Сочинение по наблюдениям методика

Обновлено: 30.06.2024

Наблюдательность очень важна для развития речи. Школа организует систему наблюдений природы, отдельных предметов и процессов. Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают результаты наблюдений. Это сочинения_ описания.

Работая над развернутым описанием, ученики выявляют признаки наблюдаемых предметов, выделяют существенные признаки, синтезируют. Описания приучают школьников к высокой точности в выборе слов, к строгой последовательности изложения, четкости в словесном оформлении своих знаний.

” деловые” ( например,” Наш кабинет труда”) и эмоционально – образные ( например, ” Наша Мурка”, ” В саду осенью”). В начальных классах проводятся следующие виды описаний:

1. описание отдельного предмета по непосредственному наблюдению ( ” Яблоко”, “Часы”, “Кукла”) или по прошлым наблюдениям ( “Липа весной и осенью: здесь есть дополнительная, осложняющая задача – элемент сравнения.

2. Описание трудового процесса, выполнявшегося учащимися: ” Как сделать скворечник” ( на уроках труда), ” Как посадить дерево”.

3. Описание картин природы и других сложных

Рассказы по наблюдениям получаются большими по размерам, потому что у детей много материала. А последовательность, полнота описания обеспечиваются подготовительной беседой.

Во II и III классах подобные рассказы могут быть записаны если не полностью, то хотя бы частично. Описание процесса не следует путать с повествованием.

Сложные описания, обычно описание картин природы, проводятся во всех классах. Они допускают большую свободу в отборе материала и в его расположении, чем описания отдельных предметов или процессов. Так, описывая сад, учащиеся расскажут о деревьях и кустарниках, назовут сорта яблок, вспомнят о птицах, о своем труде в школьном саду. Сложные описания типа ” Наш поселок”, ” Лес осенью”, “Закат солнца” не новость и не редкость в школе.

Дети их любят, пишут охотно. Но в сложных описаниях нередки логические недочеты. Чтобы их предупредить, нужна значительная работа по организации самих наблюдений, а также составление отдельных фрагментов – зарисовок.

Роль таких подготовительных упражнений могут выполнить устные описания простых предметов по наблюдению. Устные зарисовки помогают учителю выбрать слова для записи на доске. Эти слова служат опорой для составления всего текста.

План может быть составлен как до, так и после зарисовок.

Младшим школьникам, по мнению большинства учителей, легче составлять сюжетные сочинения, хотя методисты считают, что и описания интересуют их, оказываются доступными.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Н.М.Ускова

учитель начальных классов

МОУ СОШ х. Клетский

Среднеахтубинского района

Волгоградской области

Как научить ребенка писать сочинения по наблюдениям.

Сочинение я могу сравнить

только с рождением ребенка.

Единственная разница: если песня

не получилась, её можно

выбросить в мусорное ведро.

Мик Джаггер

Работа по развитию речи учащихся в школе необходима, интересна и многогранна. Одно из ее направлений – написание сочинений разных видов.

Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказать свое отношение к каким-то проблемам. Оно заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности. Учителю начальной школы приходится решать одну из основных и трудных задач – научить школьника писать сочинения содержательные и логичные, самобытные и эмоциональные, образные и грамотные.

Основной целью написания данной статьи является привлечение внимания учителей, особенно начальных классов, к необходимости более тщательной и до мелочей продуманной работе над сочинением по наблюдениям. Наблюдательность очень важна для развития речи. Школа организует систему наблюдений в природе, отдельных предметов и процессов.

Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают результаты наблюдений. Это сочинения - описания. Работая над развернутым описанием, ученики выявляют признаки наблюдаемых предметов, выделяют существенные признаки, синтезируют. Описания приучают школьников к высокой точности в выборе слов, к строгой последовательности изложения, четкости в словесном оформлении своих знаний.

Рассказы по наблюдениям получаются большими по размерам, потому

что у детей много материала. А последовательность, полнота описания

обеспечиваются подготовительной беседой.

Сложные описания, обычно описание картин природы, проводятся во

всех классах. Они допускают большую свободу в отборе материала и в его расположении, чем описания отдельных предметов или процессов.

Работа над сочинением делится на три этапа.

Первый этап. Подготовка к сочинению начинается за несколько дней до самого сочинения во внеурочное время и на различных уроках. Происходит накопление материала: наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей, чтение литературы.

Материал для предстоящих сочинений не только накапливается в памяти школьников, но и записывается в виде заметок, зарисовывается, составляются словарики, подбираются опорные слова (ключевые слова). Продолжительность сбора материала в совокупности намного превышает

время выступления или написания текста.

Сбор материала завершается его систематизацией, выделением главного, что обязательно должно быть использовано, отсечением лишнего,

второстепенного. На уроке перед работой над сочинением необходимо восстановить в памяти учащихся накопленный материал, создать у них настроение серьезной длительной работы, вызвать интерес, восстановить мотивы желания написать или рассказать.

Затем идет беседа, обсуждение, выделение существенного, составление плана. План – необходимая ступень любого действия, любого высказывания. Обдумывая свою речь, особенно – монолог, говорящий всегда намечает основные вехи. Лучший план – письменный, затем – устный, затем – мысленный. Роль плана могут выполнять картинки (серии картин) или опорные слова. В первом классе план нередко даётся в виде вопросов; во втором классе предусматривается обучение составлению плана, он составляется коллективно; в третьем и в четвертом классах – индивидуально. В процессе составления текста сочинения план может корректироваться, это поощряется. При длительной, рассредоточенной подготовке к сочинению план составляется заблаговременно, он может перестраиваться, совершенствоваться. С пунктами плана связывается деление текста на абзацы.
План сочинения по экскурсии составляется на основе плана самой экскурсии или плана наблюдений. Он может быть уточнён непосредственно

перед письмом сочинения.

План имеет не только вспомогательное, но и самостоятельное значение в умственном развитии школьников. Поэтому работа над темой может быть ограничена составлением более или менее подробного плана: текст совсем не составляется или ограничивается развёрнутым раскрытием лишь одного из пунктов плана. К сожалению, в школьной практике сохраняется традиция давать школьникам готовые планы сочинений. Этого делать не следует: к плану, к построению сочинения, к его композиции школьник должен прийти самостоятельно, даже с риском снижения качества. Не научившись составлять план и пользоваться им, школьник не разовьёт самостоятельности мышления, не будет готов к реальным ситуациям жизни.

Третьим этапом работы над сочинением является словесное, речевое, оформление сочинения, то есть языковая подготовка: она включает, во-первых, отбор и подготовку словаря, выверку правописания слов, во-вторых, составление словосочетаний, предложений и фрагментов текста, наконец, мысленное или письменное черновое составление набросков или всего текста , его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.

Проговаривание всего текста перед записью нежелательно, так как оно снижает самостоятельность тех учащихся класса, которые подготовлены хуже.
Естественно, что процесс подготовки к сочинению, как и само выступление, может иметь множество вариантов, отклонений от шаблона, ибо все ступени работы над сочинением носят в большей или меньшей степени творческий характер, в ней проявляется индивидуальность каждого ученика, его интересы, способности, его одарённость.
Нужно ценить непосредственность языка школьников, очень осторожно и тактично исправлять недостатки. Необходимо воспитывать у детей любовь к прекрасному, к живому слову. Те из них, кто приучен лишь списывать чужое, не могут потом преодолеть психологический барьер на пути к самостоятельности.

Первые школьные сочинения должны отражать детское видение мира, его личные впечатления и, пусть крохотный, но свой жизненный опыт, а не быть сухим перечнем признаков времён года, набором общих фраз и штампов.

Нам, учителям начальной школы, отвечать за то, чтобы язык ребёнка, этот неиссякаемый, как жизнь, родник, с каждым годом становился всё более полноводным.

Проанализировав методические требования к данному виду сочинения, мы преобразовали информацию в виде таблицы, это поможет вспомнить типы вопросов по Бенджамину Блуму и привлечёт ваше внимание к главным вопросам при подготовке к уроку по обучению сочинению.

Более подробно вы сможете ознакомиться с этим материалом у: Соловейчик М. С. Пишут ли в жизни сочинения и как писать их в школе?//Нач. школа, 1996.-№12.-С.34-39.

Проект урока по русскому языку

для проведения в 3 классе

Целеполагание в когнитивной области:

Знать:

-как писать сочинение: основные части текста (вступление, основная часть, заключение);

-орфографические правила, ранее изученные (безударные гласные, парные согласные).

Понимать:

-главную мысль, которую отражает тема;

-структуру текста данного типа речи (название, личное отношение, вывод).

Применять:

-уметь отбирать материал, подходящий к теме;

-соотносить выбор языковых средств с содержанием, стилем и типом речи;

-уметь применять орфографические правила;

-пользоваться словарём в процессе самостоятельной работы;

-аккуратно оформлять работу.

Анализ:

-своих наблюдений (отбор содержания);

-составление плана сочинения, выбор изобразительных средств языка;

-редактировать свой текст.

Синтез:

-самостоятельная работа по написанию сочинения по плану;

-строить предложения по законам грамматики;

-орфографически правильно записывать текст.

Оценка:

-умения писать сочинение по личным наблюдениям для применения в письменной речевой деятельности.

Сочинение по наблюдению специфично тем, что мотив речи должен возникнуть из желания поделиться теми впечатлениями, которые появляются в процессе наблюдения. Следовательно, сам объект наблюдения должен вызывать у младшего школьника живой эмоциональный отклик. Для рождения замысла необходима целенаправленность наблюдений, их соотнесенность с темой сочинения и подкрепление информации, получаемой с помощью органов чувств, словом. Сочинение по наблюдению учит детей всматриваться, замечать детали, воспринимать предметы и явления с определенной точки зрения.

Сочинения на основе литературных источников (сочинение по аналогии) являются самым распространенным видом творческих работ на уроках литературы в старших классах и чаще всего носят рефлексивный характер. Для младших школьников литературно-критическая работа пока труднодоступна, впечатления о прочитанном дети выражают в устной форме в ходе анализа текста. Более целесообразно на начальном этапе литературного образования использование литературного текста как образца для создания рассказов по аналогии. Опора на текст-образец и собственный жизненный опыт при создании речевого высказывания создает возможность рождения индивидуального замысла, способствует эффективности рождения речемысли. При этом сочинения могут быть аналогичны тексту-образцу по различным основаниям: по характерам персонажей, структуре, точке зрения на предметы и явления действительности. В каждом из перечисленных случаев возникновения аналогии литературный текст служит стимулом, отправной точкой для рождения собственного замысла, с одной стороны, и подсказывает какие-то элементы формы, помогает вербализовать мысль, с другой стороны.

Читайте также: