Сочинение по повести шинель урок

Обновлено: 02.07.2024

Природа обделила его красотой и талантами. Не слишком Башмачкин и умён. Ничего, кроме банального переписыванию бумаг, он не умеет делать. Однако вверенную ему работу выполняет добросовестно. Служба – единственная страсть и утешение для него. Но сослуживцы не ценят его. Частенько ради развлечения молодые чиновники подсмеиваются над ним. Например, сыплют ему на голову мелкие бумажки, а он молча терпит все их издевательства и насмешки. И только тогда, когда шутка уже совершенно невыносима, тихо просит оставить его в покое и спрашивает, почему они его обижают.

Акакий Акакиевич настолько неприметный и неказистый, что департаментские сторожа его не замечают, как муху, и не здороваются с ним. А он и вправду долгое время существует как насекомое. Дни его похожи друг на друга. Он не получает удовольствия от еды, не думает о женщинах, об охоте или искусстве. У него нет цели.

Однако когда его старая шинель совсем износилась и возникла необходимость в новой, его жизнь становится осмысленной. У него появляется мечта. Достигнув её, герой меняет свой жизненный уклад.

Но новую шинель у него быстро украли. Желая её вернуть, Башмачкин решается на протест. Он впервые пытается чего-то добиться. Но этот протест слабый. Значительное лицо, к которому он обратился за помощью, наорало на него. От перенесённого нервного потрясения герой умирает. Его смерть никого не взволновала, не опечалила.

Так не должно быть. Каждый человек, даже самый непримечательный, достоин внимания и уважения общества. Каждый – личность и имеет право на понимание и защиту.

Доброта и жестокость в произведении

Башмачкин искал в людях доброту и сострадание. А нашел лишь жестокость и безразличие. Можно даже сказать, что не было ни единой живой души, которая искренне испытывала к нему жалость и хотела помочь.

Так или иначе, жестоки к нему практически все. И безразличие иногда ранит куда больше, чем десятки физических тумаков. Холодное молчание социума привело к тому, что герой замкнулся в себе, отдалился от мира и более не видел стимула в нем находиться.

При прочтении создается впечатление, что еще до случая с шинелью, Башмачкин притягивает жестокость. Сослуживцы издеваются над ним, человеком по натуре добрым и терпеливым – придумывают ложные истории, кидаются бумажками, словно дети.

Однако героя можно рассматривать и как собирательный образ человека, который живет в жестоком и циничном мире, не имеющем ни единого просвета. Социум не ценит хорошие качества – здесь для всех важнее социальный статус, репутация, богатство. Простой человек никому не нужен.

Что же касается кражи шинели, которая была для Башмачкина смыслом жизни, это высшая мера общественной жестокости, которая и сводит персонажа в могилу. На улице мороз, Башмачкина оставляют одного, никто не стремится помочь ему.

Гоголь показывает, насколько гнилым был тогда Петербург, насколько жестоки и циничны были те, кто мнил себя аристократами и интеллигентами.

Мало того, жестокость порождает жестокость. Умерший Башмачкин жаждет отмщения, и является в мир живых в виде злого духа. Он начинает срывать с прохожих шинели, чтобы они также замерзали, заболевали и умирали.

Писатель показывает, что добрый человек, доведенный несправедливым миром до предела, сам становится жестоким и творит лишь зло. Но его ли в этом вина?

3 вариант

Башмачкин любит свою работу, наслаждается ею и погружен в нее настолько, что не замечает ничего вокруг. Не хочет и даже боится более сложных и ответственных заданий, чем простое переписывание. Он приспособился к небольшому жалованью, привык к своему бедственному существованию. Жизнь Башмачкина, человека мягкого, нерешительного, неспособного на инициативу, обречена быть незаметной и жалкой в выпавших на его долю внешних обстоятельствах – бедности, сословного общества, деспотизма государственной машины.

Новая шинель еще больше подчеркивает незначительность Башмачкина. Он стесняется, когда сослуживцы поздравляют его, и настолько сконфужен, что говорит, будто шинель старая. Оказавшись на вечеринке, куда попал впервые в жизни, чувствует себя неловко, не знает, куда себя деть.

Сочинение для 7 класса

Башмачкин является советником. Кроме этого он является положительным героем и, судя по его фамилии, становится понятно, что ничего плохого никому он сделать никогда не сможет. Он всегда старается помогать другим людям и никогда не пройдет мимо человека, которому нужна помощь. Но практически каждый день был вынужден подвергаться различным гонениям, обвинениями и битьем, а также жестоким отношением со стороны других людей. Акакий служит в армии и там ему нет покоя. Сослуживцы стараются каждый раз придумать новую издевку, которую проверяют на нем и это еще больше раздражает нашего главного героя. А все это происходит, потому что он совершенно не похож на других людей и от этого они считают его неинтересным человеком.

Но на этом издевки не прекращаются, а с каждым днем становятся все сильнее и жестче. В один прекрасный день они просто крадут у него шинель, а ведь на улице как раз был очень сильный мороз и теперь наш главный герой мог легко и просто замерзнуть. Он старается разыскать шинель, а также сделать так чтобы справедливость восторжествовала.

Но больше всего автору не нравится само равнодушие Акакия и он считает, что намного больше воплощения жестокости, чем то, что другие издеваются над ним. А ведь персонаж ничего не сделал для Башмачникова, а просто оставил умирать.

Башмачкин умирает и превращается в мертвеца. Кроме этого он разочарован во всем обществе. И теперь у него имеется только одна мечта. Больше всего на свете ему хочется отомстить всем, кто когда-то причинял жестокость ему.

Этим автор старается показать, что общество губит добро и превращается в злочастных людей. И от этого порождается жестокость и зло.

Также читают:

Картинка к сочинению По повести Шинель

Популярные сегодня темы

Данная работа поднимает очень тяжелые и злободневные темы. Читатель погружается в атмосферу, где царят жестокие и бездушные законы. Здесь нет таких понятий, как любовь, радость, забота, сострадание

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 54. 8 класс

Цели урока: р азобрать темы сочинений; составить примерный план сочинения.

Организационный момент.

Беседа по вопросам:

1. Как чиновники относятся к вести о приезде ревизора? Почему чиновники бояться ревизии? Чем занимаются все чиновники уездного города? Как называют человека, который не против обогатиться за чужой счет?

2. Почему чиновники, представляясь Хлестакову, по очереди наедине вручают ему взятки? Как они ведут себя при этом?

3. О каких качествах чиновников мы узнаем из эпизода, когда к Хлестакову приходили жаловаться купцы, слесарша, мещане и просители?

Предлагаемый список (распечатывается материал на каждого ученика):

Взяточничество, честность, забота, доброта, казнокрадство, смелость, низкопоклонство, гуманизм, произвол, мошенничество, патриотизм, любовь к простым людям, добросовестность, взаимоуважение.

взяточничество

казнокрадство

низкопоклонство

мошенничество

Работа с определением слова коррупция.

Как вы думаете, каким общим словом можно объединить все эти слова?

Учащимся предлагается три варианта определений, из которых они должны выбрать определение коррупции (учитель зачитывает вслух).

вид преступной деятельности, заключающийся в совершении краж (воровство)

наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области (компетентность)

термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам (коррупция)

Ребята, а как вы понимаете значение этого слова, коррупция?

Учащиеся, подумав, должны сформулировать и записать в тетради свое определение слова коррупция.

Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность.

Беседа по вопросам, помогающим понять структуру и содержание сочинения.

Какие пороки относятся к коррупционным?

Чем является коррупция в современном обществе?

К чему может привести коррупция?

Существовала ли, на ваш взгляд, коррупция раньше?

Какое произведения ярко описывает это явление?

Каким образом автор раскрывает тему в этом произведении?

Пытаются ли чиновники воззвать к своей совести, когда до них доходит новость о ревизоре?

Что их заботит и волнует в первую очередь?

Исчезнет ли коррупция в будущем?

Что может сделать государство, и что еще можем сделать мы, чтобы противостоять коррупции?

Работа над содержанием сочинения-рассуждения.

Каким типом речи мы воспользуемся, чтобы написать сочинение? (рассуждением)

Из каких частей состоит сочинение-рассуждение?

Объем 250-300 слов

План сочинения-рассуждения.

Вступление (тезис) 40-50 слов

Основная часть (доказательства) 170- 200 слов

Заключение (вывод) 40-50 слов

Сочинение должно быть написано как ответ на вопрос, поставленный в теме, или как рассуждение о предложенной проблеме.

Клеше для сочинений-рассуждений

Для вступления

Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.

Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, .

Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что.

Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …

Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: .

Для перехода к основной части

В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература

Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема.

Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к .

Обратимся к произведениям художественной литературы

За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы

Размышляя о . я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором.

Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: . (ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Для заключения

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…

Невольно напрашивается вывод…

Таким образом, мы приходим к выводу: …

Итак, можно сделать вывод, что…

В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о . Будем помнить о.

Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!

В заключение хочется выразить надежду на то, что…

Хочется верить, что…

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …

Обобщая сказанное, хочу сказать, что…

Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что.

Примерное начало вступления:

О коррупции всегда хочется высказаться…

Коррупция – серьезная и насущная проблема…

Коррупция – это сложная и очень неприятная тема…

Каждый день, включая телевизор, мы слышим о коррупционных скандалах…

Коррупция знакома людям еще с древних времен…

Что такое коррупция .

Примерное начало основной части:

Самым хорошим примером из литературного произведения я считаю…

Примерное начало заключения:
Я считаю, если не будет, коррупции в России…

Может быть, и в самом деле коррупция со временем исчезнет, но…

Беседа по вопросам:

Кто такой Акакий Акакиевич? (внешность, имя, фамилия, социальное положение, отношение к службе, к себе)

Какие были радости у Акакия Акакиевича?

В чем был его смысл жизни?

Приобретение новой шинели – это роскошь или жизненная необходимость для героя повести?

Какую роль сыграла шинель в жизни Башмачкина? (роковую, судьбоносную)

Смог бы Акакий Акакиевич дать отпор на колкости коллег и зарекомендовать бы себя, как человека, способного постоять за себя?

Что было бы, если Акакий Акакиевич давал отпор насмешкам и издевательствам сослуживцев и зарекомендовал бы себя, как человека, способного постоять за себя?

Что было бы, если Акакий Акакиевич не пошел на банкет, куда пригласили его коллеги?

Что было бы, если бы сослуживцы помогли бы ему отыскать шинель или подарили ему новую?

Что было бы, если сослуживцы поддержали его, навестили, проявили заботу?

В чем главная трагедия Акакия Акакиевича? Виноват ли в этой трагедии герой произведения? Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичность общества по отношению к "маленькому человеку". Не их вина, что они не очень умны, а порой и вовсе не умны. Но они никому не делают зла, а это очень важно. Они, как и все остальные, имеют право на достойную жизнь, на возможность чувствовать себя полноправными людьми.

Вот мы и подошли к теме нашего сочинения «Кто виноват в трагедии Акакия Акакиевича?

И кто же лично виновен в этом? Можно ли утверждать, что в незащищенности Акакия Акакиевича виновата государственная система, полиция, задача которых и должна состоять в его защите? Ответом на этот вопрос будет да. Также может быть в этом виновато и общество, а именно равнодушие и черствость людей, окружавших героя? А можно сделать упрек и самому Акакию Акакиевичу, который ни разу не дал отпор, не сумел постоять за себя и не попытался выйти из того круга, себе же нарисованного? Да, наверно, можно и так задать вопрос.

План сочинения.

Вступление. Акакий Акакиевич не только герой повести Н.В.Гоголя, но и жертва Петербурга, судьбы и произвола. 40-50 слов.

Основная часть. Трагедия Акакия Акакиевича. Виновники его трагедии.170-200 слов.

Заключение. Как трагедия Акакия Акакиевича отражается в главной мысли произведения? 40-50 слов.

Гоголь вложил в свое произведение мощный гуманистический помысл. К любому человеку нужно относиться с уважением, вне зависимости от того, какая на нем шинель .

Работа по оформлению черновиков.

Домашнее задание: написать (дописать) сочинения на черновик.

Клеше для сочинений-рассуждений

Для вступления

Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.

Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, .

Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что.

Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …

Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: .

Для перехода к основной части

В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература

Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема.

Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к .

Обратимся к произведениям художественной литературы

За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы

Размышляя о . я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором.

Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: . (ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Для заключения

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…

Невольно напрашивается вывод…

Таким образом, мы приходим к выводу: …

Итак, можно сделать вывод, что…

В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о . Будем помнить о.

Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!

В заключение хочется выразить надежду на то, что…

Хочется верить, что…

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …

Обобщая сказанное, хочу сказать, что…

Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что.

Примерное начало вступления:

О коррупции всегда хочется высказаться…

Коррупция – серьезная и насущная проблема…

Коррупция – это сложная и очень неприятная тема…

Каждый день, включая телевизор, мы слышим о коррупционных скандалах…

Коррупция знакома людям еще с древних времен…

Что такое коррупция .

Примерное начало основной части:

Самым хорошим примером из литературного произведения я считаю…

Примерное начало заключения:
Я считаю, если не будет, коррупции в России…

Может быть, и в самом деле коррупция со временем исчезнет, но…

План сочинения.

Вступление. Акакий Акакиевич не только герой повести Н.В.Гоголя, но и жертва Петербурга, судьбы и произвола. 40-50 слов.

Основная часть. Трагедия Акакия Акакиевича. Виновники его трагедии.170-200 слов.

Заключение. Как трагедия Акакия Акакиевича отражается в главной мысли произведения? 40-50 слов.

Гоголь вложил в свое произведение мощный гуманистический помысл. К любому человеку нужно относиться с уважением, вне зависимости от того, какая на нем шинель .

Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирование навыков и умений с элементами практикума.

ВложениеРазмер
literatura.docx 28.34 КБ

Предварительный просмотр:

Цели и задачи урока :

Тип урока : урок усвоения новых знаний, формирование навыков и умений с элементами практикума.

Оборудование: художественный текст, мультимедийные средства, демонстрационные слайды с заданиями, раздаточный материал для работы в парах и в группах.

Развитие нравственно-этических представлений в ходе выявления художественной идеи произведения.

Структура урока : актуализация и совершенствование знаний, умений, навыков.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация темы. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Часто ли вы проливаете слезы? Кто заставляет вас лить слезы? Обида.

Обидели ли Башмачкина?

Почему обижают именно его?

Почему герой Гоголя нуждается в защите?

Давайте вспомним, встречался ли образ маленького человека в ранее прочитанных произведениях?

Сопоставление названий произведений о маленьких людях Пушкина и Гоголя. Вывод: Герой Гоголя обезличен, названием произведения является вещь, а не герой.

  1. Поисковая проблемная беседа с привлечением домашнего задания.

Визитная карта Акакия Акакиевича.

Отношение к работе

  1. Сколько шинелей в повести? Какую характеристику им дает Гоголь?

Составление схемы на магнитной доске.

Старая шинель Новая шинель

Капот, худой гардероб, серпянка Подруга жизни, светлый гость, вечная идея

  1. Кто является сильным врагом всех получающих 400 рублей жалованья? Мороз. Стихия холода в повести - главная сюжетная метафора. Какую роль в повести играют холода, их особая продолжительность? Что может спасти Акакия Акакиевича? Теплая одежда? Новая шинель? Как к Башмачкину относились сослуживцы и начальство? Гоголь нашел интересное определение такому отношению: холодно-деспотическое. Сослуживцы издеваются над коллегой, жестоко шутят. С каким насекомым сравнивает Гоголь своего героя? Для чего писатель повторяет сравнение Башмачкина с мухой? Чтобы продемонстрировать отношение к маленькому человеку в департаменте, где он служит. Перед нами конфликт в отношениях между людьми. От холодности и равнодушия могут спасти только понимание, любовь, чуткость.

Холод в природе Холод в отношениях людей

Спасение в теплой одежде Спасение в любви, понимании, чуткости

Новый генеральский мундир

Шинель заставила отметить обнову пирушкой

Недавно построил шинель

Выпивает два стакана шампанского

Что ставит на одну ступень маленького человека и значительное лицо? Бедствие. Какую роль в повести играет значительное лицо? Почему у него нет ни имени, ни фамилии? Одно значительное лицо недавно сделался значительным.

Вывод. Должность полностью порабощает душу значительного лица, лишает его человеческого облика.

состоит из 2 частей

История с шинелью

Так с какой же целью вводится в это произведение фантастический финал?

А) Разнообразить сюжет

Б) Этого требует жанр

В) Стремление вызвать чувство протеста условий жизни и чувство боли за унижение человека.

Почему в повести появляется призрак Акакия Акакиевича? Беспокойный призрак , стаскивающий с чиновников шинели – это неспокойность души бедного чиновника, неспособность ее обрести долгожданный покой после смерти. Фантастический финал – средоточие смысла повести. Значительные лица должны испытывать свою вину за трагическую судьбу Акакия Акакиевича. Вот почему образ его после смерти вырастает во враждебную, страшную и зловещую фигуру, тревожащую их совесть.

10. Как фамилия Акакия Акакиевича? (Башмачкин)

А теперь давайте вспомним те вопросы, которые мы сформировали в начале урока. Ответили ли мы на них?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Урок - исследование по повести Н.В. Гоголя Шинель

Данный материал предназначен для обучающихся 10 класса.

Урок - исследование по повести Н.В. Гоголя Шинель

Данный материал предназначен для обучающихся 10 класса.

Урок - исследование по повести Н.В. Гоголя Шинель

Презентация к уроку - исследование по повести Н.Г. Гоголя Шинель.


Краткое содержание повести

Главный герой — Акакий Акакиевич Башмачкин — мелкий служащий в канцелярии одного из департаментов. Каждый день он переписывает разные бумаги. К работе относится с уважением и ответственностью. Башмачкин неинтересен сослуживцам, никто не считает его значимым.

 Акакий Акакиевич Башмачкин

Портной посоветовал канцелярскому чиновнику пошить новую шинель, так как старая износилась до такой степени, что её невозможно отдать в починку. Для такого мероприятия герою пришлось ограничить себя в еде, покупке свечей, обуви. Ему удалось накопить деньги в течение полугода. Башмачкин совершил долгожданную покупку. Но радость длилась недолго. В этот вечер в тёмном переулке шинель была украдена…

Характеристика Башмачкина

Внешность Башмачкина

  • неприглядная внешность;
  • слабый характер;
  • невысокое социальное положение;
  • неуверенность в себе;
  • закрытость от мира;
  • безобидность.

Имя, внешность и характер

Отношение к работе

Службу свою Башмачкин любил

Быт гоголевского героя

В год получал до 400 (четырёхсот) рублей жалованья. Питался он скромно, носил потрёпанный мундир с низким воротником непонятного цвета. А на плечах у него была потёртая шинель, пропускающая холод.

Образец сочинения

При написании короткого рассказа или развёрнутого сочинения-рассуждения необходимо составить простой план. Он определит главные направления работы, поможет чётко установить структуру текста. В нём можно дать подсказку для развития мысли.

Примерный план

Вариант текста

Гоголь рассказывает читателям грустную историю о том, как маленький человек не смог противостоять большому миру. Он погибает в борьбе за справедливость собственной жизни, потому что общество осталось глухо к человеческому горю.

Башмачкин Акакий Акакиевич — главный герой повести. Он служил чиновником низшего ранга и никого не интересовал. На службе к нему относились с насмешками. Жестоко шутили, зная, что не получат в ответ зла. А человек терпел, потому что был добр и незлобив. Он так и не нашёл отклика в сердцах окружающих его людей. Общество не приняло его таким, какой он есть на самом деле.

И вот шинель украли… И мир героя разрушился.

Шинель украли у Башмачкина

Трагедия бедного канцелярского чиновника в том, что он так и остался неуслышанным никем. Государство не замечало таких людей, маленьких и ничего не значащих. Смерти героя никто и не заметил. На его место уже был назначен кто-то другой. Вероятно, такой же тихий, робкий мелкий чиновник. И он тоже не сможет проявить характер, чтобы начать борьбу за уважение и признание.

Читайте также: