Огэ по русскому 2018 сочинение

Обновлено: 28.06.2024

Сочинение 9.3 (15.3) ОГЭ по русскому языку: примеры сочинений 9.3 по текстам из разных сборников для подготовки к ОГЭ 2022.

Темы сочинений:

Сочинение ОГЭ 9.3 ВНУТРЕННИЙ МИР Что такое внутренний мир человека? Волкова
Сочинение ОГЭ 9.3 ДОБРОТА Какого человека можно назвать добрым? Чванов.
Сочинение ОГЭ 9.3 ДОБРОТА Что значит быть добрым? Крапивин
Сочинение ОГЭ 9.3 ДОБРОТА Что такое доброта? Бахревский
Сочинение ОГЭ 9.3 ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ Как книги влияют на человека? Горький.
Сочинение ОГЭ 9.3 ДУШЕВНОСТЬ Какого человека можно назвать душевным? Лесков
Сочинение ОГЭ 9.3 РАСКАЯНИЕ Почему важно уметь признавать свои ошибки? Крапивин
Сочинение ОГЭ 9.3 СИЛА ХАРАКТЕРА Когда особенно важна сила характера? Грин
Сочинение ОГЭ 9.3 СИЛА ДУХА В чем проявляется сила духа? Овчинникова.
Сочинение ОГЭ 9.3 СИЛА ДУХА Что такое сила духа? Яковлев
Сочинение ОГЭ 9.3 ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ Как целеустремленность человека может повлиять на окружающий мир? Платонов
Сочинение ОГЭ 9.3 ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ Почему важно быть любознательным? Паустовский
Сочинение ОГЭ 9.3. ВЕЛИКОДУШИЕ Почему важно уметь прощать? Погодин
Сочинение ОГЭ 9.3 ВЗАИМОВЫРУЧКА Когда помощь становится неуместной? Чуковский
Сочинение ОГЭ 9.3 КРАСОТА Что такое красота? Крупин
Сочинение ОГЭ 9.3 КРАСОТА Что дает человеку красота? Шим
Сочинение ОГЭ 9.3 ДОВЕРИЕ Что такое доверие? Куклин
Сочинение ОГЭ 9.3 ЗАВИСТЬ Что такое зависть? Куклин
Сочинение ОГЭ 9.3 ЗАВИСТЬ Что такое зависть? Алексин
Сочинение ОГЭ 9.3 ГЕРОИЗМ Что такое героизм? Приставкин
Сочинение ОГЭ 9.3 БЕЗДУШИЕ Что такое бездушие? Алексин
Сочинение ОГЭ 9.3. ПРЕДАННОСТЬ В чем заключается ценность преданности? Абрамов
Сочинение ОГЭ 9.3. ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ Что такое жизненные ценности? Муравьева
Сочинение ОГЭ 9.3. ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ Что такое жизненные ценности? Клеандрова
Сочинение ОГЭ 9.3 РАСКАЯНИЕ Что такое раскаяние? Воронкова
Сочинение ОГЭ 9.3 ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ Какие открытия помогают нам сделать книги? Аксаков
Сочинение ОГЭ 9.3 СМЕЛОСТЬ Какого человека можно считать смелым? Крапивин
Сочинение ОГЭ 9.3 ВООБРАЖЕНИЕ Что дает человеку воображение? Аверченко
Сочинение ОГЭ 9.3 ПРИЗВАНИЕ Что такое призвание? Андреев
Сочинение ОГЭ 9.3 УЧИТЕЛЬ Каким должен быть настоящий учитель? Вигдорова
Сочинение ОГЭ 9.3 НАСТОЯЩИЙ УЧИТЕЛЬ Кого можно назвать настоящим учителем? Лиханов
Сочинение ОГЭ 9.3 ВОСПИТАНИЕ Каким должно быть воспитание? Соколова

Сочинение ОГЭ 9.3 МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ Что такое мечтательность? Железников
Сочинение ОГЭ 9.3 СМЕЛОСТЬ Что такое смелость? Пантелеев (демоверсия ОГЭ 2020)
Сочинение ОГЭ 9.3 ДРУЖБА Что такое дружба? Песков
Сочинение ОГЭ 9.3 ДРУЖБА Что такое дружба? Воронкова
Сочинение ОГЭ 9.3 ЩЕДРОСТЬ Что такое щедрость? Искандер
Сочинение ОГЭ 9.3 ОБИДА Что такое обида? Железников
Сочинение ОГЭ 9.3 ЛЮБОВЬЧто такое любовь? Пришвин
Сочинение ОГЭ 9.3 ЛЮБОВЬЧто такое настоящая любовь? Львовский
Сочинение ОГЭ 9.3 СЧАСТЬЕ Что такое счастье? Песков
Сочинение ОГЭ 9.3 СЧАСТЬЕ Что такое счастье? Аксенова
Сочинение ОГЭ 9.3 РЕШИТЕЛЬНОСТЬ В каких ситуациях человеку нужна решительность? Житков
Сочинение ОГЭ 9.3 НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР Почему всегда нужно говорить правду? Зощенко
Сочинение ОГЭ 9.3 ТЩЕСЛАВИЕ Чем опасно тщеславие? Андреев
Сочинение ОГЭ 9.3 ЖЕСТОКОСТЬ В чем причины подростковой жестокости? Толстой
Сочинение ОГЭ 9.3 СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ Почему нужно сознательно относиться в природе? Пришвин
Сочинение ОГЭ 9.3 ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ Как проявляется человечность? Чарушина
Сочинение ОГЭ 9.3 СОВЕСТЬ Что значит иметь чистую совесть? Лесков
Сочинение ОГЭ 9.3 ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ Как приобретается жизненный опыт? Паустовский
Сочинение ОГЭ 9.3 ВЗРОСЛЕНИЕ Почему мир меняется вокруг взрослеющего ребенка? Пастернак

Эмоциональные и экспрессивные слова делают литературное произведение более выразительным.

Эти слова значат, что Миша умел признавать свои ошибки и исправлять их.

Совесть — это способность человека осознавать свою неправоту; она удерживает от дурного поступка или упрекает, если человек уже поступил неправильно.

Каждый человек должен поступать в соответствии с требованиями своей совести.

Грамматическая система русского языка предлагает говорящему различные синтаксические структуры для выражения одного и того же. Они являются синонимичными.

Например, синонимичны предложения с деепричастными оборотами и придаточными предложениями. Правда, не всегда можно заменить придаточное предложение деепричастным оборотом, но зато если можно, то текст становится живее и энергичнее. Наверное, поэтому такие конструкции предпочитает В. О. Богомолов, с отрывком из книги которого я познакомился. В этом тексте было очень много деепричастных оборотов и единичных деепричастий. Например, в предложениях 3, 5, 7, 12, 13 мы встречаем такие конструкции.

Однако иногда писатель предпочитает придаточные: в предложениях 21, 23 и некоторых других. Это делает текст более выразительным и красивым.

Иногда друзьям приходится исправлять ошибки друг друга.

В отрывке из произведения В. О. Богомолова герой-рассказчик забыл выполнить поручение своего друга комбата, а из-за этого комбриг выругал Витьку. Но друг не выдал своего друга, а взял вину на себя. Рассказчику было от этого очень стыдно.

Совесть очень нужна каждому человеку.

В русском языке, наряду с однозначными словами, существует огромное множество таких слов, которые имеют не одно, а два и более значений. Если заглянуть в Толковый словарь, то можно убедиться, что таких слов даже больше, чем однозначных. Конечно, это неслучайно. Многозначные слова придают речи выразительность. На использовании разных значений одного многозначного слова основана такая шутка, как каламбур; переносное значение слова позволяет сделать свое высказывание ярче.

Слова в переносном значении часто используются в художественной литературе как средство выразительности.

Но новенький Пантелеев был честнее других: ему казалось непорядочным красть у слепой старухи, поэтому другие колонисты избили его, а директор, не разобравшись, Пантелеева и наказал, ведь он не отрицал своей вины.

Другим колонистам стало стыдно. Именно поэтому Японец краснел, когда просил прощения у Лёньки. Ребята вдруг осознали, что можно жить честнее, чем они: не обижать немощных, не перекладывать вину на других. Об этом говорится в словах Японца (в предложениях 40 – 42). Но пойти к директору и признаться – это еще пока слишком героический поступок для ребят, не привыкших жить честно. Вследствие этого предложение Японца никто не поддерживает, но все же ребята чувствовали вину и были согласны с извинениями. Поэтому Лёнька помирился с ребятами (предложение 51-52).

15.3 Как вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ?

Совесть – это то, что позволяет человеку быть человеком, такое ощущение правильности или неправильности поступка, своего рода компас. Тот, у кого есть совесть, понимает, как можно поступать, а как нельзя, причем он старается избегать дурных поступков и в том случае, если о них наверняка никто не узнает.

Совесть помогает нам оценивать самого себя. К сожалению, совесть есть не у всех. Некоторые считают, что от нее одни проблемы: она упрекает, не дает покоя, а ведь человек стремится к счастью и покою. А еще бывает, что у кого-то совесть еще как следует не сформировалась. Например, в этом тексте мы как раз и видим ребят, которые не прислушивались к своей совести, ведь она им скорее мешала, когда они жили на улице и были вынуждены воровать и обманывать, чтобы не умереть с голоду. Но честный поступок Лёньки сначала потряс их и вызвал агрессию, а потом заставил пробудиться их лучшие чувства. Им стало стыдно, а это значит, что они стали немножко лучше, чем были до этого.

Совесть – это стержень в душе человека.

Русский язык – это богатая и идеально построенная система, этот язык в состоянии глубоко и живо описать всю гамму человеческих эмоций. У человека, пользующегося русским языком, в запасе есть целый арсенал фразеологизмов, поговорок, бесчестное количество синонимов, сравнений, метафор и т. п.

Он обращается к Ляльке, которая уже поправилась. Автор говорит с животным так, как будто оно может понять его слова. Из этого восклицания видно, как искренне рад автор тому, что слониха поправилась и съела корм. Здесь обращение с этими словами к животному оправдывается неподдельной радостью автора.

15.3. Как вы понимаете значение слова ДОБРОТА?

Доброта – это умение сопереживать и ставить себя на место другого человека.

Если человек или животное попали в беду, нужно проявить свои благородство и готовность помочь, ведь именно эти черты и характеризуют настоящего Человека.

Что движет нами, когда мы даём деньги на лечение незнакомого нам ребенка, помогаем немощным старикам, уступаем место в автобусе, подбираем голодную бездомную кошку? Конечно же, доброта. Именно она помогает нам сохранить этот мир и все лучшее, что в нем есть.

Несмотря на все богатство русского языка, каждый человек в определенные моменты жизни сталкивается с ситуацией, когда он не может подобрать нужных слов; когда кажется: вот они, вертятся на языке, но произнести их он не в состоянии, хотя они явно подразумеваются в речи.

Можно сказать, многоточие используется для экономии языковых средств.

Здесь под многоточиями хорошо видно желание дела утешить Гришу, объяснить ему, что у него рука не поднялась подстрелить беззащитного олененка.

Многоточие – это недосказанность, которую вполне можно разгадать по контексту и поведению персонажа.

Дед Емеля отправился в лес, надеясь добыть олененка, и именно такого, которого так хотел его Гришутка. Но видя, как олениха смело защищает своего детеныша, рискуя своей жизнью, он не смог выстрелить, хотя животные были в считаных шагах от него.

15.3. Как вы понимаете значение слова ДОБРОТА?

Наш мир держится на доброте, отзывчивости, готовности помочь другим. Доброта – это то, на чем держится всё прекрасное в нашей жизни. Не проявляй мы доброты и сострадания к любому живому существу, мы бы просто исчезли с лица земли. Проявляя добро и принимая его от других, мы знаем, что все ещё хорошо в нашей жизни, ещё не все потеряно.

Данный текст как нельзя лучше показывает акт милосердия и доброты. Старый охотник потерял три дня, его дома ждал больной внук. Удача была прямо перед стариком. Но, увидев, как самоотверженно олениха защищает своего детеныша, он пожалел их обоих. Вместо того, чтобы вернуться домой с богатой добычей, он предпочёл подарить жизнь беззащитным животным. Что же это, как не проявление доброты? Старик вспомнил, кто его внучок точно так же чудом остался жив при нападении волков, правда, ценой жизни своей матери.

В реальной жизни очень много случаев, когда люди, рискуя своей жизнью и здоровьем, спасали попавших в беду детей, вытаскивали из горящих домов, спасали из воды, от нападений животных.

Все эти случаи дают нам надежду, что мы не останемся без руки помощи, попав в беду.

15.3. Как вы понимаете значение слова ДОБРОТА?

Извечный вопрос – что такое доброта? Каждый человек ответит на него по-своему, исходя из собственного жизненного опыта. Для кого-то доброта – это готовность помогать более слабым и беспомощным, чем ты сам, для другого – умение сострадать, разделить боль и горе ближнего.

Я считаю, что доброта подразумевает готовность пойти на любые жертвы ради того, чтобы не пострадало невинное живое существо, неважно, человек или животное. Ты проявляешь добро, если останавливаешь жестокость и несправедливость, не думая о том, чем для тебя это обернётся. И напротив, ты потворствуешь злу, если молча за ним наблюдаешь, даже не участвуя в нем.

Мне пришлось однажды наблюдать один случай. На оживлённой дороге лежала больная собака в ошейнике, тяжело дыша. Люди проходили мимо, брезгливо поглядывая на животное. Лишь одна девушка отважилась подойти к ней, не боясь людского осуждения и мнения. Она дала собаке воды и отодвинула её подальше от дороги на траву.

В этом случае человеку было важнее помочь, проявить добро, чем то, что могут подумать остальные.

В рассказе повествуется о времени тяжелом, военном. Холод, голод, продовольствия нет, солдаты питаются лишь водой с сухарями. И какое же было счастье, когда солдат Лукашук нашёл вдруг мешок овсянки, который показался бедным солдатам настоящим сокровищем. Они уже предвкушали, как поедят вдоволь сытной каши. Но внезапно объявился хозяин этого мешка и унёс его.

Спустя время, когда дела с продуктами пошли лучше, солдата Лукашука спас тот самый человек, который забрал у них тогда их последнюю надежду – мешок овсянки. Он оказался военным санитаром.

Кажется, этот санитар как бы оправдывается перед Лукашуком за то, что случилось тогда. Он даёт понять раненому: благодаря тому, что он отдал овсянку собакам, им удалось вывезти его на санках и тем самым спасти. Ведь не сделай этого санитар, животные бы ослабели с голоду и, может, благодаря именно этому случаю, Лукашук остался жив, ведь собаки вовремя его довезли. Так и бывает в жизни: то, что на первый взгляд кажется погибелью, на самом деле неожиданно становится спасением.

15.3. Как вы понимаете значение слова ДОБРОТА?

Доброта – это такое жизненное явление, когда человек помогает другим, несмотря на то, что для него это чревато какими-то неудобствами, потерей времени и т. д. Это значит дарить другому частичку своего тепла, не боясь при этом самому замерзнуть.

Знать, что за сегодняшний день ты сделал лучше жизнь для кого-то, осознавать, что ты кому-то сделал добро, – это ли не счастье? Радость и удовлетворение от отдачи намного сильнее, чем они же в ситуации, когда что-то получаешь сам. Доброта делает жизнь каждого из нас лучше и светлее. Если ты сделал добро кому-то, этот кто-то по цепочке сделает добро другому.

Есть много людей, которые, несмотря на занятость, ограниченность в финансах, навещают детей-сирот в детдомах и беспомощных стариков, оставшихся одних. Эти люди делятся с ними не только материальными ценностями, но и душевным теплом, а значит, жизнь для кого становится ярче.

Каждый любитель книг знает, как хорошо монологи или диалоги персонажей характеризуют их, ярко высвечивают их грамотность, воспитанность и иные индивидуальные особенности.

Фразы героев, их неповторимая манера говорить помогают читателю глубже погрузиться в произведение и создают эффект того, что он словно бы сам присутствует на месте описываемых событий.

На мальчика Ваню возложена очень важная миссия – быть проводником для разведчиков, ввести их во вражеский стан и предупреждать об опасности. Ради этой цели для него продуман образ дурачка-пастушка. Ваня прекрасно осознает, насколько важна эта цель и как много зависит от него.

Мальчик Ваня в образе пастушка с честью справился со своим заданием и не подвёл разведчиков, которые полностью полагались на него.

15.3. Как вы понимаете значение слова ПОДВИГ?

В тексте описано страшное время для великой страны – Великая Отечественная война. Это были годы, когда от каждого гражданина нашей страны требовалось бесстрашие, готовность пожертвовать всем во имя победы и свободы. Это было время, когда простыми советскими людьми совершались подвиги ради своей Родины.

Подвиг в моем понимании – это когда человек на первое место ставит благополучие своего народа и страны, а потом уже заботится о личном благе. Подвиг – это то, ради чего человек готов пожертвовать своей жизнью.

Во время войны миллионы людей потеряли семьи, кров, они объединились ради победы над врагом, отбросив в сторону свои личные заботы.

Мы со школы слышим невероятные истории о героизме и подвигах советских людей во время войны. Несмотря на нацию и вероисповедание, они все как один встали на защиту своей страны, не испугались тяжелых испытаний. Люди смело пробирались во вражеский стан, освобождали пленных, спасали раненых. Все это и есть подвиги, благодаря которым у нас сегодня есть возможность жить и любить, наслаждаться мирным небом над головой.

Художественный стиль отличается от научного, официального и публицистического богатством средств выражения. Если в научных трудах и газетных статьях присутствуют лишь сухие факты, то художественная литература даёт неограниченный простор для фантазии. Художественные романы, рассказы, повести изобилуют такими художественными средствами, как метафора, сравнение, описание, гипербола, олицетворение и многими другими.

Автор не просто пишет о том, что случился пожар, а преподносит это при помощи сравнений и описаний, что делает текст ярче и насыщенней.

В тексте описывается пожар, случившийся во двое посреди ночи и всполошивший всех обитателей дома и соседей. Слуги и даже дед, хозяин дома, беспорядочно метались в растерянности, пока огонь пожирал все на своём пути. И лишь бабушка сумела сохранить хладнокровие, действовать разумно и раздавать указания, чтобы спасти хозяйство и всю семью. Даже забежавшим соседям она советует, как спасти амбары и сено.

15.3. Как вы понимаете значение слова ПОДВИГ?

И в художественных произведениях, и в реальной жизни были и есть многочисленные примеры подвигов, которые совершали как мужчины, так и женщины. Подвиг – это самоотверженный поступок, который совершается во имя спасения Родины, семьи, незнакомых людей, даже ценой собственной жизни. На такой поступок способен только Человек с большой буквы, благородный и готовый помочь. Человек-герой бежит на помощь тем, кто попал в тяжелое положение, и он в последнюю очередь думает о себе.

На таких людях-героях держится мир, они дают шанс на выживание, когда кажется, что уже все, конец. Подвиг не зависит от возраста. Я помню случай, когда пятнадцатилетний мальчик спас из загоревшегося дома семерых соседских детей, в то время как остальные поддались панике и потеряли надежду.

Изложение

Таблица-черновик

Данный способ наиболее эффективен, однако стоит использовать и другие методы.

Представление содержания в виде графических символов, схем, рисунков

  1. Педагог создает видеоряд, соответствующий тексту изложения на будущем уроке. Благодаря этому ученики узнают, как мозг должен фиксировать основной смысл текста, представляя его содержание в обобщенном виде.
  2. Первое прослушивание текста на уроке происходит с видеорядом. Этот прием можно начать практиковать уже с 7 класса.
  3. Девятиклассники выполняют проектную работу: составить видеоряд к изложению для семиклассников.

Осмысление логики автора

Ученик, используя разные способы сжатия текста, пробует представить логику подачи материала автором.

Приемы сжатия текста. Согласно условиям задания, изложение должно быть сжатое. Существует три способа сжатия текста: упрощение, исключение, обобщение. Специалисты рекомендуют метод обобщения. При этом исключение срабатывает автоматически, при записи материала. Нужно учесть, что работая над сжатием, ученики часто допускают ошибки: например, записывают только одно слово из ряда однородных членов, что приводит к нарушению логики повествования, а иногда даже создает юмористический эффект.

Сборник содержит задания, помогающие усвоить значение и форму синтаксических единиц: словосочетания, простого и сложного предложений, текста,–и на этой основе сформировать умения правильно строить устную и письменную речь.

Сочинение

Сочинение в ОГЭ по русскому языку 2018 представлено тремя заданиями. Ученик должен выполнить одно из них.

15.1. Сочинение на лингвистическую тему

Повышенный уровень. Данное задание стоит отрабатывать не только к предстоящему ОГЭ, но и к олимпиадам. Элементы подготовки:

  • Повторение разделов языкознания. Приступая к сочинению, школьник должен первым делом определить, о каком разделе в высказывании ученого идет речь. Примеры:

15.2. Сочинение с опорой на исходный текст

Высокий уровень. Активно разбирать данный вид сочинения лучше с теми выпускниками 9 классов, которые собираются переходить в 10 класс и, соответственно, сдавать последующие экзамены. Работа с текстом и понимание проблематики текста – очень важные навыки при написании сочинения ЕГЭ по русскому языку.

15.3. Сочинение-рассуждение о значении общего понятия

Базовый уровень. С данного задания лучше начинать подготовку к написанию сочинения. Как правило, рассуждение выбирают те ученики, которые испытывают определенные трудности в создании письменных высказываний. Элементы подготовки:

Русский язык. 9 класс. Диагностические работы

Рабочая тетрадь, созданная в связи с введением в действие ФГОС ООО по русскому языку, поможет учителю объективно диагностировать предметные и метапредметные результаты освоения школьниками учебной дисциплины в формате входного, тематического и итогового контроля, учащимся - вести подготовку к итоговой аттестации по русскому языку, прибегая к самопроверке, а родителям - организовать работу над ошибками учащихся в домашних условиях.

Критерии оценки ОГЭ 2018

Максимальный балл: 7.

  • ИК1: Содержание изложения.
  • ИК2: Сжатие исходного текста.
  • ИК3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

Основные трудности на экзамене связаны с третьим критерием: учащиеся часто допускают логические ошибки. Получить 7 баллов за изложение несложно. При постоянных тренировках дети начинают осознавать, что способны зафиксировать любой текст, а уверенность помогает стравиться с заданием.

Максимальный балл: 9.

Задания 15.1, 15.2, 15.3, несмотря на разные уровни сложности, оцениваются одинаково. Из-за этого некоторые педагоги не работают с наиболее сложной темой – а зря. Выполнение заданий формата 15.1 способствует развитию мышления, речи, расширяет и углубляет знания учеников о русском языке, учит мыслить грамматическими категориями.

Критерий СК1 отличается в соответствии с заданием:

  • 15.1: Наличие обоснованного ответа.
  • 15.2: Понимание смысла фрагмента текста.
  • 15.3: Толкование значения слова.

Остальные критерии оценки сочинения идентичны:

СК2: Наличие примеров-аргументов.

СК3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения.

СК4: Композиционная стройность.

Грамотность и фактическая точность речи

Максимальный балл: 10.

Сочинение и изложение оцениваются вместе по критериям: орфография, пунктуация, грамматика, речь, фактическая точность.

Разные алгоритмы написания изложения и сочинения позволяют осуществить дифференцированный подход в подготовке. Так повышается вероятность успеха каждого ученика на ОГЭ 2018 по русскому языку.

Разбираем все популярные вопросы, связанные с подготовкой и написанием сочинения по русскому языку на ОГЭ в 9 классе - какая должна быть структура сочинения, какой надо строить план, какая длина, сколько абзацев и т.д.

Разбираем на примере 2021 года

Как должно быть построено сочинение?

Задача - написать сочинение-рассуждение. Значит необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи

Рассуждение состоит из следующих частей:

  1. Вступление - тезис
  2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры
  3. Заключение – вывод

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить потери баллов.

Как оформлять примеры в сочинении?

  • цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки. В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
  • указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
  • для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать речевые клише.

Сколько абзацев должно быть в сочинении?

Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения. Помните: сочинение должно иметь не менее 4 –х абзацев: • 1 абзац - тезис • 2,3 абзацы – аргументы с примерами • 4 абзац – вывод

Основная часть может состоять и более чем из двух абзаца.

Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.

О чём писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.

Вывод должен быть:

  • коротким, но ёмким по содержанию;
  • логически связан с предыдущим изложением;
  • не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам;

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.

Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!

План написания сочинения 9.1

  1. Автор (фамилия) утверждает: (цитата).
  2. Конечно же, ученый (писатель, лингвист) прав (поясняем смысл высказывания).
  3. Эти мысли можно подтвердить примерами из текста. Во-первых, (так), в предложении
  4. Во-вторых, (кроме того), в предложении…
  5. Таким образом, (итак, в заключение хочется сказать)… (пересказываем тезис другими словами).

План написания сочинения 9.2

Типовые конструкции для аргументации

Смысл данного отрывка (финала текста, фразы из текста…) я понимаю так: … (толковать смысл своими словами). Для доказательства своего мнения приведу примеры из текста … (автор).

Так, в предложении …(номер предложения) говорится о том, что … (вкратце о первом аргументе). Это свидетельствует о … (микровывод по первому аргументу).

Кроме того, в … (номер предложения) предложении … прослеживается мысль о том, что …. (второй аргумент).Вот подтверждение моей мысли (микровывод по второму аргументу).

Таким образом, мне удалось разъяснить смысл отрывка (финала, фразы…). (Вывод по теме).

Задание 15.2

Смысл финала текста я понимаю так: школьники ранили в сердце старую женщину, украв у неё письмо погибшего сына, которым мать очень дорожила, которое было для неё единственной памятью о сыне. Мне кажется, слепая женщина только этим и жила. А когда она поняла, что письма нет, для неё мир полностью опустел. Докажу это утверждение примерами из текста.

В предложениях 24 и 33 говорится, что женщина слышала теперь плохо, потому что разговор с детьми, а особенно голос девочки с вызывающей агрессией, сильно обеспокоил и обидел её. Слепая женщина оглохла, оглохла и душой.

Когда Анна Федотовна узнала об отсутствии письма, прикрыла слепые глаза, напряженно прислушалась, но не смогла поговорить со своей душой о сыне, так как она была пуста (предложение 51). Теперь уже сын погиб для неё навсегда, исчезла из души память о сыне.

Смысл данной фразы я понимаю так: морякам каждый день приходилось смотреть смерти в лицо, ведь они защищали нашу родину от фашистов. Они обладали силой духа и мужеством. И такая же сила духа была присуща ленинградским детям, потому что они жили в условиях блокады. Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

В заключение хочется сказать, что мужественные люди обретают поддержку в мужестве других. Так и должно быть в жизни.

План написания сочинения 9.3

Типовые конструкции для аргументации

Что такое …? На мой взгляд, … – это… (толкование слова своими словами). Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

В данном тексте …(автор) рассказывается о том, что … Об этом говорится в … предложении. По-моему, … (микровывод по первому аргументу).

В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое …, мне хотелось бы привести пример из жизни. ….(микровывод по второму аргументу).

Итак, мне удалось доказать, что … (вывод по теме сочинения).

Задание 9.3

Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это доброта, отзывчивость, гуманность, вежливость, готовность помочь окружающим. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое человечность, мне хотелось бы привести пример из жизни. Мы со своими одноклассниками оказываем посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам ветеранов и пожилым людям. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.

Таким образом, мне удалось доказать, что человечность - это способность людей проявлять доброту по отношению к другим.

Кроме того, примером мужества может служить Алексей Маресьев, герой Великой Отечественной войны. Он военный летчик. В бою был сбит немецким истребителем. 18 суток по морозу пробирался к своим. Лишился обеих ног (ступней). Но благодаря силе духа, стойкости, он снова возвращается в строй.

В заключение хочется сказать, что мужество – важное качество человеческой натуры. Оно помогает человеку выжить, если тот оказывается в сложной ситуации.

ОГЭ по русскому языку – 2018. Этапы работы при подготовке к сочинению-рассуждению

Государственная итоговая аттестация – обязательный экзамен, завершающий освоение основных образовательных программ среднего и основного общего образования. Это, безусловно, очень серьёзное и ответственное дело, но нельзя считать сдачу экзамена целью обучения и подчинить ей весь образовательный процесс, учитель должен руководствоваться принципом – обучать языку, а не сдаче экзамена. Мы учим школьников предмету для того, чтобы они осознанно пользовались богатством выражения чувств, грамотно писали, умело выражали свою точку зрения… А всё это и послужит успешной сдаче экзамена в девятом классе.

Как организовать обучение русскому языку, чтобы выпускники успешно справились со всеми заданиями экзаменационной работы? На некоторые виды деятельности при подготовке к экзамену необходимо обратить особое внимание. Как показывает практика, у многих 9-классников возникают трудности при написании сочинения-рассуждения. Это третья часть (15 задание) экзаменационной работы, которая содержит в себе творческое задание – написание сочинения-рассуждения на основе текста второй части работы.

Приступая к выполнению третьей части, ученики имеют право самостоятельно выбрать одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ.

Одной из отличительных особенностей сочинения-рассуждения является выражение своего мнения путём развернутого обоснования, доказательства, аргументации. Поэтому в сочинении важен самостоятельный глубокий анализ фрагмента из предложенного текста.

Аргументируя свой ответ, учащимся надо привести два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указать номера нужных предложений или применить цитирование.

Писать работу предлагается в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение можно словами К.Г. Паустовского.

Задание 15.3. содержит следующие вопросы:

Как понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

Познакомившись с содержанием заданий, попробуем ответить на вопрос: как лучше организовать работу по выполнению третьей части экзамена?

Не важно, какое задание (15.1, 15.2 или 15.3) выберет экзаменуемый, начальная подготовка к любому из 3 вариантов будет носить одинаковый принцип работы.

Перед тем как приступить к подготовке выполнения задания, необходимо, чтобы учащиеся хорошо знали, что от них требуется при выполнении 3 части основного государственного экзамена (ОГЭ). Для этого в самом начале подготовительной работы к ОГЭ необходимо изучить и проанализировать критерии оценивания, в дальнейшей работе при написании сочинения учиться анализировать написанные сочинения в соответствии с критериями. Анализ сочинения в соответствии с критериями очень важен, потому что потом учащиеся сами могут определять, насколько их сочинение соответствует требованиям.

На первых этапах подготовки к сочинению акцентируем внимание детей на типах речи.Вспоминаем, что такое рассуждение.

Рассуждение – это тип речи, целью которого является выяснение какого-либо понятия, доказательство или опровержение какой-нибудь мысли. С логической точки зрения рассуждение – это цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенная в последовательной форме. Иными слова, автор текста размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению. Основная коммуникативная цель рассуждения – убедить, объяснить.

Следующий важный этап – определяем структуру сочинения-рассуждения, даём необходимые разъяснения:

Далее предлагаем учащимся следующий план подготовки к выполнению заданий 3 части:

  • Прочтите текст 2-3 раза.
  • Выделите основную мысль автора, обратите внимание, чтоосновная идея чаще всего находится в выделенном фрагменте.
  • Своими словами опишите замысел автора, избегая ошибок и потери смысла текста.
  • Подчеркните мысленно фразы в тексте, которые выделяют мнение автора.
  • В основной части приведите два аргумента из прочитанного текста.
  • Сформулируйте вывод - обобщение информации, описанной ранее.

После того, как основные этапы к выполнению части 3 экзаменационной работы рассмотрены, обратимся непосредственно к каждому заданию.

Предлагаем вариант работы по выполнению задания 15.1. и даем некоторые рекомендации для написания сочинения-рассуждения.

Писать работу нужно в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по предложенному высказыванию – одно из наиболее сложных заданий, которое проверяет коммуникативную компетенцию. Выпускники с опорой на курс лингвистики должны раскрыть смысл высказывания, доказать его; должны оперировать лингвистическими понятиями, а также конкретизировать свои суждения с помощью аргументов из исходного текста. На высокий балл при написании этого сочинения могут претендовать только учащиеся, которые имеют хорошие знания по основным разделам языкознания - лексике и грамматике.

Можно предложить следующий порядок работы.

Во-первых, цитируем высказывание и объясняем его смысл. Рассмотрим несколько вариантов вступления к сочинению:

1. К.Г. Паустовский утверждал (сказал, рассуждал, отмечал, считал и т.д.): "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Несомненно, слова очень точно и образно выражают самые важные мысли и чувства человека. Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, обратимся к тексту Б. Васильева.

2. При помощи русского языка можно передать абсолютно всё, потому что возможности его безграничны. К.Г. Пауствоский, великий русский писатель, считал, что словом можно не только называть предметы, явления и действия, но и выражать идеи, мысли, чувства. Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста Б. Васильева.

3. В высказывании К.Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека. Докажем эту мысль на примерах из текста Б. Васильева.

Во-вторых, аргументируем свой ответ - приводим два примера из прочитанного текста, подтверждающих слова писателя и наши рассуждения.

Аргумент 1.

Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33) (приведен пример из текста), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).

Аргумент 2.

Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный (названо языковое явление), т.е. образование новых слов при помощи суффикса (объяснено его значение). Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1 (приведен пример из текста). Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения (указана роль в тексте).

Наконец, пишем заключение (в заключительной части сочинения делается вывод, как правило, говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами).

Таким образом (итак, . /в итоге можно прийти к такому выводу: . /в заключение можно сказать, что . / обобщая сказанное, . /из этого следует, что …), приведённые примеры подтверждают мысль К.Г. Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

Рассмотрим задание 15.2.

Выполняя задание 15.2, учащиеся должны привести толкование анализируемого отрывка – это и будет тезис. Для аргументации нужно использовать только материал прочитанного текста.

Во вступлении учащиеся должны объяснить, как они понимают смысл фрагмента текста. Обычно в этом фрагменте заключается основная мысль автора текста, которую надо обосновать, доказать или опровергнуть (это и будет тезис). Для выделения тезиса надо внимательно прочитать текст, разделить его на структурные части (микротемы); в каждой части выделить (подчеркнуть карандашом) предложение или часть предложения, выражающее главное суждение (часть тезиса). Может показаться, что автор выдвигает несколько тезисов, но на самом деле рассматриваются отдельные стороны главной идеи. Затем выделенное надо соединить смысловыми союзами (если, чтобы и т.д.) и сформулировать тезис. Необходимо показать свое понимание смысла указанного фрагмента.
Например:

На мой взгляд (по-моему, я считаю, я думаю), для Анны Федотовны фронтовые письма были больше, чем просто письмами, они были единственной памятью о сыне, не вернувшемся с войны, поэтому её душа опустела с их утратой.

Для оформления вступления учащиеся могут использовать речевые клише: В этом фрагменте автор говорит о том, что…
Я думаю, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста:…
Основная часть по объёму должна быть больше, чем вступление и выводы. В ней учащиеся должны доказать правильность выраженной в тезисе мысли при помощи аргументов из анализируемого текста. Для этого следует повторно прочитать текст и выделить (карандашом) слова или предложения, в которых заключена важная информация, а также дать ответы на вопросы:

- Какую мысль автор хочет донести до читателя?

- С какой целью был написан текст?

Ответив на эти вопросы, учащиеся смогут сформулировать идею текста и искать аргументы, подтверждающие их мысль. Например:

Аргумент 1: В предложении № 17 автор называет письма "бесценными".

Комментарий: Данный эпитет употребляется вместе со словом "листочками", имеющим уменьшительно-ласкательный суффикс. Такое контрастное сочетание двух слов позволяет нам понять важность этих самых "листочков" для пожилой женщины.

Аргумент 2: В предложении 53 душа старушки сравнивается со шкатулкой.

Комментарий: В шкатулках люди обычно хранят самое ценное: драгоценности, деньги. Но для героини важней были ценности не материальные, а духовные. Она хранила в шкатулке письма, словно в своей душе ("Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души"). С помощью данной метафоры автор показывает ту значимость, которую имели письма для старушки.

Для оформления приведенных аргументов также можно использовать речевые клише:

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению…

Эту мысль можно подтвердить примером из … предложения текста.
Предложение №… подтверждает мысль о том, что…
Обратимся к предложению …, чтобы доказать справедливость этого высказывания.

В последней части сочинения учащиеся должны обобщить сказанное и сделать вывод. Важно проверить, чтобы вывод не противоречил тезису и аргументам.

Рассмотрим задание 15.3.

Начиная работу по подготовке к написанию сочинения-рассуждения из задания 15.3, нужно внимательно прочитать само задание, определить задачи: сформулировать и прокомментировать значение данного слова, затем написать сочинение-рассуждение, взяв в качестве тезиса данное нами определение. Нужно обратить внимание, что задание 15.3 отличается от заданий 15.1 и 15.2: учащиеся должны привести один аргумент из прочитанного текста, а другой – из жизненного опыта.
При написании вступления надо дать определение какого-либо нравственного понятия. Для этого учащиеся должны ответить на вопрос: как я это понимаю? Определение надо постараться дать одним-двумя предложением, а затем его прокомментировать. Эта задача для учащихся является довольно сложной. Чтобы помочь решить эту проблему, следует ознакомиться со списком тем, опубликованных на сайте ФИПИ:

1. Что такое внутренний мир человека?

2. Что такое выбор?

3. Что такое доброта/добро?

4. Что такое драгоценные книги?

5. Что такое дружба?

6. Что такое жизненные ценности?

7. Что такое любовь?

8. Что такое материнская любовь?

9. Что такое настоящее искусство?

10. Что такое неуверенность в себе?

11. Что такое нравственный выбор?

12. Что такое сила духа/сильный человек?

13. Что такое взаимовыручка?

14. Что такое счастье?

Целесообразна будет следующая самостоятельная работа учащихся: обратившись к толковому словарю, разъяснить понятия, предложенные в таблице, а затем объяснить эти понятия своими словами.

Обратитесь к толковому словарю

Объясните своими словами

Достойный человека, отзывчивый, гуманный. Человечное отношение. поступить человечно (нареч.).

Доброта, бескорыстное служение людям, способность откликнуться на чужую боль.

Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (Ожегов)

Это такие отношения, когда ты привязан к человеку, доверяешь ему, у вас с ним есть какие-то общие интересы.

Глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Чары, ожидание, муки любви (Ожегов)

Вот такое вступление может получиться:

Человечность – это доброта, бескорыстное служение людям, способность откликнуться на чужую боль. Именно эти качества по-настоящему ценны и являются истинными мерилами человечности.

Приведем 1 аргумент:

Приводим 2 аргумент:

И в заключении мы опять возвращаемся к определению, чтобы обобщить вышесказанное.

Родиться человеком мало – нужно Человеком стать! Никто не знает, как может сложиться жизнь, какие испытания выпадут на нашу долю, с какими трудностями придётся столкнуться. Но всегда, в любой ситуации нужно оставаться Человеком, сохраняя за собой это высокое звание и великую ответственность.

В заключение хочется сказать, что, обучая школьников русскому языку, необходимо находить новые методические решения, акцентировать внимание на том, что раньше казалось необязательным, организовывать учебную деятельность таким образом, чтобы она привела к победе ученика, а значит, и его учителя.

Читайте также: