Сочинение по литературе на тему дом произведения чехова

Обновлено: 05.07.2024

Антон Павлович Чехов - выдающийся русский писатель 19 века. За свою жизнь он написал большое количество произведений, которые положительно восприняла публика. В своих произведениях Антон Павлович старался полностью раскрыть тему, которая давалась в произведении, и у него это получалось.

Родился Чехов в Таганроге. Пока Чехов учился, ещё были живы такие русские писатели, как: Некрасов, Фет, Тютчев, Достоевский и многие другие. Его творчество началось с небольшого рукописного журнала “Заика”, который он начал писать, ещё обучаясь в гимназии. Из его, уже раннего творчества, известна драма “Безотцовщина”, и некоторые другие драмы, которые, к сожалению, не увидели свет. Но Чехов не пал духом и начал пробовать себя в немного другом стиле: он начал писать юмористические рассказы, которые в дальнейшем публиковались в газетах и журналах. На этом и строится карьера Чехова, как будущего писателя. Первыми рассказами Чехова были “Письмо к учёному соседу” и “Что чаще всего встречается в романах?”. После этих рассказов Чехов понимает, что это его дело. Он начинает выдумывать себе разные смешные клички: “Антоша Чехонте”, “Человек без селезёнки”, “Брат моего брата” и так далее. Естественно, комизм не остаётся у Чехова долго. Некоторое время спустя Чехов присоединяется к петербургскому журналу “Осколки”, где позже, выходит большая часть его рассказов. В это же время Антон Павлович отстраняется от юмористического стиля, и начинает работать над произведениями, которые уже как-то нам знакомы.

Из более известных произведений Чехова можно выделить такие, как: “Смерть чиновника”, “Хамелеон”, “Человек в футляре”, “Тоска”, “Толстый и тонкий” и некоторые другие. В этих рассказах уже нет никакого юмора, они более приближены к стилю писателя. Герои в них более эмоциональные, более похожи на человека 19 века. Однако, Чехов не всегда делал таких героев. Например, в произведении “Тоска”, писатель наделил главного героя сплошной грустью, которая, формально, никак не сказалась на сюжете.

А. П. Чехов - уникальный писатель. Его произведения не потеряют актуальность никогда, ведь в них он описывает главную проблему мира - достоинства и неполадки человека. Чехов старается задеть читателя, так как тому наверняка интересно будет читать дальше, узнав для себя интересный сюжет. Чехова можно сравнить со многими русскими писателями, но все они разные, и в Чехове тоже была капля уникальности, с помощью которой он смог сотворить такие прекрасные произведения. Опыт автора виден в его творениях.

“Вишневый сад” – одно из самых известных произведений русского классика А. П. Чехова, которое он написал незадолго до смерти. Примечательно то, что он и сам выращивал сад в Мелихове, а в Крыму рядом со своим домом имел еще один прекрасный южный сад. Таким образом, сад для него, как и для его героев, много значил.

Ведь не зря один из ключевых персонажей, Петя Трофимов, говорит “Вся Россия – наш сад”. Получается, что под термином “Вишневый сад” автор подразумевал “дом”. Этот сад для жителей имения значил не меньше,

Как говорит помещица Любовь Андреевна, без этого сада жизнь ее теряет всякий смысл. А. П. Чехов при написании этой пьесы ставил своей задачей донести до читателей, роль вишневого сада в жизни людей. Если для Раневской, ее брата Леонида Андреевича Гаева и всех, кто имеет какое-то отношение к ее дому, этот сад – целая жизнь, то для купца Лопахина, который был когда-то крепостным, но затем неожиданно разбогател, этот сад представляет коммерческий интерес.

Сам про себя он говорит, что так и остался “мужик мужиком”. После того, как имение будет продано с торгов,

единственным применением для сада он видит следующий выход – разбить землю на участки и отдать их дачникам.

Такое решение вопроса у Любови Андреевны Раневской вызывает, по меньше мере, удивление, а по большей, возмущение. Ее успокаивает только одно, что где-то в Ярославле у них есть богатая тетка, которая, возможно, поможет им выкупить дом. Тетушка, хоть и недолюбливает их, но деньги высылает.

Однако этих денег недостаточно, чтобы сохранить имение. Тогда Раневская решает прожить на них в Париже вместе со своим любовником. Конфликт в пьесе показан идейный, хотя на первый взгляд кажется, что борьба идет за вишневый сад.

Автор показал образ жизни простых крестьян и бывших дворян, таким образом, сделав упор на противоборстве социальных сил.

С одной стороны ведется борьба за вишневый сад, который для главных героев, воплощение прошлого, настоящего и неясного будущего, а с другой стороны показано недовольство жизнью главных героев. В самом начале пьесы Лопахин предлагает владельцам имения сдать сад в аренду для дачников, так как видит в этом решение их вопроса, но Гаев и Раневская не готовы принять материальное благополучие взамен за свой родной вишневый сад, ставший для них домом. В то же время, когда имение уже продано, казалось бы, как груз с плеч, успокоение опять же не приходит ни к дворянам, жившим в нем, ни к купцу Лопахину, купившему его.

Чеховские герои, кажутся глуховатыми по отношению друг к другу. Крепостные, пусть даже бывшие, не могут понять проблем дворян, а те, в свою очередь, не могут понять логику новоиспеченных купцов. Каждый из них несчастен по-своему, каждый погружен в свои личные переживания, поэтому полноценного общения между ними не получается. Одно остается неизменным – вишневый сад и целая эпоха, ушедшая с торгов вместе с ним.

Автор и сам понимает, что утрата такого сада равносильна потере семейного благополучия. Все герои произведения, и даже поверхностный Гаев, тревожатся о будущем сада. Потеря этого сада вызывает ощущение жизненной катастрофы и тупика.

Исследование души современного человека, испытывающего влияние разнообразных социальных, научных и философских идей в творчестве А.П. Чехова. Основа сюжетов - не столкновение человека с грубой социальной средой, но внутренний конфликт его духовного мира.

Рубрика Литература
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 18.10.2010
Размер файла 41,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

    Введение
    • 1. Тема семьи в произведениях русской литературы XIX века
    • 2. Мастерство А.П. Чехова в изображении своих героев
    • 3. Семья в пьесах и рассказах А.П. Чехова
    • Заключение
    • Список литературы

    Введение

    Дом сравнивался с матерью, которая кормит и охраняет дитя, а также с материнским чревом, с наседкой, защищающей цыплят. Закрытое, обжитое пространство, где главенствовали атрибуты дома, как постель, печь, тепло, издавна осмыслялось как женское, в отличие от неуютного холодного внешнего мира, в котором главную роль играл мужчина -- землепроходец, строитель, завоеватель.

    Цель данной работы - рассмотреть тему дома и семьи в творчестве А.П. Чехова.

    - рассмотреть тему семьи в произведениях русской литературы XIX века;

    - изучить мастерство А.П. Чехова в изображении своих героев;

    - выявить особенности изображения семьи в различных произведениях А.П. Чехова.

    1. Тема семьи в произведениях русской литературы XIX века

    Л.Н. Толстой тоже не является исключением. В центре романа три семьи: Курагины, Ростовы, Болконские. Семья Болконских описана с несомненной симпатией. В ней показаны три поколения: старший князь Николай Андреевич, его дети Андрей и Марья, его внук Николинька. Из поколения в поколение передаются в этой семье все лучшие душевные качества и черты характера: патриотизм, близость к народу, чувство долга, благородство души.

    Болконские - люди чрезвычайно деятельные. Каждый из членов семьи постоянно чем-то занят, в них нет ни капли лености и праздности, которые характерны для семей высшего света Русские мемуары. Избранные страницы. / Сост. Подольская И.И. - М.: Правда, 1988. .

    Берг и Вера несут в себе шаблоны салонной противоестественной жизни. Они не имеют собственной жизненной программы, довольствуются заимствованной на стороне. Есть лица раздражающие, есть герои, которые вызывают восхищение или ненависть, любовь, и среди них Николай Ростов - самый задушевный персонаж романа.

    2. Мастерство А.П. Чехова в изображении своих героев

    Чехов доказывает, что умный, образованный человек может опошлиться, нравственно угаснуть не только если в его жизни нет дела, труда, цели, но и в том случае, если этот труд, дело направлены к достижению неизменной цели - личного обогащения.

    Ничтожное становится предметом, чуть ли не какого-то культового поклонения. Жизнь, в которой нераздельно сосуществует высокое и низкое, словно обнаружила в сознании героя какое-то сильно искаженное отражение, как отражение в кривом зеркале, когда между предметом и его проекцией на зеркальную поверхность не существует даже далекого подобия адекватности.

    3. Семья в пьесах и рассказах А.П. Чехова

    Все изображено в какой-то переломный момент, что-то вот-вот должно произойти. Ощущается случайность и скоротечность событий. Все как бы на грани, за которой возможность кануть в небытие. Главные герои всегда откуда-то пришли и куда-то должны уехать. Уехать в какие-то несуществующие города, где они могли бы обрести свое новое лицо, свой новый ритм жизни, жизни осмысленной, полной духовного удовлетворения. Но городов таких нет, и их отъезды переезды не принесут никаких изменений, ведь от себя никуда не уйдешь.

    Но городов таких нет, и их отъезды переезды не принесут никаких изменений, ведь от себя никуда не уйдешь. Как говорил Сенека, что пользы тебе в путешествиях, когда повсюду за собой ты таскаешь самого себя?

    Неизвестно, кого больше она хочет убедить, себя или мать, во всяком случае, у нее есть все основания ждать от будущего еще одного вишневого сада, ее вишневого сада. Она с бережной осторожностью относится к прошлому своей матери.

    Тема взаимоотношений между мужчиной и женщиной в творчестве А.П. Чехова занимает одно из значительных (если не главных) мест. Более сорока произведений (рассказов, повестей, драм) описывают мозаику судеб, характеров, ситуаций, связанных с чувством любви, которая может принимать столь различные, иногда самые противоречивые и даже взаимоисключающие друг друга обличия. Любовные переживания героев еще сильнее обнажают низость и жестокость природы людей, отсутствие у них культуры эмоциональной идентификации, уважения и взаимопонимания другого.

    Выход из создавшейся ситуации может быть найден при условии, что герои произведений Чехова преодолеют столь характерные для них качества, как заинтересованность только собой, своими интересами, своими чувствами и проблемами, разрушат те невидимые, но очень ощутимые, перегородки между собой и другим человеком, собой и миром, которые делают взаимопонимание невозможным.

    Время превратит и Старцева, живого человека, в Ионыча. Почему время приобретает такую разрушительную силу и власть над человеком? Почему оказывается невозможным для Дмитрия Ионовича Старцева противостоять его движению и сохранить в себе лучшее? Вероятно, одна из причин заключается в том, что быт, среда, в которую попадает Старцев, незаметно подчиняют себе человека. С самого начала Чехов показывает, что люди, среди которых оказывается герой, лишены способности ощущать и чувствовать.

    О разнице между живой, естественной жизнью и механической, ложной, ничего нового не открывающей, Чехов еще не раз напомнит.

    В этом -- и драма времени, и проявление бездуховности определенной (обывательской) среды. Чехов показывает, как постепенно в герое (даже в момент наивысшего подъема человеческого) проявляются признаки будущей душевной сытости.

    Прошло четыре года, и во время последнего свидания с Екатериной Ивановной лишь на одно мгновение в душе Старцева затеплился и начал было разгораться огонек -- дальний отсвет пережитого подъема чувств, вдохновения, счастья; но повседневные заботы, воспоминания о кредитных бумажках, которые он с таким удовольствием вынимает по вечерам из карманов, гасят этот огонек навсегда.

    Процесс одушевления вещи имеет и обратную сторону - овеществление человека, превращение его в живой механизм. Иногда даже части тела человека могут, как бы отделиться от него и действовать или испытывать на себе действие, словно какие-то посторонние предметы.

    Ионыч отрекся от своей культурности, интеллигентности, от своего дела и своей любви. Перед нами беспощадно суровый рассказ о человеке, который перестал сопротивляться окружающей среде и перестал быть человеком.

    Заключение

    Предметом интереса и художественного осмысления Чехова становится новый пласт жизни, неведомый русской литературе. Он открывает читателю жизнь обыденную, каждодневную, знакомую всем череду рутинных бытовых дел и соображений, проходящую мимо сознания большинства: она служит лишь фоном для действительно решающих, экстраординарных событий и свершений. Но личность творят не эти переломные моменты бытия (в обычной судьбе их не наберется больше 35. ), а та самая каждодневная рутина, жизнь как она есть. И Чехов стремится обратить внимание читателя на дни и часы его маленького существования, осмыслить их, начать жизнь осознанно Русская литература XIX века. / Под ред. О. Монаховой, М.Стишовой. - М.: Олма - Пресс, 1999 .

    Чехов как будто обращается к читателям с призывом не поддаваться влиянию обывательской среды, сопротивляться обстоятельствам, не предавать идеалы и любовь, беречь в себе человека.

    Пошлость, быт, оказывается, не так уж безопасны и безобидны. В одном случае они постепенно превращают вполне хорошего человека в тупого обывателя. В другом герой гибнет потому, что талант - это всегда ответственность перед другими людьми и за других. И отсюда незащищенность перед миром, где бытие подменяется бытом.

    Список литературы

    1. Аксаков С.Т. История моего знакомства с Чеховым. - М.: Просвещение, 1962

    3. Венгеров С. Творчество Чехова. - М.: Просвещение, 1997.

    4. Воспоминания о Чехове. / Под ред. Кротовой А.А. - М.: Просвещение, 1989.

    5. Григорьев В.П. Поэтика слова. - М.: Наука, 1979.

    6. Катаев В.Б. Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова. - М.: МГУ, 1998.

    7. Русская литература XIX века. / Под ред. О. Монаховой, М.Стишовой. - М.: Олма - Пресс, 1999

    8. Русские мемуары. Избранные страницы. / Сост. Подольская И.И. - М.: Правда, 1988.

    9. Чехов А.П. Собрание сочинений: В 6 т. - Т. 6. - М.: Издательство художественной литературы, 1955. (Предисловие)

    10. Щеблыкин И.П. История русской литературы. - М.: Высшая школа, 1985.

    Подобные документы

    Сущность темы "маленького человека", направления и особенности ее развития в творчестве Чехова. Смысл и содержание "Маленькой трагедии" данного автора. Идеалы героев, протест писателя против их взглядов и образа жизни. Новаторство Чехова в развитии темы.

    контрольная работа [29,6 K], добавлен 01.06.2014

    Изображение образов "пошлых людей" и "особенного человека" в романе Чернышевского "Что делать?". Развитие темы неблагополучия русской жизни в произведениях Чехова. Воспевание богатства духовного мира, моральности и романтизма в творчестве Куприна.

    реферат [27,8 K], добавлен 20.06.2010

    Воплощение темы взаимоотношений между мужчиной и женщиной в творчестве писателя. Любовь как способ манипулирования человеком, как возможность счастья героев. Внутренняя неустроенность героя произведений Чехова, зависимость от обстоятельств внешнего мира.

    реферат [27,6 K], добавлен 18.11.2010

    Поэтичность в творчестве А.П. Чехова. "Чеховское", смелое, простое и глубокое применение пейзажа. Контрастность изображаемых Чеховым персонажей для создания поэтической атмосферы в произведении. Музыкальность стиля в лирическом творчестве Чехова.

    реферат [41,4 K], добавлен 17.12.2010

    Собственные имена в рассказах Чехова. Философская основа ономастик. Имя как объект художественной номинации. Стилистические функции антономасии в творчестве Чехова. Ономастическое пространство рассказов "Дом с мезонином", "Дама с собачкой", "Невеста".

    дипломная работа [79,7 K], добавлен 07.09.2008

    Творческий путь и судьба А.П. Чехова. Периодизация творчества писателя. Художественное своеобразие его прозы в русской литературе. Преемственные связи в творчестве Тургенева и Чехова. Включение идеологического спора в структуру чеховского рассказа.

    дипломная работа [157,9 K], добавлен 09.12.2013

    Определение понятия психологизма в литературе. Психологизм в творчестве Л.Н. Толстого. Психологизм в произведениях А.П. Чехова. Особенности творческого метода писателей при изображении внутренних чувств, мыслей и переживаний литературного героя.

    Детство и юность А.П. Чехова. Первые шаги в творчестве

    Будущий русский писатель и драматург родился в городе Таганроге в январе 1860 года. Его отец занимался купечеством, держал маленькую лавочку, в которой можно было купить все: начиная от продуктов до предметов быта.

    Семья была многодетной. Позже Чехов признавался, что детство его сложилось трудно: вместе с братьями и сестрами он помогал отцу, поэтому совмещал работу и учебу. На детские игры и шалости времени практически не оставалось.

    Антон рано начал писать, его первые рассказы и повести появились, когда Чехов был еще учеником гимназии. Юноша мечтал о литературной славе, поэтому посылал свои повести и рассказы в журналы, однако издатели не спешили их публиковать.

    Особенности раннего творчества Чехова

    Особенности творчества Чехова этого периода как раз и заключаются в создании таких произведений, рассказывающих о быте разных людей, высмеивающих их пороки, но заставляющие читателей обращаться к миру собственной души, видя недостатки и своего поведения.

    Последние годы жизни писателя

    Творчество Чехова 90-х гг.

    Уже став известным русским писателем, чье произведения публиковались в ведущих литературных журналах того времени, Чехов отправляется в путешествие по России. В 1890 году писатель посещает Сибирь и доезжает даже до острова Сахалин, который в те времена был наиболее известным в империи местом каторги и ссылок.

    Всего в этот период творчества Чехова писателем было написано около 150 произведений, многие из которых вошли в сокровищницу русской литературы.

    Сочинения по произведениям Чехова

    Антон Павлович Чехов родился в конце января 1890 года. Родился писатель в многодетной семье, где все дети воспитывались в строгости и дисциплине. Проявлять свои творческие способности просто не было времени, ведь всё своё свободное время Антон уделял помощи родителям.

    По окончанию гимназии Антон поступил в Московский медицинский университет. Позже стал врачом в больнице, ещё спустя какое-то время заведующим. Параллельно с работой Антон писал юмористические рассказы. Однако в 1886 году один знаменитый писатель посоветовал Антону не тратить своё время на смешные рассказы и заняться чем-то серьёзным. Прислушавшись к совету, Антон бросил работу и подался на юг России в поисках новых впечатлений.

    Скончался Антон Павлович Чехов в июле 1904 года. В это время писатель вместе со своей женой находились на отдыхе в Германии. Антону стало плохо и впервые за всю жизнь пришлось вызвать врача. Когда пришёл врач, Антон сказал на немецком что умирает, выпил бокал шампанского и покинул этот свет. Похоронен писатель был рядом с отцом.

    Драматические произведения

    Во многом благодаря творчеству Чехова и многие его талантливым современникам, актерам и режиссерам, удалось родить новый жанр особой психолого-ориентированной русской драматургии.

    Читайте также: