Сочинение по обществознанию олимпиада

Обновлено: 04.07.2024

3. Накануне

■ Перечитай свои конспекты по теории для эссе. Освежи в
памяти шаблон его написания (шаблон следует наработать
путем практики написания за несколько месяцев- понять
свои сильные и слабые места, сделать акцент на том, в чем
ты спец)
■ Не ботай всю ночь! Выспись. Это позволит избежать
спутанности мыслей в ответственный момент,
сконцентрироваться и максимально применить все навыки
и знания

4. В день Х

5. Немного советов

■ Заранее наработай выигрышный для тебя шаблон. Помни, что
проблему автора можно раскрыть с разных точек зрения. Ты
можешь сыграть на одновременном согласии и несогласии с
автором. Каждый твой тезис должен сопровождаться аргументом и
быть подкреплен примером. Желательно писать мини выводы по
каждому абзацу (идее), а затем суммировать в общем выводе.

Изменяй шаблон по ситуации. Если не можешь ответить на
какой-то из аспектов задания, оставь его. Вернешься к нему в
конце написания всего эссе, или даже всей олимпиады.

№3
Не стремись создать литературный шедевр. Твоя задача- показать
знание теории и примеров, умение рассуждать и видеть причинноследственные связи. Пиши грамотно и в приемлемой терминологии.
Литературные тропы здесь без надобности.

■ Не нужно пересказывать все, что ты знаешь по теме. Ты
должен выделить лишь самое необходимое и найти связь
между этими положениями..

10. Структура эссе

11. Структура Эссе

1) Тезис автора. Не переписывай из задания, сформулируй своими
словами
2) Обозначь проблему, которую хотел донести автор
3) Обозначь мнение автора по проблеме
4) Согласись или не согласись с авторской позицией
5) Выскажи свой тезис в поддержку своего мнения
6) Напиши к тезису аргумент
7) Подкрепи примером
8) Напиши мини вывод по своей позиции
*пункты 4-8 можно выполнить неоднократно, рассматривая проблему с
разных сторон*
9) Напиши различные теоретические подходы к решению проблемы автора
10) Напиши общий вывод по работе

■ Тезис – основная мысль, позиция которую вы отстаиваете, ответ на
проблему (вопрос). Ответ может быть сложным, поэтому его лучше
разбить на подтезисы.

■ Аргумент – обоснование нашего тезиса, цепочка рассуждений.
Раскрытие проблемы д.б. на теоретическом и эмпирическом
уровнях.
■ Аргументы не должны друг другу противоречить!
■ Доказательство – раскрывает связь аргумента с тезисом. Так как не
всегда смысловая цепь бывает простой.
■ Пример – иллюстрация (пример не есть доказательство)

■ Вывод – обобщение основных положений текста с
сохранением
логики
+
обозначение
будущей
перспективы/важности изучения проблемы в дальнейшем.

Возвращение к изначальной проблеме.

Не должно быть новой, не подкрепленной текстом
информации.

15. Последовательность действий

16. 1. Что хотел сказать автор? Какова его позиция? – вычленяем позицию автора.

2. Какую проблему или проблемы
поднимает автор своим
высказыванием, своей позицией?

выявляем и формулируем основную
проблему

17. 3. Что я знаю об этой проблеме? Что я думаю о ней? - Делаем краткий план эссе

18. Проблемы…

19. Непонятно о чём высказывание. Что делать?

■ Делим высказывание на составные части.
■ Понимаем содержание каждой части.
■ Компонуем содержания отдельных частей в единое целое.
■ Находим проблему.

20. Что такое проблема и как её сформулировать?

■ Проблема – это отсутствие знания или противоречие.
■ Проще представлять проблему в виде вопроса или
противоречия!

21. Неправильное понимание проблемы автоматически приводит к получению нуля за эссе.

22. У блоков ( сфер ) ограниченная тематика

■ Посмотри основные темы по каждому разделу
обществознания. Подумай над теориями, касающимися
этих тем. Поищи примеры.
Можно сделать заготовки.

Когда до МЭ по обществознанию осталось совсем немного и вы уже повторили весь теоретический блок, самое время вспомнить про последнее задание олимпиады — эссе. Абитура рассказывает, как написать эссе на максимум и что для этого нужно, когда времени на подготовку практически не осталось.

Сложность с началом эссе знакома многим, в том числе и мне. Помню, как в 10 классе полчаса просидела перед белым листом, боясь начать писать. Чтобы избежать этого, необходимо преодолеть барьер в виде чистого листа. Просто начните! Есть несколько способов начать эссе:

с известного высказывания;

с риторического вопроса по теме;

с постановки проблемы.

Не бойтесь начать неправильно. Если по ходу эссе к вам пришло вдохновение и вы нашли лучший вариант — смело зачёркивайте и пишите вступление выше, ниже или в конце, но обязательно с пометкой, куда относится эта часть!

Правильность постановки проблемы — это один из первых критериев, по которым вас будут оценивать. Лучшим методом при постановке проблемы будет вопрос, который к ней можно задать.

О чем задумывался автор?

В ответ на какое явление или вопрос он сформулировал это высказывание?

После ответа на эти вопросы вам будет гораздо легче понять логику автора. Лучше всего попытаться мысленно сформулировать диалог, в ходе которого предложенный афоризм мог бы быть создан.

Также важным фактором здесь служит выделение ключевых понятий, опираясь на которые, можно задать вопрос к высказыванию. Но, к сожалению, ключевые слова можно выделить не всегда. Если выделить их не получилось, возвращайтесь к предыдущему совету.

Слова, которые вы выделили как ключевые, не обязательно должны быть в самой проблеме. Часто бывает как раз так, что эти слова в нее не входят, а лишь подталкивают к формулировке проблемы.

Алгоритм постановки проблемы на конкретном примере

Представьте диалог, в ходе которого мог бы возникнуть такой афоризм;

Задайте вопрос к высказыванию: От чего зависит сила или эффективность работы законов?

Сформулируйте проблему: причины, от которых зависит эффективность работы законов.

Базовая наука — это наука, с позиции которой вы будете рассматривать проблему. В олимпиадах по обществознанию их несколько: экономика, социология, философия, политология, культурология, правоведение. Очевидно, что, выбрав тему, связанную с законами, вы будете ссылаться на правовую сферу. В основном раздел бывает понятен по ключевым словам, и определить его несложно. Важно здесь другое! Год из года одним из самых главных негласных критериев для членов жюри в оценке эссе служат так называемые метапредметные связи. Это означает, что в своём эссе вам необходимо показать взаимосвязь базовой науки с другими и продемонстрировать, как рассматриваемое явление влияет на другие сферы общества. Например, при написании эссе по экономике можно показать, как данное экономическое явление сказывается на социальном неравенстве, социальной мобильности и так далее.

На этом шаге необходимо обосновать и сформулировать свою точку зрения на предложенную проблему. Здесь вас не просят выражать свое согласие или несогласие с автором. Постарайтесь ответить на вопрос: в чём заключается ваша точка зрения на конкретную обществоведческую проблему (а не на высказывание)?

Важно при подготовке к этому шагу, да и к самой олимпиаде в целом, различать эссе олимпиадное и ЕГЭшное. Здесь в аргументах у вас смотрят на качество примера, а не на его источник.

В этом разделе эссе оценивают по четырём основным критериям.

Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;

Опора на научные теории, владение понятиями курса;

Опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;

Примеры из произведений духовной культуры (литература, театр).

Не забывайте упоминать в аргументах научных деятелей и вводить их взгляд на проблему. Тут отлично помогут пособия, прикрепленные в предыдущей статье о МЭ по обществознанию в целом. Указав, как ту или иную проблему рассматривали учёные, вы покажете свой кругозор и понимание проблемы.

Здесь необходимо повторить поставленную проблему в другой формулировке и, опираясь на свои примеры и рассуждения, прийти к соответствующим выводам. Заключение нужно сформулировать кратко, иначе появляется опасность отойти от темы.

Как уже было сказано ранее, эссе по ЕГЭ и эссе на олимпиаде — это разные вещи. На олимпиаде, помимо попадания в критерии, оцениваются ваши творческие способности. Жюри готовы закрыть глаза на ваши мелкие недочеты, если вы смело и креативно излагаете свою мысль. Вот пример достаточно сильного эссе, которое как раз иллюстрирует такой случай. Не бойтесь творчества, не бойтесь применять новые идеи и форматы, но и не забывайте про критерии!

Задание состоит из двух частей:
Часть 1. Написать эссе на предложенную тему.
Часть 2. Дать письменные ответы на три вопроса.

Вопросы:
1. Какие механизмы использует общество для того, чтобы проводить границу между доминирующей культурой и субкультурами? Приведите пример.
2. Существуют ли признаки сословной структуры в современном российском обществе? Свой ответ обоснуйте.
3. Приведите исторический пример исчезновения какого-либо социального института. Укажите причины.

Эссе — это самостоятельная творческая письменная работа, представляющая собой развернутое и аргументированное изложение Вашей точки зрения по предложенной теме. Эта точка зрения должна суммировать результаты небольшого теоретического или теоретико-эмпирического исследования заданной темы, которое Вы осуществляете с учебной целью. Материалами такого исследования служат прочитанные Вами при подготовке к поступлению книги, учебники и статьи, реальные или искусственные эмпирические данные и примеры из реальной жизни. Тема эссе обычно формулируется как вопрос, требующий аргументированного ответа, или утверждение, требующее обсуждения и информированной оценки.

Объем эссе принципиального значение не имеет. В каждом конкретном случае он определяется выделенным на задание временем и степенью сложности предложенной темы. В среднем он может быть равен 2-4 стандартным страницам (А4), но должен быть написан грамотно и приемлемым почерком.

Структуру эссе определяет сам автор и, таким образом, это является одним из элементов творческой работы. Типичным (но не обязательным) нам видится такая компоновка:

Письменные ответы на вопросы по объему должны быть меньше эссе (рекомендуемый их объем – не 0,5 – 1 стр.). Основной акцент при ответе необходимо сделать на кратком изложении необходимого теоретического материала, четком изложении своих позиций по данному вопросу, приведении аргументов и примеров, подтверждающих свою мысль.

Основная литература:

Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 кл. общеолбразоват. учреждений. / Боголюбов Л.Н., Лабезникова А.Ю. и др. – М., 2008. Сорвин К.В. Сусоколов А.А. Человек в обществе. Система социологических понятий в кратком изложении. Для учащихся старших классов и студентов младших курсов. – М.. 2005. (ссылка)
Марченко М. А. Обществознание. Учебное пособие. – М., 2009.

Дополнительная литература: Бауман З. Мыслить социологически: Пер. с англ.- М., 1996. (ссылка)
Гидденс Э. Социология: Пер. с английского. – М., 2005. (ссылка)
Монсон П. Лодка на аллеях парка: Пер.с англ.- М., 1998.(ссылка)
Фролов. Социология. Учебник для вузов. М., 2008. (ссылка)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проблема, поднятая автором, ее актуальность

Аспекты проблемы и связь между ними

Собственная точка зрения

Аргументация на теоретическом уровне:

- факты общественной жизни - СМИ

- примеры из истории

- примеры из литературы, географии и др.

- примеры из живописи, музыки, театра, кино и т.д.

- личный социальный опыт

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов


Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 1047 человек из 82 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 602 768 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 10. Духовная культура общества

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 21.06.2018 4272
  • DOCX 12.6 кбайт
  • 83 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Утинова Кульзия Каменовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: