Сочинение по марийскому языку шыже

Обновлено: 05.07.2024

3) соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с сезонными особенностями природы и хозяйственной жизни в Республике Марий Эл.

1) развивать память, логическое мышление;

2) способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи, обобщая и делая выводы об осенней поре

3) способствовать развитию эмоциональной сферы, художественного вкуса, творческого воображения, изобразительных способностей.

1) воспитывать уважительное отношение к крестьянскому труду;

2) воспитывать бережное отношение к природе родного края;

3) воспитывать чувство коллективизма, дружбы, умения работать коллективно в группах, создать условия для воспитания потребности в прекрасном.

  1. находить признаки осенних явлений природы и называть особенности жизни людей осенью, которые отразились в старинных названиях осенних месяцев;
  2. называть те черты в судьбе и произведениях художников, что особенно затронули внимание каждого из учащихся;
  3. иметь общее представление о художниках И.И. Левитане.
  1. описывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка;
  2. соотносить признаки осени в живой и неживой природе, а также события в жизни людей осенью со значением старинных названий осенних месяцев на языке народов своего родного края;
  3. соотносить особенности праздничных обычаев и обрядов с сезонными особенностями природы и хозяйственной жизни в Республике Марий Эл.
  1. осознавать важность умения проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде;
  2. понимать нравственный смысл и красоту старинных осенних обычаев взаимопомощи в труде;
  3. осознавать необходимость эмоционально-эстетического отношения к природе и произведениям словесного и изобразительного творчества для развития своей личности.

Художественный ряд : репродукция картин И.И. Левитана.

Материалы для учащихся : альбом, акварельные краски, кисти, простой карандаш, ластик, баночки для воды, ножницы, цветная бумага, клей.

- наглядные пособия: овощи, фрукты, грибы, осенние листья, дерево;

- раздаточный материал: карточки с загадками, кроссворды, листья, птицы.

Методы и формы работы:

  • групповая форма работы;
  • метод сравнения и сопоставления;
  • метод наглядного показа приёмов работы с красками и с цветной бумагой;
  • иллюстративный метод закрепления изученного материала;
  • проблемно-поисковый метод.

Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний через интеграцию окружающего мира, ИЗО, технологии и марийского языка ( интегрированный урок).

Технологическая карта урока

Содержание учебного материала

Методы, приемы работы.

Формы организации уебн. деят-ти

1. Организационный этап.

Проверка готовности класса к работе. Эмоциональный настрой на работу.

Создает эмоциональный настрой на работу на уроке.

Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги, злая лень! Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!

Ну, ребята, чур, молчок!
Начинается урок.
(слайд №1)

Ребята, здравствуйте! Вы уже, наверное, заметили, что наш класс сегодня необычный, сегодня на уроке у нас много гостей. Я бы хотела, чтобы вы по-дружески поздоровались с природой, которая нас окружает и, конечно же с нашими гостями:

-Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое.

Здравствуйте, мои , друзья.

Всех вас рада видеть я!

- Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали, какие они у вас теплые? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с вами. Я приглашаю вас к сотрудничеству и очень надеюсь на вашу поддержку, призываю вас быть активными в течение всего урока. Желаю всем удачи и успеха!

Повтор слов за учителем.

-настраиваются на сотрудничество.

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

Ну а самое интересное то, что мы с вами отправляемся в гости. А к кому вы узнаете из загадки:

Пусто в поле, дождь идёт.

Ветерок срывает листья.

С севера туман ползёт,

Тучи грозные нависли.

Птицы движутся на юг,

Чуть крылом касаясь сосен.

Догадайся, милый друг,

Что за время года? - .

Дети отгадывают загадку

- учатся высказывать своё мнение.

3 . Актуализация знаний.

Откройте дневники наблюдений: заполним данные на 13 ноября.

- Окружающий нас мир интересно познавать!

Его тайны и загадки мы готовы разгадать!

Осень бывает разная – веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождиком и мокрым снегом, с холодными ветрами и заморозками. Красавица-осень приготовила нам задания. А теперь, посмотрите на ваши парты. Некоторые самые любознательные листики великая тяга к знаниям занесла в наш класс, на урок окружающего мира.

На столах лежат листочки с заданиями для каждой группы.У нас их три, а как они будут называться вы узнаете, отгадав загадки:

Скорей за работу! Скорей за работу!

Сегодня нас ждёт групповая работа!

И группы уже распределены.

Какие названья имеют они?

1 группа- СЕНТЯБРИНКИ

Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел ? (сентябрь)

Все мрачней лицо природы:

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовёт к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да!

Попытайтесь сформулировать тему нашего урока:…

О какой поре мы будем говорить?

Итак, задания для групп:

- Сравнить по весу три зеленых листочка и три желтых. Какие тяжелее? Почему ? (Вывод: Зеленые листочки тяжелее, так как в них больше воды и органических веществ.)

- Когда наступает осень? (23 сентября).

Что это за дата?-день осеннего равноденствия.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЗЕЛЁНОГО ЛИСТА

Как-то раз с большого клёна

оторвался лист зелёный и

пустился вместе с ветром

путешествовать по свету.

У зелёного листа.

Ветер нёс его и нёс,

бросил только на мосту.

В тот же миг весёлый пёс -

шмыг к зелёному листу!

Лапой хвать зелёный лист!

Ветер вмиг с листом зелёным

Над землёй взметнулся снова.

Но шалун-листок устал

И ко мне в тетрадь упал.

Вопрос: Почему осенью сорвать с ветки лист легче, чем летом?

(Ответ: Лист живет менее одного года. Некоторые листья живут 2 – 5 лет. Перед листопадом в листьях происходят изменения: зеленый краситель хлорофилл разрушается, а более стойкий желто-оранжевый сохраняется. Питательные вещества из старого листа оттекают к точкам роста – почкам. У основания листа появляется специальный пробковый слой, который разрывается под тяжестью листа или при порыве ветра, и лист отделяется. Происходит листопад.)

- Назовите признаки осени (солнце поднимается в небе невысоко, дни становятся короче, наступают заморозки, иней, густые туманы, пруды покрыты льдом, первый снег и др.)

-Как в старину называли сентябрь, октябрь, ноябрь? (с- вересень-месяц первого инея,о- листопадник, а еще его называют грязник, хлебник, листобой , н- грудень-грудами, буграми начинает замерзать земля. Сентябрь – месяц ранней осени, Октябрь- макушка осени, Ноябрь – месяц поздней осени.

Отгадывают загадки. Карточки с понятиями, которые отгадали откладывают в сторону.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Салам лийже, йоча-влак! Весела кенеж эртен кайыш да у тунемме ий тунале. Йоча-влак, у тунемме ийже могай идалык жапыште туналеш? Шыжым, туге вет? Тачысе урокышто шыже пагыт нерген ойлаш туналына.

Здравствуйте, ребята! Закончилось веселое лето и наступил новый учебный год. Ребята, в какое время года начинается новый учебный год? Правильно, учебный год начинается осенью. Сегодня на уроке будем говорить об осени.

Айста суретым ончалына. Мом тыште ончыктымо?

Давайте посмотрим на картину. Чтобы составить текст, нам нужно познакомиться с новыми словами:

Пушенге-влак – деревья

Лышташ – лист

Йур – дождь

Мардеж – ветер

Велеш – падает, опадает

Кайык-влак – птицы

Чонештат – улетают

Сурет почеш текстым чонена.

А теперь составим текст по картине.

Суретыште шыже пагытым ончыктымо. Шыжым пушенге-влак ужарге, йошкарге, нарынче улыт. Йур йуреш, мардеж пуа. Лышташ велеш. Кайык-влак шокшо велыш чонештат.

На картине изображена осень. Деревья осенью разноцветные: зеленые, красные, желтые. Идет дождь, дует ветер. Листья опадают. Птицы улетают в теплые края.

Обратите внимание на употребление прилагательных в марийском языке.

В марийском языке некоторые прилагательные употребляются в краткой и полной формах. Например, ошо – ош, шеме – шем, йошкарге – йошкар, ужарге – ужар. Если прилагательное стоит перед существительным, оно употребляется в краткой форме, если после существительного, то в полной форме.

Шыжым пушенге-влак ужарге, йошкарге, нарынче улыт.

Шыжым ужар, йошкар, нарынче пушенге-влак шогат.

Йоча-влак, шыжым калык могай сомылым ышта?

Ребята, чем осенью заняты люди?

Ен-влак шыжым пакчасаскам погат.

Осенью люди убирают урожай.

Могай пакчасаскам погат?

Какие овощи они убирают?

Паренге – картошка

Ковышта – капуста

Шоган – лук

Кешыр – морковь

Йошкарушмен – свекла

Кавун – тыква

Кияр - огурец

Чеснок, помидор, кабачок не переводятся на марийский язык.

Ынде ме тендан дене погаш глаголым кучылтын предложений-влакым чонена.

Используя глагол погаш составим предложения во всех лицах и числах. Вспомните окончания глаголов 2 спряжения.

1л. Мый паренгым пог ем.

2л. Тый кешырым пог ет.

3л. Тудо шоганым пог а.

1л. Ме киярым пог ена.

2л. Те йошкарушменым пог еда.

3л. Нуно кавуным пог ат.

Мучашлан эше ик паша. Айста мут тушка-влакым ончалына, кудыжо тиде тушкалан ок келше, палыза.

Посмотрите на группы слов и вспомните, как они переводятся. Найдите лишнее слово в каждом столбике.

шыже лышташ велеш паренге

теле мардеж пуа олма

шошо кече ырыкта ковышта

шочмо йур йуреш кияр

кенеж кайык-влак чонештат кавун

осень листья опадают картофель

зима дует ветер яблоко

весна солнце греет капуста

понедельник идет дождь огурец

лето птицы улетают тыква

Тачысе урокна мучашке лишеме. Чеверын, йоча-влак!

Сегодняшний урок подошел к концу. До свидания, ребята!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 124 человека из 44 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 602 575 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 16.12.2018 607
  • DOCX 16 кбайт
  • 7 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Васенина Оксана Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель урока: продолжить работу по развитию речевых навыков.

Задачи: обучающие – формирование лексических навыков говорения, формирование способности вступать в общение на марийском языке;

развивающие – развитие языковых способностей, сопоставление марийского языка с русским;

воспитательные – воспитывать любовь к природе, уважительное отношение к временам года, формирование положительного отношения к марийскому языку.

Приветствие. Салам лийже, йоча-влак! Марий йылме урокым тÿналына. Чыла ямде?

Кидым кÿшкö нöлталына,

Вара ÿлык волтена,

Шыпак верыш шинчына.

Речевая подготовка – фонетическая зарядка

И-и-и, и-и-и шÿжарнаже пеш изи

Ÿ –ÿ-ÿ, ÿ-ÿ-ÿ, кумыж тичак ÿй ден мÿй

Ану-уна, Ану-изи уна

Изи Тамара, Тамара изи.

Повторение пройденного материала.

Вопросно-ответное упражнение на слух:

а) Курчак Айвика дене мутланымаш:

- Тыйын лÿмет кузе?

- Марий Эллан мыняр ий темеш?

- Тый мыняр марте шотлен моштет?

б ) Мый журналист улам .

Йоча-влак, мемнан деке журналист толын. Тудо тендан деч иитерьвюм налеш. Кöн парт ÿмбалне микрофон кия, тудо журналист лиеш.

(Диалог с журналистом)

Мый туныктышо улам.

Йоча-влак примерым доскаш возат да решенийым йодыт. Кö чын ойла, тудо туныктышо лиеш .

Изучение нового материала. Ребята, вы сами должны угадать, о чём мы сегодня будем говорить. А это сделать вам помогут музыка, стихотворенье и загадка.

Музыка П.И.Чайковского. Учитель: - Любимое время года А.С.Пушкина.

- Унылая пора, очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышные природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

Загадка: о богатой осени

- В какое время года это бывает? Осенью

Осень по-марийски – Шыже. /Проговаривание слова на марийском языке/ Запись темы урока

Почему осень богатая - поян?
- Откуда она может принести подарки? (с огорода, садов, из леса, полей)
- Вот и мне осень подарок принесла с огорода.
- Корзинкаште тÿрлö шыже пöлек./ Проговаривание слова на марийском языке/

- Ребята отгадывают загадки, учитель показывает их из корзинки, затем называют на марийском языке. Слова напечатанные на доске.

Всех круглее и краснее,

Он в салате всех вкуснее.

И ребята с давних пор

Очень любят … Что?

Он совсем-совсем зелёный

И овальный, удлинённый.

Помидора верный брат.

Тоже просится в салат.

Это чей зелёный чуб?

Кто в земле таится?

Ты не думаешь на суп

Я с тобою не шучу,

Сладкая …
(морковка – кешыр)

На грядке вырос куст.

- Запись на доске и в тетради этих слов ( на доске рядом с прикреплёнными словами)

- Тугеже, шыже поян? (Шыже поян – проговаривание)

- Мо дене поян? (Пакчасаска – проговаривание)

- А шыжым игече могай? (Игече – погода)

Стихотворенье Оли Кельдыбай

Работа со стихотвореньем.

- Что ты нарисовал?

Проговариваем предложения и записываем в тетради,

учитель прикрепляет на магнитной доске

Шыже поян. Йÿр йÿреш. Лышташ велеш. Мардеж пуа.Кайык-влак шокшо элыш чонештат.

* Суретыште могай идылак жапым ончыктымо? Шыже - осень

Лышташ мом ышта?

Мардеж мом ышта?

Похожие документы:

Работы рмо учителей башкирского, татарского и марийского языков на 2014-2015 учебный год Анализ работы рмо за прошлый учебный год

. учителей башкирского, татарского и марийского языков на 2014-2015 учебный год Анализ . Альбертовна показала открытый урок в 7 классе по теме «А.Бикчантаев «Яралған . высказывали свои мысли. Уроки были на очень актуальные темы и фактически направляет .

Значение наглядности как средства активизации мышления. Наглядность в преподавании марийского языка

Программа создания центра марийского языка и культуры Разработали учителя марийского

. составляющей. ФГОС как требование на уровне учителей марийского языка и ИКН включает введение в содержание . папки по темам марийского языка и ИКН Оформить папки по методическим разработкам уроков ИКН и марийского языка Пополнение .

Рабочая программа учебная дисциплина б 9 история и культура марийского народа

. и уроков прошлого родного . бизнес? Охарактеризуйте положение марийского языка на современном этапе. . Тема 2. Первобытнообщинный строй на территории Марийского края и происхождение марийского народа 1. Археологические культуры на территории Марийского .

Презентация на тему: " Марий йылме (Марийский язык). Шыже пайрем (осенний праздник)" — Транскрипт:

1 Марий йылме (Марийский язык)

2 Шыже пайрем (осенний праздник)

3 Вспомним слова и выражения: Шыже – осень Шыже – осень Шыжым - осенью Шыжым - осенью Ш ӧ ртнь ӧ ши же - золотая осень Ш ӧ ртнь ӧ ши же - золотая осень Шыже толын – наступила осень Шыже толын – наступила осень Шыже озалана – осень хозяйничает Шыже озалана – осень хозяйничает Нерген – о, об Нерген – о, об Шыже нерген – об осени Шыже нерген – об осени Шыже нерген ххмуро – песня об осени Шыже нерген ххмуро – песня об осени Шыже нерген почеламут – стихотворение об осени Шыже нерген почеламут – стихотворение об осени

4 Вспомним слова и выражения Йÿр - дождь Йÿр - дождь Йÿр йÿреш- идет дождь Йÿр йÿреш- идет дождь Йÿран - дождливый Йÿран - дождливый Шыжа йога – моросит Шыжа йога – моросит Леве – тепло Леве – тепло Юалге - прохладно Юалге - прохладно Йÿштö – холодно Йÿштö – холодно Уремыште юалге - на улице прохладно Уремыште юалге - на улице прохладно Уремыште леве – на улице тепло Уремыште леве – на улице тепло Уремыште йÿштö - на улице холодно Уремыште йÿштö - на улице холодно

5 Вспомним слова и выражения Мардеж - ветер Мардеж - ветер Мардеж пухалеш - дует ветер Мардеж пухалеш - дует ветер Мардежан – ветреный Мардежан – ветреный Лышташ –лист Лышташ –лист Лышташ -влаг – листья Лышташ -влаг – листья Оралгаш - пожелтеть Оралгаш - пожелтеть Лышташ-влаг оралгеныт - листья пожелтели Лышташ-влаг оралгеныт - листья пожелтели Тÿрлö тÿсан – разноцветный Тÿрлö тÿсан – разноцветный Тÿрлö тÿсан лышташ-влаг - разноцветные листья Тÿрлö тÿсан лышташ-влаг - разноцветные листья

6 Вспомним слова и выражения Коклан – изредка, иногда Коклан – изредка, иногда Кече ончалеш - выглядывает солнце Кече ончалеш - выглядывает солнце Коклан кече ончалеш - изредка выглядывает солнце Коклан кече ончалеш - изредка выглядывает солнце Кайык – птица Кайык – птица Кайык – влаг – птицы Кайык – влаг – птицы Чо ҥ ешташ - летать Чо ҥ ешташ - летать Кайык-влаг шокшо элыш че ҥ ештат – птицы улетают в теплые края Кайык-влаг шокшо элыш че ҥ ештат – птицы улетают в теплые края

7 Вспомним выражения Шыже толын. - Наступила осень. Шыже толын. - Наступила осень. Уремыште юалге. - На улице прохладно. Уремыште юалге. - На улице прохладно. Кава сур. - Небо серое. Кава сур. - Небо серое. Чÿчкыдын йÿр йÿреш, йÿшт ӧ мардеж пуха. - Часто льет дождь, дует холодный ветер. Чÿчкыдын йÿр йÿреш, йÿшт ӧ мардеж пуха. - Часто льет дождь, дует холодный ветер. Тÿрл ӧ тÿсан лышташ – влаг мландышке вылет. - Разноцветные листья падают на землю. Тÿрл ӧ тÿсан лышташ – влаг мландышке вылет. - Разноцветные листья падают на землю. Кайык-влаг шокшо велыш че ҥ ештат. - Птицы улетают в теплые края. Кайык-влаг шокшо велыш че ҥ ештат. - Птицы улетают в теплые края.

8 Осенние месяцы - ши же тыл за-влаг Тылзе - месяц Тылзе - месяц Сентябрь - идым тыл за Сентябрь - идым тыл за Октябрь - лыжа тыл за Октябрь - лыжа тыл за Ноябрь - кылме тыл за Ноябрь - кылме тыл за

9 Народные приметы - калык пале-влаг Шыжым кайыккомбо - шамыч кычкырлен катя гын, ши же скажу лише, шип катя гын, ши же кÿчык лише. – Если осенью дикие гуси улетают с криком, то осень будет длинной, а если молча – короткой. Шыжым кайыккомбо - шамыч кычкырлен катя гын, ши же скажу лише, шип катя гын, ши же кÿчык лише. – Если осенью дикие гуси улетают с криком, то осень будет длинной, а если молча – короткой. Турня кÿшыч кая - ши же скажун шайна. – Журавли летят высоко - осень будет длинной. Турня кÿшыч кая - ши же скажун шайна. – Журавли летят высоко - осень будет длинной. Пызлыгичке шуко - йÿран шыжылан. – Много рябины к дождливой осени. Пызлыгичке шуко - йÿран шыжылан. – Много рябины к дождливой осени.

10 Осенние праздники ( Шыже пайрем-влаг) 1 сентября День знаний 1 сентября День знаний Угинде пайрем праздник нового урожая Угинде пайрем праздник нового урожая 21 сентября Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября Рождество Пресвятой Богородицы 27 сентября Воздвижение Креста Господня 27 сентября Воздвижение Креста Господня 1 октября День пожилых людей 1 октября День пожилых людей 5 октября День учителя. 5 октября День учителя. 14 октября Покров Пресвятой Богородицы 14 октября Покров Пресвятой Богородицы 4 ноября День народного единства 4 ноября День народного единства 4 ноября День рождения Республики Марий Эл 4 ноября День рождения Республики Марий Эл 7 ноября День согласия и примирения 7 ноября День согласия и примирения Последнее воскресенье ноября День Матери Последнее воскресенье ноября День Матери

11 Шыже пайрем-влаг 1 сентябрь - Шинчымаш кече!- День знаний 1 сентябрь - Шинчымаш кече!- День знаний 2 августа Угинде пайрем - Праздник урожая 2 августа Угинде пайрем - Праздник урожая 1 октябрь – Илалше-влагын кечышт - День пожилых людей 1 октябрь – Илалше-влагын кечышт - День пожилых людей 5 октябрь - Туныктышын кечыже - День учителя. 5 октябрь - Туныктышын кечыже - День учителя. 13 октябрь - Покро - Покров день 13 октябрь - Покро - Покров день 4 ноябрь– Марий Эл Республикын кечыже - День Республики Марий Эл 4 ноябрь– Марий Эл Республикын кечыже - День Республики Марий Эл 28 ноябрь Ава кече - День Матери 28 ноябрь Ава кече - День Матери

12 Прочитайте и постарайтесь запомнить : Шурным погаш – убирать урожай Шурным погаш – убирать урожай Пакчасаскам погаш – убирать овощи Пакчасаскам погаш – убирать овощи Пайрем - праздник Пайрем - праздник Шурно пайрем - праздник урожая Шурно пайрем - праздник урожая Эртараш – проводить, отмечать Эртараш – проводить, отмечать Шурно пайремым эртарат. – Отмечают праздник урожая Шурно пайремым эртарат. – Отмечают праздник урожая

13 Прочитайте и постарайтесь запомнить: Пасу – поле Пасу – поле Пакча - огород Пакча - огород Пакчасаска - овощи Пакчасаска - овощи Шыжым пакчасаскам погон налет – осенью убирают овощи Шыжым пакчасаскам погон налет – осенью убирают овощи Кешыр - морковь Кешыр - морковь Ковышта - капуста Ковышта - капуста Йошкарушмен – свёкла Йошкарушмен – свёкла Кияр – огурец Кияр – огурец Помидор – помидор Помидор – помидор Олма - яблоко Олма - яблоко

14 Шурно пайрем Шурно пайрем Сентябрь тыл за –ш ӧ ртнь ӧ тыл за. Сентябрь тыл за –ш ӧ ртнь ӧ тыл за. Шыжым пакчасаскам погат. Шыжым пакчасаскам погат. Школышто шурно пайремым эртарат. Школышто шурно пайремым эртарат. Школ коридорышто, актовый залыште ш ӧ ртнь ӧ ши же озалана. Школ коридорышто, актовый залыште ш ӧ ртнь ӧ ши же озалана. Тушто тÿрл ӧ тÿсан лышташ- влаг, север полан ден пызле, кечат. Тушто тÿрл ӧ тÿсан лышташ- влаг, север полан ден пызле, кечат. Ӱ стембалне: тÿрл ӧ пакчасаска, алма, милна, мой. Ӱ стембалне: тÿрл ӧ пакчасаска, алма, милна, мой. Тунемше-влаг ши же нерген муром мурат, кушать. Тунемше-влаг ши же нерген муром мурат, кушать. Праздник урожая Праздник урожая В школе проводят праздник урожая. В школе проводят праздник урожая. Учащиеся поют песни об осени, танцуют. Учащиеся поют песни об осени, танцуют. Осенью убирают овощи. Осенью убирают овощи. Там висят разноцветные листья, красные гроздья калины и рябины. Там висят разноцветные листья, красные гроздья калины и рябины. В школьном коридоре, актовом зале хозяйничает золотая осень. В школьном коридоре, актовом зале хозяйничает золотая осень. Сентябрь месяц – золотой месяц. Сентябрь месяц – золотой месяц. На столе различные овощи, яблоки, блины, мед. На столе различные овощи, яблоки, блины, мед. Задание: Прочитайте и запишите в тетрадь предложения на марийском языке с переводом, выбрав соответствующие предложения из правой колонки.

Читайте также: