Сочинение по памяти ю п вревской

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа д.Старомунасипово

муниципального района Бурзянский район

Разработка урока по подготовке

к итоговому сочинению

учителя русского языка и литературы

Ягафаровой Г.З.

«Тема милосердия в стихотворении в прозе

Цели:

привлечь внимание к личности, для которой милосердие, гуманное отношение к страдающим стало основным жизненным принципом;

развивать умения и навыки работы с художественными произведениями;

формирование культуры ведения беседы

воспитывать чувства сострадания к ближним, уважения к поступкам других людей.

Оборудование:

портрет И. С.Тургенева,

мультимедийная презентация урока,

текст стихотворения (раздаточный материал) .

Жизнь за други своя

Самое великое, самое божественное

в человеке – милосердие и прощение.

Организационный момент.

Мотивация познавательной деятельности:

- А что такое милосердие? Объясните. Можете привести примеры проявления милосердия из жизни.

- В словарях можно найти и такие объяснения: Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. Милосердие — готовность помочь кому-нибудь или простить кого- нибудь из сострадания, человеколюбия.

- Людей, проявивших милосердие в истории человечества было много. Одной из них является Юлия Петровна Вревская. Она была дочерью генерала, шестнадцати лет ее выдали замуж за генерала Вревского, друга М.Ю. Лермонтова. Он погиб через два года после свадьбы на Кавказе.

Юлия Петровна добровольно стала сестрой милосердия во время русско-турецкой войны в Болгарии. Она умерла от тифа, ухаживая за ранеными солдатами в необычайно трудных условиях. По выражению Тургенева, стихотворение "Памяти Ю.П.Вревской" было цветком, который он возложил на ее могилу.

Чтение произведения учителем, учащимися.

Аналитическая работа:

- Что побудило Ю.Вревскую сделать именно такой жизненный выбор? (Стремление к деятельному состраданию руководило ее поступками, любовь к людям, желание помочь)

- Каково ваше отношение к ее поступку? (Мы восхищаемся, удивляемся)

- Итак, какая основная тема произведения? (Тема милосердия)

- Ещё какие темы затронуты в этом маленьком произведении?

Тема войны - она участница военных событий, в ужасных условиях.

Тема любви – несколько человек ее любили тайно и глубоко.

Тема судьбы – жизнь ей улыбалась.

Тема счастья – помогать нуждающимся в помощи.

Тема души – душа ее – тайна.

Тема благодарности – она стыдилась и чуждалось всякого спасибо.

Тема памяти – поздний цветок, возложенный на ее могилу.

- Как мы называем такие темы? (Вечные темы).

- В каком абзаце заключена основная мысль произведения? (Смысл своей жизни и счастье героиня видела в помощи людям)

- Что полезного узнали на уроке?

- Будете ли помнить мысли урока?

З аключительное слово . Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга. Милосердие – это нераздельное слияние чувства и поступка.
Будем же милосердными!

Забралось воровство в дом бедняка. И то, что он своим трудом за всю жизнь заработал, украло. И так там почти ничего не было, так выгребло и последнее.

Забросило воровство мешок на плечо и бежать. Но вот напасть: когда через забор перелезало, за гвоздь зацепилось. Ни туда - ни сюда.

А по двору уже бедняк с дубиной бежит. Жалко с добром расставаться. Да и, как следует, вора проучить не мешает!

И тут, на свое счастье, видит воровство: идет по дороге милосердие.

- Эй, помоги! - принялось кричать воровство что есть сил.

А милосердие мимо идет, словно его и не замечает.

- Освободи меня! - еще громче стало взывать к нему воровство. - А не то мне сейчас, ой, как достанется! А потом еще и в тюрьму посадят!

- Нет, - говорит милосердие. - Не стану я помогать тебе!

- Как?! - возмутилось воровство. - Ты же ведь - милосердие!

- Да, - милосердие. Но я тоже могу послужить злу, если буду действовать неразумно. И поэтому помогу не тебе, а тому бедному человеку, которого ты обокрал и обрек на холодную и голодную смерть.

- Но ведь он же прибьет меня!

- Не прибьет, - улыбнулось милосердие. - Я попрошу его быть милостивым даже к тебе!

Юлия Петровна Вревская (в девичестве Варпаховская) была удивительной женщиной. Богатая и знатная, она вышла замуж в 17 лет и почти сразу же овдовела, после того как её муж, генерал Вревский, был убит на Кавказе.

Тургенев познакомился с Вревской в 1873 г. и переписывался до конца её жизни. Они виделись несколько раз, возможно, писатель имел в виду и себя, когда писал о нескольких людях, которые тайно были в неё влюблены. Последний раз Тургенев встретился с Вревской в 1877 г. перед её отъездом на Балканы.

Стихотворение датируется августом-сентябрём 1878 г. и написано в Спасском под впечатлением воспоминаний о посещении имения Тургенева Вревской в 1874 г.

Литературное направление и жанр

Стихотворения в прозе – ёмкий жанр, включающий в себя разнородные произведения. Это стихотворение в прозе близко к жанру надгробной надписи, эпитафии.

Тургенев-реалист подробно описывает обстоятельства и окружающую обстановку последних дней жизни Вревской, не упуская натуралистических деталей. Образ героини включает психологию её поступка, историю её жизни и причины принятия решения.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – подвиг баронессы Вревской, пожертвовавшей своей жизнью ради помощи нуждающимся.

Основная мысль: настоящая жертва не требует благодарности и часто бывает неоценённой, но это не умаляет подвига героя, жертву принесшего. Лирический герой призывает к благодарности.

Миниатюра имеет чёткую и логичную структуру. Во вступлении Тургенев описывает весь ужас положения тяжело больной героини. Потом автор рассказывает о её социальном положении и о том, от чего она отказалась. Дальше описан внутренний мир героини, причины её благородного и милосердного служения. Эта часть заканчивается рассуждением о том, что личность героя – всегда тайна для окружающих. Заканчивается миниатюра благодарностью лирического героя.

Тропы и образы

Стихотворение начинается с натуралистического описания переоборудованного в военный госпиталь сарая в болгарской деревне. Тургенев использует сниженную лексику, чтобы читатель увидел грязь, почувствовал вонь соломы, на которой лежат тяжело больные, испугался их заражённых логовищ и ужаснулся тому, что капли воды приносят больной в черепке разбитого горшка.

Рассказывая о жизни Вревской, Тургенев использует глаголы, свидетельствующие о её успешности: свет знал, сановники осведомлялись, дамы завидовали, мужчины волочились, 2-3 человека любили. Заканчивается эта часть олицетворением: жизнь улыбалась ей.

Внутренний мир Вревской описан в высоком стиле, используются старославянизмы: жажда жертвы, не ведала и не изведала другого счастья, служение ближним, схоронила клады. В этой части много умолчаний, отмеченных многоточиями. Жертва Вревской невыразима! Метафоры создают соответствующий настрой: счастье прошло мимо, пылая огнём неугасимой веры, заветные клады души, жертва принесена.

Рассуждая о неблагодарности, Тургенев предлагает сказать спасибо не душе или образу героини, а её трупу. Употребляя это слово, Тургенев заставляет читателя противопоставить свою приземлённость высокой жертве героини.

В последней части Тургенев приносит на символическую могилу Вревской символический цветок – эту посмертную эпитафию.

Тургенев сделал великое дело тем, что

написал удивительные портреты женщин.

И.С. Тургенев справедливо считается лучшим стилистом русской прозы 19 века и тончайшим психологом. Тургенев "классичен”. ”Классичность”-неповторимое воплощение совершенства - соответствовала самому духу его творчества.

Утончённый эстет, И.С. Тургенев считал главным в искусстве создание красоты. "Прекрасное - единственная бессмертная вещь. .Прекрасное разлито

повсюду (в природе и в человеческой душе), его влияние простирается даже над смертью. Но нигде оно не сияет с такой силой, как в человеческой индивидуальности (пример тому стихотворение в прозе "Памяти Ю.П. Вревской”).

Ю.П. Вревская (урождённая Варпаховская) в 16 лет вышла замуж за известного на Кавказе генерал-лейтенанта И.А.Вревского, учившегося вместе с М.Ю. Лермонтовым в школе юнкеров, но очень скоро овдовела ( в 1858 г.).Муж погиб в бою на Кавказе. Вдова прославленного генерала была принята в высшем петербургском обществе. В момент встречи с Тургеневым в 1874г. Ей было 33 года. Летом следующего года она приезжала в Спасское; это посещение, по словам Тургенева, "оставило глубокий след” в его душе. Между ними завязалась переписка.

Неудержимая потребность в женском внимании, в особом любовном напитке, не "пьянящем”, а волнующем и тревожном, заставила И.С. Тургенева искать встреч, переписки, бесед с ней. Это один из тех романов, который освещён солнцем осени , тем солнцем ,что "стоит ,не грея, на лазури”.(Некрасов)

Никакого мятежного жара, губительной силы чувства в этом романе нет. Если и есть поединок душ ,то отнюдь не роковой, а скорее жеманный ,и не поединок, а турнир изысканных намёков .Нет, не сгорит сей Феникс, не расправит крылья сей Икар! И погубитель И.С. Тургенев относительный : в его чувстве нет буйной слепоты страстей, но есть отеческая забота .Он, кажется, соломки везде настелил на случай падения, разочарования.

Она, вероятно, пылко, с надеждой отнеслась к его письмам ,не зная привычек Тургенева к чисто "почтовым” романам .Женщина не очень уважает бескрылую дружбу, не хочет видеть предел, который "не прейдеши”. Он пишет ей, разъясняя многое в ней самой :она, дескать, излишне долго живёт в полутаинственной глуши и свыклась с ней .Он желает ей снега, холода, вьюги, всех прелестей русской зимы ,но и напоминает: ”. замораживать себя не стоит .На свете действительно есть нечто получше "предсмертной икоты”, и хотя уже нельзя ожидать, что радость польётся полной чашей -но она ещё может окропить последние жизненные цветы” .Все ступени любовного чувства -от мимолётного увлечения до торжествующей любви - преодолелись и в письмах, и в произведениях .Вся жизнь Тургенева -непрерывный диалог с тем или иным воплощением божества любви .Все приступы к реальному строительству гнезда и раньше были какие-то неловкие ,досадные самому строителю .И сейчас .

Литература питалась жизнью, она не оставляла ничего для личного счастья, забирала волю, энергию, давая взамен только стиль, лучистое строение фраз, образов.

Письмо Тургенева Ю.П .Вревской, написанное 26 января 1877 года ,проливает свет на подлинную сумятицу чувств, порывов, смуту в его душе .”С тех пор как я Вас встретил, я полюбил Вас дружески -и в то же время имел неотступное желание обладать Вами ;оно было, однако, не настолько необузданно (да уж и немолод я был ),чтобы попросить Вашей руки - к тому же другие причины препятствовали; а с другой стороны, я знал очень хорошо, что Вы не согласитесь на то. ”

Отъезд Ю. П . Вревской в Болгарию -это её форма "хождения в народ" -испугал Тургенева .Этот Молох балканской политики пожирает такие души, такие жизни! ”Будь мне только 35 лет, уехал бы туда, ”-писал Тургенев Вревской; эти слова писателя произвели на неё глубокое впечатление .19 июня 1877 года Ю. П. Вревская вместе с другими сёстрами Свято-Троицкой общины приехала в Яссы для работы в госпитале . Некоторые из них говорили, что следуют примеру Елены Стаховой из "Накануне”. Через несколько месяцев, в ноябре 1877 года, она сообщает Тургеневу уже из Болгарии : ”. кажется, буйная моя головушка нашла себе пристанище. Тут уже лишения, труд и война настоящая, щи и скверный кусок мяса, редко вымытое бельё и раненые на телегах. ”Вревская описывает бомбардировки, опасности, перевязочные пункты, но одно чувство -радости за свою жизнь: ”Тут чувствуется живая струя жизни и опасности.” Вревская перевязывала, ассистировала при ампутациях, ухаживала за ранеными. В своём дневнике она писала: ". труд здешний мне по сердцу; раненые прибывали оборванные, без сапог, замёрзшие. Это жалости подобно видеть этих несчастных, поистине героев, которые терпят такие страшные лишения без ропота; всё это живёт в землянках, на морозе, с мышами, на одних сухарях; да, велик русский солдат !”

Эпидемии и болезни -неизбежные спутники войн. Ю.П. Вревская, научившаяся умываться снегом, жалевшая героев -солдат, стала жертвой эпидемии сыпного тифа. Она скончалась в болгарском городке Бяла 24 января 1878 года. Могилу ей выкопали солдаты, за которыми она ухаживала .Они же несли её .

На смерть этой русской женщины откликнулся, помимо Я .П .Полонского, В .Гюго .Она для него, ”русская роза на болгарской земле". Но только Тургенев ,понимавший всё свершившееся гораздо глубже, возложил на её далёкую могилу изумительный венок. Да, она получила тот мученический венец, к которому стремилась её душа, жаждавшая жертвы. Но не слишком ли дорогой ценой даётся таким душам утоление их жгучей жажды ?Какой опасный возник отток лучшей душевной энергии русского народа -куда-то в сторону, в монастырь, в нелепый поиск вымышленной обетованной страны. Призраки увлекают, уносят куда-то молодые души .Но хорош один Дон -Кихот, а если их тысячи, если множество зрячих голов вдруг начнёт видеть в медных тазах рыцарские шлемы ?Какой хаос воцарится !Милые, родные, нелепые русские Дон-Кихоты -вы не лучше Гамлетов ,если вас много! Тургенев писал в стихотворении "Памяти Ю .П . Вревской”: ”Нежное кроткое сердце. и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи. она не ведала - и не изведала. Всякое другое счастие прошло мимо .Но она с этим давно помирилась -и вся ,пылая огнём неугасимой веры, отдалась на служение ближним .”

"Стихотворения в прозе" - заключительный аккорд в литературной деятельности писателя, окрашенный трагизмом заката, вспышки света, блеск отстоявшейся мудрости, остановки мгновений, которые показались художнику бессмертными .

В Тургеневе жила огромная потребность "досказать” себя, запечатлеть те искры мысли и чувства, что высекались в душе ударами друг о друга незримых глыб - прошлого и настоящего .Зигзаги молний рождает огромное пространство, а не клочок неба .”Стихотворения в прозе” - это молнии, излетающие из всего духовно-нравственного пространства жизни Тургенева .

Тетрадка с черновыми записями будущих "Стихотворений в прозе” имела заглавие "Посмертные”. Тургенев боялся шума, зрелищности, громкогласности для своих "Стихотворений в прозе”, боялся, что они не будут расслышаны .Он говорил не единожды :”Эти "Стихотворения. ” могут иметь некоторый успех только в интимном кругу .”На бегу их понять невозможно, их надо понимать в тишине .Высшая мудрость в них говорит на языке музыки .Читатель незаметно вовлекается в круг мучительной тургеневской мысли, скользящей, как руки по клавишам .

Краткие и сжатые обобщения, проявившиеся в произведениях этого цикла, характерны для тургеневского реализма .Даже стремясь, "выворотить наружу” самую интимную суть своих душевных переживаний, Тургенев хочет возвести свою исповедь к общим законам жизни, представить свои личные страдания и тревоги как результат воздействия на человека сил истории .Каждый человек, которого рисует художник слова, предстаёт в его изображении как воплощение исторических сил данной страны и народа .Рассказ о Вревской, об отдельном эпизоде её жизни превратился в рассказ о её "судьбе” исторической и внеисторической .

"Памяти Ю. П. Вревской” -это раздумья автора о самоотверженности живого сердца :он увековечил прекрасный образ ”Она была молода, красива; высший свет её знал; об ней осведомлялись даже сановники .Дамы завидовали ей, мужчины за ней волочились. два - три человека тайно и глубоко любили её .Жизнь ей улыбалась ;но бывают улыбки хуже слёз.”

"В судьбе почти каждого человека есть что-то трагическое, ”-писал Тургенев. "Трагическое” в его сознании - это прежде всего неизбежное. (см.2 абз.)

Художник скупо отбирает факты и явления жизни и стремится достигнуть эффекта немногими, строго рассчитанными средствами (см.1 абзац стихотворения, 3).

Закон Тургенева - мера и норма, принцип необходимого и достаточного. Принцип гармонии вносит он и в свой слог, и в свой язык. "Изящным формовщиком слова” называл его М. Горький.

Текст стихотворения художественного стиля. В нём хорошо проявляются такие ведущие черты стиля, как конкретность, образность, эмоциональность.

Основу текста составляет повествование, описание ограничивается короткими, почти нераспространёнными предложениями в составе сложных (см..3 абз.).(4,5 абз.)Видим многоточие (недосказанность, умолчание).Надрывается сердце от боли случившегося и воспоминаний, дышать тяжело, не то чтобы рассуждать пространно. Короткие предложения, словно вздохи задыхающегося от горя человека.

Тургенев рисует облик конкретного человека, заслужившего право на общественное, создаёт художественный образ на документальной основе.

Присутствует и общественно-политическое звучание темы, установка на эмоциональный душевный отклик читателя. Это проявляется и в конкретно-образном раскрытии темы, в наличии явно выраженной авторской позиции, в использовании эмоционально-экспрессивных средств языка.

Тургенев рисует портрет своей современницы , личности яркой, незаурядной, раскрывая её характер в конкретных делах, поступках. Описание такое яркое, что мы живо представляем красивую, скромную, милосердную, волевую, верную долгу женщину. Как красиво и благородно её самопожертвование! Но наряду с удивлением, досадным восхищением (использую оксюморон, чтобы осудить противоестественные явления в обществе (женщина и война)испытываем горестное чувство от её безвременной гибели. Отбор материала, композиция текста, выбор языковых средств помогают конкретизировать основную задачу стихотворения, которая заключается в последнем предложении : "Пусть же не оскорбится её милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на её могилу!” И делает он это бережно, трепетно, кротко, немногословно, как действительно возлагают цветы на могилу.

Текст можно разделить на несколько микротем.

1.Описание места (1,2) свершившегося события в основном идёт одними однородными обстоятельствами места (на грязи, на соломе, под навесом, в деревушке). Картина страшна и убога : (на грязи, на вонючей соломе, заражённые логовища, запёкшиеся губы, в черепке разбитого горшка).

2.описание лица, героини (3,4,5). Это не только портрет, но и её поступки, действия которые характеризуют героиню ярко, выразительно и лаконично.

Сожаление о случившемся и "возложение венка” на могилу Ю. П. Вревской (6,7,8).

В стихотворении автор использует, говоря о героине, местоимение 3 лица (она). Это приём экспрессии, рассчитан на то, чтобы вызвать и поддержать интерес к описываемым фактам..

"Памяти Ю. П. Вревской”- моральное величие подвига. В нём Орфей слова словно плачет по нотам, сожалея о смерти Юлии и о том, что "никто не сказал спасибо даже её трупу - хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо.” Пульсация внутреннего ритма стихотворения завораживает. Мы ощущаем боль лирического героя, интонацию сердечного вздоха и горькое сознание мимолётности жизни, и ужас перед беспощадным фактом смерти. И шокирующее меня открытие : как близки красота и смерть. Юлия Вревская -хрупкий стебелёк, ничто в руках смерти, но цветок перед лицом вечности.

На протяжении всего своего творчества И. С. Тургенев сознательно сближал прозу с поэзией, устанавливая равновесие между ними. Писатель стремился к прозе, обладающей всеми возможностями поэтической речи, к прозе гармонически упорядоченной, лирической, соединяющей в себе точность логической мысли со сложностью поэтического настроения, - ,словом, он стремился к стихотворениям в прозе.

"Одно лишь настоящее, могущественно выраженное характерами и талантами становится неумирающим прошедшим.” - замечательные слова Тургенева.. Справедливость этих слов видим в стихотворении "Памяти Ю. П. Вревской.” Он воспел великий нравственный образ женщины образованной, баронессы(!), чуждавшейся узко личных целей, стремившейся к осуществлению национальных и социальных задач.

Созданный писателем характер, вышел далеко за рамки его эпохи, стал неумирающим прошедшим, нашим живым настоящим.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тургенев – писатель – гуманист. Он своим произведением говорит, что осуждает войну, и с сочувствием пишет о жертвах войны, восхищается самопожертвованием героини).

Эпиграфы. Удел ваш не позор, а слава, уваженье,

Благословения правдивых сограждан,

Спокойной совести, Европы одобренье

И благодарный храм для будущих славян.

Е.П.Ростопчина

Жизнь за други своя

-привлечь внимание к личности, для которой милосердие, гуманное отношение к страдающим стало основным жизненным принципом;

-развивать умение анализировать текст;

-воспитывать чувства сострадания к ближним, уважения к поступкам других людей;

-ознакомить с новым жанром – стихотворение в прозе.

Методы и приемы: рассказ учителя, выступления учащихся, анализ текста, , выразительное чтение текста.

1.Вступительное слово учителя.

Обратимся к эпиграфам. Прочитаем первый эпиграф .

«Удел ваш не позор, а слава, уваженье,

Благословения правдивых сограждан,

Спокойной совести, Европы одобренье

2. Выступление ученика (рассказ о жизни и судьбе Вревской)

3. Беседа о героях произведения.

Ну, каковы ощущения. Грустно? Кто главный герой произведения? (Ю.П. Вревская).

А еще кто-нибудь есть в произведении? Прочитайте последнее предложение (чтение предложения).

Да, конечно, это автор. Часто в стихотворениях он у нас равен лирическому герою (жанр изучаемого произведения у нас стихотворение в прозе). Главное слово – стихотворение, где выражается чувства и переживания лирического героя.

4. Работа с текстом. Составление плана.

Итак, что мы узнаем о Вревской? Составим план текста. Для этого мы находим микротемы текста.

Сначала о каком времени в жизни героя говорится: о прошлом или настоящем? (О настоящем).

1. Настоящее (1-ый – 2-ой абзацы).

2.Прошлое (3-ий абзац).

3.Смысл жизни (4-ый абзац).

4.Прощание (5,6,7 абзацы).

5. Составление цитатного плана.

А теперь подберем цитаты из текста к данным пунктам, и у нас получится цитатный план.

Цитатный план.

6. Определение тематики произведения.

Ребята, вы знаете, что в художественных произведениях поднимаются темы и проблемы для обсуждения. Определим тематику

1.Тема войны, ужаса войны.

2.Тема милосердия, жестокосердия.

Сколько разных тем в таком миниатюрном произведении!

Давайте рассмотрим их применительно к нашей героине.

Тема войны - она участница военных событий, в ужасных условиях.

Тема милосердия - сама, пока стояла на ногах, ухаживала за ранеными, теперь они за ней.

Тема любви – несколько человек ее любили тайно и глубоко.

Тема судьбы – жизнь ей улыбалась.

Тема счастья – помогать нуждающимся в помощи.

Тема души – душа ее – тайна.

Тема благодарности – она стыдилась и чуждалось всякого спасибо.

Тема памяти – поздний цветок, возложенный на ее могилу.

Ребята, все эти темы характерны литературе одного периода? Или нет? А как они называются? (Вечные темы).

7.Беседа о чувствах, вызываемых произведением.

Теперь о самом главном – о наших чувствах, которые мы испытали при чтении. Их опять называем, следя за текстом.

1. Ужас (на грязи, на вонючей сырой соломе…).

2.Возмущение, негодование (не один врач даже не взглянул на нее).

3.Ирония (дамы ей завидовали, мужчины за ней волочились - ухаживали).

4.Восхищение (и такая сила, такая жажда жертвы!)

5. Умиление (нежное кроткое сердце).

6.Сожаление (всякое другое счастье прошло мимо).

7.Скорбь (но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу).

А чем наше произведение отличается от рассказа Димы? (Здесь нет подробного описания жизни Вревской).

А почему? (Потому что для автора важны чувства, которые возникают в нем, воспоминания, память о героине).

8. Словарная работа.

Тургенев – писатель – гуманист. Он своим произведением говорит, что осуждает войну, и с сочувствием пишет о жертвах войны, восхищается самопожертвованием героини).

Какие чувства воспитывает произведение в нас? (Чувство сострадания, человечное отношение к страдающим, милосердие, уважение к поступкам других людей).

10. Слово учителя о стихотворениях в прозе И.С.Тургенева.

Читайте также: