Сочинение что такое вечные ценности в понимании героев пьес ф а островского

Обновлено: 05.07.2024

Александр Николаевич Островский – замечательный драматург, создавший на долгие годы репертуар русских театров. Родившись в Замоскворечье, Островский хорошо знает быт и нравы купечества и исследует различные характеры этого круга в своем творчестве. Его пьесы густо населены купцами и приказчиками, их детьми и женами.

Драматурга интересуют любые мелочи, начиная от описания костюма и обстановки дома, до индивидуальности речи каждого персонажа.
Островский исследует характеры: купца Болыпова и приказчика Подхалюзина из пьесы “Свои

люди – сочтемся!”, Паратова и Карандышева из “Бесприданницы”, Тихона и Дикого из “Грозы”. Всех их объединяет жажда наживы, желание любой ценой добиться благосостояния и власти, они готовы душу продать дьяволу. Об окружающих и даже самых близких они не заботят – ся, поэтому нет в этом кругу истинной любви и привязанностей. Дочь предает Вольтова, посаженного в долговую яму.

Паратов, несмотря на искреннюю и преданную любовь Ларисы, “женится на деньгах”, продавая свою свободу подороже. Тихон бежит от тирании матери, оставляя беззащитную молодую жену в этом царстве тьмы. Здесь нет высоких

Но очень хорошо развиты чувства стяжательства и наживы, поэтому лучшие Герои Островского стремятся вырваться из мрака на светлую дорогу, на свободу. Для Катерины, как ни покажется странным, это – омут, для Ларисы – замужество.
Нежная, беззащитная Катерина, попав в семью Кабановых, ощущает себя как в тюрьме. Вспоминая своих родителей и дом, Катерина понимает, что навек утратила ощущение свободы и счастья, выйдя замуж за Тихона, попав в эту среду. Она хотела бы стать птицей, летящей куда захочет: “Отчего люди не летают. Отчего люди не летают так, как птицы?

Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела, – говорит она Варваре, сестре Тихона, – какая я была резвая! А у вас завяла совсем…” Суровая действительность возвращает героиню в мир кабановых и диких.

Здесь нужно лгать, втихомолку делать то, что хочешь, внешне соблюдая правила приличия. Варвара, выросшая в доме, прекрасно усвоила эту науку. Катерине же претит такое поведение.

Полюбив Бориса, она не хочет скрывать своих чувств.
У Катерины очень своеобразный характер: она богобоязненна и мятежна одновременно. В грозе она видит предостережение Бога и во всем кается людям. Тихон жалеет Катерину, но боится мать.

Борис полностью зависит от Дикого, поэтому не властен над своей судьбой. Всеми отвергнутая, героиня видит единственный для себя выход – омут. Для нее это не самоубийство, а освобождение от тягот жизни, безысходности.
Совершенно иная героиня пьесы “Бесприданница”. Лариса образованная, культурная, мыслящая девушка. Ее угнетает бедность и приниженность положения. Лариса не приемлет мир, в котором она живет.

Она любой ценой хочет из него вырваться. Лариса понимает, что мать хочет продать ее подороже. Полюбив в Паратове внешний блеск, Лариса не видит ничтожности и мелочности его натуры.

Потеряв надежду на счастье с Сергеем Сергеевичем, Лариса готова выйти замуж за любого, кто уведет ее из дома, похожего на ярмарку.
Карандышева она не любит, даже не уважает, но надеется на него. Но в этом мире нет благородства. Лариса вскоре это поняла. “Я вещь”, – говори она Карандышеву. Поняв это, Лариса хочет продать себя подороже.

Героиню одолевают внутренние противоречия. Она стыдится своих мыслей, хочет чистой и честной жизни, но не видит путей туда. Хочет умереть, и нет сил, поэтому выстрел Карандышева Лариса принимает как благо, избавление от гнета нерешаемых проблем.

Смерть героини – это достойный ее уход из жизни.
“Гроза” и “Бесприданница” – лучшие пьесы Островского, показавшие читателю и зрителю доныне неизвестный мир купечества с его страстями и болью, печалями и радостями. Этот мир шагнул на сцену русского театра, показав всю глубину и разнообразие натур, необузданных и богатых страстями, мелочных и жестоких, добрых и благородных, но слабых, не умеющих постоять за себя.
Женские образы, созданные драматургом, заняли достойное место в классической русской литературе.

Ksuyhamocalihina

Учителем в жизни и в искусстве называли многие критики XX века великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. И это звание он получил вполне заслуженно. Все его творчество — это своего рода энциклопедия русской жизни, энциклопедия человеческих характеров и судеб, энциклопедия вечных общечеловеческих ценностей. В своих произведениях писатель всегда поднимал и освещал важнейшие проблемы жизни, которые волнуют всех людей и которые каждому из нас приходится переживать неоднократно. Он ставил вопросы, на которые каждый человек в своей жизни должен найти ответ. Прежде всего, это вопрос нравственной чистоты людей, чистоты и величия их души.

Писатель убежден, что нравственный облик человека не является чем-то изначально данным. Он формируется в ходе сложных и часто противоречивых жизненных исканий. Насколько человек оказывается упорным в своих исканиях, насколько серьезно и велико его стремление дойти до истины, найти ответы на важнейшие жизненные вопросы, сама способность формулировать для себя эти вопросы — вот то основное, что определяет, в конечном итоге, его моральный облик, то, станет ли он настоящим, достойным человеком или остановится на полпути, свернет с верной дороги, будет довольствоваться малыми победами.

В произведении Л. Н. Толстого мы встречаемся с представителями обеих категорий. Одни персонажи совершенно глухи к велениям совести, к зову сердца. Свою душевную пустоту они прячут за благозвучными, лицемерными речами. Таковы, например, Курагины, Друбецкие, посетители салона Анны Шерер. Другие — члены старых дворянских семей, сохранивших определенные традиции, имеющих богатое духовное наследие. Андрей и Марья Болконские, Наташа Ростова, Пьер Безухов — вот они, настоящие положительные герои, ищущие и находящие, пусть путем ошибок и сомнений, свой путь в жизни, свое истинное призвание и предназначение.

Все положительные герои романа-эпопеи во многом не похожи друг на друга. Все они живут своими мечтами, стремлениями, идеалами. Все они в той или иной степени наделены различными человеческими качествами. Но всех их объединяет то главное, что делает человека Человеком.

Герои Толстого предельно искренни в своих чувствах, мыслях, словах, переживаниях. У всех у них доброе и отзывчивое сердце, никто из них не может оставаться равнодушным к человеческому горю и страданиям, никто не может оставаться в стороне от важнейших исторических событий, определяющих судьбу всей страны. Все эти герои наделены благородным сердцем, все стремятся к высокому идеалу, всеми движут великие, истинные порывы. Каждый из них — цельная натура, неординарная личность с богатым внутренним миром.

Исследование феномена счастья и поиски путей его достижения. Семейные ценности в современном мире. Режиссёрско-постановочный план спектакля по пьесе А.Н. Островского и Я.Н. Соловьёва "Счастливый день". Формы поведения персонажей в поисках счастья.

Рубрика Культура и искусство
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 15.10.2018
Размер файла 222,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Управление культуры Белгородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Факультет режиссуры, актёрского искусства и хореографии

Кафедра режиссуры, актёрского искусства

Выпускная квалификационная (дипломная) работа:

Семейные ценностные установки и формы поведения персонажей в поисках счастья в пьесах А.Н. Островского (на материале пьесы Н.Я. Соловьёва и А.Н. Островского "Счастливый день")

студента группы 44 РТК

заочного отделения Ошнуров Н.А.

Научный руководитель: Дубянская В.Н.

Рецензент: Русакова М.А.

Глава 1. Семейные ценности и понимание философских категорий счастья в творчестве А.Н. Островского

1.1 Исторический аспект в исследовании феномена счастья и поиски путей его достижения

1.2 Счастье в пьесах А.Н.Островского как отражение его личной жизни

1.3 Семейные ценности и поиски счастья в современном мире. Прочтение и видение пьес А.Н.Островского в 21 веке

2.1 Режиссёрский анализ пьесы

2.2 Режиссёрский замысел спектакля

2.3 Творческие компоненты постановки спектакля

счастье островский пьеса режиссерский

Актуальность темы исследования - Человек всегда стремился к счастью, человек всегда думал о счастье, человеку удавалось быть счастливым. Но счастье - это настолько глубокое, настолько интимное переживание, что никакие общие схемы, никакие размышления и рассуждения по этому поводу не приближают нас к пониманию этого явления. И потому для каждого, кто задумывается о счастье, оно открывается в своей неизведанности и вечной новизне так, будто никто еще и ни когда не касался этой проблемы.

Счастлив человек или нет - это вечно актуальная тема. Осмелюсь предположить, что нет такого человека, который не стремился бы к счастью, не желал бы его достичь, даже если он на словах утверждает обратное.

Хотя, конечно нельзя не согласиться, что материальные блага сами по себе иногда способствуют решению каких-то проблем, однако взамен этого они создают множество других. Почему некоторые богатые, хорошо образованные, занимающие высокое положение в обществе люди бывают глубоко несчастны? Почему они не удовлетворены жизнью?

Но разве в этом заключается истинное счастье? Будет ли оно вечно? Неужели в современном мире счастьем считаются плотские наслаждения и материальные блага? Или всё же счастье - это что-то более возвышенное?

Степень научной изученности. Размышлениям о человеческом счастье, вопросам устройства, форм поведения человека в поисках счастья, о семье и семейных ценностях посвящено немало работ еще со времен Платона и Аристотеля. Исторические аспекты исследования феномена счастья актуализируют мечту человека о счастье, которое, раздробившись, представлено в многообразии философских трудов и других научных учений. От крайности утверждения бесконечного счастья до полного его отрицания, от создания формулировок счастья, отрицающих друг друга, вплоть до абсурда или уплощённого понимания счастья, активно внедряемого в массы.

Этой теме немало посвящено философских работ. Философский аспект счастья в разное время с различной содержательностью и глубиной рассматривался выдающимися мыслителями прошлого, например, Аристотелем, Л.А. Сенекой, Августином Блаженным, Фомой Аквинским. Так же тему счастья исследуют социологи, психологи и другие учёные гуманитарных наук. Этим вопросом задавались и театральные деятели, проблему счастья поднимали в своих произведениях Фонвизин, Толстой, Достоевский, Тургенев, Некрасов, Шекспир, Гёте, Грибоедов, Мольер, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Чехов, Вампилов, Розов, и другие писатели и драматурги мировой литературы.

Красной чертой тема счастья проходит через всё творчество великого русского классика А.Н.Островского. Счастье, в понимании Островского, это некая прекрасная, но очень труднодостижимая цель, к которой люди отчаянно стремятся, но не могут ее достигнуть то ли в силу своих собственных недостатков, то ли по причине жизненных трудностей. Взаимность в любви, достижение разнообразных жизненных успехов вовсе не является гарантией счастья. Люди ждут его, но когда исполняется то, что они считали условием счастья, то невольно возникает вопрос - а счастье ли это? Любовь в творчестве Островского, как рок, любовь как тяжелое испытание, любовь к тем, кто любви недостоин - все эти темы постоянно повторяются в творчестве драматурга в той или иной интерпретации. Поэтому и счастье в пьесах Островского так трудно достижимо, так призрачно и почти невозможно - он сам прошел слишком тяжелый и тернистый путь в поисках своего счастья.

Проблематика исследования заключается в том, что человечество не может прийти к консенсусу по данной теме. Для этого, по моему мнению, необходимо решение следующих вопросов и проблем:

- изучение основных понятий феномена счастья человека и пути его достижения;

- анализирование взаимовлияния трансформаций, происходящих в современной российской семье и деструктивных, девиантных типов поведения, характерных для современного российского общества;

- исследование демографических тенденций в российском обществе на рубеже XIX-XX в.в. и перспектив развития семьи в современных социально-экономических условиях;

Объектом работы является творчество великого русского драматурга А.Н. Островского.

Для достижения указанной цели в исследовательской работе предусмотрено выполнение ряда поставленных задач.

1. Рассмотреть теоретическое понятие феномена счастья, его психологические особенности.

2. Исследовать тему счастья в творчестве А.Н. Островского как отражение его личной жизни.

4. Исследовать семейные ценности и счастье в понимании героев в пьесе.

6. Исследовать отношения молодежи к семейным ценностям в 21 веке.

7. Проанализировать проблему факторов семейного благополучия - неблагополучия.

Для решения поставленных задач используются

анализ научной литературы;

методы эмпирического исследования: сбор данных (опрос, беседа, оценка результатов), анализ творческих занятий с участниками коллектива;

методы общелогические: обработки и интерпретацию данных (системный анализ).

Гипотеза исследования основана на том, что счастье - это образное понятие, описывающее состояние человека, причем как духовное, так и материальное. Счастье так трудно обрести и сохранить потому, что оно требует наличия в человеке высоких качеств, и особенно чистоты, так как только тот, кто чист, - неизменен. Я предполагаю, что счастье в 21 веке полностью зависит от материальных благ. Лично я считаю такое понимание эгоистичным и однобоким. Что же касается семейных ценностей, то они на данный момент находятся в довольно шатком состоянии.

Структура дипломной работы в соответствии с поставленной целью и задачами состоит из введения, двух глав, в каждую из которых входят по три параграфа и заключения. Общий объём научно исследовательской работы составляет 108 страниц. А так же библиографического списка источников, который составляет 77 наименований используемой литературы в дипломной работе. В приложение входят: текст пьесы, афоризмы и высказывания о счастье, афиша спектакля и фотографии.

Глава 1. Семейные ценности и понимание философских категорий счастья в творчестве А.Н.Островского

1.1 Исторический аспект в исследовании феномена счастья и поиски путей его достижения

Для того чтобы наиболее полно раскрыть феноменологию счастья и представлений о нем, следует провести детальный теоретический анализ, позволяющий определить все многообразие взглядов представителей различных социальных наук на изучаемую проблему. Рассмотрение различных аспектов проблемы счастья, включая философские и психологические, позволит, с нашей точки зрения, выявить содержательные характеристики данного понятия, выработать концептуальную схему его изучения.

Для более низких слоев общества часто счастье обозначало экстатическое единение с богами, которые могут даровать более достойную жизнь. Позднее подобное отношение к счастью нашло отражение в христианском учении. Итальянский мыслитель эпохи Возрождения Пьетро Помпонацци считал, что человеку естественно стремиться к счастью и избегать несчастья. Блез Паскаль полагал, что все люди стремятся к счастью - из этого правила нет исключений. Способы у всех разные, но цель одна. То есть, счастье - побудительный мотив любых поступков любого человека, даже того, кто собирается повеситься, как думал автор. Людвиг Фейербах, утверждал, что там, где нет стремления к счастью, там нет и стремления вообще.

В христианской традиции основным правилом, регулирующим духовную жизнь человека, является Закон Любви. От того, насколько человек знает и соблюдает его, зависит практически вся его жизнь. Человек, любящий людей, в конечном итоге будет здоров и духом и телом. И напротив, человек, не живущий по принципу любви, не сможет избежать духовной смерти.

В отличие от христианской, в восточной традиции, в частности, в даосском понимании, счастье заключается в универсальной гармонии тела, духа и окружающего мира. То есть счастье - это состояние души, следовательно, умение быть счастливым - необходимая составляющая жизни человека. Счастье - это состояние души, и лишь человек, умеющий быть счастливым и делиться своим счастьем с семьей и с окружающими людьми, достигает истинной гармонии.

Человек всегда стремился к счастью. Человек всегда думал о счастье. Человеку удавалось быть счастливым. Но счастье - это настолько глубокое, настолько интимное переживание, что никакие общие схемы, никакие размышления не приближают нас к пониманию этого явления. И потому для каждого, кто задумывается о счастье, оно открывается в своей неизведанности и вечной новизне так, будто никто еще и не касался этой проблемы. Всякого, кто взялся за нее уже можно назвать счастливым.

1) благосклонность судьбы, удача;

2) состояние интенсивной радости;

3) обладание наивысшими благами, положительный баланс жизни;

4) чувство удовлетворения жизнью.

Человек - существо материальное. У него реальный физический организм, который имеет материальные потребности. Все люди без исключения имеют материальные потребности, без пищи, тепла, отдыха, защиты не может обойтись ни один человек. Живому организму необходимо возмещать произведенные им энергетические затраты. Организм требует удовлетворения своих потребностей и предъявляет человеку материальные требования. Человеческие потребности, которые вызваны необходимостью обеспечения физического существования, называют материальными потребностями. Материальные потребности делятся на две основные группы: группа более примитивных биологических потребностей и группа более сложных -- социальных потребностей. Что такое биологические потребности? Питание, одежда, место для проживания, благоприятная окружающая среда, здоровье, безопасность, продолжение рода. Социальные материальные потребности - это потребность в труде, на котором основан процесс производства материальных ценностей, то есть предметная, использующая орудия труда деятельность человека, преобразующая окружающий мир. Это потребность в общении, то есть во взаимодействии между людьми в процессе труда, а также обмен продукцией, которая получается в результате труда.

Феномен счастья изучается разными научными дисциплинами, например, такими, как философия, этика, психология, а также большое внимание изучению счастья уделает богословия и теология. Оккультисты также пристально изучают вопросы личного счастья человека. Как говорил профессор Московской духовной академии, богослов А. И. Осипов, счастье - это состояние внутреннее, оно не обусловлено его обеспеченностью материальными благами. Подтверждение этого тезиса - приведенные Осиповым в его книге два случая из реальной жизни.

Эти подходы к счастью, конечно, не равноценны между собой. Внешним счастьем, без внутреннего, человек не может наслаждаться долго. Если ваше сердце не полно, если ваша душа не образована, то вы не сможете достичь счастья, какая бы роскошь ни окружила вас. Но человек, достигший внутреннего спокойствия, знающий смысл и цель своей жизни, может стать счастливым даже в самых тяжелых условиях, как тот тяжелобольной и заключенный в тюрьму последний монах Оптиной пустыни.

Австрийский психолог Виктор Франкл, который посвятил свою научную деятельность изучению экзистенциального подхода, сделал вывод, что отсутствие смысла - главнейший стресс для человека. Франкл отождествляет понятие экзистенциального невроза и понятие кризиса бессмысленности жизни [69,с.54].

Человек, ставший счастливым подобен человеку, который взглянул на небо после дождя и увидел радугу, но увидел ее так, как увидел Ной, выйдя из ковчега; увидел не как набор цветов спектра, а как символ Божественного завета и великой надежды на продолжительное счастье. Иными словами - это и будет идеалом счастья. Но прежде чем стремиться к идеалу, его следует сотворить. Творчество - вот еще один путь преодоления себя, своей пространственно-временной ограниченности. Творения наши, в которых мы претворяем наши идеалы в материале, несут в себе подобно нашим детям частичку нас самих. Желанием творчества движет то же, что лежит в основе любви. Недаром же у многих всплеск творческой активности совпадает со всплеском любовной страсти. И именно в эти периоды наиболее полно раскрываются способности человека, он переживает бурное развитие. И, пожалуй, именно в это время человек бывает наиболее счастлив, ибо его жизнь полна. Так может быть, развитие, любовь и творчество состоят в некоем триединстве, как лепестки цветка? И счастье возможно лишь, когда все три составляющих присутствуют в жизни человека. Отсюда следует вывод, что счастье так трудно обрести и сохранить потому, что оно требует наличия в человеке высоких качеств, и особенно чистоты, так как только тот, кто чист, - неизменен. Люди ошибаются, полагая, что можно быть счастливым, поддерживая низшие состояния сознания: ненависть, ревность, алчность. Конечно, можно радоваться, оскорбив своего ближнего, но затем начинаются беспокойства, невозможно спокойно спать, а счастье уходит. Следовательно, это не было настоящее счастье. Истинное счастье находится очень высоко - там, где царствуют гармония, чистота и любовь. И это счастье человек уже носит в себе. Это счастье находится в области саморазвития человека его самоактуализации. Как неразрывно связаны друг с другом электричество и магнетизм, так и наше душевное состояние связано с той философией, которую мы исповедуем.

1.2 Счастье в пьесах А.Н.Островского как отражение его личной жизни

Таким образом, счастье в трактовке Островского всегда призрачно, труднодостижимо, почти невозможно. Добиться счастья можно только пожертвовав чем-то необыкновенно важным, только путем преодоления тяжелых жизненных испытаний. Есть на пути к счастью некий порог, граница, преодолеть которые достойно и без потерь удается не многим героям Островского.

В творчестве А.Н.Островского нам предстают люди из самых разных социальных слоев - это и дворяне, и крестьяне, и военные, и купцы, и мещане, и чиновники. И все они Калейдоскоп ярких образов, столкновение неповторимых характеров этих людей и самые разнообразные сочетания и противоречия их интересов, философии счастья и семейных ценностей, неожиданные проявления скрытых душевных свойств в трудные времена - все это способствует созданию объемного, психологически достоверного представления об особенностях семейной и общественной жизни девятнадцатого века.


Инструкция: Как написать итоговое сочинение? Примеры, темы, аргументы и произведения

Данное итоговое декабрьское сочинение - рассуждение по литературе и русскому языку поможет вашему ученику, который учится в 11 классе, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2020 года в школе. По итогам сочинения, ученики получают допуск к ЕГЭ. Здесь размещены уникальные примеры сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения.

2019-2020 учебный год. ФИПИ. ФГОС. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных русских и зарубежных авторов.

Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, почитать и бесплатно скачать примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык. Здесь можно легко понять как правильно писать зимнее декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по сочинению пройдет 5 декабря 2019 года.

Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения № 1 по теме: Что такое вечные ценности в понимании героев Л.Н. Толстого? (По роману "Война и мир")

Писатель убежден, что нравственный облик человека не является чем-то изначально данным. Он формируется в ходе сложных и часто противоречивых жизненных исканий. Насколько человек оказывается упорным в своих исканиях, насколько серьезно и велико его стремление дойти до истины, найти ответы на важнейшие жизненные вопросы, сама способность формулировать для себя эти вопросы — вот то основное, что определяет, в конечном итоге, его моральный облик, то, станет ли он настоящим, достойным человеком или остановится на полпути, свернет с верной дороги, будет довольствоваться малыми победами.

В произведении Л. Н. Толстого мы встречаемся с представителями обеих категорий. Одни персонажи совершенно глухи к велениям совести, к зову сердца. Свою душевную пустоту они прячут за благозвучными, лицемерными речами. Таковы, например, Курагины, Друбецкие, посетители салона Анны Шерер. Другие — члены старых дворянских семей, сохранивших определенные традиции, имеющих богатое духовное наследие. Андрей и Марья Болконские, Наташа Ростова, Пьер Безухов — вот они, настоящие положительные герои, ищущие и находящие, пусть путем ошибок и сомнений, свой путь в жизни, свое истинное призвание и предназначение.

Все положительные герои романа-эпопеи во многом не похожи друг на друга. Все они живут своими мечтами, стремлениями, идеалами. Все они в той или иной степени наделены различными человеческими качествами. Но всех их объединяет то главное, что делает человека Человеком.

Герои Толстого предельно искренни в своих чувствах, мыслях, словах, переживаниях. У всех у них доброе и отзывчивое сердце, никто из них не может оставаться равнодушным к человеческому горю и страданиям, никто не может оставаться в стороне от важнейших исторических событий, определяющих судьбу всей страны. Все эти герои наделены благородным сердцем, все стремятся к высокому идеалу, всеми движут великие, истинные порывы. Каждый из них — цельная натура, неординарная личность с богатым внутренним миром.

Андрей Болконский, Наташа Ростова, Пьер Безухов, Марья Болконская — настоящие носители высоких общечеловеческих ценностей в романе. Они покоряют искренностью, чистотой и силой чувств, стремлением к любви и способностью любить по-настоящему, отдавая всего себя любимому человеку и при этом сохраняя себя как личность. Они могут чувствовать себя полностью счастливыми лишь принося пользу обществу, народу, стране. Они не хотят, да и не могут, в силу своих высоких нравственных качеств, замкнуться в собственном благополучии и закрыть глаза на страдания и беды окружающих их людей. Они — решительные, деятельные, гордые, смелые, честные, добрые. Все они нетерпимы к фальши, естественны в поведении и выражении своих чувств. Они сходятся в своем преклонении перед жизнью, неосознанном, как у Наташи, или вполне осознаваемом, как у Андрея Болконского. Любого из них можно смело назвать идеалом настоящего человека.

Однако не только эти представители дворянства могут считаться настоящими, духовно богатыми людьми. Носителями высших духовных ценностей, таких как чувство долга, патриотизм, искренность, отзывчивость, решительность, смелость, мужество, стойкость к жизненным испытаниям и ударам, жизнелюбие, оптимизм, являются и люди из народа — солдаты, простые труженики, самозабвенно выполняющие свой долг перед родиной. Благодаря такой широкой галерее разноплановых персонажей, наделенных лучшимичеловеческими качествами, произведение Л.

Читайте также: