Сочинение по опорным словам 2 класс рамзаева

Обновлено: 02.07.2024

Учитель: На занятии вам помогут знания, приобретенные на уроках чтения, окружающего мира, русского языка. Сегодня вы попытаетесь самостоятельно составить текст, это творческое задание. Будьте внимательны на уроке, постарайтесь работать не только голой, но и подключите свои чувства.

2. Психологический настрой на предстоящую работу.

Учитель: Вспомните, какие органы чувств помогают нам воспринимать окружающую действительность?

Дети: Органы зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.

Учитель: Когда вы услышите прекрасную музыку, подключите к работе все органы чувств и постарайтесь представить какую-нибудь картину.

Звучит Сен-Санс "Лебедь".

Комментарий учителя: Закройте глаза. Представьте летнее утро. Перед вами небольшое озеро, дует легкий ветерок, почувствуйте, как он ласкает ваше тело, пахнет водорослями, на небе – редкие облака, лучи солнца переливаются на воде, вы один, вам спокойно и легко. Вы уже хотите уходить, но вдруг замечаете как из зарослей камыша, вопросительно и гордо изогнув шеи, выплывают.

– Кто выплывает, кого вы представили?

Вероятно, дети дадут разные ответы. Необходимо остановиться на варианте: лебеди.

Учитель: Объясните, почему вам представились лебеди?

3. Закрепление знаний. Подготовительная работа.

а) Лексика. Фразеология.

Учитель:

Возле старого пруда
Много зрителей всегда.
Здесь, в тени густых ветвей,
Кормят дети лебедей.
Кормят белых птиц и черных,
Как из мрамора точеных.

Учитель: Постарайтесь определить лексическое значение слова "лебедь".

Дети: Лебеди – это птицы. Лебеди – водоплавающие, перелетные птицы.

Учитель: Что вы знаете о лебедях?

  • Занесены в Красную книгу, очень красивые, грациозные, чаще белые, реже – черные;
  • дикие животные, любят свободу, встречаются в зоопарках, в паре лебеди верны друг другу.

Учитель: Когда люди верны и преданны друг другу, про их отношения говорят. Лебединая верность.

– Лебединая верность – это фразеологизм или устойчивое словосочетание.

– Какие еще фразеологизмы вы знаете?

Учитель: Образ лебедя в своих произведениях воплощали поэты, писатели, композиторы, художники. Приведите примеры.

("Лебединое озеро" П.И.Чайковский, "Лебедь" Сен-Санс, "Царевна-Лебедь" М.Врубель, "Дикие лебеди" Г.Х.Андерсен, "Гуси-лебеди", "Сказка о царе Салтане, сыне его славном Гвидоне, прекрасной Царевне-Лебеди" А.С.Пушкин.)

б) Фонетика.

Учитель: Как вы думаете, всегда ли написание слова соответствует его произношению?

Давайте проверим на слове "лебедь".

Учитель: Кто хочет сделать транскрипцию слова "лебедь"?

4– 5 человек выходят к доске, транскрипируют слово на заранее приготовленных листах бумаги. Остальные учащиеся пытаются самостоятельно выполнить это задание в тетрадях. Далее учитель предлагает классу проверить варианты транскрипции слова "лебедь". Дети выбирают правильный вариант, исправляют ошибки, выделяют сомнительные буквы в слове.

Лебедь – [ л`э б`и т` ]

в) Орфография.

Учитель: Мы выяснили, как произносится слово "лебедь", теперь узнаем, как оно грамотно записывается. Откройте учебники на странице "Словарь", найдите слово "лебедь".

– Что вы заметили?

Дети: Правописание и произношение слова расходятся. В слове "лебедь" две орфограммы.

Учитель: Запомните правописание слова. Запишите в тетрадях. Один ученик записывает слово на доске, ставит ударение, подчеркивает безударную гласную.

– Какая еще орфограмма встретилась в этом слове?

– Как проверить написание слова?

Запишите проверочное слово. Один ученик записывает на доске.

Словарь: лебедь – лебеди.

г) Морфология.

На доске записаны слова: осень, улетели, дожди, наступила, лебеди, льют.

Учитель: Разделите слова на группы, объясните признак деления.

Дети: Имена существительные: осень, дожди, лебеди. Глаголы: улетели, наступила, льют.

Учитель: Составьте предложения, используя существительные и глаголы.

Дети: Наступила осень. Льют дожди. Улетели лебеди.

Учитель: Можно ли назвать получившиеся предложения текстом? Почему?

Как называются такие предложения? (Распространенные или нераспространенные?)

Дети: Наступила поздняя осень. Льют частые дожди. Улетели дикие лебеди.

Учитель: Какая часть речи помогла нам сделать предложения более интересными?

Запишите получившиеся предложения. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией.

4. Составление текста по опорным словам.

Учитель: На доске записаны слова: рыбалка, дед Иван, карась, щука, камыши, лебеди, лебедята, сеть, крик, лапа, лодка, спасение, жизнь.

– По какому признаку можно объединить все слова?

Дети: Все слова – имена существительные.

Учитель: Как вы думаете, можно ли составить текст, используя предложенные слова, о чем или о ком он может быть?

Используя предложенные слова, устно составьте рассказ. Окончания у слов можно менять.

Устно дети составляют текст, учитель и ребята корректируют, предложенные варианты, обращая внимание на речевые ошибки.

Когда дети придут к единому варианту, можно предложить придумать заголовок. Все варианты заголовков учитель выписывает на доске.

За 10–15 минут до конца урока ученики записывают текст.

Приблизительный вариант рассказа:

Случай на рыбалке.

Ранним утром дед Иван отправился на рыбалку. Хорошо ловились караси и щуки. Вдруг в камышах дед заметил двух лебедей. Один лебедь сильно кричал. Его лапа попала в сети. Дед Иван подплыл к лебедю на лодке и спас его.

Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно!

ВСПОМНИМ ИЗВЕСТНОЕ 1.Тема текста – это… то главное, о чём говорится в тексте то, о ком или о чём говорится в тексте часть текста 2.Главная мысль текста – это… то главное, о чём говорится в тексте основное содержание текста то, о ком или о чём говорится в тексте 3.Перечислите основные части текста :

Будем учиться 1) Определять части текста. 2) Дополнять их своими предложениями.

3 части 3 красные строки 3 абзаца

Летом появились молодые растения. Ребята ухаживали за ними. Мальчики поливали из лейки. Девочки дёргали сорняки.

В августе расцвели разноцветные астры, красные георгины, белые гладиолусы.

В августе расцвели разноцветные астры, красные георгины, белые гладиолусы. Первого сентября ребята собрали букет и подарили учительнице.

Выберите заглавие к тексту. Цветы Дети и цветы Цветы расцвели Букет для учительницы

Выберите заглавие к тексту. Цветы Дети и цветы Цветы расцвели Букет для учительницы

Букет для учит е льн и цы В августе расцвели разн о цветные астры, красные г ео ргины, белые гл а д и олусы. Перв ого с е нт я бря р е бята собрали букет и под а рили учит е льн и це.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ! М ОЛОДЦЫ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учить детей выбирать главное и уметь изложить кратко.

презентация к уроку русского языка "Школа 2100" 3 класс "Сочинение по опорным словам"

Данная презентация к уроку обучающего сочинения.



Презентация к уроку Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. (Упр.180). 4 класс УМК "Школа России"


Цели: а) коррекционно-образовательные: закрепить знания обучающихся воспитанников об имени прилагательном; развивать умение составлять текст на тему, умение выразить свои мысли; учить чувствоват.

технологическая карта урока русского языка по теме "Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З. Серебряковой «За обедом».

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 2 класс Сочинение по картинке, вопросам и опорным словам.docx

Технологическая карта урока

Развитие речи. Сочинение по картинке, вопросам и опорным словам.

Терещук Валентина Васильевна

Учитель начальных классов

Развитие речи. Сочинение по картинке, вопросам и опорным словам.

Литература: Русский язык. 2кл. В 2 ч. Ч.2: учебник/Т.Г.Рамзаева , 2016

Цель урока : учиться писать сочинение.

Планируемые результаты :

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

Метапредметные – определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова.

Предметные – развивать умения создавать повествовательный текст по картинке, вопросам и опорным словам;

- развивать умения употреблять глаголы в речи;

- развивать умения последовательно излагать свои мысли.

Формируемые УУД :

Личностные – ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.

Регулятивные – ставить учебную задачу;

- осознанно выполнять инструкцию, контролировать процесс и результат деятельности, оценивать его, вносить коррективы.

Познавательные – преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять небольшой текст;

- делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя.

Тип урока: урок развития речи, изучение нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

Оборудование: учебник, компьютер, презентация, карточки-опоры.

Структура и ход занятия

1. Организационно-мотивационный момент.

Актуализация опорных знаний.

Создаёт проблемную ситуацию.

Организует подводящий диалог

Учитель в роли консультанта побуждает учащихся к принятию темы и задач урока

Формулируют тему и задачи урока

3. Работа по теме урока.

Проверяют свою работу.

Отвечают на вопросы, делают выводы.

1. Организационно-мотивационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Мы начинаем урок русского языка. Проверьте, всё ли у вас готово.

Актуализация опорных знаний.

- Сегодня мы с вами превратимся в писателей. А кто такие писатели? Писатель (реже литератор) – человек, который занимается созданием словесных произведений, предназначенных так или иначе для общественного потребления ( а не только для непосредственного адресата)

- А каких писателей вы знаете?

Писатели пишут сказки, повести, рассказы, сочиняют различные истории. И их сочинения читают все.

-Давайте и мы попробуем сочинить такой рассказ, чтобы его захотели читать. Задача перед нами стоит важная, написать правильно и красиво излагая мысли, конечно, без ошибок, а лучшее сочинение я прочитаю на родительском собрании и повешу на стенд как образец.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Что такое сочинение. Признаки текста;

2) Работа над содержанием рассказа;

3) Составление плана;

4) Написание текста.

Глоссарий по теме

Рассказ – повествовательное произведение небольшого размера, словесное изложение каких-нибудь событий.

Текст – несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

Тема – предмет описания, изображения, исследования, разговора (о чём говорится в тексте).

Главная мысль – реализация авторского замысла, передающая его отношение к тому, о чём он сообщает (что хотел сказать автор).

Заголовок – название какого-либо произведения или отдельных его частей.

Опорные слова – ключевые слова, обозначающие тему, основную мысль и последовательность рассуждений.

Сюжетные картинки – предмет изображения последовательно развивающихся событий, составляющих содержание литературного произведения.

Вопросы – высказывания, имеющие целью побудить слушающего сообщить говорящему нечто требующее выяснения.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С.74.

Моя письменная речь: учеб. тетрадь. 2 класс / Г.С. Щёголева. – 7-е изд. – СПб. : Первый класс, Специальная Литература, 2015. С.16-17. С.22 – 23. С. 36 – 37

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Задача первая. Понять, что такое текст.

Вспомните, что сочинение – это изложение своих мыслей и чувств по заданной теме, в результате которого создаётся свой текст. Текст – несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

Выделяют следующие признаки текста.

А) Текст состоит из предложений.

Б) Предложения объединены темой.

В) Предложения связаны между собой по смыслу.

Г) Текст может иметь заголовок.

Предложения в тексте объединены темой и главной мыслью.

Задача вторая. Поработайте над содержанием рассказа.


Ответьте на вопросы:

  1. Кого нашёл мальчик в лесу?
  2. Какая беда приключилась с зайцем?

У зайчика ______________________________________.

Слова для справок: увидел, бедный, сломана лапка.


Ответьте на вопросы:

  1. Как заботился мальчик о зверьке?
  2. Слова для справок: принёс домой, кормил, ухаживал, заботился.

2.Как он лечил зайчику лапку?

Выберите слова для ответа на вопрос: перевязал, забинтовал, смазывал лапку.


Ответьте на вопрос по картинке:

Куда мальчик отнёс зайчика после выздоровления?

Слова для справок: вскоре, выздоровел, отпустил на волю.

Задача третья. Составьте план.

Текст состоит из частей. В тексте будет три части, по количеству картинок. Чтобы по порядку рассказать о том, что происходило на картинках, как сменялись события и чем закончились, составьте план текста. Дайте название каждой картинке. Это и будут пункты плана для составления текста.

Перед вами примерный план текста:

2. Забота о зайчике.

Задача четвёртая. Подберите сходные по значению слова.

Заяц – зайчик, зайчонок, зайчишка, серый, косой, грызун, животное.

Мальчик – мальчуган, мальчишка, Ваня (или любое другое имя), спаситель, он.

Задача пятая. Подберите заголовок к тексту.

К тексту надо подобрать заголовок. Заголовок может отражать тему текста (то, о чём говорится в тексте) или его главную мысль (то, что хотел сказать автор). Перед вами варианты заголовков к тексту. Выберите заголовок, который отражает главную мысль или придумайте свой вариант.

По теме: Заяц. В лесу. Мальчик и заяц.

По главной мысли: Спаситель. Помощь зайчику. Не бросил в беде. Здоровым на волю!

Задача шестая. Подготовьтесь к написанию текста.

Прежде чем писать текст, необходимо составить устно каждую часть. В этом вам помогут картинки, план и слова-помощники.

СЛОВА-ПОМОЩНИКИ

однажды, в лесу,
увидел, зайчик, сломана

принёс, домой, кормил, перевязал, заботился, лечил

вскоре, выздоровел, отпустил

Забота о зайце.




При составлении предложений старайтесь избегать повторов. При написании предложений обратите внимание на выделенные буквы в опорных словах!

Задача седьмая. Представьте вариант текста.

Прочитайте, какой рассказ по этим сюжетным картинкам составил второклассник Петя Иванов.

Однажды в лесу Ваня увидел зайца. Мальчик хотел с ним поиграть, но заметил, что у зайчишки сломана лапка.

Спаситель принёс домой бедного зверька и перевязал ему лапу. Ваня каждый день заботился о зайчике. Он старательно перевязывал ему лапку и кормил с ложечки.

Вскоре заяц выздоровел, и мальчик отпустил его на волю.

Задача восьмая. Напишите текст.

Напишите свой яркий и интересный рассказ по картинкам.




Не забудьте, что новое предложение пишется с заглавной буквы и в конце каждого предложения ставится знак препинания (точка, восклицательный или вопросительный знаки).

Каждую новую часть пишите с красной строки.

Проверьте текст, если заметили ошибки, исправьте.

Дайте прочитать рассказ другу или маме.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Высказывание.

Выберите правильные высказывания:

А) Каждое новое предложение пишется с заглавной буквы.

Б) В конце предложения ставится только восклицательный знак.

В) Каждая новая часть текста пишется с красной строки.

Г) В конце предложения ставится знак препинания (точка, восклицательный или вопросительный знаки).

Д) План текста не помогает составить грамотный рассказ.

Е) Заголовок текста определяется либо по главной мысли, либо по теме.

Подсказка: должно быть четыре правильных ответа.

А) Каждое новое предложение пишется с заглавной буквы.

Б) В конце предложения ставится только восклицательный знак.

В) Каждая новая часть текста пишется с красной строки.

Г) В конце предложения ставится знак препинания (точка, восклицательный или вопросительный знаки).

Д) План текста не помогает составить грамотный рассказ.

Е) Заголовок текста определяется либо по главной мысли, либо по теме.

Задание. Заголовок.

Выделите цветом заголовок, который более точно отражает то, о чём говорится в тексте.


Разработка урока русского языка. Сочинение по опорным словам.

Содержимое разработки

Учитель: Чубова Виктория Васильевна

Русский язык 4 класс

Цель: способствовать расширению представления детей о разнообразии жизни растений; совершенствовать речевые умения, развивать образную и связную речь, любознательность, наблюдательность.

Учить делать выводы и обобщения.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Психологический настрой

– Встаньте прямо, поприветствуйте гостей, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте успехов на уроке.

Предварительная работа по теме урока.

- Послушайте стихотворение А. Ерикеева и вы узнаете тему сочинения. (слайд 1)

Наступила осень,

Пожелтел наш парк.

Листья на березе

Золотом горят.

Не слыхать веселых

Песен соловья,

Улетели птицы

В дальние края.

- О чем говорится в этом стихотворении? (слайд 3,4,5,6,7,8)

- Как понять выражение листья золотом горят?

- Почему птицы улетели в дальние края?

- Какова тема нашего сочинения? ОСЕНЬ

3. Работа в тетради

-Запишите дату и тему сочинения.

- Давайте вспомним структуру написания сочинения

В сочинении выделяют 3 части, начало или вводная часть, основная часть и концовка. К каждой части мы должны придумать название. Таким образом мы составим план сочинения.

План Вводная часть.

Основная часть.

Заключительная часть.

- Вам предстоит решить, о чем вы будете сегодня писать в каждой части плана и озаглавить их.

Организация поиска нового.

- Рассмотрите картину и вспомните свои прогулки по осеннему парку или школьному двору.

- О чем можно рассказать вначале сочинения? Давайте попробуем составить несколько предложений к вводной части.

I часть. Слайд10

Незаметно подкралась осень. Одарила всех новыми нарядами. Сквозь низкие облака проскальзывает лучик солнца.

II часть. Слайд11

Описать деревья, травы, цветы, птиц, животных

Выразить свое отношение к тому, что видели

Мне нравиться осень потому что…..

Она вызывает чувство……

Вы составили в карточках план. Я предлагаю работу в парах. Обсудите названия каждой части. Проверьте, соответствует ли название данному этапу плана, и сразу кратко расскажите соседу, что вы предполагаете написать в данной части плана.

План. (слайд 9)

Мое отношение к осени.

Организация применения нового.

Пересказ всего текста (работа в группах)

Орфографическая работа: (слайд 13,14)

Деревья, раскрашивает, чувство, восхищения, очарования, восторг.

Читайте также: