Сочинение по картине венецианова захарка

Обновлено: 02.07.2024

Венецианов – мастер картин, написанных на тему крестьянской жизни. На полотне мы видим мальчика лет двенадцати. Он размещен вполоборота к зрителю. Художник написал подростка только по плечи. Но на основе художественных деталей мы можем определить характер и социальное положение главного героя. Моделью для автора послужил сын крепостных крестьян Степановых – Захар. Они познакомились в художественной школе, которую Венецианов организовал в деревне.

Мы видим, что автор не пытается приукрасить действительность. Захарка совсем не похож на современных детей. Его жизнь не назовешь беззаботным детством. Он напоминает взрослого человека, который оказался в теле мальчика. В 12 лет ему характерен серьезный, основательный взгляд крестьянина, который привык зарабатывать на жизнь тяжелым трудом.

Но густые, немного насупленные брови и выразительный, слегка отвлеченный взгляд выдают преждевременное взросление. Меня поразили карие, широко распахнутые глаза. Кажется, что взгляд этого человека устремлен внутрь. Ему некогда думать о детских забавах. Ему нужно распланировать день и заняться серьезными делами. Он делает вид, что не замечает зрителя или художника. Но одновременно поглядывает на него боковым зрением. Я думаю, он старается копировать поведение авторитетных мужчин в деревне.

Вариант 2. Кратко, своими словами

Примерный план сочинения:
1. Сведения о картине
2. Описание планов
3. Детали полотна
4. Оттенки
5. Мое мнение

Портрет — изображение лица человека во весь холст. На картине великого мастера мы видим лицо мальчика по имени Захар. На вид ему не больше десяти лет. А он уже во всю помогает родне. Это можно понять по топору с деревянной ручкой на его правом плече. На юном создании кафтан болотного оттенка. Из под коричневой меховой шапки выбиваются вьющиеся русые волосы. Зеленые глаза смотрят в сторону. Что-то в выражении лица заставляет меня пожалеть парнишку. Теплая одежда, легкий румянец на лице ребенка говорят о том, что на улице зима. Возможно, художник рисовал портрет мальчишки, только что вернувшегося со двора.

Если присмотреться, на заднем плане заметим темное пятно. Оно заставляет воображение придумывать различные варианты развития событий. Возможно, это дерево, а значит мальчика отправили в лес, чтобы он нарубил дров. А может это дым или тень. Или дорога, по которой Захарка возвращается домой.

Темно-зеленый, болотный, коричневый, черный — все эти оттенки окружают нежное, светлое, со слегка розовыми щеками лицо мальчика. Суровые и грубые цвета добавляют полотну тихую грусть.

Я люблю рассматривать портреты. Думаю, что это самые интересные и сложные картины. Изобразить кистью и красками внешность человека, соблюсти пропорции так, чтобы они были похожи как две капли воды с чертами реальных людей — кажется мне чем-то невозможным. Но художнику Венецианову удалось поразить зрителей красотой простого полотна. Глубокий взгляд персонажа завораживает. От картины не хочется отводить глаз. Кажется, что ребенок находится прямо передо мной. У автора получился невероятно эмоциональный портрет, и это мне нравится.

Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов

Почти всё пространство полотна занимает голова и плечи ребёнка лет десяти. Голова его развёрнута лицом к зрителям, но взгляд направлен на невидимый объект в стороне. Такая позе подчёркивает непосредственность ребенка и даёт почувствовать его движение. Мальчик направляется с топором в лес, чтобы нарубить хвороста для печей.

В лице сына крепостного крестьянина нет ни тени робости, покорной зависимости. У него выразительный и ясный взгляд карих глаз. Скулы широкие, нос картошкой, а губы ещё по-детски пухлые. На щеках играет здоровый румянец. Из-под шапки выбивается прядь русых волос. Лицо героя портрета живое, искреннее, доброе.

Одежда ребёнка бедна. Видно, что меховая шапка и рукавицы ему великоваты. Скорее всего это одежда старшего брата или отца, которую донашивает Захарка. У него даже нет тёплого полушубка. Пальто из толстого серого сукна не даст замёрзнуть пареньку, ведь он собрался рубить дрова.

Видно, что у мальчика независимый, рассудительный и твёрдый характер. Герой портрета вынослив и терпелив. Автор портрета подчеркнул готовность ребёнка к самостоятельному труду, его человеческое достоинство. Паренёк горд, что ему доверили взрослую работу. Он чувствует ответственность за семью и охотно помогает отцу по хозяйству. Нельзя себе представить, что этот подросток станет грубить старшим.

Художник использовал для написания картины неяркие серые и коричневые тонах. Это подчёркивает грубоватость крестьянского труда и спартанский образ жизни юного помощника и будущего кормильца. Светлыми красками выполнено лишь его лицо. В портрете нет резких цветовых контрастов, противопоставления света и тени. Всё спокойно и лаконично.

Автор хотел выразить в портрете своё уважительное отношение к детям крестьян, чья жизнь далеко не беззаботна. Это маленькие труженики. Художник показал ответственного, смышлёного мальчика, который не уступает ни умом, ни достоинством детям господ.

Мне понравился портрет тем, что мастер показал в сыне крепостного крестьянина достоинство человека труда. Захарка занимается совсем не детской работой, но не считает себя несчастным. Он серьёзный, мужественный. Из него вырастет настоящий мужчина.

Если рассматривать картины знаменитого художника Венецианова, то можно сделать один вполне логичный вывод, этот художник специализировался на написании портретов. Именно портреты он любил больше всего, возможно потому, что через них можно передать человеческую душу, показав её с самой лучшей стороны.

Больше всего данный художник уделял внимание простым крестьянским людям, портреты которых писал абсолютно бесплатно. В каждом таком произведении он хотел показать одну главную черту каждого крестьянина. Безусловно, это трудолюбие и желание делать всё прилежно. А ещё своими картинами он хотел показать, что крестьяне - это прежде всего сильные, выносливые и терпеливые люди, а уже потом определенное сословие.

На известной картине "Захарка" изображен простой крестьянский мальчик, сын самого обычного крестьянина. Внешне ему не более 10 лет, но если посмотреть на глаза ребенка, можно увидеть, что по своим взглядам на жизнь он гораздо старше и опытнее.

Он изображен на сером фоне, а весь портрет выдержан в спокойных и ровных тонах, без каких-то либо ярких красок. Выполнение картин в данных цветах кстати сказать являлось визитной карточкой данного поэта.

Внешность ребенка, изображенного на данном произведении вряд ли можно назвать привлекательной, скорее наоборот она несколько отталкивающая. Зато, если опять же обратить внимание на его глаза, то в них можно отметить ум и серьезное отношение к жизни. Изображая ребенка автор картины старался показать, что всеми своими чертами мальчик похож на взрослого мужчину, только в миниатюре.

Судя по одежде мальчика можно смело сделать вывод, что на улице зимнее время года, так как ребенок одет в теплую одежду, а именно в шапку и пальто.

Говоря об одежде можно отметить, что её уже носили, а значит мальчик её за кем-то донашивает, так как у крестьян очень часто просто не было возможности приобрести новые вещи.

В заключении хотелось бы отметить тот факт, что на плече у ребенка топор, из-за чего можно сделать вывод, что ребенок идет помогать родителям. Венецианову удалось написать портрет маленького, но взрослого мыслями ребенка. И пускай этот мальчик является крестьянином, но он безусловно достойный человек и он вырастет добрым.

Описание для 7 класса

Описание настроения картины Захарка

Популярные сегодня темы

В каждом веке есть свои гении, свои творцы. Но не каждый такой гений, тем более гений художественного творчества становится идеалом для современников и последователей

Художественное творение является последним полотном живописца, оставшимся незаконченным, хотя его изображение для зрителей представляется в виде завершенной картины.

Айвазовский любил море. Причём, он писал картины не с натуры, а в мастерской, по памяти. Но от этого они не становятся хуже. Они так точно передают все детали, что похожи на фотографию.

В центре картины - молодая красивая итальянская девушка. Лето, июльский полдень. В виноградниках идёт сбор урожая. Спелые гроздья налились, так и просятся в корзинку. Девушка правой рукой держит сорванную гроздь зелёного винограда

Центральный образ картины - мальчик. На вид ему не больше десяти. По одежде понятно, что подросток из бедной крестьянской семьи. Одет он в поношенную одежду, шапка большого размера, наверное досталось от кого то из старших в семье, теплое пальто , огромные варежки и румяные щеки говорят о том, что события картины разворачиваются в зимнее время. По одежде подростка не трудно предположить, что его семья живет не богато и ребенок с детских лет познал всю тяжесть непосильного крестьянского труда. Доказательством служит топор в руке у Захарки, который уверенно сжимает его. Заготовка дров для семьи обычная работа для мальчика, топор-инструмент ,помогающий выжить в суровое зимнее время.

Настроение картине придают цветовые тона. Изображение героя на сером фоне подчеркивает образ мальчика. Для художника не важен где находится подросток, основное внимание уделяет мастер непосредственно главному герою. Во внешности Захара Венецианов использует противоположные теплые тона, подчеркивая свое безграничное уважение к маленькому мужчине. Герой картины реальный мальчик, сын крепостного крестьянина Степанова. Увидев случайно мальчугана, художник сразу увидел в нем героя своего полотна. Никакой специальной подготовки не потребовалось

Несмотря на отсутствие сюжета на полотне, оно привлекает внимание зрителя . Всматриваясь в портрет, каждый раз переживаешь за судьбу Захарки.

Описание №2

Единственным персонажем одной из выдающихся картин русского художника Алексея Гавриловича Венецианова, является деревенский паренек. Он представлен зрителю крупным планом, по пояс – как в прочем и все картины художника. Художник очень любил рисовать крестьянскую тематику, особенно детей. Венецианов решил нарисовать персонажа, когда увидел Захарку Степанова, который пытался что-то нарисовать мелом на доске. Он увидел его талант, простого крепостного мальчишки и взял его в свою школу художников.

Главный герой сын простого крестьянина, на вид ему чуть более 12 лет, но его глаза, его выразительный взгляд показывают его жизненный опыт, его самостоятельность и трудолюбие. Захарка рано познал весь крестьянский быт, осознал всю значимость человека в этом мире.

Одет он зимний тулуп, в огромную меховую шапку с отороченным мехом, на руках толстые шитые варежки, возможно, все вещи доставшиеся от старшего брата.

Но, несмотря на все это, весь его вид выражает деловитость. Курчавые русые волосы, виднеющиеся из-под шапки, задумчивый взгляд детских карих глаз, брови слегка сдвинуты, нос картошкой, пухлые губы и щеки, на которых морозный румянец. Взгляд Захарки совсем ни детский, в них отражена его душа, взрослого не погодам, и в них совсем ни детские переживания.

У него на плече с деловым манером расположен топор, который он держит одной рукой, говорит о том, что он только что пришел с мороза, где помогал отцу рубить дрова в лесу.

Автор показывает не просто крестьянского паренька Захарку, он изображает быт простых крепостных детей. Вместо того, чтобы играть в снежки и кататься в санях с горки и просто веселиться, крестьянские дети с малых лет становятся помощниками своим родителям и даже выполнят определенную тяжелую физическую работу для барского хозяйства.

Тона которыми изображена специально подобраны художником. Они неброски и серовато-коричневы, олицетворяющие всю грусть и непростую жизнь народа. Ярким темно-оранжевым и самым важным пятном картины являются черты лица, главного героя Захарки – мужественного, серьезного, независимого и решительного мальчугана – его душу.

Захарка

Захарка

Популярные сочинения

Ещё утром я летела на облаке, смотрела на поля-леса… И они такие красивые сверху. Птицы летали под нашим облаком – чувствовали, что будет дождь. Ощущение, что все тебя ждут, почти

Осенью лесные звери стали готовиться к зимовке. В корнях большого дерева они построили один погреб на всех. Каждый положил туда что-то своё. Белка принесла разные орешки и сушёные ягоды



Портрет крестьянского мальчика написан с реального человека. Захарка был сыном крестьянина Федулы Степанова. В образе Захарки художник показал маленького мужичка-труженика. Его одежда, шапка, варежки были не по размеру. Не по возрасту давали ему и работу. На плече мальчик держит топор.

Захарка работает с малых лет и знает, что от его труда зависит жизнь всей семьи. Глаза мальчика отведены в сторону, но сосредоточенный взгляд очаровывает простотой, естественностью, добротой. Мягкие черты лица, пухлые губы, огромные задумчивые глаза, поворот головы создают одновременно ощущение наивности и кажущейся взрослости, жестковатости. Вглядываясь в лицо крестьянского мальчишки, зритель понимает, что именно на таких простых тружениках держится мир.

Во время обсуждения стихотворения задайте ребенку несколько вопросов:

  • О ком рассказывает поэт Некрасов в своем произведении? (О мальчике)
  • Как его зовут? Сколько ему лет?
  • Что он делает в лесу? (Везет хворост)
  • Почему у Власа большие сапоги и рукавицы? (Одежду носили в бедной крестьянской семье все по очереди)
  • Как ведет себя Влас? Какой он? (трудолюбивый, важный, грозный, ответственный…)

По окончанию знакомства с картиной можно предложить ребенку выучить стихотворение Некрасова.

Венецианов А. На жатве. Лето

Спокойно и непринужденно, выпрямив натруженную спину, сидит женщина, положив возле себя серп. Ее статная, величавая фигура, окутанная плотным знойным воздухом, озарена жаркими лучами полуденного солнца.

Крестьянка, кормящая прильнувшего к ней ребенка, сидит в профиль к зрителю, на возвышении, откуда и открывается вид на безбрежные поля — то щедро залитые солнцем, то чуть затененные медленно проплывающими по высокому небу серебристо-белыми облаками. Несмотря на то, что крестьянка сидит на высоком помосте, как бы главенствуя над всем окружающим, однако она органично связана с пейзажем и происходящим действием узами неразрывного единства.

Превосходно написан задний план — поле со снопами и фигурками жнецов, а над ними — высокое небо с тающими облаками. Солнце находится за спиной крестьянки, и благодаря этому лицо ее и большая часть фигуры затенены, а это дает возможность обобщить формы и выявить чистые и плавные линии в ее силуэте.

Летний день. Ярко светит солнце, освещая своими лучами голубое небо, зеркальную речку, зеленые берега, лесистые холма, далекую пашню… Вот стоит ряд крестьянских домишек с огороженными частоколом огородами. Крестьянка несет воду с речки. Деревня живет своей незатейливой жизнью, которая тесно связана с природой.

На переднем плане изображен спящий сладким сном пастушок. На нем теплая домотканая одежда с красным пояском, на ногах лапти с онучами. Его правая нога вытянута вперед, руки расслаблены. В образе бедного пастушка видна гармония человека и природы.

Попросите ребенка описать картину. Задайте ему несколько вопросов:

  • Какое время года изображено на картине?
  • Как изображена природа?
  • Какое настроение передает художник нам, зрителям?
  • Что делает мальчик? (Спит)
  • Чем он занимается в своей жизни? (Пасет коров).
  • Из какой он семьи? Какая у него одежда? (Он одет в рубаху, порты и армяк).
  • Во что он обут? (в лапти с онучами).

Рассматривая одежду и обувь героя картины, родители должны обращать внимание на развитие словарного запаса ребенка. Необходимо объяснить ему значение старинных слов, вышедших сегодня из употребления, таких как армяк, порты, лапти, лыко, луб, онуча…

После обсуждения картины предложите сыну или дочери составить небольшой рассказ с использованием старинных слов.

Время создания портрета неизвестно.

Молодая девушка смотрит на мир открыто и робко. В живых глазах отражена чистая, невинная душа. Искренний взгляд манит загадочностью. Губы замерли в легкой улыбке. Ее каштановые волосы гладко зачесаны. Синяя косынка бережно обрамляет нежное лицо. Она не знает зла и тяжелой крестьянской доли, верит в добро, доверяет людям…

Это не измотанная трудом крестьянка, а юная красавица. Даже в том, как девушка держит руку, таится благородство манер, чувств. Художник изобразил образ, полный гармонии и юной прелести. Он уверен в том, что юная крестьянка несет в мир свет и заслуживает счастья в жизни.

Спокойно и непринужденно, выпрямив натруженную спину, сидит женщина, положив возле себя серп. Ее статная, величавая фигура, окутанная плотным знойным воздухом, озарена жаркими лучами полуденного солнца.

Крестьянка, кормящая прильнувшего к ней ребенка, сидит в профиль к зрителю, на возвышении, откуда и открывается вид на безбрежные поля — то щедро залитые солнцем, то чуть затененные медленно проплывающими по высокому небу серебристо-белыми облаками. Несмотря на то, что крестьянка сидит на высоком помосте, как бы главенствуя над всем окружающим, однако она органично связана с пейзажем и происходящим действием узами неразрывного единства.

Превосходно написан задний план — поле со снопами и фигурками жнецов, а над ними — высокое небо с тающими облаками. Солнце находится за спиной крестьянки, и благодаря этому лицо ее и большая часть фигуры затенены, а это дает возможность обобщить формы и выявить чистые и плавные линии в ее силуэте.

Случайные записи

Абажур. Лампа с модным оттенком

Дорога в лесу, Мейндерт Хоббема, 1670



На картине представлена сцена из крестьянской жизни, которую художник наблюдал в поле, на жатвенных работах. Героями картины являются крестьянка Анна Степановна и ее сын Захарка. Жница остановилась отдохнуть, и в этот момент ей на руку сели две бабочки. Бросается в глаза ее печальный, усталый вид. В глазах кроется обреченность, на лице играет полуулыбка. Держа руку на весу, она показывает прилетевших красавиц своему сыну. Мальчик рассматривает их с удивлением и интересом. Он радуется жизни. Главная идея картины заключается в том, что крестьяне близки к природе, любуются ее красотой, проникаются ею.

Для более глубокого изображения тяжелой крестьянской доли художник использует отдельные детали: потемневшая от работы холщовая женская рубаха, сшитый из лоскутов сарафан, выступивший жар на лице жницы, обессиленные нежные руки, держащие серп, обветренные пальцы мальчика… Какой бы жестокой не была судьба, крестьянка стремится к красоте. Об этом напоминают ее скромные бусы.

Раннее утро. Молодая крестьянка в красном сарафане и нарядном кокошнике боронит пашню. Первый день пахоты был настоящим праздником. Крестьяне выходили в поле в своих лучших нарядах. Картина полна аллегорий. В образе женщины воплощена богиня весны. Она плавно ступает по пашне босыми ногами. Лошади, тянущие плуг, покорно повинуются своей хозяйке. На окраине поля играет младенец, одетый в одну рубашонку. Молодая мать любуется своим первенцем, доверив его матери-земле. Ребенок олицетворяет начало жизни. На распаханном поле видна пробивающаяся зелень. Вот рядом с высохшим корявым пнем растут молодые деревья. Вдали, словно по кругу, ведет за собой лошадей другая крестьянка. В этом простом сюжете предстает вечный круговорот жизни: обновление природы в связи со сменой времен года, ее рождение и увядание.

крестьянский мальчик Захарка на картине Венецианова

Об авторе: Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847)- русский живописец, ученик В.Л.Боровиковского. В творческой деятельности он создавал в основном портреты и жанровые композиции на тему крестьянского быта. На его картине Захарка мы можем увидеть один из детских портретов. Алексей Гаврилович написал ее в 1825 году.

Сочинение по картине Захарка Венецианова: описание и анализ художественного полотна

На картине Захарка А.Г.Венецианова изображен мальчик лет десяти из обычной крестьянской семьи. По внешнему виду этого подростка становится понятно, что он из бедной семьи. Одежда, которая на нём, старая. До него её уже кто-то носил. Мальчик одет в серое пальто и коричневую зимнюю шапку с отворотами, которая ему велика. На руках надеты теплые варежки, которые больше напоминают рабочие рукавицы.

В руке мальчугана можно увидеть топор. Наверное, он направляется в лес помогать отцу заготавливать хворост для печки. В крестьянских семьях дети с малого возраста приучены к труду. У каждого есть определенные обязанности, и он их должен выполнять. Есть они и у этого Захара, которого из-за малолетства все называют Захаркой.

У Захарки не по годам серьезное выражение лица. На еще детском лице с припухлыми щеками автор изображает осмысленный взгляд взрослого человека. Этот подросток знает, что после того, как он выполнит одну работу, нужно будет делать что-то еще. Тогда вечером ему можно будет поиграть с младшими братьями и сестрами. Он знает, что если они сейчас с отцом не пойдут за хворостом, то в доме будет холодно. Тогда маленькие детишки замерзнут, а мама не сможет приготовить в печи еду для всей семьи. Поэтому он осознает, как важна его помощь для отца и матери.

Художник написал портрет обычного крестьянского мальчика, каких в России того времени было немало. И у всех была судьба не из легких. Некоторые дети жили с родителями и трудились наравне со взрослыми. А в других семьях подростков нечем было кормить и приходилось отдавать их в услужение мастеровым. Тем ребятам было еще тяжелее. Они вынуждены были за скудную еду трудиться с утра до вечера. Вот поэтому крестьянские дети очень быстро взрослели.

Глядя на портрет, становится жаль этого мальчика. У него фактически нет детства. Нет возможности поиграть или просто пообщаться на улице со сверстниками, когда он захочет. Но зато в этом маленьком человеке уже видна личность. Он в своем малом возрасте обладает такими качествами, как самостоятельность, трудолюбие и забота о близких ему людях. Когда Захарка вырастет, то он обязательно будет достойным человеком. А для своей семьи станет добрым и заботливым мужем и отцом.

Читайте также: