Сочинение по развитию речи 4 класс

Обновлено: 04.07.2024

Конспект урока по русскому языку и развитию ре чи в 4 классе.

1 . Обобщать и систе матизировать знания, полу ченные на у роках и у читься

2 . Учить составл ять самостоятель но тек ст, соединяя разные типы в

Портрет П.И. Чайковского (презе нтация о композит оре)

доске портрет композит ора, записаны его высказыв ания)

«Я люблю нашу р у сскую природу боль ше всякой дру го й, и русский зимний

- Что же это за цвет ы н еобыч ной красот ы? (снежинки)

(убирает у чи тель первы й лист, н а втором изображены снеж инки)

Наша задача – п равильно м ыслить, общая цель – рассуждать. Мы будем

IV . Беседа. О бсуждение личных на б людени й и впечатлений.

1. Учитель показыва ет, обращает вниман ие на снежинки. Что скажет е?

(высказывани я д етей, они м огут быть разные, если д ети молчат; учитель даёт

- снежинки как ие? (чистые, хрупкие, х олодные, к р у пные, блестящие,

серебристые, пу шистые, белые, чудесн ые, прекрасн ы е, голу б ые, возду шные,

морозные, снеж ны е, лу чистые, маленькие, хру стальные, радостные,

мохнатые, тонк и е, резные, легкие, нежные, белос н ежные).

- Одинаковые л и снежинки в разну ю по году (наблю д ение)

3. Писатель И. Т ургенев п риветствовал снежинок таки ми словами:

- Как выразил о н свои чувств а? В каких словах их пе редал?

- Какие вы знаете ст ихи о снежинках? (по жел анию дети читают стих и ).

1. Мы с вами о мн о гом сейчас рассуждали, вспоминали, рассказывали. Как

- Для чего она нужна? Ка кая бывает? Из чего состоит ? (реч ь нужна человеку ,

чтобы сообщать , узнавать, говорить, общаться. Е сли мы разговариваем, т о

речь устная, зап исываем – письменная, со стоит и з слов).

- Что такое текст? (группа предложений, связанных по смыслу, записывается

- Что такое тема ? (это о к о м или о чём говорится в текст е).

- Посмотрите на доску. Прочитайте в нимательно (п р о себя) темы сочинений.

В) текст – рассу ждение (примеры, объя сн ение, д оказательс тва)

- Как вы думаете, на ши темы, каким текстам соответству ют?

- Если вы пишите сказку, то можно представ и ть сказо чн ый лес, с н еб а

падают снежинк и. Посмотрите на них гл азами сказочника.

- Если это описан и е, т о подберите кр асивые эпитеты и сравнения.

- Если рассужде н ие, то п р иведите п римеры, объясните, докажите.

VI . Лексико – стилистическ ая и орфографическая п о дго товка.

Каждое слово нашего языка та и т в себе особ ый смысл. Синонимы помогу т

избежать в тексте повторения одного и то го же слов а.

2. Сравнение пом о жет нам точно охарактериз о вать п редмет и выраз и ть

отношение к не му. Сверкают, блестят, и скрятся, как звёз д очка, слов н о

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока (4 класс)

Урок развития связной речи в 4 классе сочинение-описание с элементами рассказа на основе собственных наблюдений"Калина"

Цель урока: учить составлять текст-описание по воображению, расширить знания детей о значении слов; учить строить словесные характерные признаки, учить подбирать точные образные слова, расширить знания детей о калине, как растение – символ Украины, показать, как воспевал ее украинский народ, пробуждать познавательные интересы к истории своего народа; развивать у детей речь, коммуникативную компетенцию, образное мышление, умение и навыки в решении определенных вопросов; способствовать повышению культуры речи; воспитывать любовь к родной земле.

Оборудование: дидактический материал: мультимедийное сопровождение , схема, образцы грон, звукозапись .

Тип урока: развитие связной речи.

И. Организационный момент

- Дети, я очень счастлива работать сегодня с вами.

А работать мы под таким девизом:

Не просто слушать, а слышать!

Не просто смотреть, а видеть!

Не просто отвечать, а рассуждать

Дружно и плодотворно работать.

II. Актуализация знаний учащихся.

- Что такое описание? (Слайд 2)

Описание-это один из типов речи, с помощью которого мы характеризуем предметы, называя наиболее важные для них признаки.

Поэтому нужно изучать действительность, наблюдая окружающий мир, видеть признаки, находить слова для самого точного его описания, постоянно обогащать свой словарный запас.

- Когда мы пользуемся описанием? (Слайд 3)

-Описанием мы пользуемся тогда, когда нужно, чтобы человек, к которому мы обращаемся, будто увидела, узнала то, о чем мы говорим или пишем.

- Что можно описывать?

Описывать можно все, что мы видим вокруг, с чем встречаемся в жизни: предметы, животных, людей, различные процессы, явления, имеющие присущие им признаки. Стол, дерево, шкаф и другие предметы имеют присущие им признаки. Но и каждое дерево, каждый шкаф отличаются своими особенностями. Например, стол может быть письменным, большим, тяжелым, дубовым, круглым, но он не может быть злым, шарообразным.

- Зачем человеку нужны умения описывать предметы, животных и других людей?

для развития связной речи;

для развития творческого мышления.

- Сегодня у нас урок связной речи. Мы будем составлять текст-описание.

1. Метод предсказания.(Слайд 4)

Прослушайте стихотворение и попробуйте отгадать, какой предмет мы будем описывать.

За домом в саду,

В зеленом венчике

И в красных бусах

Стала пава молода.

И совпадают все дети,

Чтобы на нее поглядеть.

За ожерелье каждый Смык –

Да и бросит на язык.

(На доске висит куст калины без гроздей)

- Посмотрите на наш куст калины. Чего в нем не хватает? (Грон)

- Злой зимний ветер налетел и посрывал гроздья. Остались люди без целебных ягод, а птицы без так необходимой зимой пищи. Но мы можем помочь и вернуть кустику грозди, если правильно выполним все задания урока.

-Предлагаю ознакомиться (а может, кое-кто уже это сделал) с теми задачами, которые ждут вас сегодня.

2) словарная работа

3) поэтическая минута

4) Народными тропами

8) самостоятельная работа в группах

9) Презентация работы в большой группе (классе)

IV. Работа над составлением текта-описания

1. Языковая разминка

(Упражнение "мозговой штурм". (Происходит Свободное накопление большого количества идей по определенной теме, сперва без критического осмысления. Сообщив тему урока, название текста или какое-то слово, ученикам предлагается в течение 2-3 мин записать все то, что они знают или думают об этом. Важно записать как можно больше сведений по определенной теме, не задумываясь над тем, насколько правильным является ответ).

-Щедро дарит калина свой бесценный дар — свои ягодки — и людям, и птицам. Удивительно красивое растение!

- Запишите сейчас все, что вы знаете и думаете о калине.

(Повесить 1 гроздь на калину )

2. Работа с толковым словарем (Слайд 5)

- А теперь прочтем, что говорит о Калине толковый словарь.

(Дети читают в тетради сведения о калине из толкового словаря)

Текст в словаре: кустовое растение, имеющее белые цветы и съедобные горькие или кисло-сладкие красные ягоды.

Издавна в Украине калину сажают возле колодцев, копанок, над прудами.

Красивая калина во все времена года. Весной, когда солнце щедро дарит тепло, калина впитывается в белые "букетики" из цветов. Присмотритесь к ним. Внешне в букетике цветы крупные, собраны в венчик, а внутри – мелкие, невзрачные. Интересно, что крупные цветы плодов не дают, а из маленьких осенью созревают плоды калины. Они словно горстями разбросаны среди роскошных зеленых листьев. До поздней осени и даже зимой, когда уже выпадает снег, висят они на ветках, украшая обнаженный лес и подкармливая пернатых обитателей.

Издавна существует обычай: возле только что возведенных жилищ, на примечательном месте, в первую очередь сажали калину.

(Повесить 2 гроздь на калину )

3. Поэтическая минутка (Слайд 6)

- Многие поэты и писатели посвятили свои строки Калине. А особенно много их у Тараса Григорьевича Шевченко. Прочитайте некоторые из них.

1. солнце греет, ветер веет

С поля на долину.

Над водой гнет с ивой

2. Течет вода из-под явора

Гордится над водой

- Найдите и подчеркните образные высказывания о Калине, которые использовал поэт.

(Повесить 3 гроздь на калину )

4. Народными тропами (Слайд 7)

- Мы знаем, что вдохновение для своих произведений Т. Г. Шевченко черпал из народного творчества. А там уже калине посвящено ой, как много страниц. Недаром говорят, что калина-символ Украины

1) послов*я и поговорки:

Любуйся калиной, когда цветет, а ребенком, когда растет.

Посади у дома калину, будешь иметь судьбу счастливую.

Без ивы и калины нет Украины.

2) сравнение девушек с калиной:

- Пышная и красивая, как красная калина.

- Нарядилась в белое платье, как калина в белый цвет.

- Щеки красные, как ягодки калиновые.

- Существует легенда, что когда-то давно, когда еще на Русь нападали татары, в одной деревне играли свадьбу. На нем собралось много красивых девушек. И именно в разгаре гуляния на деревню напали татары. Завоеватели увидели красавиц и начали ловить их, чтобы продать в Царьграде. Девушки, чтобы не попасть в неволю, бежали на болота. Ордынцы погнались за ними и попали в трясину. Там, где умершие враги, оказались гнилые кочки, а на том месте, где погибли украинские девушки, выросло много кустов калины. И с тех пор красоту девушек сравнивают с калиной.

4) лекарственные свойства. (Слайд 8)

(Повесить 4 гроздь на калину )

5. "Дождь" комплементов Калинке (Слайд 9)

- Дети, а у кого из вас дома есть калина? Кто ее посадил и ухаживает? Что вы думаете о калину? Давайте осыплем ее комплементами со слов. Какая она-наша калинонька? Какие красивые слова вы можете о ней сказать?

Работа в группах.

Задаче1. Подобрать прилагательные. (Слайд 10)

Куст густой, раскидистый, пышный, развесистый. (Слайд 11)

Ягодки — красные, круглые, вкусные, горьковатые, сочные.

Цветы-душистые, душистые, снежно-белые. (Слайд 12)

Гроздья-тяжелые, красные, роскошные.

Листья-темно-зеленые, изумрудные, багровые

Задаче2. Подобрать глаголы. (Слайд 13)

Калина — шелестел, угощает, смеялась, наклонилась,

держит, кормит, растет, выросла, будет буйствовать, зацветет, расцветет,

Задача 3. Прочитать словосочетания, подчеркнуть те, которые больше всего понравились. (Слайд 14)

Роскошный развесистый куст, веселит осенние и зимние краски,

- калина весной-расцветает белым цветом красавица, красивый белый обильный цвет, радует глаза белое кружево, будто девушка в белом платке;

-калина осенью - -ягодки сверкают, веселит глаз яркими красками, гордится огоньками, надела красные бусы .

(Повесить 5 гроздь на калину)

6. Физминутка (Слайд 15)

- Много песен сложено про калину. Под одну из них мы проведем физминутку

(Повесить 6 гроздь на калину )

7. Упражнение "Багаж знаний". (Слайд 16)

Составление рабочего материала по плану

1. Какая калина на вид? (куст, ветки, листья)

2. Чем привлекает куст весной и осенью?

3. Где растет калина?

4. Какую пользу приносит ?

5. Как народ величает калину?

( -Что ты знаешь о калину?

(Невысокий пышный куст, лекарственное растение, растет на влажных местах, о ней сложено много пословица*ел, стихов, сказок, легенд)

(Темно-зеленые, округленные, изумрудные, багровые)

(Белый собран в соцветия, белое кружево, будто девушка в белом платке, снежно-белый, душистый)

(Кисловато-терпкий вкус, тяжелые сочные грозди, целебный сок, горят, как фонарики)

8. Составление рассказа с элементами описания по представленному плану.

Работа в группах.

9. Презентация работ больших групп. Зачитывание составленных произведений.

(Повесить 7 гроздь на калину)

V. итог урока . Оценивание работы учащихся на уроке. (Слайд 17)

- Дети, что мы делали сегодня на уроке?

- Что мы научились делать?

- Для чего это нам нужно?

- Посмотрите на калину. Она пышно оделась в гроздья. Значит вы плодотворно поработали сегодня на уроке.


Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия имени А.Яковлева

Разработала: Гиренко Л.Г., учитель начальных классов

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: урок-исследование

Задачи:

Формировать потребность делиться своими впечатлениями и наблюдениями с помощью слов из личного словарика.

Развивать воссоздающее воображение

Воспитывать чувство патриотизма и любовь к Родине..

Этапы урока

Деятельность учеников/ формы работы

Организационный.

Вопрос: Какой приближается самый почитаемый праздник для россиян? ( День Победы)

Что вы знаете об этом празднике?

Учитель: Все дальше уходит от нас 9 мая 1945 года, но мы по-прежнему помним, какой ценой досталась победа.

Вопрос: Назовите однокоренные слова к слову ПОБЕДА? (победить, победитель)

Победитель по Ожегову: - Тот, кто победил, одержал победу (Победить: одержать верх над кем-либо в сражении, состязании, противостоянии, то же, что преодолеть, превозмочь; побороть

Постановки цели. Тема урока…. Как вы думаете, какие у нас цели?

Актуализация знаний.

1 группа – Ожегов

2 гр – секрет слова

4 гр – как выглядит?

Введение знаний.

Синквейн к слову.

Музыкальная страничка. Слушаем музыку Шостаковича, поделитесь ощущениями.

Мы можем быть победителями? В каком случае?

Слушают музыку, рассматривают фото,

Первичное закрепление.

Работа в группах:

1 и №2 – реклама победителю- гимназисту 4 а класса.(опора на личный словарик)

3 и №4 – комплименты победителю- гимназисту. (опора на личный словарик)

Сценка. Победитель и неудачник.

У победителей всегда есть программа. У неудачников есть предлог.

Победитель в каждой проблеме видит ответ. Неудачник в каждом ответе видит проблему.

Работа с личными словариками

Систематизации знаний

Как вы представляете победителя?

Почему не все люди могут быть победителями?

Раскрытие темы: полностью раскрыл тему сочинения.
Тема раскрыта не полностью (иногда встречаются отступления, ненужные подробности, неточности, запутана мысль).
Тема не раскрыта.

Композиция текста (строение, расположение частей текста)
Композиция текста выстроена логично, последовательно.
Композиция текста не совсем последовательна.
Текст сочинения построен не логично.

Использование опорных слов опорные слова используются уместно.
Опорные слова используются учеником, но не всегда уместно.
Опорные слова либо не используются, либо наблюдается их чрезмерное нагромождение.

Заключение:
Высокий уровень – ученик полностью раскрыл тему сочинения, удачно построил композицию текста, использовал опорные слова к месту.

Средний уровень – ученик не раскрыл тему полностью, имеют место отступления от темы, опорные слова используются не всегда.

Низкий уровень – ученик не раскрыл тему сочинения, текст сбивчив, опорные слова или не используются, или наблюдается их переизбыток.

Словарик: победи́ть кого, осиливать, одолевать, превозмогать, побороть, смирять, покорять, мужественный, отважный, бесстрашный, неустрашимый, доблестный, не робкого десятка,

Доблесть – отвага.

Доблесть: высшая добродетель; стойкость, благородство, великодушие.

Великодушие- бескорыстная уступчивость, снисходительность, отсутствие злопамятства, способность жертвовать своими интересами ради других людей.

Презентация по развитию речи. Сочинение по картине А. А. Пластова

Данная презентация предназначена для уроков развития речи в 4 классе по УМК "Школа России". В ней содержится материал по работе с репродукцией картины художника А. А. Пластова "Первый снег" с подробными этапами урока и примерными текстами сочинения детей, а также знакомство с художником и его некоторыми работами.

Презентация по развитию речи. Сочинение по картине А. А. Пластова "Первый снег" 4 класс

Презентация по развитию речи. Сочинение по картине А. А. Пластова

Презентация по развитию речи. Сочинение по картине А. А. Пластова "Первый снег" 4 класс

Презентация по развитию речи. Сочинение по картине А. А. Пластова

Презентация по развитию речи. Сочинение по картине А. А. Пластова "Первый снег" 4 класс

Презентация по развитию речи. Сочинение по картине А. А. Пластова

Презентация по развитию речи. Сочинение по картине А. А. Пластова "Первый снег" 4 класс

Презентация по развитию речи. Сочинение по картине А. А. Пластова

Аркадий Александрович Пластов (1893­1972 гг.), выдающийся русский живописец. Он написал жанровые картины, портреты, пейзажи, картины проникнутые глубокой любовью к родной природе, к деревне и её людям.

Презентация по развитию речи. Сочинение по картине А. А. Пластова "Первый снег" 4 класс

Презентация по развитию речи. Сочинение по картине А. А. Пластова

Аркадий Александрович Пластов родился в деревне Прислониха Ульяновской области. С детских лет любил рисовать. Он закончил Московское училище живописи по скульптурному отделению, а живописи обучался самостоятельно.

Презентация по развитию речи. Сочинение по картине А. А. Пластова "Первый снег" 4 класс

Презентация по развитию речи. Сочинение по картине А. А. Пластова

Презентация по развитию речи. Сочинение по картине А. А. Пластова "Первый снег" 4 класс

Презентация по развитию речи. Сочинение по картине А. А. Пластова

Презентация по развитию речи. Сочинение по картине А. А. Пластова "Первый снег" 4 класс

Презентация по развитию речи. Сочинение по картине А. А. Пластова

Презентация по развитию речи. Сочинение по картине А. А. Пластова "Первый снег" 4 класс

Презентация по развитию речи. Сочинение по картине А. А. Пластова

Презентация по развитию речи. Сочинение по картине А. А. Пластова "Первый снег" 4 класс

Презентация по развитию речи. Сочинение по картине А. А. Пластова

Презентация по развитию речи. Сочинение по картине А. А. Пластова "Первый снег" 4 класс

Презентация по развитию речи. Сочинение по картине А. А. Пластова

набросила – Кого изобразил А. А. Пластов на переднем плане? На переднем плане картины мы видим девочку и мальчика. Это деревенские ребята. – Опишите внешний вид детей. Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья пушистого снега. – Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? Они удивлены и обрадованы, им интересно смотреть как медленно опускаются на землю лёгкие, пушистые снежинки. платок. Дети,

Презентация по развитию речи. Сочинение по картине А. А. Пластова "Первый снег" 4 класс

Презентация по развитию речи. Сочинение по картине А. А. Пластова

— Почему их удивляет первый снег? Первый снег мягкий, тёплый и красивый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями. — Что ещё показывает художник на переднем плане? В палисаднике растёт большая старая берёза с раскидистыми ветвями. Кажется, что она тоже обрадовалась снегу и раскинула свои ветви так широко в стороны. — Для чего художник изобразил на своём полотне берёзу? Художник показывает, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле. — Здесь есть ещё один герой — ворона. А что она переживает? Ворона тоже рада первому снегу, даже хочет его попробовать.

Презентация по развитию речи. Сочинение по картине А. А. Пластова "Первый снег" 4 класс

Презентация по развитию речи. Сочинение по картине А. А. Пластова

– Художник хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы в час, когда падает первый снежок. Снег покрыл землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане видны люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле. – Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину.. — Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.

Презентация по развитию речи. Сочинение по картине А. А. Пластова "Первый снег" 4 класс

Презентация по развитию речи. Сочинение по картине А. А. Пластова

Работа над планом сочинения: ­ О чём надо написать во вступлении? ­ О чём мы должны написать в основной части? ­ Каким может быть заключение?

Презентация по развитию речи. Сочинение по картине А. А. Пластова "Первый снег" 4 класс

Презентация по развитию речи. Сочинение по картине А. А. Пластова

Презентация по развитию речи. Сочинение по картине А. А. Пластова "Первый снег" 4 класс

Презентация по развитию речи. Сочинение по картине А. А. Пластова

Презентация по развитию речи. Сочинение по картине А. А. Пластова "Первый снег" 4 класс

Презентация по развитию речи. Сочинение по картине А. А. Пластова

Слова для описания картины: на лёгком восторга, Дети: девочка, мальчик; крыльце. Девочка: платье, валенках, только платок; вверх, восхищённо, падающий снег. Мальчик: пальто, валенки, шапку­ ушанку; смотрит, мечтает. Радость детей: удивления; радуются. Снег: белые пушистые; тихо, крупными белым покрывалом, землю. Берёза: нарядной. Ворона: спокойно, важно; рада. картины: Задний деревенская ровной пеленой (белоснежным ковром), крыши домов, землю. хлопьями; большая старая; план улица,

Презентация по развитию речи. Сочинение по картине А. А. Пластова "Первый снег" 4 класс

Презентация по развитию речи. Сочинение по картине А. А. Пластова

Презентация по развитию речи. Сочинение по картине А. А. Пластова "Первый снег" 4 класс

Презентация по развитию речи. Сочинение по картине А. А. Пластова

В воздухе кружатся белые пушистые снежинки. Они тихо падают с неба крупными хлопьями. Снег укрыл белым покрывалом всю землю. В палисаднике растёт большая старая берёза. Первый снег сделал её нарядной. Около дерева спокойно и важно шагает ворона. Она тоже рада первому снегу. На заднем плане картины видна деревенская улица. Снег ровной пеленой покрыл крыши домов и землю. Когда я смотрю на картину, у меня возникает ощущение радости, счастья, праздника. Трудно оставаться видишь первый снег. равнодушным, когда

Читайте также: