Дух русского народа сочинение

Обновлено: 28.06.2024

Каждый человек должен обладать такими качествами, как честь и достоинство - это показатель высоко нравственной личности. Оказавшись в экстремальной ситуации, не всякий может сохранить эти качества. В рассказе "Судьба человека" М. Шолохов показывает, как даже оказавшись лицом к лицу с врагом, можно не опуститься и оставаться человеком.

Андрей Соколов, герой этого рассказа, попал в плен к фашистам. Первый побег оказался неудачным, впереди его ждал тяжкий труд в каменном карьере, унижения и издевательства. Однажды пленный опрометчиво высказался о непосильном труде, и на другой день был вызван к лагерному начальству.

Один из офицеров решил поглумиться над русским солдатом и предложил ему выпить за победу немецкого оружия. Соколов с достоинством отказался. Тогда Мюллер предложил ему выпить за собственную погибель. Стоя перед лицом смерти, Соколов решил, что перед расстрелом хоть напьётся - не так страшно будет. Каково же было удивление всех присутствующих, что измождённый тяжким трудом и голодом, он отказался от обильной закуски. Выпил и второй, и третий стакан - и только тогда отломил крохотный кусочек хлеба. А буханку хлеба и кусок сала, подаренные ему, он отнёс в лагерный барак, где его поделили на ровные кусочки на всех обитателей.

Своим поступком он показал, что даже в нечеловеческих условиях можно оставаться человеком. В знак уважения к настоящему солдату враги оставили ему жизнь, а при первой же возможности Соколов совершил побег, захватив в плен важного офицера.

В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств. Шолохов описал человека, способного не покориться обстоятельствам, выстоять. В битве с судьбой писатель показал поистине великую силу характера, духа.
Черты характера, которыми наделил автор своего героя - это стойкость, великодушие, уверенность в себе, честность, мужество, верность, умение любить, патриотизм, сострадание, трудолюбие, доброта, самоотверженность.
Это и есть лучшие черты русского национального характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях и сохранить себя как личность Андрею Соколову. В итоге, Андрей смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. Жизнь продолжается. Жизнь продолжается и в самом герое. И в этом проявляется сильный характер человека.

еще бы и номер своего счета при этом указать: глядишь, и работа над сочинением пошла без проволочек! (тем более, что основные тезисы уже даны в предыдущем ответе).

В предложенном тексте по Ф.М.Достоевскому содержится рассуждение о русском характере. Что же является особенностью русского характера – вот тема, изложенная в данном тексте.

В самом начале своих рассуждений Достоевский показывает, что русский человек часто не знает меры: он может оторваться от родной почвы, он может круто повернуться в другую сторону вслед за своим убеждением. Но в то же время такое поведение свидетельствует о сильной воле.

В следующем рассуждении Достоевский показывает роль России в мире. Он верит, что у России великое предназначение и её мировая миссия откроется всему миру, когда Россия осознает свою великую силу и увлечёт всех за собою. Не случайно он приводит слова Михаила Лермонтова, сравнившего Россию с Ильёй Муромцем, который тридцать лет сидел сиднем и вдруг пошёл, осознав свою силу. В этом Достоевский также видит особенность русского характера: русский человек не ленив, ему нужно и спокойно наблюдать, и также спокойно добраться до истины.

Далее Достоевский отмечает, что русскому человеку действительно присущи в общем и целом такие черты как ровное отношение к национальным особенностям других народов, принятие чужих идеалов, отсутствие высокомерия, привычка не выпячивать своего национального "я".

Для русской души характерны простодушие и честность, искренность, кротость, сочувствие слабому и угнетенному, милосердие, всепрощение и широта взглядов.

Я согласна с мнением Достоевского о русском человека, с той характеристикой, которую он даёт русскому человеку. Достоевский в отличие от большинства литераторов XIX века знал русского человека не понаслышке, он непосредственно общался с ним, наблюдал и изучал его в течение четырехлетнего пребывания на каторге. Именно эти наблюдения позволили ему правдиво и точно дать описания жизненного уклада и психологии русского человека.

Текст для варианта сочинения по Ф.М. Достоевскому

(1) И страшно, до какой степени свободен духом человек русский, до какой степени сильна его воля! (2) Никогда никто не отрывался так от родной почвы, как приходилось иногда ему, и не поворачивал так круто в другую сторону, вслед за своим убеждением!

(3) И кто знает, господа иноземцы, может быть, России именно предназначено ждать, пока вы кончите; тем временем проникнуться вашей идеей, понять ваши идеалы, цели, характер стремлений ваших; согласить ваши идеи, возвысить их до общечеловеческого значения и, наконец, свободной духом, свободной от всяких посторонних, сословных и почвенных интересов, двинуться в новую, широкую, ещё неведомую в истории деятельность, начав с того, чем вы кончите, и увлечь вас всех за собою.

(4) Сравнил же наш поэт Михаил Лермонтов Россию с Ильёй Муромцем, который тридцать лет сидел сиднем и вдруг пошёл, только лишь сознал в себе богатырскую силу.

(5) К чему же даны такие богатые и оригинальные способности русским?

(6) Неужели же для того, чтоб ничего не делать? (7)Может быть, нам скажут: откуда в вас столько хвастливости, откуда такое высокомерие? (8)Где же ваша способность самоосуждения, где ваш трезвый взгляд, которыми вы так хвалились?

(9)Но, конечно же, если мы начали с того, что вынесли столько самоосуждения, которому сами долго себя подвергали, то можем вынесть и другую правду, хотя бы она была и совершенно обратна самоосуждению. (10)На нашей памяти, — как мы бранили себя славянами за то, что не могли сделаться теперешними европейцами.

(11)Неужели ж нельзя сознаться теперь, что мы тогда говорили вздор?

(12)Мы не отвергаем способности самоосуждения, любим её и именно признаём её за лучшую сторону русской природы, за её особенность, за то, чего у вас вовсе нет. (13)Мы знаем, что ещё много нам предстоит упражняться в самоосуждении, даже, может быть, чем дальше, тем больше. (14)Попробуйте, однако ж, затронуть француза, ну хоть в храбрости. (15)Затроньте англичанина хоть бы в малейшей домашней его привычке. (16)И увидите, что они вам скажут.

(17)Почему же не похвалиться, что в нас, русских, нет такой щепетильности и обидчивости, исключая, может быть, одних, так называемых, литературных генералов наших. (18)Мы веруем в силу русского духа не менее, чем кто бы то ни было. (19)Неужели он не вынесет похвалы? (20)Нет, господа европейцы! (21)Не спрашивайте пока от нас доказательств нашего мнения о вас и о себе и постарайтесь прежде получше узнать нас, если только вам будет на это досуг.

(22) Вот вы уверены, что мы свистали при ваших неудачах, надменно радовались им и плевали на ваши усилия, когда вы так мужественно и великодушно ринулись было на новый путь прогресса. (23)Нет, нет, старшие братья наши, любезные и дорогие, мы вам не свистали, не радовались неудачам вашим. (24)Мы иногда даже плакали вместе с вами. (25)Вы, конечно, сейчас же удивитесь и спросите: да чего же вы-то плакали? (26)Вам-то что было за дело? (27)Ведь вы тут совершенно были сбоку припёка? (28)Ах, господа, ответим мы вам, да ведь в том-то всё и дело, что сбоку припёка, а между тем вам сочувствовали! (29)В том-то вся и загадка. (ЗО)Вот вы, например, откуда-то взяли, что мы фанатики, то есть что нашего солдата у нас возбуждают фанатизмом. (31)Господи боже! (32)Если б вы знали, как это смешно! (ЗЗ)Если есть на свете существо вполне не причастное никакому фанатизму, так это именно русский солдат. (34)Те из нас, кто бывал и живал с солдатами, знают это до точности. (35)Если б вы знали, какие это милые, симпатичные, родные типы! (36) О, если бы вам удалось прочесть хоть рассказы Льва Толстого.

Ключи к тайне русской души европейцы начали подбирать давно, ещё Канту казалось, что Россия не проявила себя на столько, чтобы можно было делать выводы о её национальном характере. Каждая личность есть своеобразный, единственный в мире индивидуум, неповторимый по бытию и незаменимый по своей ценности. Индивидуальное своеобразие личности не может быть выражено в общих понятиях. Пытаясь дать характеристику русских людей, приходится говорить о тех общих свойствах, которые чаще всего встречаются у русских и поэтому выразимы в общих понятиях. Эти общие свойства представляют собой нечто вторичное, производной из индивидуальной сущности каждого отдельного лица, но все же они заслуживают исследования, потому что дают представление о том, с какими чертами характера можно встретиться в среде русского народа.

Самая увлекательная, но и трудная, не всегда разрешимая задача состоит в том, чтобы найти такое основное свойство, из которого вытекают два противоположных свойства, так что отрицательное свойство есть как бы оборотная сторона той же медали, у которой лицевая сторона – положительная.

Мировая война и большевистская революция дали новую пищу для размышления о русской душе. Русская национальная мысль чувствует потребность и долг разгадать загадку России, понять идею России, определить ее задачи, место в мире. Все чувствуют в нынешний мировой день, что Россия стоит перед великими мировыми задачами. Но это глубокое чувство сопровождается сознанием неопределенности, почти неопределимости этих задач. С давних времен было предчувствие, что Россия предназначена к чему-то великому, что Россия – особенная страна, не похожая ни на какую страну мира.

Россияне обладают особенным и независимым менталитетом. Патриотизм – великое чувство русского человека. К сожалению, с недавних пор многие приравнивают патриотизм к расизму. Эта проблема актуальна в наше время. Я считаю, что патриотизм это не только борьба за то, чтобы только русские могли жить в России, а это любовь к Родине как к большому понятию, это Русская земля, природа, её культурное богатство.

Для меня одним из примеров широты русской души, огромной любви к Родине послужили слова, выцарапанные на скале в г. Горячий Ключ людьми, проходившими там реабилитацию после аварии на Чернобыльской АЭС:

Русская душа всегда была загадкой для европейцев, да и для нас она отчасти остается тайной, ведь русская душа многогранна и неповторима.

Цель данного реферата – раскрыть понятие заданной темы, анализ источника, критика на тему реферата.

Задачи реферата – расширение и углубление знаний, сбор и обработка информации по теме.

1.1 Доброта – первичное свойство русского народа

— Волк бежит! – прокричал я, задыхаясь.

Он вскинул голову и невольно огляделся кругом, на мгновение почти мне поверив.

— Что ты, что ты, какой волк, померещилось; вишь! Какому тут волку быть! – бормотал он, ободряя меня. Но я весь трясся и еще крепче уцепился за его зипун, и должно быть, был очень бледен. Он смотрел на меня с

беспокойною улыбкою, видимо боясь и тревожась за меня.

— Ишь ведь испужался! – качал он головой. – Полно, родный.

Он протянул руку и вдруг погладил меня по щеке.

— Ну я пойду, — сказал я вопросительно и робко смотря на него.

В этой картинке прекрасно изображена душевная мягкость русского человека, одинаково часто встречающаяся и у простолюдина, и во всех слоях общества. Говорят иногда, что у русского народа — женственная природа. Это неверно: русский народ, особенно великорусская ветвь его, народ создавший в суровых исторических условиях великое государство, в высшей степени мужественен; но в нем особенно примечательное сочетание мужественной природы с женственною мягкостью. Кто жил в деревне и вступал в общение с крестьянами, у того, наверное, всплывут в уме живые воспоминания об этом прекрасном сочетании мужества и мягкости.

У русских и у всех славян высоко развито ценностное отношение не только к людям, но и ко всем предметам вообще. Это выражается в славянских языках в обилии уменьшительных, увеличительных, уничижительных имен. Уменьшительные имена, выражающие чувство нежности, особенно распространены и разнообразны. Велико богатство для личных имен: Иван – Ваня, Ванюша; Мария – Маня, Маша, Маничка, Машенька, Машутка. Многие не личные имена могут приобретать форму, ласкательную, уменьшительную, увеличительную, уничижительную, напр., дом – домик, домище, домина, домишко. Уменьшительно-ласкательные имена могут быть образованны весьма различными способами, напр., головка, головушка, камешек, кораблик, кружок, чемоданчик, волосок, волосочек. Не только от существительных, и от других частей речи существуют ласкательно-уменьшительные формы, напр., прилагательные маленький, рад-радешенек, наречия – рядышком, прямехонько.

1.2 Даровитость русского народа

Русский народ поражает многосторонностью своих способностей. Ему присуща высокая религиозная одаренность, способность к высшим формам опыта, наблюдательность, теоретический и практический ум, творческая переимчивость, изобретательность, тонкое восприятие красоты и связанная с нею артистичность, выражающаяся как в повседневной жизни, так и в творении великих произведений искусства.

Основное свойство русского народа, искание абсолютного добра, есть источник разнообразия опыта и разносторонности упражнения различных способностей. Отсюда естественно возникает богатое развитие духа и обилие дарований.

1.3 Свобода русского духа

К числу первичных свойств русского народа, вместе с религиозностью, исканием добра и силою воли, принадлежит любовь к свободе и высшее выражение ее – свобода духа. Это свойство тесно связано с исканием абсолютного добра. В самом деле, совершенное добро существует только в Царстве Божием, оно – сверхземное, следовательно, в нашем царстве эгоистических существ всегда осуществляется только полудобро, сочетание положительных ценностей с какими-либо несовершенствами. Когда человек определяет какой из возможных путей поведения избрать, у него нет математически достоверного знания о наилучшем способе действий. Поэтому тот, кто обладает свободою духа, склонен подвергать испытанию всякую ценность не только мыслью, но даже на опыте.

2. Русская идея как помощь в раскрытии русского духа

Рассматривая Россию как многонациональное государство, я выделяю и второй аспект исторической миссии России – она несла и несет материальную и духовную культуру многочисленным этносам, которые через приобщение к русской культуре постигают вместе с тем и основные всемирной культуры. Это столь же эмпирически фиксируемая, ясно наблюдаемая и исторически оправданная миссия России.

На протяжении целого ряда столетий русский народ испытывал на себе воздействие материальной и духовной культуры, политического и военного напора со стороны скандинавского Севера, католического Запада, христианской Византии и степного Востока, оказывая, в свою очередь, и на них свое воздействие. Тем самым русский народ как бы соединил в себе системные качества культур Запада и Востока, не теряя при этом всей западной специфики, исполняя свои исторические задания.

Всякий раз, когда в России наступает пора общественных перемен или угроза внешней опасности, можно отметить повышение интереса к славянофильству.* При этом всегда содержание славянофильских идей становится своеобразным катализатором общественных настроений, а по отношению к ним формируются различные, порой непримитивные идейные и научные группировки.

Все это выработало у народов России сходство душевного уклада, подобие характеров, близость в обычаях, то основное единство восприятия мира, людей и государство, которым русские народы без различия племени отличаются от западноевропейских народов.

Далекая таинственная Россия … ее всегда боялись и не понимали. Теперь она выкинула какую-то штуку, которая волнует, пугает или восхищает весь мир*. И вот она, как будто опозоренная, предательская, стала невероятно популярной, и ее нужно понять. Все заинтересовались ею. Никогда русское искусство, русская мысль не были так популярны в мире, никогда не влияли так на западную культуру, как сейчас. И мы, рассеянные по всем странам, сыны нашей таинственно-загадочной Родины, осуществляем странную миссию – дружиться с разными народами, принимать в сердце свое их судьбу и нести им свой трагический опыт. Задача всех сильных духовных индивидуальностей различных наций состоит в том, чтобы разрушить стены, разъедающие народы, чтобы работать для всемирного богатства, чтобы создать взаимодействие всех национальных индивидуальностей и дарований. Человечество и каждая душа устали жить ненавистью и вообще отрицательными аффектами. Сейчас необходима интернациональная мобилизация всех светлых духов, всех, кто хочет возродить честь, любовь к родине, свободе. Им предстоит борьба с разлагающими темными силами меркантильного духа бесчестной корысти и злобы. Мы хорошо знаем этот дух у себя на родине и чувствуем его влияние во всей Европе. В Италии эти духи скованы на время, но не совсем покорены, не совсем подчинены высшим началам. У нас они напротив, властвуют и сковывают все, что им противоположно.

Из того, что пишется и говорится на Западе, я вижу, что русский народ и русская судьба все еще остается полной загадкой для Европы. Мы интересны, но непонятны; и, может быть, поэтому особенно интересны, что непонятны. Мы и сами себя не вполне понимаем, и, пожалуй, даже непонятность, иррациональность поступков и решений составляют некоторую черту нашего характера.

Я расскажу вас одну древнейшую русскую былину. Это русский эпос, создававшийся в веках, следовательно, это выражение исконного народного подлинного, духа.

Но как проникнуть туда, надо, в бессознательное нашего духа? Фрейд думает, что оно раскрывается в снах. Сны суть наши подсознательные устремления. Во сне мы видим то, чего мы боимся, и то, чего мы жаждем. В этом отношения сны не обманывают: они развертывают художественные символы скрытых сил нашей души.

Чтобы понять душу народа, надо, следовательно, проникнуть в его сны. Но сны народа – это его эпос, его сказки, его поэзия… Многих возмущала пошлость и безнравственность сказки. Но сны бывают разные: прозаические, низменные, отвратительные, и – возвышенные, божественные. Сны, как и сказки народа, не выбирают самого красивого и благородного, как это делают стихи поэта; они, напротив, неумолимо правдивы даже в своем цинизме.

Все эти смешные сказочные сны русского народа оказались, однако, вещими и пророческими. Ведь сны раскрывают то, что живет в душе, как постоянно присутствующие, хотя порою скрытое и подавленное желание. И они могут предсказывать будущее, ибо с человеком случается обыкновенно то, чего он больше всего хочет, особенно чего он бессознательно хочет. Вот почему сказки так символичны для судьбы народа.

Такова мудрость эпоса – подсознательная душа народа высказывает в нем то, чего она втайне желает или чего боится. В этих подсознательных силах заключено все прошлое и будущее. Разве вы не замечали, что с человеком обыкновенно случается то, чего он больше всего хочет или чего он больше всего боится?

А кто де у каменя станет тешиться,

А и тешиться забавляться,

Вдоль скакать по каменю,

Сломит будет буйну голову.

Вот русская Психея, которая может быть достойной невестой принца, невестой Ивана Царевича. В такую Психею были влюблены наши лучшие писатели: и Пушкин, и Достоевский, и даже Толстой. Таковы ли мы сами? Конечно, нет. Но такими мы хотели бы быть. К этому пределу устремлена наша религия и наша философия. В ней виден весь русский Эрос, на всех его низших и высших путях, видно все, что мы любим, к чему стремимся и от чего отвращаемся.

Иван Царевич, отыскивающий Василису Премудрую, есть русский Эрос, устремленный к мудрости и красоте.

Но эта мудрость и красота в нашем русской мировоззрении понимается не в смысле абстрактных идей Платона, отрешенных и оторванных от мира, не в смысле вечно недосягаемого идеала, а в смысле конкретной мудрости и красоты, воплощенной в Космосе, в природе, в Душе.

Достоевский стремился показать красоту такой нравственной души в образах Зосимы и князя Мышкина. В них есть непосредственное прикосновение к мировой гармонии, они ее слышат и дают услышать другим:

Национальная скромность, самокритика и самоосуждение составляют нашу несомненную черту.* Нет народа, который до такой степени любил бы ругать себя, изобличать себя, смеяться над собой. Вспомните Гоголя и Достоевского. Но тот же Достоевский верит в высокий дух русского народа. Верим и мы и наша вера ценна потому, что она прошла через горнило глубочайшего сомнения. Кто из русских не усомнился в русском народе в страшный период революции? Впрочем, в революциях все народы страшны.

Русская идея дает нам духовную опору, соединяет связь времен, пробуждает народную память и дает верные ориентиры для будущей деятельности.

1. Вышеславцев Б. П. русский национальный характер // Вопр. Философии.1995.№6 .

2. Замалеев А. Ф. Курс истории русской философии. Учебное пособие для гуманитарных вузов. – М.: Наука, 1995 – 191 с.

3. Лосский Н. О. Характер русского народа // Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1994.

5. СУДЬБА РОССИИ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ. Доклады всероссийской конференции / Екатеринбург, 17-19 ноября 1994г./ Екатеринбург, 1994. – 120 стр.

6. Философия: Часть первая: история философии: Учеб. пособие / Под ред. проф. В. И. Кмриллова, проф. С. И. Попова, проф. А. Н. Чумакова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – 376с.

В чем тайна русской души и русского духа? Того духа, что позволяет выстоять в смертельном бою, не пропасть, не сгинуть в искушениях, простить трусость, предательство и обман, восстать из пепла? Кем и чем созидается и почему разрушается русский дух? На эту тему накануне 72-й годовщины Великой Победы рассуждает заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук Константин Михайлович Долгов.

Здесь русский дух!

В определенный момент человеческой истории происходит воплощение Бога, пришествие Сына Божия – Спасителя Иисуса Христа – на землю во Плоти: Богочеловек рождается от Пречистой Девы Марии и Святого Духа – путем непорочного, духовного зачатия. Сам Бог сходит на землю в образе Человека, дабы спасти человечество от греха, проклятия и смерти.

К рейхстагу

К рейхстагу

Многие великие мыслители, философы рассматривали понятие духа не только в отдельном человеке, но и в целых народах. Среди них особенно выделяется Георг Гегель (1770–1831), вся философская система которого представляет собой философию Абсолютного Духа. Национальный дух определяется у Гегеля через культурно-исторические проекции Абсолютного Духа, при этом народный дух проявляется в религии, искусстве, государственном устройстве, системе права, политике, философии. Вступая в противоборство друг с другом, национальные духи диалектически движут историю, но они – суть мысли и проекции Абсолютного Духа.

Почему русские женщины самые красивые

Русская регулировщица в Берлине в 1945 году

Русская регулировщица в Берлине в 1945 году

Думаю, что дело здесь именно в женском начале. Мужчина – защитник, сеятель, строитель, а женщина – хранитель традиций, семейного уклада, семейного очага. А что значит хранительница очага? Очаг – это место, где горит огонь, нечто священное, что должно быть в каждом доме. Это то настроение, именно тот дух, который обитает в этом доме. Мужчина более сильный, воинственный. А у женщины одно оружие – любовь. Но любовь – это самое универсальное выражение Святого Духа. Дух выражается глубже всего, тоньше всего, возвышеннее всего, универсальнее всего в любви, в доброте, в милосердии. А все это присуще женщине.

Почему русские женщины самые красивые в мире? Потому что в них живет дух русского народа, чистота, исключительная любовь ко всем и ко всему. И вместе с тем – самоотверженность, мужество, которые проявляются в самых трагических обстоятельствах. Во время войны, когда мужчины были на фронте, женщины день и ночь работали и на заводах, и на земле, и еще детей воспитывали. И каких детей!

Русская женщина вся светится, искрится красотой. Даже если она не очень красива внешне, все равно – на нее посмотришь и глаз не отведешь. Потому что Дух Святой преображает и внешне. Именно любовь – духовная, душевная – преображает все внутри и вокруг.

Неслучайно у русских – великий культ Божией Матери. Матерь Божия – это абсолютная чистота. А чистота – это символ и целомудрия, и благородства, и самой высокой любви, причем любви не страстной, телесной, а духовной или духовно-телесной. Причем женщина чем больше рожает, чем больше воспитывает детей, тем становится все более красивой, все более благородной, как будто сама становится Божией Матерью! Это совершенно поразительная вещь! И неслучайно русские женщины больше всего молились Пресвятой Троице, Спасителю и Пресвятой Богородице.

Как дух семьи влияет на ребенка

Гегель писал, что существуют определенные формы и стадии духа: субъективный дух, объективный дух, Абсолютный Дух. Но дело не в формальных стадиях, а в том, что Сам по себе Дух, исходящий от Бога, существует везде и во всем, творит все существующее, пронизывает все. Природа, все что есть в мире, – все это формы отчуждения Духа, где Дух присутствует, создает, но не находится в чистом виде.

Выступление Руслановой у рейхстага

Выступление Руслановой у рейхстага

Например, звери обладают своеобразным духом животных, у них есть свои чувства, представления, видения, ощущения. Кошка чувствует, что ее хозяин заболел, что у него плохое настроение, – подходит, ласкается, старается помочь. То же самое птицы: иногда идешь по дороге, а они садятся, не дают пройти, как бы чуть-чуть взлетают и опять садятся, как будто встречают и провожают. Домашние животные, дикие звери, птицы чувствуют, что за человек к ним приближается, гораздо острее, чем мы сами (наши преподобные, стяжавшие Благодать Святого Духа, – Сергий Радонежский, Серафим Саровский – кормили с рук диких медведей).

Из Священного Писания известно, что вначале первые люди Адам и Ева не знали ни добра, ни зла, у них не было ни этики, ни морали. Они были абсолютно невинными, несведущими, не знающими зла. И только вкусив плодов с Древа познания добра и зла, они начали грешить, каяться и после этого что-то понимать. Это наводит на мысль, что и современным людям Сам Дух тоже дается не сразу. Новорожденный младенец, хотя уже и человек, и Дух в него вошел с первым его вздохом, остается несведущим. Малыш растет, развивается, начинает познавать окружающий мир, осознавать его, понимать, как у поэта, что такое хорошо, что такое плохо, и лишь постепенно к нему приходит самосознание, духовность.

При этом, безусловно, дети наследуют и телесные, и духовные качества родителей. Если родители физически слабые – скорее всего, таким же будет и ребенок. Если родители страдают наследственными заболеваниями – то и дети, скорее всего, будут подвержены этим недугам. Духовно – то же самое. Простой пример: если родители никогда не кричат на своих детей, а тихо, мирно воспитывают их лаской, любовью, иногда шутят, то дети вырастают такими же спокойными и кроткими. А если детей шлепают, кричат на них, истязают, дети будут такими же, как воспитатели. Поэтому очень важен вопрос духа в семье. Но то же самое – в роде. Мы же знаем, например, роды́ на Кавказе, Севере, Аляске, в Сибири. Разные племена усваивают определенные традиции, нравы, определенный дух и передают их из поколения в поколение.

Характер русского народа

Часто мы говорим о том, что современные американцы ведут себя агрессивно, навязывают свой никудышный государственный строй другим народам. Но почему они это делают? Чтобы это понять, достаточно вспомнить ковбойское прошлое этого государства, в котором все решалось силой: все древние индейские племена, жившие на территории современных США, были уничтожены. В России же за всю ее историю не пропали ни один малый народ и ни одно верование.

Константин Михайлович Долгов

Константин Михайлович Долгов

Русский человек, подчас при внешней разболтанности, необычайно талантлив во всех сферах. Он и философ, и богослов, и одновременно – мастер золотые руки, строитель, инженер. Возьмите крестьянский двор, который существовал в России тысячи лет до колхозов, совхозов, заводов и офисов: крестьянин трудился от зари до зари, он был хозяином и понимал, что за все в ответе. И вот эта исключительная добросовестность, трудолюбие – в крови. Это идет от Духа Святого, от Бога. Потому что Бог дал свободу, волю человеку. Но со свободой и волей появляется ответственность.

В то же время русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Это состояние богооставленности, в котором человек мало что понимает – как ему поступить, как действовать, и ведет себя разрушительно. Бунт никогда не был нормальным состоянием ни общества, ни для тех людей, которые в нем участвовали.

В XX веке наша страна пережила Первую мировую войну, революцию, гонения на Церковь, на значительную часть своего народа, Великую Отечественную войну – какой народ мог при этом выстоять? Русский народ все выдержал, перенес и, слава Богу, опять стал могущественным.
Русский человек исключительно миролюбив, со всеми хочет жить дружно, прощает обиды. Во время Великой Отечественной войны русские люди часто делились с пленными немцами последним куском хлеба, а после войны Россия по существу все простила Германии.

Помню 1943 г., когда школьником работал на заводе: вся страна затихла, замерла, все ждали – выдержим ли мы Сталинград? Немцы превосходили нас в военной технике, в живой силе; американцы, англичане думали – отступим.

А наши все-таки верили в победу, даже в тылу мы надеялись: нет, не должны сдать город, должны победить, выиграть эту битву. А на фронте – и говорить нечего: там стояли насмерть. И выиграли. Участник Сталинградской битвы архимандрит Кирилл (Павлов) рассказывал, как нашел в Сталинграде в разрушенном доме Евангелие – с ним прошел всю войну и не боялся (все помнят героическую оборону дома Павлова в Сталинграде).

Когда война закончилась, Сталин поднял тост – за русский народ, за его терпение, за его ум, за его стойкий характер.

Такого количества добродетелей у других народов нет. Если есть одно качество – нет других. Есть другое – нет третьего. У русского народа есть абсолютно все.

Не плоть, а дух растлился в наши дни…

Но дух народа может разрушаться. Разрушает его, во-первых, отход от веры, от Бога, когда человек начинает сбиваться с пути праведного, когда страсти затеняют добродетели. Сейчас на первом месте не труд, не миролюбие, не братство, не любовь, не дружба, а деньги, удовольствия, беззаконие, которое возводится в закон. Мы теряем благородство, те великие качества, которые воспитывает православная вера. Но даже экономика требует духовных начал, осознания того, что все люди, которые занимаются экономикой, должны думать о народе, о каждом человеке, о целом государстве, а не о собственном кармане.

Настоящая элита всегда служила народу. Почему русский человек уважал культурных, высокообразованных людей – ученых, художников, священнослужителей? Потому что он чувствовал, что эти люди – благодаря своим знаниям, талантам, гениальности – глубже, шире, универсальнее выражают Промысл Божий, волю Божию, Дух Божий. И поэтому народ уважал грамотность, образованность, интеллигентность, высокую духовность элиты. И вместе с тем сам тянулся к этому. И несмотря на то что большая часть народа до революции была малообразованной, а иногда просто необразованной, русский человек оставался культурным. А что значит быть культурным? Духовным, задушевным, добрым, милосердным, красивым в своих поступках. В этом – особенности духа русского народа.

Сегодня по сути дела идет мировая война: она прокатилась по многим арабским странам, продолжается в Сирии, на Украине, в Донбассе. Кто стоит за этим? Украинский президент Порошенко за последние годы удвоил свой капитал – был миллионером, стал миллиардером. Сверхбогатые люди всего мира, олигархи, владельцы транснациональных корпораций наживаются на войне. А политики их обслуживают. Одновременно миллиарды людей в мире живут меньше чем на 1–2 доллара в день, умирают от голода, холода и болезней.

Тот хищнический государственно-монополистический капитализм, который существует в США, в Европе, а теперь и у нас, – давно себя изжил. Это античеловеческий строй. Его давно надо было отбросить и строить совсем другое – человеческое – общество. У каждого должно быть все необходимое для жизни, нельзя, чтобы единицы распоряжались всем богатством, а в это же время бедствовали миллионы людей. Надо отказываться от такого капитализма – и не через революции, а путем принятия законов, которые бы ограничивали хищнические интересы людей, не знающих меры.

Дух русского народа или Святой Дух – это его путеводная звезда, напоминающая, как надо жить: в мире, в согласии, помогая друг другу, чтобы никто не жил за счет другого, никто никого не оскорблял, я уж не говорю – убивал. Жизнь должна строиться по Евангельским законам, заповедям, выработанным мировыми религиями. Другого пути нет и быть не может. Потому что в любом другом случае человек деградирует, и народ вырождается. И наоборот – сохранение духа русского народа, наличие святости в этом народе – во все времена было залогом его жизнеспособности и непобедимости.

Читайте также: