Сочинение по прочитанному тексту презентация

Обновлено: 05.07.2024

3 ЦЕЛЬ: подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту. ЗАДАЧИ: - практиковаться в определении темы и проблемы текста; - формировать умение комментировать проблему и авторскую позицию; -учиться аргументировать своё мнение и формулировать заключение работы.

4 Алгоритм выполнения работы 1. Определяем тему и называем проблему исходного текста. 2. Комментируем сформулированную проблему. 3.Определяем позицию автора исходного текста. 4.Высказываем собственное мнение и аргументируем его. 5. Обобщаем сказанное, делаем вывод.

5 1. Определяем тему и называем проблему исходного текста. ТЕМА – то, о чем говорится в тексте. ПРОБЛЕМА – это теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования, который рассматривает автор в этом тексте. НАПРИМЕР: Тема – война. Проблема – нравственная оценка войны. СПОСОБЫ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ Проблемный вопрос С помощью существительного в Р.п. : - Почему люди стали меньше читать? : Проблема (кого? чего?) войны, эконо- -Что формирует личность человека: при- мики, роли искусства в жизни чело- родные данные, окружение или самовоспи- века, современного образования, тание? отношения к труду, опасности компью- -Как СМИ формируют общественное мнение? терной зависимости, использования в -Разве одиночество и счастье совместимы? речи иностранных слов и т.п. -Когда традиции являются злом? ! ПРОБЛЕМА (какая?) Сложная, трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, и т.д. 1. Определяем тему и называем проблему исходного текста. ТЕМА – то, о чем говорится в тексте. ПРОБЛЕМА – это теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования, который рассматривает автор в этом тексте. НАПРИМЕР: Тема – война. Проблема – нравственная оценка войны. СПОСОБЫ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ Проблемный вопрос С помощью существительного в Р.п. : - Почему люди стали меньше читать? : Проблема (кого? чего?) войны, эконо- -Что формирует личность человека: при- мики, роли искусства в жизни чело- родные данные, окружение или самовоспи- века, современного образования, тание? отношения к труду, опасности компью- -Как СМИ формируют общественное мнение? терной зависимости, использования в -Разве одиночество и счастье совместимы? речи иностранных слов и т.п. -Когда традиции являются злом? ! ПРОБЛЕМА (какая?) Сложная, трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, и т.д. НН Вспомним теорию…

9 3.Определяем позицию автора исходного текста. Проблема – сложный (проблемный) вопрос, а позиция автора – это: ответ автора на этот вопрос; авторская оценка проблемы; путь решения проблемы. 3.Определяем позицию автора исходного текста. Проблема – сложный (проблемный) вопрос, а позиция автора – это: ответ автора на этот вопрос; авторская оценка проблемы; путь решения проблемы. Вспомним теорию… Формулировка авторской позиции - это ответы на вопросы: - Что хотел сказать автор? - Какова была цель его высказывания? - Ради чего он это всё написал? - Как он сам относится к поставленной проблеме? - Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми? - Чему учит текст. - Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? героев? ! Обратите внимание на слова, художественные приёмы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение, сочувствие, - восхищение), дают отрицательную или - положительную оценку описываемым фактам. Вспомним теорию…

12 Можно использовать следующие речевые обороты: Можно использовать следующие речевые обороты: - С мнением, позицией, доводами автора трудно не согласиться… - Нельзя не согласиться с мнением автора… - Я разделяю позицию автора… - Я (не) разделяю точку зрения автора… - Позиция автора близка (понятна) мне, но… - В чем-то я согласен с автором, но кое с чем мне хотелось бы поспорить… - Проблема глубже, чем кажется на первый взгляд (собственные аргументы). -Я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю… ЕЩЁ: Во-первых,… Во-вторых,… Наконец,… Это подтверждается также… К этому можно добавить… ДЛЯ ВВОДА СВОЕГО ПРИМЕРА МОЖНО ИСП-ТЬ: Приведем пример… Сравним… Сопоставим… Кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда… Никто не будет отрицать, что… Никто из нас не будет возражать против того… Каждый из нас может привести множество аргументов в защиту авторской позиции. Во- первых,… Ярчайшими примерами тому могут служить не только…, но и…

14 Можно использовать следующие речевые обороты: В заключение хочу подчеркнуть… В заключение хотелось бы отметить… В заключение хотелось бы ещё раз обратить внимание на… Обобщая сказанное, можно сделать вывод… Итак,… Следовательно,… Таким образом,… Так давайте же… Прочитав этот текст, начинаешь с новой силой понимать… Когда я прочитал этот текст, то подумал (задумался) о том, что….

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению , важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования ). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему . Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт , а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента ). Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полно- стью переписанный исходный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст 1 ( 1) Природа, как и во всём, распорядилась гениально. (2) В том-то и дело, что для поручика Дица вслед за любовью идёт брезгливость и пресыщение, а для Данте вся любовь — прелесть, очарование, весна! (3) Нет-нет, не думайте: я говорю о любви в самом прямом, телесном смысле. (4) Но она — удел избранников ! (5) Смотрите: все люди обладают музыкальным слухом, но у миллионов он такой, как у рыбы трески или как у штабс-капитана Васильченки , а один из этого миллиона — Бетховен. (6) Так во всём: в поэзии, в художестве, в мудрости… (7) Назанский подошёл к окну, прислонился лбом к углу стены рядом с Ромашовым и, задумчиво глядя в тёплый мрак весенней ночи, заговорил вздрагивающим , глубоким, проникновенным голосом: — (8) О, как мы не умеем ценить её тонких, неуловимых прелестей, мы — грубые , ленивые, недальновидные! (9) Понимаете ли вы, сколько разнообразного счастья и очаровательных мучений заключается в неразделённой, безнадёжной любви? (10) Когда я был помоложе , во мне жила одна грёза: влюбиться в недосягаемую, необыкновенную женщину, такую, знаете ли, с которой у меня никогда и ничего не может быть общего. (11) Влюбиться и всю жизнь, все мысли посвятить ей. (12) Всё равно: наняться подёнщиком, лакеем, кучером — переодеваться, хитрить, чтобы только хоть раз в год видеть её, целовать следы её ног на лестнице, чтобы — безумное блаженство! — раз в жизни прикоснуться к её платью. — (13) И кончить сумасшествием, — мрачно заметил Ромашов.

— (14) Ах, милый мой, не всё ли равно! — сказал с пылкостью Назанский и опять нервно забегал по комнате. — (15) Может быть, вы тогда-то и вступите в блаженную сказочную жизнь. ( 16) Ну, хорошо: вы сойдёте с ума от этой удивительной, невероятной любви, а поручик Диц сойдёт с ума от прогрессивного паралича и от гадких болезней . (17) Что же лучше? (18) Но подумайте только, какое счастье — стоять целую ночь на другой стороне улицы, в тени, и глядеть в окно обожаемой женщины . (19) Вот осветилось оно изнутри, на занавеске движется тень. (20) Не она ли то? (21) Что она делает? (22) Что думает? (23) Погас свет. (24) Спи мирно , моя радость, спи, возлюбленная моя. (25) И день уже полон — это победа ! (26) Годами употреблять все силы изобретательности и настойчивости, и вот — великий, умопомрачительный восторг: у тебя в руках её платок, бумажка от конфеты, обронённая афиша. (27) Она ничего не знает о тебе, никогда не услышит о тебе, глаза её скользят по тебе, не видя, но ты тут, подле, всегда обожающий, всегда готовый отдать за неё — нет, зачем за неё — за её каприз , за её мужа, за любовника, за её любимую собачонку отдать и жизнь, и честь, и всё, что только возможно отдать! (28) Ромашов, таких радостей не знают красавцы и победители . ( По А. Куприну*) *Александр Иванович Куприн (1870—1938) — русский писатель.

Пишем сочинение-рассуждение по прочитанному тексту Пошаговая инструкция ШАГ 1. Прочитайте внимательно текст. В процессе чтения подчёркивайте слова и выражения, которые непонятны и нуждаются в пояснении. Если значение слова или выражения вам непонятно, не используйте его при написании собственного текста.

ШАГ 2. Сформулируйте в двух-трёх предложениях одну из проблем, постав- ленных автором текста. Для этого подберите, выделите в тексте или сформулируйте самостоятельно фразы, способствующие пониманию авторской мысли.

Примеры фраз из текста: — Но она (любовь) — удел избранников! — Понимаете ли вы, сколько разнообразного счастья и очаровательных му - чений заключается в неразделённой, безнадёжной любви? — Может быть, вы тогда-то и вступите в блаженную сказочную жизнь. Примеры собственных формулировок: — Для одного человека вслед за любовью идёт брезгливость и пресыщение, а для другого вся любовь — прелесть, очарование, весна! — Что лучше: сойти с ума от удивительной, невероятной любви или сойти с ума от гадких болезней? — Настоящая любовь отдаёт, часто не требуя ничего взамен. — Неразделённая, безнадёжная любовь… Как часто мы слышим такое вы- ражение , не вникая в его смысл. — Что такое настоящая любовь? Всегда ли истинная любовь безответна? — Любовь… Как много книг, кинофильмов, картин посвящено этой теме! — Автор размышляет о том, что такое истинная любовь. — Предложенный нам текст А. И. Куприна интересен прежде всего тем, что в нём поставлен вопрос: что же такое неразделённая любовь.

ШАГ 3. Прокомментируйте сформулированную проблему, включив в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Следите за фактической точностью в комментариях , не пересказывайте текст.

Возможные варианты начала комментариев: — Автор текста показывает, что неразделённая, безответная любовь может доставить человеку истинное наслаждение… — Действительно, рассуждения героя произведения Назанского посвящены неразделённой любви. Он хочет быть убедительным, поэтому автор строит его речь с помощью различных синтаксических средств выразительности. Речь На- занского эмоционально насыщена… — Для понимания проблемы исходного текста важно уделить особое внима - ние речи Назанского , в которой выражается как отношение самого героя, так и автора к тому, что же такое безответная любовь…

ШАГ 4. Сформулируйте в одном-двух предложениях позицию автора ( рассказчика ). Следите за чёткостью своей формулировки.

Возможные варианты начала формулирования позиции автора: — Автор утверждает, что неразделённая любовь — настоящая мука и величайшее счастье. — Авторская позиция ясна: …. — Автор, безусловно, прав, утверждая, что любовь многолика. — Безусловно, нельзя не признать правоту автора…

ШАГ 5. Выразите своё согласие или несогласие с точкой зрения автора прочитанного текста. Аргументируйте свою позицию, приведя 2 аргумента. Первый аргумент должен быть основан на вашем читательском опыте. Аргумент, основанный на вашем читательском опыте, должен состоять из четырёх-пяти предложений и обосновывать целесообразность использования того или иного художественного текста.

Возможные варианты начала аргументации, основанной на чита - тельском опыте: — Проблема … поднимается в произведении — Вопрос о … традиционен как для русской, так и для европейской лите - ратуры . Например, … — Размышляя о …, можно обратиться к произведению… — В этом году я читал произведение, в котором …. — О проблеме неразделённой, безответной любви написано много художе - ственных произведений. Особенно мне близок …, так как …

Второй аргумент должен быть основан на знаниях и жизненных наблюдениях . Аргумент, основанный на ваших знаниях и жизненных наблюдениях, должен состоять из трёх-четырёх предложений и обосновывать причины вашего обращения к тем или иным позициям, к жизненным обстоятельствам.

Возможные варианты начала аргументации, основанной на знаниях и жизненных наблюдениях: — Однажды я стал (стала) свидетелем … — С моей точки зрения, … — Я уверен (уверена), что … — Была ли в моей ещё недолгой жизни безответная любовь? — Я хочу рассказать о …

ШАГ 6. Написание заключительного предложения сочинения. Данная часть необходима для того, чтобы придать собственному тексту логическую завершённость .

Возможные варианты начала заключения: — Автор заставляет задуматься о том, … — После прочтения этого текста … — Я понял … — Итак, … — Таким образом, в заключение …

ШАГ 7. Прочитайте внимательно пример сочинения по исходному тексту. Обратите внимание на композицию текста, аргументацию и комментарии.

Пример сочинения по исходному тексту Неразделённая, безнадёжная любовь… Как часто мы слышим такое выражение, не вникая в его смысл. Для понимания про- блемы исходного текста важно уделить особое внимание речи На- занского , в которой выражается как отношение самого героя, так и автора к тому, что же такое безответная любовь. Действительно, рассуждения героя произведения Назанского посвящены неразде - лённой любви. Он хочет быть убедительным, поэтому автор строит его речь с помощью различных синтаксических средств вырази - тельности : риторических вопросов и восклицаний, инверсий. Речь героя эмоционально насыщена, но, несмотря на это, читатель по- нимает , что же хотел сказать автор.

Используемые материалы Миронова, Наталия Александровна. Русский язык : Сочинение по прочитанному тексту : Задание № 25 на едином государственном экзамене / Н . А. Миронова. — Москва : Издательство АСТ, 2018. — 158, [2] с. — (Подготовка к единому государственному экзамену ).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

 7Я

Я АУТОТРЕНИНГ ученик личность творческая думаю, хочу знать

Я АУТОТРЕНИНГ ученик личность творческая думаю, хочу знать


С Е М Ь Я Д О М счастье д е т и Р О Д И Т Е Л И Л Ю Б О В Ь В ЕРА У В А Ж Е Н.

С Е М Ь Я Д О М счастье д е т и Р О Д И Т Е Л И Л Ю Б О В Ь В ЕРА У В А Ж Е Н И Е

С Е М Ь Я 1. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены кото.

С Е М Ь Я 1. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены кото.

Семья Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и близких родственн.

Семья Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и близких родственников, живущих вместе. Благополучная семья - это группа родственников, дружная и сплоченная общими интересами.

ИЗ ИСТОРИИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН Славянские семьи обычно жили в гармонии, иначе в ла.

ИЗ ИСТОРИИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН Славянские семьи обычно жили в гармонии, иначе в ладу. Богиня, покровительствующая семье, звалась ЛАДОЙ. Мужчина, взявший на себя ответственность за судьбу любимой женщины, решивший создать собственный дом и свою семью, - становился МУЖЕМ, хозяином дома и главой семьи. Поэтому женщина выходила ЗА-МУЖ. Женщина была богиней семейного очага. К ней относились с уважением. В свою очередь она соответствовала статусу – её дом всегда пребывал в идеальной чистоте, муж, дети и скот были сыты, спокойны, а сама она излучала тепло и нежность. Воспитанием детей в славянской семье занимались оба родителя.

1)Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естес.

1)Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться. 2) Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который традиционно считался главой. 3) Отца дети уважали и слушались. 4) Он занимался сельхозработами, строительством, заготовкой леса и дров. 5) Всю тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья. 6) Руководство домашним хозяйством было в руках жены и матери. 7) Она ведала всем в доме: присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. 8)Все эти работы она делала не одна. 9) Даже дети, едва научившись ходить, понемногу вместе с игрой начинали делать что-то полезное. 10) Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь. 11) Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. 12) Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать. 13) Любовь и согласие между родственниками давали начало любви за пределами дома. 14) От человека не любящего и не уважающего своих родных трудно ждать уважения к другим людям. (По В. Белову)

СЛОВАРНАЯ РАБОТА АВТОРИТЕТ - власть, влияние, уважение, признание. СВАРЛИВОСТ.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА АВТОРИТЕТ - власть, влияние, уважение, признание. СВАРЛИВОСТЬ – склонность к ссоре, (конфликтам), недовольство. От слова СВОРА – ссора, ругань.

Признаки текста: связность; цельность; завершенность; информативность; стиле.

Признаки текста: связность; цельность; завершенность; информативность; стилевое единство

Любой текст содержит информацию: о каком-либо факте, событии, человеке; цели.

Любой текст содержит информацию: о каком-либо факте, событии, человеке; цели его создания; об авторе (его отношении к поднятым проблемам).

Структура сочинения-рассуждения ОГЭ Проблема исходного текста Комментарий.

Структура сочинения-рассуждения ОГЭ Проблема исходного текста Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Структура комментария: Пример-иллюстрация из текста + пояснение примера (микровывод) Смысловая связь между примерами Пример-иллюстрация из текста + пояснение (микровывод) Позиция автора Отношение к позиции автора (+ обоснование) Вывод

1)Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и есте.

1)Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться.

Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, заботой жены и матери.

Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, заботой жены и матери.

Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали во взаимную любовь. Н.

Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали во взаимную любовь. Надо уметь уступать, забыть обиду, ответить добром или промолчать.

ПОЗИЦИЯ АВТОРА – это его отношение к обсуждаемой проблеме. ЗАДАЧИ: понять мне.

ПОЗИЦИЯ АВТОРА – это его отношение к обсуждаемой проблеме. ЗАДАЧИ: понять мнение автора о выделенной проблеме четко сформулировать вывод, к которому приходит НАЙДИ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ: Что хотел сказать автор? Какова была цель его высказывания? Ради чего он это всё написал? Как он сам относится к поставленной проблеме? Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми? Чему учит текст?

1. В. Белов предлагает нам задуматься о том, что настоящая семья – это то сам.

1. В. Белов предлагает нам задуматься о том, что настоящая семья – это то самое необходимое и ценное для каждого человека. 2. В чем секрет дружной семьи? Кто или что делает человека по- настоящему счастливым? Именно эти вопросы волнуют В. Белова.

Аргументация собственной позиции ЦЕЛЬ: согласиться с (опровергнуть) позицию а.

Аргументация собственной позиции ЦЕЛЬ: согласиться с (опровергнуть) позицию автора, сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения. АРГУМЕНТ - это доказательства, приводимые в поддержку тезиса. АРГУМЕНТАЦИЯ – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли

А Ф О Р И З М Ы Семья — это бесценный дар. Его нужно беречь, а не разрушать.

А Ф О Р И З М Ы Семья — это бесценный дар. Его нужно беречь, а не разрушать. Сьюзан Кинг - американская писательница. Автор издала более 20 исторических романов.

Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Сух.

Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Сухомлинский В. А. – советский педагог

Семья — это и есть то, ради чего стоит просыпаться каждый день, дышать каждую.

Семья — это и есть то, ради чего стоит просыпаться каждый день, дышать каждую секунду, и молить Бога каждое мгновенье, чтоб он их оберегал и защищал…

Аргументы из литературных произведений? Семейство Простаковых в комедии Д.И.

День семьи, любви и верности. (8 июля)

День семьи, любви и верности. (8 июля)

Семья Семья — источник радости и счастья, Любви неиссякаемый родник. И в ясну.

Семья Семья — источник радости и счастья, Любви неиссякаемый родник. И в ясную погоду, и в ненастье Хранит семья и ценит жизни миг. Семья — оплот и сила государства, Хранящая традиции веков. В семье ребёнок — главное богатство, Луч света, как маяк для моряков. Гайкевич Леонид Иосифович. Член Российского союза писателей.

Рефлексия Чему научились? Что нового узнали на уроке? Что было трудно? Что бы.

Рефлексия Чему научились? Что нового узнали на уроке? Что было трудно? Что было интересного? В чем практическое применение знаний? А: Все понял, все умею, смогу объяснить другому. Б: Все понял, все умею, но другому объяснить не смогу. В: Мне надо еще все повторить, чтобы знать и уметь.

2. 27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в
комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста,
которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы
исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните
значение каждого примера и укажите смысловую связь между
ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного
текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по
данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет
собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст
без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается
0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. План сочинения

1) Проблема, поставленная автором текста.
2) Комментарий к проблеме:
а) 1-ый пример из текста+ пояснение
б) 2-ой пример из текста + пояснение
в) связь между примерами
3) Позиция автора.
4) Отношение к позиции автора (согласие или
несогласие) + собственный ответ на вопрос,
поставленный автором + обоснование.
5) Вывод.

4. Структура сочинения

абзацы
содержание
клише
1. Проблема,
поставленная автором
текста
Вопрос, над которым
размышляет автор.
1) Автор текста… (фамилия,
инициалы) размышляет над
проблемой(чего?)… (влияния
природы на человека)
2) Проблемный вопрос (Как нужно
относиться. Почему важно.
Почему нужно . Что такое . и
т.п.) Именно эту проблему
поднимает …(фамилия, инициалы).
3) В центре внимания автора
текста… (фамилия, инициалы)
проблема(чего?)… (влияния
природы на человека) .
Проблемный вопрос (Какое
воздействие оказывает природа
на мысли и чувства людей?)

5. Образец 1-ого абзаца

Как нужно оценивать других людей: только
по внешности или важно понять внутренний
мир человека, заглянуть в его душу? Именно
над этим вопросом размышляет Ф.М.
Достоевский, поднимая в тексте проблему
оценивания личности.

6. Типичные ошибки при формулировке проблемы:

1) Нельзя в проблеме указывать авторскую позицию.
Например, НЕЛЬЗЯ писать: проблема хорошего отношения к
книгам - ("хорошего" - это оценочная лексика);
МОЖНО: Проблема отношения к книгам.
2) Нельзя формулировать проблему слишком широко.
Например, в тексте рассказывается о женщинах и их роли на
войне, а пишут: проблема войны. Если формулировать
проблему в виде вопроса, этой ошибки можно будет
избежать.
3) Нельзя путать проблему и тему текста: тема - это скорее
направление мысли, то, о чем текст (например, текст о
войне, значит тема: война. А проблема, например, проявление героизма на войне).

7. Слова-помощники для формулировки проблемы

(с их помощью вы всегда сможете найти проблему в
любом тексте).
Если формулируете со словом проблема, то вам помогут
слова в Р.п. :
- отношение
- взаимоотношения
- воздействие
- взаимодействие
- влияние
- роль
- восприятие
- проявление …

8. Если формулируете проблему в виде вопроса, то вам помогут следующие конструкции:

Как нужно относиться.
Почему важно .
Почему нужно .
Что такое .
Для чего нужно.
Для чего нужен (-на, -ны) .
В чем причина.
Какова роль. в жизни человека?
Что такое.
Что важнее: _ или _?
Что необходимо.
В чем различие между _ и _?
Что такое истинная (-ое, -ый).
Что значит . и т.д.

9. Структура сочинения

10. Образец 2 -ого абзаца

11. Требования к комментарию:

12. Структура сочинения

13. Образец 3-ого абзаца

14. Структура сочинения

абзац
содержание
клише
4. Моё
отношение к
позиции автора
и его
обоснование.
Отношение к авторской
позиции (согласие или
несогласие) +ответ на
вопрос , поставленный
автором +
обоснование(опора на
общечеловеческие
ценности,
общеизвестные факты
истории и науки,
обращение к
обобщенному опыту, к
собственному
читательскому опыту)
Отношение к авторской позиции:
Я согласен с мнением автора.
Нельзя не согласиться с мнением автора.
Безусловно, автор прав.
Моя точка зрения совпадает с позицией
автора.
Трудно не согласиться с автором.
Я полностью разделяю позицию автора.
Собственная позиция:
Действительно, ….
Обоснование собственной позиции: Сама
история человечества не раз доказывала
справедливость этого…
Можно вспомнить и тот научный факт,
который еще раз подтверждает…
Когда-то и я впервые услышал о том, что…
Известный ученый/ политик/ спортсмен/
общественный деятель/писатель об этом
говорил так…
Нельзя не вспомнить героя известного

15. Образец 4-ого абзаца

Трудно не согласиться с мнением автора.
Действительно, умение понимать людей,
ценить их по делам и поступкам, видеть
лучшее в каждом – это очень важно.
Внешность может быть неприглядной в силу
природных данных, да и трудные жизненные
обстоятельства часто отражаются на ней.
Неслучайно русская пословица гласит: не
суди о книге по обложке.

16. Обоснование – это подтверждение истинности высказывания (тезиса), приведение убедительных аргументов или доводов, которые

Обоснование – это
подтверждение истинности высказывания (тезиса),
приведение убедительных аргументов или доводов, которые
позволяют согласиться с высказыванием (тезисом).
• Способы(виды) обоснования:
Доказательство
Опровержение
Подтверждение
Объяснение
Интерпретация
Определение
Оправдание

17. Обоснование

18. Структура сочинения

абзац
содержание
клише
5. Вывод
Подведение итогов всему В заключение еще раз
сочинению
хочется подчеркнуть, что

Таким образом, можно
сделать вывод, что…
Следовательно, …
Итак, ….

19. Образец 5-ого абзаца

Таким образом, Ф.М. Достоевский поднял
одну из вечных проблем – проблему
оценивания человека по его внутренним
качествам. Ведь главное в людях - доброта,
милосердие, внимательность, сострадание,
которые всегда найдут отклик в наших
сердцах. И неважно, красив человек или нет.
Добрая душа, богатый внутренний мир,
открытое сердце – вот что должно привлекать
нас в людях.

20. Критерии сочинения

План
Критерии
1) Проблема, поднятая автором
текста.
1б - верно сформулирована одна из проблем
исходного текста.
2) Комментарий к проблеме:
а) 1-ый пример из текста+
пояснение
б) 2-ой пример из текста +
пояснение
в) связь между примерами
5б – 2 примера + 2 пояснения + смысловая связь
4 б - 2 примера + 1 пояснение + смысловая связь
4б - 2 примера + 2 пояснения
3 б - 2 примера + 1 пояснение
3б – 1 пример + 1 пояснение
2б - 2 примера
1 б - 1 пример
3) Позиция автора.
1б – позиция автора сформулирована правильно по
данной проблеме
4) Отношение к позиции автора
+ обоснование.
1б – выражено отношение к позиции автора текста по
проблеме (согласившись или не согласившись с
автором), и оно обосновано.
5) Вывод.

II
К5
К6
Речевое оформление сочинения
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность
изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой
связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения
не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста
Работа
экзаменуемого
характеризуется
смысловой
цельностью,
связностью и последовательностью изложения,
но
допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения текста
Точность и выразительность речи
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли,
разнообразием грамматического строя речи.
* Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только
в случае, если высший балл получен по критерию К10
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли,
но
прослеживается однообразие грамматического строя речи,
или
работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического
строя речи,
но
есть нарушения точности выражения мысли
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием
грамматического строя речи
2
1
0
2
1
0

III
Грамотность
К7
К8
Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка)
Допущено не более двух ошибок
Допущено три-четыре ошибки
Допущено более четырёх ошибок
Соблюдение пунктуационных норм
3
2
1
0
К9
Пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка)
Допущено одна–три ошибки
Допущено четыре-пять ошибок
Допущено более пяти ошибок
Соблюдение языковых норм
2
1
0
К10
Грамматических ошибок нет
Допущено одна-две ошибки
Допущено более двух ошибок
Соблюдение речевых норм
2
1
0
К11
Допущено не более одной речевой ошибки
Допущено две-три ошибки
Допущено более трёх ошибок
Соблюдение этических норм
Этические ошибки в работе отсутствуют
Допущены этические ошибки (одна и более)
К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют
Допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале
Максимальное количество баллов за всю письменную работу
(К1–К12)
3
2
1
0
1
0
1
0
24

Читайте также: