Собор петра и павла сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Повергая к священным стопам ТВОИМ, возлюбленный МОНАРХ! составленное мною описание храма, служащего усыпальницей Царского Дома России, осмеливаюсь всеподданнейше просить дозволения украсить труд мой Августейшим именем ТВОИМ, a все выгоды от него принести в жертву раненым бывшим моим соратниками, доставившим мне счастье заслужить драгоценное внимание Незабвенного ТВОЕГО Родителя и лично ТВОЕ, ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ. Прошу и надеюсь милостивого разрешения не по важности и достоинству труда, но по цели, с которой он предпринят и по усердию, с которым он совершен.

Благоговение, ТОБОЮ обнаруживаемое к последнему приюту ТВОИХ предков, и известная горячая привязанность ТВОЯ к ТВОЕМУ Кавказскому Корпусу, осмеливающему в ряду своих храбрых считать и ТЕБЯ, могущественный Повелитель России! внушает такую решимость, имеющему счастье именоваться ТВОИМ, ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ!

Семёну Новосёлову

Предисловие

Петропавловский Собор также достопамятен как краеугольный камень Православия, в странах некогда отторгнутых от отечества и возвращенных России могучею рукою Петра. В нем почти в течение века совершались торжественный благодарения Господа сил за победы нашего христолюбивого воинства над врагом – за победы, раздвинувшие пределы Империи от моря Балтийского до морей Черного и Каспийского. В нем же хранятся и самые трофеи, взятые во время этих побед.

Но это описание, несмотря на свои достоинства, не представляет современного изображения храма.

Авторы новейших описаний северной столицы, из которых замечательнейшие: П. П. Свиньин 1 и Пушкарев 2 , говоря о Петропавловском Соборе, заимствовали сведения у Богданова и Рубана, а изменения, ими сделанные, большей частью не верны.

Между тем, каждый Русский считает священным долгом посещать усыпальницу нашего Царского Дома; иноземцы, прибывши в С.-Петербург, также спешат поклониться гробницам Высоких Усопших, и потому часто слышатся сожаления, что не имеется современного описания храма.

Настоящие мои обязанности доставили мне возможность близко ознакомиться с достопамятностями собора, a желание быть полезным храбрым соратником, побудило к изданию настоящего сочинения.

При описании собора, хранящего столько предметов, дорогих сердцу нашему, наводящих столько сладостных дум о величии отечества, столько благодарных воспоминаний о Виновниках нашего благоденствия, пробуждающих народную гордость, напоминающих столько знаменитых событий и еще более знаменитых имен, нельзя удержаться от невольного увлечения, и потому во многих местах я изложил чисто исторические воспоминания. Это было необходимо сделать и по тесной связи хода событий Церкви и государства в нашем, искони приверженном к Православию отечестве. Но смею думать, что это разнообразит содержание описания. Не могу также допустить, чтобы показались кому-либо утомительными некоторые подробности, в которые я входил, потому что, мне кажется, нельзя достаточно наговориться о таком дорогом для Русского предмете, каков собор Св. Апостол Петра и Павла.

Не имея ни малейшей претензии на авторство, чуждый всякого притязания на звание историка или археолога, я в свое оправдание выступить на литературное поприще представляю одно только желание быть полезным, и скажу словами Кремнева:

Семён Новосёлов

Достопамятности С.-Петербурга и его окрестностей, соч. Свиньина, на русском и французском языках. С.-Петербург, 1818.

а) Описание С.-Петербурга и уездных городов С.-Петербургской губернии, 1839 и 1841 г.

б) Путеводитель по С.-Петербургу и его окрестностям, 1843.

и в) Исторический указатель достопамятностей С.-Петербурга, 1846.

Источник: Описание кафедрального собора во имя святых первоверховных апостол Петра и Павла в Санкт-Петербургской крепости : Посвящено его имп. величеству Александру II / Сост. плац-майором Петропавлов. крепости, лейб-гвардии сапер. батальона полк. Семеном Новоселовым. - [Санкт-Петербург] : Лит. А. Траншель, 1857. - XIII, 308 с.

1722 год широко отмечался во многих городах России. Ведь это был юбилейный год российского императора Петра Первого, которому исполнилось 50 лет от роду. Кроме обычных праздничных торжеств, во многих городах в честь императора воздвигались православные храмы. В Нижнем Новгороде, например, появился удивительный образец русского барокко – Рождественский храм, который и сегодня является достойным архитектурным украшением этого старинного города. Казань же обогатилась в этот период прекрасным православным храмом – Петропавловским собором, который стал поистине уникальным образцом регионального храмового строительства петровской эпохи.

Петропавловский собор в Казани - уникальный образец петровского барокко 18 века

Петропавловский собор в Казани - уникальный образец петровского барокко 18 века

История создания Петропавловского собора

Дело в том, что деревянный храм Петра и Павла был сооружен на месте сегодняшнего собора уже в 1565 году. Так случилось, что именно около этого деревянного храма в конце 17 столетия появился двухэтажный кирпичный особняк известного казанского промышленника и капиталиста И.А.Михляева. Иван Афанасьевич владел суконной мануфактурой и не только, а дела вел так успешно, что обратил на себя внимание самого императора Петра Первого, неоднократно посещающего Казань.

Что же делал в Казани император Всея Руси? Император посещал Казань в связи с первыми азовскими походами. Как и повсюду, Петр искал места для создания российских адмиралтейств, а кроме того, он искал повсеместно возможности материальной базы для развития российского флота и армии. Казань Петр посещал трижды, и именно в последнее его посещение, пришедшееся на конец мая 1722 год, Петр лично познакомился с передовым и довольно успешным казанским купцом и благотворителем – Иваном Михляевым, который имел суконную мануфактуру, а также кожевенный и винокуренный заводы.

Памятная доска на бывшем дома Михляева напоминает о визитах Петра Первого в Казань

Памятная доска на бывшем дома Михляева напоминает о визитах Петра Первого в Казань

Причем, Петр не просто лично познакомился с владельцем казанской суконной мануфактуры, но и посетил непосредственно производство, которое произвело на царя очень благоприятное впечатление. В результате данного знакомства Михляеву были переданы убыточные казенные мануфактуры, кои он обязался развивать на благо государства.

Побывал Петр Первый и в доме Михляева, который являлся очень интересным образцом гражданской архитектуры в стиле нарышкинского барокко, и который на сегодня является самым старинным гражданским строением Казани. Некоторые историки считают, что Петр Первый останавливался именно в доме Михляева, другие же уверены, что царь жил на галере, а в дом промышленника просто заходил с визитом. Так или иначе, но стены старинного михляевского особняка помнят этого удивительного российского государя.

Сам же Михляев в знак преданности и любви к императору, а также в связи с 50-летним юбилеем царя дал обет – возвести в Казани в честь Петра каменный храм небывалых размеров и удивительной красоты.

И действительно Петропавловский собор стал прекрасным памятником петровской эпохи

И действительно Петропавловский собор стал прекрасным памятником петровской эпохи

Храм начали строить в 1723 году на месте устаревшей деревянной церкви. Но с учетом того, что уникальных архитектурных проектов тогда еще не использовалось, и храм возводился по примеру традиционной посадской церкви – восьмерик на четверике. Единственное, чего страстно желал Михляев, так это возвести храм выше всех имеющихся и высота купола над полом должна была составить почти 40 метров. Однако, для подобного сооружения нужно было произвести дополнительные расчеты, чего казанскими строителями сделано не было, и купольная часть храма рухнула, не дождавшись завершения строительства.

После такого неприятного факта, Михляев обратился за помощью к московским строителям, и к весне 1726 года храм был, наконец, достроен и освящен. Однако, самого императора к этому времени уже не было в живых и Петропавловский Собор стал архитектурно-православным памятником памяти Петра Первого.

Архитектурный ансамбль Петропавловского собора

Основной храм

Архитектурный вид Петропавловского собора не является уникальным и заслуживающим особого внимания. Это самое типовое храмовое строение первой половины 18 столетия, состоящее из четверика, высокого восьмерика, галереи-гульбища и граненой карандашеподобной Колокольни. Общие очертания этой новой храмовой вертикали являлись традиционным продолжением уже существующей Спасской башни Казанского Кремля.

Внешний вид Петропавловского собора был достаточно традиционен

Внешний вид Петропавловского собора был достаточно традиционен

Но особую прелесть придает Петропавловскому собору его декоративное убранство, насыщенное многочисленными полихромными росписями и лепнинами. Резные орнаменты, виноградные лозы, травы, резьба оконных колонок и полуколонок – все эти удивительные сочетания плавно перетекающих друг в друга орнаментов производят неизгладимое впечатление на туристов. Самым нарядным и богатым на присутствие лиан является восьмерик.

Особое внимание туристы обращают на Парадную лестницу. Дело в том, что северный фасад храма, выходящий на Кремлевскую (тогда Воскресенскую) улицу, был изначально главным фасадом. От него можно было дойти до Спасской башни Кремля, Гостиного двора и Ивановской площади (ныне Площади 1 Мая). Парадная лестница полностью погибла в пожаре 1815 года и была восстановлена только к 80-м годам 19 века.

Первая Парадная лестница погибла в пожаре 1815 года

Первая Парадная лестница погибла в пожаре 1815 года

Южный фасад храма был оформлен коленчатой лестницей. Открытая галерея-гульбище огибает храмовое строение с северной и западной сторон. Поскольку северная сторона храма со временем была застроена жилыми домами, то главный вход в храм сегодня оказался с южной стороны.

Кроме внешних деталей удивительного растительного декора, туристов привлекает и внутреннее оформление храма, часть из которого чудом сохранилась до наших дней. Прежде всего, в Петропавловском соборе интересен семиярусный резной иконостас. Его удивительная высокохудожественная резьба, сочетающая в себе детали трав, цветов, фруктовых деревьев, виноградных лоз, была выполнена в 19 веке мастером Гусевым и покрыта позолотой.

Иконостас Петропавловского собора поражает богатством резного декора

Иконостас Петропавловского собора поражает богатством резного декора

Нижний теплый храм был оформлен менее художественно и его одноярусный иконостас был утрачен. Всего Петропавловский храм имел изначально четыре престола – два в верхнем храме и два в нижнем храме. Но, впоследствии функционировали только два основных престола – Верхний Петра и Павла и Нижний – Сретения Господня.

Колокольня

Шестиярусная Колокольня высотой почти 50 метров появилась рядом с собором практически сразу же. Ниши второго яруса были украшены скульптурами Евангелистов, а декоративное убранство Колокольни полностью соответствовало декору собора. В оформлении окон здесь присутствовали сине-желтые звездоподобные изразцы, все ярусы были украшены белокаменными кокошниками.

Колокольня Петропавловского собора очень гармонирует рядом с храмом

Колокольня Петропавловского собора очень гармонично соседствует рядом с храмом

Во время реставрации, проведенной в конце 19 столетия, Колокольню украсили часы мастера П.Климова и десять колоколов. На многих колоколах, находящихся здесь в первой половины 19 столетия, имелись барельефные иконописные изображения. Все дореволюционные колокола были утрачены, и сегодня Колокольня имеет трехтонный колокол ярославского производства.

Часы Колокольни продолжают отмерять время жизни города и самого собора

Часы Колокольни продолжают отмерять время жизни города и самого собора

Дом Михляева

Сегодня этот уникальный дом гражданского строительства является самым старинным жилым особняком конца 17 столетия. Этот дом, который посещал Петр Первый и в котором он по преданию отмечал свое 50-летие, принадлежал предпринимателю И.Михляеву, а затем к родне со стороны жены – семье Дрябловых.

Чудом сохранившийся Дом Михляевых ждет своего возрождения

Чудом сохранившийся Дом Михляевых ждет своего возрождения

В советские времена исторический дом Михляева стал собственностью казанской швейной фабрики №4, и почти был утрачен.

Пожары, реставрации, революции и Планетарий

Удивительный декор собора не раз мог погибнуть в многочисленных пожарах

Удивительный декор собора не раз мог погибнуть в многочисленных пожарах

Одним из самых мощных казанских пожаров был пожар 1815 года, который уничтожил полторы тысячи казанских дворов, 19 церквей и более ста горожан. В этом пожаре было уничтожено убранство северной части верхнего и нижний храм, но большую часть уникального 25-метрового резного иконостаса чудом удалось спасти.

После каждого из пожаров, в том числе и 1815 года, средства на восстановление храма находились не сразу, а пока суд да дело, мог случиться и новый пожар. Так было и после пожара 1815 года. Средства на восстановление соборным старостой Саввой Зайцевым были собраны лишь к середине 20-х годов. Тогда была проведена реставрация трапезной и иконостаса, а также художником В.Туриным были подновлены наружные иконы.

После каждого пожара требовалось проведение ремонтно-восстановительных работ

После каждого пожара требовалось проведение ремонтно-восстановительных работ

Новый пожар случился уже в начале 40-х годов 19 века. Последствия этого очередного пожара были ликвидированы лишь к середине 60-х годов усилиями богатого купца В.Унженина. Кстати, представители этого рода являлись старостами Петропавловского собора вплоть до революционного переворота 1917 года. Реставрационные работы середины 60-х годов 19 века, как и предыдущие, касались в основном восстановления интерьеров – иконостаса, алтарной части, престолов, стеновой живописи, лепнины и т.д.

Иконы и стены были расписаны такими мастерами как Н.А. Мегунтовым и Т.Т.Гагаевым. Подновленный храм был снова освящен в 1867 году. Однако, реставрация интерьера оказалась недостаточной для поддержания храма в нормальном состоянии. Его стены раздирались трещинами, да и фундамент находился в очень плачевном состоянии. Собор мог рухнуть в любую минуту.

Несмотря на внутреннюю реставрацию собор к концу 19 века требовал срочного ремонта

Несмотря на внутреннюю реставрацию собор к концу 19 века требовал срочного ремонта

К концу 19 века Петропавловский собор был приведен в полный порядок

К концу 19 века Петропавловский собор был приведен в полный порядок

Также были позолочены кресты, а кровля приобрела новый вид в шахматной расцветке. Сам собор был покрыт краской охристого цвета, а все лепные и резные декоры выделились разноцветными яркими оттенками. Разноцветные стекла в виде креста украсили алтарную часть храма. А Колокольня обрела новые часы. Была подреставрирована и фамильная Часовня Михляевых, имеющая три двери, над которыми возвышались кирпичные кокошники. Церковный двор был одет в булыжник, а со стороны улицы появилась кованая ограда с иконами.

Реставрация конца 19 века спасла Петропавловский храм от уничтожения

Реставрация конца 19 века спасла Петропавловский храм от уничтожения

Памятник архитектуры был спасен для потомков и стал еще краше. Но впереди уже выглядывали из мрака новые беды, которые несло с собой новое социальное переустройство общества. Гонение на казанские храмы началось уже в 20-е годы 20 века. Многие из них были просто уничтожены с лица земли. Петропавловский собор уничтожен не был. И хотя были сняты и отданы в переплавку его колокола, был сослан в лагеря его настоятель А.Боголюбов, был разграблен семейный склеп семьи Михляевых - сам храм было решено использовать на нужды нового атеистического общества. Предложений как использовать храм было много – от создания библиотеки до антирелигиозного музея.

Окончательно Петропавловский собор был закрыт в 1939 году, принимая до этого у себя верующих из постепенно закрывающихся казанских храмов. На территории Нижнего храма впоследствии был оборудовал Планетарий, верхний храм был занят реставрационными мастерскими. Причем перед резным иконостасом был установлен бильярд, и проигравшие с досады били киями по уникальной резьбе. Уборная была устроена непосредственно в алтарной части. Также здесь были размещены и отделы Партархива.

Под сводом собора в советские времена реставраторы играли в бильярд

Под сводом собора в советские времена реставраторы играли в бильярд

Верующим храм был возвращен в конце 80-х годов 20 столетия, после чего началась новая реставрация храма и возвращение его к жизни. Сегодня данный храм является довольно крупным духовным центром Казани. Попасть на Богослужения здесь можно ежедневно. Утренние литургии совершаются в 8.15 а вечерние в 17 часов. По воскресным дням в 17 часов богослужение проводится перед одной из храмовых святынь – чудотворной Седмиозерской иконой Богоматери.

Что можно посмотреть рядом с Петропавловским собором

Осмотр Петропавловского собора обычно совершают во время прогулки по улице Кремлевской, после осмотра Казанского университета по дороге в Казанский Кремль. Подробнее этот маршрут изложен в статье – Что посмотреть в Казани за 1 день. Если же вы оказались у Петропавловского собора в любой другой день своего посещения Казани, то после знакомства с этим прекрасным памятником архитектуры, можно пройти дальше по Кремлевской улице до Площади 1 Мая, где находится Национальный музей РТ.

В Национальном музее РТ есть очень интересные экспонаты

В Национальном музее РТ есть очень интересные экспонаты

Там же со Спасской башни начинается территория Казанского Кремля – удивительного Музея под открытым небом, которым восхищался даже сам Александр Дюма. А за Кремлем начинается одна из современных известных казанских достопримечательностей – Кремлевская набережная, которую стремятся посетить все туристы, приезжающие в Казань.

Прогулка по Кремлевской набережной - один из обязательных туристических ритуалов

Прогулка по Кремлевской набережной - один из обязательных туристических ритуалов

Если же Кремль вы уже посетили и с экспонатами Национального музея тоже уже ознакомились, то от Петропавловского собора по улице М.Джалиля можно спуститься в сторону улицы Баумана, по которой туристы любят гулять в любое время суток и года. Подробнее с историей и достопримечательностями улицы Баумана можно ознакомиться здесь.

Также от Петропавловского собора по той же улице М.Джалиля можно пройти в другую сторону. И после пересечения ее с улицей Кремлевской уйти в прогулочную зону Черного озера и Ленинского садика, где очень хорошо можно погулять в тени деревьев.

Прогулка по Ленинскому садику будет приятна в любую погоду

Прогулка по Ленинскому садику будет приятна в любую погоду

А оттуда удобно дойти до Площади Свободы, осмотрев по дороге прекрасный Театр Оперы и балета, здание Городской ратуши и т.д.

Ни на что не похожая церковь в центре города заметно выделяется среди других соборов и храмов Казани. Старинный собор в честь апостолов Петра и Павла – уникальный архитектурный памятник пышного петровского барокко. Старинная церковь имеет непростую историю и хранит много православных святынь.

Содержание:

Как был построен храма

По документам известно, что на месте, где сейчас находится Петропавловский собор, с 1565 года стояла красивая деревянная церковь. История строительства каменного храма связана с именем российского императора Петра I.

Петропавловский собор в Казани

Петропавловский собор в Казани с высоты птичьего полёта

Государь посещал Казань несколько раз. Первый раз это произошло в 1695 году, когда молодой Петр I возглавлял поход русской армии на Азов. Потом царь приехал в город через 13 лет. В этот раз император участвовал в создании крупнейшего на Волге Казанского адмиралтейства.

Во время третьего визита в мае 1722 года государь остановился в двухэтажном каменном особняке, которым владел торговец и меценат Иван Афанасьевич Михляев. Дом известного в городе хозяина крупной суконной мануфактуры стоял неподалеку от деревянной Петропавловской церкви.

Петропавловский собор в Казани

В Казани царь отметил свое 50-летие. В память об этом торжественном событии и в благодарность за доверие императора, купец решил построить в родном городе новый каменный храм. Михляев мечтал о церкви, которая бы превзошла все казанские храмы по размерам и роскоши убранства, и рьяно взялся за дело.

В петровские времена в стране было построено много храмов в новом для России стиле русского барокко. В Нижнем Новгороде появилась нарядная, богата украшенная Рождественская церковь, а в усадьбе Троице-Лыково, что под Москвой – эффектный храм Живоначальной Троицы.

Петропавловский собор в Казани

Модный барочный стиль был выбран в качестве основного и для храма в Казани. Здание было построено сравнительно быстро – за 4 года. В качестве образца строители взяли типичные для губернии посадские храмы, которые не раз строили в самом городе и селах под Казанью. Однако этот проект не учитывал огромные размеры собора, поэтому однажды ночью свод храма не выдержал нагрузки и обрушился.

Когда царь узнал о случившемся, он отправил в Казань московских зодчих. Искусствоведы предполагают, что вместе с русскими в волжский город поехали и флорентийские мастера. За короткое время они закончили стройку. В 1726 году казанский храм освятили, и здесь начали проводить церковные службы. К сожалению, имена архитекторов и строителей собора не сохранились.

Петропавловский собор в Казани

История собора в XVIII-XX веках

Высокий храм несколько раз горел на пожарах. Самые сильные повреждения он получил в середине XVIII века, в 1815 и 1842 годах. Во время пугачевского восстания церковь Петра и Павла разграбили.

Пострадавший храм восстанавливали всем миром. Особенное усердие в этом проявили прихожане и церковные старосты. На собранные народом деньги были заново отстроены пределы, отреставрирован иконостас и иконы на железных листах, которые украшали фасады церкви.

Петропавловский собор в Казани

В 1864 году жители города пожертвовали большую сумму на капитальное восстановление интерьеров любимого собора. На эти средства мастера сделали новую резьбу на иконостасе, написали иконы и заменили утраченную во время пожаров лепнину.

В 1889-1890-х годах была проведена полная реставрация фасадов здания. Стены собора и колокольню поставили на новый каменный фундамент. Строители заново сложили из кирпича двухэтажный северный предел. Галерею оформили затейливыми изразцами, в окна вставили разноцветные стекла. В это же время двор замостили булыжником, а внутри собора было сделано печное отопление.

Петропавловский собор в Казани

Самый известный православный храм города пользовался вниманием всех, кто приезжал в Казань. На службах в соборе бывали многие российские цари, общественные деятели, министры и писатели. Об красивом храме писали Александр Дюма и Александр Пушкин.

После революции церковь не закрыли для верующих. Когда в стране началась активная антирелигиозная кампания, настоятель храма Андрей Боголюбов был арестован. Власти узнали, что протоиерей просил эмигрировавшего в Китай церковного старосту помочь собору деньгами. За это его обвинили в деятельности против Советского государства, осудили и отправили в лагерь. В расчет не приняли даже то, что священнослужитель происходил из обычной крестьянской семьи и ему уже исполнилось 67 лет.

Петропавловский собор в Казани

В 1930-е годы храмы в городе закрывали один за другим, поэтому в собор Петра и Павла стали приходить верующие из Грузинской церкви, Феодоровской и Казанско-Богородицкой обителей. Люди приносили сюда чудом спасенные иконы, хоругви и церковную утварь.

Городские власти хотели закрыть храм и отдать добротную каменную постройку под книгохранилище, клуб или антирелигиозный музей. Наконец, в 1939 году здание переделали под партийный архив. В это же время мародеры разграбили усыпальницу ктитора храма – купца Михляева. С 1960-е годов внутри бывшего собора располагались планетарий, мастерские реставраторов, биллиардная и конференц-зал.

Петропавловский собор в Казани

Верующим собор вернули одним из первых в городе – в конце 1980-х годов. В 1989 году многострадальный храм освятили. Старинная церковь выглядела плачевно и местами представляла собой настоящие руины. Потребовалось много времени сил и средств, чтобы привести ее в порядок. Профессиональные реставраторы и строители убрали мусор, восстановили кирпичную кладку, исправили кровлю, воссоздали разрушенные фасады и резьбу на иконостасе храма.

Архитектурные особенности

Православная жемчужина столицы Татарстана – настоящее украшение города! Роскошный храм стоит на возвышенном месте и поэтому виден издалека. Оригинальный декор и яркая раскраска фасадов выделяют его из окружающей застройки. В величественном барочном храме много театральных эффектов, которые сделаны для того, чтобы произвести впечатление на зрителей. Неслучайно собором Петра и Павла восхищались и продолжают восхищаться все гости Казани!

Петропавловский собор в Казани

Вначале вход в храм располагался со стороны


" data-placement="top" data-content https://putidorogi-nn.ru/images/stories/evropa/rossiya/kazan_21.jpg" height="131" width="170" />
" title="Описание башни">Спасской башни . Именно с севера находится главный фасад собора. Потом эту часть города застроили домами, и в наши дни в церковь входят с юга.

С северо-восточной стороны к храму примыкает стройная шестиярусная колокольня высотой 49 м. Разноцветный декор высокого здания ни в чем не уступает оформлению собора. Окна колокольни украшают изящные кокошники и цветные изразцы. В дореволюционное время на колокольне висело 10 колоколов, самый большой из которых весил 189 пудов, то есть почти 3100 кг.

Петропавловский собор в Казани

С запада от храма стоит самая старая гражданская постройка города – каменный особняк купца Михляева, который был возведен еще в XVII веке. Это именно тот дом, где в 1722 году гостил Петр I.

Интерьеры и святыни

Взгляды, всех, кто вошел в храм, притягивает огромный величественный иконостас. Он имеет высоту 25 м и разделен на 7 ярусов. Иконостас и Царские врата покрыты изящной золоченой резьбой, а лики святых окружает переливающийся золотой фон.

Петропавловский собор в Казани

Полезная информация для посетителей

Петропавловский собор в Казани

По будним дням богослужения проводят в 8:15 и 17:00, а в воскресные дни – в 7:00, 8:40 и 17:00. На храмовой территории работает лавка, где продают церковную утварь и православную литературу.

Туристов просят уважать чувства верующих и соблюдать традиции. Для посещения храма женщинам необходимо иметь длинную юбку, закрытые плечи и покрытую голову. Внутри здания посетители не должны разговаривать громко. Мобильные телефоны лучше выключить.

Петропавловский собор в Казани

Как добраться

Петропа́вловский собо́р (официальное название — Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла ) — православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко.

Ангел на шпиле Петропавловского собора

Возведён в 1712—1733 годах (архитектор Доменико Трезини) на месте одноимённой деревянной церкви (1703—1704). До 1859 года — кафедральный.

Трёхъярусная колокольня Петропавловского собора высотой 122,5 метра, увенчанная золочёным шпилем с фигурой летящего ангела, является высотной доминантой и символом города. Шпиль колокольни водружён голландским мастером Г. ван Болесом[1]. Зального типа здание внутри разделено пилонами на три нефа и по стенам украшено раскрепованными пилястрами. В интерьере помещены копии трофейных знамён (подлинники находятся в Эрмитаже).

Позолоченный резной иконостас исполнен в 1722—1726 году в Москве (архитектор И. П. Зарудный, резьба — Трофим Иванов, Иван Телега; иконы — М. А. Меркурьев, Ф. Артемьев), лепной декор выполнили И. Росси и А. Квадри, росписи — Г. Гзель, В. Ярошевский, М. А. Захаров и другие.

В 1756—1757 годах Петропавловский собор был восстановлен после пожара; на колокольне в 1776 году смонтированы куранты мастера Б. Оорта Краса из Голландии. В 1773 году освящён придел святой Екатерины. Повреждённую фигуру ангела в 1830 году отремонтировал Пётр Телушкин, поднявшийся наверх без лесов.

В 1857—1858 годах деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими (инженеры Д. И. Журавский, А. С. Рехневский и П. П. Мельников). Основной задачей была замена деревянных стропил на металлические на колокольне собора. Журавский предложил построить конструкцию в виде восьмигранной усечённой правильной пирамиды, связанной кольцами; он же разработал метод расчёта конструкции.[2]

В 1864—1866 годах прежние царские врата заменены новыми, выполненными из бронзы (архитектор А. И. Кракау); в 1875—1877 годах Д. Больдини написал новые плафоны; В 1905 году был проведен ремонт колокольного карильона и повешены новые колокола, изготовленные на гатчинском заводе Лаврова. Всего колоколов 103. Из них сохранились с 1757 года — 31 штука.

В 1919 году Петропавловский собор закрыт, а в 1924 году превращён в музей; большинство ценных предметов конца XVII — начала XVIII веков (серебряная утварь, книги, облачения, иконы) отдано в другие музеи.

В Великую Отечественную войну 1941—1945 годов Петропавловский собор пострадал, в 1952 году отреставрированы фасады, в 1956—1957 годах — интерьеры. В 1954 году здание передано Музею истории города.

С 1990-х годов в Петропавловском соборе регулярно проходят панихиды по российским императорам, с 2000 года — богослужения, с Рождества 2008 службы проводятся регулярно[3]. В 2008 году в соборе было проведено первое после 1917 года пасхальное богослужение[4]. В настоящее время настоятелем храма служит игумен Александр, являющийся также представителем Санкт-Петербургской епархии по архитектурно-художественным вопросам.

На колокольне собора установлен карильон. Периодически в Петропавловской крепости проходят концерты карильонной музыки[5].

2. Императорская усыпальница

Во времена Петра I место погребения лиц, принадлежавших к царской фамилии, не было окончательно определено. Царских родственников хоронили в Благовещенской усыпальнице. В недостроенном Петропавловском соборе в 1715 году похоронили двухлетнюю дочь Петра I и Екатерины Наталью, а под колокольней — супругу царевича Алексея Петровича принцессу Шарлотту Христину Софию Брауншвейг-Вольфенбюттельскую (1694—1715). Там же в 1718 году предали земле останки самого царевича. В 1716 году у входа в собор похоронена Марфа Матвеевна, вдова царя Фёдора Алексеевича.

После смерти Петра I гроб с его телом был помещён во временной часовне внутри строившегося собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве в 1730 году Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764 Ивана VI[6]. Всего в усыпальнице находилось 41 захоронение, в том числе ряда великих князей и княжон — детей и внуков императоров. В 1865 году все надгробия заменены однотипными беломраморными саркофагами с бронзовыми позолоченными крестами (архитекторы А. А. Пуаро, А. Л. Гун). Императорские саркофаги украшены двуглавыми орлами. Два саркофага изготовлены на Петергофской гранильной фабрике в 1887—1906 году: Александра II (из зелёной яшмы) и его супруги Марии Александровны (из розового орлеца).

17 июля 1998 года в Екатерининском приделе, в юго-западной части собора, преданы земле останки, по заключению Государственной комиссии принадлежащие императору Николаю II, императрице Александре Фёдоровне, великим княжнам Татьяне, Ольге и Анастасии, убитых в Екатеринбурге в 1918 году. Эти останки не были признаны Русской православной церковью. Вместе с ними погребены лейб-медик Е. С. Боткин, лакей А. Е. Трупп, повар И. М. Харитонов, горничная А. С. Демидова.

3. Изображение собора в культуре

В селе Сомино Бокситогорского района Ленинградской области находится уменьшенная копия собора. Её также венчает ангел.

Петропавловский собор изображён на заднем плане 50-рублёвой российской банкноты.

1. Голландский Петербург: Харман ван Балес.

3. Возобновление богослужений в Петропавловском соборе (статья на сайте Московской Патриархии)

6. Останки Петра III в собор торжественно перенесены из Александро-Невской лавры только после воцарения его сына Павла I.

Читайте также: