Сочинение по рисункам и данному началу 6 класс ладыженская

Обновлено: 05.07.2024

Определение цели рассказа, кульминационного эпизода, места описания героя сюжета, определение лица повествования.

Написания сочинения рассуждения по сюжетным картинкам с использованием приёмов создания комического.

Диалог ‒ (от греч. dialogos ‒ разговор, беседа) ‒ форма словесного выражения, основная для разговорного языка: разговор между двумя или несколькими лицами.

Гипербола (от греч. hyperbole ‒ преувеличение) ‒ художественное преувеличение свойств, размеров, количества, действий изображаемого явления.

Каламбур (франц. сalembour ‒ игра слов) ‒ игра слов, основанная на многозначности или звуковом сходстве слов.

Комическое (от греч. comois ‒ весёлая толпа) ‒ вид эстетической оценки изображаемого, смешное. В основе комического лежит какое-либо несоответствие.

Композиция – построение художественного произведения.

Кульминация – самый напряжённый момент развития сюжета.

Описание – форма словесного выражения содержания, изображение явления путём перечисления его признаков.

Повествование – форма словесного выражения содержания, рассказ о событиях.

Рассказ – повествование об одном, но важном событии (случае, происшествии, эпизоде) в жизни человека.

Сюжет – (от франц. sujet – предмет, содержание) – событие или цепь событий, изображенных в произведении.

Развитие действия – цепь эпизодов, предшествующих развязке.

Типы речи (формы словесного выражения) – способы употребления языка: устный и письменный, диалог и монолог, проза и стихи, повествование, описание и рассуждение.

Юмор (анг. humour ‒ нрав, настроение) ‒ изображение героев и явлений жизни в смешном виде.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2-х ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 104; 191 с.

Дополнительная литература:

1. Тростенцова Л. А. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, М. М. Стракевич. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с.

2. Ерохина Е. Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: ко всем действующим учебникам – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2013. – 95 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вспомним, что мы знаем о рассказе. В центре повествования – обычно одно отдельное событие (случай, происшествие, эпизод). У рассказа есть свои характерные признаки в построении. Рассказ состоит из завязки ‒ события, с которого начинается действие, непосредственно развития действия, кульминации – самого напряжённого момента развития ‒ и развязки события. Чем интереснее будет событие, тем более захватывающим будет рассказ.

В зависимости от задачи и адресата, т. е. того, кому вы рассказываете, текст будет отличаться вступлением и самим изложением событий.

Доедая с маслом булку,

Братья шли по переулку.

Вдруг на них из закоулка

Пёс большой залаял гулко.

Сказал младший: «Вот напасть!

Хочет он на нас напасть.

Чтоб в беду нам не попасть,

Всё окончилось прекрасно.

Братьям сразу стало ясно,

Что на каждую прогулку

Надо брать с собою. булку.

Для того, чтобы сделать рассказ богаче по содержанию, можно использовать пословицы и поговорки. Например, если Вы пишете рассказ о зиме, то можно использовать:

Береги нос в большой мороз.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Готовь летом сани, а зимой телегу.

Спасибо, мороз, что снегу нанёс.

Давайте попробуем рассказать свою историю, используя сюжетные картинки.

На наших картинках будет изображена комическая ситуация, а это значит, что рассказ должен быть юмористическим, то есть изображающим героев в смешном виде или в смешной ситуации. Ведь смех заставляет задуматься над ситуацией, поведением человека.

– Так вот, дети, если бы кто-нибудь из вас был бы в Нью-Йорке, он бы увидел огромные многоэтажные дома, сотни несущихся вагонов трамвая, электричество, подъемные машины, и всё это – благодаря культуре. Благодаря тому, что пришли образованные люди. А знаете, сколько лет этому городу? Лет сто – полтораста – не больше!!

– А что было раньше там? – спросил Рюхин Андрей, выгибая натруженную работой спину так, что она громко затрещала: будто орехи кто-нибудь просыпал.

– Раньше? А вот вы сравните, что было раньше: раньше был непроходимый лес, перепутанный лианами. В лесу – разное дикое зверьё, пантеры, волки; лес переходил в дикие луга, по которым бродили огромные олени, бизоны, дикие лошади… Вот вы теперь и сравните, что лучше: дикие поля и леса со зверьём, индейцами, без домов и электричества или – широкие улицы, трамваи, электричество и полное отсутствие диких индейцев?!

Учительница одним духом выпалила эту тираду и победоносно оглядела всю свою команду: что, мол, съели?

– Вот видите, господа… И разберите сами: что лучше – культура или такое житьё? Ну, вот ты, Кругликов Капитон… Скажи ты: когда, значит, лучше жилось – тогда или теперь?

Кругликов Капитон встал и, после минутного колебания, пробубнил, как майский жук:

– Что?! Да ты сам посуди, чудак: раньше было плохо, никаких удобств, всюду звери, индейцы, а теперь дома, трамваи, подъёмные машины… Ну? Когда же лучше – тогда или теперь?

В этом рассказе автор использует неожиданную развязку. Учительница ожидала совсем другого ответа: ученики должны были сказать, что лучше сейчас, потому что есть электричество, широкие улицы, нет на них диких зверей.

Итак, одним из средств создания комического является неожиданная развязка.

Вошёл учитель, сел, равнодушно собрал все билеты и, аккуратно расправив, перетасовал их. Тихий стон прошёл по классу. Заволновались и заколыхались, как рожь под ветром.

‒ Госпожа Куксина! Пожалуйте сюда.

‒ Пожалуйста, госпожа Куксина. Что вы знаете о климате Германии?

‒ Климат Германии славится тем, что в нём нет большой разницы между климатом севера и климатом юга, потому что Германия, чем южнее, тем севернее.

Учитель приподнял бровь и внимательно посмотрел на Маничкин рот.

Подумал и прибавил:

‒ Вы ничего не знаете о климате Германии, госпожа Куксина…

Мы уже упоминали, что ещё одним из приёмов создания комического эффекта может стать забавная ситуация, в которую неожиданно попадают герои. В какой ситуации оказалась героиня этого рассказа? Маничка оказалась совсем не подготовленной к экзамену по географии, её ответы вызвали недоумение у учителя. Экзамен Маничка не сдала.

А теперь обратимся к нашим рисунками попробуем по ним написать рассказ. Конечно, рисунки не дают полного представления о том, почему всё так произошло. Мы можем только предположить.



Приблизительный план написания рассказа по сюжетным картинкам:

А) придумать заголовок;

Б) придумать завязку;

В) рассказать, как развивались события;

Г) показать, чем закончилась история;

Д) использовать различные средства создания комического.

Вот, что у нас получилось.

‒ Дайте, пожалуйста, один шарик, ‒ раздался голос за спиной продавца.

Обернувшись, он увидел маленькую девочку, протягивавшую ему сложенную пополам купюру. Продавец отвлёкся от своего занятия, присел на корточки и протянул свеженадутый шарик девочке:

Он взял у девочки её купюру и аккуратно сложил к себе в карман, встал, повернулся. И вдруг понял, что ни баллона, ни шариков нет на месте! Что? Как? Куда они могли деться? Кто их забрал?

Ошеломлённый, он начал вертеть головой по сторонам, вверх и вниз, пытаясь понять, что же случилось с шариками. Внезапно его взгляд задержался на чём-то почти что над самой его головой. Самые воздушные, самые аэродинамичные шарики медленно уплывали в небо, унося за собой баллон.

Какие же приёмы комического мы использовали в этом сочинении? Прежде всего, заглавие, отражающее несоответствие между тем, что произошло, и тем, как называется рассказ. Ну и, конечно же, сама ситуация забавна: шарики оказались настолько аэродинамичны, что подняли в воздух тяжёлый баллон.

Во всех нами рассмотренных примерах авторы используют диалог. Это нужно для того, чтобы сделать повествование более живым, лучше представить своих героев и ситуацию. Часто именно диалог помогает раскрыть комическую ситуацию.

Итак, чтобы написать интересный рассказ по картинкам, необходимо придумать начало (завязку), затем рассказать о том, что делают герои, и показать, чем закончилась эта история (концовка).

Теоретический материал для углубленного изучения

Композиция рассказа

1. Вступление (экспозиция) – указание места, времени и участников события.

2. Завязка – момент, с которого начинается событие.

3. Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии событий.

4. Развязка – заключительный момент действия.

Заключение – итог.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выберите синоним слова рассказ.

Разбор задания: синонимом слова рассказ будет слово история. Былина ‒ народная эпическая песня о богатырях.

Вчера весь день пролежал под диваном, даже похудел. Всё хотел одну такую штучку сочинить. Придумал ‒ и ужасно горжусь.

Примечание: фокстерьер – порода собаки.

По веранде ветер дикий

Гонит листья все быстрей.

Я весёлый фоксик Микки,

Самый умный из зверей!

Выберите заголовок для этого четверостишия:

Разбор задания:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Русский язык

Сочинение – рассказ по сюжетным рисункам

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

Анализ речевых ситуаций сюжетных картинок.

Определение цели рассказа, кульминационного эпизода, места описания героя сюжета, определение лица повествования.

Написания сочинения рассуждения по сюжетным картинкам с использованием приёмов создания комического.

Диалог ‒ (от греч. dialogos ‒ разговор, беседа) ‒ форма словесного выражения, основная для разговорного языка: разговор между двумя или несколькими лицами.

Гипербола (от греч. hyperbole ‒ преувеличение) ‒ художественное преувеличение свойств, размеров, количества, действий изображаемого явления.

Каламбур (франц. сalembour ‒ игра слов) ‒ игра слов, основанная на многозначности или звуковом сходстве слов.

Комическое (от греч. comois ‒ весёлая толпа) ‒ вид эстетической оценки изображаемого, смешное. В основе комического лежит какое-либо несоответствие.

Композиция – построение художественного произведения.

Кульминация – самый напряжённый момент развития сюжета.

Описание – форма словесного выражения содержания, изображение явления путём перечисления его признаков.

Повествование – форма словесного выражения содержания, рассказ о событиях.

Рассказ – повествование об одном, но важном событии (случае, происшествии, эпизоде) в жизни человека.

Сюжет – (от франц. sujet – предмет, содержание) – событие или цепь событий, изображенных в произведении.

Развитие действия – цепь эпизодов, предшествующих развязке.

Типы речи (формы словесного выражения) – способы употребления языка: устный и письменный, диалог и монолог, проза и стихи, повествование, описание и рассуждение.

Юмор (анг. humour ‒ нрав, настроение) ‒ изображение героев и явлений жизни в смешном виде.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2-х ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 104; 191 с.

Дополнительная литература:

1. Тростенцова Л. А. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, М. М. Стракевич. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с.

2. Ерохина Е. Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: ко всем действующим учебникам – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2013. – 95 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вспомним, что мы знаем о рассказе. В центре повествования – обычно одно отдельное событие (случай, происшествие, эпизод). У рассказа есть свои характерные признаки в построении. Рассказ состоит из завязки ‒ события, с которого начинается действие, непосредственно развития действия, кульминации – самого напряжённого момента развития ‒ и развязки события. Чем интереснее будет событие, тем более захватывающим будет рассказ.

В зависимости от задачи и адресата, т. е. того, кому вы рассказываете, текст будет отличаться вступлением и самим изложением событий.

Доедая с маслом булку,

Братья шли по переулку.

Вдруг на них из закоулка

Пёс большой залаял гулко.

Сказал младший: «Вот напасть!

Хочет он на нас напасть.

Чтоб в беду нам не попасть,

Всё окончилось прекрасно.

Братьям сразу стало ясно,

Что на каждую прогулку

Надо брать с собою. булку.

Для того, чтобы сделать рассказ богаче по содержанию, можно использовать пословицы и поговорки. Например, если Вы пишете рассказ о зиме, то можно использовать:

Береги нос в большой мороз.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Готовь летом сани, а зимой телегу.

Спасибо, мороз, что снегу нанёс.

Давайте попробуем рассказать свою историю, используя сюжетные картинки.

На наших картинках будет изображена комическая ситуация, а это значит, что рассказ должен быть юмористическим, то есть изображающим героев в смешном виде или в смешной ситуации. Ведь смех заставляет задуматься над ситуацией, поведением человека.

– Так вот, дети, если бы кто-нибудь из вас был бы в Нью-Йорке, он бы увидел огромные многоэтажные дома, сотни несущихся вагонов трамвая, электричество, подъемные машины, и всё это – благодаря культуре. Благодаря тому, что пришли образованные люди. А знаете, сколько лет этому городу? Лет сто – полтораста – не больше!!

– А что было раньше там? – спросил Рюхин Андрей, выгибая натруженную работой спину так, что она громко затрещала: будто орехи кто-нибудь просыпал.

– Раньше? А вот вы сравните, что было раньше: раньше был непроходимый лес, перепутанный лианами. В лесу – разное дикое зверьё, пантеры, волки; лес переходил в дикие луга, по которым бродили огромные олени, бизоны, дикие лошади… Вот вы теперь и сравните, что лучше: дикие поля и леса со зверьём, индейцами, без домов и электричества или – широкие улицы, трамваи, электричество и полное отсутствие диких индейцев?!

Учительница одним духом выпалила эту тираду и победоносно оглядела всю свою команду: что, мол, съели?

– Вот видите, господа… И разберите сами: что лучше – культура или такое житьё? Ну, вот ты, Кругликов Капитон… Скажи ты: когда, значит, лучше жилось – тогда или теперь?

Кругликов Капитон встал и, после минутного колебания, пробубнил, как майский жук:

– Тогда лучже.

– Что?! Да ты сам посуди, чудак: раньше было плохо, никаких удобств, всюду звери, индейцы, а теперь дома, трамваи, подъёмные машины… Ну? Когда же лучше – тогда или теперь?

В этом рассказе автор использует неожиданную развязку. Учительница ожидала совсем другого ответа: ученики должны были сказать, что лучше сейчас, потому что есть электричество, широкие улицы, нет на них диких зверей.

Итак, одним из средств создания комического является неожиданная развязка.

Вошёл учитель, сел, равнодушно собрал все билеты и, аккуратно расправив, перетасовал их. Тихий стон прошёл по классу. Заволновались и заколыхались, как рожь под ветром.

‒ Госпожа Куксина! Пожалуйте сюда.

‒ Пожалуйста, госпожа Куксина. Что вы знаете о климате Германии?

‒ Климат Германии славится тем, что в нём нет большой разницы между климатом севера и климатом юга, потому что Германия, чем южнее, тем севернее.

Учитель приподнял бровь и внимательно посмотрел на Маничкин рот.

Подумал и прибавил:

‒ Вы ничего не знаете о климате Германии, госпожа Куксина…

Мы уже упоминали, что ещё одним из приёмов создания комического эффекта может стать забавная ситуация, в которую неожиданно попадают герои. В какой ситуации оказалась героиня этого рассказа? Маничка оказалась совсем не подготовленной к экзамену по географии, её ответы вызвали недоумение у учителя. Экзамен Маничка не сдала.

А теперь обратимся к нашим рисунками попробуем по ним написать рассказ. Конечно, рисунки не дают полного представления о том, почему всё так произошло. Мы можем только предположить.

Приблизительный план написания рассказа по сюжетным картинкам:

А) придумать заголовок;

Б) придумать завязку;

В) рассказать, как развивались события;

Г) показать, чем закончилась история;

Д) использовать различные средства создания комического.

Вот, что у нас получилось.

‒ Дайте, пожалуйста, один шарик, ‒ раздался голос за спиной продавца.

Обернувшись, он увидел маленькую девочку, протягивавшую ему сложенную пополам купюру. Продавец отвлёкся от своего занятия, присел на корточки и протянул свеженадутый шарик девочке:

Он взял у девочки её купюру и аккуратно сложил к себе в карман, встал, повернулся. И вдруг понял, что ни баллона, ни шариков нет на месте! Что? Как? Куда они могли деться? Кто их забрал?

Ошеломлённый, он начал вертеть головой по сторонам, вверх и вниз, пытаясь понять, что же случилось с шариками. Внезапно его взгляд задержался на чём-то почти что над самой его головой. Самые воздушные, самые аэродинамичные шарики медленно уплывали в небо, унося за собой баллон.

Какие же приёмы комического мы использовали в этом сочинении? Прежде всего, заглавие, отражающее несоответствие между тем, что произошло, и тем, как называется рассказ. Ну и, конечно же, сама ситуация забавна: шарики оказались настолько аэродинамичны, что подняли в воздух тяжёлый баллон.

Во всех нами рассмотренных примерах авторы используют диалог. Это нужно для того, чтобы сделать повествование более живым, лучше представить своих героев и ситуацию. Часто именно диалог помогает раскрыть комическую ситуацию.

Итак, чтобы написать интересный рассказ по картинкам, необходимо придумать начало (завязку), затем рассказать о том, что делают герои, и показать, чем закончилась эта история (концовка).

Теоретический материал для углубленного изучения

Композиция рассказа

1. Вступление (экспозиция) – указание места, времени и участников события.

2. Завязка – момент, с которого начинается событие.

3. Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии событий.

4. Развязка – заключительный момент действия.

Заключение – итог.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выберите синоним слова рассказ.

Разбор задания: синонимом слова рассказ будет слово история. Былина ‒ народная эпическая песня о богатырях.

Вчера весь день пролежал под диваном, даже похудел. Всё хотел одну такую штучку сочинить. Придумал ‒ и ужасно горжусь.

Примечание: фокстерьер – порода собаки.

По веранде ветер дикий

Гонит листья все быстрей.

Я весёлый фоксик Микки,

Самый умный из зверей!

Выберите заголовок для этого четверостишия:

Разбор задания:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание Используйте 1) один из текстов в качестве вступления, 2) содержание рисунков, 3) в заключении пословицу "Легко хвалиться, легко и свалиться." Вступления: 1. Вы не знаете нашего Стёпку? Хвастун он страшный. -Я вчера за полчаса все дрова переколол,- сказал Стёпка однажды. - Когда ты научился?- спрашиваем мы. - А я давно умею,- отвечает он. - Тогда покажи, а мы посмотрим, как это у тебя получается.

2 . Смотрел я, как отец дрова колет, и подумал: "И я смогу, Что тут уметь? Взмахнёшь посильней топором- раз! - и готово!" И вот однажды.

Бр..вно п..лено, п..ленья п..ленница др..ва

п..лено, п..ленья п..ленница

 ДРОВА - лес, срубленный для топлива в чурбанах, в плахах или в поленьях, а мелкие дровишки хворостом. Дровища ныне вздорожали. Дровец не хватает. В. И Даль. Толковый словарь живого великорусского языка ДРОВА, дров, -ам; мн. Распиленные и обычно расколотые на поленья деревья, идущие на топливо. Берёзовые дрова. Сухие дрова. Вязанка дров. Наколоть дров. ◊ Кто в лес, кто по дрова. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех

ДРОВА - лес, срубленный для топлива в чурбанах, в плахах или в поленьях, а мелкие дровишки хворостом. Дровища ныне вздорожали. Дровец не хватает.

В. И Даль. Толковый словарь живого великорусского языка

  • ДРОВА, дров, -ам; мн. Распиленные и обычно расколотые на поленья деревья, идущие на топливо. Берёзовые дрова. Сухие дрова. Вязанка дров. Наколоть дров. ◊ Кто в лес, кто по дрова.
  • Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех

Кол..т дрова (колоть)

Руб..т дрова (рубить)

 1. Если чурку (чурак, чурбан, чурбашок, чурбанчик, чурбак - короткий обрубок бревна, жерди ) на поленья – то колоть. 2. Кол ю т , а не колят (хоть уколы, хоть дрова). ЧЕМ? 3. Как правило, специальным инструментом, именуемым колуном. 4. Другие операции с дровами (за исключением пункта 1) обычно выполняются пилой и топором – тогда, соответственно, пил я т и руб я т.

1. Если чурку (чурак, чурбан, чурбашок, чурбанчик, чурбак - короткий обрубок бревна, жерди ) на поленья – то колоть.

2. Кол ю т , а не колят (хоть уколы, хоть дрова).

3. Как правило, специальным инструментом, именуемым колуном.

4. Другие операции с дровами (за исключением пункта 1) обычно выполняются пилой и топором – тогда, соответственно, пил я т и руб я т.

Урок второй. Составление плана рассказа. Создание рабочего материала. Редактирование черновика


-80%


I. Вы не знаете нашего Стёпу? 4 Хвастун он страшный.

— Я вчера за полчаса все дрова переколол, — сказал Стёпа однажды.

— Когда ты 2 научился? — спрашиваем мы.

— А я давно умею, — отвечает он.

— Тогда покажи, а мы посмотрим, как это у тебя получается…

Стёпа дрова колет

И вот однажды я поехал к дедушке с бабушкой в деревню. На дворе стояла зима. Дедушка хотел пойти во двор и наколоть дров, но я вызвался сам выполнить эту, на мой взгляд, нетрудную работу. В сарае нашёл топор и взял его двумя руками. Размахнувшись, чтобы ударить по бревну, я попал себе по носу так, что зазвенело в ушах.

Вы не знаете нашего Стёпу? 4
~~~~~ ––––––

Читайте также: