Сочинение по тексту фазиля искандера

Обновлено: 02.07.2024

Ниже приведены три сочинения по этому тексту с комментариями учителя. Чтобы посмотреть их, нажмите кнопку:

После этого слова и предложения, к которым даны комментарии, будут подсвечены. Наведите мышку на подсвеченный текст, чтобы увидеть комментарий:

Сочинение первое

Каждый человек по-разному относится к литературе и воспринимает её. В данном тексте Фазиль Искандер
показывает воздействие, которое оказало на него великое произведение Толстого.

Оценка работы:

  • К1. Формулировка проблемы — 1.
  • К2. Комментарий к проблеме — 1 (из 2).
  • К3. Отражение позиции автора — 1 .
  • К4. Аргументация — 1 (из 3).
  • К5. Смысловая цельность (логические ошибки, деление на абзацы) — 0 (из 2).
  • К6. Точность и выразительность речи — 1 (из 2).

Итак, в тексте много общих фраз и неточностей. Есть нарушения логических связей и речевые ошибки. В сочинение добавлен комментарий к проблеме, 1 аргумент, исправлены нарушения абзацного членения текста, орфографические, пунктуационные и речевые ошибки. С внесёнными поправками текст оценивается на 20 баллов.

Сочинение второе

Оценка работы:

  • К1. Формулировка проблемы — 1.
  • К2. Комментарий к проблеме — 2.
  • К3. Отражение позиции автора — 1.
  • К4. Аргументация — 2 (из 3).
  • К5. Смысловая цельность (логические ошибки, деление на абзацы) — 1 (из 2).
  • К6. Точность и выразительность речи — 1 (из 2).
  • К7. Орфография — 3.
  • К8. Пунктуация — 3.
  • К9. Грамматические ошибки — 1 (из 2).
  • К10. Речевые ошибки — 0 (из 2).
  • К11. Соблюдение этических норм — 1.
  • К12. Фактологическая точность — 0 (из 1).

Итого: 17 баллов. Исправленный текст (если поменять местами аргументы, как указано в комментариях) можно оценить на 23 балла

Сочинение третье

Оценка работы:

  • К1. Формулировка проблемы — 1.
  • К2. Комментарий к проблеме — 2.
  • К3. Отражение позиции автора — 1.
  • К4. Аргументация — 3.
  • К5. Смысловая цельность (логические ошибки, деление на абзацы) — 2.
  • К6. Точность и выразительность речи — 1 (из 2).
  • К7. Орфография — 3.
  • К8. Пунктуация — 3.
  • К9. Грамматические ошибки — 2.
  • К10. Речевые ошибки — 1 (из 2).
  • К11. Соблюдение этических норм — 1.
  • К12. Фактологическая точность — 0 (из 1).

Как вызвать к себе уважение младшего поколения? Как добиться того, чтобы подросток прислушался к советам старших, понял их добрые намерения, согласился с ними? Такие вопросы ставит в своём тексте замечательный писатель Фазиль Искандер.

Искандер считает, что старшее поколение должно идти навстречу молодым, делать всё для достижения взаимопонимания и уважения, как это делает герой рассказа.

Я полностью согласна с мнением писателя: одними словами, без личного примера подростка не воспитаешь.

Эти замечательные произведения помогают нам разобраться в сложных, запутанных отношениях поколений, показывают, как мудрость взрослых помогает юности. И есть надежда, что те молодые люди, к которым так отнеслись взрослые, продолжат эстафету доброты, сочувствия и деятельной помощи.

Текст Фазиля Искандера:

(1)Шестидесятипятилетнего Георгия Андреевича, известного физика-ядерщика, лауреата нескольких международных премий, беспокоило, что младший сын увлекается спортом и почти ничего не читает. (2)Неужели это свойство поколения, неужели книга перестала быть тем, чем она уже была в России в течение двух столетий для образованных людей? (3)Не может быть, чтобы книга, самый уютный, самый удобный способ общения с мыслителем и художником, ушла из жизни!

(4)Он сам стал читать двенадцатилетнему сыну. (5)Но сын не улавливал того очаровательного перемигивания многих смыслов, которое даёт настоящий художественный текст и в который автор вовлекает благодарного читателя. (6)Неужели телевизор и компьютерные игры победили? (7)И нельзя же всё время читать ему вслух. (8)Георгия Андреевича в этом возрасте невозможно было оторвать от книги! (9)Более того, он был уверен, что его успехи в физике каким-то таинственным образом связаны с прочитанными и любимыми книгами. (10)Занимаясь физикой, он заряжал себя азартом вдохновения, который охватывал его при чтении. (11)А ведь счастье этого состояния он испытал до физики. (12)Книга была первична.

(13)Нет, надо приучить сына читать самостоятельно. (14)Но сын этого не хотел, морщился, пытался любым способом увильнуть от постылой обязанности.

(15)На даче отец с сыном играли в бадминтон. (16)Из-за язвительных насмешек постоянно выигрывавшего сына отец вдруг понял, что он, хотя и физик высокого класса, никаким авторитетом у сына не пользуется. (17)Нужно завоевать авторитет. (18)Но как это сделать?

(19)Спорт — единственное, что увлекает мальчика кроме телевизора и компьютерных игр. (20)Он должен через спорт завоевать авторитет у сына. (21)Он должен переиграть его в бадминтон.

(22)На следующий день, когда сын предложил поиграть, отец сказал ему: —(23)Если я у тебя выиграю, будешь два часа читать книгу!

—(24)Ты у меня выиграешь. — презрительно ответил сын. — (25)Папа, у тебя крыша поехала!

—(26)Но ты согласен на условия? —(27)Конечно!

(28)Отец, решив во что бы то ни стало выиграть у сына, внутренне сосредоточился, напружинился, хотя взял себя в руки и внешне держался равнодушно.

(29)То и дело слышалось шлёпанье ракеткой по волану.

(30)Хотя Георгий Андреевич весь был сосредоточен на игре, в голове его мелькали мысли, никакого отношения к игре не имеющие.

(31)Если бы Пушкин прожил ещё хотя бы десять лет, вероятно, история России могла быть совершенно другой

(33)Вся русская культура расположена между двумя фразами: пушкинской: подите прочь, какое дело поэту мирному до вас! (34)И толстовской: не могу молчать! (35)Удар!

(36)Задыхаюсь! (37)Задыхаюсь! (38)Нельзя было почти всю жизнь работать по четырнадцать часов! (39)Удар!

(43)Если предстоит конец книжной цивилизации, это удесятерит агрессивность человечества. (44)Ничто не может заменить натурального Толстого и натурального Шекспира.

(45)Удар!
(46)Сын, не замечая необычайной сосредоточенности отца, пропустил достаточно : много ударов, уверенный, что отец случайно вырвался вперёд. (47)Но при счёте десять — пять в пользу отца (а играть решили до двадцати одного очка) он как бы очнулся.
(48)Шквал сильных ударов посыпался на отца. (49)Но почти все удары, сам удивляясь себе, отец изворачивался брать и посылать обратно. (50)Он дотягивался до очень трудных подач и отбивал их, замечая в глазах у сына как бы комически-заторможённое уважение. (51)Однако сын порядочно загнал его своими подачами. (52)Сердце колотилось во всю грудную клетку, он был весь мокрый от пота. (53)Но чем трудней ему было, с тем большей самоотдачей он шёл к победе. (54)В каждый удар он вкладывал все силы, как будто удар этот был последним и самым решительным.

(55)Игра приближалась к победному концу, и сын стал нервничать.
— (56)Эта ракетка соскальзывает с руки, — крикнул он, — я пойду возьму запасную.

(57)И побежал домой. (58)Отцу показалось, что эта передышка в две-три минуты спасла его. (59)Сейчас, когда игра остановилась и он осознал свою усталость, он чуть не отдал концы от пережитого напряжения.

(60)Отец слегка отдышался. (61)Сын прибежал с новой ракеткой, и они продолжили игру. (62)И хотя эта ракетка была ничуть не лучше прежней, сын стал бить по волану с такой размашистой силой, словно стремился не просто выиграть у отца, а вытолкнуть его из жизни.

(63)Сын опять загнал отца, но вдруг споткнулся, наступив на шнурок незавязанного кеда. (64)Он занялся своими шнурками, а отец в это время старался отдышаться, иначе от переутомления он сам мог грохнуться.

(65)Через минуту отец выиграл, на два очка опередив сына, и вдруг почувствовал всем своим существом, что сын проникся к нему уважением.


(6) Разумеется, навряд ли я тогда понимал многие особенности этого романа, но главное понял. (7) Это видно из того, что я был потрясен так, как никогда не бывал ни до, ни после чтения этой книги. (8) Дня три я ходил как пьяный и мычал какой-то дикарский реквием по поводу смерти героини. (9) И без того не склонный усердствовать лопатой и мотыгой, в эти дни я даже не откликался, когда мама и сестра звали меня на огород. (10) Опалывать глупые тыквы, когда мир вместе с Анной Карениной раздавлен под колесами паровоза?! (11) Я шагал по селу, и траурный шлейф реквиема развевался за моей спиной. (12) К сожалению, этот шедевр погиб навсегда по причине моей музыкальной безграмотности, а также отсутствия музыкальной памяти. (13) Впрочем, возможно, я его вспомню, когда начну впадать в детство, из которого никак не могу до сих пор выпасть.

(35) И Толстой, как новый Кутузов, изгоняет Наполеона из области духа. (36) Поэтому, по Толстому, Наполеон — это огромный солдафон и судить о нем незачем выше сапога. (37) Пускать в ход собственный могучий психологический аппарат даже для отрицательной характеристики Наполеона Толстой не намерен. (38) Он боится этим самым его перетончить. (39) По Толстому, сложность зла есть надуманная сложность. (40) В Наполеоне Толстого никакого обаяния. (41) Словно предчувствуя трагические события двадцатого века, он пытается удержать человека от увлечения сильной личностью, от еще более кровавых триумфаторов.

Ниже приведены три сочинения по этому тексту с комментариями учителя. Чтобы посмотреть их, нажмите кнопку:

После этого слова и предложения, к которым даны комментарии, будут подсвечены. Наведите мышку на подсвеченный текст, чтобы увидеть комментарий:

Сочинение первое

не только прочитала ещё множество книг Дюма, но и начала изучать французский язык. Несмотря на то что мировоззрение человека меняется на протяжении всей жизни, чтение книги в любом возрасте направляет его на путь размышления, ведущий, как известно, к развитию.

Оценка работы:

  • К1. Формулировка проблемы — 1.
  • К2. Комментарий к проблеме — 1 (из 2).
  • К3. Отражение позиции автора — 1 .
  • К4. Аргументация — 1 (из 3).
  • К5. Смысловая цельность (логические ошибки, деление на абзацы) — 0 (из 2).
  • К6. Точность и выразительность речи — 1 (из 2).

Итак, в тексте много общих фраз и неточностей. Есть нарушения логических связей и речевые ошибки. В сочинение добавлен комментарий к проблеме, 1 аргумент, исправлены нарушения абзацного членения текста, орфографические, пунктуационные и речевые ошибки. С внесёнными поправками текст оценивается на 20 баллов.

Сочинение второе

Книги, как, в общем, и музыка, и живопись, — то, с чем каждый человек должен знакомиться с самого рождения. Хорошая литература
прививает нам вкус , открывает новые тайны жизни… А в том, что книги мы не всегда понимаем полностью, нет ничего плохого. Узнать всё в один миг?
Так и жить будет неинтересно!

Оценка работы:

  • К1. Формулировка проблемы — 1.
  • К2. Комментарий к проблеме — 2.
  • К3. Отражение позиции автора — 1.
  • К4. Аргументация — 2 (из 3).
  • К5. Смысловая цельность (логические ошибки, деление на абзацы) — 1 (из 2).
  • К6. Точность и выразительность речи — 1 (из 2).
  • К7. Орфография — 3.
  • К8. Пунктуация — 3.
  • К9. Грамматические ошибки — 1 (из 2).
  • К10. Речевые ошибки — 0 (из 2).
  • К11. Соблюдение этических норм — 1.
  • К12. Фактологическая точность — 0 (из 1).

Итого: 17 баллов. Исправленный текст (если поменять местами аргументы, как указано в комментариях) можно оценить на 23 балла

Сочинение третье

Таким образом , можно снова и снова убеждаться, насколько велика роль литературы в жизни человека, в формировании его моральных устоев, привычек и даже характера. Книга может сопровождать человека на протяжении всей его жизни, после каждого нового прочтения раскрывать ему новые смыслы и заново удивлять.

Оценка работы:

  • К1. Формулировка проблемы — 1.
  • К2. Комментарий к проблеме — 2.
  • К3. Отражение позиции автора — 1.
  • К4. Аргументация — 3.
  • К5. Смысловая цельность (логические ошибки, деление на абзацы) — 2.
  • К6. Точность и выразительность речи — 1 (из 2).
  • К7. Орфография — 3.
  • К8. Пунктуация — 3.
  • К9. Грамматические ошибки — 2.
  • К10. Речевые ошибки — 1 (из 2).
  • К11. Соблюдение этических норм — 1.
  • К12. Фактологическая точность — 0 (из 1).

План сочинения:
1. Введение
2. Постановка проблемы
3. Комментарий к проблеме
4. Позиция автора
5. Ваша позиция
6. Литературный аргумент
7. Любой другой аргумент
8. Заключение
Идеально, если в Вашем сочинении будет 8 абзацев. Требуемый объем сочинения - не менее 150 слов. На практике написанная в строгом соответствии с планом работа включает в себя 300-400 слов. Больший объем нежелателен по чисто субъективным причинам: проверяющие не любят тратить много времени на проверку одного сочинения.
Проблемы, комментарии, позиция автора, аргументы . Хочешь узнать, как правильно их определить и сформулировать? Смотри презентацию " Сочинение на ЕГЭ".

Советы по написанию сочинения:

Не пытайтесь сразу же написать сочинение начисто. Работайте с черновиком. Понимание того, что черновик несовершенен, что его по определению придется переработать, дает большую легкость и свободу.

Внимательно прочитайте исходный текст. Как вы могли бы охарактеризовать его? Что это: публицистическое высказывание, научно-популярная статья, рассказ-эпизод из жизни или художественное описание какого-то явления – картинка, остановленное мгновение?

Необходимо помнить, что любой приводимый пример нужен не сам по себе, а как довод, либо показывающий важность и значимость позиции автора исходного текста (в случае, когда вы с ним согласны), либо подтверждающий вашу позицию (если она не совпадает с позицией автора). В любом случае аргумент не должен дублировать ситуацию, описанную в исходном тексте, и должен завершаться вашим выводом.

Не загромождайте сочинение не имеющими отношения к теме сведениями, не перегружайте его и главное – не повторяйтесь.

Грамотно ли оформлены цитаты? Возможно, следует прибегнуть к косвенному цитированию.

Каков объем вашего сочинения? В идеале он должен составлять 200-250 слов . Возможно – чуть больше. Если вы напишете сагу, экзаменаторы будут не в восторге, но малый объем текста (менее 150 слов) автоматически ведет к снижению общей оценки на 4 балла.

Настало время переписать ваш текст на экзаменационный бланк. Делая это, обратите внимание на графическое оформление – особенно если знаете за собой свойство писать размашисто, выходя за поля, или если у вас небрежный почерк. Пишите аккуратно и разборчиво.

Проверьте текст еще раз.

Итак, смысловая цельность вашего текста, его объем, логичность и последовательность изложения, разделение на абзацы, точность выражения мысли, разнообразие грамматического строя речи, богатство словаря, соблюдение фактологической точности в фоновом материале, уровень аргументации и грамотность – на это экзаменаторы будут обращать особое внимание. Обращайте на это внимание и вы.

Практикуйтесь. Пишите не менее одного сочинения в неделю, работайте над индивидуальным стилем, и ваши усилия будут вознаграждены.

5. Позиция ученика по поднятой в тексте проблеме (согласие, несогласие, частичное несогласие, двойственная или противоречивая оценка).

6. Аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию (ученик приводит не менее двух аргументов, опираясь на свой жизненный и (или) читательский опыт).

7. Заключение (1-2 предложения должны придать завершенность сочинению, связать его с исходным текстом).

К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) — один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. Вот и прочитанный мною текст переносит меня в или

2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста).

Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) — без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что…

3) с двух — трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы).

- Автор не формулирует основную мысль своей статьи, но всем ходом рассуждений подводит нас к выводу: ….

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сочинение по тексту Ф.А. Искандера (проблема преданности в жизни людей)

(1)Александра Ивановна. (2)Может быть, любовь к первой учительнице, если вам на неё повезло, так же необходима и естественна, как и первая любовь вообще?

(3)Вспоминая свои чувства к Александре Ивановне, я думаю, что в моей любви к ней каким-то образом нераздельно слились два чувства — любовь к ней именно, такому человеку, каким она была, и любовь к русской литературе, которую она так умело нам раскрывала.

(4)Она почти каждый день читала нам что-нибудь из русской классики или несколько реже что-нибудь из современной литературы.

(17)Была преданность. (18)Величайшее чувство, красоту которого Пушкин столько раз воспевал в стихах. (19)Ненасытный, видно, так голодал по этому чувству, особенно в его материнском проявлении, что, посвятив столько стихов своей няне Арине Родионовне, он решил и в прозе, уже в облике Савельича, создать ещё один образ материнской преданности.

(20)Савельич — это то чувство, которое всю жизнь Пушкин так ценил в людях. (21)И, наоборот, предательство, коварство, измена всегда заставляли его или в ужасе бежать, или корчиться с пристальным отвращением. (22)Наверное, страшнейшей казнью для поэта было бы, связав по рукам и ногам, заставить его, бессильного вмешаться, наблюдать за картиной предательства.

(23)В образе Савельича Пушкин устроил себе пир, который не всегда мог позволить себе в жизни. (24)Тут преданность выступает во всех обличиях. (25)Преданность — готовность отдать жизнь за жизнь барчука. (26)Преданность — готовность каждую вещь его беречь, как собственную жизнь и даже сильнее. (27)Преданность, творящая с робким человеком чудеса храбрости. (28)И, наконец, преданность, доходящая в своём ослеплении до того, что Савельич затевает с Пугачёвым разговор о злосчастном зипуне, когда его любимец находится на волоске от виселицы.

(29)Но Пушкину мало и этого. (30)Комендант Белогорской крепости предан царице точно так, как Савельич своему барчуку. (31)Жена коменданта, такая же ворчливая, как Савельич, сама предана до последнего часа своему мужу, как предан своему барину Савельич. (32)То же самое можно сказать о Маше и о юном Гринёве. (33)Одним словом, здесь торжество преданности.

(34)И вот эта идея преданности с неожиданной силой погружала нас в свой уют спокойствия и доверия, уют дружеского вечернего лагеря перед последним утренним сражением.

(35)Мы ведь тоже преданы своему милому, ещё кудрявоволосому барчуку, чей портрет висит на стене нашего класса.

(36)Мы ещё дети, но уже, безусловно, думаем (может, именно потому, что дети) об этом грядущем последнем сражении со старым миром. (37)Пусть мы его представляем смутно, но в этом ожидании заложено то организующее, то духовное начало, без которого нет жизни.

(38)То, что мы собираемся делать завтра, делает нас сегодня такими или иными людьми.

(39)Идея преданности идее, а следовательно, и друг другу, была самым человечным сегодняшним воплощением нашего завтрашнего дела.

* Фазиль Абдулович Искандер (1929-2016) — русский и абхазский писатель и поэт.

Мы нередко восхищаемся сильными, смелыми, гордыми людьми. Но если вдуматься, эти замечательные качества направлены на собственную личность, они нужны для самореализации. А вот доброта, милосердие, жалость распространяются на других людей и помогают им в трудную минуту. Но, к сожалению, эти чувства могут длиться недолго. А вот верность – это надолго, а может быть, и навсегда. Ф.А. Искандер поднимает проблему преданности в жизни людей.

Читайте также: