Сочинение по омару хайяму

Обновлено: 30.06.2024

Одной из неразгаданных загадок для человека по-прежнему остается смысл его собственного существования. Размышления философов, проповедническая деятельность священников, бессмертное творчество гениев в конечном итоге сводятся к попыткам найти ответы на вечные вопросы. Кто такой человек? Для чего приходит он в этот мир? Существует ли создатель всего живо го на земле? Что находится за порогом смерти? Для чего человеку дана земная жизнь?

Своеобразное видение этой проблемы дает восточный философ и лирический поэт Омар Хайяма. Лирический герой его произведений, который от имени поэта говорит с читателем, — индивидуально неповторимая, внутренне самостоятельная личность, которая показана в бесконечном многообразии своих связей с миром, в своей противоречивости и сложности, запечатленная в моменты предельного напряжения своих духовных сил

Мысли героя переменчивы, иногда противо­речивы, иногда непредсказуемы. С одной сторо­ны, он провозглашает право любого человека на счастье, свободу от принуждения, на справедли­вое устройство жизни, на наслаждение, достоин­ство, знание истины:

Мой закон: быть веселым и вечно хмельным,

Ни святошей не быть, ни безбожником злым.

Я спросил у судьбы о размере калыма.

— Твое сердце, — сказала, — достойный калым!

В море мыслей нашел я жемчужину смысла,

Но от страха ее просверлить не могу.

Упиваясь отрицанием всего того, что заботит людей в этой жизни, лирический герой постепен­но раскрывает свою систему ценностей, основан­ную на хмельном созерцании всего происходяще­го. Истина только одна:

Много лет размышлял я над жизнью земной.

Непонятного нет для меня под луной.

Мне известно, что мне ничего не известно! —

Вот последняя правда, открытая мной.

Если ничего не известно, если нельзя просвер­лить найденную в море мыслей жемчужину смысла, остается только одно — умиротворенное, спокойное созерцание жизни, наслаждение ми­гом, дарованным тебе не известно кем и не извес­тно для чего. Все живое неотвратимо гибнет, а значит, надо радоваться каждому мгновению соб­ственного бытия, любому проявлению красоты окружающего мира:

В жизни сей опьянение лучше всего,

Нежной гурии пение лучше всего,

Вольной мысли кипение лучше всего,

Всех запретов забвение лучше всего.

Можно по-разному относиться к выводам во­сточного мудреца: принимать всем сердцем, от­вергать, приводя в противовес массу доводов. Можно даже завидовать мудрецу, ведь он уже давно, перейдя рубеж жизни и смерти, проверил правильность своего мировоззрения. Каждый человек выбирает собственную дорогу в поисках истины, и, может быть, даже высший смысл че­ловеческого бытия выражается именно в незна­нии: чем труднее дорога, тем дороже сокровище, найденное нами. Бесспорным остается лишь то, что мы знаем, что мы ничего не знаем.

Омар Хайям - от рождения и до смерти

Краткая биография Омара Хайяма для детей

Вариант 1

Предположительно в 1048 г. 18 мая на севере-востоке Ирана, в городе Нишапура, в семье палаточника родился Омар Хайям (полное имя — Омар Хайям Гиясаддин Обу-ль-Фахт ибн Ибрахим) – выдающийся таджикский и персидский поэт, философ-суфий, математик, астроном, астролог.

После смерти родителей Хайям продал их дом и мастерскую, переехал в Самарканд, который тогда был культурным и научным центром. Поступив в медресе в качестве ученика, он вскоре продемонстрировал такую образованность на диспутах, что его сразу возвели в ранг наставника.

Подобно крупным ученым его эпохи, в каком-либо из городов Омар Хайям не жил очень долго. Поэтому Самарканд он покинул всего спустя 4 года, переселился в Бухару и стал там работать в книгохранилище. На протяжении 10 лет, прожитых здесь, им было написано четыре фундаментальных труда по математике.

Известно, что в 1074 г. он был приглашен сельджукским султаном Мелик-шахом I в Исфахан, с подачи визиря Низам аль-Мулька стал духовным наставником повелителя. Также Хайям являлся руководителем крупной обсерватории при дворе, постепенно превратившись в известного астронома.

Мировую славу Омару Хайяму принесла поэзия. Его четверостишия — рубаи — являются призывом к познанию земного счастья, пусть и мимолетного; им присущ пафос свободы личности, вольнодумства, глубина философской мысли, сочетающиеся с образностью, гибкостью ритма, четкостью, лаконичностью и емкостью стиля.

Неизвестно, все ли из приписываемых Хайяму рубаи являются подлинными, но 66 четверостиший с достаточно высокой степенью достоверности можно отнести именно к его творчеству. Поэзия Омара Хайяма стоит несколько особняком от персидской поэзии, хотя является неотъемлемой ее частью. Именно Хайям стал единственным автором, чей лирический герой является личностью автономной, отчужденной от бога и царя, не признающей насилия, выступающей бунтарем.

Омара Хайяма любили, очень уважали, воздавали ему почести. Он умер у себя на родине; это случилось 4 декабря 1131 г.

Вариант 2

Персидский и таджикский поэт, математик и философ. Начальное образование получил в родном городе, затем в крупнейших центрах науки того времени: Балхе, Самарканде и др.

Богословы и философы того времени придерживались мнения, что вечную жизнь и блаженство можно найти только после смерти. Все это нашло отражение в творчестве поэта. Однако он также любил и реальную жизнь, протестовал против ее несовершенства и взывал наслаждаться каждым ее мигом.

Любое четверостишие Хайяма — это маленькая поэма. Он огранил форму четверостишия, подобно драгоценному камню, утвердил внутренние законы рубай, и в этой области Хайяму нет равных.

Вариант 3

Омар Хайям (1048–1122) родился в персидском городе Нишапуре. Предположительно, его отец был палаточником. Омар был единственным сыном в семье и получил превосходное образование. С детства занимался углубленным изучением математики, философии и астрономии, в восемь лет знал наизусть почти весь Коран. Учился в Нишапурском медресе, по окончании которого получил квалификацию врача. Однако Хайям мало интересовался медициной, отдавая предпочтение математике.

В 16 лет Омара постигла тяжелая утрата: во время эпидемии умерли его родители. Хайям продал свой дом и отправился в Самарканд. Здесь он стал учеником одного из медресе, но, поразив всех своими знаниями, почти сразу получил должность наставника. Четыре года спустя он перебрался в Бухару, где прожил десять лет. В Бухаре он работал в книгохранилищах и написал четыре фундаментальных труда по математике.

В 1074 году был приглашен в Исфахан, столицу сельджукского государства, где стал духовным наставником султана Мелик-шаха I. Через два года султан назначил его руководителем дворцовой обсерватории. На этой должности Омар Хайям проявил себя как талантливый астроном. Он разработал солнечный календарь, который лег в основу современного иранского календаря.

После смерти своего покровителя Хайям был вынужден оставить Исфахан. Последние 15 лет жизни Омар Хайям провел в Нишапуре. Умер в 1131 году глубоким стариком.

Омар Хайям наиболее известен как автор многочисленных стихов. Однако в настоящее время его авторство считается спорным.

15 лучших афоризмов Омара Хайяма

Вечные цитаты великого поэта и одного из самых известных восточных мудрецов и философов. Каждое его четверостишие – уравнение, стремящееся к точной формуле, к афоризму.

Образ великого поэта Востока Омара Хайяма овеян легендами, а биография полна тайн и загадок. Древний Восток знал Омара Хайяма в первую очередь как выдающегося ученого: математика, физика, астронома, философа. В современном мире Омар Хайям известен более как поэт, создатель оригинальных философско-лирических четверостиший – мудрых, полных юмора, лукавства и дерзости рубаи.

Рубаи — одна из самых сложных жанровых форм таджикско-персидской поэзии. Объем рубаи — четыре строки, три из которых (редко четыре) рифмуются между собой. Хайям — непревзойденный мастер этого жанра. Его рубаи поражают меткостью наблюдений и глубиной постижения мира и души человека, яркостью образов и изяществом ритма.

Живя на религиозном востоке, Омар Хайям размышляет о Боге, но решительно отвергает все церковные догмы. Его ирония и свободомыслие отразились в рубаи. Его поддерживали многие поэты своего времени, но из-за страха преследований за вольнодумство и богохульство они приписывали и свои сочинения Хайяму.

Омар Хайям – гуманист, для него человек и его душевный мир превыше всего. Он ценит удовольствие и радость жизни, наслаждение от каждой минуты. А его стиль изложения давал возможность выражать то, чего нельзя было сказать вслух открытым текстом.

15 глубоких и непревзойденных цитат Омара Хайяма о человеке, счастье и любви:

Полная биография Омара Хайяма

Омар Хайям – легендарный ученый и философ, знаменитый благодаря своей невероятно результативной деятельности в таких сферах, как история, математика, астрономия, литература и даже кулинария. Он стал знаковой фигурой в истории Ирана и всего Востока. Среди всеобщих гонений (аналога инквизиции), притеснений за малейшее вольнодумие жил и работал такой великий человек, свободный дух которого вдохновляет потомков сотни лет спустя. Просвещать людей, мотивировать их, помогать им найти смысл в жизни – все это делал Омар Хайям для своего народа долгие годы, став одним из творцов культурной, общественной и научной жизни в Самарканде.

Его жизнь была настолько многогранной, а выдающиеся достижения – в совершенно противоположных сферах деятельности, что существует версия, будто бы Омара Хайяма никогда не существовало. Есть вторая мысль – что под этим именем скрывается несколько людей, математиков, ученых, философов и поэтов. Конечно, исторически точно отследить деятельность человека, жившего тысячу лет назад, непросто. Однако существуют доказательства, что Омар Хайям – не миф, а реально существующий человек с выдающимися способностями, живший сотни лет назад.

Известна и его биография – хотя, конечно, точность ее подтвердить не представляется возможным.

Родился мужчина в 1048 году в Иране. Семья у Омара была полная и крепкая, отец и дед мальчика происходили из древнего рода ремесленников, поэтому в семье были деньги и даже достаток. С раннего детства мальчик демонстрировал уникальные аналитические способности и специфические таланты, а также такие черты характера как усидчивость, любознательность, ум и рассудительность.

Он очень рано научился читать, к восьми годам полностью прочитал и изучил священную книгу мусульман – Коран. Омар получил хорошее для того времени образование, стал мастером слова и успешно развил свои ораторские способности. Хайям прекрасно разбирался в мусульманском законодательстве, знал философию. Он с молодых лет стал знаменитым в Иране знатоком Корана, поэтому к нему обращались за помощью в трактовке некоторых особо затруднительных положений и строк.

В юности Хайям теряет отца и мать, самостоятельно отправляется на дальнейшее обучение математике и философским наукам, продав дом и мастерскую родителей. Он призывается ко двору правителя, получает работу во дворце и долгие годы проводит исследования и развивается творчески под присмотром главного человека в Исфахане.

Научная деятельность

Омара Хайяма не зря называют уникальным ученым. Его перу принадлежит ряд научных работ на совершенно разные темы. Он проводил астрономические исследования, в результате которых им был составлен самый точный в мире календарь. Он разработал связанную с полученными данными по астрономии систему астрологии, которую использовал для создания рекомендаций по питанию для представителей разных знаков Зодиака и даже написал книгу удивительно вкусных и полезных рецептов.

Хайяма очень интересовала математика, его интерес вылился в анализ теории Евклида, а также создание авторской системы вычислений для квадратных и кубических уравнений. Он успешно доказывал теоремы, вел расчеты, создавал классификацию уравнений. Его научные труды по алгебре и геометрии до сих пор высоко ценятся в научном профессиональном обществе. А разработанный календарь является действующим на территории Ирана.

Книги

Так народное творчество становилось творчеством великого поэта. Авторство Хайяма именно поэтому часто ставится под сомнения, но доказано, что он точно самостоятельно написал более 300 произведений в стихотворной форме.

Также писатель использует необычную словесность – в стихах отсутствуют вычурные выражения, традиционные многослойные образы Востока и иносказательность. Наоборот, автор пишет простым и доступным языком, конструирует мысли в содержательных предложениях, не перегруженных синтаксисом или добавочными конструкциями. Краткость и понятность – вот основные стилистические черты Хайяма, которые выделяют его стихи.

Будучи математиком, Омар мыслит логически и последовательно и в своих произведениях. Он сочинял на абсолютно разные темы – в его сборниках есть стихотворения о любви, о Боге, о судьбе, об обществе и месте обычного человека в нем.

Взгляды Омара Хайяма

Позиция Хайяма по отношению к основополагающим концептам средневекового восточного общества резко отличалась от общепринятой на тот момент. Будучи знаменитым ученым мужем, он не сильно разбирался в общественных тенденциях и не обращал внимания на происходящие вокруг изменения и тренды, что сильно подкосило его в последние годы жизни.

Теология сильно занимала Хайяма – он смело высказывал свои нестандартные мысли, прославлял ценность обычного человека и важность его желаний и потребностей. Однако автор прекрасно отделял Бога и веру от религиозных институтов. Он верил, что Бог у каждого человека в душе, он его не покинет, и часто писал на эту тему.

Любовь была вторым важным концептом в творчестве великого писателя. Его высказывания об этом сильном чувстве порой были полярными, он метался от восхищения этим чувством и его объектом — женщиной — до сокрушений, что так часто любовь ломает жизни. О женщинах автор всегда отзывался исключительно в положительном ключе, по его словам, женщину надо любить и ценить, делать ее счастливой, ведь для мужчины любимая женщина – это высшая ценность.

Хайям рассуждает логически и потому видит несправедливость мира, замечает слепоту людей к главным ценностям в жизни, а также приходит к заключению, что многие вещи, объясняемые теологически, имеют на самом деле вполне природную сущность. Лирический герой Омара Хайяма выступает человеком, который ставит под сомнение веру, любит баловать себя, прост в потребностях и неограничен в возможностях своего разума и рассуждениях. Он прост и близок, любит вино и другие понятные радости жизни.

Рассуждая о смысле жизни, Омар Хайям приходил к выводу, что каждый человек – лишь временный гость этого прекрасного мира, а потому важно наслаждаться каждым прожитым мгновением, ценить мелкие радости и относиться к жизни как к великому дару. Мудрость жизни, по Хайяму, заключается в принятии всех происходящих событий и умении найти в них положительные моменты.

Омар Хайям – известный гедонист. Вопреки религиозному концепту отречения от земных благ ради небесной благодати философ был уверен, что смысл жизни – в потреблении и наслаждении. Этим он злил общественность, но приводил в восторг правителей и представителей высших слоев общества. Кстати, за эту мысль Хайяма любила и русская интеллигенция.

Личная жизнь

Хотя мужчина посвятил завидную часть своего творчества любви к женщине, сам он не стал связывать себя узами брака либо заводить потомство. Жена и дети никак не вписывались в образ жизни Хайяма, ведь он часто жил и работал под угрозой гонений. Вольнодумный ученый в средние века в Иране – это было опасное сочетание.

Старость и смерть

Все трактаты и книги Омара Хайяма, дошедшие до потомков, являются лишь крупицами всех его полноценных исследований, на самом деле свои изыскания он мог передать современникам и потомкам только в устной форме. Ведь в те суровые годы наука представляла опасность для религиозных институтов, поэтому подвергалась неодобрению и даже преследованиям.

Перед глазами у Хайяма, долго время находившегося под защитой правящего падишаха, других ученых и мыслителей подвергали издевательствам и казни. Средневековье не зря считается самым жестоким веком, антиклерикальные мысли были опасны как для слушателей, так и для того, кто их изрекает. А в те времена любое вольное понимание религиозных постулатов и их анализ могли легко быть приравнены к инакомыслию.

Философ Хайям Омар прожил долгую продуктивную жизнь, но последние годы его жизни были не самыми радужными. Дело в том, что долгие десятилетия Омар Хайям работал и творил, находясь под протекцией короля страны. Однако с его смертью Омар подвергся гонениям за свои своевольные мысли, которые многие приравнивали к богохульству. Он прожил последние дни в нужде, без поддержки любимых людей и средств к достойному существованию, стал практически отшельником.

Тем не менее, до последнего вздоха философ продвигал свои идеи и занимался наукой, писал рубаи и просто наслаждался жизнью. Согласно легенде, Хайям ушел из жизни своеобразно – спокойно, рассудительно, будто бы по расписанию, абсолютно принимая происходящее. В возрасте 83 лет однажды он весь день провел в молитве, затем совершил омовение, после чего прочитал священные слова и умер.

Интересные факты из жизни Омара Хайяма

Вариант 1

Великий поэт жил почти 1000 лет назад. К счастью, до нас дошли не только его стихи, но и подробности личной биографии. Узнайте больше об Омаре Хайяме, прочитав нашу подборку из 10 самых интересных фактов о нём!

1. Полное имя — Гияс ад-Дин Абуль Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури.

2. Будущий поэт обучался в медресе Балха, Самарканда и Бухары. Там он с отличием закончил курс по мусульманскому праву и медицине, получив квалификацию хакима, то есть врача. Но медицинская практика его мало интересовала.

3. Омар Хайям внёс вклад в алгебру построением классификации кубических уравнений и их решением с помощью конических сечений.

4. Хайям также известен созданием самого точного из ныне используемых календарей.

5. В 1074 году его пригласили в Исфахан, центр государства Санджаров, ко двору сельджукского султана Мелик-шаха I. По инициативе и при покровительстве главного шахского визиря Низам аль-Мулька Омар становится духовным наставником султана.

6. На протяжении всей жизни он писал стихотворные афоризмы (рубаи), в которых высказывал свои сокровенные мысли о жизни, о человеке, о его знании в жанрах хамрийят и зухдийят. С годами количество приписываемых Хайяму четверостиший росло и к XX веку превысило 5000. Возможно, свои сочинения приписывали Хайяму все те, кто опасался преследований за вольнодумство и богохульство.

7. Большая разносторонность талантов привела к тому, что до конца XIX века считалось, что Хайям-поэт и Хайям-учёный — это разные люди (в энциклопедии Брокгауза и Ефрона о них существуют разные статьи: т. XXXVII — Хейям Омар ибн-Ибрахим Нишапурский и т. XXIa — Омар Алькайями).

8. Долгое время Омар Хайям был забыт. По счастливой случайности тетрадь с его стихами попала в викторианскую эпоху в руки английского поэта Эдварда Фицджеральда, который перевёл многие рубаи сначала на латынь, а потом на английский. В начале XX века рубаи в весьма вольном и оригинальном переложении Фицджеральда стали едва ли не самым популярным произведением викторианской поэзии.

9. В 1970 году Международный астрономический союз присвоил имя Омара Хайяма кратеру на обратной стороне Луны.

Вариант 2

18 мая 1048 года родился великий персидский поэт, ученый и философ Омар Хайям. Его биография окутана мифами и легендами. В статье приведены лишь некоторые интересные факты, приоткрывающие завесу этих тайн.

Вечные цитаты великого поэта и одного из самых известных восточных мудрецов и философов. Каждое его четверостишие - уравнение, стремящееся к точной формуле, к афоризму.

15 лучших афоризмов Омара Хайяма – мудрость через века Омар Хайям, Суфизм, Поэзия, Поэзия суфиев, Рубаи, Длиннопост

Образ великого поэта Востока Омара Хайяма овеян легендами, а биография полна тайн и загадок. Древний Восток знал Омара Хайяма в первую очередь как выдающегося ученого: математика, физика, астронома, философа. В современном мире Омар Хайям известен более как поэт, создатель оригинальных философско-лирических четверостиший - мудрых, полных юмора, лукавства и дерзости рубаи.

Рубаи — одна из самых сложных жанровых форм таджикско-персидской поэзии. Объем рубаи — четыре строки, три из которых (редко четыре) рифмуются между собой. Хайям — непревзойденный мастер этого жанра. Его рубаи поражают меткостью наблюдений и глубиной постижения мира и души человека, яркостью образов и изяществом ритма.

Живя на религиозном востоке, Омар Хайям размышляет о Боге, но решительно отвергает все церковные догмы. Его ирония и свободомыслие отразились в рубаи. Его поддерживали многие поэты своего времени, но из-за страха преследований за вольнодумство и богохульство они приписывали и свои сочинения Хайяму.

Омар Хайям - гуманист, для него человек и его душевный мир превыше всего. Он ценит удовольствие и радость жизни, наслаждение от каждой минуты. А его стиль изложения давал возможность выражать то, чего нельзя было сказать вслух открытым текстом.

15 лучших афоризмов Омара Хайяма – мудрость через века Омар Хайям, Суфизм, Поэзия, Поэзия суфиев, Рубаи, Длиннопост

15 глубоких и непревзойденных цитат Омара Хайама о человеке, счастье и любви:

1. Красивым быть – не значит им родиться,

Ведь красоте мы можем научиться.

Когда красив душою Человек –

Какая внешность может с ней сравниться?

2. Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос.

Он носом тянется туда, куда душою не дорос.

3. Кто жизнью бит, тот большего добьется.

Пуд соли съевший выше ценит мед.

Кто слезы лил, тот искренней смеется.

Кто умирал, тот знает, что живет!

4. В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь.

Другой — листвы зелёной вязь, весну и небо голубое.

В одно окно смотрели двое.

5. Мы источник веселья — и скорби рудник.

Мы вместилище скверны — и чистый родник.

Человек, словно в зеркале мир — многолик.

Он ничтожен — и он же безмерно велик!

15 лучших афоризмов Омара Хайяма – мудрость через века Омар Хайям, Суфизм, Поэзия, Поэзия суфиев, Рубаи, Длиннопост

6. Как часто, в жизни ошибаясь,теряем тех, кем дорожим.

Чужим понравиться стараясь, порой от ближнего бежим.

Возносим тех, кто нас не стоит, а самых верных предаем.

Кто нас так любит, обижаем, и сами извинений ждем.

7. Мы больше в этот мир вовек не попадем,

вовек не встретимся с друзьями за столом.

Лови же каждое летящее мгновенье —

его не подстеречь уж никогда потом.

8. Не завидуй тому, кто силен и богат,

за рассветом всегда наступает закат.

С этой жизнью короткою, равною вдоху,

Обращайся, как с данной тебе напрокат.

9. Я думаю, что лучше одиноким быть,

Бесценный дар отдав кому попало,

Родного встретив, не сумеешь полюбить.

10. Не смешно ли весь век по копейке копить,

Если вечную жизнь все равно не купить?

Эту жизнь тебе дали, мой милый, на время, —

Постарайся же времени не упустить.

11. Дарить себя — не значит продавать.

И рядом спать — не значит переспать.

Не отомстить — не значит все простить.

Не рядом быть — не значит не любить.

12. Можно соблазнить мужчину, у которого есть жена,

можно соблазнить мужчину, у которого есть любовница,

но нельзя соблазнить мужчину, у которого есть любимая женщина.

13. Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

14. Не делай зла — вернется бумерангом,

Не плюй в колодец — будешь воду пить,

Не оскорбляй того, кто ниже рангом,

А вдруг придется, что-нибудь просить.

Не предавай друзей, их не заменишь,

И не теряй любимых — не вернешь,

Не лги себе — со временем проверишь,

Что этой ложью сам себя ты предаёшь.

15. Сорваный цветок должен быть подарен,

начатое стихотворение — дописано,

а любимая женщина — счастлива,

иначе и не стоило браться за то, что тебе не по силам.

15 лучших афоризмов Омара Хайяма – мудрость через века Омар Хайям, Суфизм, Поэзия, Поэзия суфиев, Рубаи, Длиннопост

Вхожу в мечеть. Час поздний и глухой.

Не в жажде чуда я и не с мольбой:

Отсюда коврик я стянул когда-то,

А он истерся; надо бы другой!

Да и у нас житейских мудростей найдётся
Вот счас как вспомню, как сейчас вам дам.
"Кто в армии служил, тот в цирке не смеётся!”.
Нет. не выходит из меня Омар Хайям. (

Зато все остальные, не перечисленные тут рубаи, про вино и. вино!

Мои любимые не вошли в подборку.

Лучше пить и весёлых красавиц ласкать

Чем в постах и молитвах спасенья искать

Если место в аду для влюблённых и пьяниц

то кого же прикажите в рай допускать?

Ад и рай в небесах, утверждают ханжи.

Я в себя заглянул - убедился во лжи.

Ад и рай - не круги во дворе мирозданья

Ад и рай - это две половинки души

Надо жить, нам внушают, в постах и труде

Как живёте вы - так и воскреснете де!

Я с подругой и чашей вина не разлучен

Чтобы так и проснутся на страшном суде

Будешь людям служить - будешь ими любим,

Другом верным, желанным, становишься им.

Муравья лучше гостем принять в своём доме

Чем быть принятым в дом Соломоном самим.

Если мельницу, баню, роскошный дворец

Получает в подарок дурак и подлец,

А достойный идёт в кабалу из-за хлеба

Мне плевать на твою справедливость творец!

Так как смерть всё равно мне пощады не даст -

Пусть мне чашу вина виночерпий подаст!

Так как жизнь коротка в этом временном мире,

скорбь для смертного сердца - ненужный баласт.

В сей мир едва ли снова попадём,

Своих друзей вторично не найдём.

Лови же миг! Ведь он не повториться

Как ты и сам не повторишься в нём.

Чьё сердце не горит любовью страстной к милой

Без утешения влачит свой век унылый.

Дни, проведённые без радостей любви,

Считаю тяготой ненужной и постылой.

Беспощадна судьба, наши планы круша.

Час настанет - и тело покинет душа.

Не спеши, посиди на траве, под которой,

Скоро будешь лежать никуда не спеша.

Я спросил у мудрейшего: Что ты извлёк

Из своих манускриптов?" Мудрейший изрёк:

"Счастлив тот, кто в объятьях красавицы нежной

По ночам от премудростей книжных далек!"

За возможные неточности рифмы и перевода прошу прощения, писал на память)

Мой любимый: Смысла жизни открыть не пытайся секрет, Не постигнешь всю мудрость за тысячу лет, Лучше рай сотвори на зеленой лужайке — На небесный надежды особенно нет.

Автор молодец! Хайям крутые рубаи писал, в свое время много их перечитал.

Кто понял жизнь, тот больше не спешит,
Смакует каждый миг и наблюдает
Как спит ребенок, молится старик,
Как дождь идет и как снежинка тает.
*************************************

Общаясь с дураком, не оберёшься срама,

Поэтому совет ты выслушай Хайяма:

Яд, мудрецом тебе предложенный, прими,

Я знаю мир: в нем вор сидит на воре,

Мудрец всегда проигрывает в споре, с глупцом,

Бесчестный - честного стыдит,

А капля счастья тонет в море горя.
************************************
Еще автор, если действительно увлекаешься этой темой, сможешь найти рубаи на тему о жене, типа нужна брать небольшого роста, типа "из двух зол выбирают меньшее". В каком-то стихе была схожая мысль

Четыре строчки источают яд,

Когда живет в них злая эпиграмма,

Но раны сердца лечат рубайят-

Четверостишья старого Хайяма."

то чувство, когда учил их на память. один из любимых поэтов)

Как-то сидели с другом в кафе Город М в Минске (не реклама) и там возле столика стоит стеллаж с книгами. Одной из них была книга со стихами Омара. Какую страницу не открой — всё про вино. В каждом стихотворении, на которые довелось наткнуться в этой книге была про вино или касающееся выпивки.

Это я так. К слову. Ничего против него не имею

Благодаря статусам ВК - Этого Хайяма - слышать уже не хочется .

В окно смотрели двое:Один увидел дождь и грязь,Другой листвы зеленой вязь,Весну и небо голубое.В одно окно смотрели двое

Это Расул Гамзатов

Иллюстрация к комментарию

Иллюстрация к комментарию

Океан состоящий из капель,велик.

Из пылинок слагается материк.

Твой приход и уход-не имеют значения,

Словно муха в окно залетела на миг.

Иллюстрация к комментарию

Будь осмотрителен - судьба-злодейка рядом!

Меч времени остер, не будь же верхоглядом!

Когда судьба тебе положит в рот халву,

Остерегись - не ешь! В ней сахар смешан с ядом.

а это хочу чтобы было на моем надгробии:

Он храбрецом не был, он мудрецом не был
Но поклонись ему
Он Человеком был

Рука репостнуть потянулась

Каждый молится богу на собственный лад.

Всем нам хочется в рай, и не хочется в ад.

Лишь мудрец, постигающий замысел божий,

Адских мук не страшиться и раю не рад

"Не годится ездить в Ниццу", - так сказал Омар Хайям

Вывод всех его стихов - жить нужно так как тебе нравится.

4. В одно окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь.

Другой — листвы зелёной вязь, весну и небо голубое.

В одно окно смотрели двое.

Это не Омар Хайям!

Вконтакте всё пропитано подобной "мудростью". Очень надеюсь что это всё добро только там и оставалось.

у него был рубай в котором он говорит типо старик пьяный ведет себя как ребенок, зрелый как безумец, а молодой пьяный мудр как старик, смысл такой вроде.

сколько сборников перелопатил не могу найти и все.

"Ад и рай - в небесах", - утверждают ханжи.

Я в себя заглянув, убедился во лжи:

Ад и рай - не круги во дворце мирозданья,

Ад и рай - это две половины души.

Вообще для Хайяма несвойственны мотивационные рубаи. У него больше депрессивных было, темно-философских. Ну и про вино и сиськи, конечно же )

ИМХО, рубаи надо читать голосом и с выражением Чонишвили ) Во всяком случае, у меня в голове рубаи звучат только так )

Всё, что видишь ты - видимость только одна
Только форма, а суть никому не видна.

Смысла этих картинок понять не пытайся,

Сядь спокойно в сторонке и выпей вина!
____________________________________

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало

Два важных правила запомни для начала:

Уж лучше голодать, чем что попало есть;

Быть лучше одному, чем вместе с кем попало.

Уже не 15 фраз. "Рубайи" - шикарны, для многих жизненных ситуаций подойдут.

"Живя на религиозном востоке, Омар Хайям размышляет о Боге, но решительно отвергает все церковные догмы."

Эээ а можно поинтересоваться какие ?

мудрый чувак за него плюс!

Всю эту чушь он не писал.

Ну и че за бумеранг?! он че был изветенен. Короче хуйню тут постят!!

Блин, выбрали для поста самые унылые рубаи! Где бухло и сиськи? Хайям очень много места в своём творчестве уделял теме сисек, (не)культурному отдыху и сомнительности загробной жизни!

да это же почти перашки!


Пятница, Омар Хаям

Пятница, Омар Хаям


Омар Хайям - мистик или романтик?

Омар Хайям - мистик или романтик? Омар Хайям, Сельджуки, Персия, История, Поэзия, Рубаи, Стихи, Философ, Длиннопост

Современное изображение Омара Хайяма

Омар Хайям - мистик или романтик? Омар Хайям, Сельджуки, Персия, История, Поэзия, Рубаи, Стихи, Философ, Длиннопост

Омар Хайям. Памятник в Иране

Омар Хайям - мистик или романтик? Омар Хайям, Сельджуки, Персия, История, Поэзия, Рубаи, Стихи, Философ, Длиннопост

Исфахан сегодня

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки

Ларыженцева Анастасия, ученица 9 класса

гуманитарно – экономической

школы – лицея имени Н. Островского,

города Сарканда, Саркандского района

Рубайат Омара Хайяма - жемчужины мудрости

عمر الخيام الربيعي

Направление

Казахстана и перспективные

Руководитель Исхакова Г.Г.

201 4 г.

Исследовательская часть …………………………………………………6

Список используемой литературы ………………………………………15

на исследовательскую работу ученицы 9 класса

гуманитарно-экономической школы-лицея им. Н. Островского

Ларыженцева Анастасия

Осмысление поэзии известного метра позволяет сделать вывод о том, что темы и мотивы его творчества разнообразны, глубина смыслов и емкость чувств в рубаи поражает, они, как айсберг : всего четыре строчки, а под ними глыба мыслей и чувств. Несмотря на то, что прошло уже восемь веков, четверостишия Хайяма все также излучают глубочайшую мудрость, удивительное жизнелюбие и искрометное веселье. Творчество Хайяма – это поиск гармонии личности и общества, человека и мира, человека и природы.

Для достижения поставленной цели были использованы методы анализа, сопоставления, классификации.

Новизна работы заключается в том, что анализ и постижение глубины смыслов рубайат позволило классифицировать стихи – афоризмы по основным темам и мотивам и найти рецепт спасения человечества в самое кровавое столетие земной истории, когда нравственные ценности теряют силу и значимость на фоне разврата, жестокости и насилия.

Отличительной особенностью является также самостоятельность в изучении научно-популярной литературы, использование разнообразных методов исследования. Умело и грамотно проведена классификация, сделана хорошая подборка рубайат из сборников.

Результатом работы являются объективные выводы, которые раскрывают поставленные цель и задачи.

Тема исследования: Рубайат Омара Хайяма – жемчужины мудрости.

Объект исследования: литература (рубайат) Омара Хайяма.

Предмет исследования: основные мотивы творчества О. Хайяма

Цель исследования:

проанализировать четверостишия О. Хайяма;

постичь глубины смыслов рубайат.

Задачи исследования:

изучить литературу по теме исследования;

проанализировать и классифицировать четверостишия известного классика по основным темам и мотивам;

доказать, что рубайат Омара Хайяма прошли проверку временем и являются актуальными сейчас, в самое кровавое столетие земной истории;

каждое рубаи – жемчужина мудрости, способное пробудить в людях добрые чувства;

найти рецепт спасения человечества.

Методы исследования: классификации, анализ, сопоставление, количественный, компонентный анализы, наблюдение, описание.

Гипотеза: если проанализировать рубайат Омара Хайяма, то можно:

Ø увидеть, что темы и мотивы его творчества разнообразны

Ø раскрыть глубину содержания четверостиший

Ø убедиться в том, что поэзия Хайяма – поиск гармонии личности и общества, человека и мира, человека и природы

Ø найти рецепт спасения человечества

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы на уроках и во внеклассной работе. По параллелям в классах можно провести:

4. Интегрированный урок литературы, истории, изобразительного искусства (9-е, 10-е классы);

5. Олимпиады, викторины, конкурсы сочинений.

Актуальность исследования : современен ли Омар Хайям? Прошло целое тысячелетие, но нас все же волнует вопрос:

Откуда мы пришли?

Куда свой путь вершим?

В чем нашей жизни смысл?

Он нам непостижим.

Омар Хайям - всемирно известный классик персидско-таджикской поэзии. Полное имя – Гияс ад – Дин Абуль Фатх ибн Ибрахим Хайям Нишапури.

Омар Хайям… Какие чувства и мысли возникают, когда мы произносим это имя? Конечно, у каждого свои, но, вероятно, есть что-то общее у всех в восприятии его творчества. Не могут не поразить те вечные проблемы, о которых говорится в рубайат, глобальные и безграничные во времени и пространстве, но вмещенные в малую форму его стихов- афоризмов.

Маленькая книжка живет на его родине, в соседних странах, во всем мире, переходит их рук в руки, из дома в дом, из страны в страну, из века в век, будоражит мысли, заставляет людей размышлять и спорить о мире, о жизни, о счастье.

Великий гуманист, жизнелюбец Хайям утверждает жизнь, прославляет красоту и духовное величие человека. За каждой реалистической картиной, будь то гончарная мастерская или черепок кувшина, скрывается глубокий драгоценный смысл: он воспевает возлюбленную, и хотя она смертна, как все люди, она становится божеством, ради которого он отказывается от рая. Он прославляет пир высоких мыслей и благородных чувств. Чаша вина – это волшебная чаша Джамшида, чаша человеческого разума, объемлющего весь мир.

Исследовательская часть

Данное исследование следует начать с определения понятия рубаи. В кратком словаре литературоведческих терминов под редакцией

Л.И. Тимофеева мы находим следующее толкование: рубаи (араб., мн. число рубайат) – одна из самых распространенных форм лирической поэзии народов Востока. Четверостишие, как правило, философского содержания, в котором рифмуются первая, вторая и четвертая строки, а третья остается без рифмы. Впервые появился в персидской поэзии в IX веке.

Его четверостишия – рубайат пробились, как родники, из глубин народного творчества, каждое из них- это маленькая поэма. Хайям выгранил форму четверостишия, как драгоценный камень, утвердил внутренние законы рубайат , и в этой области нет ему равных. Глубина смыслов и емкость чувств поражает в рубайат , они , как айсберг: всего четыре строки, а под ними глыба мыслей и чувств.

В ходе исследования был проанализирован ряд рубайат. Многогранность, разнообразие творчества О. Хайяма можно почувствовать, выделив основные темы и мотивы четверостиший:

Читайте также: