Сочинение по картине попова первый снег урок 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

вызванные первым снегом. Что такое первый снег? Это бесспорно всегда праздник!

Сейчас предлагаю познакомиться с картинами великих рус ских пейзажистов о первом

Знакомство с картинами великих русс ких пейзажистов И.И. Ши шкина “Первый снег” и

В.Д. Поленова “Первый снег”. Давайте внимательно рассмотрим эти два полотна.

Ученик: На картине В.Д.Поленова изображен первый снег. Это видно не только из её

Снег лежит местами, выпал внезапно, рано, деревья и кусты ещё не успели сбросить

листву. Река не успела замерзну ть, потому что ещё не было сильных морозов. И вода в

реке кажется тёплой по сравнению со снегом , покрывшим её берега. День пасмурный, но

светло от снега. Настроение покоя, умиротворения и сходит от картины.

Учитель: А что вы можете сказать о картине И.И.Шишкина “Первый снег”? Что общего

Ученик : Картина Шишкина называется “Первый снег”. Художник изобразил п ервый

снег. Можно говорить о том, что природа погру зила сь в глубокий сон.

Вывод : Общее с картиной В.Д.Поленова – настроение: и здесь тоже ощущение покоя и

Учитель: Обратите внимание на следующую картину. Она написана во второй половине

XX века. Это картина И.Попова “Первый снег”. Что общего в ней с предыдущими

Учитель: Чем отличаются полотна Поленова и Шишкина от картин ы Попова?

Ученик : У Поленова и Шишкина изображен только пейзаж, только природа, а у Попова

Учитель: Почему, как вы думаете, понадобилось художнику изображать людей на своих

Ученик : Это потребовалось для того, чтобы передать чу вства, эмоции, настроение людей

Учитель А сейчас послушаем стихи русских поэтов о первом снеге.

Мы прослушали стихи, посвященные первому снегу, расс мотрели картины. Давайте

попытаемся соотнести стихотворные строки с тем, что изображено на картинах.

Учитель: Да, вы правы. С приходом зимы, с первым снегом меняется и настроение людей.

Первый снег – это чудо природы, это земная красота, которой не ус таешь любоваться,

которой не перестаешь восхищаться. А ещё мне хотелось вам предложить строки И.

Кравченко о первом снеге, давайте обратимся к эпиграфу нашего у рока:

(ученики соотносят стихи с представле нными картинами)

Строки из стихотворений можно использовать в своих сочинениях, то лько не забывайте

слова из стихов заключать в кавычки, т.к. это не ваши мысли, а поэтов .

Учитель: Открываем учебники. Вам предлагается написать сочинение на основе ка ртины

И.Попова “Первый снег”. Прочитайте задание к упражнению №211 (стр.100 ).

Что необычного в задании? (Написать сочинение в форме дневниковой записи).

Ребята, сегодня на уроке развития речи вам предстоит в сочинении по картине И. Попова “Первый снег” передать свои личные чувства и настроения, вызванные первым снегом. Что такое первый снег? Это всегда праздник!

На дом вам было дано задание подобрать стихи о первом снеге. Познакомьте, пожалуйста, нас с вашими находками. Итак, кто из русских поэтов обращался к этой теме?

(Звучат стихи о первом снеге: А.С. Пушкин. Отрывок из романа “Евгений Онегин”, Е. Баратынский “Первый снег”, В. Соколов “Первый иней”, Н. Рубцов “Первый снег”, В. Брюсов “Первый снег”, И. Никитин “Встреча зимы”, И. Кравченко “Какая странная пора”, Н. Морова “Просыпалась снегом Вселенная” и др.)

Учитель: Кроме поэтов к теме первого снега обращались и художники.

Следующий этап нашего урока – знакомство с картинами великих русских пейзажистов И.И. Шишкина “Зима” и В.Д. Поленова “Ранний снег”. Давайте внимательно рассмотрим эти два полотна. Какой изображена природа на этих картинах?

(на экране высвечиваются картины с диска “Мировая художественная литература”)

Ученик: На картине В.Д.Поленова изображен первый снег. Это видно не только из её названия, но и из того, что на ней изображено.

Снег выпал внезапно, рано, деревья и кусты ещё не успели сбросить листву. Река не успела замерзнуть, потому что ещё не было сильных морозов. И вода в реке кажется тёплой по сравнению со снегом, покрывшим её берега. День пасмурный, но светло от снега. Настроение покоя, умиротворения исходит от картины.

Учитель: А что вы можете сказать о картине И.И.Шишкина “Зима”? Что общего между этими двумя полотнами?

Ученик: Картина Шишкина называется “Зима”. Художник, наверное, изобразил не первый снег. Можно говорить о том, что природа погрузилась в глубокий сон. Общее с картиной В.Д.Поленова – настроение: и здесь тоже ощущение покоя и умиротворения.

Учитель: Обратите внимание на следующие картины. Они написаны во второй половине XX века. Это картина А.А. Пластова “Первый снег” и картина И.Попова “Первый снег”. Что общего в них?

Ученики: Они посвящены первому снегу.

Учитель: Из чего это видно?

Ученик: Прежде всего из названия картин. Авторы сами указывают нам на это. “Первый снег” - так названы обе картины. А также из изображённого на них.

Учитель: Чем отличаются полотна Поленова и Шишкина от картин Пластова и Попова?

Ученик: У Поленова и Шишкина изображен зимний пейзаж, только природа, а у Пластова и Попова присутствуют еще и люди.

Учитель: Почему, как вы думаете, понадобилось художникам Изображать людей на своих картинах?

Ученик: Это потребовалось для того, чтобы передать чувства, эмоции, настроение людей при виде первого снега, первого снегопада. Учитель: И какие же это чувства? Какое настроение?

Ученик: На картине А.А. Пластова мы видим первый снегопад. Легкие снежинки кружатся в воздухе и падают на землю, покрывая ее первым пушистым снежком. За снегопадом наблюдают дети, выбежавшие на крыльцо. Девочка так обрадовалась снегу, что выбежала на улицу не одевшись, лишь только накинув на голову платок. А мальчик застыл на месте, подняв голову к небу, наблюдая за снежинками, падающими на землю. А на лицах детей – изумление, радость, восторг. И на картине И. Попова тоже запечатлено выражение радости и восторга при виде первого снега. Его героини ещё с большей силой выражают свою радость, связанную с первым снегопадом. Они очень бурно выражают свои чувства: бегают, прыгают, взявшись за руки, ловят снежинки, подняв головы к небу.

Учитель: Что же следует из всего сказанного вами?

Ученик: Первый снег – уникальное явление природы. Его долго ждут. И вот, после слякотной, серой поздней осени приходит к нам чудо - первый снег! И поэтому все так радуются ему, той чистоте, тому простору, которые приходят вместе с ним.

Учитель: Да, вы правы. С приходом зимы, с первым снегом меняется и настроение людей. Первый снег – это чудо природы, это земная красота, которой не устаешь любоваться, которой не перестаешь восхищаться. Первый снег эстетически воздействует на человека.

Мы познакомились со стихами, посвященными первому снегу, рассмотрели репродукции картин. Давайте попытаемся соотнести стихотворные строчки с тем, что изображено на картинах.

(ученики соотносят стихи с представленными картинами)

Учитель: Переходим к третьему этапу нашего урока. Вам предлагается написать сочинение на основе картины И.Попова “Первый снег”. Прочитайте задание к упражнению №211 (стр.98).

Что необычного в задании? (Написать сочинение в форме дневниковой записи).

- Каково лексическое значение слова дневник?

- Многозначно оно или однозначное?

Давайте познакомимся с его лексическим значением.

На экране высвечивается словарная статья:

1. Записи, ведущиеся изо дня в день.

2. Ученическая тетрадь для записей заданных уроков и об отметках об успехах.

Учитель: В каком значении мы будем использовать слово дневник в нашем сочинении?

Ученик: В первом значении.

Учитель: Что же отражают люди в дневнике?

Ученик: В дневнике ведущий дневник не только говорит о том, что произошло с ним в этот день, но и высказывает свои мысли в связи с событиями этого дня, общением с другими людьми, выражает свои чувства, описывает свои ощущения, говорит о своих мечтах, надеждах, размышляет. Это очень важно.

Учитель: А кто из вас вёл или ведет дневник? Для чего это нужно?

Ученик: Дневник – это твой собеседник, которому можно всё доверить.

Он – верный друг.

Учитель: А для кого вы пишите?

Ученик: Для самих себя.

Учитель: Вот и представьте себе, что вы проснулись утром и, подойдя к окну, увидели, что выпал первый снег, что снежинки кружатся в воздухе, что ваша улица изменилась, преобразилась: стала шире, ярче, наряднее. Это выпал первый снег.

- Какие чувства вызвала эта картина?

- Какие чувства вас переполняют

Ученик: Чувства радости, восторга, желание громко смеяться, прыгать, очень эмоционально выражать свои чувства.

Учитель: Но поделиться своими чувствами не с кем. И вы обращаетесь к своему лучшему другу – дневнику.

Как можно передать свои чувства на бумаге? О чем следует рассказать в первую очередь? Как выразить свою радость и восхищение?

Вы знаете о существовании различных средств художественной выразительности. Назовите известные вам.

Ученик: Это эпитет - красочные определения, сравнения, олицетворения, метафоры.

Учитель: Используя их в своих работах, вы сумеете передать главную мысль своего сочинения, свои чувства, мысли, настроение.

Итак, мы приступаем к следующему, 4-у этапу в нашей работе.

Не забывая о том, что ваше повествование дневниковая запись, займемся сбором материала, ведь нам необходимо в своей работе использовать репродукцию картины И. Попова.

Внимательно рассмотрим картину “Первый снег”.

Каким может быть снег?

Для удобства в работе по сбору материала составим таблицу.

Итак, вам было дано задание подобрать эпитеты для описания снега и неба. Сейчас мы внесем их в свою таблицу.

Заполняется таблица, вычерченная на доске.

снег небо дома тротуар люди деревья собака

Учитель: - Каким может быть первый снег?

- Рассмотрите небо, подберите словосочетания, характеризующие его.

- Где происходит действие? Что вы можете сказать о домах, о тротуаре?

- Обратите внимание на людей, изображенных на картине. Что можете сказать о их действиях? Как вы думаете, знакомы ли они автору картины?

- О чем говорят следы во дворе?

- Кто ещё изображен на картине? (Девушка у окна, человек в телефонной будке, щенок).

- Почему так много героев? Кому звонит молодой человек?

О чём он говорит своему собеседнику? О чём думает девушка, глядя в окно на первый снег?

- Почему замер щенок?

- Как сумел художник передать радостное настроение?

- А почему оно радостное? (Первый снег – всегда праздник).

Учитель: Город ещё только просыпается. А что будет через час? Днём?

Вечером? Попробуйте пофантазировать. Что бы вы записали в своём дневнике? Сколько частей может быть в вашем сочинении? Какой тип изложения вы выберете? О чем напишете в первую очередь? А затем?

Для написания сочинения необходимо самостоятельно составить план.

(Можно дать примерный план-схему:

Описание увиденного из окна.

Настроение, вызванное первым снегом.)

Учитель: После того, как будет составлен план, можете приступать к написанию черновика сочинения.

Удачи вам в работе!

Домашнее задание: написать сочинение в форме дневниковой записи (упр.211).

Приложение 1. Таблица к картине И.Попова “Первый снег”.

Приложение №2. Сочинение по картине И.Попова “Первый снег” (дневниковая запись) ученицы 7 “Б” класса Батрак Вероники.

Как только я проснулась, тотчас подбежала к окошку. Меня поразило, что наша улица, тротуары и мостовая, крыши домов – всё успело покрыться снегом. И когда же он успел так нападать?

Скорее всего, снег шёл всю ночь. А на утро улица полностью изменилась. Вместо тёмного и пасмурного утра я вижу светлое и весёлое. Настроение очень радостное! Я так рада первому снегу! И не только я. Вон и соседки уже проснулись, выбежали на улицу и радуются первому снежку! Даже щенок Филя вприпрыжку прибежал за девочками. Прибежал и вдруг замер: он впервые увидел снег и может понять, что это такое.

Стоит на месте и внимательно наблюдает за снежинками, летящими с неба.

В телефонной будке какой-то парень разговаривает по телефону. Наверное, он с кем-то делится своим хорошим настроением, рассказывая о первом снеге.

Снег везде: на крышах домов, на деревьях, на подоконниках. Крупные, лёгкие и пушистые снежинки всё падают и падают и устилают улицу. От снега на улице очень светло, даже режет глаза. Но вот что интересно: он не везде белый. Он то сероватый, то розоватый, а около домов с желтоватым оттенком. Это потому, что на него падает отблеск света из окон.

Как хорошо! Как легко и радостно! Первый снег – это всегда для меня маленький праздник.

Сегодняшнее утро было светлым и радостным. Надеюсь, что и весь день будет таким же!


На переднем плане картины художника Попова "Первый снег" мы видим ликующих от радости и восторга троих девочек! Они радуются первому снегу!
Должно быть, снег долгожданный, ведь их радость кажется бесконечной! Девочки веселятся, прыгают, кружатся, поднимают вверх руки и скорей всего выкрикивают слова радости от того, что выпал снег.

На картине мы видим городской пейзаж – улочку с небольшими домами в два-три этажа, которые раскрашены в желтые цвета, вдали виднеются серые постройки, возможно, это окраина города, и дальше расположен какой-то завод или фабрика.

Улица и крыши домов под слоем снега, судя по всему, он шел всю ночь и все еще идет, не переставая – крупные хлопья снега медленно падают на землю. Большое дерево, растущее во дворе между домами, еще не сбросило все листья, и они под тяжестью оседающих на них хлопьев мокрого снега падают на заснеженную улицу, образуя зеленые пятна на белом ковре снега.

Вдоль домов с двух сторон улицы проложены тропинки по снегу, которые уже запорошены падающим снегом. Протоптаны тропинки, скорее всего теми, кто рано утром ушел на работу. А в данный момент улицы опустевшие, если не считать главных героев картины – трех девочек, вдали видна одинокая фигура медленно бредущего прохожего и заметна фигура в телефонной будке.

Во всем чувствуется, что вчера еще вечером была осень в самом разгаре, никто не ожидал снега, а вот он выпал так нежданно и все в изумлении: и дома, и деревья, и люди, даже собачка – она стоит посреди улицы немного озадаченная и даже в позе животного чувствуется удивление. Люди вышли на балкон и удивленно наблюдают за произошедшими изменениями.

Человек, который разговаривает в телефонной будке, смотрит на улицу, на снегопад и явно рассказывает своему собеседнику по телефонной линии о первом снеге. А кто же в центре картины? Это три девчушки-подружки, которые выбежали на улицу из соседних домов и прыгают, танцуют, всячески радуются первому снегу. Они восторженно вскинули руки вверх и кружатся в беспорядочном, интуитивном танце, сливаясь с природой в едином порыве. А снег все идет и идет.

После просмотра и подробного анализа картины можно сказать, что главным замыслом художника было – передать два главных чувства, испытываемых людьми во время первого снегопада, или если можно так сказать, показать слияние чувств. Это – удивление и радость. Изумление и восторг. Наверное, каждый согласится с этим и подтвердит, что, действительно, когда идет первый снег невозможно чувствовать только одно какое-то чувство, это всегда смешанные чувства - одновременно и удивление, и восторг.

Художнику хорошо удалось передать это смешение чувств. Но, все-таки, радости в картине больше и именно ею заряжает картина, в первую очередь, конечно же благодаря радующимся девочкам. Как говорится, нет у природы плохой погоды. В каждом сезоне и в каждом явлении природы своя особенная красота, надо только постараться почувствовать и увидеть ее. А одно из самых красивых явлений - это первый снег.


Пример сочинения описания 2

Первый снег — всегда очень радостное событие для многих людей. Он, пусть и не на очень долгий период, но покрывает землю, крыши домов, деревья и кусты, создает ощущение чистоты и мягкости всего, на чем он лежит.

Девочки, изображенные в центре композиции, очень рады первому снегу. Они собрались в круг и, наверное, пытаются ловить снежинки своими руками. Вероятно, никто не был готов к этому событию, так как ни шапок, ни косынок, ни каких-либо головных уборов на героинях полотна мы не видим. Одеты они не особо тепло. Да даже не все листья успели опасть, как мы видим по стоящему справа относительно девочек дереву. Под ним также лежат несколько желтых листьев.

Рядом с девочками стоит собака. Она с великим недоразумением и удивлением смотрит на этот странный снег. Возможно, что это щенок, ни разу в жизни не видевший снега. В любом случае, ему это интересно.

Слева от собаки расположена серая телефонная будка, в которой стоит человек. Наверное, его собеседник только и слышит слова о первом снеге. О том, как здесь, на улице стоящего в будке человека, красиво и прекрасно.

Сама улица, на которой происходит действие данной картины, представляет собой два противоположных ряда желто-серых домов. Эти дома ничем не примечательны.

Затянувшие небо тучки не пропускают солнечный свет, отчего картина кажется еще более тусклой. Этот район, скорее всего, находится не в столице, а даже если в столице, то это довольно отдаленная от центра часть города. За домами, относящимися к этой улице, можно разглядеть многоэтажные здания. Улица пустая, наверное, все еще на работе, либо еще даже не заметили выпавший снег.

Картина сама по себе очень радостная. У автора полотна И. Попова полностью получилось передать радость девочек насчет первого снега, их веселье и энергетику, наполняющую всю изображенную на картине улицу.


Пример сочинения описания 3

Перед нами пейзажная зарисовка художника Игоря Попова. Художник изобразил улицу провинциального городка в конце осени или начале зимы, во время прихода первого снега. За ночь мостовые, деревья, подоконники и крыши домов покрылись пушистым покрывалом, которое преобразило окружающий мир. Снег тихо падает до сих пор. Небо стало по-зимнему лиловым.

Событие, которое произошло ночью, повлияло на настроение жителей улицы. Многие наблюдают за снегопадом из окон. Детвора же не в силах усидеть дома. На переднем плане радуются событию три девочки. Они восторженно смотрят в небо, ловят руками снежинки, вдыхают свежий морозный воздух. Город как в сказке, выглядит более чистым, просветленным.

На картине "Первый сне" изображена неширокая улица в провинциальном городке, по обеим сторонам которой расположились двух- и трехэтажные дома желтого цвета. Они ярко смотрятся на фоне серого неба, с которого медленно опускаются на землю крупные снежинки. На дворе конец осени. Листья, которые так и не опали с деревьев, приобрели темно-коричневый оттенок.

Пушистый белый снег преобразил мир. Всего за несколько часов невзрачные улицы стали выглядеть нарядно и празднично. Если проникнуться атмосферой, можно услышать звенящую тишину, которая окутала город, вдохнуть свежий, слегка морозный и влажный воздух. С приходом снега мир стал чище и светлее. Люди, которые смотрят на улицу из окон домов, не сдерживают радостных эмоций. Взрослые радуются, как дети. Ребята, в свою очередь, спешат на улицу, чтобы успеть поймать на лету падающие снежинки и вдоволь позабавиться.

На переднем плане полотна изображены три девочки, которые радуются первому снежному дню. Они не смогли усидеть дома при виде изменений в природе. Наспех одевшись, выбежали на улицу, где приветствуют снег и танцуют, пытаются ловить крупные хлопья.

По следам, оставленным ими, несложно понять, что проживают они в разных домах. Однако встретились не случайно. За ними с интересом наблюдает человек в телефонной будке. Чуть дальше девочек стоит изумленный щенок. Впервые в жизни он увидел снег и еще не понял, что ему хочется — спрятаться от холода или веселиться, как школьницы. У подъезда одного из домов в конце улицы стоит женщина. Она на миг позабыла о делах и с восторгом взирает на происходящее.

На заднем плане виды высотные дома соседнего квартала. Приход настоящей зимы каждый год дарит людям ощущение новизны. Каждый верит, что снег принесет положительные перемены, и с позитивом смотрит в будущее. Художник сумел передать это настроение в своей работе, выразил неравнодушное отношение ко всему живому. Через своих персонажей он хотел научить зрителей радоваться коротким моментам жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока развития речи - сочинения-описания по картине с использованием причастий и наречий.

Урок развития речи в 7 классе

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СШ № 58 г.Арзамаса

Цель урока : обучение написанию сочинения-описания по картине.

-совершенствовать навыки написания сочинения по картине;

-углубить представление о пейзаже в литературе и живописи;

-развивать умение всматриваться в явления окружающего мира, наблюдать за состоянием природы и человека;

-воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование урока:

Тексы для каждого ученика.

Вступительное слово учителя:

-На сегодняшнем уроке нам предстоит стать и художниками, и писателями одновременно. Вы, как художники, должны суметь в самом простом предмете увидеть что-то замечательное, удивительное, свойственное только ему. Это непросто, ведь кроме зоркости глаз здесь нужна фантазия писателя. Записать свои впечатления, найти единственно нужные слова тоже непросто. Поэтому давайте учиться.

-Для начала проведем речевую разминку. Обратимся к предложенным текстам.

Какая чудесная снежинка села на мою ладонь! Крупная, мохнатая, она была похожа на блестящую на солнце пушинку. В стороны расходилось шесть равных лучиков, похожих на еловые лапки, а середина была, словно крошечная шестиконечная звездочка.

Снег – вид зимних атмосферных осадков. Выпадает в виде снежных кристаллов, одного из видов льда в атмосфере. Снежные кристаллы имеют различную форму. Наиболее часто встречаются шестисторонние пластинки с множеством разветвлений различных размеров.

-В каком тексте описываются снежинки вообще, а в каком конкретная снежинка?

-О каких признаках предмета сообщается во втором тексте?

(Материал, форма, причина образования).

-Как говорится об этих же признаках в другом тексте?

выражением личного отношения к снежинке, упавшей на руку).

-Почему так различаются эти описания? Ведь описывается один и тот же предмет – снежинка. (Эти тексты разные по стилю).

- Но как же описать картину самим, как построить работу над сочинением?

-Как вы думаете, что самое важное предстоит вам сделать, чтобы правильно описать картину?

(Важно понять замысел художника, и уже потом создать высказывание по теме картины, выразить своё отношение к изображенному на картине).

Беседа по содержанию картины.

-Рассмотрите внимательно репродукцию и определите жанр: портрет, пейзаж, сюжетная картина?

-Вам нужно передать состояние окружающего мира и человека.

(Настроение, самочувствие, расположение духа).

-А можно ли сказать: какое настроение у создателя этой картины?

(Да, автору радостно наблюдать обновление природы, красоту первого снега).

-Чем вызвано это радостное настроение природы и человека?

(Состояние природы вызвано наступлением зимы, а самочувствие человека зависит от состояния окружающей среды).

Запишем вывод:

В текстах – описаниях состояния окружающей среды и человека передается постоянная на данный момент картина мира и настроение человека. Состояние природы зависит от явлений окружающего мира, а настроение человека – от состояния природы. Все взаимосвязано.

Обращение к личному опыту учащихся:

-А теперь представьте, проснувшись однажды рано утром и подойдя к окну, вы восхищенно ахнули: выпал снег! Вам просто необходимо поделиться своей радостью! С кем? К сожалению, дома уже никого нет, и тогда вы берете лист бумаги…

-О чем рассказать в первую очередь? Как выразить свое восхищение?

- Какие средства художественной выразительности вам помогут? ( эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения).

-Какие предметы окружающего мира вы видите на репродукции?

( Улица города: тротуары, мостовая, высокие дома, телефонная будка, дети, собака, деревья, снег, небо, воздух).

-Каковы признаки этих предметов?

Мостовая, тротуары, крыши домов покрыты белым снегом.

Снег белый, чистый, легкий, мягкий, пушистый.

Снег сверкающий, искрящийся, переливающийся на солнце, свежевыпавший, хрустящий.

Он может порхать, лететь, валить, сыпать; плавно опускаться, весело кружить, ослепительно блестеть.

Воздух прозрачный, свежий, волнующий.

Небо сиреневое, светлое, словно умытое.

Девочки радостные, веселые, счастливые.

Жители домов, случайный прохожий, собака,- все удивленные, радостные.

-Почему вдруг замер щенок? Возможно, он впервые в своей жизни видит снег? А может, тоже не может скрыть своего восторга?

-И прохожий в телефонной будке, и малыш у окна – все рады первому снегу. Город еще только просыпается.

- О чем говорят следы на снегу, ведущие к героиням?

-Какое настроение, какие чувства вызывает у вас это живописное полотно?

(Вся картина пронизана ощущением свежести, мягкости.)

-Как достигает художник такого восприятия?

-Какими средствами он пользуется для передачи своих чувств, своего отношения к такому явлению природы, как первый снег?

(Художник использует определенные краски: неяркие, прозрачные, желтые, белые, розовые, светло-коричневые).

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе

На третье в ночь. Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок веселых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Все ярко, все бело кругом.

-Каково отношение поэта к зимнему пейзажу?

Подведение итогов.

-Итак, мы увидели изображение природы и ее восприятие человеком в разных видах искусства: в литературе и живописи, определили, каким настроением каждое изображение проникнуто. Такое изображение (независимо от вида искусства) называется пейзажной зарисовкой. Более ясное толкование этого понятия дает Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова: зарисовка – то же, что рисунок; рисунок – нарисованное изображение, воспроизведение чего-нибудь. Следовательно, пейзажная зарисовка – изображенная природа. ( В живописи – красками, в музыке – звуками, в литературе – словами).

Словарная работа.

-В сочинении желательно использовать словосочетания с наречиями, с причастиями.помогающими ярче, живее представить действия предметов.

Запись на доске:

Скрипящий под ногами снег; белый пушистый ковер; вкусный запах зимнего воздуха; морозный воздух; дома, покрытые белыми шапками; глубокие следы; крупные хлопья снега; снежинки, похожие на парашютики; темнеющие деревья; прогнувшиеся от тяжести ветви; как в сказке.

Художник изобразил городскую улицу в начале зимы. Мостовая, тротуары, крыши желто-коричневых домов - все покрылось неожиданно выпавшим за ночь снегом. Белый, пушистый, снег искрится и освещает все вокруг. Он летит, кружится, падает на землю. Крупные хлопья снега покрыли бело-розовым ковром всю землю, а дома словно надели белые шапки. Небо стало необычным, будто умытым, по-зимнему сиреневым. На его фоне видны прогнувшиеся от тяжести снега ветви деревьев.

Эта светлая радость природы естественным образом передалась и людям. Дети не в силах сдержать восторга от встречи с первым снегом. Девочки-подружки выбежали на улицу, прыгают, радуются, весело ловят руками кружащиеся снежинки. Они с удовольствием вдыхают свежий запах зимнего воздуха. Восхищаются чудом преобразования природы жители домов и прохожий в телефонной будке. Даже собака учуяла необычность зимнего утра. Город будто умылся и посветлел, как в сказке.

Автору удалось проникнуть в одну из тайн природы - снегопад. Для передачи своих чувств художник использовал не только пастельные тона, но и светлые оттенки желтого, сиреневого, светло-коричневого. Мы искренне любуемся красотой зимнего утра, изображенного на картине.

Читайте также: