Сочинение по картине широкова друзья урок 7 класс
Обновлено: 19.05.2024
5 Беседа по вопросам: – Как вы считаете, почему художник так назвал свою картину? – Как вы считаете, почему художник так назвал свою картину? – Что значит по-вашему дружба, друзья? – Что значит по-вашему дружба, друзья?
6 – В толковом словаре Ожегова читаем: – В толковом словаре Ожегова читаем: «Друг – 1) тот, кто связан с кем-нибудь дружбой; «Друг – 1) тот, кто связан с кем-нибудь дружбой; 2) сторонник, защитник кого- нибудь или чего-нибудь. 2) сторонник, защитник кого- нибудь или чего-нибудь. Старый друг лучше новых двух. (Пословица.) Старый друг лучше новых двух. (Пословица.) Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
7 – Каким настроением проникнуты персонажи картины? – Каким настроением проникнуты персонажи картины? – Какие жесты, выражение лица, глаза мальчика говорят о том, что он огорчен? – Какие жесты, выражение лица, глаза мальчика говорят о том, что он огорчен? – Что могло произойти до того момента, который изображен на картине? – Что могло произойти до того момента, который изображен на картине? – Какое настроение возникло у вас при рассматривании картины? Почему? – Какое настроение возникло у вас при рассматривании картины? Почему?
8 Мальчик Средства художественной выразительности ЛицоГлаза Грустное, открытое, доброе, смуглое, худощавое Задумчивые, опущенный вниз взгляд, глядящие с любовью ПозаОдежда Сидит, подогнув под себя ногу; гладит собаку Спокойных тонов, сине-серая
9 – А каким вам видится четвероногий друг мальчика? Опишите собаку. – А каким вам видится четвероногий друг мальчика? Опишите собаку. – Какие тона, краски использовал художник, чтобы создать определенное настроение? – Какие тона, краски использовал художник, чтобы создать определенное настроение? – Напишите рассказ от имени мальчика (можно и от своего имени). Сколько частей будет в вашем сочинении? – Напишите рассказ от имени мальчика (можно и от своего имени). Сколько частей будет в вашем сочинении? – О чем вы напишете в первой части? Во второй? В третьей? – О чем вы напишете в первой части? Во второй? В третьей? – Описанию чего вы уделите особое внимание? – Описанию чего вы уделите особое внимание?
10 Составление плана сочинения. Составление плана сочинения. Написание чернового варианта сочинения. Написание чернового варианта сочинения. Проверка и правка. Проверка и правка. Запись в тетрадь. Запись в тетрадь.
Произведения Широкова хранятся более чем в 15 музеях России, в том числе в главной сокровищнице национального искусства - Государственной Третьяковской галерее. Есть его работы и в частных собраниях России и за рубежом.
II . Работа по новой теме. Подготовка к сочинению (беседа).
1. Слово учителя.
Давайте вспомним, что такое репродукция? ( Репродукция - Воспроизведение картин, рисунков путем фотографии. Репродукция-картина, рисунок, воспроизведённый типографическим способом. Альбом с репродукциями картин известных художников.)
Возможно, трудную минуту пришлось пережить героям картины Широкова.
Внимательно рассмотрите репродукцию.
2. Беседа по картине.
– Как вы считаете, почему художник так назвал свою картину?
– Что значит по-вашему дружба, друзья?
– В толковом словаре Ожегова читаем:
«Друг – 1) тот, кто связан с кем-нибудь дружбой;
2) сторонник, защитник кого-нибудь или чего-нибудь.
Старый друг лучше новых двух. (Пословица.)
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Учитель . Вспомните, какие пословицы о дружбе и друзьях вы знаете?
Старый друг лучше новых двух.
Без друга в жизни туго.
Без друга на сердце вьюга.
Верному другу цены нет.
Дружба не гриб, в лесу не найдешь.
Друга ищи, а найдешь – береги.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Человек без друзей – что дерево без корней.
Друга иметь – себя не жалеть.
Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга.
Каким настроением проникнуты персонажи картины? (Настроением грусти, печали)
Какие жесты, выражение лица, глаза мальчика говорят о том, что он огорчён? (Глаза)
Какие тона использовал художник, чтобы создать определённое настроение?
(сине-серые, холодные тона)
На уроках ИЗО вы это изучали .Какие это тона? (Холодные)
Что могло произойти до того момента, который изображен на картине?
-Какое настроение возникло у вас при рассматривании картины? Почему?
-Пожалуй, такое лицо, взгляд, глаза никого не могут оставить равнодушными.
Учитель Глаза – зеркало души.
Глаза – самая выразительная деталь на лице. Но не цвет и форма обычно интересуют нас, а глубинная наполненность глаз, их выражение.
О красоте таких человеческих лиц Н.А.Заболоцкий даже стихотворение написал, осудив равнодушие, черствость, злобу.
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
-Вот сколько увидел Николай Заболоцкий, вглядываясь в лица! Согласны ли вы с автором, что по лицам можно многое прочесть?
-Каким будет ваш текст по типу речи? Почему? (Описание)
-Кого будете описывать? (Мальчика и собаку)
-Чтобы глубже передать содержание картины, необходимо выразить свои мысли по проблеме любви и поддержки между человеком и собакой. Какой по типу речи будет эта часть сочинения? (Рассуждение).
-Сколько частей будет в вашем сочинении?
Запишите краткийплан.
II .Основная часть:
III . Вывод – рассуждение о значении дружбы в жизни людей и животных.
4. Работа по картине.
О чем нам может рассказать лицо мальчика с картины Е. Широкова?
Вспомните план описания внешности человека. Составьте таблицу.
(Лицо, глаза, поза, одежда)
О чем нам может рассказать лицо мальчика с картины Е.Широкова?
Лицо: грустное, открытое, доброе, смуглое, худощавое.
Глаза: задумчивые, опущенный вниз взгляд, глядящие с любовью, печальные.
Поза: сидит, подогнув под себя ногу; гладит собаку.
Одежда: спокойных тонов, сине-серая.
Чувства: одиноко, доверяет тайны, с любовью.
-А каким вам видится четвероногий друг мальчика? Опишите собаку.
Порода: гладкая шерсть, черный окрас,
Поза: лежит, положив голову на лапы.
Глаза: грустные, добрые.
-Описанию чего вы уделите особое внимание?
(Взаимоотношениям между человеком и собакой)
-Какие произведения художественной литературы вы прочитали по данной теме? Приведите примеры верности собаки человеку и используйте их в своем сочинении.
Какие тона, краски использовал художник, чтобы создать определенное настроение?
– Напишите рассказ от имени мальчика (можно и от своего имени) или сочинение от имени друга мальчика (вы зашли в комнату и увидели своего друга огорчённым; опишите, как он выглядел в тот момент; расскажите о том, что его расстроило) или просто опишите картину.
Описанию чего вы уделите особое внимание?
- дать понятие о композиции картины как одном из средств выражения замысла художника.
Мультимедийная презентация к уроку, опорный конспект.
Рассказ о художнике
Для произведений Е. Широкова характерна мощная пластика, продуманность, прочувствованность, глубина психологических характеристик. Слайд 3
О том, что у собаки и человека отношения особые, и говорить не стоит. Сколько фильмов снято про мальчиков и собак! Но они не идут ни в какое сравнение с полотном Широкова, с его реалистичностью и необычностью. Художник на подсознательном уровне пытается донести до нас, что животное может выслушать и облегчить страдания, всегда будет рядом и никогда не предаст.
Беседа по картине: (ведём черновик с основными тезисами, выбираем главное)
- Кто изображён на полотне?
На картине мальчик из 20 века, одетый в синюю футболку, тёмно-синие штаны и сандалии.
Свою собаку он просто обожает, да и она в восторге от прикосновений хозяина и его присутствия. Чёрная лоснящаяся шерсть, ухоженная, словно шёлковая, передаёт всю любовь мальчика к домашнему животному. Его породу сложно назвать, но это не так важно, ведь глядя в его умные глаза, мы замечаем, что помимо красоты они светятся умом и здоровьем.
А ещё у этого животного очень забавные лапки, словно одеты в элегантные белые носочки. Голова, лежащая на них, занимает практически весь передний план картины. В добрых глазах-бусинках читается понимание проблем его ближайшего друга. Одно ухо приподнято, видно, что животное внимательно слушает мальчика, стараясь не пропустить ни одного его слова.
- Можем ли мы понять по внешнему виду мальчика, какое у него настроение?
- Что изображено на заднем плане картины?
Примечательно, что задний фон картины художник чётко не выписывает. Размытые стены – вот то, что окружает друзей. Но если посмотреть, на чём они сидят, то зрители нисколько не удивятся. Это собачья подстилка. Не кровать, не пол, и не кресло. Скорее всего, животное даже и не знало об обидах, а мальчик пришёл именно к нему, ведь только с ним вместе и на его территории он чувствует себя уверенно и спокойно.
- Можно ли цветом передать чувства и эмоции?
Красно-коричневый собачий коврик и жёлтый пол на фоне образов главных героев, выполненных тёмными красками, кажутся несколько неуместными. Но Широков не был бы Широковым, если не достиг гармонии. Зритель не просто видит грусть – он её ощущает, и, в первую очередь, благодаря колористическим решениям произведения.
Холодные тона красок, используемые художником, выполняют ещё одну функцию – они становятся контрастом для тёплых душевных человеческих чувств.
- Удалось ли художнику передать основную мысль своего полотна, что человек и животное тоже могут быть друзьями?
Удивительно, но друзья на картине здесь не люди. Дружба, показанная Широковым, уникальна. Она заключается в единстве душ, умении любить и быть преданным. Собаке и мальчику даже не нужно разговаривать – им важно уметь слушать сердце своего друга. Возможно, мальчик на картине не нашёл среди людей такого же преданного и честного друга, которого обрёл в лице пса. Такое потрясающее родство душ не может не активизировать все самые тёплые чувства зрителей.
Работа достойна восхищения хотя бы потому, что Широкову удалось передать не просто позы героев, а самое важное в человеческом мире – эмоции. Видно, что художник вложил всю свою любовь в каждый мазок кисти, все свои воспоминания из детства, и всю свою любовь к животным.
Примерный план сочинения: Слайд 6
Автор: Иванова Ольга Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Школа №2"
Населённый пункт: города Семёнова Нижегородской области
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: урок русского языка в 7 классе Сочинение-рассуждение с элементами описания о дружбе человека и собаки по картине Е.Широкова "Друзья"
Раздел: среднее образование
урока
:
I
.
Организационный
момент
: Здравствуйте, ребята!
Слайд 2
элементом описания
.(записываем в черновик) (Структурные элементы текста-рассуждения представлены в наглядном пособии на доске: проблема, тезис, аргументы, вывод)
Слайд 4
Эпиграф урока:
Лучшее
,
что
человека
–
это
собака
.
Дайан
Джессап
.
II
.
Введение
узнаем подробнее о его творчестве, а помогут нам сегодня наши искусствоведы
-Илья и Надя.
Евгений Николаевич Широков
Народный художник СССР (1986), яркий мастер русского реалистического искусства. Родился в 1931 году в городе Касли Челябинской области, с двенадцати лет начал работать на всемирно известном заводе художественного литья. Раннее трудовое взросление развило способности понимать жизнь и людей. Учился в Свердловском художественном училище, а затем в Ленинградском, где он приобрел необходимые навыки и знания. Местом жизни и работы Широков избрал город Пермь (1958). Произведения Широкова хранятся более чем в 15 музеях России, в том числе в главной сокровищнице национального искусства- Государственной Третьяковской галерее. Есть его работы и в частных собраниях России и за рубежом. Неповторимое слово он сказал именно в портретах. Их отличает крупный формат, обобщенная манера письма, широкие цветовые планы. Подобный характер живописи выводил образ, укрупнял его, придавал символическое звучание. Его работы наполнены верой в человека, в его способность созидать, делать жизнь светлее и лучше. Художник убежден, что творчество возвышает человека, делает его творцом истории. Герои на этих полотнах представлены людьми, живущими своим призванием. Спасибо, ребята, за чудесно подготовленный рассказ.
Слайд 17
Слайд 21
-Давайте рассмотрим, какие могут быть источники описания внешности.
Слайд 22
Внимание, небольшая физкультминутка. Встаньте и приготовьтесь. Задание, следующее: соотнесите темы сочинений с источниками описания внешности, для этого вы должны 1) хлопнуть в ладоши такое количество раз, под каким номером стоит правильный вариант ответа(4) 2) сделать наклоны вперед(1) 3) сделать вращение головы(5) 4) прыгнуть на месте(2) 5) сделать наклоны в стороны(3) Проверьте себя. -Давайте, ребята, теперь попробуем описать картину, для этого мы заполним с вами таблицу, которая находится в ваших черновиках.
Слайд 23
Словарная работа:
Составим таблицу ключевых слов, которая нам поможет описать героев
Мальчик
лет пятнадцати,
тёмные волосы,
синяя футболка,
тёмные брюки,
дружественный
заботливый взгляд
чёрного цвета,
умные глаза
серые стены,
задания
Рассказать о дружбе со своим домашним питомцем ( 4 ученика Пайкова, Бочкарев, Лукашова, Цветкова)
V
.
ВСТУПЛЕНИЕ
.
Формулирование
сочинения
:
Слайд 33
Слайд 35
Картина Е.Н. Широкова для нас будет
аргументом (доказательством)
в раскрытии этой темы. И не только картина…
Ребята мы с вами много читали о собаках , некоторые литературные герои
увековечены памятниками.
Слайд 36
-Скажите, кто преданнее в этой дружбе, кто проявляет больше любви и искренности, человек или собака? (Конечно, собака)
Слайд 37
Все эти литературные примеры дружбы или взаимодействия человека и собаки вы можете использовать в своём сочинении-рассуждении в качестве аргументов (доказательств) выше приведённого тезиса.
VII
.
ВЫВОД
.
Формулирование
заключительной
сочинения
(
коллективное
):
Слайд 41
План
: I.Вступление (О художнике и его картине) II. Основная часть: 1) Сюжет и тема картины (описание); 2) Тезис на тему картины (Лучшее, что есть у человека – это собака); 3) Аргументы (сюжет картины, сюжет литературного произведения, жизненный пример) III.Заключение (вывод).
Слайд 42
IX
.
Подведение
урока
: С каким настроением вы приступите к написанию сочинения? Чувствуете ли вы вдохновение? Тронула ли вас тема предстоящего сочинения? Хочется надеяться, что тронула. Тема дружбы и любви к братьям нашим меньшим не должна никого оставлять равнодушным. Кого вы считаете сегодня за работу на уроке мы должны оценить?
X
.
Домашнее
действие
Тезис:________________________________________________________________________________ Аргументы(доказательства):______________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ Вывод: (используй выраженияя уверен (а), мне кажется, я считаю, я думаю и др.)___________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _Используй пословицу:___________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ План сочинения: I.Вступление_________________________________ II.Основная часть: 1)___________________________________________ 2)___________________________________________ 3)___________________________________________ _____________________________________________ III. Заключение________________________________
Читайте также: