Сочинение по картине проводы ополчения

Обновлено: 03.07.2024

Любой художник мечтает после себя оставить серьезное полотно, отражающее тяжелые моменты родины. Эту картину Юрий Ракши посвятил Куликовской битве, а именно о том, как народ объединяется и идет на войну.

В основе данной картины мы видим людей, в число которых включены и старики, и женщины, и даже дети. Они стоят у стен белокаменного города и отправляют своих родных и любимых людей на опасный и кровопролитный поход. Все они понимают, что такие битвы заканчиваются кровопролитием и потерей бойцов, но для защиты своих земель человек сделает все что угодно.

На переднем плане перед нами предстает молодая белокурая женщина. Лицо княгини печальное и грустное. Ведь она тоже провожает своего любимого мужа на серьезную битву, веря в благоприятный исход. Рядом с ней стоит такой же грустный мальчик и девочка, которая тихо сидит на земле. Весь ее вид говорит что в душе у нее очень смешанные чувства, это и радость о рождении будущего ребенка, и горечь утраты любимого человека.

Чуть подальше мы видим московские белокаменные ворота из которых идут, гордо подняв голову, будущие защитники своей родины. На их лицах серьезность и тоска, но весь внешний вид из кольчуги, с пикой и со щитом придают образу уверенности. Эти стены и ворота при первом взгляде, кажется, что они будто возвышаются и уходят в небо, касаясь воздушных облаков.

Очень тяжело воспринимается толпа плачущих женщин, которые на такую войну отправляют и отцов, и мужей, и братьев. Ведь исход войны неизвестен, может дети станут сиротами. Довольно печально изображена девушка в ярко красном сарафане, которая сидя на траве и взявшись за голову сильно и громко рыдает.

После изучения этой картины в душе остается не приятный осадок о том насколько тяжела русская доля. Независимо от нависшей угрозы эта картина нам говорит одно, что перед лицом серьезной опасности весь народ в составе и бедных, и богатых объединится против такого серьезного врага.

Вариант 2

Стоя перед холстом, зритель понимает, что главными героями здесь являются простые люди, которые очень печальны провожая своих родных и близких на поле битвы. Однако они верят в то, что враг будет побежден в этом тяжелом бою и победа обязательно будет на стороне их родного войска. А это очень важно не терять надежду самому и передать ее другому.

Автор полотна очень точно передал выражение и характер людей, которые не по своей воле оказались в такой не простой жизненной ситуации. Это полотно выполнено в очень ярких красках, которые очень хорошо передают волнение героев. Каждый герой, изображенный на этом холсте, по-своему чувствует этот волнующий момент, который запечатлел автор.

Перед глазами зрителя стоит молодая беременная женщина, обнимая сына, они отправили своего мужа и отца на эту войну. Ребенок еще не совсем понимает, какие могут быть последствия этой войны, но ему уже тяжело дается это расставание. За ними зритель видит женщин, одна из которых держа на руках ребенка, прижимает его к себе. По левую руку от девушки стоит на коленях, возможно, чья-то жена или сестра и молиться, что бы все уходящие на войну вернулись живыми в родной дом.

Видно, что все герои на полотне одеты в национальные русские одежды. Автор дает возможность рассмотреть все мелочи, которые украшаю эти наряды и насладиться ими.

Это большое горе собрало всех от мала до велика в одну команду. Они будут вместе молиться, переживать и ждать возвращения своих родных и близких, которые просто обязаны разбить врага и вернуться живыми домой. Они знают, что многие из ушедших погибнут на поле боя и не вернуться домой, и тогда придется оплакивать навернувшихся воинов.

Автор очень четко смог подобрать как цветовые, так и световые ракурсы при помощи которых зритель может сам прочувствовать все происходящее на себе. Он может представить себя на месте каждого из героев и почувствовать все их проблемы и беды, в которые они попали. Зритель может сделать свой вывод, как бы он поступил в такой ситуации. Каждый смотрящий на это полотно хочет, чтобы все провожающие в этот не простой путь воинов дождался их живыми, и что бы больше никогда не было войны.

Сочинения


Проводы ополчения описание картины

Среди убитых горем женщин, мы видим женщину в положении, которая обнимает своего первенца. Она одета в красивые одежды и видно, что она из богатого сословия. Рядом с ней упала на землю вторая женщина, она, в отличие от остальных, без платка. Видимо, он слетел с ее головы, когда она выбегала дабы провести мужчин. Рядом с этой женщиной изображена девочка, которая собирает цветы. Наверное, она хочет подарить их своему отцу, как талисман. Чуть дальше стоят женщины постарше, они уже не плачут, свои слезы они выплакали, ведь, скорее всего, уже не впервые провожают на войну своих мужчин. Эти женщины лишь безмолвно благословляют в путь воинов и молятся, чтобы все они вернулись обратно. Всех их: и богатых, и бедны, простолюдинов и женщин знатного рода, объединило горе, в лице войны.

Художник на своем полотне передал нам всю глубину переживаний того периода, когда мужчинам приходилось идти на Куликово поле, чтобы защитить землю от монголо-татар. Автор позволил нам мысленно вернуться в прошлое, в то время, когда нелегко пришлось нашим предкам, ведь им приходилось жертвовать собой, чтобы мы жили в независимой стране.

А какую оценку поставите вы?

Сочинение-описание картины Ракши Проводы ополчения

Юрий Ракша очень своеобразный и талантливый живописец. Прожил он не долго: всего 43 года, но за время активного периода творчества создал более 200 полотен. Поскольку он работал, как художник, в кинематографе, то и манера его письма очень конкретна, но в тоже время в ней много фантазии.

Идея картины возникла не случайно. Дело в том, что к 600-летию знаменитой битвы русских с ордынцами было принято решение создать полнометражный кинофильм, и Ракша, как художник должен был принять участие в его создании. Конечно, такая перспектива вдохновила его, он начал работать над будущими образами героев и историческим фоном картины и в итоге решился на написание этого полотна.

Из истории все знают, что во времена нашествия кочевников под руководством хана Батыя на Русь, все русские земли были разграблены, дружины князей разбиты, и Русь стала платить дань Золотой Орде. При этом, не смотря на выплату дани, татарские ханы продолжали делать набеги на русские земли, сжигая города и уводили в полон их жителей. Это мешало стабильному экономическому развитию и улучшению уровня жизни населения. Такое положение дел не могло долго продолжаться. Надо было освободиться от ордынского ига.

Руководство борьбой с татаро-монгольским игом возложили на себя московские князья. Сплотив вокруг Москвы некоторое количества княжеств, они поняли, что уже способны противостоять Орде и в 1382 году московский князь Дмитрий решил дать татарам генеральное сражение и двинул свои дружины на Дон.

Они выходят строем из крепостных ворот. Они молчаливы, суровы и полны решимости. Небо на полотне весёлое, голубое. Это придает больше драматизма происходящему событию.

Ратников провожают женщины, дети и старик. Старик слепой. Он опирается на посох и благословляет уходящих на битву мужчин. Провожающие понимают, что не все вернутся из похода. Кому-то придётся полечь на поле брани и их всех объединяет чувство неизбежности происходящего, но эмоции у них разные.

Мальчик стоит понурившись. Ему, наверно, самому хотелось пойти в поход, но он ещё мал для ратных дел. Девочка собирает букетик луговых цветов, чтобы подарить его уходящим воинам. Схватившись за голову, на земле сидит женщина – наверно муж или сын уходят в поход. Старуха смотрит на воинов печально, и наверно думает: сколько их поляжет в сражении.

В центре стоит знатная женщина. Она спокойна и верит в победу русского войска. Она беременна. Рука её лежит на животе, откуда скоро должен появиться новый человек. И он продолжит русский род, чтобы не случилось с уходящим воинством.

Триптих Поле Куликово


Триптих Поле Куликово

Картина была написана в 1980 году, в год смерти художника. Стала картиной, которая, наряду с рядом других произведений, прославила его имя и великолепное мастерство в веках.

История и персонажи

Главные герои:


  1. На первом плане изображён групповой портрет женщин и детей.
  2. Центральной является фигура беременной жены Дмитрия, Евдокии.
  3. Мальчик и девочка рядом с ней — дети князя. Мальчик грустен, рука матери покоится на его плече, а девочка смотрит на воинов с интересом, словно ищет среди них знакомые лица.
  4. Остальные женщины, облаченные в тёмные одежды, плачут, крестятся и крестят проходящих мимо солдат.

Ополченцы, составляющие средний план картины, проходят мимо толпы провожающих стройной колонной. В ней — и всадники, и пехотинцы в железных остроконечных шлемах и кольчугах со знамёнами и копьями в руках. Задний план — белокаменные московские стены, мимо которых протекает широкая река.

Пример сочинения по картине “Проводы ополчения”


Художник Юрий Ракша родился и жил в Уфе, закончил художественное отделение ВГИКа, работал художником во многих фильмах. Он был очень известен, однако при жизни не провел ни одной своей выставки, все они состоялись только после его смерти. Одна из известнейших его картин – триптих “Поле Куликово”. Сочинение по картине “Проводы ополчения”, которая является центральной частью триптиха, задают писать в восьмом классе, когда школьники уже могут осознать значимость и важность сюжета.

Юрий Ракша был очень талантлив, умел писать в разных жанрах, сочетать их, и в этом случае результатом работы были отличные картины. Тема войны смешивалась с исторической. Именно это сочетание занимало в творчестве Юрия Ракши особое место.

Общий план картины


Война – это сложное время для народа, когда умирают невинные люди. В триптихе художник показывает боль и трагедию народа, который прощается с родными, провожая их на войну. Люди объединяются ради защиты границ родины от врагов, желающих разделаться с русским народом и завоевать Русь. Но мы видим, что воины настроены решительно, значит, этого не случится. Перед тем как писать сочинение по картине “Проводы ополчения”, рассмотрите, что показано на разных планах. На переднем стоят люди, провожающие родных. Они огорчены, ведь их близкие идут сражаться, но во взглядах таится надежда и вера, что недруги будут повержены. Художнику отлично удалось показать выражение лиц героев картины, их состояние. И так сразу становится ясен и общий настрой, и характеры народные, и сила духа русского народа. Примечательно, что картина не мрачная, а наполнена светом. Художник использует яркие краски, детали хорошо прорисованы. Окружающую обстановку мы видим глазами героев картины и понимаем, что эта яркость обусловлена их психологическим состоянием.


Описание картины “Проводы ополчения”

На первом плане женщина, ждущая ребенка, дети не понимающие происходящего, старики, уже не раз побывавшие в таких ситуациях и потерявшие своих близких. Юрий Ракша передает атмосферу того времени. Мы можем рассмотреть одежду, быт героев, украшения и другие мелочи. Тех людей сплотило общее горе. Сообща они будут ждать, молиться о своих воинах, надеяться на победу. Конечно, разгромить вражеские полчища будет непросто, люди сгинут, и тогда горе станет общим, все живые будут скорбеть по погибшим. Все это написано на лицах людей на картине.

Особое внимание хочется обратить на беременную женщину, дорого одетую. Судя по ее внешности, сразу понимаешь, что это княгиня. На самом деле, она супруга Дмитрия Донского. На картине женщина обнимает сына левой рукой, а правая лежит на животе, как бы гладя своего еще не рожденного ребенка. В глазах ее надежда, что любимый муж, отец ее детей вернется из сложного боя. А а ведь он – предводитель этого ополчения. Мальчик, которого она обняла, стоит, опустив голову. Он, наверное, понимает, что его отец может и не вернуться из боя. И тогда мальчик останется за старшего и будет оберегать мать и младшего ребенка. Плечом к плечу стоят и знатные люди, и простые крестьяне.

Плечом к плечу

Прямо на земле сидит молодая крестьянка. На ее лице скорбь и отчаяние. Она боится лишиться мужа, ведь он является единственным кормильцем и главой семьи. Возле нее девочка с букетом. На лице ее задумчивость, потому что она еще не понимает ужасов войны. Рядом с женой Донского стоит еще одна женщина, уже не молодая. На лице ее нет слез, только тревога. Возможно, она уже не раз провожала в бой своих близких. Девушка, которая стоит рядом, смотрит вдаль со скорбью.


Второй план

Готовясь к сочинению по картине “Проводы ополчения”, обратите внимание на войско. На втором плане мужчины изображены не так четко, как будто в дымке. Огромное войско идет от ворот Кремля. Лица воинов почти неразличимы, они уже стали одним целым. Горе и страдания объединили людей. Остались женщины с детьми и старики, а мужчины могут и не вернуться. Но сделать ничего нельзя, ведь они защищают своих близких и родину от врагов.

Любимой темой художника Юрия Ракши была история. Картины “Проводы ополчения”, “Благословение на битву” и “Предстояние” составляют триптих. Они считаются лучшими из его работ.

Это один из примеров сочинения по картине “Проводы ополчения”.

Краткая биография Юрия Ракши

Юрий Мефодиевич Ракша родился в 1937 году у простых уфимских рабочих. После раскулачивания семья перебралась в Башкирскую АССР, где и жила до 1950 года.

Отец художника в 1939 году был призван, и до окончания Второй мировой находился на фронте, поэтому мальчик всё детство провёл без него. Помимо учёбы в школе, он с 10 лет занимался в художественном кружке, а летом подрабатывал пастухом, помогая семье в трудное время.

Вариант 1. Сочинение по картине Проводы ополчения своими словами для 8 класса

Примерный план сочинения:
1. Вступление. История создания картины.
2. Сюжет картины.
3. Главные герои.
4. Цветовая гамма и средства выразительности.
5. Заключение. Мнение о картине.

Картина переносит нас во времена монголо-татарского ига. Мы видим женщин и детей, которые провожают воинов в бой. Женщины плачут — они знают, что многие из их мужей не вернутся. В толпе стоит старец, взгляд которого устремлён на небо. Он читает молитву и благословляет воинов в путь.

Центральный персонаж картины — княжна Евдокия. Лицо княжны печально и серьёзно. На нём нет слёз, ведь Евдокии нужно быть сильной, нужно подавать пример другим женщинам. Вскоре у неё родится ребёнок, и жизнь будет продолжаться.

Рядом с княжной стоят её дети. Девочка играет, улыбается. Она ещё не понимает, что может больше никогда не увидеть отца. Мальчик же опустил глаза. Может быть, он плачет, но не хочет, что бы кто-то увидел его слёзы.

В левой части картины мы видим воинов. Они идут длинным строем, их силуэты сливаются друг с другом. Войны подобны реке. Они как стихия, как древняя сила, которая всегда будет защищать нашу Родину.

Действие картины разворачивается осенью. Художник использует тёплую цветовую гамму. День солнечный, ясный. Но мы знаем, что вслед за осенью придёт тяжёлая зимняя пора. Женщинам, оставшимся одним, предстоит пережить многие испытания. На фоне голубого неба развевается красный флаг. Красный — цвет крови, которая вскоре прольётся на русскую землю.

А на заднем плане бежит река, белеют стены русского города. На горизонте виднеются бескрайние степи, поля, леса. Мне кажется, что с помощью пейзажа художник постарался передать красоту и силу нашей Родины. Да, воины погибнут, но Русь будет жить, как будет жить и окружающая её природа.

Картина Ю. Ракши рассказывает нам о стойкости русского народа, о том, что во все времена воины защищали Русь и отдавали за неё свои жизни. Война приходит и уходит, случится ещё много бед на нашей земле, но в любое время люди будут готовы объединиться ради спасения Родины.

Вариант 2. Краткое сочинение по картине Ракши

На картине изображена группа людей, которая провожает в поход войско, выходящее из крепостного сооружения, расположенного на берегу реки. Обратив внимание на средний план, мы можем наблюдать преимущественно два оттенка используемые художником в изображении войска, навевающие ассоциации с предстоящим кровопролитным сражением и скорбью от неизбежных потерь.

Провожающие люди, изображённые на переднем плане, передают гамму эмоций. Событие, сплотившее их одно, а реакции разные. Убитая горем женщина, утратившая силы стоять на ногах, опустилась на траву и держится рукой за непокрытую голову. За ней крестится молодая девушка, смиренно принимающая уход воинов. Рядом с ней зрелая женщина в тёмном платке, мужественно переживает всю тяжесть события. Её поза и жест, вместе со спокойным взглядом, дают нам понять, что жизнь закалила её стойко встречать неизбежное. Ближе к нам, судя по роскошному наряду, изображена благородная особа. Левой рукой она покрывает грустного мальчика, а положение правой руки свидетельствует о том, что текущее событие ухода войска скоро дополнится рождением ребёнка. Но и при этом в её образе сохраняется величие. Девочка, присевшая на одно колено, с воодушевляющей надеждой смотрит в сторону уходящих воинов. Её юное сознание не обременено прогнозами о возможных печальных событиях. Особо выделяется седовласый старец, стоящий позади женщин. Приоткрыв уста, держа палку в правой руке, он широко распахнул глаза, то ли от неспособности узреть события, то ли от безумия, постигшего его на старости лет. В подобных деталях автор оставляет нам волю для наблюдения и дальнейшего самостоятельного понимания его картины.

Вариант 3.

Подвиг мирного населения

Позади главной героини стоит женщина с ребенком на руках. Судя по черному одеянию, в ее семье уже кто-то уже погиб. Справа – мать, которая пережила не одни проводы на своем веку. Мысленно она благословляет героев. Возле нее замерла в поклоне невестка. Позади женщин мы видим старика. Подняв посох, он смотрит ввысь, взывая к Богу.

Воплощение горя стала девушка в сарафане, которая сидит на траве. Ее поза выражает отчаяние и безнадежность. Контрастным персонажем к ней выступает девочка на переднем плане. Она заинтересованно смотрит на войско и одновременно собирает цветы. Она верит, что все закончится хорошо и не понимает глубины трагедии происходящего

Художник детально поработал над нарядами провожающих. Можно подробно рассмотреть одежду женщин знатного рода и простолюдинок. Ярким золотисто-синим пятном выделяется убранство Евдокии. При написании группы людей автор использует палитру коричневых и светлых оттенков.

По цвету она гармонирует с изображением ополчения, которое мы видим на втором плане. Всадники, освещенные солнцем, выделены желтыми красками. В цветовой палитре пеших воинов смешиваются коричневые, серые и черные цвета. Они напоминают призраки великих героев. Над движущимся войском развивается красное знамя.

На заднем плане мы видим все то, ради чего мужчины готовы пожертвовать жизнью. За их спинами блестит насыщено-синяя река, и белеют надежные стены белокаменной крепости. А на переднем плане, на пригорке, трава пожухла, сливаясь с общим фоном. Вдалеке виднеется берег, небольшие постройки и ряд деревьев. Небо усеяно вытянутыми облаками, которые, как Божье благословение, плывут вслед за выступающим войском.

Примеры сочинений по картине Ракша

На полотне Ракша показал прощание русских женщин с мужьями-воинами, уходящими на Куликовскую битву. На переднем плане картины художник изобразил жителей города. Они разного сословия, но уход мужчин на войну их объединил. Среди провожающих в основном дети и женщины. Все герои полотна переживают о том, вернутся ли их мужчины домой. Женщины по-разному показывают свои эмоции. Кто-то рыдает, кто-то молится за сохранение мужчин, а беременная княгиня, стоя рядом с десятилетним сыном, старается сдержаться и смотрит вдаль печальным взглядом. Центральная фигура холста — княгиня, муж которой, скорее всего, возглавляет уходящее войско. На ней желто-голубое платье из парчи. Внешне она прекрасна.

Правую руку женщина бережно положила на живот, охраняя неродившегося малыша, который, может быть, никогда не увидит своего отца. У неё русые волосы, которые она заплела в косу. На голове прекрасный обруч, украшенный драгоценными камнями.
Левой рукой княгиня обнимает сына. Мальчик русоволосый. Он опустил голову, так как сильно расстроен из-за расставания с отцом. Недалеко от него присела прямо на землю девочка чуть постарше. Она не только смотрит вслед уходящему отцу, но и собирает цветы. Может быть, она хотела этот полевой букет подарить отцу, но не успела его отдать.

За девочкой художник изобразил её рыдающую мать. В бессилии женщина опустилась на землю и схватилась за голову. Её тёмные волосы распущены. По одежде видно, что она небогата. Женщина одета в светлую кофточку и тёмно-красный сарафан. За спиной рыдающей матери стоит старуха в тёмном одеянии. На её лице печаль. Она проводила своих сыновей и теперь не знает, как ей дальше жить. Рядом с пожилой женщиной художник изобразил девушку в золотистом платке из атласа. Она склонила голову и усердно молится. Позади неё стоит седовласый старец с посохом. Он поднял глаза к небу с мольбой о защите воинов.

Справа от старика находится молодая женщина, крепко прижимающая белокурого сына. Все люди стоят на возвышенности, чтобы было видно дорогу, по которой на войну уходят их родные мужчины. Общее горе объединило людей на картине. На заднем плане изображены каменные стены Кремля. Из ворот выдвигается многочисленная рать, которая отправляется защищать родную землю от врага. В ополчении идут не только знатные люди, но и бедные. Одни из них передвигаются пешком, другие выезжают на лошадях. У всех в руках копья и щиты, которые их объединяют. Идут смелые воины вдоль реки, а на другом её берегу изображены прекрасные жёлтые поля и чарующий зелёный лес. По голубому небу плывут чудесные облака. Контраст воинов с мирными просторами ещё сильнее подчёркивает горе людей, стоящих на возвышенности.

В образе женщин, провожающих своих мужчин на смертный бой, художник показал Святую Русь, которая скорбит по каждому воину. Картина Юрия Ракши вызывает у зрителей патриотические чувства, учит любить Родину и гордиться ею. Автор полотна призывает уважать защитников родной земли и всегда помнить историю своей страны.

Пример сочинения 2

В основе данной картины мы видим людей, в число которых включены и старики, и женщины, и даже дети. Они стоят у стен белокаменного города и отправляют своих родных и любимых людей на опасный и кровопролитный поход.

Все они понимают, что такие битвы заканчиваются кровопролитием и потерей бойцов, но для защиты своих земель человек сделает все что угодно.

На переднем плане перед нами предстает молодая белокурая женщина. Лицо княгини печальное и грустное. Ведь она тоже провожает своего любимого мужа на серьезную битву, веря в благоприятный исход.

Рядом с ней стоит такой же грустный мальчик и девочка, которая тихо сидит на земле. Весь ее вид говорит, что в душе у нее очень смешанные чувства, это и радость о рождении будущего ребенка, и горечь утраты любимого человека.

Чуть подальше мы видим московские белокаменные ворота из которых идут, гордо подняв голову, будущие защитники своей родины. На их лицах серьезность и тоска, но весь внешний вид из кольчуги, с пикой и со щитом придают образу уверенности. Эти стены и ворота при первом взгляде, кажется, что они будто возвышаются и уходят в небо, касаясь воздушных облаков.

Очень тяжело воспринимается толпа плачущих женщин, которые на такую войну отправляют и отцов, и мужей, и братьев. Ведь исход войны неизвестен, может дети станут сиротами. Довольно печально изображена девушка в ярко красном сарафане, которая сидя на траве и взявшись за голову сильно и громко рыдает.

После изучения этой картины в душе остается не приятный осадок о том насколько тяжела русская доля. Независимо от нависшей угрозы эта картина нам говорит одно, что перед лицом серьезной опасности весь народ в составе и бедных, и богатых объединится против такого серьезного врага.

Пример сочинения 3

В центре сюжета женщины, старики и дети. Они изображены на картине справа, стоящими рядом друг с другом и с грустью смотрящими вслед уходящим бойцам. За спиной героев виднеются белые стены крепостного вала с узкими прорезями бойниц и зелёные крыши дозорных башен. Слева от провожающих выстроилась целая шеренга солдат: впереди идут пешие воины с копьями и щитами, далее следует кавалерия.

Художник намеренно не делает акцент на лицах солдат, а всю армию прописывает в единых песочных оттенках. В результате воины практически сливаются с пейзажем и начинают казаться далёкими безликими призраками.

Образы главных героев, напротив, очень выразительны. В центре стоит беременная женщина в дорогом красном платье с голубой вышивкой и украшенном драгоценными камнями головном уборе. Левой рукой она обнимает сына, а правую положила на свой округлившийся живот.

Спереди, обессилев от горя, на землю опустилась другая темноволосая горожанка. Приложив правую руку к голове, она плачет, тоскливо вглядываясь вдаль. Третья женщина крепко прижимает к себе сидящего у неё на руках ребёнка. Девушка в платочке, стоящая позади, на прощание кланяется бойцам, потупив глаза.

Дети на картине выглядят растерянными и смущёнными. Они как будто не до конца понимают, что происходит. Пожилой мужчина и женщина, которые стоят позади, напротив, прекрасно знают, что многие солдаты сейчас отправились на верную смерть, поскольку за свою жизнь уже не раз видели подобное. Поэтому старушка тихо шепчет молитву, приложив руку к губам. Старик же стучит своим посохом о землю и призывает богов на помощь русским солдатам.

проводы русских воинов на Куликовскую битву

Сочинение по картине Проводы ополчения Ракши: описание и анализ художественного полотна

На картине Проводы ополчения показано прощание русских женщин с воинами, которые отправляются на Куликовскую битву. На переднем плане изображены городские жители различных сословий. В основном это женщины и дети. Их всех объединило общее горе, ведь многие мужчины не вернутся с поля боя домой. Каждый из них переживает по-своему: кто-то рыдает, кто-то молится, а кто-то с горечью смотрит вслед уходящим воинам.

Центральной фигурой на полотне является молодая красивая женщина знатного рода. По-видимому, это ее муж возглавляет это огромное войско и пошёл воевать против врага вместе со всеми. Под желто-голубым парчовым платьем заметен ее округлившийся живот. Левой рукой знатная особа обнимает сына, а правой прикрывает свой живот. Она словно хочет оградить своего не родившегося еще ребенка от всех бед и несчастий. Женщина старается быть сильной и не показывает свое горе на людях. Но несмотря на гордый вид и статную осанку, в глубине души она очень переживает за судьбу своего мужа и их детей. У молодой женщины русые волосы, заплетенные в косу. На голову надет обруч, украшенный драгоценными камнями.

Её сыну на вид лет восемь. Русоволосый мальчик очень расстроен из-за расставания с отцом. Он с грустью опустил свою голову. Рядом с ним на земле сидит девочка лет десяти. Она собирает полевые цветы и смотрит вслед уходящему на битву отцу. Наверное, ему предназначался этот букетик сиреневых цветов. Но в этой суматохе она не успела его отдать. За девочкой мы видим рыдающую женщину. В бессилии она опустилась на землю, а правой рукой схватилась за голову. Ее темно-русые волосы распущены. Одета она в простую одежду: светлую кофточку и темно-красный сарафан.

У нее за спиной стоит старуха в коричневом одеянии. На ее лице читается молчаливая скорбь. Видимо, она только что проводила своих сыновей. Рядом с ней находится девушка в бело-золотистом атласном платке. Она в молитве склонила голову, а правой рукой перекрещивается. Позади них стоит седовласый старик с посохом. Он поднял к небу свои глаза и молит бога помочь и защитить воинов. Справа на полотне можно увидеть еще одну женщину, крепко прижимающего к своей груди белокурого сынишку. Все они стоят на возвышенности рядом с дорогой, по которой идут на войну их мужья, отцы, братья и сыновья. Общее горе объединило всех русских людей.

На заднем плане видны белокаменные стены Кремля. Из крепостных ворот как раз и выдвигается многотысячная рать. Словно людская река тысячи мужчин идут защищать свою Родину от врага. Горожане и крестьяне, богатые и бедные, пешие и на лошадях- все объединены в этом людском потоке. В руках они держат копья и щиты. У одного из всадников в руках красный флаг.

А за этой людской рекой видна другая, настоящая с голубой водой. И на другом ее берегу желтое поле и зеленый лес, а на голубом небе плывут белые облака. Это напоминание о мирной жизни создает еще больший контраст, еще больше подчеркивает людское горе.

В образе женщин художник показывает нашу Великую Русь. Как скорбят эти жёны и матери, так и Русь скорбит, провожая на смертный бой своих сыновей. Эта картина вызывает в нас патриотические чувства. Она учит нас любить свою Родину и гордиться ею. Автор призывает нас ценить и уважать защитников родной земли. И, конечно же, не забывать свою историю.

Читайте также: