Сочинение по обществознанию 10 класс темы

Обновлено: 02.07.2024

↑ Социология

Факторы, влияющие на общественные процессе (объективные и субъективные)
Социальное неравенство. Роль духовных и материальных ценностей в жизни людей.
Прогресс организации общества.
Мужские и женские социальные роли. Неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин.
Специфические качества города.
Социальная природа знания, мышления, деятельности общества.
Процессы передачи информации между социальными группами.
Молодёжь как социальная общность.
Процесс социализации вступающих в жизнь поколений.
Образ жизни молодежи, формирование планов, целей и ценностных ориентаций. Социальная мобильность.
Наука как социальный институт. Функции науки.
Образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами.
Взаимодействие религии и общества.
Семья как социальный институт и малая группа. Ее структура и функции.
Труд, социальная активность. Влияние глобализации на локальную жизнь.
Влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения.
Национальное самосознание.
Тенденции межнациональных отношений.
Межэтнические конфликты.

↑ Социальная психология

↑ Экономика

Ограниченность ресурсов и безграничность человеческих потребностей.
Экономический выбор.
Факторы производства и их значение в экономике.
Труд как вид деятельности и экономический ресурс. Капитал как экономический ресурс.
Интеллектуальный капитал как главный источник формирования конкурентных преимуществ в экономической деятельности.
Сущность и функция денег в экономике. Факторы, определяющие производительность и конкурентоспособность производства в современной экономике.
Эффективность использования ресурсов.
Значение общественного разделения труда. Специализация и кооперация.

↑ Политология

Политическая система общества и ее роль в жизни общества.
Политическая система общества. Место и роль государства в этой системе. Партии и общественные движения.
Субъекты политики. Особенности современных политических отношений.
Мировая политика и международные отношения.
Типы отношения человека к политике.
Регулирование политической деятельности и политического поведения.
Цель и средства в политике.
Критерии политического прогресса.
Соотношение экономики, политики и права.
Политическая власть. Ее сущность, особенности и функции.
Легитимность политической власти и ее типы.
Политический режим: понятие и признаки.
Демократический, авторитарный и тоталитарный режимы.
Политическая система общества: понятие, функции и структура.
Происхождение государства.
Сущность и признаки государства.
Государственный суверенитет.
Государственная власть как особая разновидность социальной власти.
Форма государства и ее элементы.
Соотношение общества и государства.
Понятие, структура, признаки гражданского общества. Соотношение и взаимосвязь государства и права.
Правовое государство: понятие и принципы.
Разделение властей как принцип правового государства. Государство и личность: взаимная ответственность. Понятие, функции, виды и структура политических партий. Партийные системы.
Общественно-политические движения, группы давления. Политические отношения.
Политический плюрализм.
Сущность и структура политического процесса.
Революция и реформа как виды политических преобразований.
Политическая модернизация.
Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса.
Политические кампании: их стратегия и тактика. Популизм: понятие и признаки.
Прямая и представительная демократия.
Политическое решение.
Сущность и функции политического лидерства. Политическое сознание: понятие, структура, функции. Роль идеологии в политике.
Политическая культура: понятие и структура, типы. Взаимодействие личности, общества и государства. Функционирование политических норм, ценностей, ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам.
Взаимодействие института права с другими социальными институтами.

↑ Правоведение


Право как регулятор общественной жизни.
Социальная ценность права.
Сущность и специфические признаки государства. Политическая система и роль государства в ней.
Право и мораль: сходства и различия.
Правотворчество: принципы, виды, правотворческий процесс.
Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей личности.
Государство и гражданское общество.
Понятие, признаки социального государства.
Правовой нигилизм и пути его преодоления. Правонарушения: понятия, признаки и состав. Виды правонарушений.
Юридическая ответственность, ее сущность
Правовая культура.

Самые сложные темы ЕГЭ по обществознанию + темы эссе 2022

Обществознание – один из самых частых предметов для сдачи по выбору. Его выбирают те, кто хочет поступать на специальности права, политологии, экономики, социологии и прочие социальные сферы.

На нашем телеграм-канале уже описаны сложности и советы по сдаче ЕГЭ и ОГЭ. И пусть в этом году для многих экзамены не обязательное, скидки могут все еще пригодиться.

А сейчас давайте узнаем, какие темы этого предмета самые сложные и как грамотно к ним подготовиться.

Самые сложные темы обществознания (ЕГЭ)

Чаще всего выпускники допускают ошибки в следующих темах.

Познание

Самая частая ошибка – непонимание разницы между формами чувственного и рационального познания.

Запомнить: к чувственным относят ощущение, восприятие, представление. В рациональным – понятие, суждение, умозаключение.

А закрепить знания поможет видеолекция об ощущении и восприятии.

Наука

Больше всего ошибок допускают в особенностях научного познания, разных научных методах и разнице между теоретическим и эмпирическим методом.

Запомнить: эмпирические методы сравнимы с чувственным познанием, а теоретические – с рациональным (если объяснять базовым языком). Эмпирические методы помогают собрать данные с помощью органов чувств (наблюдения и описания, проведение опросов, измерения и проведение опытов). Теоретические – с помощью мышления или мозга (обработка информации, ее анализ и систематизация, сравнение и т.д.).

Ценные бумаги

Очень часто школьники не могут понять разницу между акциями и облигациями, обыкновенными и привилегированными акциями.

Запомнить: при покупке акции вы наряду с другими покупателями стали владельцами компании, что дает вам право участвовать в ее управлении и получать дивиденды (часть прибыли). При покупке облигации вы становитесь кредитором компании (среди прочих таких же покупателей), что дает вам право через какое-то время получить основную сумму залога обратно вместе с процентами.

Привилегированные акции не дают право на управление компанией, однако с ними можно получать фиксированные дивиденды. Обычные акции, наоборот, дают право управлять компанией и получать нефиксированные дивиденды.

Чтобы закрепить знания и начать разбираться в ценных бумагах, посмотрите этого блогера.

Экономическая политика страны

Тема сама по себе несложная, но в ней много сложных терминов (например, монетарная, фискальная политика).

Запомнить: монетарная политика (денежно-кредитная) – регулирование денег государством без изымания и перераспределения. Ее основная задача – предотвратить или снизить инфляцию. Этим занимается Центральный банк, основные функции которого: денежная эмиссия, установление ставки рефинансирования и нормы обязательных резервов.

Фискальная политика (бюджетно-налоговая) – изъятие и перераспределение денег без изменения их количества. Этим занимается государство в виде налоговой службы (сбор денег с граждан) и министерства (распределение полученных средств на систему образования, здравоохранения, оборону и т.д.).

Налоги

Тут вызывают сложности разные виды налогов: федеральные, региональные, местные.

Виды республик

Запомнить: запомните, в какой республике у президента НЕТ власти распустить парламент (в президентской) и почему.

Закрепить знания поможет полезное видео о видах республик.

Политическая система

Эта абстрактная тема, вот почему ее так сложно понять. Постараемся пояснить кратко и максимально доступно.

Запомнить: здесь про все, что связано с политикой (как и все, кто в ней задействован – политические институты из институциональной подсистемы), правила их функционирования (традиции, законы и пр.), ценности и идеи для отстаивания (культурно-идеологическая подсистема), связи между всем этим (коммуникативная подсистема).

Не забывайте, что СМИ тоже являются организациями институциональной подсистемы, а не коммуникативной, как можно было бы подумать из-за их способности налаживать связи между различными политорганизациями.

Виды избирательных систем

Запомнить: нужна логическая связка, которая поможет доступно усвоить важную информацию. Мажоритарная система представляет собой голосование за кандидатов в депутаты, в то время как пропорциональная – за списки партий.

Полномочия органов власти РФ

Нет никаких советов и логики особой нет. Поэтому просто вызубрите этот вопрос. Возможно, видео поможет вам лучше разбираться в этом вопросе.

Виды правонарушений

Проблемы не столько с пониманием содержания, сколько с большим объемом. Абитуриенты могут путать разные виды правонарушений и юридической ответственности.

Нужно просто выучить. А поможет видеоролик.

Юридические лица

Очень много страшных и незнакомых слов, которые сложно запомнить. К тому же, часто учителя эту тему плохо освещают в школах, сами не разбираясь в понятия субсидиарной ответственности, уставного капитала, пай, учредители, доля и т.д.

Только учить! А в видеоролике собраны качественные и понятные примеры и разъяснения темы.

Уголовный и гражданский кодекс

Часто ученики смешивают участников разных процессов и путают понятия. Например, истцы у них могут участвовать в уголовном процессе, а защитники – в гражданском.

Тут тоже можно посоветовать только учить и разбираться. С особенностями гражданского процесса придется разбираться самостоятельно или попросить тех, кто в теме. А про особенности уголовного процесса хорошо показано и рассказано в видео.

Темы эссе по обществознанию на ЕГЭ

Темы поделены на основные блоки:

  1. Философия
  2. Социальная психология
  3. Экономика
  4. Социология
  5. Политология

В рамках каждого есть цитата, в рамках которой учащемуся предлагают поразмышлять и применить свои знания предмета. Вот список всех основных тем для сдачи ЕГЭ по обществознанию для самостоятельной подготовки к сочинению в 2020 году.

Темы эссе по философии

Темы эссе по социальной психологии

Темы эссе по экономике

Темы эссе по политологии

Темы эссе по социологии

Материалы в помощь для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Школьные учебники часто написаны сложным и непонятным языком. Поэтому смело берите любые другие источники, которые понятно объясняют сложные темы. Тогда у вас появится хороший шанс сдать экзамен успешно.

Советы по подготовке к заданиям повышенной сложности

Вовсе не обязательно, что вы до них вообще дойдете. Но если все же дойдете, не теряйтесь. Дадим вам пару советов, как ответить даже на самые сложные и каверзные вопросы к ЕГЭ по обществознанию:

  1. Задание 21. Прочитайте текст максимально внимательно, так как в этом фрагменте будут ответы на все поставленные в задании вопросы.
  2. Задание 22. Половина задания обращено к тому же тексту. Поэтому читайте его внимательно. Вторая половина требует самостоятельного ответа-рассуждения, чтобы выявить теоретические знания ученика.
  3. Задание 23. Здесь ученик должен продемонстрировать уровень авторских суждений. Обязательно учитывайте условие задания, здесь важен не только вопрос, но и данные в нем. Не тратьте время на придумывание имен героям, займитесь моделированием ситуации и реальными примерами из жизни (литературы, истории, социальной сферы).
  4. Задание 25. Тут вы должны проявить уровень знания основных терминов и понятий предмета. Нужно не только правильно пояснить термин, но и уместно использовать его в тексте. Ответ должен состоять из 3 предложений: объяснения понятия и двух суждений.
  5. Задание 26. В рамках этого задания нужно привести конкретные примеры положений предмета. Сначала приводим теоретическое положение, а потом поясняем его. Если в задании просят рассказать о функциях социального объекта/явления/процесса, это и делаем, после чего можно проиллюстрировать на примере. Сначала рассказываем как работает, потом приводим пример.
  6. Задание 27. Тут нужно решить задачу: внимательно прочитайте условие, подумайте, как это связано с предметом и какие социальные явления и теоретические знания можно тут применить. После решения проверьте: ответили ли вы на главный вопрос задачи? Если основного ответа нет, задание не будет засчитано.
  7. Задание 28. Здесь нужно проявить не только знание предмета, но и умение мыслить структурно, системно. Ваша цель – восстановить логику темы, в пределах которой звучит вопрос.
  8. Задание 29. Это самое сложное задание на совокупность всех умений и навыков учащегося, к которым добавляют еще и навыки написания рассуждения по теме. Сначала определите проблему высказывания, потом сформулируйте отношение к ней автора, а далее – и свое собственное. Чаще всего тут дают проблемы не с одним, а с несколькими решениями, в котором авторское мнение – лишь один из вариантов. Выдвигайте свой тезис, подкрепляйте его аргументами (теоретические суждения с опорой на терминологию и понятия). Логично выстраивайте цепочку рассуждений, подкрепляйте примерами из разных сфер знания. Приводите не меньше 2-х эмпирических примеров хорошего качества, размещайте их не в конце текста, а по мере рассуждения.

Уделяйте время не только ответу на заданные вопросы, но и проверке этого самого ответа. Часто абитуриенты ошибаются в самой формулировке заданий. Ну а для самых сложных случаев у вас всегда будет сервис студенческой помощи.


Обществознание часто объясняют официальным языком. Отсюда и противоречие: мы встречаемся с предметом каждый день, но не можем сопоставить личный опыт с терминами из учебника. Поэтому у школьников часто возникают трудности с эссе. Даже если ученик зазубрил теорию, он не может порассуждать на заданную тему и привести примеры. Разбираемся с самыми непонятными темами по обществознанию.

О чем эта статья:

Тема 1. Виды правонарушений

В чем сложность

Есть мнение, что правовые темы проще зазубрить. Но это не спасет, когда пишешь эссе. Например, многие сходу называют основные отрасли права – гражданское, уголовное и административное. А вот в том, за что отвечают эти отрасли, ученики часто путаются. Например, предлагают решать проблемы с наследством через юриста по уголовным делам. Или называют уголовным нарушением переход дороги в неположенном месте.

Как разобраться

Тема 2. Трудовое право

В чем сложность

Многие старшеклассники уже готовы искать свою первую подработку. Но они путаются в трудовом кодексе и плохо понимают, какие документы им понадобятся. А еще многие уверены, что трудовой договор заключают в устной форме — роковая ошибка!

Как разобраться

Организуйте подростку демо-версию первого собеседования. Разыграйте ситуацию по ролям. Пусть он выступит в роли соискателя, а вы или кто-то из одноклассников — в роли работодателя.

Чем недобросовестнее вымышленный работодатель, тем лучше. Предложите заключить трудовой договор устно или вообще поработать без договора. Откажитесь отпускать работника на обед или заставьте выйти на работу в выходные. А если ребенок собрался уволиться — отказывайтесь расторгнуть договор.

Работающие взрослые тоже не всегда знают свои права. Поэтому лучше разобраться на берегу. Такая практика поможет заземлить знания на реальные ситуации. А еще такой кейс — готовый пример для эссе. Подросток может описать этот свой опыт и просто не упоминать, что ситуация — вымышленная.

В идеальном эссе по обществознанию соблюден баланс теории и жизненного опыта. На уроках обществознания в Skysmart ученик много общается с преподавателем, учится объяснять своими словами каждый термин, выражать отношение к разным процессам и придумывать понятные примеры. Чтобы попробовать такой формат обучения, записывайтесь на бесплатный вводный урок.

Тема 3. Финансовые институты

В чем сложность

Эту тему понимают слишком буквально: если финансовый, значит, должен быть напрямую связан с деньгами. Вот банк — очевидно, финансовый институт. А что еще?

Эта тема наглядно показывает, что теорию все равно придется учить. Задача учителей и родителей — сделать ее понятнее и структурировать.

Как разобраться

Пусть ребенок сам составит подробную табличку с примерами. В одной графе — финансовый институт. Во второй — чем он занимается и как связан с финансами. В третьей — пример, как человек взаимодействует с этим институтом.

В банке можно сделать вклад, обменять деньги, взять кредит, приобрести ценные бумаги

Все сбережения моих родителей хранятся в банке

Здесь можно застраховать жизнь, здоровье, имущество на определенную сумму (вот причем здесь финансы)

Перед поездкой за границу мы купили медицинскую страховку. Мы заплатили за нее, зато если в пути кто-то из нас заболеет, нам компенсируют часть расходов на лечение

Это специальная площадка, на которой можно покупать и продавать ценные бумаги

Чтобы получать дополнительный доход, Вася вложил деньги в ценные бумаги. Теперь он каждый день следит за тем, что происходит на фондовом рынке

И так далее. Даже если сами примеры в эссе не пригодятся, на них можно опираться, когда выстраиваешь аргумент. Проще говорить о том, как семья Ивановых не купила страховку перед отпуском и потратила лишние 50 тысяч рублей, когда Иванов-старший упал с велосипеда и сломал руку, чем рассуждать об абстрактных финансовых институтах.

Бывает, что эссе даются ребенку тяжело, зато с точными науками все в порядке. А может быть, с эссе как раз все хорошо — они понятные, меткие и с четкой структурой. Или, наоборот: все примеры — яркие и живые, но структура хромает. У каждого ребенка свои склонности. И если обращать внимание на сильные стороны, это здорово поможет в выборе будущей профессии. Пройдите тест, чтобы проверить, какая профессия подойдет ребенку.

Тема 4. Политический процесс

В чем сложность

Эта тема кажется понятной ровно до момента, когда ученик начал писать эссе. Политический процесс выглядит слишком абстрактным. Но он будет понятнее, если его структурировать.

Как разобраться

Для этого нужно абстрагироваться от политики и сосредоточиться на процессе. По последовательности действий он похож на нашу обычную рутину. Давайте сравним стадии политического процесса и поход в магазин за хлебом.

Стадия 1. Выявляем проблему

В доме закончился хлеб. Мама это заметила, когда начала готовить обед. Борщ без хлеба — это невкусно

В Новосельском районе образовалась большая свалка, которая мешает жителям. Жители пожаловались в местную администрацию, и та работает над решением

Стадия 2. Формируем цель и программу деятельности

Цель администрации — решить проблему со свалкой. Решение — организовать более удачное место для новой свалки, ликвидировать старую и наладить переработку отходов

Стадия 3. Выполняем программу

Мама решает, что за хлебом пойдет сын. Сын идет за хлебом

Власти назначают исполнителей, которые ищут место для новой свалки и разбираются со старой

Стадия 4. Контролируем выполнение программы

Исполнители отчитываются, как продвигается работа над проблемой

Стадия 5. Оценка результатов

Власти решили проблему и теперь спрашивают жителей, стало ли лучше

Конечно, политика сложнее, и без верной терминологии тут не обойтись. Но часто общественные процессы работают по той же логике, что и наша жизнь. И если держать это в голове, написать эссе будет проще.

Как написать эссе, если не до конца понимаешь тему

Напоследок — 4 совета для тех, кто так и не разобрала в теме эссе, а писать все-таки надо.


  1. Правильно понять задание. Например, если задача — проанализировать цитату, важно верно уловить идею этой цитаты. И здесь не нужна внушительная теоретическая база. Наоборот, если просто сыпать определениями, это вряд ли оценят.
  2. Соблюдать структуру. Классическое эссе по обществознанию состоит из введения, основной части и заключения.
  3. Введение. Ставим проблему. Пересказываем своими словами тему или цитату. Описываем, в чем была главная мысль.
  4. Основная часть

— Выражаем свое мнение и приводим аргументы
— Раскрываем главные термины
— Подкрепляем аргументы примерами из личного опыта, истории или общественной жизни — например, из новостей.

Еще один классный источник примеров — другие школьные предметы. Например, если ребенок пишет про образование, пусть вспомнит курс истории и вставит в эссе пару строк о первом российском университете.


Фазиль Искандер В данном высказывании автор рассуждает о сущности культуры как о внутреннем, духовном развитии и богатстве человека.

Автор ставит проблему проявления нравственных и моральных качеств индивидом. Автор считает, что человек должен поступать по отношению к др.


Тит Ливий Высказывание посвящено сущности и функциям такого источника права как закон. Смысл высказывания состоит в том, что не суще.

Обоснуйте важность навыков самоконтроля для формирования личности. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых пре.

Обоснуйте важность принципа единства прав и обязанностей гражданина в демократическом государстве. (Обоснование может быть дано в одном или.

Главная идея выбранного мной высказывания заключается в том, что главной задачей такой науки как экономика является удовлетворение постоян.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему « Российская федерация: форма государ.

Обоснуйте необходимость политического многообразия, многопартийности в демократическом обществе. (Обоснование может быть дано в одном или н.


Пьер Буаст Высказывание посвящено специфическому воздействию на поведение людей общественного мнения, выступающего как инст.

В данном высказывании автор затрагивает проблему роли государства в регулировании экономики. Проблема весьма актуальна, так как мировой.

Читайте также: