Сочинение по картине серебряковой за завтраком презентация

Обновлено: 05.07.2024

В жизни каждой семьи есть свои традиции, те обычаи, которыми определяются установившиеся порядки в поведении, в быту. В семье русской художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, жившей в начале 20 века, тоже были свои традиции. (слайд № 2) Об одной из них и пойдет речь на нашем уроке. Сегодня мы обратимся к одной из самых известных картин З. Серебряковой "За завтраком", созданной в 1914 году. (слайд№ 3)

О какой традиции идет речь на этом художественном полотне? (Наверно, когда вся семья собирается на завтрак)

Верно. Раньше в дворянских семьях было принято во время завтрака, обеда, ужина собираться всей семьей. В столовой комнате сервировали стол для трапезы (приёма пищи). Взрослые и дети переодевались к обеду и ужину, спускались к столу.

Задача нашего урока не только описать картину-портрет и изображённых на ней героев, но и произвести их сравнительную характеристику.

Что же такое сравнение и сравнительная характеристика?

Сравнение - одна из разновидностей рассуждения, где необходимо установить сходство и различие между объектами.

Сравнительная характеристика - выявление сходных и различных особенностей в характере, внешности, речи, деятельности сравниваемых людей или героев художественного произведения. (слайд № 4)

2. Беседа по картине (по ходу беседы ученики делают записи в черновиках) (слайд № 5)

1. Как вы считаете, родные ли люди изображены на картине? (Да, это родные люди.Это дети художницы.)

2. По каким признакам вы определили, что это родные?( Дети очень похожи, особенно девочка и мальчик, которые изображены на переднем плане.У них практически одинаков цвет глаз, овал лица.)

3. Что объединяет этих детей? (Это одна семья и в данный момент их объединяет то, что они собрались все вместе позавтракать)

4. На полотне группа людей (детей) - несколько человек, сидящих близко друг к другу, вместе. Картина выполнена в жанре группового портрета. Что же такое групповой портрет?

Групповой портрет - вид портрета, на котором изображено три и более персонажей, находящихся в одной обстановке, связанных единством действия.

Как мы видим, на картине изображено трое детей, в столовой комнате их дома, связанных единым действием - они завтракают.(слайд № 6)

5. Судя по картине, какая атмосфера царит в семье?(слайд № 7)(Хорошая, дружелюбная атмосфера. Здесь царит мир. Это видно по выражению лиц детей. Скорее всего, все хорошо относятся друг к другу, а детей в семье очень любят. И дети не ссорятся между собой).

6. Кто из детей старше? ( Наверно, мальчик, который изображён на заднем плане картины.Он пьёт воду и не обращает внимания на то, что так заинтересовало его брата и сестру).

7. Опишите этого мальчика.(слайд № 8) (Тонкие черты лица, прямой нос, тёмно-русые волосы, брови, тонкой дугой пролегающие над глазами. Небольшой румянец на щеках освежает его бледное лицо. Он опустил глаза, и нам трудно сказать о том, каково его выражение глаз, и мы не модем определить характер этого мальчика. Он серьёзен и сосредоточен. Его лицо немного грустное.)

8. А теперь посмотрите на второго мальчика.(слайд № 9) Чем он отличается от старшего? (Более общительный. Оторвался от обеда, обернулся и внимательно смотрит на нас. Его что-то заинтересовало. Первое, что бросается в его внешнем облике, - это большие, тёмно-карие, выразительные глаза, очерченные густыми ресницами. Видно, что он любознательный.)

9. А их младшая сестра? (слайд № 10) Что отличает её от братьев? Опишите внешность девочки. (Она тоже внимательна, смотрит на нас. Она так увлеклась, что даже положила руку на тарелку. У неё открытое лицо, огромные карие глаза. Одна из бровей немного вздёрнута, что также говорит об интересе девочки к происходящему. Но в то же время она серьёзна. Небольшой носик, на щечках яркий румянец. Маленький ротик с тонкими алыми губами. На девочке красивое, нарядное платье тёмно-синего цвета и белый фартук, украшенный кружевами, будто она специально готовилась к тому, что её будут рисовать, это отличает её от братьев).

Младший брат и девочка Старший мальчик
Поза Повернули голову к зрителю, сидят в пол-оборота, мальчик держит ложку, а девочка положила руку на тарелку, другой держится за стул Голова наклонена чуть влево, в руках держит стакан с водой, подносит его к губам, локти положил на стол
Лицо Тонкие черты лица, выразительное, яркое Бледное, правильные черты
Глаза Карие, большие, широко раскрыты, живые, блестящие Прищуренные, опущены вниз
Взгляд Обращен к зрителю, внимательный, выразительный, любознательный Отсутствующий, сосредоточенный на своём действии
Нос Маленький, курносый Прямой, острый, средний по величине
Рот, губы Изящный, маленький, "бантиком"; яркие, алые Небольшой; тонкие, ярко-красные, вытянуты "ниточкой"
Волосы Каштановые, прямые, непослушные Русые, короткие, аккуратно уложены
Характер Добрый, покладистый Мечтательный
Одежда Темно-синее платье и белый, с кружевами фартук; темно-синяя в тонкую белую полоску рубашка Тёмно-синяя домашняя рубашка

10. Почему младшие дети так внимательно смотрят на зрителя? (Первое предположение - позируют художнице, второе - пришёл папа, и они смотрят на него).

3. Словарно-орфографическая работа

  • мирная сцена (спокойная, налаженная жизнь);
  • активное состояние детей (их неподвижность, различные действия);

Вставьте пропущенные буквы в слова(слайд №13): жёлтый кувшин, суповая миска, очаровательныедети, белоснежная скатерть, домашняя традиция

Задание на дом: написать сочинение-описание сравнительного характера по картине-портрету З.Е Серебряковой "За завтраком".

- Кто самый младший из ребят? Посмотрите на стул, на котором сидит Тата. Что вы видите ?

Почему Тате положили подушечку? - Обратите внимание на жест Таты. О чём он говорит?

Что делает Женя? Как вы думаете, почему? А что можно сказать про Шуру? На кого из детей (на Женю или на Тату) он похож?

Какая атмосфера царит в семье ?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Сочинение по картине"

Данная презентация подготовлена мной для урока развития речи в 4 классе по УМК "Школа РОссии" к сочинению по картине К.Ф. Юона "Волшебница зима".


Презентация к уроку русского языка 3 класс "Составление связанного текста из деформированных предложений "Белка"

Презентация к уроку русского языка 3 класс "Составление связанного текста из деформированных предложений "Белка" по рассказам В.Бианки.


презентация для урока русского языка во 2 классе "Сочинение по картине С. А. Тутунова Зима пришла. Детство"

Презентация для работы по развитию речи.


Конспект урока по русскому языку по теме:"Составление рассказа по картине И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка"

"Составление рассказа по картине И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка".

к уроку русского языка на тему: Составление рассказа по репродукции картины "Золотая осень" И.Остроухова, 2 класс

Презентация к уроку русский язык составлена в соответствии с этапами урока. К каждому этапу подобраны задания, позволяющие решать поставленные задачи.


Цели деятельности учителя: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинокПланируемые результатыПредметные:знать: как составлять рассказ с опорой на серию .


Цели деятельности учителя: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинокПланируемые результатыПредметные:знать: как составлять рассказ с опорой на серию .

4 Сравнение – одна из разновидностей рассуждения, где необходимо установить сходство и различие между объектами. Сравнительная характеристика – выявление сходных и различных особенностей в характере, внешности, речи, деятельности сравниваемых людей или героев художественного произведения.

6 Групповой портрет – вид портрета, на котором изображено три и более персонажей, находящихся в одной обстановке, связанных единством действия. трое детей столовая комната завтракают

8 Тонкие черты лица, прямой нос, тёмно-русые волосы, брови, тонкой дугой пролегающие над глазами. Небольшой румянец на щеках освежает его бледное лицо. Он опустил глаза, и нам трудно сказать о том, каково его выражение глаз, и мы не можем определить характер этого мальчика. Он серьёзен и сосредоточен. Его лицо немного грустное.

9 Оторвался от обеда, обернулся и внимательно смотрит на нас. Его что-то заинтересовало. Первое, что бросается в его внешнем облике, - это большие, тёмно- карие, выразительные глаза, очерченные густыми ресницами. Видно, что он любознательный.

10 Она тоже внимательна, смотрит на нас. Она так увлеклась, что даже положила руку на тарелку. У неё открытое лицо, огромные карие глаза. Одна из бровей немного вздёрнута. На девочке красивое, нарядное платье тёмно- синего цвета и белый фартук, украшенный кружевами.

11 Младший брат и девочка Старший мальчик Поза Лицо Глаза Взгляд Повернули голову, держит ложку, положила руку, держится за стул Локти положил, держит стакан, подносит его, голова наклонена Тонкие черты лица, выразительное, яркое Бледное, правильные черты Карие,раскрыты,живые Прищуренные Выразительный, любознательный Отсутствующий, сосредоточенный на своём действии

13 Как вы понимаете следующие словосочетания: -мирная сцена; -активное состояние детей. 12

14 Вставьте пропущенные буквы в слова: ж..лтый кувшин,суп..вая миска, оч..ровательные дети,б..лоснежная скатерть, д..машняя традиция. ёо а е о

15 Спокойная, налаженная жизнь.

16 Их неподвижность, различные действия.

Сравнение – одна из разновидностей рассуждения, где необходимо установить сходство и различие между объектами. Сравнительная характеристика – выявление сходных и различных особенностей в характере, внешности, речи, деятельности сравниваемых людей или героев художественного произведения.

Слайд 5

Слайд 6

Групповой портрет – вид портрета, на котором изображено три и более персонажей, находящихся в одной обстановке, связанных единством действия. трое детей столовая комната завтракают

Слайд 7

Слайд 8

Тонкие черты лица, прямой нос, тёмно-русые волосы, брови, тонкой дугой пролегающие над глазами. Небольшой румянец на щеках освежает его бледное лицо. Он опустил глаза, и нам трудно сказать о том, каково его выражение глаз, и мы не можем определить характер этого мальчика. Он серьёзен и сосредоточен. Его лицо немного грустное.

Слайд 9

Оторвался от обеда, обернулся и внимательно смотрит на нас. Его что-то заинтересовало. Первое, что бросается в его внешнем облике, - это большие, тёмно-карие, выразительные глаза, очерченные густыми ресницами. Видно, что он любознательный.

Слайд 10

Она тоже внимательна, смотрит на нас. Она так увлеклась, что даже положила руку на тарелку. У неё открытое лицо, огромные карие глаза. Одна из бровей немного вздёрнута. На девочке красивое, нарядное платье тёмно-синего цвета и белый фартук, украшенный кружевами.

Слайд 11

Младший брат и девочка Старший мальчик
Поза
Лицо
Глаза
Взгляд
Повернули голову, держит ложку, положила руку, держится за стул
Локти положил, держит стакан, подносит его, голова наклонена
Тонкие черты лица, выразительное, яркое
Бледное, правильные черты
Карие,раскрыты,живые
Прищуренные
Выразительный, любознательный
Отсутствующий, сосредоточенный на своём действии

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Вставьте пропущенные буквы в слова: ж..лтый кувшин,суп..вая миска, оч..ровательные дети,б..лоснежная скатерть, д..машняя традиция.

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация предназначена для наглядного сопровождения урока русского языка во 2 классе по программе ФГОС Школа России. Тема урока: написание сочинения по картине Зинаиды Серебряковой "За обедом". Содержит справочную информацию. Чётко структурирована по этапам написания сочинения: краткая биография художницы, приём ТРИЗ "подзорная труба" и "Копилка", орфограммы, части текста, примерное наполнение сочинения.

Сочинение по картине

Подготовила Сидненко В.В.

учитель начальных классов

Зинаида Серебрякова родилась 10 декабря 1884г. Свой художественный дар вероятно унаследовала от матери, которая также была очень талантливой художницей. Много путешествовала, жила за границей: Италия, Франция, Марокко… У художницы было четверо детей: самый старший Евгений (Женя), Александр (Шурик), Татьяна (Тата) и Екатерина.

Зинаида Серебрякова родилась 10 декабря 1884г. Свой художественный дар вероятно унаследовала от матери, которая также была очень талантливой художницей. Много путешествовала, жила за границей: Италия, Франция, Марокко… У художницы было четверо детей: самый старший Евгений (Женя), Александр (Шурик), Татьяна (Тата) и Екатерина.

На картине художница изобразила только троих своих детей. Шурик Женя Тата Младшая дочь Зинаиды, Катя, была ещё слишком мала, чтобы сидеть за общим столом – ей не было ещё даже 1 года.

На картине художница изобразила только троих своих детей.

Младшая дочь Зинаиды, Катя, была ещё слишком мала, чтобы сидеть за общим столом – ей не было ещё даже 1 года.

Копилка опорных слов ЧТО? комн а та ст о ловая стол белая скатерт ь ку в шин т а релки Су п ница – фарфоровая кастрюля для подачи супа на стол. гр а фин ст а каны с о лонка с а лфетки бул о чки о лад ь и

Копилка опорных слов

комн а та ст о ловая

белая скатерт ь

ку в шин т а релки

Су п ница – фарфоровая кастрюля для подачи супа на стол.

гр а фин ст а каны

с а лфетки бул о чки

Копилка опорных слов КТО? мал ь ч и ки Ж еня Ш урик дев очк а Т ата А ещё? Кухарка

Копилка опорных слов

мал ь ч и ки Ж еня

Копилка опорных слов Что ДЕЛАЮТ? с и дят смотрят п ь ёт о гл я нулся н а л и вает су п

Копилка опорных слов

с и дят смотрят

п ь ёт о гл я нулся

н а л и вает су п

Прежде, чем записывать составленные предложения, давайте вспомним, из каких частей должен состоять текст . Начало Основная часть Концовка

Прежде, чем записывать составленные предложения, давайте вспомним, из каких частей должен состоять текст .

Кухарка разливает суп по тарелкам . Женя уже приступил к еде , но оглянулся на маму . Тата тоже внимательно смотрит на маму , которая рисует . Шурик пьёт воду . Основная часть.

Кухарка разливает суп по тарелкам . Женя уже приступил к еде , но оглянулся на маму . Тата тоже внимательно смотрит на маму , которая рисует . Шурик пьёт воду .

Концовка (вывод) Мне понравилась эта картина потому, что….. Выразите своё личное отношение к картине.

Мне понравилась эта картина потому, что…..

Выразите своё личное отношение к картине.

С очинение по картине

К ухарка разливает суп по тарелкам . Ж еня уже приступил к еде , но оглянулся на маму . Т ата тоже внимательно смотрит на маму , которая рисует . Ш урик пьёт воду .

Читайте также: