбора?

В литературных произведениях показаны герои, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Не находим оправдания мы и жестокой расправе Раскольникова над старухой-процентщицей и её сестрой Лизаветой.


Задание 12 № 51

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (12.1−12.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

12.4. Урок нравственной красоты и благородства (по одному из произведений русской литературы).

12.5. Как особенности композиции помогают раскрыть идею произведения? (на примере 1−2 произведений отечественной или зарубежной литературы)

При написании сочинения можно пользоваться следующим примерным планом.

1. Вступление — вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может содержаться ответ на заданный по теме вопрос; быть представлено ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего (“как вы понимаете смысл названия…”); содержаться факт из биографии автора или характеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста; быть сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы (“тема судьбы”, “образ героя”…).

2. Основная часть: представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой. В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли. Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема. Основную часть можно начинать с тезиса — положения, которое вы будете доказывать. Потом приведите аргументы, их должно быть по крайней мере два. Свои аргументы подкрепляйте примерами из текста.

3. Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, повторное обращение внимания на самое главное. Заключительная часть должна быть короткой, но емкой; органически связанной с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный смысл и быть подготовлено материалом основной части.

Пример ответа 12.4.

Олеся очень умна. Несмотря на то что она не получила практически никакого образования, она очень хорошо разбирается в жизни. Она очень любознательна, ее интересует все, что может ей рассказать новый знакомый. Любовь, возникшая между Иваном Тимофеевичем и Олесей, — явление искреннее, чистое и прекрасное. Девушка действительно достойна любви. Она — совершенно особое существо, полное жизни, нежности, сострадания.

Она с готовностью жертвует собой для того, чтобы выполнить его нелепое, в общем-то, требование — посетить церковь. Олеся совершает этот по-ступок, который и влечет за собой столь трагические последствия.

Девушка приносит себя в жертву и тогда, когда решает внезапно уехать, ничего не сообщая своему любимому. В этом также проявляется благородство ее характера.

Весь образ Олеси свидетельствует о ее чистоте, доброте и благородстве. Именно поэтому так тяжело становится, когда узнаешь о расставании девушки с ее любимым. Тем не менее именно такой финал является закономерностью. У любви Олеси и молодого барина нет будущего, девушка прекрасно это понимает и не хочет быть помехой для благополучия своего любимого человека.

Пример ответа 12.5.


Задание 12 № 68

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (12.1−12.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

12.3. В чём своеобразие взгляда В. В; Маяковского на сущность поэзии и назначение поэта?

12.5. Как в русской литературе XIX века раскрывается тема маленького человека? (На материале 2−3 произведений).

При написании сочинения можно пользоваться следующим примерным планом.

1. Вступление — вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может содержаться ответ на заданный по теме вопрос; быть представлено ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего (“как вы понимаете смысл названия…”); содержаться факт из биографии автора или характеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста; быть сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы (“тема судьбы”, “образ героя”…).

2. Основная часть: представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой. В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли. Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема. Основную часть можно начинать с тезиса — положения, которое вы будете доказывать. Потом приведите аргументы, их должно быть по крайней мере два. Свои аргументы подкрепляйте примерами из текста.

3. Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, повторное обращение внимания на самое главное. Заключительная часть должна быть короткой, но емкой; органически связанной с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный смысл и быть подготовлено материалом основной части.

План ответа 12.4.

План ответа 12.5.


Задание 12 № 85

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (12.1−12.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

12.3. Какие жизненные явления представляют наибольший интерес для Маяковского-сатирика и почему?

12.4. Как жить человеку в тоталитарном государстве? (по одному или двум произведениям отечественной литературы).

12.5. Как пейзаж может помочь в раскрытии образа героя? (На примере произведения отечественной или зарубежной литературы.)

При написании сочинения можно пользоваться следующим примерным планом.

1. Вступление — вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может содержаться ответ на заданный по теме вопрос; быть представлено ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего (“как вы понимаете смысл названия…”); содержаться факт из биографии автора или характеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста; быть сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы (“тема судьбы”, “образ героя”…).

2. Основная часть: представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой. В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли. Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема. Основную часть можно начинать с тезиса — положения, которое вы будете доказывать. Потом приведите аргументы, их должно быть по крайней мере два. Свои аргументы подкрепляйте примерами из текста.

3. Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, повторное обращение внимания на самое главное. Заключительная часть должна быть короткой, но емкой; органически связанной с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный смысл и быть подготовлено материалом основной части.

Пример ответа 12.4.

Судьба человека в эпоху тоталитаризма трагична — к такому выводу приходят писатели, обращаясь к теме тоталитарного государства.

Пример ответа 12.5.

Таким образом, роль пейзажа в художественном произведении очень велика: картины природы помогают раскрытию образов героев.


Задание 12 № 103

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (12.1−12.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

12.1. В чём сходство и различие в отношении Чацкого и Софьи к фамусовскому обществу?

12.4. Трагедия человека в тоталитарном государстве (на материале произведений В. Шаламова).

12.5. Проблема бережного отношения к природе (на примере 1−2 произведений отечественной или зарубежной литературы).

При написании сочинения можно пользоваться следующим примерным планом.

1. Вступление — вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может содержаться ответ на заданный по теме вопрос; быть представлено ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего (“как вы понимаете смысл названия…”); содержаться факт из биографии автора или характеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста; быть сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы (“тема судьбы”, “образ героя”…).

2. Основная часть: представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой. В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли. Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема. Основную часть можно начинать с тезиса — положения, которое вы будете доказывать. Потом приведите аргументы, их должно быть по крайней мере два. Свои аргументы подкрепляйте примерами из текста.

3. Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, повторное обращение внимания на самое главное. Заключительная часть должна быть короткой, но емкой; органически связанной с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный смысл и быть подготовлено материалом основной части.

Пример ответа 12.4.

Пример ответа 12.5.


Задание 12 № 137

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (12.1−12.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

12.2. Почему так уродлив и карикатурен мир власть имущих в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина?

12.5. Как русская литература повлияла на другие виды искусства? (На материале одного или двух произведений).

При написании сочинения можно пользоваться следующим примерным планом.

1. Вступление — вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может содержаться ответ на заданный по теме вопрос; быть представлено ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего (“как вы понимаете смысл названия…”); содержаться факт из биографии автора или характеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста; быть сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы (“тема судьбы”, “образ героя”…).

2. Основная часть: представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой. В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли. Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема. Основную часть можно начинать с тезиса — положения, которое вы будете доказывать. Потом приведите аргументы, их должно быть по крайней мере два. Свои аргументы подкрепляйте примерами из текста.

3. Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, повторное обращение внимания на самое главное. Заключительная часть должна быть короткой, но емкой; органически связанной с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный смысл и быть подготовлено материалом основной части.

Платонов ни на кого не похож. Каждый, кто впервые открывает его книги, сразу же вынужден отказаться от привычной беглости чтения: глаз готов скользить по знакомым очертаниям слов, но при этом разум отказывается поспевать за временем.

Образы героев созданы как пародии на социальные типы, порожденные эпохой, — это характерная черта антиутопии. Жестокая бесчеловечная дей-ствительность казарменного коммунизма исковеркала характеры, судьбы персонажей произведения.

Речь его героев построена по нормам времени, они пытаются говорить на языке лозунгов и указов. Смысловые сдвиги в рамках предложения, эпизода, всего сюжета в произведениях Платонова — это отражение сдвигов в понимании мира.

Пример ответа 12.5.

Той же весной 1877 года Чайковский получает страстные любовные послания от некой Антонины Милюковой, двадцатичетырехлетней студентки консерватории, которую, Чайковский едва мог припомнить, встречал ли когда нибудь. К своей реальной корреспондентке Чайковский не питает совершенно никакой любви, и он поступает так же, как поступил Онегин: он пишет вежливый холодный ответ, что не может ответить взаимной любовью.

Но от нее приходит еще одно письмо, полное страстного чувства, и Чайковский отправляется к Антонине Милюковой, чтобы взглянуть на нее. Он женится на ней (6 июля 1877 года). В результате — трагедия (три недели спустя он бегством спасается от брака).

Подборка вариантов ЕГЭ 2022 по литературе для 11 класса из различных источников с ответами.

Составлены в соответствии с демоверсией 2022 года.

Тренировочные варианты ЕГЭ 2022 по литературе

ЕГЭ 100 баллов (с ответами)
Тренировочный вариант 1 скачать
Тренировочный вариант 2 скачать
Тренировочный вариант 3 скачать
Тренировочный вариант 4 скачать
Тренировочный вариант 5 скачать
Тренировочный вариант 6 скачать
Тренировочный вариант 7 скачать
Тренировочный вариант 8 скачать
Тренировочный вариант 9 скачать
Тренировочный вариант 11 скачать
Тренировочный вариант 12 скачать
СтатГрад (ответы + критерии оценивания)
вариант 1 ответы + критерии
→ Купить сборник тренировочных вариантов ЕГЭ по литературе

Распределение заданий варианта КИМ по уровням сложности

В экзаменационную работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности (таблица 3).

Часть 1 содержит 7 заданий базового уровня (1–4, 7–9) и 4 задания повышенного уровня сложности (5.1/5.2, 6, 10.1/10.2, 11).

Часть 2 содержит 1 задание высокого уровня сложности (экзаменуемому предложен выбор из пяти заданий: 12.1–12.5), которое требует от участника экзамена написания самостоятельного полноформатного текста на литературную тему.

Продолжительность ЕГЭ по литературе

Продолжительность ЕГЭ по литературе – 3 часа 55 минут (235 минут). Рекомендуется 2 часа отвести на выполнение заданий части 1, остальное время – на выполнение задания части 2.

Дополнительные материалы и оборудование

Перечень дополнительных материалов и оборудования, использование которых разрешено на ЕГЭ, утверждается приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора. При выполнении заданий обеих частей экзаменационной работы экзаменуемый имеет право пользоваться орфографическим словарём.

Как сдать ЕГЭ-2022 по литературе

Как готовиться к ЕГЭ по литературе? Мы советуем разобраться в структуре экзамена и основных типах заданий, а ещё — узнать о самых распространённых ошибках, чтобы не допускать их самим. Собрали самое важное о сдаче выпускного экзамена по литературе в одном материале.


Как устроен ЕГЭ по литературе

Экзамен состоит из двух частей.

Первая часть включает в себя два комплекта заданий, относящихся к фрагменту драматического, прозаического, лиро-эпического или лирического произведения. Каждый комплект состоит из теста (задания 1–4; 7–9) и двух заданий (5–6 и 10–11 соответственно), требующих развёрнутого ответа. Задания 5 и 10 состоят из двух вопросов, необходимо ответить на один из них.

Задания 1–6 формулируются к фрагменту драматического, прозаического, лиро-эпического произведения, указанного в кодификаторе.

Задания 7–11 формулируются к любому стихотворению отечественного или зарубежного поэта, указанного в кодификаторе.

Вторая часть состоит из пяти тем — задание 12.1–12.5, на одну из которых нужно написать сочинение.

Три темы формулируются по творчеству или отдельному произведению авторов, указанных в кодификаторе, одна носит обзорный характер и предполагает самостоятельный выбор произведений для аргументации, последняя тема ориентирована на связь литературы с другими видами искусства.

При ответе на вопросы 6, 11 или написании сочинения можно привлекать произведения зарубежных авторов, если это оговаривается в формулировке задания.

На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Рекомендуется не более двух часов отвести на выполнение заданий первой части, а остальное время — на выполнение задания второй части.

Основные типы заданий экзамена

Вопросы теста проверяют знание теории литературы и художественного произведения, фрагмент которого предложен для анализа, умение использовать литературоведческие понятия и термины в речи.

Задания 5, 10 проверяют умение анализировать в единстве формы и содержания фрагмент произведения или стихотворение.

Задания 6, 11 проверяют умение сопоставить исходный текст с произведением отечественной (зарубежной) литературы.

Задание 12 проверяет умение писать сочинение на литературную тему.

Советы по написанию сочинения

1. Внимательно прочитайте тему сочинения, подчеркните ключевые слова и, если тема обзорная, обратите внимание на ограничения: эпоху, род, жанр, количество произведений.

2. Набросайте на черновике тезисы к выбранной теме. Их должно быть не меньше двух: это поможет вам раскрыть тему глубоко и многосторонне и убережёт от повторов мысли, которые являются логическими ошибками.

3. К каждому тезису приведите эпизод, художественные детали или характеристики героев. Подумайте, какие термины (два и более) вы могли бы использовать для анализа примеров из произведения.

4. Напишите вступление к сочинению, используя ключевые слова темы. Обязательно укажите автора и название произведения.

Читайте также: