Сочинение на тему униженные и оскорбленные в романе достоевского преступление и наказание

Обновлено: 02.07.2024

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть "униженным и оскорбленным" глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: "Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами". Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее "каморке", которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — "задавленного бедностью", "изуродованного нищетой" "бедного и больного студента".

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. "Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою", — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. "Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. "

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. "За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения". Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти "от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. ". А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в "Дневнике писателя": "Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы".

Достоевский уводит читателя из мира мечтаний и бросает на самое дно петербургского общества. Сами же люди настолько привыкли к этой страшной обстановке, что порой даже не обращают внимания на очередного бедного чудака. Они настолько забиты нищетой и унижены жизнью, что единственный вопрос, который их интересует: как добыть кусок хлеба на сегодняшний день. У каждого из этих людей есть своя причина падения. Они не по своей воле скитаются по наполненных вонью улицах Петербурга.

Главный герой романа Раскольников является частью этого общества. Он бедный студент, который не может найти деньги даже на проживание. Достоевский описывает его жилье, как скромную комнатушку, больше похожую на шкаф. Его одежда была настолько плоха, что даже последние бедняки на петербургских улицах обращали внимание на его одеяние.

Родион Романович мечтает о том, чтобы вырваться из плена унижения, но он настолько далек от реальности, что это становится невозможным. Я думаю, что Раскольников – безвольный молодой человек, который мог изменить свое положение, но не стал этого делать. Он искал корни проблем вокруг себя, но не заглянул в свое сердце, как это сделала Соня Мармеладова.

Раскольников понимает, что в нем зародился огромный грех: он задумал убить человека. Но, мне кажется, он настолько безвольный, что не может бороться с собой и, все время унижая себя, все-таки идет на то большое преступление.

Одним из самых ярких примеров униженных и оскорбленных персонажей в романе является Сонечка Мармеладова. Она пережила столько унижения, что порой в это невозможно поверить. Раскольников сам втянул себя в водоворот унижения, в обществе же он не имеет такого статуса. А вот Соня получила оскорбление от всего общества, которое поспособствовало ее греховному падению. Из-за этого молодая девушка даже не может делить жилье со своими родными, она вынуждена жить отдельно от них.

Какой же горькой является сцена, где Лужин винит Сонечку в краже. Как может защитить себя девушка, которая давно упала в глазах общества, да так, что ниже уже и некуда. Почему же Соня позволяет себе быть столь униженной? Все дело в любви к своим родным, об этом говорит нам Достоевский в романе. Ради того, чтобы ее семья имела тот заветный кусок хлеба, Сонечка готова на все, даже на оскорбление. Душа ее при этом остается чистой и невинной. Она читает Евангелие и признает свой грех.

В то же время Соня прекрасно понимает, почему она все это делает, для чего унижает себя. Из-за этого понимания ей становится легче. Раскольников не может принять жертву Сони. Он говорит, что намного проще было бы покончить с собой, чем терпеть позор, обладая такой огромной и открытой душой. И все же Соня думает не о себе, а о своих родных, иначе давно уже пошла бы на крайний поступок.

И все же благополучие родных для нее важнее, чем собственное. Дунечка также унижена обществом. Но ее этот факт не останавливает. Мать в письме к Раскольникову характеризует свою дочь, как умную, с твердым характером. Если уж Дуня решила, что она отдаст себя в жертву ради семьи, то так оно и будет. Это значит, что девушка готова вынести все, что выпадет ей на нелегком жизненном пути. Однако Дуня не настолько жертвенна, как Соня Мармеладова. Сестра Раскольникова знает свою цену и не даст унизить себя больше, чем она может это позволить.

Образы Мармеладова, отца Сони, и Катерины Ивановны, его супруги, также относятся к униженным и оскорбленным. По моему мнению, Мармеладов духовно близок с Раскольниковым. Он также безвольный человек. Вместо того чтобы искать выход из положения, Мармеладов выбрал для себя легший путь – подался в пьянство. Ему горько видеть слезы Катерины Ивановны и слышать ее упреки, а еще хуже, если она и вовсе молчит.

Его старшая дочь Соня торгует своим телом, чтобы прокормить семью, а он берет эти грязные деньги и пропивает их, вместо того, чтобы заработать самому и покончить с ее ремеслом. Мармеладов рассказывает о своей нелегкой судьбе Раскольникову. Его устами кричат все униженные и оскорбленные, которых мы видим повсюду на улицах Петербурга.

По-своему несчастна и его жена Катерина Ивановна. Эта женщина каждое утро просыпается с мыслью, чем накормить детей. Она видит их голодные глаза и ей хочется кричать от отчаяния. Катерине Ивановне очень жаль Соню, она понимает тяжесть бремени, которое свалила на себя эта девочка. И все же не взять эти деньги она не может.

Есть ли выход из этого состояние униженности? Я думаю, если он и есть, то только внутри каждого человека. Когда мы не можем поменять то, что происходит вокруг нас, мы всегда можем поменять свое отношение к происходящему. Также и здесь. Нужно верить в то, что это состояние – временно, как и земная жизнь.

К категории этих несчастных людей прежде всего относится семья Мармеладовых, которая живет в тяжелейших условиях, в нищете, испытывая огромную нужду во всем.

Содержание

Одной из основных поднятых автором проблем в произведении стала тема “маленького человека”, униженного и оскорбленного. Она уже затрагивалась писателем в произведении “Бедные люди”, но в романе “Преступление и наказание” прозвучала с новой силой.

Итак, действие романа происходит в Петербурге в шестидесятые годы XIX столетия. Это было очень сложное для России время: отмена крепостного права не привела к резкому улучшению жизни низших слоев населения, старый мир был разрушен, а новый только начал формироваться. Наступила эпоха капиталистических отношений, и Петербург, изображенный в романе, - это огромный буржуазный город, город разительных контрастов и противоречий, город мрачный и враждебный простому человеку. Обитать в таком городе особенно тяжело маленькому человеку, живущему на грани бедности и нищеты, человеку, лишенному всяческих прав и средств к существованию.

К категории этих несчастных людей прежде всего относится семья Мармеладовых, которая живет в тяжелейших условиях, в нищете, испытывая огромную нужду во всем. Практически каждый член этой семьи обречен на гибель, так как, по словам главы семьи, бывшего чиновника Мармеладова, “в бедности вы еще сохраняете благородство врожденных чувств, в нищете же никто и никогда”. Другими словами, из бедности человек еще может выбраться, из нищеты - никогда. Когда-то Мармеладов занимал хорошую должность, но лишился ее из-за своего пристрастия к спиртному (первоначально Достоевский хотел написать “Книгу о пьяненьких”). Он, как и многие другие герои Достоевского, способен к самоанализу, наделен языком, и даже красноречивым. Он понимает, что во многом он виноват сам, и не пытается найти себе особого оправдания. Мармеладов сам себя не уважал и презирал. Единственное, что ему было необходимо, — это сочувствие и сострадание. Мармеладов переступил черту бедности и очутился “на дне”, ему было некуда идти, не от кого ждать помощи. И как результат - несчастный случай и смерть.

“Некуда идти” и жене Мармеладова Катерине Ивановне. Когда-то она принадлежала к средним слоям общества, но после реформы 1861 года и преобразований в обществе вынуждена жить в нищете, при этом пытаясь сохранить человеческое достоинство. Гордость и воспоминания о прошлом делают ее жизнь еще только мучительнее. Ей приходится ухаживать за маленькими детьми, влачить жалкое существование. Суровая жизнь и мучительная болезнь приводят ее к гибели.

Сонечка Мармеладова - особенная героиня романа. В ее образе Достоевский показал все самое лучшее, что может быть присуще маленькому человеку. Это и жертвенность, и сострадание, и любовь к людям. Сонечка — сильная личность. Она приносит себя в жертву ради других, хочет избавить других, дорогих ей людей, от роли жертвы. Она “принуждена была получить желтый билет”, чтобы помочь семье. Она, несмотря на труднейшие условия жизни, сумела сохранить в себе веру в будущее, веру в человека.

“Вечная Сонечка” - так характеризует ее Родион Раскольников, который во многом ей обязан, и прежде всего своим духовным и нравственным возрождением. Для автора “вечная Сонечка” стала идеалом смирения, кротости, покорности и любви к людям. Она “вечна”, так как вечны те идеалы, которые она проповедует и которых придерживается. Сонечка Мармеладова - один из самых ярких и важных образов в романе.

Та же судьба и у семьи Родиона Раскольникова. Его сестра Дуня, желая помочь брату и матери, готова пожертвовать собой и выйти замуж за богатого ис делового человека Лужина, к которому она чувствует отвращение. Это еще один пример самопожертвования и геройского поведения людей, попавших в труднейшие условия.

К жертвам Петербурга относится и Лизавета, вынужденная терпеть все от своей сестры.

Другие персонажи романа, в том числе и эпизодические фигуры несчастных людей, встречающихся Раскольникову на улицах Петербурга (девочка, встретившаяся Раскольникову, которую напоили и обманули, женщина, бросившаяся с моста в воду, и другие) еще более дополняют картину общего безмерного горя. Стоит отметить, что лейтмотив романа - вонь, духота, безысходность - проходит через все произведение.

Достоевский в своем романе “Преступление и наказание” показал нам жизнь не аристократического Петербурга, а трущобы, где существуют обездоленные, нищие люди. Не случайно в романе нет ни одного описания великолепия архитектурных памятников. Писатель очень точно описал нам в желтых, серах тонах дома, улицы, ясно, что автор сам наблюдал за тяготами этих нищих.
В романе очень много не заметных на первый взгляд, но весьма важных мелочей. К примеру описание кабака, где познакомился Раскольников с Мармеладовым: “Было душно, так что было

даже нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было сделаться пьяным”. Так же очень угнетающее автор описывает нам жилище Раскольникова: “Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становится в ней жутко”.

Эти описанием автор как бы говорит, что такая жуткая, убогая обстановка ни могла ни подтолкнуть к осуществлению его бесчеловечной теории.
Достоевский в романе отразил жизнь униженных и оскорбленных, жизнь маленьких

людей. Петербург автор показал нам с другой стороны, стороны, где полно нищеты, убожества и обездоленности. Достоевский описывает нам страшные, ужасающие картины голода, холода, пьянства, нищеты, – все это удел Мармеладовых. Катерина Ивановна – женщина вечно больная, худая, страдающая, ужасается мысли, что ее дети обречены на такое же жалкое существование в котором живет она.

Еще страшнее судьба Сони Мармеладовой, способной на пожертвование ради близких и дорогих людей, которое и подтолкнула ее за черту. Соня – это светлый образ романа, она грешница, но святая грешница. Так как пошла на это не ради себя, а ради помощи своим близким, она остается светла душой.

Поэтому она не отвергает Раскольникова, когда тот признается ей в преступлении, она видит в убийце человека.
Судьба Сони, схожа с судьбой еще одной героини Дуни Раскольниковой. Дуня дочь обедневшего дворянина, которая ради брата продает себя. Они разные с братом.

Раскольников смог убить процентщицу и ее сестру. Дуня не смогла выстрелить с Свидригайлова, который сделал ее так много зла, так как разглядела в нем человека, который имеет право на жизнь.
Достоевский так точно показал нам мир униженных и оскорбленным, что нам становится страшно от столь реальных картин жалкого существования. Этим романом, автор дает нам понять – нужно менять этот мир в лучшую сторону, но не ценой убийства, в с помощью любви, вере в Бога.

Читайте также: