Сочинение по картине серебряковой автопортрет с дочерьми

Обновлено: 05.07.2024

Урок-развитие речи. Работа с картинами В.Боровиковского и З. Серебряковой

Урок развития речи в 3 классе

Учитель: Устинова Е.Ю.,

1 квалификационная категория

показать, что меняется в жизни людей с течением времени, а что остаётся неизменным

формировать умение наблюдать, сравнивать, классифицировать при

работе над картинами;

определять тему и настроение произведения.

Оборудование:

иллюстрации картин, лупы, словари.

Формируемые УУД:

— личностные : художественно-эстетическое, духовно-нравственное развитие на основе знакомства с живописью В.Боровиковского и З.Серебряковой;

— регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу;

— познавательные : ориентироваться в жанре картины, определять настроение автора, которым он хотел поделиться; рассматривать репродукцию и находить детали , осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;

— коммуникативные : строить понятные высказывания, учитывать точку зрения выступающих, задавать вопросы, последовательно и полно передавать информацию.

Подготовка к восприятию. Постановка цели урока.

— Вспомните, как называется глава, в которой мы работаем? ( Сравниваем прошлое и настоящее)

— Вы поняли, какая семья жила в 18 веке, а какая в 20в.? Что помогло догадаться?

_ Как изменился внешний облик людей за два столетия? (Причёски,одежда)

— На портрете В.Боровиковского изображена графиня Безбородко с дочерьми: Любой(сл.) и Клеопатрой(спр.)

— Вы можете догадаться, кто изображён на картине З.Серебряковой? Прочитайте название картины. Оно вам поможет.

— На портрете изображена сама художница с дочерьми: Катей(сл.) и Татьяной(спр.)

— Похожи ли сестры на свою мать на каждом портрете? Чем похожи? (Причёсками, фасонами платьев)

— А передал ли художник чувство, которое связывает людей на портретах?(Сидят прижавшись, обхватывают друг друга руками)

— Обратите внимание на медальон у графини. Что вы можете сказать о нем? (Он висит на длинной нитке жемчуга. Сам медальон держит младшая дочка, а нить держит мать, а также пропускает между пальцев и старшая дочь. Таким образом, все связаны одной нитью. А на медальоне портрет брата девочек и сын графини Андрей, который в это время находится далеко)

— Рассмотрим портрет З.Серебряковой. Что мы можем сказать о нем? Что бросается в глаза? (Три человека близки друг другу: благодаря переплетению рук они составляют единое целое)

— Какое выражение лица у матери? (излучает добро, любовь, нежность)

— Доверительные ли у них отношения? (Да, мать близкий им человек)

— Что меняется с течением времени? (Одежда, прически)

— Что остаётся неизменным, несмотря какой век за окном- 18 или 20? (Чувства людей, их любовь и привязанность к близким, желание заботиться о своих детях, тревога за них – это то, что остаётся неизменным независимо от исторического времени)

Александр Андреевич Безбородко



И.-Б. Лампи-старший. Портрет князя А.А. Безбородко. 1794. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Александр Андреевич Безбородко (14 марта 1747-6 апреля 1799) — светлейший князь (1797), действительный тайный советник, дипломат, государственный канцлер (1797), обер-гофмейстер (1793). Из украинского рода Безбородко. С 1775 года — секретарь Екатерины II, составитель манифестов и многих других документов (до 1792). С 1780 года — член коллегии иностранных дел, с 1784 года фактически возглавлял ее. С конца 80-х годов до 1792 года был ежедневным докладчиком Екатерины II по всем важнейшим вопросам. Принимал участие в подготовке и заключении главнейших международных актов России последней четверти 18 века: добился признания Турцией присоединения Крыма к России (1783), подписал выгодный для России Ясский мирный договор 1791 года с Турцией, конвенцию о третьем разделе Польши (1795) и др. После смерти Екатерины II сохранил главенствующее положение в иностранных делах, в 1797 году получил чин канцлера и титул светлейшего князя. Был крупнейшим помещиком Юга.



А.Н. Бенуа. Выход императрицы Екатерины II



Художник Ильяс Файзуллин. Визит Екатерины II в Казань



Екатерина II (путешествие по России в 1787 году) Мейс Фердинанд

При императоре Павле I сохранил первенствующее положение в Коллегии иностранных дел, в 1797 совместно с князем А.Б. Куракиным был уполномоченным при заключении договора с орденом Иоанна Иерусалимского (Мальтийский орден). В день коронации Павел I пожаловал Безбородко княжеское достоинство с титулом светлейшего, звание бальи Св. Иоанна Иерусалимского, назначил его гофмейстером и членом своего Совета. Павел I подарил Безбородко 16 тыс. душ крестьян, 30 тыс. десятин земли. С 1797 одновременно сенатор. Единственный из всех приближенных императрицы Екатерины II до конца жизни сохранил расположение императора Павла I. В конце 1798 из-за болезни просил об отставке, но император Павел I оставил его на службе, разрешив уехать в отпуск для лечения за границу, чем Безбородко не успел воспользоваться в связи с обострением болезни. Благодаря многочисленным пожалованиям и приобретению земельных владений Безбородко к концу жизни стал одним из крупнейших помещиков (основная земельная собственность на Юге России и Украине). Безбородко собрал коллекцию картин и других художественных ценнос-тей (приобретены им преимущественно во время революции во Франции), считавшуюся среди современников богатейшей в России. Завещал свыше 210 тыс. руб. на Воспитательный дом, на которые его наследником был создан Нежинский лицей. Женат не был, но от актрисы О.Д. Каратыгиной, с 1790 жившей в его доме (впоследствии вышла замуж за правителя канцелярии Безбородко Н.Е. Ефремова), имел дочь Наталию Александровну Верецкую (1790-1826; замужем за гвардии полковником Я.И. Савельевым). Верецкая получила прекрасное воспитание и большое приданое.

И. Б. Лампи. Портрет Александра Безбородко

Светлейший князь Безбородко Александр Андреевич. Худ. Лампи старший

Безбородко // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. — Т. III. — С. 269—270. Безбородко, Александр Андреевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб., 1900. — Т. 2: Алексинский — Бестужев-Рюмин. — С. 634—640. Григорович Н. Канцлер князь Александр Андреевич Безбородко. Т. 1-2. СПб., 1879—1881. Безбородко, Александр Андреевич // Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997. Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005.

Зинаида Серебрякова – одна из первых русских женщин-живописцев, вписавших себя в историю живописи. Творчество ее, не попавшее ни под какое влияние, достаточно независимо и самобытно.

Дети, обнявшие ее, говорят о том, что без них она не представляет своей жизни, они — важная часть ее самой. В этом выражена ее женская природа, ее суть. В самом деле, так оно и есть – Серебрякова, после смерти любимого мужа не видела радости ни в чем, кроме своих детей – их существование приободряло ее, придавало сил, жизни. Это можно сказать по тому, как часто она изображала на многочисленных полотнах своих детей.

Дети – это одна из главных тем ее картин. Серебрякова, кстати, являлась внучкой самого Бенуа. Благодаря связям ей предлагали даже место профессора Академию художеств, она, по скромности своей, отказалась.

Сочинения по картинам 5-9 класс

Картина известного русского художника Ивана Билибина, который один из первых рассмотрел проблему иллюстраций детской литературы. На сегодняшний день сложно представить себе книжку без картинок. Самые лучшие иллюстрации были нарисованы еще во времена развития детской литературы, но до сих пор пользуется популярностью.Эта картина является частью.

Каждый из нас помнит чудесные русские сказки, которые он читал в детстве. Со временем они совершенно изменялись. Люди рассказывали их друг другу, добавляя что-то свое и этим существенно обогащая общее содержание. Сказки сначала не публиковались. Лишь в 17 веке, во второй его половине стали появляться книжки, которые именовались лубком.В них.

Перед нами иллюстрация к знаменитой сказке. Билибин – настоящий мастер, сумевший передать особую красоту этого удивительного жанра. Сказки позволяют нам погрузиться в мир полный чудес. В нем травы. Звери и птицы умеют разговаривать. Человек их прекрасно понимает.Жар-птица – истинное волшебство. С такой героиней не сравниться ни одна птица. Ее.

Описание картины И. Грабаря Февральская лазурь (505)

И.Грабарь один из русских художников-живописцев 19-20 веков, его учителями были такие известные личности как И.Репин и П.Чистяков. Больше всего мастер любил изображать на своих полотнах несравненную красоту родных русских земель.Художник очень трепетно относился к истинно русскому дереву — березе, и именно ее очень часто можно встретить на.

Сочинение И. К. Айвазовский “Радуга” (567)

Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист. В картине “Радуга” нашли отражение романтическое мировосприятие мастера, его восхищение необъятной, вечно изменчивой стихией моря. В центре внимания художника – тема кораблекрушения. Зрительно полотно можно разделить на две части. Задний план более мрачен, преобладают.

Сочинение по картине "Май 1945" А. и С. Ткачёвых (769)

Художники братья Ткачёвы, Сергей Петрович (1922) и Алексей Петрович (1925) приобрели значи­тельную известность ещё в середине прошлого века. Художники имеют многочисленные награды и звания. Ещё с 1948 г. они начали писать картины вместе, в две кисти — такое бывает не так часто, особенно соавторство на столь продолжительный период. Военная тема занимает.

Сочинение по картине 3. Е. Серебряковой "За туалетом. Автопортрет" (501)

Судьба талантливой художницы Зинаиды Васи­льевны Серебряковой сложилась счастливо и одно­временно трагически. Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений талантли­вых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не свя­занного с искусством. Счастливое детство, юность.


Похожи ли сёстры на свою мать на каждом портрете? Видно ли, как они к ней относятся? Как можно назвать то чувство, которое связывает людей и на портрете Владимира Боровиковского, и на портрете Зинаиды Серебряковой?
? Сможешь ответить на эти вопросы?

Глядя на одежду и причёски изображённых на портретах людей, мы можем догадаться, какой портрет написан в XVIII, а какой в XX веке. На портрете Боровиковского изображена графиня Анна Ивановна Безбородко со своими дочерьми: Любой (слева) и Клеопатрой (справа). На портрете Серебряковой изображена сама художница Зинаида Серебрякова с дочерьми: Катей (слева) и Татой, Татьяной (справа).

Девочки на каждом портрете похоже одеты (у сестёр Безбородко одинаковые фасоны платьев; у сестёр Серебряковых одинаковые тельняшки): так во все времена принято одевать сестёр.

На портрете Боровиковского между дочерьми и матерью видно фамильное сходство. Позы, жесты, наклон головы старшей из сестёр на этом портрете – всё это выражает нежную привязанность матери и дочерей друг к другу. Можно обратить внимание на медальон, который находится на длинной нитке жемчуга и который нежно держит младшая девочка. Эту нить жемчуга держит мать, пропускает между пальцев Любочка и, наконец, сам медальон оказывается в руках у Клеопатры. Таким образом, все изображённые члены семьи оказываются связанными между собой и с 20-летним братом девочек и сыном графини – Андреем, который изображён на медальоне. Андрей в этот момент находится далеко.

На портрете Серебряковой также бросается в глаза, насколько три изображённых человека близки друг другу: взаимным переплетением рук они составляют единое целое. Нежное лицо матери излучает любовь, во взгляде есть теплота и трогательная застенчивость. В лице Кати чувствуется какая-то напряжённость, возможно, обидчивость и ранимость. Лицо Таты более открытое и жизнерадостное. В целом видно, насколько мать – близкий девочкам человек.

Таким образом, делается понятно, что людей на обоих портретах связывают самые нежные, родственные чувства.

– Чем нам интересны люди на портрете 18 века? – спросил Михаил Потапович. – Неужели только тем, как они одевались и как причёсывались?
? Ты можешь ответить на этот вопрос?

Нас интересуют отношения между людьми, их взаимные привязанности, их внутренний мир. А это как раз то, что сохраняется в людях независимо от того, в какую эпоху они живут.

С течением времени не всё меняется! Чувства людей, их любовь и привязанность к близким, желание заботиться о своих родителях и детях, тревога за них – это то, что остаётся неизменным.

? О чём же рассказывает музыка: Золушка уже попала на бал или ещё нет?

*
*
*
*
*
*


— Как неожиданно увидеть в Рыбинском художественном музее автопортрет Зинаиды Серебряковой с дочерьми Татой и Катей. Вы не знаете, Андрей Борисович, как он здесь оказался?

— Эту картину, написанную в 1921 году, Зинаида Евгеньевна пожертвовала Обществу помощи художникам. А правление организации подарило полотно Рыбинскому музею.

— Надо же, подарок Обществу помощи. Насколько я помню, Серебрякова после революции сама жила очень бедно.

— Не просто бедно, а впроголодь. Это было немыслимо трудное время для Зинаиды Евгеньевны. Родное имение разграбили и сожгли, любимый муж умер от тифа. На руках тридцатипятилетней художницы осталась пожилая мать и дети. Чтобы прокормить семью, Зинаида писала картины сутки напролёт. И на автопортрете мы видим её с кистями в руках. Но картины продавались плохо, жить было не на что.

— Какая тяжкая ноша досталась этой хрупкой женщине! И ей хватило сил не погрузиться в отчаяние, окружить детей теплом.

— Да, это видно и по автопортрету — художница держит кисти и одновременно обнимает дочку. А вторая дочь обвила маму руками за шею.

— Зинаида здесь сама как ребёнок — открытая, беззащитная. И столько любви, столько нежности в переплетении рук девочек, в их взглядах. И ведь дальше судьба Серебряковых сложилась непросто?

— Вы говорите, Зинаида отправляла деньги близким? То есть, её дочки остались в России?

— Такие перемены в подростковом возрасте — из советской России переехать в столицу искусств. И к маме! Наверное, Катя наконец вздохнула свободно.

— Всё было не так просто. В Петербурге, то есть, уже в Ленинграде, о детях заботилась бабушка. Она не работала и всю себя посвятила внукам. А в Париже в маленькой тесной квартирке Зинаиды Евгеньевны царил неуют. Художница много работала, часто болела, практически не готовила. И Катя взяла весь быт на себя. В заботах о маме она провела всю жизнь и так и не вышла замуж.

— А старшая дочь Зинаиды, Тата — что стало с ней?

— Она так и жила на родине. Окончила хореографическое училище, затем Ленинградский институт живописи. Вышла замуж, родила сына. Работала художником сцены во МХАТе. С мамой Татьяна встретилась только через тридцать шесть лет после расставания. Ей разрешили выехать в Париж в 1960 году во время хрущевской оттепели.

— Как вы думаете, Андрей Борисович, девочки обижались на маму? Тата — за горечь многолетней разлуки, Катя — за неустроенную жизнь на чужбине?

— Ни в одном источнике я не встречал даже намёка на это. Ведь и самой художнице жилось несладко. Душа её болела за старенькую маму и за детей, стремление заработать для них побольше оборачивалось хронической усталостью. Катя с Татой это прекрасно понимали, они относились к маме с состраданием. И любовь, запечатлённая на автопортрете Зинаиды Серебряковой с дочерьми, с годами стала только глубже.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.



Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Читайте также: