Сочинение по наблюдениям 3 класс

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Кудиёва Галина Александровна

Организация: МБОУ СОШ № 3 им. В.А.Ермолаева с. Шедок

Населенный пункт: Краснодарский край, Мостовский район, с. Шедок

Цель: - учить созданию текста по собственным наблюдениям и серии картинок

- упражнять в построении и оформлении на письме предложений;

- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

- расширять речевой опыт учащихся.

Формирование УУД: задавать вопросы, уточняя непонятное; планировать свое действие в соответствии с поставленными целями; грамотно выражать свои мысли и чувства ; записывать предложения и составлять текст (сочинение) на основе своих наблюдений и анализа сюжетных картинок; доказывать свою точку зрения, делать выводы.

Условия реализации урока: необходимое наличие у учителя и учеников компьютера, подключения к сети Internet, WhatsApp.

Форма проведения урока: дистанционная

Фора работы учащихся: индивидуальная, коллективная

Оборудование и учебно-методическое обеспечение:

1.Оргмомент.

- Запишите число. Классная работа.

2.Актуализация знаний.

– На уроках русского языка мы учимся грамотно выражать свои мысли и чувства.

- При помощи чего мы выражаем мысли?

– Мы выражаем свои мысли при помощи предложений.

- Чем предложение отличается от слова?

- О каких правилах надо помнить при построении предложений?

Слова должны быть связаны между собой так, чтобы было понятно: о чем и что мы хотим сказать. В предложении должна быть выражена мысль.

Когда составляем предложение, то сначала думаем, о чем и что хотим сказать, а потом подбираем слова, расставляем их в нужном порядке и связываем между собой.

- Сочинять предложения вы уже умеете. А вот как составить связный рассказ, этому мы будем учиться сегодня на уроке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ соч. по наблюд в 3 классе.docx

Методические рекомендации и конспект урока по развитию речи, сочинение по наблюдениям в 3 классе.

Как написать сочинение по наблюдениям в начальных классах?

Сочинения на основе опыта и наблюдений учащихся.

Требования к речи учащихся.

Развивая речь учащихся, школа придерживается ряда совершенно ясных, четко определенных характеристик речи, к которым следует стремиться и которые служат критериями оценки ученических устных и письменных высказываний.

Во-первых, это требование содержательности . Рассказ или сочинение должны быть построены на хорошо известных ученику фактах, на его наблюдениях, жизненном опыте, на сведениях, почерпнутых из книг, из картин, радиопередач. Пользуются успехом в начальных классах также сочинения на основе творческого воображения (опыт В. А. Сухомлинского, под руководством которого дети сами сочиняли прекрасные сказки, приобрел всемирную известность).

Методика развития речи учащихся требует тщательной подготовки материала для рассказов, сочинений: сбора материала, его обсуждения, дополнения, отбора, выделения главного, расположения в нужной последовательности.

Вторым требованием к речи является логика речи : последовательность, обоснованность изложения, отсутствие пропусков и повторений, отсутствие чего-либо лишнего, не относящегося к теме, наличие выводов, вытекающих из содержания. Логически правильная речь предполагает обоснованность выводов (если они есть), умение не только начать, но и завершить высказывание. Логика речи определяется хорошим знанием предмета, а логические ошибки являются следствием неясного, нечеткого знания материала, непродуманности темы.

Указанные два требования касаются содержания и структуры речи; последующие требования относятся к ее языковому оформлению.

Точность речи (третье требование) предполагает умение говорящего или пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства — такие слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения, которые передают все признаки, присущие изображаемому.

Сочинение – высшая форма проявления творческих способностей ребенка, требующая от него высокого напряжения, особенно на начальной стадии обучения.

Известно, что сочинения в 1–4 классах должны быть обучающими, т. е. на уроках подготовки и проведения сочинений нужно учить, о чем писать и как писать. Учитель обязан организовывать наблюдения, учить детей видеть и слышать мир, замечать в нем прекрасное, восторгаться и гармонией красок осеннего дня, и многообразием световых оттенков снега под лучами солнца, и звонкой песней жаворонка. К таким сочинениям нужно тщательно готовиться как учителю, так и учащимся.

Прежде всего, учитель должен определить тему сочинения, объекты для наблюдения, подобрать слова, которыми считает необходимым обогатить речь учащихся, дать конкретное задание по сбору материала для творческой работы, организовать экскурсию.

На следующем уроке обсуждаются впечатления от экскурсии, составляется план сочинения, идет работа над новыми словами; учащиеся устно составляют рассказы по плану, упражняются в предупреждении возможных стилистических ошибок.

После такой подготовки дети не будут мучительно вспоминать цитаты из прочитанного об осени. В их памяти запечатлелись краски осеннего дня, сложилось совершенно конкретное представление об этом небольшом кусочке реальной действительности.

Хорошо организованная экскурсия в лес, парк, сад может обогатить душу и сознание ребенка яркими впечатлениями, взволнует. Пусть дети внимательно присмотрятся к деревьям, приметят, какой ствол, например, у березки, какой у тополя, как расположены ветки, какого цвета листочки.

Учитель при этом сосредоточивает внимание детей на тех картинах природы, которые способны возбудить сильные чувства, вызвать эстетическое наслаждение. Он приглашает детей полюбоваться, как на фоне голубого неба выглядит группа белоствольных березок, как необыкновенно красивы тонкие веточки плакучей ивы, какой тонкий аромат издают молодые листочки тополя, какими нарядными стали плодовые деревья. Замечено, что даже слабые ученики пишут неплохие сочинения о тех явлениях и объектах природы, которые волнуют, вызывают подъем чувств.

Здесь же, на экскурсии, важно заставить детей выражать вслух свои мысли и чувства, находить точные и выразительные слова для описания увиденного. Так, услышав от детей, что небо голубое, учитель обязательно расскажет об оттенках голубого цвета и попросит затем точнее определить цвет неба над головой. Подумав, учащиеся находят более точные определения: небо сегодня нежно-голубое, светло-голубое. Вместе думают о том, как можно сказать о небе, если на нем нет ни одного облачка, и уясняют, что сегодня оно безоблачное, чистое, ясное, высокое; солнце на нем яркое, ласковое; весенний ветер нежный, ласковый, легкий, слабый, приятный; воздух теплый, прозрачный, ароматный.

Экскурсия не единственный прием подготовки к сочинению, и далеко не все темы следует готовить таким образом. Основой многих сочинений могут быть индивидуальные личные наблюдения, чтение тематических произведений, организуемые учителем.

На уроках необходимо помочь найти детям нужные слова для описания, уточнить сведения, полученные в ходе наблюдения, чтения, помочь правильно понять и осмыслить увиденное или прочитанное. Поэтому беседа, устные рассказы детей расцениваются как необходимые элементы в структуре уроков обучающего сочинения.

Детские сочинения будут действительно творческими, если их авторы научатся искать и находить самые точные и яркие слова для выражения своих мыслей.

Обращает на себя внимание и синтаксическое оформление сочинений младших школьников. В этих работах преобладают конструкции простых распространенных предложений ( Наступила поздняя осень. С деревьев падают желтые листья ), часто они осложняются однородными членами (Небо стало хмурое и серое. Уже улетели скворцы, грачи и жаворонки). Каждое из этих простых предложений обычно строится правильно, но целый текст нередко пестрит стилистическими погрешностями. Типичный недочет синтаксиса детских сочинений – повторение одних и тех же слов. В сочинениях о природе, например, чаще всего повторяются глаголы быть и стать.

Наступила ранняя осень. Погода стоит ветреная. Деревья стали снимать свой наряд. Некоторые птицы стали готовиться к отлету. Они стали летать стайками, стали укреплять свои крылья.

Ясно светило солнышко. Небо было чистое. И воздух был приятный. Было тихо. На дороге не было грязи.

Иногда, чтобы подчеркнуть временную завершенность действия, учащиеся употребляют наречие уже, не замечая при этом, что в связном изложении мыслей оно повторяется:

Наступила поздняя осень. Ласковое солнце уже не светит. Небо стало серое. На деревьях уже нет листьев. Трава желтая. Цветы уже повяли.

Очень много повторов местоимения я и других слов допускают учащиеся в сочинениях о себе, о своих занятиях, интересах, увлечениях:

Летом я научился плавать. Я ходил купаться на реку. Я с дедушкой ходил рыбачить. Я помогал маме мыть посуду, полы. Лето я провел хорошо.

Подобные ошибки дети, видимо, даже не замечают в своих сочинениях.

Как предупреждать стилистические ошибки указанного типа? Как научить школьников более внимательно относиться к собственной речи?

Работу по предупреждению повторов следует начинать с первых сочинений, с тех, которые составляются коллективно и записываются под руководством учителя.

Учащиеся должны твердо знать, что повторение одних и тех же слов портит речь, что язык наш необыкновенно богат, что при желании можно найти немало слов для правильной, точной и образной передачи мыслей.

Для дальнейшей систематической работы по предупреждению стилистических ошибок можно рекомендовать такие упражнения, как сопоставление двух сочинений на одну и ту же тему с последующими стилистическими выводами, редактирование сочинений, подбор лексических и синтаксических синонимов, взаимопроверка написанных работ с точки зрения стиля.

Например, вниманию учащихся предлагается два небольших сочинения, записанных на доске. Учитель просит прочесть эти работы и сказать, какая из них нравится больше и почему.

Следующая за этим коллективная переработка сочинения поможет детям практически усвоить некоторые правила стилистики, научит более критично относиться к собственным работам творческого характера.

Особенно полезна для повышения стилистической грамотности переработка сочинений, в которых необходимо заменить целые фразы их синтаксическими синонимами. Возьмем такой отрывок из сочинения:

Наступила поздняя осень. На улице стало холодно. Солнышко стало меньше греть. Дни становятся короче.

Чтобы устранить в нем повторение глагола - связки стать , необходимо предложение На улице стало холодно заменить другим: На улице холодно; На улице похолодало. То же самое следует сделать и с предложением Солнышко стало меньше греть. Работа эта для учащихся младших классов трудна, но проводить ее совершенно необходимо, в противном случае перечисленные ошибки будут повторяться в последующих работах учащихся.

Вся система работы над сочинением должна убедить учащихся в том, что лучшими считаются не те сочинения, в которых много эпитетов, сравнений и фраз, взятых из книг. Высокой оценки заслуживают такие работы, авторы которых пишут о себе и окружающей их жизни правдиво, ясно, подбирая наиболее точные слова и предложения для выражения каждой мысли.

Урок по развитию речи учащихся в 3 классе.

Цель: Формирование умения выражать свои мысли и чувства об увиденном в письменной речи.

Формирование у мл. школьников умения наблюдать за изменениями в живой природе.

Обучение детей способам отбора языкового материала по теме наблюдения.

Формирование речевых умений:

- осмысливать тему и её границы;

- ставить задачу своего высказывания;

- отбирать материал в соответствии с темой и задачей высказывания;

- выбирать тип текста в зависимости от задачи высказывания;

- обучение детей самоанализу результата работы.

УЗ учусь писать сочинение по наблюдениям.

Подготовка к уроку

До урока учитель проводит экскурсию в парк или лес с целью организации наблюдений за изменением осеннего убранства деревьев. В ходе экскурсии выясняется:

- какие чувства испытывают дети от увиденного;

- что особенного происходит с деревьями;

- в чем проявляется волшебство осеннего леса;

- что может испытывать дерево в осеннюю пору (особое внимание уделяется рябине, так как именно она станет объектом описания на уроке).

Желательно результаты наблюдений (не только изменения природы, а главное, изобразительные средства языка, передающие чувственное восприятие наблюдаемых изменений) занести в творческие тетради в процессе экскурсии.

На уроках литературного чтения или для самостоятельного чтения предложить детям прочитать стихи, созвучные теме наблюдения и выписать в творческие тетради языковые обороты, создающие художественные образы природы (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения и др.)

Возможен вариант прочтения следующих произведений:

Организационный момент.

Постановка учебной задачи.

Детям предлагается сформулировать тему урока и УЗ, исходя из темы.

Тема урока: Сочинение по наблюдениям.

УЗ: Учусь писать сочинение по наблюдениям.

Воспроизведение алгоритма.

Уч. – На какие вопросы необходимо ответить, прежде чем писать сочинение?

Дети называют вопросы, учитель записывает их на доске (такой приём позволит выйти на воспроизведение алгоритма).

Вопросы необходимо записывать по мере их поступления, а не выборочно. Варианты возможных вопросов:

- Какая тема? О чем буду писать?

- Какую цель хочу выразить в своем сочинении?

- Зачем буду писать? Что хочу рассказать?

- Какие слова потребуются, чтобы раскрыть тему и цель?

- Какой текст буду создавать?

- В какой последовательности буду выражать свои мысли и чувства?

На основании поставленных вопросов, воспроизводится алгоритм написания сочинения.

1.Выбираю тему. 1. Тема – о чём?

2.Ставлю цель. 2.Цель.

3.Отбираю словарь. 3.Словарь.

4.Рассказываю. 4.Рассказываю.

5.Пишу. 5.Пишу.

6.Проверяю. 6.Проверяю.

( На данном уроке тема сочинения не представлена и это не случайно, поскольку одной из целей урока является обучение детей определению границ темы сочинения. Сформулировать тему сочинения помогут предметные картинки, расположенные в определённой последовательности: рябина в зеленом уборе с белыми шапочками цветов, в красно-желтом наряде с ярко-красными гроздьями ягод и обнаженная с багровыми гроздьями ягод).

Уч – Какова тема сегодняшнего сочинения?

Уч- О чём может идти рассказ по этой теме?

( О том, как рябина постепенно меняла свой наряд: от зелёного – желто-красному – коричнево-серому).

Уч – Какую задачу следует решить в сочинении по этой теме?

(Выразить чувства, переживания в связи с изменением наряда рябины).

Уч – А кто может выражать свои чувства, переживания в сочинении?

(Этот вопрос очень важен с точки зрения выбора сюжета сочинения, цели, лексики, стиля, так как построение текста предполагает выражение авторской позиции. Таким образом, ученики определяют автора сочинения).

На доске появляется следующая запись:

Прощание с нарядом

рассказ рассказ рассказ

рябины наблюдателя исследователя

Коллективно выбирается один из рассказчиков.

Работа по алгоритму.

В дальнейшем предлагается работа по второму варианту (рассказ наблюдателя).

Уч – Кому может рассказать наблюдатель о своих переживаниях?

Уч – Какие чувства будет выражать наблюдатель в своём рассказе?

Дети записывают слова, выражающие чувства, под каждой картинкой, ориентируясь на внешний вид и собственное воображение:

Радости, гордости, восхищения, растерянности, тревоги, печали, боли, надежды.

Уч – Какие слова будет использовать наблюдатель в своём рассказе для выражения этих чувств?

(Следует обратить внимание детей на выбор слов, отражающих чувства, переживания и задачу рассказчика).

Радост, гордость – красивый, зеленый сарафан; изумрудные листочки; белоснежные шапки цветов; прохладная тень в знойный день.

Восхищение – птица-осень; золотое, желто-красное, багряное платье; ярко-красные гроздья ягод; королева; солнечные блики; солнечные зайчики.

Тревога, печаль – пронизывающий ветер, листья-медные монетки улетели, стала холодно, одиноко.

Надежда – придет зима, укроет снегом белая пушистая шубка, белые шапочки наденут гроздья ягод.

Отобранные слова дети записывают на странице под картинками.

Уч – Какой тип текста выберете для рассказа наблюдателя и почему?

Д – Текст-повествование с элементами описания.

Уч – Что должно быть в структуре текста-повествования?

Уч – Самостоятельно продумайте сюжет и последовательность текста в зависимости от его типа.

В творческих тетрадях дети записывают свои варианты сюжета. Этот шаг в работе важен с точки зрения осмысления детьми необходимости последовательного раскрытия темы.

Возможные варианты детских работ обсуждаются в классе. Необходимо заслушать именно варианты , поэтому учителю следует заранее наметить предстоящее прослушивание.

Выполнение письменной работы в черновике с последующим обсуждением отдельных сочинений.

Обращение к черновику или творческой тетради обусловлено необходимостью последующего редактирования выполненной работы. Редактирование предполагает обсуждение следующих моментов:

- раскрыта ли тема сочинения?;

- реализована ли задача высказывания?;

- правильно и точно ли выбраны языковые средства?;

- насколько последовательно выражена главная мысль сочинения?;

- соответствует ли выполненная работа выбранному ранее типу текста?

7. Выполнение работы в тетради (чистовой вариант).

8. Домашнее задание.

Написать сочинение о своем любимом дереве, когда автор сочинения – само дерево (рассказ дерева).

МО – Первое задание предполагает формирование умения детей восстанавливать последовательность развития мысли в тексте, умения определять средства связи предложений в тексте, различать типы тексов, автора текста, создавать свой собственный текст.

Второе задание предполагает обучение детей находить границы предложений, соотносить главную мысль текста и заголовок, формирование умения осуществлять самопроверку выполненной работы.

Психологический настрой класса. Проверка готовности учащихся к уроку.

Спешит весна! Идёт весна!
Она прекрасна и чиста!
Махнёт рукой и чудом обернётся
Река ломает лёд, вот-вот проснётся
Проснётся лес, кустарники, трава
Всё возрождает вновь – красавица-Весна!

Учитель: Сегодня мы работаем над сочинением. Какова тема нашего сочинения?

Как композиторы в звуках, художники в красках передают неповторимую красоту этого удивительного времени года, так и мы с вами с помощью слова, передадим своё отношение к весне.

3. Актуализация опорных знаний.

– Что изменилось в природе с приходом весны?

– Какая же она весна? (Звонкая, веселая, ликующая, лучезарная, нарядная, прекрасная, цветущая, яркая, дружная, чарующая)

– Если бы вам предложили нарисовать весну, какие краски использовали? Почему?

Все вокруг вдруг ожило, засияло яркими красками. Это художница-весна потрудилась.

Своим любимым зеленым цветом она раскрасила молодую травку. Зелёной дымкой покрыла лес, а березке подарила зеленые сережки. Голубым цветом раскрасила небо, а белым – пушистые облака. И превратились они в белых лебедей, плывущих по голубому озеру.

4. Словарная работа.

Учитель: Составим словарь весенних слов.

– О чём необходимо рассказать в первую очередь? Без чего невозможно представить описание весны? (Нужно рассказать о небе, солнце, облаках).

– Призовем на помощь сложные прилагательные. Какие оттенки весеннего неба можно передать?

Небо нежно-голубое, а по нему, будто белые барашки, бегут кудрявые облака.

Небо бескрайнее, высокое, необъятное, ясное. Облако белогривое, белоснежное, ватное, легкокрылое, причудливое.

– Какие прилагательные нам понадобятся, чтобы рассказать о весеннем солнце?

Ярко-желтое солнышко, словно пастух, наблюдает за облаками. Оно посылает свои теплые, ласковые лучи на землю.

– Как выглядит первая весенняя травка? Назовите слова-эпитеты.

Бархатная, зеленая, изумрудная, мягкая, нежная, светлая, шелковистая, ярко-зеленая.

5. Работа над планом сочинения.

Учитель: Какой рассказ о весне у вас получится – грустный или веселый?

–- Каким должно быть первое предложение? (радостным, взволнованным)

После долгой зимы все с нетерпением ждут наступления весны. Всем хочется тепла и солнца. Отшумели февральские вьюги, отзвенели капели. Все ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна.

План.

  1. Долгожданная весна.
  2. Пробуждение природы.
  3. Удивительное время года.

– Составление предложений по каждому пункту плана. Объяснение значения слов, правописание слов.

Знакомство с содержательной частью подготовленного материала.

Работа с иллюстрациями.

Выберите ту из них, которая смогла проиллюстрировать ваш рассказ о весне.

Хорошо весной в лесу! Появляются первые цветы. Деревья окутаны нежно-зеленой дымкой. На них появились клейкие, пахучие зеленые листочки.

– Что происходит в жизни птиц и животных?

Грачи суетятся, кричат, шумят, у них очень важная пора – они строят гнёзда. Они кричат радостно и взволнованно оттого, что вернулись на родину.

Птицы то радостно щебечут, то заливаются громкой песней. Настоящий весенний концерт.

Лексическая работа.

Использование выражений-связок: словно, как будто, лично мне, я считаю, что.

Работа над заключительной частью.

Учитель: Последнее предложение должно быть ярким и ёмким. А главное – в нем должно прозвучать общее настроение нашего сочинения. Какое настроение дарит нам весна.

Как чудесно весной, когда всё пробуждается после зимнего сна! Весна – это обновление в природе, именно за это я и люблю её!

Слово учителя: Каждый видит весну по-своему. Поэтому ваши сочинения будут разными, каждый будет писать то, что ему самому нравится в весенних пейзажах. В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово, как художник подбирает подходящую краску, не спешите писать первое попавшееся. Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в изложении, красочности в описании, правильного смыслового построения предложений, грамотности. Тема одна, но вариантов может быть множество, поэтому каждый описывает свою весну.

6. Составление текста сочинений.

Вот и закончилась зима! Дни стали заметно длиннее. Всё сильнее греет солнышко. На ветках, пробуждающихся от зимнего сна, деревьев и кустарников набухают почки. Кое-где уже проклюнулись молоденькие ярко-изумрудные травинки. А вот целая поляна нежных подснежников – первых вестников весны.

Здесь и там взлетают с деревьев грачи. Они наполняют лес громким криком. От этого крика проснулся ёжик и бойко затопал по тропинке. Всё в лесу пробуждается к жизни! Всё радуется приходу долгожданной весны!

Цель урока: создать условия для формирования умений создавать текст по личным наблюдениям

Обучающая: повторить особенности сочинения-описания; у точнить и расширить представление о зиме, ее приметах,о первом зимнем дне.

Развивающая: продолжить работу над развитием творческих способностей, развивать умения учить отвечать на вопросы, подбирать слова-признаки и слова-действия.

Воспитательная: воспитывать чувство прекрасного у учащихся, умения видеть необычное в обычном.

1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята, к нам сегодня в гости на занятие кто-то пришел. Отгадайте загадку:

Меня не растили,

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

- Правильно, ребята, к нам в гости пришел снеговик! И не простой снеговик, а снеговик – почтовик. Он хочет тоже хочет научиться отвечать на вопросы, делать гимнастику, рисовать, раскрашивать. Поможем ему? (да)

- Вы готовы к уроку?

2. Актуализация знаний.

Работа со стихотворением.

- Ребята, снеговик пришел к нам не случайно, он принес нам несколько конвертов, в нем задания, которые помогут нам определить тему нашего урока и помогут в работе на уроке.

Первый конверт – в нем стихотворение В. Брюсова: (На слайде)

Серебро, огни и блестки,

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят березки,

Это – область чьей-то грезы,

Это – призраки и сны!

Все предметы старой прозы

На лазури белый дым.

Жизнь людей и жизнь природы

Полны новым и святым.

Жизни с грезою игра,

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра.

- Какое чувство у вас возникло после прочтения? (ощущение необычности, сказки)
- Какие образы вы увидели в вашем воображении? (волшебные образы из сна, предположения учащихся)

-Как автор показывает этот чудесный мир? (живо, красиво, образно..)

3. Постановка проблемы. Самоопределение к деятельности.

Предположите, как может называться это стихотворение?

Это название и есть наша сегодняшняя тема. (Первый зимний день).

Вид работы мы найдем в следующем конверте Снеговика – почтовика.

Ученик достает и читает: сочинение по личным наблюдениям.

- Вопрос к классу: Кто знает этот вид сочинения? Расскажите. У художника-живописца – краски для изображения картин природы.
У писателя-живописца – слово. Мы с вами не писатели, но будем учиться искусству слова.

- Чем мы занимаемся на уроках развития речи? (учимся анализировать худ. тексты, писать сочинения, изложения, составлять рассказы, находить худ. средства языка). Чем будем заниматься сегодня?

4. Работа по теме урока.

- Без чего зиму трудно себе представить? (без снега)

2) Словарная работа

- С помощью каких глаголов можно передать красоту первого снега? (Ответы учащихся). Оформление записи:

Снег ____________(блестит, переливается, сверкает..)

- Чем являются эти глаголы в предложении? ( Однородными членами и синонимами)

- Как мы расставляем знаки препинания в предложениях с однородными членами? Зачем нам нужны синонимы?

Подберите прилагательные к существительным:

- Чем являются эти прилагательные в тексте? (Эпитетами)

- Какой любимый цвет у зимы? Какое чувство, настроение связано с белым цветом? Можно ли узнать, какое настроение бывает у зимы? От чего это зависит?

- Какие цвета мы можем увидеть именно в первый зимний день?

- Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и Снеговик принес нам настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?

Учитель раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

- Давайте заставим наших снежинок кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. Упражнение повторить 3-5 раз.

6. Продолжение работы по теме.

1) Работа с текстом (распечатки у каждого на парте):

- Что такое пейзаж? (описание природы и местности, на фоне которой происходят изображаемые события).

В отрывке из текста писателя-живописца И.А.Бунина мы увидим пейзаж, который изображен словом.

Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!
Над глубокими , свежими и пушистыми снегами, завалившими чащи елей,- синее огромное и удивительно снежное небо. Такие яркие радостные краски бывают у нас только по утрам в январские морозы. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зеленым бором. Солнце еще за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах, уже играет золотистый солнечный свет. Ветер качнул верхнюю веточку густо-зелёной ели, и с неё густо посыпалась и стала медленно опускаться радужная снежная пыль, похожая на маленькие звёздочки.
Никого не оставит равнодушным такая красота!

Прочитайте текст. Представьте, что мы выглядываем в кусочек окна.

- Что мы видим вместе с И.А.Буниным?

- Какое общее впечатление от увиденного?

- Здесь также есть свои краски. Что бы мы увидели на полотне, если бы кто-нибудь изобразил бунинский пейзаж? (синее небо, в голубой тени, тень синяя, на пышных зеленых венцах и т.д.)

- Определите тему и основную мысль текста. Запишите в тетрадь.

(Тема текста: Утро в лесу.

- Назовите тип речи. Докажите.

Тип речи: описание, т.к. даётся описание признаков предметов и явлений. В данном тексте - описание леса зимой.)

- Выделите в тексте описания.


2) Просмотр пейзажных зарисовок

Сейчас мы посмотрим пейзажные зарисовки, с целью наблюдения за картинами природы. Особое внимание обратите на зимние пейзажи. Серия картинок на слайде.

3)Творческое задание

- Каждому, кто хочет научиться писать, необходимо быть писателем и художником одновременно.

Вы как художники должны в самом простом предмете увидеть что-то замечательное, удивительное.
- Это очень непросто видеть в простом предмете что-то удивительное, неповторимое. Здесь кроме зорких глаз нужна еще и фантазия.

С чего вы начнете? На что обратите внимание? Какие краски, эпитеты будете использовать? Можно ли включить какую – нибудь личную историю, связанную с первым зимним днем, в текст?

7. Итог урока:

- Чему учились на уроке? Какими знаниями мы можем похвалиться перед Снеговиком- почтовиком?

Я думаю, что после сегодняшнего разговора каждый из вас будет больше обращать внимания на окружающую нас природу. Не пройдет мимо, не обратив свой взор пусть даже на такую вот простую веточку как эта , так необыкновенно преображенную природой.

- Ваше настроение и успехи можно оценить при помощи наших помощниц – снежинок.

Возьмите снежинку, которая соответствует вашей оценке :

синяя снежинка – я испытывал затруднения и немного недоволен,

голубая снежинка – я работал неплохо, но мог и лучше,

белая снежинка - у меня все получилось, я доволен.

Утром я проснулась и увидела необычное свечение в окне. Когда я выглянула в окно, я увидела деревья, покрытые снегом. Покрытые снегом ветви похожи на белые облака, и мне показалось, что они упали с пасмурного неба.

Снег покрывал все вокруг. Он был пушистый, мягкий, свежий, как зимний воздух. На земле снег был совсем иным: он был неровный, на нем было много грязных следов, казалось, что люди ходят по снежному одеялу. Не верится, что под этой великолепной белой скатертью скрывается земля и, когда снег растает, будет слякоть и противные дожди.

Я люблю первый снег, зиму. Мне представляется, что я попала в красивую снежную сказку.

Читайте также: