Сочинение по повести станционный смотритель 7 класс по плану презентация

Обновлено: 05.07.2024

Давайте вспомним сюжет произведения. Перед вами иллюстрации. Расположите их в хронологической последовательности.(251364). Произведения А.С.Пушкина отличаются необыкновенной глубиной, в них затрагивается много проблем. Выделите их, опираясь на иллюстрации.

2. Операционно-исполнительский этап

Постановка проблемы.

Мы будем работать в группе. Каждая исследует свою проблему. Объединитесь в группы в зависимости от вашего выбора. Выберите капитана. Помните: успех группы зависит от каждого ее члена. Задача капитана – организовать совместную работу. Ознакомьтесь с материалами и распределите задания. Не забывайте обсуждать вопросы. Мнение каждого очень ценно!

Выступление групп с результатами исследований.

1 группа

2. Расскажи историю похищения Дуни от лица Минского.

3. Какими словами мог бы Минский уговорить Дуню? Можно ли считать, что он обманул девушку?

4. Выдели основные черты характера Минского. Кратко поясни свой выбор. (Хитрый – притворился больным, вспыльчивый – вытолкал Самсона Вырина, заботливый – думал о Дуне).

5. Расскажи историю похищения Дуни от ее лица.

6. Против ли воли уехала Дуня с Минским? Почему она так поступила? (Нет, не против.Она влюбилась в Минского и хотела лучшей доли)

7. Почему Минский и Дуня не жили в Петербурге вместе? Любил ли он ее? (Возможно, Минский и любил Дуню, но они не были женаты, поэтому не могли жить вместе. Так как девушка была из другой социальной среды, он не спешил на ней жениться)

8. Почему Минский увез девушку, не спросив ее руки у отца? (Девушка нравилась ему, но он не готов был жениться на ней. Минский знал, что отец не отпустит дочь без брака)

9. В чем были опасения отца Дуни? Подтвердились ли они? А могло ли все сложиться иначе? (Отец боится, что Дуню обманут, выгонят, и она будет мести улицу, потому что такие случаи были не редкостью. Опасения отца, к счастью, не подтвердились. Минский оказался благородным человеком)

Выводы: Какие сложности возникли в отношениях молодых людей из-за их неравного положения? Можно ли было их избежать? (Минскому пришлось идти на обман, поступать непорядочно. Отец лишлся дочери, а дочь отца. Минский долго не мог решиться на брак из-за осуждения со стороны общества. Честь девушки была запятнана. С одной стороны, Минский должен был подумать о последствиях своего шага заранее и сохранить честь девушки. Но, с другой стороны, это был шанс для Дуни – выбиться из низкой социальной среды.Этот поступок был совершен в порыве эмоций.)

2 группа

1. Что мы узнаем о семейной жизни Самсона Вырина? Какую роль в ней играла дочь Дуня?

2. Почему Вырин поверил гусару и дочери и сам посадил Дуню прокатиться до церкви? (Он не мог предположить, что гусар за добро отплатит злом.)

3. Сопоставь эпизоды и чувства, которые испытал Самсон Вырин.

Через полчаса после отъезда дочери

Отец узнает, что дочери не было в церкви

Сердце его начало ныть

Самсон дожидается возвращения курьерской тройки

Вырин узнал, что Дуня уехала с гусаром

Смотритель пошел домой ни жив ни мертв

Объясни состояние героя. Как оно его характеризует?

4. Почему уезжает Дуня? Был ли у нее выбор? В чем его сложность? (Выбор есть всегда. Дуня могла остаться с отцом, потому что знала, как он ее любит. Минский мог открыто попросить руки дочери у отца. Дуня могла хотя бы написать отцу письмо и сказать, что все у нее хорошо. Трудность ее выбора, что она любит и Минского, и отца.)

5. Готов ли смотритель простить дочь? Докажи. Для чего он хочет ее найти? От чего спасти? Что поддерживает Вырина в его убеждении?

Перед вами картина Рембрандта "Возвращение блудного сына". Он писал ее в последний год жизни, когда уже был старым, нищим, смертельно больным и немощным.

Темой для написания картины послужила известная евангельская притча о блудном сыне. Подумаем, почему эта притча получила такое название.

6. Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сначала к лексическому значению слова “блудный”. Это прилагательное образовано от глагола “блудить”, который имеет два значения: 1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить.

- Итак, в слове “блудный” соединились прямое значение глагола “блуждать” - скитаться, сбившись с пути, - и переносное: потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути, то есть блудить, развратничать.

Евангельская притча

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней: и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода: встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги: и приведите откормленного теленка и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование: и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое; а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Так почему притча получила такое название? (В ней рассказывается о блудном сыне – молодом человеке, сбившемся с пути истинного, блуждающем в нравственных потемках)

В чем заключается ее смысл?

Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и повести Пушкина? Понимала ли Дуня суть этой притчи?

Каковы же были ожидания Самсона Вырина? Оправдались ли они?

8. Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная, разбогатевшая? Кто из родителей оказался счастливее? Почему? (Сын, потому что он успел вернуться к отцу и,главное, был им прощен, а Дуня – нет. Отец сына – к нему вернулся сын и покаялся , за это он простил его и устроил пир в его честь.)

9. В чем виновата Дуня? Когда она это осознала? Раскаялась ли в совершенном?

Сравните репродукцию и иллюстрацию. Что их объединяет? А чем они отличаются?

Вывод: Какие советы вы бы хотели дать Дуне?

Группа 3

2. Что такое трагедия? Какие события в жизни Самсона Вырина можно назвать трагичными? Почему?

3. Пробовал ли Вырин бороться с Минским, вернуть Дуню? Почему его попытки не увенчались успехом? (Да, Вырин пешком ходил в Петербург и нашел свою дочь. Но бороться с Минским он не может, они не ровня друг другу. Минский богач и аристократ, а Вырин – мелкий чиновник. У него нет прав и связей. Он беззащитен.)

4. Что вызвало слезы негодования у Самсона Вырина во время первого посещения дома Минского? (Деньги, которые ему дал Минский за дочь).

Почему так поступил Минский?

6. Что важнее: чин или человек?

Какую роль играла Дуня в жизни Вырина ? С легкостью или болью покидает Дуня родительский дом? 3. Как живется Дуне с Минским? 4. Можно ли назвать это счастье безоблачным? 5. Какую очень важную библейскую заповедь нарушила Дуня? 6. Над чем заставляет задуматься ее судьба? 7. Обвиняете ли вы Дуню или защищаете? Подготовьте ответы на вопросы:

Лувр. СПАДА ЛИОНЕЛЛО Возвращение блудного сына.

Рембрандт. Возвращение блудного сына. Эрмитаж. Санкт-Петербург

ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 423 Кронштадтского района Санкт-Петербурга Презентация создана учителем русского языка и литературы Харитоновой Н.В. Предназначена для использования на уроках литературы в 7 классе

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письменный опрос по повести "Станционный смотритель"(добавлен 05.01.2012)

Письменный опрос позволяет выяснить, как внимательно и вдумчиво ученик работал с текстом художественного произведения.


Описание помещения. Сжатое изложение (А. С. Пушкин "Станционный смотритель") 6 класс

Программный вид работы позволяет подготовить учащихся к одному из заданий ГИА. Сжатое изложение научит выбирать в тексте основное, закрепит теоретические и практические навыки, расширит сл.


Файл содержит методическую разработку урока литературы в 6 классе.

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: "Образ повествователя в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"

Материал содержит конспект урока по литературе в 7 классе по программе В.Я.Коровиной на тему "Образ повествователя в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель". В ходе урока учащиеся знакомятся с об.

Презентация "Анализ эпизода повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель"

Презентация "Анализ эпизода повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель". 7 класс.


Презентация к уроку литературы на тему: А.С. Пушкин "Станционный смотритель", 7 класс.

Презентация по повести "Станционный смотритель" включает в себя краткую информацию о цикле "Повести покойного Ивана Петровича Белкина", об историческом статусе коллежского регистра.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Имя станционного смотрителя – Самсон Вырин – образовано от названия деревни и почтовой станции. Из архивных документов известно, что на Вырской станции действительно в течение многих лет служил смотритель с дочерью. В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинского времени.

это не только человек низкого чина, без высокого социального статуса, но и человек потерявшийся в жизни, испытывающий страх перед нею, утративший интерес и смысл своего существования.

Устаревшие слова и выражения Коллежский регистратор – чиновник низшего (14) класса. Подьячий - младший чиновник в допетровской Руси. Фельдъегерь - правительственный курьер. Подорожная - документ на право пользования казенными лошадьми. На перекладных - меняя лошадей на каждой станции. Прогоны - плата за пользование лошадьми.

Устаревшие слова и выражения

  • Коллежский регистратор – чиновник низшего (14) класса.
  • Подьячий - младший чиновник в допетровской Руси.
  • Фельдъегерь - правительственный курьер.
  • Подорожная - документ на право пользования казенными лошадьми.
  • На перекладных - меняя лошадей на каждой станции.
  • Прогоны - плата за пользование лошадьми.

Дополните предложения: Станционный смотритель – это … . Путешественник вымещает на смотрителе … . Смотритель виноват в том, что … . Смотритель принуждён бегать и … , и … . Станционные смотрители – люди …, …, …, ….. Из их разговоров можно почерпнуть много … и …

Дополните предложения:

Станционный смотритель – это … .

Путешественник вымещает на смотрителе … .

Смотритель виноват в том, что … .

Смотритель принуждён бегать и … , и … .

Станционные смотрители – люди …, …, …, ….. Из их разговоров можно почерпнуть много … и …

Кто главный герой повести? Чем он занимался?

Кто главный герой повести? Чем он занимался?

ОБРАЗ САМСОНА ВЫРИНА

- Что вы можете сказать о его молодости, кем он был?

- Каким мы видим Самсона Вырина в начале повести?

- Найдите в повести другой портрет этого героя.

Сравните два портрета

Самсона Вырина

Май 1816 год

гордится своей дочерью

ДУНЯ - Найти и прочитать описание портрета Дуни. - Как ведет себя Дуня с проезжающими? - Что о ней говорит отец? - Какие между ними сложились отношения? ( Отец гордится такой дочерью, он вырастил ее без матери, всему научил сам. Она помощница, создала уют в доме. Благодаря своей красоте, отводит от отца удары, защищает от оскорблений. И пока им вместе хорошо .)

- Найти и прочитать описание портрета Дуни.

- Как ведет себя Дуня с проезжающими?

- Что о ней говорит отец?

- Какие между ними сложились отношения?

( Отец гордится такой дочерью, он вырастил ее без матери, всему научил сам. Она помощница, создала уют в доме. Благодаря своей красоте, отводит от отца удары, защищает от оскорблений. И пока им вместе хорошо .)

-Что произошло с Выриным в Петербурге?

Самсон Вырин и Минский в гостиничном номере - Какой была первая встреча Вырина с Минским в Петербурге? (Чтение сцены). Как ведет себя Минский? ( Вспыхивает, извиняется, дает деньги, клянется в верности Дуне ). Можно ли считать данное покаяние Минского настоящим?

Самсон Вырин и Минский в гостиничном номере

- Какой была первая встреча Вырина с Минским в Петербурге? (Чтение сцены).

Самсон Вырин и Минский в гостиничном номере

- О чем говорят герои? ( О Дуне, о ее счастье, о том, кому она должна принадлежать ).

- Какие аргументы приводит каждый, объясняя, почему Дуня должна принадлежать именно ему?

- Какую ошибку допускает Минский? Что, по-вашему, он должен был сделать, чтобы наладить отношения с отцом любимой женщины?

 Почему Вырин делает вторую попытку встретиться с дочерью? Как живёт его дочь в Петербурге? Почему Дуня, увидев отца, не обрадовалась, не упала на колени и не стала просить прощения, а испугалась и упала в обморок? Почему же Самсон Вырин не рад счастью дочери?

Почему Вырин делает вторую попытку встретиться с дочерью?

Как живёт его дочь в Петербурге?

Почему Дуня, увидев отца, не обрадовалась, не упала на колени и не стала просить прощения, а испугалась и упала в обморок?

Почему же Самсон Вырин не рад счастью дочери?

 Чему учит нас повесть? Повесть учит уважать и любить человека, учит умению сочувствовать. О чем эта повесть? Эта повесть о глубокой отцовской любви. О дочерней неблагодарности.

Повесть учит уважать и любить человека, учит умению сочувствовать.

Эта повесть о глубокой отцовской любви. О дочерней неблагодарности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Памятник ушедшего в прошлое дорожного быта России. Музей открылся в октябр.

Памятник ушедшего в прошлое дорожного быта России. Музей открылся в октябре 1972 года в сохранившемся здании Вырской почтовой станции. История станции началась в 1800 году, когда ее для удобства перевели из соседнего села Рождествена. В пушкинское время здесь проходил Белорусский почтовый тракт, и Выра была третьей станцией от Петербурга. К сороковым годам XIX века Вырская станция представляла собой уже целый комплекс построек. В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинского времени.



Кто главный герой повести?

Кто главный герой повести?

Диктатор — правитель, пользующийся неограниченной властью.

Диктатор — правитель, пользующийся неограниченной властью.

Диктатор — правитель, пользующийся неограниченной властью. Самсон Вырин - сла.


Дуня, одетая со всей роскошью моды, сидела на ручке его кресел…

Дуня, одетая со всей роскошью моды, сидела на ручке его кресел…

Почему же несчастен Самсон Вырин? Во-первых, потому что он не верит в прочнос.

Почему же несчастен Самсон Вырин? Во-первых, потому что он не верит в прочность случайного союза Дуни, несмотря на увиденное богатое и обеспеченное её житье. Во-вторых, Вырин несчастлив не только из-за боязни за судьбу дочери, перед нами трагедия обманутого доверия. Он слишком много вложил в свою любовь к дочери, которая предала его ради личного счастья, забыла того, кто ее родил, кормил и воспитал. Дуня не смогла найти в новой жизни место для отца, тем самым оставила без прошлого, настоящего и будущего…

Счастлива ли Дуня?

Счастлива ли Дуня?

А. В. Венециан. 1949 г. Дуня на могиле отца.

А. В. Венециан. 1949 г. Дуня на могиле отца.

Художественная деталь – выразительная подробность в произведении; одно из ср.

Художественная деталь – выразительная подробность в произведении; одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности.

Рембрандт. (1606 -1609) “Возвращение блудного сына”

Рембрандт. (1606 -1609) “Возвращение блудного сына”

Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца. Произошло примирение с от.

Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына Авдотья Самсоновна не вернулась, а зашла на могилу, проезжая мимо Сын вернулся домой нищий и голодный. Он осознал свой грех, раскаялся в содеянном Боится встречи. Радостная встреча сына с отцом Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью… Ведет разгульный образ жизни Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации Никто не ищет его. Дуня уезжает тайно, случайно, без согласия и благословения отца Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословением отца. История Дуни Притча


В конце повести дочь приезжает на могилу отца в роскошном экипаже, она замуж.

В конце повести дочь приезжает на могилу отца в роскошном экипаже, она замужем, у нее дети. Да, но что-то заставляет нас усомниться в том, что Дуня счастлива. Например, то, что она плачет и лежит на могиле отца, выдает какую-то глухую грусть. Внешне жизнь ее блестящая, но под этим блеском тонкий художник намечает чувство вины перед отцом и тоску.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле

Написать мини-сочинение на одну из тем: *Главная мысль в повести «Станционны.

5 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле

6 Устаревшие слова и выражения Коллежский регистратор – чиновник низшего (14) класса. Подьячий - младший чиновник в допетровской Руси. Фельдъегерь - правительственный курьер. Подорожная - документ на право пользования казенными лошадьми. На перекладных - меняя лошадей на каждой станции. Прогоны - плата за пользование лошадьми.

7 Кто главный герой повести? Чем он занимался?

8 Притча о блудном сыне. Музей Лувр 8

12 Приезд Минского на станцию Три года тому назад, однажды, в зимний вечер,тройка подъехала, и проезжий в черкесской шапке, в военной шинеле, окутанный шалью, вошел в комнату, требуя лошадей. Лошади все были в разгоне. При сем известии путешественник возвысил было голос и нагайку; но Дуня, привыкшая к таковым сценам, выбежала из-за перегородки и ласково обратилась к проезжему с вопросом: не угодно ли будет ему чего-нибудь покушать? Появление Дуни произвело обыкновенное свое действие. Гнев проезжего прошел; он согласился ждать лошадей и заказал себе ужин. Сняв мокрую, косматую шапку, отпутав шаль и сдернув шинель, проезжий явился молодым, стройным гусаром с черными усиками.

15 Самсон Вырин у Минского Минский взглянул на него быстро, вспыхнул, взял его за руку, повел в кабинет и запер за собою дверь. "Ваше высокоблагородие!" продолжал старик, "что с возу упало, то пропало; отдайте мне, по крайней мере, бедную мою Дуню. Ведь вы натешились ею; не погубите ж ее понапрасну". - "Что сделано, того не воротишь", сказал молодой человек в крайнем замешательстве; "виноват перед тобою, и рад просить у тебя прощения; но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово. Зачем тебе ее? Она меня любит; она отвыкла от прежнего своего состояния. Ни ты, ни она - вы не забудете того, что случилось". Потом, сунув ему что-то за рукав, он отворил дверь, и смотритель, сам не помня как, очутился на улице.

16 Встреча с Дуней. Самсона выгнали "Кто там?" спросила она, не подымая головы. Он все молчал. Не получая ответа, Дуня подняла голову. и с криком упала на ковер. Испуганный Минский кинулся ее подымать, и вдруг увидя в дверях старого смотрителя, оставил Дуню, и подошел к нему, дрожа от гнева. "Чего тебе надобно?" - сказал он ему, стиснув зубы; "что ты за мною всюду крадешься, как разбойник? или хочешь меня зарезать? Пошел вон!" и сильной рукою схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу.

17 "И барыня приходила сюда?" спросил я. "Приходила", отвечал Ванька; "я смотрел на нее издали. Она легла здесь и лежала долго. А там барыня пошла в село и призвала попа, дала ему денег и поехала, а мне дала пятак серебром - славная барыня!" И я дал мальчишке пятачок, и не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях, мною истраченных.

21 П очему Вырин делает вторую попытку встретиться с дочерью? Как живёт его дочь в Петербурге? Почему же Самсон Вырин не рад счастью дочери? Почему Дуня, увидев отца, не обрадовалась, не упала на колени и не стала просить прощения, а испугалась и упала в обморок?

22 Сопоставьте содержание притчи и историю Дуни. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына Авдотья Самсоновна не вернулась, а зашла на могилу, проезжая мимо Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном Боится встречи.Радостная встреча сына с отцом. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью… Ведет разгульный образ жизни Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации Никто не ищет его. Дуня уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца. История Дуни притча

23 Сделаем выводы. Почему же несчастен Самсон Вырин? Во-первых, потому что он не верит в прочность случайного союза Дуни, несмотря на увиденное богатое и обеспеченное её житье. Во-вторых, Вырин несчастлив не только из-за боязни за судьбу дочери, перед нами трагедия обманутого доверия. Он слишком много вложил в свою любовь к дочери, которая предала его ради личного счастья, забыла того, кто ее родил, кормил и воспитал. Дуня не смогла найти в новой жизни место для отца, тем самым оставила будущее поколение без прошлого, настоящего и будущего…

Читайте также: