Сочинение по рассказу в ту же землю

Обновлено: 27.06.2024

Главная героиня произведения – женщина по имени Пашута. Это женщина в возрасте, всю свою жизнь проработавшая в столовой, сначала заведующей, а потом посудомойкой. Но затем ее уволили, так как столовая стала частной и им нужны были работницы моложе.

Своих детей у Пашуты не было, была приемная дочка, которую они когда-то взяли с мужем. Муж потом ее оставил, уехал, ничего не сказав. У героини была престарелая мать, ее звали Аксинья Егоровна. Она приезжала к дочери из деревни только перезимовать, но эта зима была для нее последней. Аксинье Егоровне было уже далеко за восемьдесят лет, она была больна и не вставала с кровати в последнее время.

Однажды ночью старушка умерла. Пашута понимала, что родственников у нее нет, а чтобы похоронить мать, нужно было много денег, которых у нее не было. Для того чтобы взять похоронку и похоронить мать на кладбище в городе, нужна была ее прописка. Но прописана мать была в деревне. Для Пашуты образовался замкнутый круг, из которого она не могла выйти. Тогда она придумала похоронить мать сама, тайком, без документов.

Единственный человек, которому Пашута доверяла, был мужчина по имени Стас. С ним она была давно знакома, именно он дал ей это имя – Пашута, вместо – Паша. Они некоторое время встречались, ездили в гости, но потом стали видеться реже. Именно его она хотела попросить сделать гроб для матери и помочь ее тайком похоронить. Сначала он отговаривал Пашуту от ее затеи, но потом согласился.

Пашута привела мать в порядок, как полагается – обмыла, причесала, надела одежду. Ночью она вместе с Сергеем, которого послал к ней Стас, поехали выбирать место за городом для могилы матери. А ночью третьего дня после смерти привезли ее хоронить. Когда крышку гроба открыли, чтобы попрощаться, на лицо Аксиньи Егоровны вдруг стали падать снежинки, говорят, что это бог простил Пашуту. Сергей, помянув Аксинью Егоровну, сказал, что нет разницы, куда хоронить, ведь все в ту же землю.

Весной Пашута пришла к матери на могилу и увидела рядом еще две. Но потом Пашута узнала от Стаса, что он похоронил там Сергея, который зимой погиб на службе. А другую – он приготовил для себя.

Также читают:

Рассказ В ту же землю (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

Полночь. Коллежский регистратор Дмитрий Кулдаров (для близких – просто Митя), в состоянии невероятного душевного подъема влетает в квартиру своих родителей. Сначала он носится по всем комнатам, потом падает в кресло и громко хохочет.

Цель: углубить знания учащихся о творчестве писателя; проверить степень усвоения и осмысления материала; готовить к экзаменационному сочинению через отбор материала по основным проблемам рассказа, классифицировать мат-л по данным проблемам;

развитие речи уч-ся через индивидуальные и групповые опережающие задания;

воспитание чувства справедливости, милосердия, отзывчивости.

Оборудование: портрет Распутина, рисунки к рассказу, цитаты к проблемам, памятки

письменного экзамена по литературе.

Мы остановимся на трех ( открываются на доске: проблема города и деревни, социальная, нравственная.) По ходу работы записывайте в тетради страницы, эпизоды и т. п., касающиеся определенной проблемы, а также цитаты, к которым мы будем обращаться в течение урока.

Обратимся к тексту. Найдите в рассказе описания города и те моменты, которые так или иначе связаны с городской жизнью. Прокомментируйте.

Можно ли через лексику, изобразительные средства понять авторское отношение к описываемому?

А деревня? Вспомните, что говорит о деревне главная героиня Пашута? О чем постоянно думает ее мать, Аксинья Егоровна?

На дом были даны индивидуальные и групповые задания. Одно из них- сравнить описание города и деревни и сделать вывод, как Распутин решает проблему города и деревни в своем рассказе.

Мстит она и Пашуте. Но не только потому, что она с юности была оторвана от близких людей, от родной деревни, а потому, что особенно в последнее время очень часто человек чувствует себя ненужным ни в городе , ни в деревне. Отсюда вытекает следующая проблема рассказа – социальная.

Так почему же решила нарушить общепринятые обряды человека? Почему ее мать должна уйти в мир иной не так, как все? (1 Это вина Пашуты. Гордость не позволила ей идти с протянутой рукой к людям. 2 У матери не было городской прописки, у дочери – денег купить ей прописку, заплатить за справку о смерти, за место на кладбище и похороны.)

Ей не на что похоронить мать: в этом истинный трагизм положения.

К кому она обращается за помощью? ( к Стасу Николаевичу, единственно близкому человеку, с которым вместе возводили гидроэлектростанцию в этом городе.)

Задание: прочитайте фрагмент их разговора, касающийся отношения Пашуты к власти. Прокомментируйте этот эпизод. Почему Пашута не хочет идти к ним ? ( Пашута не хочет идти к ним, ведь это им нужны миллионы, рабская душа человеческая. Это они все разрушили, чтобы человек думал только о животной жизни, они опустошили русские деревни. « Господи, как хорошо не видеть того, что делается на этой земле,- восклицает героиня во время отчаяния. )

Какие еще страницы рассказа повествуют о нынешней власти ( периоде перестройки ), об отношении ее к людям? ( Эпизод из последней части рассказа, когда Пашута приходит на могилу матери и видит рядом с ней еще два холмика).

Стае Николаевич рассказал о судьбе Сереги. Это его одна могила. Он и сам заказал себя похоронить там же.

Почему? Стае изменил самому себе? Что заставило его принять такое страшное решение? ( Гибель друга, предательство властей по отношению к нему. Разуверился он в людях, не нужны ему теперь их обычаи и традиции, земля уплывает из-под ног, мир рушится на глазах. К чему теперь прежние законы? )

Инд. дом. зад: проследив, взаимоотношения простого человека с властью, к какому выводу ты пришел? ( вопрос ученику ).

Очень холодно в судный час.

А у вас глаза, как у инока,

Я таких не встречала глаз.

( Все ж крещеная! ) Помолюсь

За таких вот, как вы,-

Удержать под обрывом Русь.

Но боюсь, что и вы бессильны.

Потому выбираю смерть.

Как летит под откос Россия,

не могу, не хочу смотреть!

_ Учитель: Но все ли так грустно и пессимистично в рассказе Распутина? Есть ли в нем светлые страницы, по прочтении которых веришь: не все так плохо, есть надежда на возрождение человеческой души? (Есть. Они связаны, прежде всего, с такими героями произведения как Стас Николаевич и Танька.)

Нравственные проблемы рассказа - следующий этап нашего урока.

- Какие качества проявляет Стае Николаевич по отношению к Пашуте?

( Отзывчивость, милосердие. Несмотря на то, что он сначала идею Пашуты самой похоронить мать считает бредовой и полностью отвергает, в итоге соглашается ей помочь, потому что знает: одна эта женщина на свете. И если не он, то некому будет протянуть ей руку помощи, успокоить, пожалеть. И он готов пожертвовать всеми своими жизненными принципами, чтобы помочь близкому человеку.)

А как же соседи, живущие с ней на одной площадке, в одном доме?

Учитель: Туго пришлось бы Пашуте, если бы не внучка Танька, которая и составляет сейчас смысл всей Пашутиной жизни. Было дано задание составить портретную и психологическую хар-ку девочки

— - Почему Пашута выпроваживает Таньку из дома, чтобы в одиночку обрядить мать? (слишком много противоестественного, непонятного для юного человека в этом обряде).

— Что заставляет Таньку нарушить запрет и прийти домой раньше вечера? ( Оказалась чутким человеком, захотела в горе быть рядом с бабушкой.)

— Вспомните, что обычно символизирует образ ребенка в литературе? ( Чистоту, надежду на светлое и хорошее.)

—. Можем ли мы это отнести к образу Таньки? ( Да, образ девочки дан светлыми, чистыми, добрыми красками. Он дает веру в то, что жизнь должна продолжаться и устраивать ее взрослые должны во имя друзей.)

— Каковы же нравственные идеалы писателя? Каким, по его мнению, должен быть человек? ( Добрым, отзывчивым, справедливым, не равнодушным к чужому горю, не завистливым к чужому счастью ). Отвечая на данный вопрос, одна из учениц комментирует свои рисунки, подготовленные к уроку, другая читает собственное стихотворение, связанное с проблемами урока, а также с рассказом в целом. )

Учитель: Таким образом, мы убедились, что проблемы, поднятые в рассказе, тесно связаны друг с другом, но тем не менее, чтобы раскрыть одну из них в сочинении, нужно четко знать, на каком литературном материале это делать, какие эпизоды, описания использовать.

Дом. зад : написать вступление и заключение к темам ( см. выше ) - на выбор.

Когда сгибается спина

От непосильной, тяжкой ноши,

И за спиной встает стена,

И снова камень в спину брошен,

И не приносят облегченья

Ни божий день, ни солнца свет,

От тысяч страшных совпадений

И серых дней спасенья нет,

Ты низко голову опустишь,

Плетясь по жизни кое-как.

И птицу счастия упустишь.

Бедой покажется пустяк.

И руки к небу вознеся,

Поймешь: ты в этом мире лишний.

Падешь к земле, прощения прося.

Все в ту лее землю ты уйдешь,

Когда твое наступит время.

В нее покой ты заберешь,

На ней оставишь тяжко бремя.

Похожие документы:

Традиции андрея платонова в философско- эстетических исканиях русской прозы второй половины ХХ- начала ХХI вв

на заседании диссертационного совета Д 212.136.01 по филологическим наукам при Московском государственном гуманитарном университете им. М.А.Шолохова.

Православные традиции и новые подходы в их художественном осмыслении в русской прозе второй половины XX века

Защита диссертации состоится 18 июня 2008 г. в 14 часов 00 минут на заседании диссертационного совета Д 212.136.01 при Московском государственном гуманитарном университете имени М.

Программа лекционного курса (2)

Семестровый курс современной (новейшей) русской литературы завершает целостный лекционный курс истории русской литературы, который на протяжении девяти семестров читается студентам русского отделения филологического факультета МГУ.

Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования. Пояснительная записка

Современное общество требует максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющей делать профессиональный и социальный

Концепция национального характера в прозе В. П. Астафьева, В. Г. Распутина и Б. П. Екимова 1990-х начала 2000-х гг

Защита состоится 12 марта 2008 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 212.155.01 по литературоведению при Московском государственном областном университете по адресу: 105005, г.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель русского языка и литературы

Семенова Т.В., ГБОУ школа №169

Урок – размышление

Тема: Что это за мир такой?

Образовательная : углубление и расширение знаний обучающихся о творчестве В.Г. Распутина и его творческой манере;

готовить к экзаменационному сочинению через отбор материала по основным проблемам рассказа, классифицировать материал по данным проблемам;

Развивающая : развитие умения анализировать, обобщать, систематизировать, делать выводы, сравнивать, высказывать свою точку зрения;

Воспитательная : воспитание сочувствия к людям бесправным, униженным, раздавленным беззаконием, чувства справедливости, милосердия, отзывчивости.

Планируемые результаты:

-вызвать интерес к творчеству писателя

-пробудить сострадание к героине рассказа

-заставить задуматься над нравственными проблемами, поднимаемыми писателем

-формировать умение понимать проблему

-использовать различные источники информации

-развивать умение выявлять авторскую позицию

-понимать и формулировать художественную идею произведения

Используемая педагогическая технология : технология проблемного обучения

Тип урока : внеклассное чтение (текст читается детьми самостоятельно)

Целевая аудитория : обучающиеся 9-11 классов

Примечание : урок рассчитан на 2 часа

Господи, что это за мир такой,

если решил он обойтись без добрых людей,

если все, что рождает и питает добро,

пошло на свалку?!

Проблемный вопрос: Какие нравственные проблемы поставлены в рассказе В.Г.Распутина « В ту же землю.

I . Вступительное слово учителя.

II . Рассказ обучающегося о писателе В.Г.Распутине (Подготовленное индивидуальное задание, слайды 1-13)

III . Какие проблемы волнуют писателя Распутина? (Слайд 14-15)

проблема современной деревни и города;

прошлого и настоящего;

проблема власти и обреченности человека при этой власти (социальная);

проблема воспитания подрастающего поколения

- Какая, на ваш взгляд, из этих проблем центральная? (Проблема власти, потому что все остальные проблемы порождены ею, связаны с нею, они ее следствие. Обратите внимание, как личностно звучит эта проблема в устах героини рассказа (эпиграф к уроку). (Слайд 15)

- Из чьей души рвется этот вопрос? (Пашута)

К кому она обращается за помощью? (к Стасу Николаевичу, единственно близкому человеку, с которым вместе возводили гидроэлектростанцию в этом городе.)

Фрагмент их разговора, касающийся отношения Пашуты к власти . Прокомментируйте этот эпизод. Почему Пашута не хочет идти к ним ? ( Пашута не хочет идти к ним, ведь это им нужны миллионы, рабская душа человеческая. Это они все разрушили, чтобы человек думал только о животной жизни, они опустошили русские деревни. « Господи, как хорошо не видеть того, что делается на этой земле,- восклицает героиня во время отчаяния. )

Какие еще страницы рассказа повествуют о нынешней власти (период перестройки), об отношении ее к людям? ( Эпизод из последней части рассказа, когда Пашута приходит на могилу матери и видит рядом с ней еще два холмика).Откуда они?

Стае Николаевич рассказал о судьбе Сереги. Это его одна могила. Он и сам заказал себя похоронить там же.

Почему? Стас изменил самому себе? Что заставило его принять такое страшное решение? ( Гибель друга, предательство властей по отношению к нему. Разуверился он в людях, не нужны ему теперь их обычаи и традиции, земля уплывает из-под ног, мир рушится на глазах. К чему теперь прежние законы? )

V . Образ города (Слайд 20)

VII . Подготовка к экзаменационному сочинению. Проблемы, поднятые в рассказе, тесно связаны друг с другом, но тем не менее, чтобы раскрыть одну из них в сочинении, нужно четко знать, на каком литературном материале это делать, какие эпизоды, описания использовать.

Перед вами комплекты экзаменационных сочинений прошлого года. Просмотрите и назовите те, при написании которых вы будете использовать материалы урока. Например:

Подведем итог : рассказ

взволновал (чем?),

заинтересовал (чем?),

поразил (чем?),

научил (чему?) и

заставил задуматься (о чем?).

Домашнее задание : написать вступление и заключение к темам ( см. выше ) - на выбор.

Стадия вызова Чтение стихотворения С. Куняева “Распутину”.

На родине, как в космосе, не счесть
Огня и леса, камня и простора,
Все не вместишь, не потому ли есть
У каждого из нас своя Матёра,
Своя Ока, где тянет холодок
В предзимний день от влаги загустевшей,
Где под ногой еще хрустит песок
Крупнозернистый и заиндевевший…
Прощай, Матера! Быть или не быть
Тебе в грядущей жизни человечьей –
Нам не решить, но нам не разлюбить
Твоей судьбы непостижимо вещей.
Я знаю, что необозрим народ,
Что в нем, как в море, света или мути,
Увы, не счесть…. Да будет ледоход,
Да будут после нас иные люди!
Прощай, Матёра, боль моя, прощай,
Ярости, что слов заветных не хватает,
Чтоб вымолвить все то, что, через край
Переливаясь, в синей бездне тает…

Слушая стихотворение, вы поняли: разговор наш сегодня о писателе В.Г. Распутине, о произведениях которого говорят много. Его называли “деревенщиком”. Одни вкладывали в это определение уничижительный смысл. Другие к распутинской прозе относились и относятся с уважением, восторгаются, как А.Вознесенский:

Я в Лондон попал из сибирской распутицы,

Внушаю издателю так и сяк:

Рекомендую вам книгу Распутина,

Такой талантище, наш сибиряк.

Так ли это? Вспомним, что нам известно об этом писателе, составим кластер

Cообщение учащихся о писателе.

А.Г.Распутин родился в рабочем поселке Усть-Удав1937году. Писатель вспоминает: “Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы. Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке, известной всему свету, о которой слагались легенды и песни. Я верю, что в моем писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то в неотмеченную минуту вышел я к Ангаре и обомлел – от вошедшей в меня красоты обомлел, от явившегося из нее сознательного и материального чувства родины”. “Все это помогает понять, по мнению земляка Распутина, писателя М. Сергеева, откуда у современного горожанина, учившегося в Иркутском университете, работавшем в местных газетах, живет это доброе, неиссякаемое чувство земли, достоверность пейзажей, истинность поступков, характеров”.

Интерес к книгам писателя огромен во всем мире. В прошлом году В. Распутин побывал в Китае. Один из его попутчиков рассказывает: “Валентина Григорьевича встречали как национального героя, залы были забиты до отказа, при его появлении люди вставали и кланялись”, - пишет Д. Шеваров в статье “…Его и запомните”.

Итак, мы знакомимся с произведением, в котором писатель продолжает говорить с нами о совести, о душе человека, о нравственности.

Беседа по рассказу

Что мы узнаем о нелегкой судьбе героини?

Составим таблицу “История жизни главной героини повести”.

Работа в группах

Как начиналась жизнь героини?

В восемнадцать лет она убежала от матери на стройку. Работала в столовой, в самом горячем месте. Она никогда не была красивой, но все считали её миловидной, доброй за блеск больших карих глаз. В столовой всегда была в центре внимания. Когда перекрывали Ангару, ее имя голубой краской было выведено на одном из кубов. Хотя выводил один, но по общему мнению. Годы и годы она крутилась в счастливой карусели работы. Сердце ее билось возбужденно. И по-деревенски замкнутая, она раскрылась, разговорилась, научилась смотреть смело, отвечать дерзко. Звали ее Пашенькой.

Дважды выходила замуж. Семья не сложилась. Детей у нее нет, есть только приемная дочь, которую растила трудно. Дочь ее не любила, а видела в ней не мать, а воспитательницу. Не стало в жизни Пашеньки ярких праздников. Разорвалась ниточка, ввязывающая героиню с дочерью и матерью.

Сорок лет героиня живет в городе, но никого нет поблизости. Ни к ней никто, ни она ни к кому. Все стали называть ее Пашутой, порой не зная ,имя это или фамилия. На зиму она взяла к себе свою мать Аксинью Егоровну. С героиней живет и внучка Танька, с которой как-никак посветлела ее жизнь.

Какие отношения сложились у героини с дочерью, внучкой, старенькой мамой?- Неласкова была со своей матерью. Даже то, что Пашута брала мать три зимы подряд, их не сблизило. Родство, замечает автор, с годами ушло, как с годами мелеет река без подземных вод.

Распутин сюжет своих произведений основывает на неожиданных поступках главных героев. Вспомните, в повести “Живи и помни” Настена, всю жизнь жившая заботами деревни, прячет мужа-дезертира. В рассказе “Уроки французского” учительница Лидия Михайловна играет со своим учеником на деньги. Какое неожиданное решение принимает героиня рассказа “В ту же землю”, когда умерла ее мать?

Чем вызвано такое решение Пашуты? Как сама она объясняет свой поступок?

Только ли из-за отсутствия денег приняла героиня свое решение? Вспомните разговор со Стасом. Это к нему идет Пашута за помощью.

Как бы похоронили Аксинью Егоровну в деревне?

Проверка домашнего задания

Да, можно понять, Нет, нельзя согласиться с тем,
почему героиня решила нарушить что мать героини должна уйти общепринятые
обряды погребения. в мир иной не так, как все.

Художественный пересказ сцены похорон

- Как ведут себя Пашута, ее внучка, Стас?

- Какую роль играет пейзаж? Сравните два отрывка из рассказа, первый-описание пейзажа во время прихода Пашуты к Стасу и второй - описание природы во время похорон.- Именно через пейзаж, на мой взгляд, дано отношение автора к героине.

Какая безысходность звучит в описании яблоньки под окном Стаса Николаевича! “…и ранней весной и поздней осенью одинакова. На нее было больно смотреть. Никак не могла затянувшаяся осень проломиться в зиму. Слишком заморилось все”. Так же больно смотреть на Пашуту, кажется трудно простить и понять ее ,хотя думы героини полны горечи и отчаяния: “Почему же так жестоко устроена жизнь, почему так мало счастья отпущено человеку на земле и неужели это надолго - одиночество, стыд, разобщенность, стыд за тех, кто потерял всяческий стыд?”В сцене похорон идет снег, как бы “дарующий прощение за беззаконные действия”. Да, снег-это всегда символ чистоты и надежды. И автор прощает героиню, жалеет ее, надеется на нее и верит в нее.

- Что поразило Пашуту, когда она весной пришла на могилу матери?

- Здесь героиня нашла еще два холмика. Она идет к Стасу и от него узнает, что одна могила Сереги, друга Стаса, другая - неизвестно чья. Во время этой встречи со Стасом Пашута слышит, что и Стас завещал похоронить в том же месте.

- Как вы объясните такое пожелание героя? Ведь раньше он Пашуту называл за ее решение даже сумасшедшей.

- Стас возмущен тем предательством, тем равнодушием к своему другу, тем, что вокруг царят подлость, бесстыдство, и ему теперь не нужны традиции и обычаи. С горечью герой замечает, что в этом мире правят “подлость, бесстыдство, каинство”.

Рассказ В.Г .Распутина заканчивается тем, что Пашута пришла в церковь, чтобы поставить свечки на помин души рабов Божьих Аксиньи и Сергея и одну во спасение души Стаса.

- Как бы вы объяснили такой финал рассказа?

Смерть матери, запретные похороны, думается, изменили героиню. А, может быть, ее вернула к жизни внучка Танька, которая во время похорон была рядом с Пашутой, поддерживала ее: “Ты думаешь, что я неродная, а я родная…хочу быть родной. Хочу помогать тебе, хочу, чтоб ты не была одна! Мы вместе, бабушка, вместе!” Именно внучка напоминает Пашуте, что прабабушка Аксинья Егоровна была верующей, именно Танька заставляет разбираться в том, о чем Пашута боялась додумать “Одно дело - грубо, вопреки правилам, спровадить неприкаянную душу, и совсем другое - если и там у души дом родной, где ее ждут”.

- Не случайно Пашута в тот вечер говорит внучке: “Крестить тебя надо…тебе жить”.

- Когда читаешь заключительные строки рассказ, невольно вспоминаешь строки В.Кострова, посвященные Свиридову:

И хора сладкое согласье,
Мерцающее в звездной мгле,
Так внятно говорит о счастье,
Еще возможном на земле.
Молись и верь, земля родная,
Проглянет солнце из-за туч!
А золотые двери рая
Скрипичный отворяет ключ!

В “Слове А.И.Солженицына”, произнесенном при вручении премии его имени писателю В.Г. Распутину 4 мая 2000 года, дана такая оценка этому произведению “рассказ большой силы”

- В чем, по-вашему, нравственные уроки писателя В.Г. Распутина?

- Нельзя, чтоб человек оставался один. Плохо, когда он чересчур нелюдимый, не имеет в душе тепла к тем, с кем его сводит жизнь. Так, оказавшись в одиночестве, Пашута потеряла себя. Нет больше прежней Пашуты, есть некрасивая, уставшая от жизни, огрубевшая, опустившаяся женщина. - Нельзя разрушать деревню,- считает автор. Уничтожение деревни, обычаев (когда всем миром помогали человеку в беде, когда доверяли друг другу, когда на свадьбу и похороны собиралось все село) -это для писателя разрушение души народа, уклада жизни. Это потеря памяти. А без памяти ты уже и не человек.

- “Никакое общество… не сможет долго продержаться в силе и здравии, если оно откажется от вековых традиций и устоев своего народа. Это все равно что, подрубив корни, уповать на ветви”.

Читайте также: