Сочинение по пелагея и алька
Обновлено: 04.07.2024
Пытливо изучая народную жизнь, Ф. Абрамов проявляет особый интерес к исследованию противоречивых склонностей человека, причем он рассматривает их в сложном взаимодействии и в постоянной зависимости от конкретных жизненных условий. Именно такими характерами являются в последних повестях писателя Пелагея Прокопьевна Амосова и ее дочь Алька – характеры-открытия, раскрывающие сложные связи человека со временем.
Без высоких целей живет великое множество людей, живет по-разному и часто далеко не драматично. Беда Пелагеи имеет иные, более глубокие корни. И здесь мы подходим к важному вопросу об особом воздействии обстоятельств на душу героини. Дело в том, что под влиянием определенных условий духовная сущность героини в чем-то меняется, а в чем-то остается неизменной. И эта ее реакция на обстоятельства очень непростая.
«Бывало, чтобы хлеб духовитее был, чего только она не делала!
Это последние думы Пелагеи, с этими мыслями она умирает, ни на йоту не изменившись в своем отношении к жизни, в своем понимании человеческого призвания.
Ф. Абрамов в этой повести достигает особой глубины психологического анализа. Он обнажает какие-то очень стойкие подспудные пласты в душевной жизни человека, жителя современной деревни.
Думается все же, что и этот характер далеко не так однолинеен. Алька не только дочь Пелагеи, это прежде всего дочь своего времени, натура, сформировавшаяся на определенном и весьма знаменательном этапе жизни советской деревни, когда и в сельский мир пришло довольство. Алька не знала бедности, не знала нужды. Мать и отец рвали жилы, чтобы хоть их доченька-то покрасовалась, чтобы хоть она-то горя не знала. И выросшая в сытости Алька восприняла это как норму жизни. Сам писатель отмечал в одном из выступлений, что поведение Альки – это реакция на тот аскетизм жизни, который выпал на долю старших поколений. Алька не хотела повторения судьбы своей матери. Она хотела жизни более осмысленной, яркой, наполненной. Вот почему ни дом, ни усадьба, ни тряпки, нажитые родителями с таким трудом, Альке оказались ненужными. Вот почему с такой безоглядной легкостью решилась она на бегство из дома, мечтая о жизни иной, заманчивой, красивой. Но какою должна была быть эта жизнь, Алька не знала. Вот здесь-то причина всех ее метаний и мучений, противоречивых решений и опрометчивых шагов. И конечно же, страдающая, ищущая героиня, не принимающая приземленного существования, не может не вызвать читательского сочувствия.
Муки девушки усугубляются тем, что это натура неразвитая. Иллюзорную красоту она принимает за истинную, фальшивые радости за настоящие. И что удивительного в том, что на первых порах она легко попадает в плен беспечно-веселой жизни, легких заработков. Став официанткой в ресторане, Алька как будто бы нашла свой идеал. По крайней мере, приехав на побывку в деревню, она старается в этом убедить своих слушательниц:
« – Ничего живу! Не пообижусь. Девяносто рэ чистенькими каждый месяц, ну, и сотняга – это уж само мало – чаевые.
– Сто девяносто рублей? – ахнула Маня.
– А чего? Я где работаю-то? В районной столовке или в городском ресторане? Филе жареное, жиго, люля-кебаб, цыплята-табаки. Слыхали про такие блюда? То-то! А подать-то их знаешь как надо? В твоей столовке районной кашу какую под рыло сунули – и лопай. А у нас – извини-подвинься.
Тут Алька живехонько выскочила из-за стола, переставила с подноса на стол все еще мурлыкающий самовар, чашки и стаканы – на поднос, поднос – на руку с растопыренными пальцами и закружилась, завертелась по избе, ловко лавируя между воображаемыми столиками.
Заключительный штрих повести – Алька полетела над миром, став стюардессой, – по сути, тоже акт отчаяния. Это – круги натуры беспокойной, ищущей, но не нашедшей своего назначения.
Неверно конечный смысл истории Альки сводить к тому, вернется или не вернется она в деревню. Не в этом дело. Алька будет метаться и в деревне, и в городе. В ней самое святое и есть неутоленная жажда иного, более осмысленного существования. И сама-то повесть Ф. Абрамова дорога для нас тонким ощущением сложных духовных порывов, коими живет современная деревенская юность.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Владимир Высоцкий и Люся Абрамова
Творческий путь Ф. Абрамова
Творческий путь Ф. Абрамова В биографии Федора Абрамова мы отмечаем памятные вехи времени, характеризующего жизненный путь многих его ровесников – М. Алексеева, Ю. Бондарева, В. Быкова, В. Богомолова, Е. Носова, В. Астафьева, А. Ананьева, Г. Бакланова, – участие в Великой
Владимир Высоцкий и Люся Абрамова
Михаил и Пелагея: кулинарный роман
Михаил и Пелагея: кулинарный роман Для того, чтобы создать такое блюдо… нужно иметь и вкус художника, и знания скульптора, и талантливую фантазию. Даже и многолетнего опыта недостаточно для этого, а нужно быть артистом своего дела. П.П. Александрова-Игнатьева.
Людмила Абрамова
Людмила Абрамова IИстория нашего знакомства… Очень долгое время, пока в это не вмешался некий Абычев, она казалась мне замечательной и даже судьбоносной. И Володя сам ее много раз рассказывал. А сейчас мне очень трудно об этом говорить…Если следовать фактам, то это было
ГЛАВА ПЕРВАЯ ПЕЛАГЕЯ
ГЛАВА ПЕРВАЯ ПЕЛАГЕЯ Я помню все после волков.Однажды бабушка запрягла нашу лошадь, уложила в розвальни мешки с картошкой и пристроила между ними меня, завернутого в огромную шубу. После этого ей надо было сказать: «Все знают, лучше пелагеиной картошки нет между Москвой и
Глава первая Пелагея
Глава первая Пелагея Я помню все после волков.Однажды бабушка запрягла нашу лошадь, уложила в розвальни мешки с картошкой и пристроила между ними меня, завернутого в огромную шубу. После этого ей надо было сказать: «Все знают, лучше Пелагеиной картошки нет между Москвой и
ЛЮДМИЛА АБРАМОВА
ЛЮДМИЛА АБРАМОВА В этот фильм Л. Абрамова попала случайно. Как вспоминает уже упоминавшаяся А. Тубеншляк, на главную женскую роль в картине была утверждена Н. Мышкова. Однако перед самыми съёмками той предложили гораздо более интересную, с её точки зрения, роль, и перед
В ГОСТЯХ У ФЕДОРА АБРАМОВА
Раиса Моисеевна Беньяш Пелагея Стрепетова
Раиса Моисеевна Беньяш Пелагея Стрепетова ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ Все в жизни Пелагеи Стрепетовой, словно нарочно, сочинено для романа.Великая трагическая актриса, она и сама шла навстречу трагическим испытаниям. Творческим, человеческим, общественным.Ее биография полна
Людмила Владимировна АБРАМОВА (I часть)
Людмила Владимировна АБРАМОВА (I часть) — История нашего знакомства… Очень долгое время, пока в это не вмешался некий Абычев, она казалась мне замечательной и даже судьбоносной. И Володя сам ее много раз рассказывал. А сейчас мне очень трудно об этом говорить…Но если
4. Конец генералов Шатилова и Абрамова
4. Конец генералов Шатилова и Абрамова В оккупированной Франции гестапо заинтересовалось похищением генерала Миллера. Труп Плевицкой был извлечен из могилы. Вскрытие ее тела не принесло немцам ничего нового.В ряде городов Франции немцы арестовали чинов РОВСа,
В чём же заключается женское счастье? Как найти ключ к этому радостному чувству в своей жизни? Наверное, любой из нас хоть раз в жизни размышлял на данную тему. Конечно, каждый человек ответит по-своему на эти вопросы. На мой взгляд, счастье — это состояние полного удовлетворения жизнью, чувство восторга, переполняющего душу. Углубляясь в размышления о том, как найти ключи от женского счастья, можно прийти к выводу, что, в зависимости от нравственных ценностей человека, способы достижения счастья отличаются друг от друга.
В своём сочинении я постараюсь поразмыслить над данным вопросом и подкрепить свою позицию художественной литературой.
Размышляя о том, как найти ключи от женского счастья, я не могу не обратиться к произведению русского писателя Абрамова Фёдора Александровича "Пелагея". В этом произведении повествуется об обычной деревенской женщине, которая работает в пекарне. Дома её ждут дочь, за которой нужен постоянный присмотр, и больной муж, уборка дома и уход за двором. Когда Павел умер, Алька уехала в город, а в пекарню невозможно было ходить из-за болезни, Пелагея понимает, что, несмотря на её тяжкую судьбу, раньше она была счастлива. Её радость жизни заключалась в её работе:" Всю жизнь думала: каторга, жернов каменный на шее — вот что такое эта пекарня. А оказывается, без этой каторги да без этого жернова ей и дышать нечем". Таким образом, автор подводит читателя к мысли о том, что у главной героини были любимое дело и семья, поэтому она была счастлива. Пелагея не понимала этого, пока не потеряла все, что ей было дорого.
Обратимся к другому примеру, доказывающему мою точку зрения. В произведении Фёдора Александровича Абрамова "Алька" рассказывается о деревенской девчонке, которая уехала в город в поисках своего места в жизни. Она беспечна и вольна, поэтому считает работу официантки не хуже других, а так же хочет стать стюардессой. Она отправилась в город за своей мечтой. Алька не хотела прожить как её мать, потратив всю жизнь на тяжелый труд. Она бросила больную Пелагею и Анисью ради своих прихотей. Таким образом, главная героиня принимает фальшивые радости за счастье. В конце произведения она исполняет свою мечту, но не чувствует желанного ощущения восторга от жизни и сомневается в своём решении стать стюардессой. Таким образом, автор подводит читателя к мысли о том, что Алька все еще находится в поисках ключа к своему счастью
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод о том, что не у каждого есть ключи к женскому счастью: одни находятся в их поиске, другие же просто не замечают их. Но с уверенностью можно сказать, что ключ от счастья у каждого свой.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Тема деревни всегда была одной из центральных в русской литературе. По-разному описывали крестьянскую жизнь Некрасов и Бунин, Пушкин и Есенин, Распутин и Шукшин. У каждого из них прекрасные интересные произведения, свой взгляд на эту жизнь. Как сказал Василий Белов: “Никакой чисто деревенской замкнутой в себе проблемы нет - есть проблемы общенародные, общегосударственные”. Они, по мнению Виктора Астафьева, решаются так: “Всегда надо начинать с себя, тогда дойдешь до общего, до общегосударственных, до общечеловеческих проблем”.
Именно так и сделал Ф. Абрамов в лучших своих произведениях о деревне: “Пелагея” и “Алька”. У автора рассказ о судьбах русских крестьянских женщин перерос в решение общечеловеческих проблем: человек и время, связь поколений, временного и вечного.
Читаешь "Пелагею" и невольно вспоминаешь строки из стихотворения Некрасова:
Ключи от счастья женского
Затеряны - потеряны у бога самого
В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде.
Доля - ты! - русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать…
Всю жизнь Пелагея, как и тысячи таких же селянок, работала в колхозе. Пекарня обрела черты живого существа. А как же иначе! Ведь благодаря ей, пекарне, семья Пелагеи пережила голод, нехватку одежды, обрела полный достаток. Но в то же время работа забрала все: силы, любовь к мужу, Альку. “Придет и уйдет потемни. Когда же за ней смотреть”, - размышляет Пелагея.
При жизни героиню односельчане недолюбливали, называли “железной”. Оно и понятно. В деревне все на виду. Вот пошла Пелагея в гости к нужному человеку Петру Ивановичу, а не к сестре мужа Анисье. Сразу же соседки засудачили, заговорили. А случилась беда с дочерью Алькой, так они же, односельчане, пожалели Пелагею. Наверное, в необузданной девчонке все они увидели то, что не пришлось испытать им: “Она не только за себя гуляет. Она за матерь, за бабку гуляет”. По-доброму люди желают Альке, что пусть хоть она отведает женского счастья, которое обошло их.
Ограждала Пелагея свою дочь от трудностей, надеялась, что Алька будет лучше, чем она, но вышло наоборот. До слез обидно, что примирение дочери с матерью произошло уже после смерти Пелагеи. Проснулась Алька от слов мамы, побежала в пустой дом, который ждал ее: “Крашеный пол намыт до блеска. Занавески на окнах цвели алыми кустами иван-чая”. Ф. Абрамов сумел донести до нас, читателей, весь психологизм этого эпизода. Алька многое поняла: “Мама, мама, я останусь”. Вот так она попросила прощения у близкого ей человека. Но полного раскаяния так и не произошло.
В "Пелагее" Абрамов показал две крайности деревенской жизни: “железная”, работящая Пелагея и гуляющие бездельницы Мани. И как пытавшаяся соединить все это - Анисья. Она одна осталась в большом родительском доме, как могла, сохраняла его. После смерти Пелагеи и ее дом берегла.
В обоих произведениях Абрамова невольно чувствуешь боль автора о деревне, о ее бедах. Через образ отцовского дома мы видим, что происходит в деревне. Большой Амосовский дом растащили. Виной этому война. И как следствие всему этому пустой дом Пелагеи, решение ее дочери продать родное гнездо. Отчетливо понимаешь, что работа, которой Пелагея отдала все, не компенсировала ей ни счастья, ни радости. Но все это было рядом: “А была ли счастлива мать? Неужели же испечь хороший хлеб - это и есть самая большая человеческая радость? А у матери, как запомнила Алька, не было другой радости. И только в те дни добрела и улыбалась, когда хлеб удавался.
Паладьина межа… Межа родной матери… Не часто, ох, не часто бывает такое, когда дочь шагает тропой, которая называется по имени ее матери… ”
Алька пошла в другую сторону, искать свою межу. Оторвалась от родного дома, от материнской тропы. А будет ли она счастлива? Наверное, по-своему, в своей меже, да.
Есть у Абрамова по-настоящему счастливые люди. Это бывшая подружка Альки Лида Вахромеева. Ее родители, увидев, что дочь не отличается большими способностями к наукам, отдали ее на работу. Стала Лида дояркой, вышла
БУТОРИНА Наталья Анатольевна —
К 90-летию со дня рождения Фёдора Абрамова
ФЁДОР АБРАМОВ.
XI КЛАСС
С одним из уроков по творчеству Фёдора Александровича Абрамова предлагаю познакомиться читателям журнала.
Цели урока:
— развивать интерес к творчеству Фёдора Абрамова, творческие способности учащихся, умение формулировать собственное мнение и аргументировать его, делать выводы и обобщения;
Оформление доски: Фёдор Александрович Абрамов. 1920-1983.
Эпиграфы к уроку:
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает для себя.
Словарь: деревня Веркола Пинежского района Архангельской области; аскетизм; иждивенчество; никчёмность; потребительство; рационализм; самоотдача.
Вступительное слово учителя о Фёдоре Александровиче Абрамове.
Сегодня на уроке мы будем говорить о двух произведениях, объединённых в дилогию, известного писателя XX века — Фёдора Александровича Абрамова. На доске даты его жизни.
(На интерактивной доске демонстрируются фотографии Абрамова, сделанные его женой Людмилой Владимировной Крутиковой-Абрамовой в его родной деревне Веркола Пинежского района Архангельской области: Фёдор Абрамов за околицей родного села, за строительством собственного дома, среди односельчан, на сенокосе.)
К Абрамову трудно было приблизиться: хмурый абрамовский взгляд из-под глубоких глазниц, из-под нависших бровей держал на расстоянии. И выражение лица у него было обыкновенно сумеречное. И строптивый неуравновешенный нрав.
Постановка целей урока.
— Прочитайте второй эпиграф. Как вы думаете, какие слова в нём являются ключевыми?
Надо брать от жизни больше.
- Какие примеры доказывают, что Пелагеей овладел дух собственничества?
Пелагея корыстолюбива. Желая в голодный год устроиться на работу в пекарню, она изменила мужу, поддерживать отношения старается только с нужными людьми. Особенно показательна сцена, когда Пелагея с благоговением развешивает в избе для просушки накопленное в сундуках добро.
- Каковы жизненные итоги Пелагеи? Осталась одна. Умер муж, которым она помыкала. Сбежала в город дочь и даже на похороны матери не приехала.
- Да, итог жизни горький и драматичный, но неужели вся жизнь Пелагеи сведена только к материальному благополучию? Давайте вспомним, как относилась Пелагея к работе.
— Как выдумаете, какой эпизод в повести можно назвать ключевым?
Эпизод похода постаревшей и больной Пелагеи на пекарню. Она идёт на пекарню, будто совершает паломничество к святым местам, где живёт последняя надежда на исцеление.
При подготовке к уроку учащиеся отвечали на вопросы анкеты, которые помогли выявить первые читательские впечатления. В анкете также предлагалось задать вопросы учителю после прочтения повестей. Один из таких вопросов выношу на обсуждение класса. Вопрос задал Денис Т.
— Пелагея трудолюбивая женщина, но я её, честно говоря, не понимаю. Она же женщина и должна не только работать, но и отдыхать, следить за собой, заботиться о себе.
Думаю, что на этот вопрос лучше всего ответит сам Фёдор Абрамов.
- Давайте вспомним, с каким настроением приезжает Алька в деревню. Как она выглядит? Что хочет показать своим внешним видом?
Альке очень хочется продемонстрировать односельчанам материальный достаток, свою успешность и успех у мужчин.
- Так ли это? Действительно ли всё в её жизни сложилось удачно? Какие эпизоды убеждают, что расторопная и смазливая официантка Алька человеческого счастья и настоящей радости в жизни не нашла?
— Финал повести открытый. Автор не даёт нам ответа на вопрос, продаст ли Алька родительский дом. Он предлагает нам думать и решать, как сложится в дальнейшем жизнь героини. Как вам видится будущее Альки?
Этот вопрос вызывает горячую дискуссию, и мнения учащихся расходятся. Приведу наиболее характерные ответы.
«Прошло ещё полгода. От Альки пришло письмо, в котором была одна-единственная фраза: "Продан ли дом и где деньги?" Получив это письмо, Анисья долго не могла прийти в себя, кляла Альку за непочтение к родителям, потом и кровью построивших дом. Через несколько дней Анисья от горя умерла.
Алька, получив телеграмму из Летовки о смерти тётки, поняла, что ехать в деревню всё-таки придётся.
На похоронах, стоя у гроба Анисьи, Алька переживала искренне, но уже знала, что больше её в деревне ничто не удерживает. Воспоминания нахлынули с новой силой: вспомнился больной отец, трудолюбивая мать, так любившая собирать ягоды, строгая тётка Анисья. Алька закатила небывалые похороны, стараясь в очередной раз показать односельчанам, что живёт она хорошо.
Но на самом деле, и это грызло Альку, её положение было вовсе не прекрасным. Авиакомпания, в которой она работала, отказала ей в загранрейсах, мотивируя тем, что Алька не знает иностранных языков. Денег заметно поубавилось, и она вознамерилась решить свои материальные проблемы за счёт продажи тёткиного и материнского домов.
Когда она пришла с этим предложением в сельсовет, Василий Игнатьевич остолбенел. Он её и ругал, и совестил, но всё было напрасно. Алька была непреклонна: продать на дрова. В конце-концов ему пришлось уступить, но раскатывать дома на дрова он не собирался, да и не дадут ему это сделать односельчане. Он решил, что дома ещё послужат.
Она ему дорога, он пытается оправдать её, но вынужден признать, что легкомыслие и ветреность ведут Альку по жизни.
- Подведём итоги и попробуем сформулировать тему нашего урока так, чтобы отразить в ней основное содержание нашего разговора.
Домашнее задание.
1. АБРАМОВ Фёдор. Чем живём-кормимся: Очерки. Статьи. Воспоминания. Литературные портреты. Заметки. Размышления. Беседы. Интервью. Выступления. — Л.: Советский писатель, 1986.
2. КРУТИКОВА-АБРАМОВА Л.В. Ищите праведный путь // Литература в школе. — 2000. - № 2.
3. ОКЛЯНСКИЙ Юрий. Дом на угоре: О Фёдоре Абрамове и его книгах. — М.: Художественная литература, 1990.
Читайте также: