Сочинение по лирике пушкина план

Обновлено: 02.07.2024

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799-1837)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.


УРОКИ 11-12
Контрольное сочинение по
творчеству А. С. Пушкина

Цель:
учить работать с выбранной темой (собирать материал, продумывать и составлять план, использовать предоставленную учителем информационную базу, опорную лексику); выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей прочитанного художественного произведения; формировать стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

Оборудование:
таблицы, черновые варианты сочинений, раздаточный материал, тексты стихотворений А. С. Пушкина, запись на доске.

Тип уроков:
урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся демонстрируют уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных поэтических произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения, используя поэтический текст.

ХОД УРОКОВ

І. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний
Аналитическая беседа

• Ознакомьтесь с двумя высказываниями (раздаточный материал) о лирике А. С. Пушкина, которые, возможно, пригодятся вам при написании сочинения (как и вопросы к этим высказываниям).

Карточка № 1
Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола…
Поэзия его чужда всего фантастического, мечтательного, ложного, призрачно-идеального; она вся проникнута насквозь действительностью; она не кладёт на лицо жизни белил и румян, но показывает её в её естественной, истинной красоте; в поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля.
(В. Г. Белинский)

• Испытали ли вы влияние поэзии Пушкина, о котором говорит Белинский?
• В чём, по мнению Белинского, главная отличительная черта лирики Пушкина? Можете ли вы доказать его утверждение на примере одного из изученных стихотворений?

Карточка № 2
Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, всё просто… всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт.
(Н. В. Гоголь)

• Какую сторону поэзии Пушкина подчёркивает Гоголь?
• Можете ли вы доказать его мысль на примере одного из изученных стихотворений?

Мы, живущие в XXI в., можем разниться по степени понимания его произведений, знания написанного им, и, тем не менее, мы всегда ощущаем всего Пушкина — в каждом стихотворении, в каждой строчке он весь. Сейчас мы радуемся каждому пушкинскому слову, каждой фразе, им произнесённой, наслаждаемся любым письмом, им написанным. И это потому, что мы уже понимаем если не всё в Пушкине, то всего Пушкина.

IV. Работа над темой урока

Как писать сочинение по литературе

Советы по стилистике

Избегайте повторений! Частое употребление в предложениях одних и тех же слов делает речь монотонной и бедной по мысли, в письменных сочинениях и изложениях это считается лексической ошибкой. Работая над созданием текста, используйте синонимы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока № 13

Дата проведения

Р.р.Подготовка к написанию домашнего сочинения по творчеству А.С. Пушкина.

Урок открытия новых знаний.

обучать написанию домашнего сочинения на предложенную тему, формировать навыки составления простого плана текста;

Воспитывать осознанное отношение к изучению произведений родной литературы;

Развивать навыки самостоятельной работы.

Планируемый

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Уметь строить развернутый ответ на поставленный вопрос, работать в группах

Познавательные : Планировать необходимые действия в сотрудничестве учителем, сверстниками

Коммуникативные: Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме

Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей .

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

История, русский язык.

Беседа по вопросам, выразительное чтение, работа в группах

Учебник, печатные карточки, презентация

Подготовка учащихся к усвоению материала

мотивировка учащихся на освоение нового материала с учетом изученного ранее

Работа по теме урока

Постановка учебной задачи и открытие новых знаний

4.Подготовка к домашнему сочинению.

- Какое место данная тема занимает в творчестве Пушкина?

- Каково предназначение поэта и поэзии по мнению Пушкина?

2.Основная часть.

- Какие стихотворения посвящены теме поэта и поэзии?

- Каким мы видим поэта до того, как на него снизойдет божья благодать?

- Как меняется жизнь поэта после того, как он услышит глас Божий? ( поэту становятся чужды прежние удовольствия и забавы)

- Почему поэт противопоставлен остальным людям? ( поэт- проводник божьей воли)

- К чему автор призывает поэта ? ( не дорожить народной любовью)

- Какие качества он признает лучшими? ( спокойствие и угрюмость)

- Какова цель жизни поэта? ( добровольное следование пути, по которому влечёт свободный ум)

3.Заключение.

- В чем гуманистический смысл стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии?

Особенности раскрытия темы свободы и вольности в творчестве А.С. Пушкина.

- Каково значение данной темы в творчестве Пушкина?

- Какие взгляды поэта находят в ней отражение?

- При каких обстоятельствах были созданы шедевры свободолюбивой лирики?

2.Основная часть.

- Какие стихотворения посвящены данной теме?

-Какую задачу поэт ставит перед собой в этих стихотворениях?

- Как поэт описывает ужасы французской революции?

-Почему стали возможны обоюдные преступления?

- К чему он призывает царей?

-Каким обстоятельством вызвано пессимистичное настроение поэта?

- Какой факт угнетает поэта? Подтвердите цитатами из текста.

3.Заключение.

- - О чем мечтает поэт, обращаясь к угнетенному народу?

Этап рефлексии

Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков на данном уроке.

Сегодня на уроке:

- Мне было интересно…

- Мне осталось непонятным…

Информация о домашнем задании

Выучить материал лекции

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 601 271 материал в базе

Материал подходит для УМК

Эволюция русского реализма

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 21.11.2021 405
  • DOCX 30.9 кбайт
  • 3 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Мякшина Анжелика Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

способствовать воспитанию стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

Личностные: положительно относиться к учению; получению новых знаний (познавательная деятельность) ; совершенствуют имеющиеся навыки.

Регулятивные: планируют необходимые действия (сотрудничество: учитель- одноклассники- самостоятельная работа).

Познавательные: анализируют, сравнивают, делают выводы.

Коммуникативные: формулирую собственные мысли, отстаивают свою точку зрения, понимают точку зрения другого.

Типология урока: урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД

Урок контроля: и коррекции знаний, умения и навыков.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Повторение ранее изученного.

1. Из каких моментов слагается работа над рассуждением?

В сочинении-рассуждении автор утверждает какую-то мысль и обосновывает ее истинность; значит, главная часть рассуждения должна представлять собой логическое доказательство. Следовательно, пишущий должен знать, что такое доказательство и из каких частей оно состоит. Составные части доказательства – это и есть те элементы, из которых слагается главная часть рассуждения.

Доказательство состоит из трех частей: тезиса, аргументов, формы доказательства.

Тезис – это такое суждение, истинность которого надо доказывать.

Аргументы (или основания) – это такие истинные суждения, с помощью которых обосновывается, доказывается тезис.

Форма (или способ) доказательства – это система, цепь умозаключений, из которых слагается ход доказательства.

2. Что значит обдумать тему?

Первый этап в процессе обдумывания темы представляет собой процесс собирания материала, углубление знаний о предмете сочинения.

Второй этап – определение содержания темы:

а) выяснить вопрос (проблему), заключенный в теме;

б) дать точный, правильный ответ, сформулировать тезис (идею рассуждения);

в) определить в основном тезисе то слово или словосочетание, в котором заключена мысль, требующая доказательства;

г) опираясь на материал, подобранный для раскрытия темы, найти аргументы для обоснования главной мысли (тезиса рассуждения).

Ответ на вопрос темы: вольнолюбивые стихотворения характеризуют Пушкина как борца за свободу народа.

Основной тезис рассуждения: Пушкин как автор вольнолюбивых стихотворений – борец за свободу народа.

1) Пушкин разоблачал самодержавие и крепостное право:

2) призывал своих современников к борьбе за свободу народа;

3) воспевал борцов за свободу народа.

1) высокий гражданский пафос вольнолюбивой лирики Пушкина;

2) простота, краткость, выразительность языка;

3) необыкновенная логическая прозрачность синтаксических конструкций.

Практическая часть.

- Какие строки и из какого стихотворения могут послужить для эпиграфа нашего сочинения?

- Как оформляется эпиграф?

- Что является следующим этапом работы над сочинением?

- Составление плана.

- Из чего состоит сложный план?

-Из чего должно состоять вступление? Какую цитату нам нужно подобрать, что необходимо раскрыть?

- Что должно лежать в основной части сочинения?

- Из каких этапов должна состоять основная часть?

- Какие цитаты мы можем подобрать к раскрытию этих этапов?

- Из чего должно состоять заключение? Что должны раскрыть?

- Из трех частей: вступления, основной части, заключения.

- Сама тема сочинения

негодование поэта против тиранов, эксплуататоров; надежда на близкое освобождение.

- Заслугу писателя, свою точку зрения.

Словарная работа.

Мы должны провести словарную работу. Вспомним значение тех слов и словосочетаний, которые потребуются вам при написании сочинения.

На доске записаны слова, словосочетания, учащиеся объясняют их значение.

в мрачном подземелье –

души прекрасные порывы –

звезда пленительного счастья –

я гимны прежние пою –

декабристы - передовые люди, лучшие люди из дворян;

в мрачном подземелье – тюрьма;

души прекрасные порывы – все лучшее в человеке;

звезда пленительного счастья – символ революции;

скорбный труд – каторжный труд декабристов;

барство дикое – крепостники России;

вольность святая – святая свобода;

я гимны прежние пою – верность поэта своим вольнолюбивым идеалам.

Письменная работа.

Урок литературы в 9 классе. Обучение сочинению (составление сложного цитатного плана к сочинению).

ВложениеРазмер
plan_uroka_9_kl.doc 24.5 КБ

Предварительный просмотр:

по литературе в 9 классе

Учитель: Исаева Н.В.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал.

Цель урока: продолжить работу по обучению сочинению:

учить составлять цитатный план;

подбирать эпиграф к сочинению;

обогатить словарный запас учащихся.

Оборудование: на доске записана тема, на плакате эпиграф к уроку; на интерактивной

доске портрет А.С. Пушкина; его друзей.

I. Организационный момент.

Учитель сообщает тему урока

2. Беседа с классом

1. Вопросы к классу.

1. Какую главную мысль мы должны раскрыть сегодня в этой теме?

2. Что значит добрые чувства?

(Одной из отличительных особенностей Пушкина была необыкновенная разносторонность его творческого дарования. Много своих творческих сил поэт отдал созданию глубоко искренней, реалистической лирики. Лирика была дорога Пушкина как возможность высказывать свои мысли, раздумья от жизни , передать свои чувства и настроения)

2. Слово учителя.

Ученики читают стихотворение наизусть, рассказывают о теме этого стихотворения, о друге Чаадаеве. Через проектор показывается портрет Чаадаева.

Ученики рассказывают о том, что послужило написанию этого стихотворения, о том как поэт передает это стихотворение Муравьевой. Цитируются эпизоды ответа Одоевского.

Какие еще стихотворения этой тематики вы знаете?

Ученики кратко останавливаются на этих стихотворениях. Отдельно цитируют.

3. Составление плана.

Какие строки и из какого стихотворения могут послужить для эпиграфа нашего сочинения?

Как оформляется эпиграф?

Что является следующим этапом работы над сочинением?

Из чего состоит сложный план?

- Из трех частей: вступления, основной части, заключения.

5. Из чего должно состоять вступление? Какую цитату нам нужно подобрать, что необходимо раскрыть?

- Эпоху, движение декабристов, отношение поэта к этому времени?

6. Что должно лежать в основной части сочинения?

- Сама тема сочинения.

7. Из каких этапов должна состоять основная часть?

негодование поэта против тиранов, эксплуататоров;

надежда на близкое освобождение.

8. Какие цитаты мы можем подобрать к раскрытию этих этапов?

9. Из чего должно состоять заключение? Что должны раскрыть?

- Заслугу писателя, свою точку зрения.

4. Словарная работа.

В заключении работы над этой темой мы должны провести словарную работу. Вспомним значение тех слов и словосочетаний, которые потребуются вам при написании сочинения.

На доске записаны слова, словосочетания, учащиеся объясняют их значение.

декабристы - передовые люди, лучшие люди из дворян;

в мрачном подземелье – тюрьма;

души прекрасные порывы – все лучшее в человеке;

звезда пленительного счастья – символ революции;

скорбный труд – каторжный труд декабристов;

барство дикое – крепостники России;

вольность святая – святая свобода;

я гимны прежние пою – верность поэта своим вольнолюбивым идеалам.

5. Повторение памятки.

В заключении нашего урока я хочу напомнить вам памятку к сочинению.

Через проектор на экран проецируется памятка к сочинению. Читаем памятку.

6. Итог урока. Оценки.

7. Домашнее задание.

Черновые наброски сочинений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Творчество А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стихов.

Практическая работа: анализ стихов. Подробный план-конспект: Основные темы в лирике А.С. Пушкина. Тексты стихотворений, анализ, вопросы для проверки.


Творчество А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стихов.

Практическая работа: анализ стихов. Подробный план-конспект: Основные темы в лирике А.С. Пушкина. Тексты стихотворений, анализ, вопросы для проверки.


Презентация "Друзья-лицеисты А.С,Пушкина". Лирика Пушкина.

Сегодня на уроке разговор пойдет об А.С. Пушкине. У великого поэта были настоящие друзья. Давайте поговорим о них и узнаем, а умел ли он сам дружить.Поэт В.А.Жуковский, которог.

Материал для учащихся (план письменного высказывания).

Эволюция чувства в любовной лирике А. С. Пушкина

Конкурс научно-исследовательских работРуководитель - Зализко Н.А. .


Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина.

Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина.

Читайте также: