Подготовка к зиме сочинение 3 класс

Обновлено: 08.05.2024

Я люблю зиму – зимой хорошо. Вся природа словно погружается в сон, рано темнеет и светает. Больше всего я люблю первый снег, особенно когда его выпадает сразу много. Обычно на улице тепло в этот день, летят большие влажные хлопья, покрывая абсолютно всё. Выходят на улицу дети и взрослые, чтобы слепить снеговиков, ведь свежий снег мокрый и липкий, в самый раз для такого занятия. Если первый снегопад выпадает на день, когда я учусь, то по дороге со школы домой. начинается самый настоящий бой снежками, с ребятами.

Ещё я люблю зиму за праздники. Особенно за Новый год – время чудес, волшебства и настоящей сказки. Все ждут его с нетерпением, закупают подарки для родных и друзей. Украшают дома и дворы разноцветными мигающими гирляндами, наряжают ёлки и накрывают большие столы с разными салатами, нарезками, фруктами, конфетами и другими вкусностями. Собирается вся семья вместе, садятся за стол и ждут Новогодний бой курантов, чтобы загадать свои сокровенные желания. Ну и самое красивое, это конечно же салют, который громко взрывается и разлетается на мелкие цветные звёздочки в каждом дворе.

Также зимой, в тёплые солнечные деньки, обожаю прогулки по лесу, или вдоль замершей реки. На реке лёд застывает толстым крепким слоем к середине зимы, но осторожность всё равно не помешает. Во время этих прогулок, я любуюсь искрящимся снегом, как переливается на солнце каждая снежинка, словно алмазная пыль. Порой снег такой яркий, что режет глаза. В лесу огромные, многолетние ели стоят свесив свои зелёные лапы под тяжестью снега. Иногда на них садится какая-нибудь птица, а потом резко вспархивает, и тяжелый снег сваливается с ветвей на землю.

Когда зимой теплая погода, это хорошо. Но пургу и метель я тоже люблю. Особенно когда поздним вечером, я сижу на диване, укутавшись в мягкий, ворсистый плед. Швыркаю каким-нибудь горячим напитком, чаем или какао с молоком. А за окном гудит ветер, закручивает снег с земли и подбрасывает его до самого окна. Мне тогда так хорошо. Я в тепле, трещит угольками печка, по телевизору показывают новогодние комедии, а еще через час нагреется баня, и я согреюсь от души. Пусть ветер дальше гоняет снег в разные стороны, он только еще больше создает зимний и приятный уют.

Вариант 2

Как-то у нас с друзьями завязался спор по вопросу, какое время года лучше всех. Роберт сказал, что лето является одним самых прекрасных месяцев, потому что можно отдохнуть от школы целых три месяца. Вера же высказала свое мнение. Ей нравится весна, так как вся природа пробуждается от сна и все вокруг постепенно расцветает. Возможно, они правы, так как все времена года хороши.

Однако зима радует меня больше всех. Когда после ненастных осенних дней землю начинает покрывать пушистый снежок, на душе становится радостно и свежо. Кустарники и деревья покрыты изморосью. В лесу появляются лоси и кабаны, которые бродят в поисках еды. Между елями скачет заяц-беляк, которого совсем не видно из-за его шубки белого цвета. С ветки на ветки перелетают снегири. И стоит полная тишина.

В городе же начинается полное оживление. Повсюду возводятся ледяные горки, на которых можно кататься с приятелями и всей семьей. А корты переполнены любителями катания на коньках. За городом уже проложены первые лыжные трассы, и в любой день здесь встретишь настоящих лыжников. А во дворах малыши строят снежные крепости, где потом там же и играют. И это прекрасно, так как все эти прогулки не только поднимают настроение, но и физически развивают человека. Как же приятно вернуться домой со свежего воздуха ,и уплетать за обе щеки вкусные пирожки, испеченные мамой!

Конспект урока по русскому языку

Нурмагомбетова Снежана Мырзакановна

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

— проговаривать последовательность действий на уроке;

— учиться высказывать своё предположение (версию) ;

— учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

извлекать информацию, представленную в разных формах (репродукции картин, схема).

— преобразовывать информацию из одной формы в другую (на основе репродукции, плана составлять рассказ).

— овладение приёмами отбора и систематизации материала.

ориентироваться в словаре;

— делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

— слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

— договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные результаты

-правильно использовать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

— видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

-обращать внимание на особенности употребления слов;

Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Снежана Мырзакановна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.

В мир родного языка Отправляемся мы снова. И его большие тайны Мы разгадывать готовы.

Дети здороваются, усаживаются за свои места.

Ребята, сегодня у нас урок развития речи.

Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Правильно, ребята. Молодцы.

Что же будет предметом нашего разговора, вы сейчас узнаете. (читаю стихотворение)

А в нашем городе зима, И всё до краешка земли В хрустящем сахаре. Многоэтажные дома, Как ледяные корабли, Стоят на якоре. И льётся с неба молоко, И тонет улица в снегу Неторопливая. Неудержимо и легко По снегу белому бегу К тебе, родимый город мой!

— О чем это стихотворение? Верно, это стихотворение о зимнем городе.

(Учиться говорить правильно, красиво, выражать свои мысли и чувства устно и письменно, слушать и слышать друг друга…)

(о зимнем городе)

Художник рисует кистью и красками, а мы с вами чем будем рисовать?

Верно, мы будем художниками слова, начинающими писателями-пейзажистами. Нашим холстом будет тетрадный лист. Как вы думаете, с чего начинает работу настоящий художник?

— В начале урока я прочитала вам стихотворение. К какому типу речи оно относятся? (Описание, так как в них называются признаки зимнего города)

Описание – тип речи, главная особенность которого — изображение явления путём перечисления его признаков и свойств.

— Знакомы ли вы с этим видом сочинения.

Какая часть речи помогает более точно и эмоционально описывать предметы, события? Конечно же это имя прилагательное, именно эта часть речи позволяет нам более ярко и точно описать что-либо.

(Составляет план, размышляет над композицией, делает размету страницы)

Работа по иллюстрациям.

Ребята, посмотрите внимательно на доску. Здесь у нас вывешены картины известных авторов, а так же обычные картинки о зиме (На доску вывешиваю картины о зиме). На всех картинах у нас нарисована зима, давайте устно опишем эти картины что на них изображено?

— Обратите внимания на природу, как выглядит зимний город?

— А как выглядят люди зимой, во что одеты?

— Давайте составим несколько красноречивых предложений по этим картинам.

Он белый, покрыт снегом. Все люди одеты в теплую одежду.

Работа по карточкам.

Сейчас я вам раздам карточки в этих карточках пропущены слова . Ваша задача подобрать подходящие по смыслу слова и вписать их в карточку.

Сразу за осенью к нам в гости приходит __________ зима. Зима в наших краях очень ______________. Зима приходит не одна, она берет с собой своих помощников — __________________ вьюгу,__________________ метель, и _____________ буран.

Так как зима очень_________________ время года, люди переодеваются в _____________ вещи. Для детей это ______________ время года, так как можно поиграть в снежки, и просто поваляться на _________________ снегу.

— Давайте прочитаем, что же у нас получилось.

Дети зачитывают свои варианиы. Я оцениваю.

Дети работают самостоятельно по карточкам.

Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнусь.

Составление плана работы

Давайте теперь составим план по которому мы будем работать.(записываю его на доске)

— В первой части нашего сочинения вам будет необходимо рассказать о зиме. Какая она, какие изменения в природе происходят с наступлением зимы, и так далее.

— Во второй части вам необходимо описать свой город. Как он преображается с приходом зимы. Как люди реагируют на приход зимы.

— И в третьей части вы должны высказать свои чувства и эмоции по отношению к зимнему городу.

Подбор опорных слов.

А сейчас давайте подберем опорные слова для нашего сочинения.

Давайте подберем слова синонимы к слову зима для того чтобы не повторяться.

К слову зима:

— Какие еще слова помощники мы можем использовать? Какая у нас зимой природа:

— Подберем прилагательные к слову город, те которые ближе к нашей теме:

Снежный,( говорят что снег это серебро – значит город какой?) серебряный, зимний.

Волшебница, чародейка, красавица, морозная.

Сказочная (деревья), спящая, восхитительная.

Нам предстоит описать зимний город так, как видит его каждый из вас, выразить своё отношение к нему, и всё это при помощи слов. Пусть речь ваша будет точной, правильной, красивой. Приступаем к написанию сочинения.

Заканчиваем ребята свою работу. Сдаем мне сочинения на проверку.

Приступают к написанию сочинения.

— Чем мы сегодня с вами занимались на уроке?

— Какая часть речи помогает нам наиболее точно описать свои эмоции?

Прозвенел уже звонок,

Значит, кончился урок.

Спасибо, ребята, за работу на уроке.

Рассуждение

Хорошо зимой! А что хорошо? Просто всё! Для меня. Очень я люблю это время года. Считаю, что зимой хорошо и гулять, и дома сидеть. Как получается, так и хорошо. Только я говорю о нормальной погоде – без аномалий.

Например, весной тяжело дома быть, а ещё тяжелей – в школе. За окном цветы распускаются, птицы поют, а ты сиди за партой. Летом тоже, в основном, хочется на улицу, а ещё больше – к морю. А вот осенью настоящей хочется дома сидеть – подальше от дождя и ветра. Но если приходится на улицу всё-таки, то вот и страдания начинаются! А зимой –просто отлично.

Очень приятно пройти по свежему морозному воздуху. Если особенно вокруг снег, все блестит. Могут снежинки красивые падать, а если метель – сиди дома. Смотри в окно с чашкой чая, завернувшись в плед. Вдруг пришлось в метель выйти, то тогда тебе дома двойную чашку чая, а ещё нужно хорошо одеваться, тогда не замерзнешь. Живут ведь люди и на крайнем Севере! Капюшон, шарф, варежки, обувь потеплей – и комфортно, никакая метель не страшна!

Холодная погода, но не сырая, меня бодрит, вообще. Летом я еле ползаю, ничего не хочется. Даже есть! Всё больше в душ залезть и поспать. Весной бегаешь, делаешь что-то, спать не загонишь себя, а после не высыпаешься… А вот зимой и делать столько всего хочется! Но и когда греешься дома, то расслабляешься. То есть для меня это самый правильный сезон – равновесие соблюдается!

И мне нравятся зимние праздники. Это не майские, когда всем нужно сажать картошку на даче! Тут зимой можно спокойно отдыхать и делать то, что хочется. А ещё лыжи, коньки.

Ещё зимой много концертов и мероприятий. Летом, например, все на гастролях, театры закрыты. И вообще, не так комфортно в помещении сидеть!

Люблю, что зимой часто делают салаты с майонезом. Хорошо вкусно покушать. Опять же многие не любят такую тяжелую еду, а мне нравится!

Зимой хорошо гулять повсюду – не только в красивом парке, а просто везде, так как снег засыпал всё некрасивое и можно любоваться! И обычно за один день это не пропадёт! Даже если погода меняется, снег не растает так уж быстро – есть время настроиться на новую погоду. Не очень люблю резкие перемены, тут и одежду надо глобально менять… Но главное, что ты настроился на теплую осеннюю неделю, а тут снег выпал! Или жара.

В общем, для меня зима очень комфортна. Не всем так везёт! Хорошо, что зима у нас длится долго, я бы точно не переехал в теплые края, где её нет. Было бы скучно без зимы!

Другие темы: ← Как помочь животным в зимнее время?↑ ЗимаЛепим снеговика →

Популярные сочинения

Сочинение на тему Хорошо зимой

Зима, прекрасное, спокойное время года. С неба плавно падают белые хлопья снега, закутывая природу в одеяло. Природа засыпает и ждет наступления теплых деньков. Хорошо зимой, когда свежий ветер обдувает лица. Всё окутано тишиной, спокойствием, только ребятня разрывает эту атмосферу и бежит на поиски приключений.

Для каждого эта пора хороша по-своему. Для детей – это время подарков, игр и снеговиков; для взрослых – праздники, семейные сборы. Как хорошо получать подарки, есть оливье и многое другое. А как славно красные снегири прыгают по веткам, как весело и красиво щебечут оставшиеся на зимовку птички.

Хорошо ходить по свежевыпавшему снегу, слушать его хруст под ногами и щуриться от яркого дневного света, или бегать, кататься с горки, играть с друзьями в снежки, или играться на льду. Хоть зима и холодная, но все равно так и тянет на улицу к друзьям и новым приключениям.

Сегодня канун рождества и все суетятся, готовятся к празднику, а я рассматриваю елочные игрушки, ярко блестящие в лучах искусственного света. Позвонил телефон, друзья позвали меня гулять. Я побежал к маме отпрашиваться. Она сразу согласилась, и я помчался к своим друзьям. Мы пошли на горку. Всем было весело, и мне особенно. Через несколько минут я весь был мокрый от пота и снега, под курткой и в ботинках были целые комья. Надо было возвращаться домой, чтоб не отругали и играли по дороге в снежки, от чего я еще сильнее промок.

Мама ахнула и отвела меня в горячий душ. После него вся семья собралась за одним большим столом, чтоб отпраздновать Сочельник и поделиться впечатлениями от прошедшего года. Все смеялись, веселились и рассказывали свои истории, когда веселые, а когда и грустные. После сочельника и всей семьей готовились к рождеству. Готовили, убирали и снова накрывали стол, и снова сели за него всей дружной семьей. Этот вечер прошел, как и предыдущий и никто не устал, ни у кого не закончились истории.

Зима – это пора веселья и семейных сборов, подарков и снега. Это моя любимая пора года, а зимние праздники – самые лучшие во всем году, весь в эти дни вся семья вместе и каждый несет любовь и добро другим. Я очень люблю зиму, а особенно зимние праздники.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по русскому языку на тему:

Цели: учить детей словесно описывать зимнюю природу, развивать речь учащихся, расширять словарный запас ребят, развивать творческие способности учащихся, развивать образное мышление и орфографическую зоркость, воспитывать на любви к природе и прекрасному.

I . Организационно - мотивационный этап (1 мин).

Долгожданный дан звонок!

Зима, наш друг большой и умный,

Не даст скучать и унывать,

Затеет спор весёлый, звонкий,

Поможет новое узнать!

II . Актуализация субъективного опыта участников (3 мин)

-Ребята, прежде чем мы перейдём к теме нашего урока, я хотела бы спросить вас: какая пора года, на ваш взгляд, самая красивая?

-Правильно! Трудно ответить на этот вопрос. Что красивее: (показать указкой на картины) белый сверкающий снег или пестрый ковер осенних листьев, сочная зелень весны или разноцветные краски лета? По-видимому, всё хорошо и неповторимо. А вот о каком времени года мы будем вести речь на уроке, вы узнаете, отгадав загадку.

Придёт неслышными шагами,

Незримой стужею дохнет

И, всё вокруг покрыв снегами,

Вдруг всем нам уши надерёт. (Зима)

-Правильно! Когда всё бело от снега, мороз пощипывает покрасневшие щёки, а яркое солнышко совсем не греет – это зима, и говорить сегодня мы будем о зимней природе.

III . Целеполагание (2 мин)

- Сегодня мы продолжим разговор о зиме в нашей творческой мастерской.

На уроках музыки мы слушали произведения великих композиторов об этом восхитительном времени года, на уроках литературно чтения читали стихи и рассказы о зиме, на уроках изобразительного искусства не только рисовали это очаровательное время года, но и знакомились с картинами известных художников.

Скажите, пожалуйста, а вот сейчас на уроке русского языка как мы будем восхищаться зимней красотой, посредством чего?

-Правильно, молодцы! При помощи слов. А какой вид работы поможет нам словесно описать зимнюю сказку?

-Словесно описать красоту и волшебство зимней природы.

IV . Информационно - деятельностный этап (20 мин)

-Скажите, а какие виды сочинений вы знаете? (Описание, рассуждение, повествование).

-Как вы думаете, а какой вид сочинений мы выберем сегодня?

-Правильно, описание! А какие требования предъявляются к сочинению?

1-й ученик зачитывает памятку.

-Молодцы! (доска открывается)

Учитель загадывает загадки, а отгадавший пишет на доске отгадку и объясняет правописание.

1.Лечу, кручу, на весь мир ворчу. (Вьюга)

2.Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт.(Иней)

3.Я, как песчинка, мал, а землю покрываю. (Снег)

4. Какой это мастер на стёкла нанёс

И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)

5. Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост – как синее стекло,

Скользко, весело, тепло. (Лёд)

6. Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

-Ребята, а вы знаете как образуется снежинка? (При резком падении температуры водяной пар, содержащийся в воздухе, мгновенно замерзает и затвердевает. Получаются кристаллы-шестигранники необыкновенной тонкости и поистине волшебной красоты. Учёные изучили более 10 000 снежинок и не нашли среди них двух одинаковых. Это характерный пример бесконечных экспериментов над простой каплей воды.)

чародейка колючий хрупкая

Здесь царствует покой и тишина. Везде белое безмолвие. Деревья и кусты осыпаны инеем. Их веточки похожи на тонкое кружево. Землю покрыл лёгкий снежок, переливающийся бриллиантами. Тишина застыла в морозном воздухе. Лишь нежные снежинки закружились в воздухе и сели нам на парты. Они принесли нам свои задания.

Откройте, пожалуйста, глаза и выполните задания

Зима – снежная, сказочная, чудесная, прекрасная.

Снег – чистый, пушистый, мягкий, блестящий.

Снежинки – сверкающие, хрупкие, нежные, искристые.

Из отрывков стихотворений выписать наиболее яркие строки, характеризующие зиму.

1. А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

2. Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

Околдован лес стоит.

И под снежной бахромою,

Чудной жизнью он блестит.

4. На пушистых ветках

5. Здравствуй, русская молодка,

6. Все богатства белорусского пейзажа

В полное владенье нам даны.

Вьюжных дней серебряная пряжа

И алмазное сияние зари.

Вставьте в предложения пропущенные слова.

Пришла ….. зима. Пушистый снег укрыл поля, луга, ….. На реках и озёрах лёд прозрачный, как….. Ели и сосны стоят в снегу, будто надели ….. и ….. Деревья зима разукрасила инеем, точно …..

Это ….. время года.

-Итак, послушаем как выполнила работу 1-я группа, 2-я группа, 3-я группа.

Цель: формирование умения строить речь в определенной композиционной форме, систематизация собранного материала; формирование навыков самоконтроля, внимания и орфографической зоркости; воспитание активности, увлеченности, самостоятельности, любви к природе.

Пришла, рассыпалась, клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

- О чём говорится в этом стихотворении? (Зима идёт по земле и украшает всё, что встречается на её пути: дома, деревья, поля и реки. Волнистыми, пушистыми коврами покрывает берега рек. Мороз сопровождает зиму как верный спутник. Но несмотря на стужу и метели люди рады зиме.)

Русская зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов.

На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи. Зиме посвящается много рассказов, стихотворений. ( Рассматриваем открытки и репродукции картин с изображением зимы). В произведениях зима названа волшебницей, чародейкой, а мороз — всемогущим воеводой.

Было около одиннадцати часов вечера. Недавно шел первый снег, и все в природе находилось под властью этого молодого снега. В воздухе пахло снегом, под ногами мягко хрустел снег. Земля, крыши, деревья, скамьи

на бульварах — все было мягко, бело, молодо, и от этого дома выглядели иначе, чем вчера. Фонари горели ярче, воздух был прозрачней.

- Мы должны описать красоту русской зимы. О чем мы будем писать в своем сочинении? (Рассуждения детей о том, как лучше передать приметы зимы, какие образные выражения употребить в сочинении).

- Что можно сказать о зиме? (Волшебница, чародейка, кудесница, матушка. ) О снеге? (чистый, искристый пушистый, молодой. ) О снежинках? (удивительной красоты, мохнатые, нежные, прозрачные, перламутровые. ) О ветре? ( порывистый, взметающий снег, ледяной, тихий. )

- Чем удивила вас зима в ясную в ясную морозную погоду? (Зимними узорами на стеклах домов; сиянием падающего снега; деревьями, покрытыми шапками снега.)

4 . Упражнения в распространении текста.

- Прочитайте текст на доске.

Наступила зима. Снег покрыл землю. Падают снежинки. Деревья укрылись снегом. Дети катаются на коньках и лыжах.

- Вам понравился этот рассказ? Почему нет? Сейчас мы распространим каждое предложение. Сначала добавим пояснительные слова к подлежащему. Какая зима? А теперь - к сказуемому. Куда пришла зима? Можно уточнить время, когда приходит зима. Какие предложения у вас получились?

После ненастной осени, в декабре, к нам пришла волшебница-зима. С неба летят, кружатся и падают на землю мягкие мохнатые снежинки. Словно белым бархатным ковром снег укрыл поля, леса и реки. Сосны и ели стоят в белых шубках, а береза в пышном искристом наряде. Иней сверкает на деревьях цветными огоньками. Это чудесная пора для детворы. Они радостно катаются на коньках. Весело катятся с гор на санках.

5 . Обобщение подготовительной работы.

- Итак, для того, чтобы составить полное предложение, надо уточнить, где происходит действие, в какое время, каким образом. В сочинении нельзя повторять одни и те же слова. Подбирайте самое подходящее слово . Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться красочности в описании, правильного построения предложения, связности изложения , грамотного написания.

6 . Составления плана сочинения.

- Из каких частей должно состоять сочинение? (1. Вступление.

2. Основная часть. 3. Заключение.)

- Сначала мы должны представить себе зиму так, как мы её видим, чувствуем. Напишите, как меняется природа зимой. Вступление будет зависеть от того, откуда, где вы наблюдаете зимнее чудо: выйдя на улицу, из окна дома. А может быть, вы вспоминаете о зиме, когда наступило лето. Какие картины рисуются в вашем воображении?

- Основной части отводится самая продолжительная часть вашего повествования.

- В заключительной части сочинения обязательно должно прозвучать ваше отношение к зиме. Как зима влияет на ваше настроение? Замечаете ли вы красоту зимы?

7. Выбор эпиграфа.

1) Наступила зима.

2) Зимняя сказка (деревья зимой, узоры на стеклах, земля под пушистым ковром, сияние снежинок, метель, пурга).

Цели: познакомить учащихся с приёмами подготовки к домашнему сочинению-описанию природы, развивать логическое мышление, речь, пополнять словарный запас, воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: иллюстрации, таблички с опорными словами, магнитофон, аудиозапись музыки П.И. Чайковского.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация внимания. Звучит музыка - отрывок из детского альбома

П.И. Чайковского “Времена года - январь”

Учитель читает стихи:

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.

Есть раздолье у нас, -
Где угодно гуляй:
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.

Эти прекрасные строки о зиме написал великий русский поэт И. Никитин.

Сегодня на уроке вы будете учиться писать свои собственные сочинения.

III. Работа по теме урока.

Учитель: Кто из вас любит зиму?

А кто был в зимнем лесу?

Хорошо ли зимой в лесу?

Дети: Зимой в лесу очень красиво!

Учитель: Это высказывание и станет основной мыслью нашего сочинения или тезисом.

Дети записывают тезис в тетради.

Учитель: Теперь нам нужно подтвердить, доказать эту мысль с помощью специальных слов, которые назовём опорами.

Учитель: Давайте совершим путешествие в зимний лес.

Звучит музыка, учитель читает:

В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает.

Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы, берёзки склонились, и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками.

Автор этих строк М. Пришвин. О чём он рассказывает?

Дети: О деревьях в зимнем лесу.

Учитель: Деревья – это наше первое слово-опора.

Рассмотрите иллюстрацию. Какие бывают деревья зимой?

Дети: Снежные, белые, мохнатые.

Учитель: А вот как поэт С. Есенин описывает деревья:

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна
Словно белою косынкой,
Подвязалася сосна.

На доске появляется карточка со словами-опорами:

Деревья Снежные
Мохнатые
Тяжёлые
Волшебные
Сказочные
Согнулись

Дети записывают в тетради слова-опоры.

Учитель: Как вы думаете, почему поэт представляет лес как бы спящим ?

Дети: Потому что в лесу очень тихо.

Учитель: Правильно, нет звуков. А где же все жители леса?

Дети: Спрятались в норки, некоторые залегли спать до весны.

Давайте составим несколько предложений об этом.

Дети под руководством учителя составляют и проговаривают предложения:

Очень тихо. Нет звуков. Звери спрятались в норки. Некоторые залегли спать до весны.

Редко какой зверёк пробежит, и опять всё будто в волшебном сне.

Учитель: А что еще можно описать в зимнем лесу?

Учитель: Снег - это следующее слово-опора, которое поможет нам раскрыть красоту зимнего леса.

Представьте, что снег падает на ваши ладони. Какой он?

Дети: Лёгкий, красивый, крупный узорчатый.

Учитель: А послушайте, как пишет о снеге поэт А.Суриков:

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

На доске появляется карточка со словами-опорами:

Снег пушистый
серебристый
лёгкий
крупный
узорчатый

Дети записывают слова-опоры в тетради.

Учитель: Давайте составим предложения о падающем снеге:

Идёт снег, мягкий, как пух. Снежинки тихо кружат и падают на землю. Снег ложится ровным голубоватым ковром. Кажется, будто земля закуталась в тёплую шаль и уснула.

Предложения составляются под руководством учителя и проговариваются учащимися.

У оленя дом большой (скрестить руки над головой)
Он глядит в своё окошко(показать окошко)
Заяц по лесу бежит. (сделать заячьи ушки, пошевелить)
В дверь к нему стучит.

- Стук, стук, дверь открой! (кулаками стучат по предполагаемой двери)
Там в лесу охотник злой! (оглянуться назад)
- Заяц, заяц, забегай, (позвать зайца движениями рук)
Лапу мне давай! (протянуть одну ладошку вперёд, затем другую)

Учитель: Посмотрите, дети, на иллюстрацию, что ещё можно описать в зимнем лесу?

Дети: Небо, солнце.

Учитель: Что можно сказать о небе? (Лазурное, нет туч, умытое)

О солнце? (Радостное, улыбчивое)

На доску выносятся слова-опоры:

Запись слов-опор в тетради.

Составление и проговаривание предложений:

Лазурное небо сияет, словно умытое. Радостное, улыбчивое солнце играет лучами на искристом снегу.

Учитель: Сегодня мы собрали много доказательств, подтверждающих главную мысль нашего сочинения. А какой можно сделать вывод?

Дети: Хотя зимой очень холодно, но природа всё-таки красива.

Учитель: А я бы сказала так: Чудесен лес в своём зимнем наряде.

Дети записывают это предложение в тетради.

V. Работа по предупреждению ошибок.

1. Расставить знаки препинания:

Как прекрасен лес зимой деревья стоят мохнатые будто одели сказочный наряд идёт мягкий пушистый снег снежинки тихо кружатся и падают на землю ониложатся ровным голубым ковром.

2. Словарно-орфографическая работа.

Учитель: Сейчас вы услышите, как можно собрать весь материал в единое целое, чтобы получилось сочинение. Я прочту примерный текст.

Читайте также: