Сочинение по обществознанию 6 класс по картине

Обновлено: 18.05.2024

Ближе всего расположена речка покрытая льдом. Кристально чистая вода замерзла, и на ее поверхности образовался гладкий лед, не имеющий на себе ни снежинки. У самого берега проглядываются небольшие островки мелководья, замерзшие, покрытые тоненькой корочкой льда, а на самом берегу растет кустарник. Если внимательно присмотреться, то можно заметить несколько пташек, усевшихся на кустике и у кромки льда. Картина запечатлена с высока, скорее всего художник в тот момент сидел где-то на небольшом холме с противоположного берега реки.

После реки взгляд падает на заснеженную деревушку, где потихоньку движется жизнь людей. За многочисленными домами проглядывает лес. Мы отчетливо видим, что в лесу растут дубы и тополи. Лес трудно не заметить, ведь он дает контраст на фоне со светлым небом, на котором скоро зайдет солнце. По зеленовато-желтой окраске небо можно предположить, что закат, скорее всего, будет розовым. Художник прекрасно передал сияние снега, используя множество различных красок. Весь снег, расстилающийся в деревне, кажется слегка голубоватым.

Вот мы и подошли к самому главному, деревня, центр картины и весь смысл. Деревня состоит из деревянных построек, домов, засыпанных сугробами. В одном из окон проглядывает отражающиеся солнышко. Так же за могучими деревьями скрылась церковь, слева мы видим купол, просматривающий из-за деревьев. Так же мы видим два воза с сеном, которые направляются к амбару, примыкающему к одному из домов. По небольшой протоптанной тропинке идут люди, скорее всего это семья, ведь мы наблюдаем двух взрослых, высоких людей, а рядом с ними небольшого роста идут дети. Зимой город словно замирает, людей становится меньше и мы это отчетливо видим на картине. Большое количество снега и две-три протоптанных дорожек говорят нам о спокойствие и безлюдье в деревне в такое холодное время года.

Автор хотел передать с помощью этой картины теплоту и душевности, обитающих в этой деревне. Такой душевностью он пытается вызвать у зрителя чувство гармонии и умиротворения. Именно этой картиной художник показывает всю красоту русской природы.

Простое сочинение

Передо мной картина Н. Крымова “Зимний вечер“. Разглядываю её, и всё изображённое на ней кажется мне знакомым.

На большей части картины художник изобразил снег. Пушистый, густой, снег лежит везде: на земле, на крышах домов, он почти скрывает под собой небольшие кустики и бурьян на переднем плане. Мне кажется, что Н. П.Крымову важно было подчеркнуть обилие снега, потому что именно снег – это главная примета русской зимы.

Художник изобразил зимний вечер на своей картине. На закате снежное пространство уже не блестит, краски приглушены. Солнце скрывается за горизонтом, его последние лучи меняют цвет снега. В тени он синеватый, и его хорошо видно, какой он глубокий и пышный. Там, куда ещё достают солнечные лучи, снег выглядит розоватым. Тропинки, протоптанные в снегу, заметны издали. Их глубина показывает нам, что зима уже вступила в свои права, снег до этого шёл уже довольно долго.

В центральной части полотна мы видим картину, привычную для деревенской жизни: люди возвращаются домой, стараясь успеть зайти в жилища до темноты. По узкой тропинке двое взрослых идут с ребёнком в деревню, чуть сзади в том же направлении движется ещё один человек. По дороге в деревню едут двое запряжённых лошадьми саней, на которых нагружены большие копны сена, лошадьми управляет возчик. Фигуры людей не прорисованы чётко, они маленькие и почти бесформенные, потому что люди одеты по-зимнему и расположены не на переднем плане.

На границе вечернего света и тени сидят чёрные птицы. Они не летают, наверное, в такой холод, берегут силы. Я хорошо представляю их редкие крики, в зимней тишине они бывают далеко слышны.



Сочинение по картине Крымова зимний вечер 6 класс

На переднем плане пейзажа художник изобразил замёрзшую речку. Она чиста и прозрачна, лёд на ней гладкий, бесснежный. У берега водоёма из-подо льда выглядывают островки мелководья, а на самом берегу растёт кустарник. Несколько маленьких пташек расселись у кромки льда и на кусте. Мы можем предположить, что картина рисовалась художником с противоположного берега. В этот момент Крымов был на возвышенности.

На заднем плане холста живописец изобразил зимнюю деревушку. За ней нарисован лес, состоящий из дубов или тополей. Он тёмной массой выделяется на фоне светлого, зеленовато-желтого неба. Оно низкое, чистое. По его цвету можно предположить, что закат будет розовым. Перед домиками расстилается огромное снежное пространство. Художник мастерски использует цветовую палитру для передачи различных оттенков снега: от тёмно-синих диагональных теней до чистейшего белого снега на крышах домов. Но в общем вся снежная масса кажется нежно-голубоватой. Деревня является одним из главных объектов полотна. Это небольшая группа построек, утонувших в дремучих сугробах. В окнах одного из домишек видны отблески солнца. Слева, немного в отдалении от жилых строений, виднеется купол колокольни. К одному из домов примыкает амбар. К нему направляются два воза с сеном. Перед постройками по узкой тропинке идут местные жители.

Автор использует в своём произведении различные оттенки белого цвета для изображения снега. Бирюзовым цветом окрашен лёд на реке. Художник передаёт окраску вечернего неба при помощи светлых зеленоватых и желтых тонов.

Сочинение-описание

Николай Петрович Крымов – русский художник-пейзажист. Его очаровывала неброская красота родной русской природы. Особенно он любил снег, мороз, спокойную величавость зимы. Хотя картина называется “Зимний вечер”, но она очень светлая, видимо, вечер только начинается. Наверное, поэтому небо, которое занимает большую часть картины, ярко-зеленого цвета. Согласитесь, зеленый закат приходится видеть нечасто. А больше всего на картине снега. Похоже, что зима очень снежная и сугробы высокие. Удивительно, какие цвета использует художник, чтобы изобразить белый снег. Это и серый, и синий, и голубой, и чисто-белый на крышах. Эти разные цвета передают ощущение мороза, холода и чистоты снега, укрывающего всю землю.

Картина Крымова “Зимний вечер” – это пейзаж, но на нем не просто изображена природа и красивый вид. Это пейзаж с присутствием людей, их жилищ, а потому от него веет особым теплом. На среднем плане мы видим тонкую тропинку, протоптанную в сугробах, по которой идет вереница людей. Это крестьяне, что живут в деревянных избах неподалеку. Среди закутанных фигурок можно различить и детей, которым такая зима наверняка доставляет радость. На переднем плане несколько темных точек, в них тоже угадывается деревенская детвора – дети катаются с горки на санках. Скоро стемнеет и мамы позовут их домой.

В левой части картину диагонально пересекает проселок, по нему движутся две лошадиные упряжки со стогами сена. День клонится к вечеру и людям надо успеть закончить свою работу до наступления темноты. Деревья и дома выглядят темными, почти черными, но это все же не черный, а темно-коричневый теплый цвет. В этих домах наверняка тепло и уютно. На косогоре виднеется купол церкви, это символ света, добра, надежды. Видно, что художник написал картину с большой любовью.



Биография Николая Крымова

Николай Крымов родился в 1884 году 20 апреля в Москве в семье художника П. А. Крымова. Первоначальную подготовку получил от отца, именно он был его первым учителем и смог привить сыну любовь к искусству с малых лет. Брат будущего художника стал знаменитым хирургом своей эпохи. 1904 год стал важным для Крымова. Он поступает в Московское художественное училище, однако первые годы он изучал архитектуру и лишь позднее, с 1907 по 1911 год, в мастерской Васнецова приступил к изучению живописи.

Умер художник в 1958 году в Москве, был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Для 6 класса

Эти бедные селенья, Эта скудная природа — Край родной долготерпенья, Край ты русского народа!

Ф. И. Тютчев

Зимняя природа на картине Крымова тихая, словно уснувшая. Кажется, что все вокруг спит до самой весны. Впечатление полного покоя нарушают лишь движущиеся женские фигуры и пара лошадей, запряженных в сани, которые везут сено. Невольно вспоминаются строки Пушкина:

Зима. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь…

Повседневная картина жизни крестьянской деревни выглядит умиротворенной, и жизнь людей под кистью автора кажется неспешной, размеренной. Мы видим людей, занятых каждый своим делом.

На переднем плане картины изображена река, скованная льдом. Мы видим кустарник вдоль реки и стайку уток, пришедших в поисках полыньи.

Вдоль замерзшей реки по натоптанной тропинке по направлению к деревне идут женщины. А с левой стороны по дороге к избам движется пара саней, сопровождаемых мужчиной. Длинные тени от человеческих фигур говорят о том, что скоро стемнеет, как это бывает зимой.

В центре картины — крестьянские избы с дворами, сараями и прочими постройками. Все строения деревянные. На их крышах лежат сугробы снега. Вообще, глубокий снег лежит повсюду. На заднем плане картины — огромные деревья, а с левой стороны полотна между деревьев виднеется церковь.

Можно предположить, что художник изобразил январь — снег белый и глубокий, лед на реке — голубой, а небо зеленоватое. Такой пейзаж мы обычно наблюдаем именно в январе. Краски картины холодные — художник таким образом передает январскую стужу.

Такой термин появился в современной психологии, смысл его сводится к тому, что человек с подобным типом мышления не способен собрать все свои знания в одну большую единую картину. Именно способность писать сочинения так важна и необходима, ведь в любом виде деятельности так необходим навык мыслить логически и уметь анализировать, понимать, что из чего вытекает и к чему может привести. Ведь если разобраться, что же такое сочинение? Это убедительное и последовательное изложение мыслей по указанной теме.

Короткое сочинение

Художник подобрал хорошее сочетание цветов, которое показывает, что зимний вечер может быть прекрасным. Кристально чистый, белый снег искрится в лучах заходящего солнца. А за всей этой красотой наблюдает идеальное, фантастическое небо, которое бывает таким только по особым дням. Правда, на картине есть несколько темных пятен – это деревья. Они четко прорисованы темными красками, так как еще не успели получить новые наряды.

Впечатления от картины. Чувство покоя и умиротворения

Перед нами одна из картин, которая была написана мастером исторического жанра, так как именно к этому направлению, принадлежит наш знаменитый Суриков, который прославился не только этой известной исторической картиной. Суриков, постоянно изображал на своих полотнах очень известных исторических людей, которые сыграли огромную роль в истории России. В центре этого сюжета, мы наблюдаем Степана Разина, который плывет на своей ладье. Здесь он не один, так как его окружают верные соратники, которые будут с ним до последнего.

Это повстанцы, которые боролись за свои права и свободы, но они не сумели довести свое славное дело до победного конца. Мастер очень ярко показывает все настроение, которое царит в этом коллективе: все уже порядком под устали и желают немного отдохнуть, и все это отчетливо наблюдается на их уставших лицах, но наш отважный герой не дремлет, так как он погружен в глубокие раздумья, которые его беспокоят и не дают ему спокойно жить. Художник, который по изображению лиц, показывал всю эпоху, так как довольно точно ловил происходящий исторический момент.

Довольно четко показано все одеяние наших героев, так как у зрителя есть возможность рассмотреть различные детали, которые придают этому событию особенную роль. Что ждет этих героев, которые бросили вызов властям? Как сложатся их непростые и противоречивые судьбы, которые уже обречены? В картине использованы серые и темные тона, так как все это время очень печально для России. Радости нет, так как в стране большая смута, которую нужно просто пережить, так как другого выхода нет. Только блики солнца на воде, придают всей этой затеи надежду, надежду на спасение и возрождение, которое должно помочь всем этим людям, которые попали в гущу этих исторических событий, событий, которые перевернут мировоззрение всех наших героев.

Сочинение-описание вариант 2

Суриков Василий Иванович начал писать картину Степан Разин в 1900 году. Сразу после представления полотна публике, картина имела огромный успех. Это 6-ти метровое полотно, отражающее суть исторического эпизода, пришлось по вкусу многим.

На картине мы видим большую ладью под парусом, которая плывет по спокойной и тихой реке. В этой ладье, на дорогих коврах лежит атаман Степан Разин в богатых одеждах, видимо сняв их с барского плеча, который в своё время поднял на Волге восстание, перешедшее в крестьянскую войну. Его лицо сосредоточено и серьезно, взгляд полон раздумий. Поза атамана говорит о том, что он на стороже и бдителен. Его не веселит ни награбленное, ни веселые песни казаков. Такими же мыслями наделены и гребцы. Их напряженность, усталость и вялость видна невооруженным глазом.

Вокруг Степана Разина изображены казаки, каждый из которых занят своим делом, кто-то спит, а кто-то отдыхает и пьёт, радуясь о превосходной добыче.

Главная фигура Разина изображена в центре картины, привлекая наше внимание. Особенно чувствуется тишина утра, отражающаяся белой дымкой над водой реки и легкими лучами утреннего солнца. Очень сильно запечатлен момент поднятия всех весел, делающее ладью похожую на большую птицу, стремящуюся в простор. Вся картина пропитана воздухом и светом, хотя она выдержана в темных и мрачных тонах, наполняя нас тревогой.

Особенное место в картине занимает плененный персидский князь. Он всем своим видом и сутью противопоставлен атаману. Разин, смотря на княжича, возможно, видит в нем отражение своего скорого будущего. Он спокоен и ожидает своего часа.

Вся картина, а именно ладья, струящаяся по реке, окружена невероятно красивым пейзажем. Пастельные тона неба, берега и воды дают нам осознание тишины и умиротворения. В лицах казаков мы не видим гнева, а наоборот мы видим усталость от того современного быта и горькой людской доли. Главное что тревожит их это свобода души и тела, а не награбленные богатства, такие как ковры.

Обществознание — описание для 6 класса











Брат за брата

Что известно точно, так это то, что появившийся на свет примерно в 1630 году Степан Тимофеевич Разин с юных лет принимал участие в военных походах и к своим 25 годам стал среди казаков влиятельной фигурой, так же как и старший брат Иван.

В 1661 году Степан Разин вместе с Фёдором Буданом и несколькими донскими и запорожскими казаками вёл переговоры с представителями калмыков о мире и о совместных действиях против ногайцев и крымских татар.

В 1663 году он во главе отряда донских казаков совместно с запорожцами и калмыками ходил в поход против крымских татар под Перекоп.

У московских властей Степан и Иван Разины были на хорошем счету вплоть до событий, которые разыгрались в 1665 году во время войны с Речью Посполитой.

Казаки — люди вольные, и в разгар вооружённого конфликта атаман Иван Разин, не нашедший общего языка с московским воеводой, принял решение увести казаков на Дон.

Воевода Юрий Алексеевич Долгоруков, не отличавшийся большими способностями дипломата, пришёл в гнев, повелел догнать ушедших. Когда казаков настиг Долгоруков, он приказал немедленно казнить Ивана Разина.

Степан был потрясён гибелью брата. Как привыкший ходить в походы человек, он относился к смерти философски, но одно дело — гибель в бою, и совсем другое — бессудная расправа по воле вельможи-самодура.

Мысль о мести крепко засела в голове Разина, однако к претворению её в жизнь он перешёл не сразу.

После гибели брата стесняться атаман не собирался. Грабили всех подряд, фактически парализовав важнейшие для Москвы торговые пути. Казаки расправлялись с начальными людьми и приказчиками и принимали к себе судовых ярыжных людей.

Такое поведение было дерзким, но всё-таки не из ряда вон выходящим. А вот когда разинцы разгромили отряд стрельцов, а затем захватили Яицкий городок — это уже стало походить на откровенный бунт. Перезимовав на Яике, Разин вывел своих людей в Каспийское море. Атамана интересовала богатая добыча, и он направился во владения персидского шаха.

Представителей казаков тут же заковали в цепи, а одного затравили собаками. Атаман Разин, убедившись, что по части бессудных расправ персидские власти ничуть не лучше русских, атаковал и захватил город Фарабат. Укрепившись в его окрестностях, разинцы провели там зиму.

Рекламная кампания[ | ]

Александр Дранков выпустил к премьере фильма специальные афиши, в которых говорилось[4]:

Рекламную афишу фильма нарисовал петербургский художник Поль Ассатуров[5].

Война с режимом

После переговоров местный воевода князь Прозоровский принял атамана с почётом и пропустил его на Дон. Власти готовы были закрыть глаза на прежние грехи Разина, лишь бы он успокоился.

Степан Тимофеевич Разин, однако, успокаиваться не собирался. Напротив, он почувствовал силу, уверенность, поддержку бедноты, считавшей его героем, и посчитал, что пришло время для настоящей мести.

Сообщалось также, что к восставшим якобы примкнули патриарх Никон (на самом деле находившийся в ссылке) и царевич Алексей Алексеевич (к тому времени умерший).

За несколько месяцев поход Разина превратился в полномасштабную войну. Его войско взяло Астрахань, Царицын, Саратов, Самару, целый ряд более мелких городов и населённых пунктов.

Во всех занятых разинцами городах и крепостях вводилось казачье устройство, представителей центральной власти убивали, канцелярские бумаги уничтожались.

Когда и за что в России казнили преступников?

Всё это, естественно, сопровождалось повальными грабежами и бессудными расправами, которые были ничуть не лучше той, что учинил князь Долгоруков над братом Разина.

Петербургские кинематографы демонстрируют то зарезанную женщину в запачканном кровью платье; то ревнивого мужа, сбрасывающего за борт лодки любовника жены; то хулигана, который душит за горло малолетнюю девушку; то Стеньку Разина, кидающего персидскую княжну в волны; то отравленного молодой женой человека…[7]

Это, конечно, далеко не совершенная постановка, но и теперь картина даёт зрителю очень и очень много.[8]

Итоги

Молодые годы

В 1665 году произошло событие, которое повлияло на дальнейшую судьбу Степана Разина. Старший брат Иван, принимавший участие в русско-польской войне, решил самовольно покинуть позиции и удалиться с армией на родину. По обычаю вольное казачество не обязано было подчиняться правительству. Но войска воеводы Ю. А. Долгорукова догнали разинцев и, объявив их дезертирами, казнили на месте. После смерти брата Степан воспылал яростью к русскому дворянству и решил идти войной на Москву, дабы освободить Русь от боярщины. Нестабильное положение крестьянства также стало причиной восстания Разина.

Проявлял себя Разин и как миротворец среди южных народов. В Астрахани он выступил посредником в споре между нагайбакскими татарами и калмыками и не допустил кровопролития.

Примечания[ | ]

Критика[ | ]

История появления фильма[ | ]

Фильм снимался на озере Разлив. В съёмках фильма принимали участие 150 человек массовки.




Причины восстания

В начале 17 столетия завершилась Смута. С появлением законной царской династии народ связывал надежды на облегчение жизненных тягот, снижение поборов. Однако этого не случилось. Напротив, повинности и сборы, взимаемые с народа, только росли. Недалеко было и до окончания вольницы: Земский Собор 1649 года принял указ, окончательно установивший в государстве крепостное право. Если ранее многие крепостные, не выдержав тяжелой жизни под хозяином, дожидались Юрьева дня и уходили в степи к казакам, чтобы начать новую жизнь, то теперь такая возможность у них была отнята: они всегда считались беглыми и подлежали поимке.

На Дону население роптало: чувствовался недостаток хлеба, и казаки обратились к представителям власти с просьбой о разрешении возделывать плодородные земли. Однако такого разрешения дано не было. Созрели предпосылки для начала восстания. В 1666 году формируются первые отряды недовольных, против которых царское правительство тут же высылает войска. Казаки временно сложили оружие.

Но в 1667 году бунт вспыхивает с новой силой. Теперь у восставших есть руководитель. Это казак Степан Разин, по национальности, скорее всего, калмык с русскими корнями либо русский с калмыцкими, родившийся в станице Зимовейской. Разин отличался острым умом и сильным характером, пользовался уважением и авторитетом. У него были свои, личные причины ненависти к власть предержащим: его родного брата жестоко казнил князь Юрий Долгорукий.

картина

Смутное время

Особенности казачьей солидарности

В Москве почувствовали, что дело пахнет жареным, новой смутой. О Степане Разине говорила уже вся Европа, иностранные дипломаты сообщали, что русский царь не контролирует свою территорию. Того и гляди можно было ожидать иностранного вторжения.

По приказу царя Алексея Михайловича, против Разина была направлена 60-тысячная армия под командованием воеводы Юрия Барятинского. 3 октября 1670 года в битве под Симбирском войско Степана Разина было разбито, а сам он был ранен. Верные люди помогли атаману вернуться на Дон.

Атамана Разина и его брата Фрола доставили в Москву, где подвергли жестоким пыткам. Казни бунтовщика придавалось важное государственное значение — она должна была продемонстрировать, что русский царь умеет наводить порядок в своих владениях.

6 июня 1671 года Степана Тимофеевича Разина четвертовали на Болотной площади в Москве.

Инфографика Народные восстания


Народные восстания в Российской империи в ХVII – начале XX века

Идея о создании картины появилась у художника в 1866 году, когда он жил в деревне Шубино Тверской губернии. В 1880-х годах он написал ряд этюдов и эскизов для будущего полотна.

Над самой же картиной Максимов работал в усадьбе Любша. На ней художник изобразил свою тёщу – помещицу Надежду Константиновну Измайлову, и заброшенный барский дом – на втором плане.

В первую очередь, глядя на этот шедевр, невозможно не обратить внимания на умиротворённость, которую создал на полотне живописец.

На фоне старого и заброшенного дома изображена дряхлая барыня. Хозяйка особняка олицетворяет ностальгию. Кругом следы запустения, большой ветхий дом заколочен. Но, несмотря ни на что, во владелице этого когда-то роскошного и пышного дворянского особняка, сохранилась былая надменность и властолюбие.

Подушка под ногами и горделивая поза говорят о барских замашках. Пожилая помещица задумчива, как будто что-то вспоминает из своего далёкого прошлого. Госпожу уже больше ничего не беспокоит, как правильно отметил художник, всё в прошлом …

В отличие от барыни, у которой в воспоминаниях былая сила и власть, простой бывшей крепостной, вспомнить нечего. В её прошлом всё так же печально, как и в настоящем. Ей пришлось остаться у барыни, потому что ей больше некуда деться.

Но ни безотрадная старость, ни даже долгие годы совместной жизни, так и не сблизили их.

На картине хорошо заметно социальное неравенство: бывшая крепостная даже сейчас не решится поставить свою старую и грубую кружку рядом с вычурной чашкой барыни.

Автор картины

Андрей, доброй ночи

Спасибо за эту замечательную картину!

Ее очень любила моя мама…я вздрогнула, увидев на сайте эту картину-эта репродукция висела на стене в моем доме детства и юности……

«Она полулежит в кресле — остатке былой роскоши. Платье, капор, все это говорит о былом богатстве, увы, ныне потерянном….

Старушка дремлет, поддерживаемая подушкой, другая подушка, видимо ,с уже не существующего дивана,подложена под ноги.

Около кресла стоит стол, накрытый когда-то богатой, а нынче постаревшей скатертью. Для хозяйки поставлена фарфоровая чашечка, ваза и хлебница. На ступеньках деревянного дома, который раньше был флигелем для прислуги, сидит единственная крестьянка из дворни, которая не покинула хозяйку.

Там же стоит самовар, чайник и фаянсовая кружка в большой чашке. Даже сейчас эта грубая, большая кружка подчеркивает разницу в происхождении двух старушек, хотя что им сейчас делить? Ясно, что только бывшая служанка ещё поддерживает жизнь владелицы поместья.

Жизненные невзгоды заставили их поселиться в этом крестьянском доме, так и видишь, как, кряхтя и охая, поддерживаемая служанкой, идет старуха спать.

А над ними цветет сирень, и запах её проникает везде.

Служанка вяжет носок, зимою будет приятно надеть его на зябнущие ноги.

У обеих женщин все в прошлом — балы и увеселения для одной, труд, труд, труд для другой.

Теперь им только и остается, что радоваться весеннему солнышку.

И вспоминать ушедшее прошлое…..

А вот эскиз картины В.Максимова


Василий Максимович Максимов (1844-1911 гг.) родился в деревне Лопино Новоладожского уезда Петербургской губернии. Родители его — из государственных крестьян. До десяти лет Максимов оставался в родной деревне, рос среди людей, которые в будущем придут в его картины. Как для большинства русских художников, круг ранних художественных впечатлений стал определяющим.

Это — устоявшийся веками уклад крестьянской жизни, красочные обряды свадеб и земледельческих праздников, избы с украшающей их резьбой, костюмы, домашние ткани, вышивки на них, а также русские лица, русский интонационный лад речи и родная земля. В мальчике рано проснулась поэтическая чуткость, умение видеть красоту обыденного.

Позднее Максимов побывает в его доме, где впервые увидит живопись А.П.Лосенко, В.Л.Боровиковского, О.А.Кипренского и будет удивляться живости нарисованных людей.

Отец и мать Максимова были единственными в деревне грамотными людьми, а раньше прадед его славился в деревне как грамотей.

Послушников, кроме пения, ничему не учили. И Максимов решается самовольно уйти из монастыря, едет в Петербург и поступает в иконописную мастерскую Пошехонова, где сталкивается с невиданной жестокостью в обращении с учениками. Он убегает из этой мастерской к иконописцу К.А.Ярыгину; этот хозяин преследует за чтение, сжигает книги, но Максимов остается здесь на пять лет, поскольку на второй год работы разрешалось поступать в рисовальную школу при петербургском Технологическом институте.

Мальчик живет большой мечтой — учиться в Академии художеств. И чтобы заработать деньги на одежду, он успевает еще писать иконы и портреты местных мелких торговцев. Поистине, чтобы выстоять в таких условиях, не затеряться на трудных дорогах жизни, нужно было обладать упорством, внутренней устремленностью, жизненной силой.

Осенью 1862 года Максимов сдал вступительные экзамены в Академию художеств, получив за рисунок отличную оценку, а 7 января 1863 года Максимов в качестве вольнослушателя (поскольку не имел отпускной от сельского общества) начал занятия в Академии.

7 января 1863 г. Максимов в качестве вольнослушателя (поскольку нет отпускной от сельского общества) начинает занятия в Академии. К занятиям Максимов приступает с благоговением и восторгом, впервые — жизнь по зову души, без занесенного кулака. И потому неудивительна стремительность его успехов.

Максимов часто пишет автопортреты, на котором мы не можем не остановиться: в нем видна вера художника в свои силы, самооутверждение наперекор пережитым и уже отброшенным унижениям (автопортрет был показан на выставке 1877 г.).


Этот холст многопланов по своему содержанию: знакомит с личностью автора, вводит в мир художника, говорит о его взаимоотношениях с миром. Луч света делает различимыми во тьме лицо и фигуру сидящего. Свет скользит и словно запутывается в копне непокорных кудрей, создавая свечение вокруг юного, с мягкими чертами лица. Осанка юноши горделива, голова в смелом полуобороте на зрителя, в выражении лица чистота и открытость, душевный строй приподнят.

Можно много еще чего рассказать о художнике В.Максимове,но целесообразнее сделать это в отдельной теме.

В благодарность за эту картину, которая так напомнила мне мой родительский дом,вам,Андрей, весенний пейзаж художника Максимова:

Сад при доме Третьяковых


Замысел длиною в десятилетия

Примечания

Волнительная работа

Эскизы и повторения картины

Сохранился одних из ранних графических эскизов картины, датированный 1868 годом, — он находится в частном собрании в Москве. В собрании Ивановского областного художественного музея есть живописный эскиз 1888 года, исполненный маслом. Несколько живописных и графических эскизов находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Кроме этого, есть эскизы этой картины и в частном собрании, ранее принадлежавшем А. В. Максимовой-Скалозубовой (деревня Самарово Тюменской области)[25].

Подходим к картине, ближе

Невысокий чайный столик с нарядной скатертью и изящной посудой накрыт для барыни, красота, могущество и сила которой остались в прошлом. Теперь она, почти немощная старуха, откинулась в кресле на мягкую подушку, на другую вытянув больные ноги – спасибо, позаботилась услужливая помощница. Несмотря на возраст, затворническую жизнь и стеснённость в средствах, статная в прошлом барыня одета, как подобает даме с дворянским титулом: шёлковое платье с большим бантом на шее, бархатную тёплую накидку, отороченную мехом. На голове пышный кружевной чепец. Из-под накидки видны только кисти рук, спокойно лежащие на коленях. Кольцо на пальце да лорнет в руке завершают образ со следами прежнего богатства.

Фоном для героинь служит большой цветущий куст сирени. Дальше дорожка, на которой лежит старый пёс. Она ведёт к заброшенному барскому дому, большому, двухэтажному, некогда гудящему от гостей и веселья, а теперь одиноко стоящему на просторе с заколоченными окнами. Картину неприкаянности и запустения дополняют сухие деревья, одно поваленное, другие ещё на корню. Но корни эти уже мертвы, как ушедшая молодость.

Описание картины Все в прошлом Максимова

На первом плане сразу можно заметить двух женщин старше преклонного возраста. Они вышли на дневную прогулку, любуются красотой окружающего, проникаются приятной теплотой и свежестью весны. Старушка, сидящая в кресле, совсем расслаблена, пристроив рядом свою трость, она может полноценно отдохнуть. На её лице виднеется легкая, но искренняя улыбка. Становится ясно, что её мысли в этот момент погружены во что-то радостное, успокаивающее. Возможно, она вспоминает, как будучи юной девицей, гуляла, наслаждаясь подобной погодой. Благодаря таким моментам в памяти, есть возможность и сейчас прочувствовать былые эмоции, заставляющие трепетать сердце и испытывать умиротворение, удобно положив ноги на мягкую подушечку. Так же рядом можно заметить спящего пожилого пса, который сопровождает хозяйку долгие годы.

Настроение второй женщины явно более задумчивое и скупое на эмоции. Она занята вязанием, сидя на ступеньках. Скорее всего, её судьба, как прислуги и помощницы, была более тяжелой, чем госпожи в кресле. Рядом с вязальщицей стоит самовар и чашка с блюдцем для чая.

Природой, написанной художником на картине, можно любоваться беспрерывно. Открытые нараспашку окна дома показывают, как аромат весны и распустившихся цветов проникает повсеместно. Вдалеке, на нежно – голубом небе с легкими белокрылыми облаками, едва заметны прилетевшие птицы. На заднем плане присутствует еще один дом, но, по всей видимости, уже не жилой, а заброшенный. Ясно, что когда-то это было статное здание с колоннами и чудесным балконом.

Размышления героинь и зрителя

Чаепитие закончено, женщины сидят молча, каждая погружена в свои мысли. Барыня предаётся воспоминаниям о былом, минувшее теперь единственная её отрада – веки полуопущены, взгляд направлен вдаль, лицо спокойно, на нём только печать прожитых лет. Помощница, хоть и вяжет, но не следит за своей работой, а смотрит поверх очков на притоптанную траву, словно видя в ней себя – так и её всю жизнь приминали, а она сносила всё и служила хозяевам – но она не в обиде, есть крыша над головой, хлеб. Да и нужна она своей старой барыне, сколько и радостей, и бед пережито – почитай, целый век вместе.

Казалось бы, и солнце проглядывает меж облаков в этот день вначале лета, и сирень ярко и пышно цветёт, но грустью и осенью веет от этой картины, весь философский смысл которой в очевидности, неумолимости и неизбежности хода времени…

Картина писалась на холсте, техника выполнения — масло. Полотно осталось незаконченным.

Жанр произведения — бытовая сцена: встреча дочери-институтки с отцом.

Композиция картины треугольная. Фигуры героев расположены так, что вместе они составляют треугольник.

На переднем плане изображены отец и дочь. Родитель — справа, он сидит в кресле, с широко открытыми незрячими глазами, со счастливой улыбкой трогает руками лицо дочери, узнавая её черты. Девушка, опустившись перед отцом на колени, смотрит на него с любовью и горечью. Похоже, отец ослеп без неё, и она впервые видит его в таком состоянии. Оба взволнованы.

Дочь изящная, в элегантном и скромном платье, тёмные волосы собраны в аккуратную девичью причёску. Черты юного лица правильны, но ещё не совсем определились. Стареющий отец худощав, темноволос. Выразительный профиль мужчины чётко очерчен, в лице видна порода.

Герой одет в мягкий бархатный халат, на ногах домашние туфли. Он подался вперёд к дочери из глубокого кресла. Видно, что её приезд для него радостная неожиданность. Очевидно, девушка вошла внезапно, торопливо. Справа, рядом с креслом, виднеется сброшенное ею пальто, на полу лежит перчатка.

Средний план. За креслом виден четырёхугольный стол, порытый коричневой скатертью. За спиной отца — чашка с чаем. Слева, напротив стола, виднеется угол дивана или кушетки с коричневым пледом. Над столом темнеют две картины в рамах. Обстановка скромная, но в комнате опрятно. Показан быт небогатого, но благородного человека.

На заднем плане, справа, в углу комнаты выделяются тёмной вертикалью часы. В дверном проёме — две фигуры. Одну из них, женскую, художник начал прорабатывать, а другая, мужская, представляет собой только очерк. Они склонились друг к другу и что-то обсуждают. Вероятно, приезд барышни. По внешнему виду эти персонажи относятся к прислуге.

Цветовая палитра картины сдержанная, тона сумрачные и мягкие, пастельные. У отца тёмно-коричневый халат, кресло и коврик под ногами серо-зелёного цвета, такого же оттенка стены в помещении. Скатерть, пол тоже в коричневых тонах. Эта цветовая гамма передаёт печальное настроение. Самое светлое пятно на полотне — девушка. Она оживила это невесёлое жилище. Её платье песочного цвета с золотистым оттенком. Белая пелерина покрывает плечи и придаёт праздничность фигуре барышни. И в самом деле, для отца праздник приезд любимой дочери. Фигуры героев по цвету контрастируют.

Свет падает слева от невидимого зрителю окна, освещая девушку. Тем самым художник подчёркивает юность героини, которая всегда связана с радостью, надеждой на лучшее. Кажется, что жизнь отца теперь будет светлее.

Идея картины: любой мрак может быть рассеян любовью близкого человека, любое несчастье можно пережить, если ты нужен кому-то.

К сожалению, картина осталась незавершённой. Она хранится в Третьяковской галерее, привлекая зрителя силой и благородством чувств героев, так умело переданных художником.

Читайте также: