Сочинение по произведению дни и ночи

Обновлено: 02.07.2024

Мой город это конечно же Владикавказ. Может быть, это и не
ново, но это так, я в нем родился и рос, я хожу в одну из его школ,
я знаю его, как свои пять пальцев. И я, как его сын, отдаю ему дань
уважения и любви.
Владикавказ. Для меня существует два Владикавказа: дневной –
шумный, суетливый, заполненный вечно идущими и чего-то ждущими
людьми, и ночной – заполненный звуками ночи и залитый прозрачным
лунным светом.
Я не люблю дневной Владикавказ, хотя я и знаю его. Днем он
многолюден и шумен. Днем город как бы скрывается под покрывалом
смешной, людской суеты. Днем город превращается в немого
наблюдателя и лишь молча взирает на людей через пелену неплотно
закрытых век. Днем город погружается в бездну своих мыслей и
столетних знаний.
Ночью же Владикавказ начинает жить своей настоящей жизнью.
Улицы заполняет лунный свет, пробуждается теплый ветер, а с неба
сквозь толщу веков смотрят холодные глаза звезд. Город же начинает
вслух размышлять о вечном, это размышление похоже на бормотание
старика, сотканное из гула крыш, из шелеста деревьев, из хлопанья
ставень. Это, такое бормотание, нарушает только тихая музыка,
льющаяся ото всюду. Толи это где-то, праздник, толи это ночное
кафе, а толи это призрачные руки играют на струнах лунного света.
Но не везде так тихо и умиротворенно, некоторые, самые темные
углы города, пронизывает ледяной, столетний страх гор, которые
ночью кажутся особенно угрюмы и мрачны. И кажется вот-вот из стены
вынырнет призрачная тень джигита, в папахе, в бурке, с пистолетом,
кинжалом и саблей, верхом на призрачном скакуне. Он молча и гордо
пройдет мимо со взглядом направленным в вечность и скроется во
тьме. Он тайна города, а может быть, его хранитель, а может, его
вековой страх.
Но вот ночь кончается, ночная хозяйка – луна медленно
скрывается за крышами, звезды закрывают свои глаза. И город
засыпает до следующей ночи. ОН глубоко прячет все свои тайны и
страхи, чтобы завтра вновь их выпустить на волю.
Я люблю пить эту ночную жизнь, я слышу и понимаю ее, я часть
ее.
Вот он, мой ночной Город.
Ночь короче дня!
День сожжет меня!
Мир иллюзий в нем
сгорает!
Как и я!
(А.Кипелов)

Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября в 1803 году. Родом он был не из простой крестьянской семьи. Долгое время Федор Иванович Тютчев находился на домашнем обучение.

Писать стихотворения Федор Иванович Тютчев, стал еще в раннем возрасте. Первое свое стихотворение Федор Иванович Тютчев написал, когда ему исполнилось семь лет.

Федор Иванович Тютчев, пережил в своей жизни много трагических моментов, которые ему преподнесла роковая судьба. Самый главный и горький удар в его жизни случился в среднем его возрасте, у него умирает горячо любимая жена. Целую ночь, Федор Иванович Тютчев, проводит у гроба покойной, после чего за несколько часов седеет, можно сказать на глазах, от трагического расстройства и переживания.

За всю свою жизнь, Федор Иванович Тютчев, написал более четырех сот бессмертных стихотворений, тематика которых была в основном о размышление на психологическую тему. Стихотворения Федора Ивановича Тютчева имели философский характер. Вот, например одно из бессмертных стихотворений Федора Ивановича Тютчева, которое называется “День и ночь”.

На мир таинственный духов, над этой бездной безымянной, покров наброшен златотканый высокой волею богов. В этих строках автор говорит о белом дне, который подарили высшие силы.

День — сей блистательный покров день, земнородных оживленье, души болящей исцеленье, друг человека и богов! В этих строках автор описывает так же белый день, который предназначен для всего живого, что именно среди бело дня можно бодрствовать радоваться жизни, а так же пишет о том, что белый день способен вылечить даже болящего.

Но меркнет день — настала ночь; Пришла — и, с мира рокового ткань благодатную покрова, сорвав, отбрасывая прочь… и бездна нам обнажена со своими страхами и мгами, и нет преград меж ей и нами — вот отчего нам ночь страшна! В этих строках автор описывает ночь, как воинственное темное время суток. Что именно с наступлением ночи, людям открываются их страхи и волнующие их мрачные мысли.

Анализ стихотворения Тютчева День и ночь по плану

1. История создания

2. Жанр произведения

3. Основная тема

4. Композиция

. Произведение состоит из двух противоположных по смыслу частей. В первой части описан счастливый и безмятежный день, во второй — ужасная ночь.

5. Размер стихотворения

— четырехстопный ямб с кольцевой рифмовкой.

6. Выразительные средства

7. Главная мысль

стихотворения заключается в том, что вся Вселенная, в том числе душа человека, делится на две равные половины: темную и светлую. На этом основано равновесие и гармония мироздания. Ночная бездна намного старше дневного мира. Люди смогли частично избавиться от своих страхов благодаря богам. Но с наступлением ночи в душе человека просыпаются древние инстинкты и подсознательные воспоминания о первобытном хаосе. Люди вновь чувствуют себя беспомощными и беззащитными перед таинственными темными силами.

Лирический фрагмент создан четырехстопным ямбом, композиционно автор разделил его на два равноценных восьмистишья. При этом он не случайно использовал попеременно мужскую и женскую рифму. По задумке поэта, всё в произведении должно говорить о двойственном начале мироздания и его неповторимой слаженности.

Души болящей исцеленье,

Друг человеков и богов!

Напротив, активная динамика ночи, достигнутая использованием многочисленных глаголов, вносит в человеческие души смятение.

…бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами.

Под покровом тёмного времени суток в каждом оживают первозданные низменные инстинкты. Душа не в силах удержать естественные природные порывы и это подсознательно страшит её. Читатель понимает, что ночь главенствует над днём. Но тем, кто живёт в гармонии со всеми сторонами своей сущности, бояться нечего. Тёмной стороне души не победить её светлые проявления и всё останется на своих местах.

Анализ стихотворения День и ночь по плану

Основная идея

История создания

В 1839 году в жизни Тютчева состоялось важное событие: он женился на Эрнестине Дернберг, вдове немецкого дипломата. С этой женщиной поэт познакомился, когда был еще женат, но в 1838 году он внезапно овдовел: его супруга пережила кораблекрушение, ее здоровье не выдержало удара. Скорую женитьбу после кончины супруги многие исследователи биографии Тютчева объясняют тем, что он имел романтическую связь с Эрнестиной, будучи женатым мужчиной.

Фёдор Тютчев ДЕНЬ И НОЧЬ
На мир таинственный духóв, Над этой бездной безымянной, Покров наброшен златотканный Высокой волею богов. День — сей блистательный покров — День, земнородных оживленье, Души болящей исцеленье, Друг человеков и богов!

Но меркнет день — настала ночь; Пришла — и с мира рокового Ткань благодатную покрова Сорвав, отбрасывает прочь… И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами, И нет преград меж ей и нами — Вот отчего нам ночь страшна!

В 1839-м Тютчев находится в очень двусмысленном положении. Недавно умерла его первая жена, вскоре после её смерти он женился вторично. Чтобы жениться, он самовольно покинул место своей службы — Турин, отвратительные задворки Европы, с его точки зрения. Он съехался со своей новой женой, они обвенчались. Начальство, узнавши о самовольной отлучке Тютчева — ну он просил сначала, чтобы его отпустили, но его не отпустили, — дало понять, что ему лучше уйти в отставку. И Тютчев в 1839-м поселяется в Мюнхене и дальше там живёт в непонятном статусе, потому что даже деньги ему даёт в основном жена.

Короче говоря, Тютчев к этому времени — уже сложившийся поэт, основные тексты на интересующие нас темы уже написаны, хотя не все. И нельзя сказать, чтобы Тютчев был абсолютно неизвестным поэтом. Вообще, поэтов не так много. Поэтов в журналах, на которых обращают внимание в первую очередь, и того меньше. В общем, какое-то своё место на русском Парнасе Тютчев занимает. Но где-то сбоку припёка.

Образы и символы

Образ дня — один из важнейших в стихотворении, поэт изображает его божественным и словно сотканным из золота:

День приносит с собой гармонию и исцеление, что делает его другом и для человека, и для богов

История создания

В 1839 году в жизни Тютчева состоялось важное событие: он женился на Эрнестине Дернберг, вдове немецкого дипломата. С этой женщиной поэт познакомился, когда был еще женат, но в 1838 году он внезапно овдовел: его супруга пережила кораблекрушение, ее здоровье не выдержало удара. Скорую женитьбу после кончины супруги многие исследователи биографии Тютчева объясняют тем, что он имел романтическую связь с Эрнестиной, будучи женатым мужчиной.

Жанр, направление, размер

Композиция

Образы и символы

Образ дня — один из важнейших в стихотворении, поэт изображает его божественным и словно сотканным из золота:

День приносит с собой гармонию и исцеление, что делает его другом и для человека, и для богов

Темы, проблемы и настроение

Основная идея

Средства художественной выразительности

Автор: Дарья Гевший

Автор: Самый Зелёный · Published 08.07.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 18.11.2019 · Last modified 21.02.2022

Автор: Самый Зелёный · Published 19.11.2018 · Last modified 20.11.2018

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Наступление немцев в районе Сталинграда и на Северном Кавказе составляет большую угрозу для нашей страны. Долг воинов Красной Армии — железной стойкостью и упорством преградить путь врагу, отвести угрозу, нависшую над нашей родиной.

И Волга под Сталинградом — это не та Волга, которую мы видели когда-то, с глубокой и тихой водой, с широкими солнечными плесами, с вереницей бегущих пароходов, с целыми улицами сосновых плотов, с тягучими караванами барж. Нет, теперь Волга под Сталинградом — это военная река. Ее набережные изрыты воронками, в ее воду падают бомбы, поднимая тяжелые водяные столбы. Взад и вперед через нее идут к осажденному городу грузные паромы и легкие лодки. Над ней бряцает оружие, и окровавленные бинты раненых видны над темной водой.

Днем в городе то здесь, то там полыхают дома, ночью дымное зарево охватывает горизонт. Гул бомбежки и артиллерийской канонады день и ночь стоит над содрогающейся землей. В городе давно уже нет безопасных мест, но за эти дни осады здесь уже привыкли к отсутствию безопасности. В городе пожары. Многих улиц уже не существует, другие изборождены воронками от авиабомб. Еще оставшиеся в городе женщины и дети ютятся в подвалах, роют пещеры в спускающихся к Волге оврагах. Месяц штурмуя город, немцы хотят овладеть им во что бы то ни стало. На улицах валяются обломки сбитых бомбардировщиков, в воздухе рвутся снаряды зениток, но бомбежка не прекращается ни на час. Осаждающие стараются сделать из этого города ад, в котором нельзя жить.

Да, здесь трудно жить, здесь небо горит над головой, и земля содрогается под ногами. Вид зияющих стен и обгорелых окон вчера еще мирных домов сжимает горло судорогой ненависти. Опаленные трупы женщин и детей, сожженных немцами на одном из пароходов, взывая к мести, лежат на прибрежном волжском песке.

Да, здесь трудно жить, и даже больше того: здесь невозможно жить в бездействии. Но жить, сражаясь, жить, убивая немцев, — так жить здесь можно, так жить здесь нужно, и так жить мы будем, отстаивая этот город среди огня, дыма и крови. И если смерть у нас над головой, то слава рядом с нами: она стала нам сестрой среди развалин жилищ и плача осиротевших детей.

Четверть часа относительной тишины — относительной потому, что все время продолжает слышаться глухая канонада на севере и на юге, сухое потрескивание автоматов впереди. Но здесь это называют тишиной, потому что другой тишины здесь уже давно не бывает, — а что-нибудь надо же называть тишиной!

Сталинградская битва, сталинградская наука, битва за Сталинград

В такие минуты вдруг как-то разом вспоминаются все картины, прошедшие перед тобой в эти дни, лица людей, то усталые, то разгоряченные, их бессонные, яростные глаза.

Мы переправлялись через Волгу вечером. Пятна пожаров становились уже совсем красными на черном вечернем небе. Самоходный паром, на котором мы переезжали, был перегружен: на нем было пять машин с боеприпасами, рота красноармейцев, несколько девушек из медсанбата и мы. Паром шел под прикрытием дымовых завес, но переправа казалась все-таки долгой. Рядом со мной на краю парома сидела 20-летний военфельдшер — девушка-украинка по фамилии Щепеня с причудливым именем Виктория. Она переезжала туда, в Сталинград, уже четвертый или пятый раз.

Здесь, в осаде, обычные правила эвакуации раненых изменились: все санитарные учреждения в их обычном виде уже негде было размещать в этом горящем городе; фельдшеры и санитарки, собрав раненых, прямо с передовых сами везли их через город, погружали на лодки, на паромы, а перевезя на ту сторону, возвращались обратно за новыми ранеными, ждущими их помощи. Виктория и один из моих спутников оказались земляками. Половину пути они оба наперебой вспоминали Днепропетровск, его улицы, тот дом, где жил мой спутник, и тот дом, где училась Виктория. Они вспоминали свой родной город во всех подробностях, и чувствовалось, что в сердце своем они не отдали его немцам и никогда не отдадут, что этот город, что бы ни случилось, есть и всегда будет их городом.

Паром уже приближался к сталинградскому берегу.

— А все-таки каждый раз немножко страшно выходить, — вдруг сказала Виктория. — Вот меня два раза ранили и один раз очень тяжело, а я все не верила, что умру, потому что я же еще не жила совсем, совсем жизни не видела. Как же я вдруг умру?

У нее в эту минуту были большие грустные глаза. Я понял, что это правда: очень страшно в 20 лет быть уже два раза раненой, уже пятнадцать месяцев воевать и в пятый раз ехать сюда, в Сталинград. Еще так много впереди — вся жизнь, вся любовь, может быть даже первый поцелуй, — кто знает! И вот ночь, сплошной грохот, горящий город впереди, и двадцатилетняя девушка едет туда в пятый раз. А ехать надо, хотя и страшно. И через 15 минут она пройдет среди горящих домов и где-то на одной из окраинных улиц среди развалин, под жужжание осколков будет подбирать раненых и повезет их обратно, и если перевезет, то вновь вернется сюда в шестой раз.

Вот уже пристань, крутой под’ем в гору и этот страшный запах спаленного жилья. Небо черное, но остовы домов еще черней. Их изуродованные карнизы, наполовину обломанные стены врезаются в небо, и когда где-то далеко вспышка бомбы делает небо на минуту красным, развалины домов кажутся зубцами крепости.

Да это и есть крепость. В одном подземелье работает штаб. Здесь, под землей, обычная штабная сутолока. Стучат свои точки и тире бледные от бессоницы телеграфистки и запыленные, запорошенные, как снегом, обвалившейся штукатуркой, проходят торопливым шагом офицеры связи. Только в их донесениях фигурируют уже не нумерованные высоты, не холмы и рубежи обороны, а названия улиц, предместий, поселков, иногда даже домов.

Штаб и узел связи спрятаны глубоко под землю. Это мозг обороны, и он не должен быть подвергнут случайностям. Люди устали, у всех тяжелые, бессонные глаза и свинцовые лица. Я пробую закурить, но спички одна за другой мгновенно потухают, — здесь, в подземелье, мало кислорода.

Ночь. Мы почти наощупь едем на разбитом газике из штаба к одному из командных пунктов. Среди вереницы разбитых и сожженных домов один целый. Из ворот, громыхая, выезжают скрипучие подводы, груженные хлебом: в этом уцелевшем доме пекарня. Город живет, живет — что бы ни было. Подводы едут по улицам, скрипя и вдруг останавливаясь, когда впереди, где-то на следующем углу, вспыхивает ослепительный разрыв мины.

Уже совсем светло. Сегодня солнечный день. Время близится к полудню. Мы сидим на наблюдательном пункте в мягких плюшевых креслах, потому что наблюдательный пункт расположен на пятом этаже одного дома, в хорошо обставленной инженерской квартире. На полу стоят снятые с подоконников горшки с цветами, на подоконнике укреплена стереотруба. Впрочем, стереотруба здесь для более дальнего наблюдения — так называемые передовые позиции отсюда видны простым глазом. Вот вдоль крайних домов поселка идут немецкие машины, вот проскочил мотоциклист, вот идут пешие немцы. Несколько разрывов наших мин. Одна машина останавливается посреди улицы, другая, замотавшись, прижимается к домам поселка. Сейчас же, с ответным завыванием, через головы, куда-то в соседний дом ударяют немецкие мины.

В городе нет теперь просто жителей — в нем остались только защитники. И что бы ни было, сколько бы заводы ни вывезли станков, цех всегда остается цехом, и старые рабочие, отдавшие заводу лучшую часть своей жизни, оберегают до конца, до последней человеческой возможности эти цехи, в которых выбиты стекла и еще пахнет дымом от только что потушенных пожаров.

— Мы здесь не все отмечали, — кивает на доску директор. Он начинает рассказывать о том, как несколько дней назад немецкие танки прорвали в одном месте оборону и устремились к заводу. Известие об этом поступило на завод. Надо было чем-то срочно, до ночи, помочь бойцам и заткнуть прорыв. Директор вызвал к себе начальника ремонтного цеха. Он приказал как можно скорее закончить ремонт тех нескольких танков, которые были уже почти готовы. Люди, сумевшие своими руками починить танки, сумели в эту рискованную минуту сесть в них и стать танкистами.

Тут же, на заводской площадке, из числа ополченцев — рабочих и приемщиков, было сформировано несколько танковых экипажей: они сели в танки и, прогрохотав по пустому двору, прямо через заводские ворота поехали в бой. Они были первыми, кто оказался на пути прорвавшихся немцев у каменного моста через узкую речку. Их и немцев разделял огромный овраг, через который танки могли пройти только по мосту. Но как раз на этом мосту немецкую танковую колонну встретили заводские танкисты.

Завязалась ожесточенная артиллерийская дуэль. Тем временем немецкие автоматчики стали переправляться через овраг. В эти часы завод против немецкой пехоты выставил свою, заводскую, — вслед за танками в овраге появились два отряда ополченцев. Одним из этих отрядов командовали начальник милиции Костюченко и декан кафедры механического института Пашенко, другим управляли мастер инструментального цеха Попов и старый сталевар Кривулин. На обрывистых скатах оврага завязался бой, часто переходивший в рукопашную. В этих схватках погибли старые рабочие завода Кондратьев, Иванов, Володин, Симонов, Момотов, Фомин и другие, имена которых сейчас повторяют на заводе.

В этот день окраина заводского поселка преобразилась. На улицах, выходивших к оврагу, появились баррикады. В дело пошло все — котельное железо, броневые плиты, корпуса разобранных танков. Как в гражданскую войну, жены подносили своим мужьям патроны, и девушки прямо из цехов шли на передовые и, перевязав раненых, оттаскивали их в тыл. Многие погибли в тот день, но этой ценой рабочие-ополченцы и бойцы задержали немцев до ночи, когда к месту прорыва подошли новые части.

Пустынны заводские дворы. Ветер свистит в разбитых окнах. И когда близко разрывается мина, на асфальт со всех сторон сыплются осколки выбитых стекол. Но завод дерется так же, как дерется весь город. И если к бомбам, к минам, к пулям, к опасности вообще можно привыкнуть, — то значит здесь к ней привыкли. Привыкли так, как нигде.

Мы идем по мосту через один из городских оврагов. Я никогда не забуду этой картины. Овраг далеко тянется влево и вправо, и весь он кишит, как муравейник, весь он изрыт пещерами. В нем вырыты целые улицы. Пещеры накрыты обгорелыми досками, тряпьем, — женщины стащили сюда все, чем можно закрыть от дождя и ветра своих птенцов. Трудно сказать словами, как горько видеть вместо улиц и перекрестков, вместо шумного города ряды этих печальных человеческих гнезд.

Опять окраина — так называемые передовые обломки сметенных с лица земли домов, невысокие холмы, взрытые минами. Мы неожиданно встречаем здесь человека, — одного из четверых, которым с месяц назад газеты посвящали передовицы. Тогда они сожгли 15 немецких танков, эти четверо бронебойщиков — Александр Беликов, Петр Самойлов, Иван Олейников и вот этот, Петр Болото, который сейчас неожиданно оказался здесь, перед нами. Хотя, в сущности, почему неожиданно? Такой человек, как он, и должен был оказаться здесь, в Сталинграде. Именно такие, как он, защищают сегодня город. И именно потому, что у него такие защитники, город держится вот уже целый месяц, вопреки всему, среди развалин, огня и крови.

У Петра Болото крепкая, коренастая фигура, открытое лицо, с прищуренными чуть с хитринкой, глазами. Вспоминая о бое, когда они подбили 15 танков, он вдруг улыбается и говорит:

— Когда на меня первый танк шел, я уже думал — конец света наступил, ей-богу. А потом ближе танк подошел и загорелся, и уже вышел не мне, а ему конец. И между прочим, знаете, я за тот бой цыгарок пять скрутил и скурил до конца. Ну, может, не до конца, — врать не буду, — но все-таки скрутил пять цыгарок. В бою так: ружье отодвинешь и закуришь, когда время позволяет. Курить в бою можно, только промахиваться нельзя. А то раз промахнешься, и уже больше не закуришь — вот какое дело…

Петр Болото улыбается широкой, спокойной улыбкой человека, уверенного в правоте взглядов на свою солдатскую жизнь — жизнь, в которой иногда можно отдохнуть и перекурить, но в которой нельзя промахнуться.

Разные люди защищают Сталинград. Но у многих, у очень многих, есть эта широкая, уверенная улыбка, как у Петра Болото, есть спокойные, твердые, непромахивающиеся солдатские руки. И поэтому город дерется, дерется даже тогда, когда это кажется здесь или там почти невозможным.

Набережная, — вернее, то, что осталось от нее, — остовы сгоревших машин, обломки выброшенных на берег баржей, уцелевшие, покосившиеся домишки. Жаркий полдень. Солнце заволокло сплошным дымом. Сегодня с утра немцы опять бомбят город. Один за другим на глазах пикируют самолеты. Все небо в зенитных разрывах: оно похоже на пятнистую серо-голубую шкуру какого-то зверя. С визгом кружатся истребители. Жестокий бой идет над головой, не прекращаясь ни на минуту. Город сражается любой ценой, и если эта цена дорога и подвиги людей суровы и жестоки, а страданья их неслыханны, то с этим ничего не поделаешь, — борьба идет не на жизнь, а на смерть.

Тихо плескаясь, волжская вода выносит на песок к нашим ногам обгоревшее бревно. На нем лежит утопленница, обхватив его опаленными, скрюченными пальцами. Я не знаю, откуда принесли ее волны. Может быть, это одна из тех, кто погиб на пароходе, может быть, одна из погибших во время пожара на пристанях. Лицо ее искажено: муки перед смертью, должно быть, были невероятными. Это сделали немцы, сделали на наших глазах. И пусть потом они не просят пощады ни у одного из тех, кто это видел. После Сталинграда мы их не пощадим. // Константин Симонов. СТАЛИНГРАД.
________________________________________ _________
К.Симонов: Под Сталинградом. Бой на окраине ("Красная звезда", СССР)
К.Симонов: Под Сталинградом. Солдатская слава ("Красная звезда", СССР)

**************************************** **************************************** ************************************
Стойко защищать каждую улицу Сталинграда. Действовать смело и решительно, не давать врагу закрепиться в зданиях, немедленно контратаковать его и во что бы то ни стало выбить!

В районе Сталинграда

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 23 сентября. (По телеграфу от наш. корр.). Вчерашние бои в районе Сталинграда были самыми напряженными за последнюю неделю. Неистовствовала вражеская авиация, не смолкала ни на минуту фашистская артиллерия. Несколько полков пехоты, поддержанной двумя сотнями танков, устремилось в глубь города. Главный удар приняли на себя бойцы N гвардейской части. Завязалась ожесточенная схватка с вражескими танками. Гвардейцы ввели в бой свои противотанковые орудия и ружья. Истребители танков вышли навстречу врагу, вооруженные гранатами и бутылками с горючим. За короткое время задымилось более десяти танков, но гитлеровцы не унимались и продолжали лезть вперед.

Двенадцать сильных атак отразили гвардейцы за один день. 42 танка уничтожили они на улицах Сталинграда и не отступили ни на шаг. Убедившись, что танки не могут сокрушить стойкость нашей обороны, немцы сделали попытку обойти наши боевые порядки многочисленными группами автоматчиков.

До поздней ночи длился бой на улицах города и в домах, нередко переходивший в рукопашные схватки. Особенно ожесточенный характер принял бой возле одного большого здания. Засев во всех этажах, немцы вели непрерывный огонь из автоматов, контролировали все подступы. Здесь же находились немецкие артиллеристы-корректировщики, направлявшие огонь своих батарей. Гвардейцы ворвались в дом, дрались на лестничных площадках и в коридорах. Некоторые комнаты по нескольку раз переходили из рук в руки, но полностью овладеть зданием не удалось.

Тогда было решено взорвать этот дом. Гвардии лейтенант Чумаков, гвардии сержанты Дубовой и Бугамов, гвардии красноармейцы Клименко и Мессеришвили под огнем противника пробрались в здание. Каждый из них принес по 25 килограммов взрывчатых веществ. Был произведен взрыв, и стены здания рухнули, похоронив под собой несколько десятков фашистских автоматчиков.

Высокое боевое умение проявило в уличных схватках отделение гвардии сержанта Устюгова, уничтожившее группу немцев с офицером во главе. Образец мужества показал секретарь комсомольского бюро одного из пулеметных подразделений заместитель политрука Мясников. Пробравшись сквозь развалины разрушенных зданий, немцы накопились невдалеке от нашего пулеметного гнезда, убили одного пулеметчика, ранили двух других и пытались захватить пулемет. Тогда тов. Мясников ринулся в гущу немцев, прокладывая себе путь гранатами. Добравшись до пулемета, он открыл из него огонь по немцам и заставил их откатиться.

Вчера противник пытался также наступать и в другом направлении. Наша N часть, приняв бой, истребила около двух батальонов немцев и приостановила их продвижение. Вслед за этим наша часть перешла в контратаку и несколько потеснила фашистов. Немцы упорно защищаются. На небольшом участке они зарыли в землю восемь танков, установили 20 минометных батарей и несколько орудий. Бой здесь еще не закончился.

________________________________________ ________
И.Эренбург: Сталинград* ("Красная звезда", СССР)
Отстоять Сталинград!** ("Красная звезда", СССР)***
Е.Кригер: Сталинградские улицы ("Известия", СССР)**
К.Симонов: "Сталинград"* ("Красная звезда", СССР)
В.Гроссман: Сталинградская битва ("Красная звезда", СССР)**

Читайте также: